Оглушило как исправить

Дефект озвончения

Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм. Диагностика нарушений осуществляется в ходе обследования устной речи. Коррекция направлена на дифференциацию фонем по признаку «глухости-звонкости». При некоторых нозологиях требуются медицинские вмешательства (слухопротезирование, ФТЛ, фармакотерапия).

Классификация

Недостатки произнесения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяются в две самостоятельные группы: дефект озвончения (звонкости) и дефект оглушения (глухости). Глухие и звонкие пары в русском языке имеют смычные (П-Б, Т-Д, К-Г) и щелевые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.

При этом фонемы в каждой паре имеют одинаковый уклад артикуляционных органов, но различаются по участию голоса. Дефектам озвончения чаще подвергаются взрывные (смычные), т. к. их произношение сопровождается более кратковременной и менее ощутимой вибрацией голосовых связок.

Выделяют следующие виды и степени дефектов:

  1. Тотальное оглушение. Звонкие согласные полностью отсутствуют в речи, все звуки произносятся глухо («Папушка ушла ф кости» вместо «Бабушка ушла в гости»).
  2. Недостаточное озвончение. При данном варианте могут оглушаться только смычные, а звонкие щелевые оставаться ненарушенными («Тетушка купил в маказине пулку» вместо «Дедушка купил в магазине булку»).
  3. Недостаточное оглушение. Парные звонкие и глухие звуки смешиваются в речевом потоке («Лена заплела козичку и савязала бандик» вместо «Лена заплела косичку и завязала бантик»).

Причины дефекта озвончения

ФФН

Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Фонетико-фонематическое недоразвитие встречается при акустико-фонематической дислалии, стертой дизартрии. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.

Тугоухость

Частичное снижение слуха является довольно частой причиной дефекта озвончения. Из-за недостаточного слухового контроля дети совершают звуковые замены акустических близких фонем. Такие субституции часто приводят к искажению семантики слов («корка» вместо «горка»). Наряду с собственным неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания речи окружающих. Поэтому в разговоре со слабослышащим ребенком слова нужно произносить достаточно громко и отчетливо.

Нарушения голоса

Тонический спазм гортанных мышц во время фонации делает невозможным вибрацию голосовых складок, следовательно, исключает образование голоса. При этом все звонкие звуки приобретают глухое звучание. Такое состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерном форсировании голоса.

Ринолалия

Возникновение дефектов озвончения при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении речевых звуков. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к тотальному нарушению звукопроизношения.

При открытой ринолалии смычные звуки имеют беззвучную артикуляцию вследствие утечки воздуха через носовую полость. Отсутствие правильного слухового подкрепления приводит к заменам близких по акустическим свойствам звуков.

Дизартрия

Фонетическое оформление речи страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут крыться как в периферических, так и в центральных парезах голосовых и артикуляторных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:

  • стертой;
  • псевдобульбарной;
  • бульбарной;
  • корковой;
  • подкорковой;
  • мозжечковой.

Двуязычие

Возникновение дефекта озвончения может наблюдаться у билингвальных детей. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребенок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.

Причины дефекта оглушения

Дефект оглушения типичен для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Мышцы речевого аппарата находятся в гипертонусе, что затрудняет их произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При данном дефекте глухие речевые звуки произносятся звонко. Одновременно с озвончением глухих, может отмечаться и оглушение звонких фонем. Возникает смягчение (палатализация) твердых согласных.

Дефект озвончения

Дефект озвончения

Диагностика

При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация ЛОР-врача и регистрация аудиограммы, т. к. довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Логопедическая диагностика при дефектах озвончения и оглушения требует всестороннего изучения речевого статуса:

  • строения артикуляторных органов;
  • состояния речевой моторики;
  • оценки дыхания, голоса, просодических компонентов;
  • обследования фонетико-фонематического строя речи;
  • анализа фонетической стороны речи.

Коррекция

Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию. При дизартрии проводятся курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, классического массажа. Расщелины лица, обусловливающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (ураноплстика, ринохейлопластика).

Основная роль в коррекции дефектов оглушения и озвончения принадлежит логопеду. На занятиях ведется работа по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематических процессов. Ребенка обучают сопоставлять речевые звуки по различным характеристикам (тихо-громко, отрывисто-протяжно, звонко-глухо).
  2. Формирование дыхания, голоса, артикуляционных укладов. Проводится дыхательная гимнастика, используются упражнения для развития высоты и силы голоса. Полезно проведение вибрационного массажа гортани, активизирующего колебания голосовых связок, зондового массажа, артикуляционной гимнастики, логопедического тейпирования.
  3. Постановка и дифференциация звуков. Рекомендуемая последовательность отработки фонем при их тотальном оглушении: [В], [З], [Ж], [Б], [Д], [Г]. Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильно-вибрационным контролем гортани. После автоматизации оглушаемых и озвончаемых звуков осуществляется длительная работа над их дифференциацией.
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ткаченко А.Е.

1

Моругина В.В.

1


1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает правильным произношением. В ходе развития речи постепенно формируется взаимосвязь деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов, что позволяет ребенку овладеть артикуляторной базой звуков и умением образовывать слоги, то есть произносительной стороной речевой деятельности. Недостаточная сформированность произносительной стороны речи может затруднять взаимодействие с окружающими ребенка людьми, а также послужить поводом для появления других дефектов речи. Одним из возможных речевых нарушений, которые могут появляться в дошкольном развитии ребенка, является дефект озвончения. Дефект озвончения – произношение всех звонких звуков, независимо от их способа и места образования, от твердости и мягкости, в виде соответствующих парных глухих звуков. Коррекционную работу по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста логопеду необходимо проводить своевременно. При этом очень важной составляющей коррекции оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков. Этим обосновывается необходимость нескольких направлений коррекционной работы. В статье представлены основные направления и задачи коррекционной работы по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста.

дефект озвончения

речевое нарушение

коррекция

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак.пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

2. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

4. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 349 с.

5. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. – М., 1973. – 272 с.

6. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – С. 271–337.

Речевое взаимодействие в наше время занимает одно из первых мест в жизни людей. Своевременное выявление трудностей в формировании правильного звукопроизношения и их преодоление способствует его нормальному развитию в дальнейшем. Чаще всего при нарушении произносительной стороны речи встречается дефект фонематического оформления речи. Самым распространенным из них, среди дошкольников, выступает дефект озвончения.

Неправильному произношению звонких и глухих согласных звуков способствует выраженная недостаточность скоординированности работы голосового и артикуляционного аппарата, тугоухость, несформированность фонематического слуха, а именно способность человека к анализу и синтезу звуков речи.

У дошкольников чаще встречается оглушение звонких согласных, то есть дефект звонкости. Чаще всего дефекты звонкости и глухости можно наблюдать при произнесении парных звуков.

Оглушение звонких согласных звуков связано с глухим произнесением, то есть произнесением без голоса следующих звуков: [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З], вследствие чего произносятся такие звуки как [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] соответственно.

Такие недостатки часто можно увидеть у детей, у которых речь развилась позднее норы, а так же у детей с тугоухость [1–3]. Важно уметь отличать их от тех детей, у которых нарушается звукопроизношение вследствие болезни горла или сильного испуга, но такие случаи в практике встречаются достаточно редко.

Озвончение глухих согласных звуков [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] связано с произношением этих звуков с участием голосовых связок и звучат как звуки [Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З]. Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков.

Анализ литературы показывает, что дефект озвончения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, т.к. при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида нарушения озвончения:

а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню – Бабушка пошла в баню);

б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло – У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор – Голуби залетели на двор; детушка – дедушка и т. п.);

в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда-В волосах завязана бантом лента).

Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Стоить отметить, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Представляется возможным сделать следующие выводы, что одним из часто встречающихся нарушений звукопроизношения является дефект озвончения. Озвончение глухих согласных звуков связано с произношением глухих звуков с участием голосовых связок. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары.

Самым важным при исправлении дефектов озвончения оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков, но ни в одном из этих случаев не стоит забывать о проверки достаточной автоматизации смешиваемых звуков.

При исправлении дефектов озвончения, первоначально нужно обратить внимание на последовательность коррекционной работы.

На первом этапе исправления звукопроизношения согласных лучше начинать с щелевых звуков, а именно с наиболее простого по артикуляции звука [в]. На следующем этапа следует перейти к более сложным – звукам [з] и [ж]. В последнюю очередь занимаются устранением дефекта при произнесении звуков [б], [д], [г], в соответствии с данной последовательностью.

Перед началом коррекционной работы следует провести ряд подготовительных упражнений, таких как поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе; сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного. Их следует проводить при контроле вибрации гортани.

На основном этапе работы следует использовать общие приёмы для постановки звонких звуков.

При произнесении логопедом звонкого звука, ребенок своей рукой касается гортани произносящего и ощущает дрожание в этой области. Для наиболее лучшего восприятия вибраций голосовых складок лучше приложить к гортани тыльную сторону кисти. Затем ребенок сам произносит звук, но одну свою руку он прижимает к своей гортани, а другую – к гортани логопеда, если вибрация голосовых связок слабая, то можно легкими движениями пальцев потряхивать гортань.

Для постановки согласных звуков вначале произносятся протяжно гласные звуки, затем – громко. После этого можно перейти к такому же произнесению нужного согласного.

Нужно обратить внимание, что артикуляции гласных и согласных должны быть идентичны: [и] – [с], [о] – [ш], [у] – [в], [а] – [к].

Для озвончения взрывных согласных звуки необходимо на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом – а – а – а – а… громко – а – а – а – а…

Для более легкого озвончения щелевых звуков можно произносить согласный сначала шепотом, а после, не прерывая, подать голос.

Еще один из приемов озвончения звуков представлен тем, что к звуку можно переходить от сонорных [м], [н], [л], [р]. Звучит это примерно так [мммба], [нннба]. Так же озвончение возможно при сочетании звонкого звука, который необходимо вызвать перед сонаром, между гласными. Например, [адма], [адна] и т.д.

Если с помощью данных приемов положительного результата не оказалось, то для постановки каждого звука необходимо использовать специфический прием.

В качестве исходного звука для постановки щелевых [з] и [ж] можно использовать звук [в]. В произнесении этого звука проблем нет, он произносится правильно и звонко.

Но бывают случаи, когда звук [в] все-таки отсутствует, то тогда его можно попробовать поставить от звука [ф] включением голоса (ф —» в). Если и этот прием результатов не дал, то ребенку можно предложить держать губы не полностью сомкнутыми на озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении такого упражнения периодически нужно широко открывать рот, в результате чего должны получаться звуки [ва-ва-ва]. После такого приема артикуляцию звука [в] необходимо уточнить перед зеркалом.

Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з]. Если этот прием не дает результатов, то стоит попробовать ставить звук [з] от опорного щелевого [в] с механической помощью. Чтобы такого достичь, необходимо при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получаются звуки [вззззз]. В скором времени звук [в] должен получаться без механических вмешательств.

При непрерывном звучании гласных звуков [э] ([ы]) и органах речи в артикуляционном укладе для звука [с] на длительном выдохе многократно выдвинув кончик языка вперед, краями немного касаясь верхних и нижних резцов, так чтобы воздух проходил через межзубное пространство, можно получить отчетливый звук [з].

Звук [ж] можно получить при длительном произнесении звука [ш] и включении голосовых связок. Возможен вариант постановки звука [ж] от звонкого [з]. Для того, чтобы приблизить артикуляционный уклад звука [з] к звуку [ж] необходимо при произнесении звука [з], медленно, не теряя дрожания, поднять язык вверх. Для поднятия языка можно использовать механическую помощь. Артикуляционный уклад звука будет близок к звуку [ж] и в этом положении следует закрепляется его в последующих упражнениях.

Таким образом, прежде чем приступать к исправлению дефектов озвончения, необходимо научить ребенка дифференцировать звонкие и глухие звуки. Начинать исправление звукопроизношения стоит с щелевых звуков, затем звуки [з] и [ж]. Всех труднее коррекции поддаются звуки [б], [д], [г], и к их исправлению стоит приступать в последнюю очередь. Коррекция производится на основе ранее поставленных звуков.

Главная цель коррекционной работы при озвончении – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Данная проблема актуальна для детей дошкольного возраста, в связи с тем, что ребенок в этом возрасте начинает усваивать правильные артикуляционные уклады звуков речи, воспринимать их на слух и пытается воспроизвести самостоятельно. Поэтому, необходимо следить за речью окружающих, а так же за речью самого ребенка.

Работа по преодолению данных дефектов строилась с учетом структуры речевого дефекта, произносительных возможностей ребенка, а именно с учетом правильного произнесения звуков в разных языковых структурах – в слогах, словах и предложениях. Целью работы было составить комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста. Апробация данного комплекса проводилась в трех направлениях [4–6]. Рассмотрим каждое из них.

Первое направление – развитие артикуляционной моторики: выполнение статических и динамических упражнений на разные мышцы артикуляционного аппарата; длительное выполнение упражнений.

В процессе работы по этому направлению следует начинать со статических упражнений, с постепенным увеличением количества повторений, а затем добавление динамических упражнений и также увеличения количества повторений.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Иголочка», «Горка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Почистим зубки», «Лошадка», «Барабанщик» [5, 6].

Следующее направление работы – развитие фонематического восприятия. На этом этапе работы необходимо научиться: слышать отдельные звуки в цепочке; слышать слоги с конкретными звуками; слышать слова с нужным звуком; повторять заданные цепочки из отдельных звуков, слогов и слов.

В рамках данного направления, можно использовать следующие игры и упражнения: «Поймай нужный звук хлопком», «Определить место звука в слове», «Четвертый лишний», повторение цепочек звуков, слогов и слов, отхлопывание количества звуков в словах.

Следующим этапом коррекционной работы было развитие правильного звукопроизношения. Дефекту озвончения в большинстве случаев подвергаются смычные (взрывные) звуки [б], [п], [д], [т], [г], [к] и их мягкие пары соответственно. Так же озвончаться могут щелевые фрикативные звуки [з], [с], [в], [ф] и их мягкие пары. На данном этапе необходимо автоматизировать звук: изолированно; в слогах; в словах и словосочетаниях; в скороговорках; в стихах и рассказах; в разговорной речи.

С учетом указанных задач, были использованы следующие упражнения и игры: «Звуковая дорожка», «Рыбалов», «Спаси звук», «Договаривание по картинкам», повтор чистоговорок и скороговорок.

Таким образом, составленный комплекс коррекционных мероприятий по исправлению дефектов озвончения у детей дошкольного возраста достаточно эффективен. Данный комплекс способствует устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией, и его можно использовать в дальнейшей работе.


Библиографическая ссылка

Ткаченко А.Е., Моругина В.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ОЗВОНЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1.
– С. 127-130;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1935 (дата обращения: 20.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Состояние оглушенностиСостояние оглушенности – это патологическое состояние психики, среди симптомов которого выделяют повышенную эмоциональную чувствительность ко всем стимулам из внешнего мира и одновременное притупление высшей нервной деятельности. Данное явление также встречается под названием «синдром оглушения сознания».

Виды заболевания

Существует несколько стадий данного заболевания:

  • Обнубиляция;

  • Сомнолентность;

  • Сопор;

  • Кома.

Обнубиляция является легкой формой проявления синдрома оглушенности. Это состояние предполагает нестабильный статус сознания. Самочувствие человека, страдающего обнубиляцией, схоже с состоянием легкого опьянения, когда окружающий мир будто находится в тумане, все психические реакции замедленны, а внимание больного рассеяно.

Сомнолентность является глубокой стадией состояния оглушенности и характеризуется минимальной физической активностью пациента, отсутствием мимики и каких-либо жалоб на свое самочувствие. Страдающий сомнолентностью пребывает в полусне, с трудом воспринимает реальность и выражает ответную реакцию только при воздействии очень сильных раздражителей.

Справка! Сопор и кома являются тяжелыми стадиями данного синдрома, и характеризуются практически бессознательным состоянием пациента и в некоторых случаях приводящим к летальному исходу. Однако, важно отметить, что болезнь прогрессирует до таких стадий сравнительно реже.

Причины возникновения

Причинами возникновения синдрома оглушенности сознания у человека является нарушение кровообращения или серьезным поражением структур мозга.

Чаще всего оглушенность возникает именно вследствие тяжелых травм черепной коробки. При этом, симптомы могут появиться как сразу после полученного повреждения, так и спустя некоторое время.

Распространенной причиной проявления данного синдрома также служат острые нарушения мозгового кровообращения. Например, ишемического инсульта, кровоизлияния в мозг, переходящих нарушений мозгового кровообращения и др.

Среди причин появления оглушенности сознания также можно выделить тяжелые бактериальные и вирусные заболевания, таких как воспаление оболочек мозга или ткани печени.

К наиболее распространенным причинам также можно отнести эндогенную или экзогенную интоксикацию организма, вследствие передозировки наркотических веществ, снотворных препаратов или отравлении продуктами, в составе которых содержится этанол.

Внимание! Согласно медицинской практике причиной отключения сознания в более легкой форме служит алкогольная или наркотическая интоксикация.

Какой врач лечит

После оказания срочной медицинской помощи и установления точной причины, вызвавшей синдром оглушенности сознания, на первых стадиях лечения врачи устраняют факторы, спровоцировавшие появление заболевания. Когда состояние пациента нормализуется, лечение и реабилитационный период курирует врач-невролог.

Кунцевский лечебно-реабилитационный центр предлагает услуги ведущих специалистов в области неврологии. Собственная диагностическая база позволяет провести все необходимые обследования, установить диагноз и пройти лечение, не выходя за пределы клиники.

ВАЖНО! Состояние оглушенности – острое явление, которое необходимо срочно устранить. Без консультации опытного невролога это сделать не получится, поэтому мы рекомендуем вам записаться на прием к нашему специалисту.

Во-первых, невролог сразу определит причины развития состояния оглушенности, потому что источником синдрома оглушения может быть как бактериальное или вирусное поражение, так и острые нарушения мозгового кровообращения. Во-вторых, наш доктор выберет наиболее эффективную тактику лечения и реабилитации пациента. Запишитесь на консультацию к неврологу Кунцевского лечебно-реабилитационного центра и устраните состояние оглушенности!

Записаться

Методы лечения

В первую очередь, невролог направляет пациента на аппаратное обследование головы и мозга(МРТ), чтобы исключить вероятность других заболеваний и подтвердить поставленный диагноз. Затем, основываясь на результатах исследования, специалист составляет индивидуальный план лечения.

Состояние оглушенностиВ зависимости от факторов, вызвавших синдром оглушенности сознания, применяют различные терапевтические меры, среди которых можно выделить:

  • Введение инсулина или глюкозы (при подозрении на диабетическую кому);

  • Очистка крови (в случае нарушения сознания при уремии);

  • Использование средств, останавливающих рвоту и поддерживающих нормальное дыхание/кровоснабжение;

  • Оперативное вмешательство хирурга/нейрохирурга при гематомах оболочек мозга/травмах головы или шеи;

  • Введение антидота при передозировках;

  • Антибактериальная терапия;

  • Интубация трахеи и искусственная вентиляция в тяжелых случаях;

  • Ввод антисудорожных лекарств при необходимости;

  • Инъекции тиамина и катализаторов диуреза при интоксикациях.

Результаты

В случае начальных стадий синдрома оглушенности быстрое реагирование и незамедлительное обследование позволяет выяснить причину нарушения сознания в кратчайшие сроки. По мере принятия необходимых мер для устранения причины заболевания, пациент постепенно приходит в норму.

Важно! В тяжелых случаях сложно прогнозировать результаты лечения. Но необходимо понимать, чем дольше больной находится в бессознательном состоянии, тем меньше шансов на полное восстановление.

Поэтому в случае проявления даже незначительных симптомов, следует незамедлительно обратиться к неврологу.

Реабилитация и восстановление образа жизни

После лечения серьезных стадий оглушенности сознания необходимо некоторое время находиться под присмотром врача для отслеживания процесса восстановления, изучения текущего невралгического статуса пациента и проведения лингвистических тестов.

В Кунцевском лечебно-реабилитационном центре предоставляются все необходимые условия для комфортного восстановления пациентов. Современное оборудование мирового уровня, а также профессионализм и многолетний опыт докторов клиники позволяют сделать процесс реабилитации наиболее эффективным и безопасным.

Образ жизни после лечения

После перенесенного заболевания, важно не только быть внимательным к своему самочувствию, но и регулярно посещать врача-невролога для анализа текущего состояния пациента, чтобы в случае возобновления симптомов принять срочные терапевтические меры.

Список литературы:

  1. Болезни нервной системы: Руководство для врачей: В 2-х т./ Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана 3-е изд.,испр. и доп. М.: Медицина, 2003. Т.1.
  2. Неврология : национальное руководство. // Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцова, А.Б. Гехт. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009
  3. Коматозные состояния: учеб. пособие / сост.: Р. Х. Гизатуллин, И. И. Лутфарахманов, Р. Р. Гизатуллин, Р.Ф. Рахимова. – Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018
  4. Неотложная эндокринология / А. Н. Окороков. – М.: Медицинская литература, 2011

Эффективные приемы логопедической работы по коррекции дефектов оглушения и озвончения

Ипкаева Е.А., учитель-логопед МОУ СОШ№18 г.о. Саранск

Достаточно часто в практике работы логопеды встречаются с оглушением и/ или озвончением согласных, как с самостоятельным дефектом, так и составляющим в структуре ОНР или сочетанных патологиях ОНР (ЗПР).
Следует напомнить, что дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда — «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Как показывает практика, коррекцию недостатков произношения звонких согласных следует начинать со щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] – [д] – [г].
Подготовительные упражнения:
поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие эффективные приёмы для постановки звонких звуков.
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. 
Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а];
шепотом — [э]; громко — [э];
шепотом — [и]; громко — [и];
шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто:

шепотом — а. а. а. а… громко — а. а. а. а…

шепотом — о. о. о. о… громко — о. о. о. о…

шепотом — э. э. э. э… громко — э. э. э. э…

шепотом — т. т. т. т… громко — д. д. д. д…
Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф — в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх — вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб…). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ… или быбыбы…). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па — ба, та — да;
если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада…), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба… Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:
звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

Заложило ухо – почему и что делать

Ситуация, когда стало хуже слышать одно или оба уха, наверняка, знакома каждому. И все понятно, если это происходит из-за попадания воды или постороннего предмета, но что делать, если причина неясна? Как восстановить слух? О причинах заложенности уха и тактике действия в подобной ситуации рассказала Ольга Аксенова – отоларинголог ЛДЦ «Кутузовский».

Почему закладывает ухо

Чтобы понять, в чем может быть причина подобных неполадок, стоит понимать строение уха человека. Звук (акустическую волну) улавливает барабанная перепонка – тонкая перегородка между наружным слуховым проходом и структурами среднего уха. Молоточек и другие слуховые косточки передают вибрацию дальше, в улитку – участок внутреннего уха. Здесь происходит преобразование звука в электрический сигнал, которые передается в мозг по слуховому нерву.

Заложило ухо – почему и что делать

Что может пойти не так? Почему становится хуже слух? Рассказываем об основных причинах и тактике действий.

Инородное тело в ухе или вода

Это может быть кусочек ваты, скопление грязи, капелька воды или инородный предмет – все это становится на пути звукового колебания, которое не доходит до улитки и дальше.

Что делать? Вода после купания в большинстве случаев вытечет сама. Ускорить процесс можно, если:

  • Полежать на боку, где заложено ухо.
  • Потянуть за мочку уха, с головой, наклоненной к плечу.
  • Плотно приложить ладонь к уху, надавить и отпустить. Рука будет, как помпа и ускорит отток воды.

С инородным предметом в ухе все сложнее. Мы не рекомендуем пытаться доставать его самостоятельно – можно повредить барабанную перепонку, что непоправимо. Обратитесь к отоларингологу за помощью!

Заложило ухо – почему и что делать

Серная пробка

Избыток серы в ухе образует препятствие в ушном проходе для прохождения звука, а разбухнув после купания от воды или сделавшись плотнее после неаккуратной чистки уха, серная пробка перекрывает слуховой проход.

Что делать? Чистить слуховой проход самостоятельно категорически нельзя. Попытки почистить ухо еще больше уплотнят серу или могут травмировать барабанную перепонку. Тактика действий такая же, как и с инородным телом – обратиться к врачу.

Инфекции

Главным образом, это отит наружного или среднего уха. Он возникает из-за попадания бактерий с водой в бассейнах или открытых водоемах, через ранки, грязные руки или ватную палочку. Отит может быть и осложнением от ангины, ОРВИ, гайморита и других заболеваний ЛОР-органов (они тесно связаны анатомически и функционально). При отите возникает отек, сужение слухового прохода, что затрудняет прохождение звуковой волны.

Что делать? Идем к врачу за точным диагнозом и правильным лечением. Это могут быть антибиотики, обезболивающие препараты и попутное лечение причины отита – ангины, ОРВИ. Самолечение опасно распространением инфекции, переходом их в хроническую форму и другими осложнениями.

Заложило ухо – почему и что делать

Перепады давления

К заложенности уха может привести разница в давлении внутри и снаружи уха (например, при взлете или приземлении самолета, нырянии) приводит к напряжению и изгибу барабанной перепонки. Ей сложно вибрировать от звуковой волны, а мы слышим хуже. Подобный эффект может быть и при обычном насморке ­– при нем участок уха (евстахиева труба) забивается слизью. Это приводит к перепаду давления в ухе и ухудшению слышимости.

Заложило ухо – почему и что делать

Что делать? Облегчить заложенность носа при перелете помогут:

  • Жвачка во рту или леденец.
  • Зевание – движения челюсти способствуют работе мышц и прохождению воздуха в евстахиеву трубу.
  • Сосудосуживающие препараты – уменьшат отек евстахиевой трубы.
  • Беруши – вкладыши замедлят перепад давления при взлете и посадке.

Но в некоторых ситуациях обратиться к врачу необходимо. Запишитесь на ближайшее время на прием отоларинголога, если:

  • Боль в ухе не проходит несколько часов и нарастает.
  • Беспокоит не только заложенность а и звон в ухе.
  • Появилось головокружение, тошнота.
  • Есть выделения из уха (особенно гнойные или с кровью).

С такими симптомами протекает баротравма (травма уха от давления). Чтобы не рисковать слухом, нужна быстрая и правильная помощь врача.

Надеемся, что эти рекомендации были полезны и теперь вы знаете возможные причины и тактику действий при заложенном ухе. Нужна помощь квалифицированного врача? Приглашаем в клинику! Наш адрес: Москва, ул. Давыдковская, 5. Для удобства пациентов работаем без выходных.

С заботой о вашем здоровье, врачи ЛДЦ «Кутузовский» !

Добавить комментарий