Ошибка в косгу как исправить

С 01.01.2021 изменился порядок исправления ошибок прошлых лет. В новой статье мы расскажем, как правильно выбрать счет для исправления ошибок, обнаруженных в отчетном периоде прошлого года. Рассмотрим на примерах бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет, выявленных в ходе контрольных мероприятий, и ошибок, обнаруженных учреждением самостоятельно.

Общий порядок исправления ошибок прошлых лет

Отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете организаций бюджетной сферы исправлений ошибок прошлых лет регламентировано положениями федерального стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – Стандарт “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”), а также  Методическими рекомендациями по применению Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, направленными письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации).

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, которые возникли при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Ошибка, допущенная в периоде, за который годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждена (завершены мероприятия по внешнему финансовому контролю), признается ошибкой прошлых лет (п. 14 Методических рекомендаций).

Исправляется ошибка прошлых лет в период (на дату) обнаружения ошибки и ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности:

– дополнительной бухгалтерской записью

либо

– бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью по счетам бухгалтерского учета.

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) и подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельном регистре учета – Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071). Информация из указанного журнала операций также отражается в оборотах Главной книги (ф. 0504072) (в момент обнаружения ошибки прошлых лет и осуществления корректировочных записей).

Закрытие в конце года показателей счетов бухгалтерского учета по отражению ошибок прошлых лет осуществляется в общеустановленном порядке с применением счета 0 401 30 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов”. Операции по закрытию счетов, на которых обособлена информация по исправлению ошибок прошлых лет, отражаются также в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).

Специальные счета для исправления ошибок прошлых лет

Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по исправлению ошибок прошлых лет применяются специальные счета. Выбор счета учета для исправления ошибки прошлых лет зависит от того:

  • кем была выявлена ошибка (самостоятельно учреждением или в результате контрольных мероприятий);
  • за какой период выявлена ошибка (за год, предшествующий отчетному, или за иные прошлые годы);
  • повлияла ли ошибка на показатели финансового результата (показатели доходов и расходов).

Счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных по контрольным мероприятиям

Год, в котором допущена ошибка Счета учета, используемые для исправления ошибок прошлых лет
Исправление ошибки не влияет на финансовый результат Требуется корректировка показателей доходов Требуется корректировка показателей расходов
Прошлый год

0 304 66 000

“Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям”

0 401 16 000

“Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям”

0 401 26 000

“Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям”

Иные прошлые года

0 304 76 000

“Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям

0 401 17 000

“Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям”

0 401 27 000

“Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям”

Пример. В отчетном периоде в марте 2021 года в учете бюджетного учреждения органами внутреннего финансового контроля обнаружена ошибка, допущенная в сентябре 2020 года: расходы по текущему ремонту здания в сумме 1 200 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение первоначальной (балансовой стоимости) здания. Расходы по текущему ремонту здания в 2020 году были произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. В текущем году датой обнаружения ошибки в учете учреждения отражены исправительные записи:

Дебет 4 401 26 271 Кредит 4 104 12 411 – отражена корректировка суммы амортизации с сентября по декабрь 2020 года;

Дебет 4 401 20 271 Кредит 4 104 12 411 – отражена корректировка суммы амортизации с января по февраль 2021 года;

Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 304 66 732 – способом “Красное сторно” отражено увеличение капитальных вложений в 2020 году;

Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 304 66 732,

Дебет 4 304 66 832 Кредит 4 106 11 310 – способом “Красное сторно” отражено увеличение стоимости здания на сумму текущего ремонта в 2020 году;

Дебет 4 401 26 225 Кредит 4 304 66 732 – расходы по текущему ремонту отнесены на финансовый результат 2020 года.

Счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных самостоятельно учреждением

Год, в котором допущена ошибка Счета учета, используемые для исправления ошибок прошлых лет
Исправление ошибки не влияет на финансовый результат Требуется корректировка показателей доходов Требуется корректировка показателей расходов
Прошлый год

0 304 86 000

“Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году”

0 401 18 000

“Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году”

0 401 28 000

“Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году”

Иные прошлые года

0 304 96 000

“Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году”

0 401 19 000

“Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году”

0 401 29 000

“Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году”

Пример. Согласно условиям договора электроснабжения, документы по оказанию услуг формируются не позднее 15 числа следующего месяца. За декабрь 2020 года первичные документы по электроснабжению поступили в бухгалтерию бюджетного учреждения 15 января 2021 года. Годовая бухгалтерская отчетность на указанную дату была утверждена. Расходы по договору электроснабжения осуществляются за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Поскольку первичные документы поступили после даты подписания (принятия) бухгалтерской отчетности, то операции по начислению расходов отражаются в текущем периоде как ошибки прошлых лет с обособлением на специальных счетах бухгалтерского учета (п. 1.7 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 № 02-06-07/55005): 

Дебет 4 401 28 223 Кредит 4 302 23 734 – отражены расходы на электроэнергию за декабрь 2020 года.

Обратите внимание! С 01.01.2021 ИСКЛЮЧЕНЫ счета для исправления ошибок прошлых лет в части консолидируемых расчетов:

  • 0 304 84 000 “Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному”;
  • 0 304 94 000 “Консолидируемые расчеты иных прошлых лет”.

Отражение исправлений ошибок прошлых лет в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

При исправлении ошибок прошлых лет осуществляется ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 33 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности – исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена (п. 17 Методических рекомендаций).

Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда осуществление такой корректировки не представляется возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой “Пересчитано”.

К сравнительным показателям относятся, в частности:

  • показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году);
  • показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);
  • обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году). 

Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям, выявленных ошибок прошлых лет.

На основании оборотов по исправлению ошибок прошлых лет, отраженных в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071), формируются показатели по соответствующим строкам Сведений (ф. 0503173, 0503773) (п. 170 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкции № 191н), п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н)):

  • в графе 6 по коду причины 03 “исправление ошибок прошлых лет” – при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных учреждением самостоятельно;
  • в графе 10 по коду причины 07 “исправление ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля” – при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных по результатам контрольных мероприятий.

На основании Сведений (ф. 0503173, 0503773) отражаются скорректированные входящие остатки (на начало отчетного года) Баланса (ф. 0503130, 0503730), а также Сведений (ф. 0503168, 0503768) (п. 14 Инструкции № 191н, п. 15 Инструкции № 33н).

В текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) в отношении ошибок прошлых лет раскрывается следующая информация (п. 34 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, п. 21 Методических рекомендаций):

а) описание ошибки;

б) сумма корректировки по каждой статье отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

в) общая сумма корректировки на начало самого раннего из предшествующих годов, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

г) описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не представляется возможным, а также описание способа отражения исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления.


Опубликовано 24.03.2021

Приведем перечень основных ошибок отчетности и расскажем, что делать, чтобы их не было. Узнаем, как стандартные отчеты программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» помогут проверить регламентированную отчетность.

  • Реализация норм учета в конфигурациях «1С:БГУ»
  • Основные технические ошибки
  • Как избежать технических ошибок
  • Основные ошибки учета
  • Как избежать учетных ошибок
  • Настройка стандартных отчетов
  • Проверка аналитики счета в карточке счета
  • Сверка стандартного отчета «ОСВ по счету» с регламентированной отчетностью

Реализация норм учета в конфигурациях «1С:БГУ»

Конфигурация «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений — казенными, бюджетными, автономными — для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.

В программе реализовано формирование отчетности в соответствии с приказами Минфина Рф:

  • от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее 191н);
  • от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и др.» (далее 33н).

Предусмотрена загрузка актуальных комплектов отчетности. Правила формирования отчетности соответствуют инструкциям № 33н и № 191н.

К программе поставляются актуальные справочники, соответствующие Бюджетной классификации, Стандартам, Инструкциям 157н, 174н, 162н, 183н.

Пользователям предоставлена возможность самостоятельно актуализировать, а также вносить изменения справочники, комплекты отчетности, настройки программы.

Российское законодательство динамично развивается, в связи с чем в программные продукты вносятся изменения. Конфигурация «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» не является исключением. Фирма «1С» периодически выпускает обновления как самого программного продукта, так и поставляемой отчетности.

В статье «Подготовка к квартальной отчетности» выпуска № 2 (апрель, 2021) «Прогрессивный бухгалтер» мы уже рассмотрели этапы подготовительных мероприятий в целях формирования отчетности. Подготовка к отчетности за 9 месяцев 2021 года содержит аналогичные мероприятия.

В текущей статье рассмотрим основные ошибки при составлении отчетности.

Основные ошибки отчетности, сформированной в конфигурациях «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», можно разделить на две группы:

  • технические ошибки
  • ошибки учета

Основные технические ошибки

Технические ошибки — это ошибки, связанные с поддержкой в актуальном состоянии и настройке программного продукта, а также нарушением правил ведения учета в программе.

К основным техническим ошибкам относятся ошибки, связанные с:

  • настройкой учетной политики;
  • несвоевременным или некорректным обновлением программного продукта;
  • нарушением инструкций к программному продукту;
  • нарушение логики программы. Нарушение целостности базы данных;
  • ведение учета вне регистров учета.

Технические ошибки влияют на составление отчетности следующим образом:

  • невозможно выбрать отчетную форму;
  • отчетная форма не формируется;
  • комплект отчетности не соответствует типу учреждения;
  • отчетная форма не заполняется, либо заполняется некорректными значениями;
  • в отчетах отсутствуют показатели КПС, КЭК, Счет;
  • в отчетах отражаются дубли показателей КПС, КЭК, Счет;
  • формируется устаревшая печатная форма отчетности.

Как избежать технических ошибок

Правила, приведенные в Таблице № 1, помогут сформировать отчетность без технических ошибок.

Обратите внимание: до обновлений и исправления технических ошибок следует сохранить архив базы данных!

На сайте https://its.1c.ru/ размещены инструкции по выполнению архивирования баз данных «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0 и 2.0.

Таблица № 1 «Технические ошибки»

Действия Порядок выполнения
БГУ 1.0 БГУ 2.0
Проверить настроенную в программе Учетную политику. Выполнить переход по пунктам меню: «Учреждение — Учреждения» .В карточке «Учреждения» проверить реквизиты вкладок на соответствие типу учреждения. Выполнить переход по пунктам меню: «Справочники — Организации». В карточке «Организации» перейти на вкладку «Учетная политика» — проверить реквизиты вкладки на соответствие типу учреждения.
Обновить конфигурацию Обратиться в обсуживающую организацию, либо самостоятельно выполнить обновление
На сайте 1С:ИТС размещена инструкция «Обновление конфигурации»
Обновить комплект отчетности Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» —”Регламентированные отчеты” —”Бухгалтерская отчетность” — «Справочник отчетности» — «Загрузка комплектов отчетности» — открыть файл — указать путь к файлу актуального комплекта отчетности — выполнить загрузку комплекта отчетности. Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «1С-Отчетность» — «Настройки» — «Загрузка комплектов отчетности» — открыть файл — указать путь к файлу актуального комплекта отчетности — выполнить загрузку комплекта отчетности.
На сайте 1С:ИТС размещена инструкция «Обновление комплекта бухгалтерской (бюджетной) и другой регламентированной отчетности»
Удалить дубли отчетности. Действие выполняется, если присутствуют дубли отчетности. Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» —”Регламентированные отчеты” —”Бухгалтерская отчетность” —”Справочник отчетности« — нажать на кнопку pin1.png «Удаление дублей» — «Способы исправления ошибок» — «Найти дубли элементов». Если дубли обнаружены, то исправить их согласно инструкции «Удаление дублей регламентированной отчетности», доступной по кнопке pin2.png «Открыть справку». Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «1С-Отчетность» — «Настройки» — «Удаление дублей элементов бух.отчетности» — «Способы исправления ошибок» — «Найти дубли элементов». Если дубли обнаружены, то исправить их согласно инструкции «Удаление дублей регламентированной отчетности» доступной по кнопке pin3.png«Открыть справку»
Актуализировать бюджетную классификацию. Действие выполняется, если в бюджетную классификацию были внесены изменения. Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «Бюджетная классификация» — обновление бюджетной классификации — «Открыть файл» — указать путь к файлу актуальной бюджетной классификации — по кнопке «Далее» выполнить обновление бюджетной классификации Выполнить переход по пунктам меню: «Планирование и санкционирование» — «Помощник обновления бюджетной классификации» — «Открыть файл» — Указать путь к файлу актуальной бюджетной классификации — по кнопке «Далее» выполнить обновление бюджетной классификации
На сайте 1С:ИТС размещена инструкция «Загрузка актуальной бюджетной классификации»
Проверить корректность заполнения справочника «Классификационные признаки счетов» (КПС) на наличие ошибок:

  • дубли элементов справочника;
  • в элементе КПС отсутствует «Дата начала действия»;
  • в не актуальных КПС отсутствует «Дата окончания действия»
  • вид показателя не соответствует КПС

Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «План счетов» — «Классификационные признаки счетов (КПС)» — выполнить визуальную проверку.

В случае обнаружение полного дубля — пометить на удаление и удалить элемент. В случае обнаружения не заполненных дат периода действия — заполнить даты. В случае неверного формирования кода — исправить на верный. По кнопке pin2.png «Открыть справка» доступна инструкция «Классификационные признаки счетов (КПС)».

Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «Классификационные признаки счетов (КПС)» — выполнить визуальную проверку.

По кнопке «Еще» доступны следующие варианты исправления:

  • изменить выделенные;
  • объединить выделенные;
  • заменить и удалить;
  • места использования.
Проверить справочник КЭК на наличие ошибок:

  • дубли элементов справочника;
  • присутствую законом не предусмотренные элементы КЭК;
  • иерархия справочника не соответствует нормативно- правовой базе

Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «План счетов» — «Коды экономической классификации (КЭК)» — выполнить визуальную проверку.

Если элементы в справочнике отсутствуют, то загрузить поставляемые данные: «Коды экономической классификации (КЭК)» — «Все действия» — «Загрузить поставляемые данные».

Если нарушена иерархия, то исправить их ручным способом, либо встроенным механизмом: «Коды экономической классификации (КЭК)» — «Все действия» — Восстановить настройки по умолчанию.

Выполнить переход по пунктам меню: Планирование и санкционирование — Коды экономической классификации (КЭК) — выполнить визуальную проверку.

Если элементы в справочнике отсутствуют, то загрузить поставляемые данные: «Коды экономической классификации (КЭК))» — «Еще» — «Загрузить поставляемые данные».

Если нарушена иерархия, то исправить их ручным способом, либо встроенным механизмом: «Коды экономической классификации (КЭК)» — «Еще» — «Установить стандартные настройки».

Проверить план счетов на наличие ошибок:

  • дубли счетов;
  • в устаревших счетах не установлена дата окончания;
  • не верная иерархия счетов:
  • в счете отсутствует номер журнала, либо номер не верно указан;
  • субконто счета не соответствует Инструкциям бюджетного учета и Учетной политике учреждения.

Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «План счетов» — «План счетов (ЕПСБУ)» — вкладка «Синтетические счета» — выполнить визуальную проверку. Сверить применяемые в учетной системе регистры учета и регистры учета, отраженные в учетной политике учреждения. В случаях расхождения привести их идентичности.

Внимание, при проверке флаг «Отбор по дате» должен быть снят pin1.png

Если обнаружены ошибки, то исправить их ручным способом, либо встроенным механизмом: «План счетов (ЕПСБУ)» — «Действия» — «Восстановить настройки по умолчанию».

Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «План счетов (ЕПСБУ)» — выполнить визуальную проверку. Серить применяемые в учетной системе регистры учета и регистры учета, отраженные в учетной политике учреждения.

Внимание, при проверке флаг «На дату» должен быть снят pin2.png

Если обнаружены ошибки, то исправить их ручным способом, либо встроенным механизмом: «План счетов (ЕПСБУ)» — «Еще» — «Установить стандартные настройки».

На сайте 1С:ИТС размещены инструкции:

  • «Формирование рабочего плана счетов БГУ 1.0»
  • «Формирование рабочего плана счетов в „1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8“, ред. 2»
Убедиться, что рабочие счета программы соответствуют Учетной политики, Инструкциям и Стандартами. Отсутствую дубли. Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «План счетов» — «План счетов (ЕПСБУ)» — вкладка «Рабочие» — выполнить визуальную проверку.

Если присутствуют ошибки, то исправить их ручным способом.

Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «Рабочие счета» — «Выполнить визуальную проверку».

Если присутствуют ошибки, то исправить их ручным способом.

Внимание, флаг «Контролировать операции на соответствие рабочему плану счетов» позволяет осуществляет оперативный контроль.

Установка флага осуществляется: «Администрирование» — «Настройки параметров учета» — «Ведение учета».

Убедиться, что корректные счета программы соответствуют Учетной политики, Инструкциям и Стандартам

Выполнить переход по пунктам меню: «Бухгалтерский учет» — «План счетов» — «Корректные проводки» — «Выполнить визуальную проверку».

Если элементы в регистре отсутствуют, то выполнить загрузку корреспонденций: «Действия» — «Загрузить».

Если присутствуют ошибки, то исправить их ручным способом

Выполнить переход по пунктам меню: «Учет и отчетность» — «Корректные корреспонденции» — «Выполнить визуальную проверку».

Если элементы в регистре отсутствуют, то по кнопке «Загрузить корректные проводки» выполнить загрузку корреспонденций.

Если присутствуют ошибки, то исправить их ручным способом, либо встроенным механизмом: «Корректные корреспонденции» — «Еще» — «Установить стандартные настройки».

Основные ошибки учета

Ошибки учета — это ошибки пользователей, связанные с неверным отражение факта хозяйственной жизни в программе.

К ошибкам учета относятся:

  • несвоевременное отражение, либо не отражение факта хозяйственной жизни;
  • ошибки при отражении факта хозяйственной жизни. Например, неверный выбор КПС, Счета, КОСГУ. Так же примером ошибки учета является отражение основного средства на группе счетов 105.00.

Ошибки учета влияют на составление отчетности следующим образом:

  • отчетность формируется с ошибками в разрезе аналитических показателей. Например, в разрезе КФО, КПС, КОСГУ;
  • показатели стандартных отчетов отличны от показателей отчетных форм. Например, данные оборотной сальдовой ведомости по счету 302.23, отличны от формы 0503169/ 0503769.
  • контрольные соотношения не пройдены (ошибки при внутриформенном и/или межформенном контроле)

В статье «Формируем сведения по дебиторской и кредиторской задолженности за первое полугодие 2021» выпуска № 3 (июль, 2021) «Прогрессивный бухгалтер» приведена таблица ошибок учета, рассмотрены вероятные причины, а также даны рекомендации по исправлению.

А в статье «Контроль задолженности. Исправление ошибок в «1С» выпуска № 2, приведен сквозной пример по исправлению ошибок учета.

Как избежать учетных ошибок

Нижеприведенные правила помогут сформировать отчетность без ошибок учета.

Перед составлением отчетности следует:

  • убедиться, что все документы, относящие к отчетному периоду, поступили в бухгалтерию;
  • убедиться, что первичные документы заполнены корректно и соответствуют фактам хозяйственной жизни, отраженным в них;
  • отразить все факты хозяйственно жизни в программе;
  • с помощью технологического анализа провести проверку контроля текущего состояния учета и корректности данных;
  • с помощью стандартных отчетов программы проверить корректность отражения фактов хозяйственной жизни.

Настройка стандартных отчетов

Стандартные отчеты конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» позволяют расшифровать все показатели регламентированной отчетности.

При ведении учета следует помнить, что номер счета учета — составной. Счет состоит из таких показателей как, КФО, КПС, номер счета, номер субсчета, КОСГУ/КЭК. Также счет неразрывно связан с таким показателем как Субконто. Ряд учреждений применяет разделители ИФО, Подразделение, дополнительную аналитику КПС и другие.

Все вышеперечисленные показатели и разделители можно объединить понятием «аналитика счета».

На примере стандартного отчета «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» (далее «ОСВ по счету») конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0 рассмотрим:

  • как определить аналитику счета, подлежащую проверке;
  • какое влияние оказывает структура «ОСВ по счету» на проверяемый показатель.

Проверка аналитики счета в карточке счета

Рассмотрим карточку счета 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» и карточку счета 302.23 «Расчеты по коммунальным услугам».

Карточка счета помогает определить аналитику, подлежащую проверке.

Например, отчет «ОСВ по счету 303.01» следует формировать в разрезе обязательных аналитик КПС, КЭК, субконто «Виды налогов организаций». Субконто «Налоги и платежи» необязательно, однако если вашим учреждением оно применятся, то ОСВ по счету 303.01 так же следует формировать в его разрезе. В Сведения ф.0503169/0503769 будет отражаться код «001», так как в карточке счета КОСГУ по дебету и кредиту содержит значение 831/731 соответственно.

Отчет «ОСВ по счету 302.23» следует формировать в разрезе обязательных аналитик КПС, КЭК, субконто «Контрагенты» и «Договоры». Субконто «Документы расчетов» не является обязательным. КОСГУ по дебету и кредиту счета 302.23 содержит значение групп 830/730 соответственно, а значит в Сведения ф.0503169/0503769 код примет значение в зависимости от реквизита «Тип контрагента» элемента справочника «Контрагенты».

Карточка счета 303.01

Карточка счета 302.23

Обращаем внимание, что КФО в карточке счета не отражается, однако является обязательной аналитикой.

В рассматриваемом примере учреждение не применяет дополнительную аналитику, в том числе и разделители ИФО, Подразделение.

Определение разрезов аналитики остальных счетов учета аналогично рассматриваемым.

Сверка стандартного отчета «ОСВ по счету» с регламентированной отчетностью

Вся обязательная аналитика напрямую влияет на формирование регламентированной отчетности. В целях проверки учета, отчет «ОСВ по счету» следует формировать в разрезе всей обязательной аналитики счета.

Сформируем отчет «ОСВ по счет 302.23» в разрезе всех описанных выше аналитик к счету. На вкладке «Группировка» установим группировку, соответствующую формированию Сведений ф.0503169/ф.0503769.

ОСВ по счету 302.23

Из отчета следует, что присутствует кредиторская задолженность по КФО 2. Причем, «ООО Энергия» является типом контрагента «4 — Иная нефинансовая организация». Следовательно, в Сведениях ф.0503769 будет указан код институциональной единицы «004». Субконто «Документы расчетов» учреждением не применяется.

Сформируем Сведения ф.0503769 по кредиторской задолженности КФО 2, убедимся в нашем выводе.

Сведения ф.0503769

Сверка в конфигурации «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1.0 аналогична.

Бюджетники используют в работе универсальные кодификаторы КОСГУ и КВР. Коды применяются не только в бухучете, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год обновили.

Что такое КОСГУ

В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

Как теперь применять виды расходов в КОСГУ по 209н с изменениями на 2023 год:

  1. Безвозмездные поступления разграничили на текущие и капитальные: в Приказе № 209н уточнили условия отнесения поступлений к указанным категориям (п. 7 порядка № 209н). Если на капвложения предусмотрено 80% и больше от общего объема средств, перечисления относят к капитальным. Если нельзя достоверно определить долю средств на капвложения и текущие расходы, перечисления признают текущими.
  2. Изменили доходные коды. В группе 100 «Доходы» скорректировали подстатьи 129, 139 и 174.
  3. Изменили расходные коды. Изменения коснулись статей 240, 280, 320 и 460, подстатей 224, 226, 264, 296 и 462.
  4. Скорректировали коды по поступлению и выбытию финансовых активов. В описание статей 510 и 610 включили операции по возврату и перечислению денег по обеспечению заявки на участие в закупке, исполнение контракта.

С 1 января 2023 года арендаторы относят расходы по возмещению арендодателю (собственнику) стоимости услуг связи, коммунальных услуг по договорам аренды, безвозмездного пользования недвижимости на подстатью 224 КОСГУ. Раньше эти затраты отражали по подстатьям КОСГУ 221 и КОСГУ 223, а на подстатью 224 относили возмещение расходов на уплату налогов на имущество и землю.

Оплату за участие в электронных торгах и закрытых электронных процедурах с участника или лица, с которым заключается контракт, плату за проведение торговых процедур с заказчика теперь отражают на подстатье 226. А расходы на оплату договоров на модернизацию нематериальных активов показывают на статье 320.

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):

100

Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора

110 — налоговые доходы

111 — налоги

112 — госпошлины и другие сборы

130 — доходы от оказания платных услуг

180 — прочие доходы

200

Расходы, группа которых включает в себя все категории затрат учреждения

211 — зарплата

212 — прочие денежные выплаты персоналу

213 — налоги

221 — услуги связи

222: расшифровка КОСГУ 222 — транспортные услуги

223 — коммунальные услуги

225 — работы и услуги по содержанию здания

226: расшифровка КОСГУ 226 в 2023 году для бюджетных учреждений — прочие работы и услуги

228 — работы для целей капитальных вложений

290 — прочие расходы

300

Поступление нефинансовых активов

310 — увеличение стоимости основных средств

320 — увеличение нематериальных запасов

330 — увеличение непроизводственных активов

340 — увеличение материальных запасов

341 — увеличение лекарственных препаратов

342 — увеличение стоимости продуктов питания

343 — увеличение горюче-смазочных материалов

344 — увеличение строительных материалов

345 — увеличение мягкого инвентаря

346: расшифровка КОСГУ 346 — увеличение стоимости прочих материальных запасов

347 — увеличение стоимости материальных запасов для капитальных вложений

349: расшифровка КОСГУ 349 в 2023 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

400

Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА)

410 — уменьшение стоимости основных средств

411 — амортизация основных средств

420 — уменьшение стоимости нематериальных активов

421 — амортизация нематериальных активов

440 — уменьшение стоимости материальных запасов

500

Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения)

510 — поступление денежных средств и их эквивалентов

520 — увеличение стоимости ценных бумаг

530 — увеличение стоимости акций

600

Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов

610 — выбытие денежных средств и их эквивалентов

620 — уменьшение стоимости ценных бумаг

630 — уменьшение стоимости акций

700

Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств

710 — увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям

720 — увеличение задолженности по внешним привлеченным заимствованиям

730 — увеличение прочей кредиторской задолженности

800

Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств

810 — уменьшение задолженности по внутренним привлеченным обязательствам

820 — уменьшение задолженности по внешним привлеченным обязательствам

830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности

Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

Применение КОСГУ на практике

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и Приказом № 209н.

Не стоит забывать про бюджетную отчетность. Некоторые формы предусматривают структурирование информации в разрезе КОСГУ: отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.

КОСГУ в закупочной деятельности

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, по КОСГУ 296 проводят иные выплаты текущего характера физлицам. Но закупок эта кодировка не касается. А по КОСГУ 346 отражают увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Работаем с КВР правильно

Код вида расходов — это трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности.

Классификатор КВР имеет группировку:

Группировка в классификаторе КВР

Как применять код 247

Минфин ввел специальный закупочный КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Порядок применения нового кода расходов Минфин разъяснил в письме № 02-05-10/10752 от 17.02.2021. Код используют независимо от даты заключения договора или отражения кредиторской задолженности.

В таблице показали случаи применения кодов 244 и 247 по правилам Минфина.

244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» 247 «Закупка энергетических ресурсов»
  • коммунальные услуги по счетам, выставленным управляющими компаниями в многоквартирных домах;
  • компенсация стоимости коммуналки от арендодателей и ссудодателей;
  • любые виды топлива, за исключением природного газа, полученного по газораспределительной сети;
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры.
  • оплата поставки и транспортировки по сетям электроэнергии, газа, теплоэнергии и теплоносителя для отопления.

ВАЖНО!

Минфин разъяснил, как проводить комбинированные контракты на поставку тепла и горячей воды — только по КВР 247 (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021). Раньше смешанные договоры заключали по двум статьям — 244 (горячее водоснабжение) и 247 (теплоэнергия). Теперь КВР 244 для комбинированных госконтрактов применяют только в исключительных случаях.

Порядок определения КВР и КОСГУ

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Как работать с кодами КВР и КОСГУ и таблицей соответствий

Пример № 1.

Допустим, госучреждение планирует провести ремонт оборудования. Ремонтные работы, в соответствии с Приказом № 209н, следует относить на статью расхода 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

ВАЖНО!

КВР 242 не используется бюджетными и автономными учреждениями. Для таких госучреждений все виды затрат отправляются на код 244 или 243, независимо от привязки к ИКТ.

Пример № 2.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

Расходы на оплату медосмотра водителей отразите по подстатье 226 КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.6 порядка № 209н, порядок № 82н).

Пример № 3.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Пример № 4.

Бухгалтеры часто путаются в кодах КОСГУ при отражении расходов на приобретение основных фондов и материальных запасов. Прежде чем определить точную подстатью КОСГУ и КВР, необходимо понять, к какой группе нефинансовых активов относятся приобретенные объекты.

Как правильно определить кодификатор:

Если учреждение приобретает актив, который отвечает характеристикам ОС и используется как самостоятельный объект

Если учреждение закупает актив для замены, установки, монтажа, при условии, что актив не используется как самостоятельный объект и отвечает признакам МЗ

Отражайте расходы на подстатье 310 и КВР 244.

Отражайте расходы в подгруппе 340 по КВР 244 (либо по КВР 243, если расходы связаны с капитальными вложениями).

На подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств и операции по их поступлению (принятию к учету).

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету).

Статья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов».

Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год в закупках

ВАЖНО!

Таблица 2023 года незначительно отличается от 2022. В нее добавили увязку нового КВР «Единые субсидии» с подстатьями КОСГУ 251 и 254. А еще удалили увязку КВР 863 и подстатьи 226.

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице в начале статьи.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

211

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

212

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

213

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

214

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

215

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

216

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

217

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

218

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

219

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

221

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

222

Транспортные услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

226

Прочие работы, услуги

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

310

Увеличение стоимости основных средств

343

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

223

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

342

Увеличение стоимости продуктов питания

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

224

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

225

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

310

Увеличение стоимости основных средств

345

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

231

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

300

Поступление нефинансовых активов

232

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

220

Оплата работ, услуг

300

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

241

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

242

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

221

Услуги связи

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

349

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

222

Транспортные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

296

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещения (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

297

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

299

Иные выплаты капитального характера организациям

310

Увеличение стоимости основных средств

344

Увеличение стоимости строительных материалов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

220

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

267

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

530

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

245

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

246

Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

247

Закупка энергетических ресурсов

223 Коммунальные услуги

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

ВАЖНО!

В закупках применяются новые КВР — 246 и 247. Код 246 предназначен не для всех учреждений — госорганов, федеральных казенных учреждений и органов управления внебюджетными фондами. 247 код придется применять практически всем бюджетникам и автономным учреждениям при закупках энергетических ресурсов.

Ответственность за ошибки КВР и КОСГУ

За допущенные ошибки при определении кодификаторов предусмотрена административная ответственность.

Ошибка

Штраф

Как избежать наказания: действия бухгалтера

Использованная увязка кодификатора КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

Ст. 15.14 КоАП РФ:

  • штраф на должностное лицо (20 000-50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5-25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в госучреждении планируется сделка, которой нет в новом Приказе Минфина № 82н, подготовьте запрос в Министерство финансов с требованием дать пояснения. До получения официального разъяснения не рекомендуется использовать несуществующую увязку

Код ВР определен по неточному, то есть по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Планирование и(или) осуществление закупок по кодам, которые не отвечают документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг, не допускаются. Это нарушение требований БК РФ и 44-ФЗ. Прежде чем совершить сделку, ознакомьтесь с технической или иной документацией к приобретаемому товару либо уточните технические характеристики аналогичных позиций товаров

На группу кодификатора КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Нарушения часто связаны с подотчетными расходами работников госучреждений. Чтобы не допустить ошибок, необходимо точно разграничить цель затрат: закупки на нужды организации или иные виды издержек

Применен КВР, который не соответствует типу учреждения (казенное, автономное или бюджетное)

Перед проведением «проблемной» сделки перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа Минфина № 82н

Еще по теме:

  • как подключиться к системе «Электронный бюджет»;
  • таблица новых КБК для госзакупок;
  • лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки;
  • инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
  • инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Новые правила исправления ошибок прошлых лет в бухучете бюджетников

С введением новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета изменились правила исправлений ошибок прошлых лет организациями госсектора. Перед составлением очередной отчетности напомним о новых требованиях.

На реальных примерах покажем, как действовать, если обнаружена ошибка в первичных документах или в регистрах бухучета в периодах, отчетность за которые уже сдана.

Ошибка отчетного периода, выявленная после завершения мероприятий по внешнему финансовому контролю, исправляется в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности как ошибка прошлых лет. При этом нужно учитывать требования стандартов ФСБУ «Концептуальные основы», «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», изменения, внесенные в Инструкцию по применению единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Кроме того, нужно не упустить и разъяснения, которые по этой теме дал Минфин России (в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

Что именно изменилось

Новые правила применяются при ведении учета уже с 1 января 2019 года и составлении отчетности, начиная с 2019 года.

Суть нововведений в том, чтобы в отчетности отражалась текущая операционная деятельность, а ошибки прошлого были обособленны (п. 18 Инструкции № 157н). Такую отчетность Минфин оценивает как более прозрачную, а хозяйственную деятельность учреждений — как отвечающую действительности.

Еще мы изучили стандарты и составили понятный курс про шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, с которым вы легко сможете вести отчетность в 2023 году, а еще получите удостоверение о повышении квалификации.

Вы будете:

  • понимать сложные формулировки официальных документов,

  • использовать в работе шесть ФСБУ,

  • сдавать годовую отчётность по новым правилам стандарта,

  • избегать ошибок.

Чтобы убедиться в полезности курса, посмотрите программу и бесплатный урок

Напомним, что в результате внесения изменений в Инструкции 162н; 174н; 183н появились новые счета для отражения исправительных записей по ошибкам прошлых лет:

401 18 000, 401 19 000 — служит для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель доходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

401 28 000, 401 29 000 — применяется для отражения бухгалтерских записей, корректирующих показатель расходов по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

304 84 000, 304 94 000 — по ошибкам в части расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением по финансовому году, предшествующему отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно;

304 86 000, 304 96 000 — по иным расчетам года, предшествующего отчетному, по иным прошлым финансовым годам соответственно.

В конце года показатели счетов бухгалтерского учета по отражению ошибок прошлых лет (0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000, 0 304 86 000, 0 304 96 000) закрываются в общеустановленном порядке, предусмотренном Инструкцией № 157н, с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Ошибки прошлых лет, допущенные при ведении бухгалтерского учета, исправляются в текущем отчетном периоде на дату обнаружения ошибки. Для этого делается дополнительная бухгалтерская запись либо бухгалтерская запись способом «красное сторно». Запись производится в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет», с применением названных выше счетов. Такой подход предложил Минфин России в письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Примеры использования новых счетов

В феврале 2019 года автономное учреждение обнаружило ошибку, допущенную в 2018 году: расходы на текущий ремонт здания в сумме 980 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания. При этом сделаны такие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в основные средства

4 106 11 000

4 302 25 000

980 000

Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)

4 101 12 000

4 106 11 000

980 000

Начислена амортизация по данному зданию

4 109 80 271

4 104 12 000

2 000

Это пример существенной ошибки.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (ФСБУ для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»; приказ Минфина России от 30.12.2017 N 275н).

О несущественной ошибке можно говорить, если допущены искажения в аналитике или КБК. Например, при постановке на бухгалтерский учет строительных материалов (цемент, краска, доски) был использован счет 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» вместо счета 10534 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения»

В бухгалтерском учете на дату обнаружения ошибки прошлых лет (20.02.2019) отражаются исправительные корреспонденции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»

4 101 12 000

4 304 86 000

— 980 000

4 304 86 000

4 106 11 000

— 980 000

Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»

4 106 11 000

4 304 86 000

— 980 000

Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»

4 401 28 225

4 104 12 000

— 2 000

Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)

4 401 28 225

4 304 86 000

980 000

В случае, если в аналогичной ситуации окажется казенное учреждение, то ошибочно сформированные операции отразятся так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Увеличена балансовая стоимость здания (Отражены расходы на ремонт здания)

1 106 11 310

1 302 25 731

980 000

Увеличена балансовая стоимость здания

1 101 12 310

1 106 11 310

980 000

Начислена амортизация по данному зданию

1 401 20 271

1 104 12 411

2 000

Исправительные бухгалтерские проводки представим в таблице ниже:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Исправлена операция (вложение в основные средства) методом «красное сторно»

1 101 12 310

1 304 86 731

— 980 000

1 304 86 831

1 106 11 310

— 980 000

Исправлена операция (увеличение балансовой стоимости здания) методом «красное сторно»

1 106 11 310

1 304 86 731

— 980 000

Исправлена операция (начисление амортизации) методом «красное сторно»

1 401 28 271

1 104 12 411

— 2 000

Начислены расходы прошлого года (на ремонт здания)

1 401 28 225

1 304 86 731

980 000

Как отразить исправления в отчетности

Показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) приводятся с учетом их корректировок по исправительным записям, если были выявлены ошибки прошлых лет.

Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, где отражены значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Рассмотрим, как такая корректировка выполняется на практике. После закрытия счетов в конце года составьте форму «Cведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503773)». Отразите в ней данные операции с кодом причины — 03. В графе 3 укажите сумму изменения по тем счетам, где были скорректированы показатели. На основании внесенных исправлений корректируются остатки на начало года и по другим формам отчетности, прежде всего вносятся изменения в баланс, в формы 0503130, 0503730, а также в формы 0503168, 0503169, 0503768, 0503769.

Обратите внимание, что показатели баланса на начало года будут отличаться от показателей (остатков) на начало отчетного года в главной книге — расхождение на суммы корректировок.

Также нужно не упустить, что обороты (увеличение, уменьшение) по доходам, расходам при формировании показателей отчетов (ф. 0503168, 0503121, 0503110, 0503768, 0503721, 0503710) следует показать без учета операций по исправлению ошибок за предшествующий период.

Добавить комментарий