Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:05.11.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Панекина Е.С.
Класс: 3б
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение темы прошлого урока
2.2.Игра «В три колонны становись»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Постановка проблемной ситуации
3.2.Определение темы и цели урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79
5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80
5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Упр. 149 с.82
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы контроля |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1.Приветствие -Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна. 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей –На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? – Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить – должен трудиться. |
Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы |
Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока – С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). – Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах. На доске: карточки с однокоренными словами. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. Игра «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора На доске: карточки с однокоренными словами. Запишите каждый ряд свою группу слов. Выделите корень. |
Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. гореть, горение, горелый горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
Фронтальный опрос Фронталный опрос |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. – Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? – Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) – Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? – Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. – Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Парная работа Фронтальный опрос |
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Фронтальный опрос |
||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа |
|
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Фронтальный опрос |
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _____________________________ собака – _____________________________ чёрное – _____________________________ первая – _____________________________ лестница – _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____________________________ дедушка – _____________________________ большая – _____________________________ четвёртое – _____________________________ мечтал – _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся |
Самопроверка по эталону |
|
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Фронтальный опрос |
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе. -Посчитайте у кого сколько жетончиков. -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. |
Отвечают на вопросы |
Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Воля и труд дивные всходы дают
Слайд 2
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 3
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 4
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 5
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 6
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 7
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 8
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 9
Меня увидел бурый медвежата.
Слайд 10
Меня увидел и бур ые медвежата.
Слайд 11
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
Слайд 12
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _______диван ы ______________________ собака – ______собак и ____________________ чёрное – ______черн ые __________________ первая – _______перв ые _______________ лестница – _____лестниц ы __________________
Слайд 13
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____стакан ы ______________________ дедушка – ____дедушк и _______________________ большая – ______больш ие _____________________ четвёртое – __четверт ые ________________________ мечтал – _______мечтал и ______________________
Слайд 14
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Слайд 15
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Ф.И.О. Чопалаева
Джамиля Уллубийевна
Тема
«Что
такое окончание?Как найти в слове окончание?»
Цель
урока
Создание
условий для формирования представления об окончаниикак изменяемой частью
слова, определения его роли в предложении; формирование навыков определения
окончания в словах, ввести понятие «окончание».
Планируемые
результаты
Предметные:
Знать,что
такое корень, окончание, форма слова
Уметь
находить в словах корень окончание, выделять в словах окончание и корень
Применять
алгоритмы работы
Анализировать
свою деятельность и деятельность одноклассников
Синтезировать
знания по разделу Морфемика
Оценивать
свою работу и работу одноклассников
Личностные:воспитывать
интерес учеников к изучению русского языка.
Метапредметные:
УУД:
Познавательные:формировать
представление о механизме образования форм слова, об отличии форм слова от
однокоренных слов
Регулятивные:учить
принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.
Коммуникативные:учить
аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.
Основные
понятия
Корень,
окончание, форма слова, нулевое окончание
Межпредметные
связи
Музыка,
литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы (оборудование):
–
основные
–
дополнительные
Карточки
с заданиями для всех учеников, использование ИКТ.
Карточки №1 и №2, памятки
Учебник Русский
язык 3 класс Канакина Горецкий часть 1 «Школа России»
Организация
пространства
Фронтальная
работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
I.
А)Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:выработка
на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований учебной деятельности.
Здравствуйте,
ребята! Встали ровно, красиво! Садитесь, пожалуйста!
–
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом
забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту
осеннего леса, тепло последних солнечных лучей. Я желаю вам хорошего
настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок русского
языка.
Вот
звонок нам дал сигнал
Поработать
час настал.
Так
что время не теряем
И
работать начинаем.
–
Проверьте, все ли у вас лежит на парте, пенал, дневник, учебник и тетрадь.
–
Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради,
отступив две строчки вниз, посередине записываем число
–
Какое сегодня число?
(Двадцать
второе октября), на следующей строчке (Классная работа)
Проверьте-ка
сначала как вы
положили
тетради. Сели прямо,
выпрямили
спину.
–
Напоминаю вам правила письма.
Тетрадь
с наклоном положу,
Ручку
правильно держу.
Сяду
прямо, не согнусь,
За
работу я возьмусь!
–
Я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Морфемика. Прошлый
раз мы изучали город Корень, а сегодня отправимся дальше.
–
22 октября
Б)
Актуализация знаний (10 мин)
Цель:
Повторение
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
-Давайте
повторим, что мы с вами узнали на прошлом уроке?
1.
Фронтальный опрос по теме «Корень»
—
Вспомните, что называется корнем?
–
Верно, корнем называют общую часть однокоренных слов, в которой передается их
основное значение
–
У повтори, пожалуйста, еще раз что называют корнем?
–
Молодец!
—
Как пишутся корни в однокоренных словах?
–
Правильно, корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково, но у
нас есть еще чередующие корни, о них мы поговорим позже.
–
Итак У повтори, как пишутся корни в однокоренных словах?
–
Молодец!
–
А сейчас немного поиграем и вспомним однокоренные слова.
Игра
«В три колонны становись».
Перед
нами на доске даны слова, ваша задача разделить их на группы.
–
Кто мне напомнит, что такое однокоренные слова?
–
Правильно, однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей
речи или одной и той же части речи.
1
ряд собирает слова, однокоренные слову горелка.
2
ряд собирает слова, однокоренные слову горе.
3
ряд собирает слова, однокоренные слову гора.
На
доске: карточки с однокоренными словами.
–
Сначала разберем значения данных слов.
–
Что такое горелка?
–
Что такое горе?
–
Что такое гора?
–
Запишите каждый ряд свою группу слов.
–
Давайте проверим, посмотрите на доску.
–
У прочитай, какие слова ты записала?
–
У прочитай, какие слова ты записала?
–
У прочитай, какие слова ты записала?
–
А теперь напомните мне, что такое корень?
–
Молодцы!
–
Выделите корень в записанных словах.
–
Вспомним, как выделять корень в словах?
–
Кто мне ответит, как нам выделить корень в словах?
–
Верно, чтобы выделить корень в слове, нам нужно вдуматься в смысл слова,
подобрать однокоренные слова и выделить общую часть, корень.
–
У нас уже есть слово и однокоренные слова к нему, нам нужно только найти
общую часть и выделить ее.
А
как мы выделяем корень на письме?
–
Правильно, если забыли посмотрите на памятку и вспомните выделение корня на
письме.
–
А теперь выделите корень в наших словах.
–
Прохожу смотрю, правильно ли выделили корень.
–
Что мы с вами сейчас вспомнили?
–
Мы с вами повторили, что такое корень и как корни пишутся в однокоренных
словах. А сейчас мы будем работать в парах
Работа
в парах
—
У вас на столах лежат полоски со словами. Составьте из них предложение.
–
Вспомним, с какой буквы мы начинаем предложения?
–
Да, предложение мы всегда начинаем писать с заглавной буквы
–
А что мы ставим на конце предложения?
–
Будьте внимательны, на карточках есть подсказки, предложение будет начинаться
с заглавной буквы, а на конце мы поставим точку.
–
Давайте прочитаем слова.
–
У прочитай слова, пожалуйста
Целый деньу домпрыгаютдомашниекролик
–
А можем мы сразу составить связное предложение?
–
а почему не можем?
—
Измените слова дом и кролик, какое предложение у вас получится?
–
Запишите получившееся предложение в тетрадь.
–
Давайте прочитаем, какое предложение мы записали
—
Найдите в предложении однокоренные слова и выделите в них корень.
–
Какие слова будут однокоренными?
–
А почему они однокоренные?
У
этих слов общее лексическое значение и общий корень
–
Давайте еще раз повторим, что такое корень?
–
Посмотрите еще раз на памятку и выделите корень в словах.
–
Прохожу, проверяю
–
Правильно.
–
Найдите подлежащее
–
А что такое подлежащее?
–
А как мы подчеркиваем подлежащее в предложении?
–
Подчеркните
–
Чем выражено подлежащее?
–
Запишите.
–
Найдите сказуемое.
–
А что такое сказуемое?
–
А как мы подчеркиваем сказуемое в предложении?
–
Подчеркните
–
Чем выражено сказуемое в предложении?
–
Запишите.
–
А что мы сейчас сделали с вами?
–
А что такое грамматическая основа?
–
Молодцы, мы с вами повторили, все, что мы знаем о корне.
–
Повторим, что такое корень?
Корень
– это общая часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах чаще всего
пишется одинаково.
Также
повторили, как найти корень в словах- – нужно сначала, подумать
над значением слова, затем подобрать к нему родственные слова, сравнить
родственные и выделить общую часть.
И
вспомнили, что такое грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое
– Корень
– это общая часть однокоренных слов
– Корень
в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково
– Однокоренные
слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же
части речи.
– устройство,
обеспечивающее сгорание топлива и возможность контроля процесса горения.
– беда,
бедствие, несчастье.
– возвышенность,
поднимающаяся над окружающей местностью
1.
гореть,
горение, горелый
2.
горевать,
горемыка, горестный
3.
горный,
гористая, пригорок
Корень –
это общая часть однокоренных слов
–
нужно
сначала, подумать над значением слова, затем подобрать к нему родственные
слова и выделить общую часть.
–
дугой
–
что
такое корень, как пишутся корни в однокоренных словах, и вспомнили как найти
корень слова
– с
заглавной
– точку,
вопросительный или восклицательный знак.
– нет
–нужно
изменить форму слов дом и кролик, чтоб получилось
связное предложение.
– Целый
день у дома прыгают домашние кролики.
– Целый
день у дома прыгают домашние кролики.
– Дома, домашние
– это
слова с одинаковым корнем разных частей речи
– Корень
– это общая часть однокоренных слов
– Кролики
– слово,
которое обозначает, о ком или, о чем говорится в предложении, и отвечает на
вопрос кто? Или что?
– одной
чертой
–
существительным
–
прыгают
– слово,
которое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что
делает? Что сделает?
-двумя чертами
–
глаголом
–
выделили
грамматическую основу
–
подлежащее
и сказуемое
– Корень
– это общая часть однокоренных слов
Физкультминутка
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если
прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК,
САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
II.
Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:подведение
детей к формулированию темы и постановки целей урока.
Проблемная
ситуация
—
Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие дальше. А куда мы отправимся
вам надо узнать.
Работа
в парах
—
Прочитайте слова в столбиках
—
По какому признаку я их разделила?
—
Докажите
–
Верно, в первый столбик я записала однокоренные слова, которые имеют общее
значение, а во второй слова, имеющие одно лексическое значение, но разную
форму слова.
–
А кто мне скажет, что такое лексическое значение?
Молодцы!
Это то, что обозначает слово
—
Какая часть слова меняется во втором столбике? Предположите, как она
называется? (подсказка: этой частью оканчивается слово)
—
Эта часть слова называется окончанием.
—
Вам знакомо это понятие?
–
У вас на столах лежать кружки под цвета светофора. Поднимите зеленый круг,
если вы не знакомы с этой темой, желтый, если немного знакомы, но хотите
узнать больше и красный, если вы все знаете и вам неинтересно. Покажите
выбранные кружки.
—
Многие подняли зеленый и желтый цвет, так над чем мы сегодня будем работать?
Сформулируйте тему урока.
–
Да, тема нашего урока «Что такое окончание?»
—
Исходя из темы урока, постараемся определить, какие задачи мы должны решить?
1.
Узнать,
что такое окончание?
2.
Узнать,
какие бывают окончания?
3.
Научиться
графически выделять окончание в словах
4.
Определить
какую роль играет в предложении окончание?
Работают
в парах.
–
В первом столбике однокоренные слова, а во втором нет
–
В первом столбике слова имеют общее значение и одинаковый корень, а во втором
имеют одно лексическое значение, но разную форму слова
–
Лексическое
значение слова — это то, что обозначает это слово
–
Узнаем, что такое окончание
Гимнастика для глаз
III.
Изучение нового
(13
мин)
Цели:
знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в
предложении.
—
За горами Морфемики расположена деревня под названием Окончание.
Все
жители деревни – домоседы. Они очень редко покидают свои домики. Давайте с
ними познакомимся.
1.
Понятие об окончании и его роли в предложении.
—
Прочитайте предложения (на доске).
—
Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
–
Верно, нам нужно изменить форму слова дача.
–
Давайте попробуем прочитать, изменив уже форму слов.
–
У прочитай, какие предложения у нас получатся?
–
Молодец!
—
Назовите корень в измененных словах
—
Проверьте, изменилось ли что-нибудь в корне слова?
—
Проверьте, изменилась ли часть слова после корня?
—
Как называется эта часть слова?
—
Так что же такое окончание?
—
А смысл слова изменился?
—
А почему нужно было изменить окончание в слове дача?
—
Для чего же служит окончание?
—
Вы верно выполнили задание, а вот и жители деревни Окончание.
—
Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания □.
–
Вспомним, что такое словосочетание?
–
Верно, это два или несколько слов, связанных между собой грамматически
–
Окончание мы выделяем квадратом.
–
Давайте рассмотрим алгоритм, затем выделим.
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
–
какие словосочетания мы запишем?
–
Да, мы запишем словосочетания наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей,
отдыхаем на даче.
–
Что такое окончание?
–
Как выделить в слове окончание?
–
Выделите окончание в словах дача, дачу, дачей, даче
–
В первом слове выделю я, во втором выделим вместе, а третье и четвертое вы
выделите самостоятельно
–
Посмотрите на доску и проверьте.
–
Молодцы, мы уже знаем, как выделять окончание в словах.
2.
Понятие об нулевом окончании.
Сейчас
я раздам вам Карточки №1, нужно выделить окончание в словах.(приложение)
Выделите
окончание в словах.
Дома,
к дому, домом, дом.
Под
столом, у стола, в столе, стол.
Книга,
книгу, в книге, много книг.
–
Если затрудняетесь, посмотрите на памятку.
–
Данные слова однокоренные, поэтому нам понадобятся с вами 2 и 3 шаг из
памятки. Сравните буквы в конце слов и выделите окончание.
—
Во всех ли словах у вас получилось выделить окончание?
—
А может быть такое, чтоб у слова не было окончания?
—
Откройте учебник на стр. 82 и прочитайте примечание под галочкой
—
Что такое окончание?
—
Каким может быть окончание?
—
Что можно сказать о нулевом окончании?
—
А как вы думаете, как будет называться часть слова без окончания?
Та
слова часть, что изменяется
Окончанием
называется.
Остальную
же часть слова.
Именуем
мы основой.
–
В город под названием Основа мы отправимся на следующем уроке.
—
А теперь вы можете выделить окончание в пропущенных словах?
–
Каким оно будет?
–
Верно, нулевым
–
Поменяйтесь карточками, и проверим, правильно ли вы выделили окончание?
–
Верните карточки хозяину.
–
Поднимите руки, кто нашел ошибку у соседа?
–
Молодцы, мы научились выделять графически окончание в словах.
—
Выпишите в тетрадь слова с нулевым окончанием и обозначьте его.
–
Прохожу проверяю
–
Молодцы, вы хорошо справляетесь с заданиями нашей деревни.
–
Давайте еще раз проговорим, что такое окончание?
–
А для чего служит окончание в словах?
Да,
это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи
слов в предложении и словосочетаниях.
Мы
с вами уже узнали, что такое окончание, какие бывают окончания.Окончания
бывают нулевые, научились выделять графически окончание, и определили роль
окончаний в словах.
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача)
раскинулся пруд. Мы часто отдыхаем на (дача).
–
Изменить форму слова дача.
Наша
дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на дачу. За дачей раскинулся
пруд. Мы часто отдыхаем на дачу.
–
дач-
–
не изменилось
–
изменилась
–
Окончание
–
Изменяемая часть слова
–
Нет
–
Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой
по смыслу
–
Для связи слов в предложении
–
Два или несколько слов, связанных между собой грамматически.
–
наша дача, ездим на дачу, раскинулся за дачей, отдыхаем на даче
–
Изменяемая часть слова
–
сначала изменить слово, сравнить буквы в конце и выделить окончание
–
нет
–
да
Читают
примечание в учебнике
– Изменяемая часть слова
–
Нулевым
–
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой
–
можем
–
нулевым
Выписывают
слова с нулевым окончанием: (дом, стол, книг)
–
Это
изменяемая часть слова, которая образует форму слова
–
служит
для связи слов в предложении и словосочетаниях.
Физкультминутка
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки
Закрепление
знаний. (5 мин)
—
Посмотрите на дома в деревне Окончание.
–
Давайте поработаем с одним из домов.
–
Отвечая на вопросы составьте предложения со словом ДОМ в разных формах. Вам
помогут вопросы на карточке №2. Также вам помогут выделенные слова.
Составьте
текст, отвечая на вопросы.
—
Сколько этажей в доме?
—
Что ведёт к дому?
—
Чем огорожен дом?
—
Что растет за домом?
–
Итак, какие предложения у вас получились?
–
Какие окончания будут в формах слова ДОМ?
–
Молодцы, вспомним, что такое окончание?
–
Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи
слов в предложении и словосочетаниях.
–
повтори, что такое окончание?
–
Молодец!
–
В доме два этажа. К дому ведет тропинка. Дом огорожен забором. За домом
растут цветы.
–
в доме окончание –е-, к дому окончание –у-, дом окончание нулевое, за домом
окончание –ом-.
–
Это изменяемая часть слова
VII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин) мин)
Цели:
Фронтальный
опрос по новой теме.
–
Какая
была тема нашего урока?
–
Да,
сегодня мы побывали с вами в деревне под названием Окончание, и узнали очень
много нового.
—
Вспомните, какие задачи мы ставили вначале урока?
—
Поднимите сигнальные карточки, кто считает, что мы выполнили запланированное.
Мы
с вами ознакомились с понятием окончание, узнали какие бывают окончания,
научились выделять графически окончание и определили роль окончания в
предложениях
—
Чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю заполнить кластер.(приложение)Работать
будем в парах.
Я
раздам вам кластеры, вы их заполните и передадите на первую парту
–
Если нужна помощь, поднимите руку.
—
Что такое окончание?
—
Как называется часть слова без окончания?
—
Что такое нулевое окончание?
–
Для чего служит окончание в предложениях?
–
Что изменяет окончание?
—
Оцените свою работу на уроке.
Возьмите
зеленый круг, если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, вы
научились и можете помочь другим. Желтый круг, если считаете, что научились,
но вам еще нужна помощь. Красный круг, если вы считаете, что было трудно на
уроке.
Поднимите
кружки.
Запишите
домашнее задание. Если вы выбрали зеленый круг посмотрите на номер один и
запишите в дневник, если желтый, то номер 2, красные номер 3.
1)
Д.З. Упр. 145 стр. 80
2)Д.З.
Стр.80 упр. 144
3)
Стр. 81 упр. 149
–
Окончание
–
ознакомиться с определением окончания;
–
узнать, каким бывает окончание;
–
научиться графически выделять окончание в словах;
–
определить, какую роль в предложении играет окончание
Работают
в группах (заполняют кластер) Применяют на практике полученные знания. Делают
вывод
–
неизменяемая часть слова
–
нулевое окончание
–
часть слова без окончания
–
для связи слов
–
форму слова
Бобнева Татьяна Федоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№ 55 им.А.Невского»
г.Курска
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?»
Цель урока: наблюдать за изменяемой частью слова, сделать открытие, что
такое окончание, определить его роль в предложении; формировать навыки
определения окончания в словах, ввести понятие «окончание», «форма
слова».
Формирование УУД:
Познавательные: формировать представление о механизме образования
форм слова, об отличии форм слова от однокоренных слов.
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу,
контролировать свои действия.
Коммуникативные: учить аргументировать ответ, сотрудничать с
одноклассниками в парной работе.
Личностные: воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.
Оборудование: запись музыкального произведения Шопена «Осенний
вальс», карточки с заданиями для всех учеников, использование ИКТ.
Ход урока
1.Мотивационный этап.
Звучит небольшой фрагмент музыкального произведения Шопена «Осенний
вальс».
(Учитель) Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко
и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя
свежесть и красоту осеннего леса, тепло последних солнечных лучей. Я
желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Начнем наш урок русского языка.
Прочитайте девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Как вы понимаете девиз нашего урока?
–О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
Какое сегодня число?
– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма .
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Ученики записывают в тетради число, «Классная работа»).
2. Минутка чистописания.
Учитель показывает образцы правописания нижних соединений
LоL LсLLиL LнL LаL
LоL LcL LиL LнL LоL LвL Lы L LйL
Ученики прописывают в тетради. осина осиновый
3.Актуализация знаний.
–На урок я вам принесла осиновый лист, он нам и поможет сегодня сделать
открытие
– Что вы можете сказать об этих словах.
(одинаковая орфограмма, им.сущ., им.прилаг., однокоренные,т.к.
одинаковый корень, разное лексическое значение)
– А что такое корень?
3.Постановка учебной задачи.
–Всегда ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?
Предположение детей (разное лексическое значение, одинаковое лексическое
значение, но меняется форма слова)
Гуси,гусак,гусеница
Осина,осину,к осине
– Кто знает как называется эта часть слова?
Сформулируйте тему урока. (Окончание)
План урока.
1).Что такое окончание?
2).Как находить в словах окончание?
3).Какие бывают окончания?
4.Открытие новых знаний. Коллективная работа.
1.Работа с учебником упр.142
–Какое слово повторяется в тексте? Выделенные слова имеют одно
лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем
менялось? (конец слова, его форма)
–Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть.
Поставьте в словах ударение, в каком положении гласные в окончании?(в
безударном)
Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую
поговорку «Дрожит как осиновый лист»
– Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это
выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным
свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения
ветра.
– Что вы можете сказать об окончании?
Окончание
–это….
–Как на письме выделяют окончание?
5.Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Разноуровневые
задания.
1. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина, рябинушка,
рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
2. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина, рябинушка,
рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
1 группа – однокоренные слова, выделите корень слова
2 группа – форма слова, выделите окончание
3.Спишите. В словах 1 столбика выделите корень, в словах 2 столбика
выделите окончание.
рябиновый рябина
рябинушка к рябине
рябинка о рябине
рябинник у рябины
Самопроверка ИКТ – ученик.
– Объясните значение каждого слова из первого столбика? Почему их можно
назвать однокоренными? (Выделяется корень в этих словах)
– Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое)
Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? Эта часть
слова называется окончанием.
В словах, где меняется форма слова выделить окончание
6.Наблюдение над ролью окончания в предложении. Работа в паре.
На доске запись:
Желтой листву падали на земля.
– Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
– Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите
получившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в
парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
Желтая листва падала на землю.
– Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с
листвой.
– Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель
показывает, как выделять окончание)
– То, что мы сейчас выделили – окончание.
– Попробуйте сделать вывод, какую роль в предложении играет окончание?
–Разберите предложение .– Выделите грамматическую основу в
предложении, которое мы записали.
– Чтение правила в учебнике с.80.
Физ.минутка
« Осень»
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
(Под мелодию, которая звучала в начале урока, дети повторяют движения за
учителем, представляя в руках букеты осенних листьев.)
Гимнастика для глаз.
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо –
вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)
7. Применение полученных знаний. Работа над деформированным
предложением.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.
1-ая строка:
– Это предложение?
– Почему?
– Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Запись первого предложения. ( Звучит нежная мелодия вальса.)
2-ая строка:
– Достаточно ли только изменить окончание слов? (Нет, нужен предлог.)
Запись второго предложения. (Она пробуждает в душе светлые чувства.)
(Проверка по слайду.)
– Для чего же нужно окончание?
Устная работа в ходе которой дети приходят к выводу, что окончание не
может образовывать новые слова, а изменяет только само слово.
8. Самостоятельная работа.
– Прочитайте приметы осени, изменяя окончания в тех словах, где это нужно.
Спишите, выделите окончания в тех словах, формы которых изменили.
Задание по вариантам.
1 в. Осень непогода несет.
2в. Ноябрь зима дорожка протаптывает.
9. Проверка самостоятельной работы.
– Прочитайте приметы. (Осень непогоду несет. Ноябрь зиме дорожку
протаптывает.) Объясните, как вы их понимаете. В каких словах изменили
окончания?
10. Рефлексия.
Найдите лишнее слово
Береза, березовая, березу ,березой
«Плюс–минус»
1.Окончание – часть речи? да нет
2.Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму
слова? да нет
3.Окончание служит для связи слов в предложении? да нет
4.У одного и того же слова могут быть разные окончания? да нет
5.С помощью окончания образуются новые слова? да нет
(На экране : -,+,+,+,-)
Оцените свою работу на уроке.
– Если вы знали ответы почти на все вопросы, задания не вызывали
затруднений, нарисуйте в тетради зеленый листик.
– Если 2 задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались
сложными, нарисуйте желтый листик.
– Если вам сложно было 3 и более заданий, вы не знали, как отвечать на
многие вопросы, нарисуйте красный листик.
(Украшают картину осени)
11. Подведение итогов.
– С какой частью слова мы сегодня познакомились?
– Что такое окончание?
– Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое–что чуть–чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё – таки учиться!
12.Домашнее задание
Упр.146,с.81
Ядра разбор 1
Приложение 1.
1. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина,
рябинушка, рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
2. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина,
рябинушка, рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
1 группа – однокоренные слова, выделите корень слова
2 группа – форма слова, выделите окончание
3.Спишите. В словах 1 столбика выделите корень, в словах 2
столбика выделите окончание.
рябиновый рябина
рябинушка к рябине
рябинка о рябине
рябинник у рябины
1. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина,
рябинушка, рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
2. Распределить в две группы слова: рябиновый, рябина,
рябинушка, рябинка, к рябине, рябинник, о рябине, у рябины.
1 группа – однокоренные слова, выделите корень слова
2 группа – форма слова, выделите окончание
3.Спишите. В словах 1 столбика выделите корень, в словах 2
столбика выделите окончание.
рябиновый рябина
рябинушка к рябине
рябинка о рябине
рябинник у рябины
1.Прочитайте предложения. Найдите фразеологизмы, объясните
значение фразеологизмов.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист
чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой
способностью всегда выходить сухим из воды.
– Формы какого слова встречалась во всех фразеологизмах?
Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась
неизменной. Выделите ее.
1.Прочитайте предложения. Найдите фразеологизмы, объясните
значение фразеологизмов.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист
чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой
способностью всегда выходить сухим из воды.
– Формы какого слова встречалась во всех фразеологизмах?
Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась
неизменной. Выделите ее.
1.Прочитайте предложения. Найдите фразеологизмы, объясните
значение фразеологизмов.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист
чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой
способностью всегда выходить сухим из воды.
– Формы какого слова встречалась во всех фразеологизмах?
Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась
неизменной. Выделите ее.
Технологическая карта урока русского языка:
Тема урока: «Как найти в слове окончание»
Орг.момент:
– Здравствуйте, ребята.
Сначала присаживаются девочки, затем присаживаются мальчики.
Давайте проверим готовность к уроку: у Вас на партах учебник, дневник, пенал и чистая тетрадь в широкую линию, подписанная простым карандашом.
Этап актуализации. Минутка чистописания:
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
– Посмотрите на доску, что перед вами?
– С какой целью мы выполняем минутку чистописания?
– Какая задача будет стоять перед вами?
– Пропишите минутку чистописания на новую строку. Выполните самооценивание зеленым карандашом.
– Какой большой раздел мы с вами начали изучать?
– Какие части у слов мы с вами уже изучили?
– Что такое однокоренные слова?
– Как найти корень слова?
– Что такое окончание слова?
Постановка проблемы урока:
Работа по карточкам
Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина, соедините линией.
Стою у |
осины |
Подошел к |
осине |
Увидел |
осину |
Любуюсь |
осиной |
– Являются ли слова осина, осины, осину, осине, осиной однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)
– Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)
– Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)
– Значит, тема нашего урока: «Как найти окончание слова»
– Какова цель урока?
Узнаем алгоритм, как найти окончание слова.
– Какие задачи поставим перед собой?
Учиться находить в словах окончание слова.
Выделять его.
Открытие новых знаний
– Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)
– Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)
– Как будем выделять окончание? (Предположения детей)
– В русском языке принято выделять окончание окошечком. (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)
Лесенка успеха на полях.
Давайте составим алгоритм «Как находить окончание слова»
1. Прочитать слово.
2. Устно изменить форму слова.
3. Сравнить буквы в конце слова.
4. Выделите окончание.
Работа по учебнику:
Откройте учебник на стр. 81 прочитайте правило в оранжевой рамке про себя.
Лесенка успеха на полях.
Физкультминутка для глаз
Закрепление полученных знаний
Работа по цепочке у доски.
Домашняя работа: стр. 80,81 учить правило в оранж. рамке., стр. 83 упр. 151, 152 (устно).
Самостоятельная работа «Написание слов с твёрдым и мягким знаком».
Рефлексия
– Все задачи урока решены.
– Достигли ли мы цели урока?
– Расскажите мне алгоритм, как находить окончание в словах?
– Какую интересную информацию мы сегодня с вами изучили про окончание?
Оцените каждый свою работу на полях. Простым карандашом.
– Спасибо за урок!