Особая мысль как найти

Определить и записать основную мысль текста

Символов всего: {{ сharactersFull }}

PRO версия:

{{ idea }}

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Сервис выбирает самые важные предложения из текста.

Основная мысль текста — это то самое главное, что автор хотел донести своему читателю.

Во время работы с литературой просто необходимо иметь способность определять основную мысль.

Когда вы работаете с гипертекстами, бывает очень непросто выделить главную мысль, заложенную рассказчиком.

Наша программа направлена на упрощение данного вида работы.

Для кого этот онлайн – сервис?

  1. Школьникам и студентам. На протяжении всего обучения в школе задают такие упражнения. Также, подобные задания есть в ЕГЭ. Уметь находить главный смысл текста приводит к наилучшему запоминанию информации.
  2. Людям, работающим с большим объёмом текстов. Наш алгоритм позволяет снизить время на чтение, тем самым увеличив производительность труда.

Воспользоваться сервисом очень просто.

Скопируйте ваш текст в буфер обмена и затем вставьте в рабочее окно данной программы.

Нажмите кнопку Определить.

Сервис автоматически определяет и записывает основную мысль текста.

Как это работает?

  1. Программа считывает ваш текст.
  2. Потом сервис анализирует ключевые слова и словосочетания, а также, их синонимы. Ключевые слова повторяются в тексте много раз. Это основополагающий момент, т. к. «ключевики» несут главную мысль любого текста.
  3. Далее алгоритм изучает подзаголовки и абзацы. Разделяя текст на абзацы, автор создаёт микротемы. Таким образом дифференцируются смысловые, важные для него части, раскрывающие тему.
  4. Затем происходит исследование логической цепочки. Программа прослеживает развитие логики повествования на протяжении всего текста. Данная операция очень важна для выявления основного посыла текста.
  5. Если вместе с текстом вы ввели и его название — это упрощает работу сервиса. Ведь название текста — это, вероятно, часть главной мысли всего текста. Хотя заголовки бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными.

Ориентировочно, на каждые 5000 символов вы получаете 1 предложение.

Ограничения по количеству символов:

  • гости сайта имеют право на единовременное использование 10-ти тысяч символов,
  • зарегистрированные пользователи могут одномоментно проверить 15 тысяч символов.
  • для счастливых обладателей PRO- версии доступны 200 тысяч знаков, а также отключение рекламы и отдельная очередь. Пополните баланс перед для использования данной версии.

Мысль и смысл – взаимообусловленные явления в структуре единого процесса мышления.

Положение, высказанное А.Н. Леонтьевым по поводу смысла не теряет своей актуальности: «Проблему смысла надлежит ставить исторически. Понятие смысла означает отношение, возникшее вместе с возникновением той формы жизни, которая необходимо связана с психическим отражением действительности, т. е. с психикой… осмысленная деятельность .и есть деятельность психическая, … исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься)    – это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас не существует, в ощущениях не дано, что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях».

Мышление задействовано как возможность подъема над ситуацией и как особое отношение к предмету, когда в мысли человек отделяется от предмета мышления и мысль не совпадает с последним. Но именно не совпадающий с мыслью предмет становится предметом размышления, а поэтому и соответствующего отношения.

«Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализированный»    (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломки камня), перепроверяя эти предметы друг другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление…». Соответствующий же уровень мышления, в формируемой новой по своей сущности активности – деятельности, в активных действиях и в результате объективно выстраивающихся в последней отношений, становился реально действующей силой в развитии.

В рамках различных представлений и понятий выстраиваются соответствующие теории формирования и развития мышления человека (Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже), раскрываются механизмы его формирования, уровни и стадии развития в онтогенезе, выстраиваются характеристики его определения на высоком научном уровне. Однако отмечаемое исследователями сохранение проблемности мышления в значительной степени обусловливается еще во многом скрытыми условиями и характером его формирования.    «Сознание предполагает

возможность индивида выделить себя из природы и осознать свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Оно зарождается в процессах материальной деятельности, изменяющей природу, и материального общения между людьми,    … такое осознание осуществляется как мыслительный процесс, в котором не только осознается отношение к природе, к другим людям и к себе, но и формируются цели и задачи, осмысливаются действия и направленность деятельности и на воспроизводство, и на выстраивание новых структур неприродного – социального -мира.    Сознание при этом,    «будучи    предпосылкой деятельности», выступает вместе с тем как «ее результат», и «сознание и деятельность человека образуют подлинное единство». Конструируя мысль, не совпадающую с реальным практическим действием, но задающую цель действия, проектируемую в мысли, человек выступает как реальный субъект действия, воспроизводя его в своей реальной деятельности, полагающей соответствующий процесс мышления в ее осуществлении. Развертывающийся процесс мышления полагает действенность мысли и формирование смысла деятельности, поэтому рождение смысла в мышлении. Рождение же смысла обусловливает развертывание, в свою очередь, процесса мышления на новом его уровне осуществления. При этом образы и нормы мышления осуществляются по законам осуществления деятельности.

Мысль рождается в сложном процессе мыследеятельности, развертываемой в пространственновременном выполнении, и в этом плане мышление несет в себе все характеристики деятельности. Но мышление задается, управляется мыслью, закрепляет и фиксирует предмет «как нечто с мыслью (идеализированным предметом) не совпадающее» (В.С. Библер), но «не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления» и в этом плане отношения (моего) к нему, но в результате обращения к предмету мысли (объективно включающей его в отношение). И именно схватывание предмета мыслью вводит его в процесс мышления, а поэтому в поиск его значения и смысла, полагающих реальное отношение (субъекта) к нему, оптимизируя отношение как важнейшее условие реализации социального движения. Выступая как социальное явление, мышление несет мощный потенциал коллективности, выстраивая значения предметов, обусловливающих коллективные связи и смыслы.

Мышление исторично и развивается, усложняется в процессе расширения знаний и углубления сознания и самосознания человека как действенного субъекта. С сознанием (которое, согласно Л.С. Выготскому, имеет смысловое строение) и с мышлением неразрывно связан смысл, объективно полагающий выявление сущностных характеристик явлений и процессов. Смысл во все большей степени раскрывается в своей значимости в развитии человека, в структурировании процесса социального движения «Отметим, – писал В.В. Налимов, – что природа смысла оказалась недостаточно раскрытой в парадигме нашей культуры», «в рамках формальной семантики все же не удалось создать теорию смысла при широкой постановке этой задачи». В.В. Налимов, придавая особое значение феномену смысла, писал: «Нам представляется, что смыслам надо придать право на самостоятельное существование. Это своя, особая реальность», «само сознание представляется нам скорее всего, как некий механизм – процесс, оперирующий смыслами».

Смысл связан с содержанием человеческой мысли. Крупные смысловые образования (фразы, тексты, теории, романы, технические описания и т.п.), образуют как правило, сложный смысл. Смысл наделен свойством ценности, что отмечают культурологи, исследующие роль базисных ценностей в культуре (прежде всего моральных, таких, как добро, зло, справедливость, совесть, счастье, свобода, ответственность и т.п.), политологи, изучающие ценности либерализма,    консерватизма, патриархальности и патернализма, социологи, интересующиеся отношением людей к ценностям повседневной жизни (заработку, семейным нормам, собственности, ксенофобии и толерантности). Особенно много сторонников ценностного истолкования смысла мы находим среди ученых, разрабатывающих теорию деятельности, поскольку в центре этой теории стоят вопросы мотивации деятельности и ее целесообразности.

Действительно, существуют разные установки в смыслотворчестве, различающиеся своими мотивами и целями: в познавательной деятельности, коммуникативной, художественной, проективной (инженерная деятельность, техническое творчество), правовой, политической, религиозной,    воспитательной,    образовательной, производственной, коммерческой. Все эти виды деятельности пронизаны смыслами, которые различаются не только своим содержанием, но и целями, входят в разные смысловые пространства, ориентируются на различные нормы смыслотворчества.

Теория речевых актов изначально трактует коммуникативный процесс как деятельность. Речевой акт, согласно этой теории, является действием, включающим общие структурные элементы любой деятельности: мотивы, намерения, цели, планирование результата, выбор стратегии его достижения, взвешивание возникающих в выборе альтернатив. Все эти конституирующие элементы деятельности наполнены смыслом, т.е. осмысливаются субъектом, и вместе с тем должны быть согласованы, коррелированы друг с другом (эффект перетекания смысла). Эти элементы придают всей деятельности целостноосмысленный характер.

Понятие смысла не является простым и однозначным. До сих пор продолжаются дискуссии на тему, что такое смысл и как он образуется. Пожалуй, наибольшая определенность в толковании смысла достигнута в логико -семантических исследованиях. Но именно на эту трактовку ведется атака некоторыми представителями психологии и культурологии, которые считают логико-семантические требования к смыслам слишком жесткими и не учитывающими всех нюансов смысла, проявляющихся в контексте человеческой жизнедеятельности и культуры.

В центре распространенных дискуссий о смысле располагается триада понятий: значимость, смысл, ценность.

В психологии обычно отождествляют смысл с любой значимостью явления или события в человеческой жизни. Культурологи склонны относить к смыслам доминантные ценности культуры (добро, зло, вера, справедливость, свобода и т.п.). Иногда в эту триаду вклинивается и четвертый термин «значение», также весьма многозначный и неопределенный.

Смысл всегда связан с мыслью. Осмысление – путь к получению смысла. Когда мы что-то говорим, то смысл и есть мысль, скрывающаяся за знаковым выражением. Эта мысль всегда характеризует предмет мысли, именно в этом плане смысл связывает человека с миром. Через осмысление явлений и процессов внешнего мира и событий собственной жизни формируется смысл этих явлений, процессов, событий.

Всякая мысль есть характеристика явлений и событий. Смысл имеет место быть во всем, что мы утверждаем или отрицаем, о чем мы каким-либо образом высказались.

Смысл – это инвариантное содержание мысли о положении дел, которое можно утверждать или отрицать, по поводу которого можно сомневаться и вопрошать. Это мыслимое «положение дел» может быть желаемым или нежелательным,    возможным или    необходимым, существующим или проектируемым, сопровождаться как позитивной коннотацией, так и негативной. По существу, смысл есть любое осмысленное положение дел в мире, даже фантастическое. смыслы и ценности не противостоят друг другу.

Так, на первый взгляд кажется, что отнесение какого-либо растения к классу сорняков является его объективным свойством. Утверждая, что крапива – это сорняк, мы выразили некоторый смысл, но он не является, объективированным. Ведь люди относят к классу сорняков растения, с которыми они борются на своих огородах и если кто-то вдруг задумал выращивать в своем саду крапиву, то для него она уже не сорняк, а культивируемое растение. Следовательно, в характеристике «сорняк» выражается ценностное отношение человека к растениям.

Любая характеристика предмета отвечает на некоторый вопрос: что, где, когда, почему, какой, сколько, зачем, для чего, ради чего? М. Бахтин дал очень хорошее определение смыслу:

«Смыслом я называю, – писал наш выдающийся литературовед, – ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла»

. Эти вопросы можно ставить в разных отношениях, ориентируясь на раскрытие как имманентных свойств объекта (т.е. отвечая на вопрос: что сие есть?), так и на раскрытие его значимости для человека (т.е. отвечая на вопрос: что сие значит для меня?).

Первый вопрос ориентирует нас на раскрытие объективированного смысла, а второй – на раскрытие ценностной характеристики предмета для человека. Но любой ответ, как на первый, так и на второй вопрос, будет смыслом. Смыслотворчество всегда есть решение какой-то проблемы. Разрешение подобных проблем осуществляется путем интеллектуальных усилий, актов активности сознания.

Таким образом, между смыслами и ценностями есть много общего, но есть и существенные различия. Общее выражается в том, что и то и другое выражает некоторое отношение человека к миру. Через смыслы и ценности человек вовлекает мир в сферу своего сознания, переводит в план своей жизнедеятельности, активности. Но у этих человеческих феноменов – разные функциональные установки.

Смыслотворчество направлено как на осмысление мира, так и на свою собственную деятельность, а также на осмысление своей жизни, своего внутреннего «Я». Осмысление, продуцирование смыслов, смысловая рефлексия представляют наиболее существенную черту человеческого рода, знаменующую прорыв человека за пределы животного мира. Наиболее важной функцией смыслотворчества является перевод данного в чувстве мира в формы мышления. Элементарной базовой единицей смысла является мысль, в которой предмет характеризуется через свое свойство. Однако смыслотворчество не ограничивается простой предикацией предмета. Как только мысль сформулирована, возникают богатейшие возможности для работы человеческого интеллекта – для углубления смысла через его анализ, для связывания с другими смыслами (синтез), а также для выводов одних смыслов из других.

Нельзя фетишизировать смысл, приписывая ему самостоятельную активность и превращая в самодовлеющую сущность. Во главе смысла всегда стоит мыслящий субъект, творец смысла. Смыслы лежат и в основе еще одной чисто человеческой способности – общения людей. Общение и есть обмен человеческими смыслами. Люди понимают друг друга благодаря обмену этими смыслами, транслируемыми с помощью языка.

Смыслы лежат и в основе еще одной чисто человеческой способности – общения людей. Общение и есть обмен человеческими смыслами. Люди понимают друг друга благодаря обмену этими смыслами, транслируемыми с помощью языка.

Осмысливать все – свою встречу с миром, его мировые загадки, место в обществе, жизненное предназначение, свои действия и поступки других людей, свои желания сообщить что-то другому, достижения мировой культуры и науки, ставить вопросы и давать на них ответы, рассчитывать, взвешивать альтернативы при наших выборах в социальном мире, рассуждать, доказывать – и это далеко не полный перечень многообразных функций смыслотворчества, т.е. производства и конституирования смыслов.

Ценностная установка не менее важна для человека и столь же универсальна, как и установка на конституирование смыслов. Ценностная установка направлена на оценивание мира человеком, она реализуется под знаком раскрытия значимости каких- либо вещей и событий для человека или общества. Вопросы «для чего?», «зачем?», «что это мне сулит?», «вредно или полезно для меня?», «соответствует ли моим устремлениям и жизненным целям?», «что я могу себе позволить?», «на что надеюсь?», «во что верю?» и т.п. лежат в основе моего ценностного отношения к внешнему или внутреннему миру. Ценностное отношение к миру всегда предпосылается социальной деятельности людей и лежит в основе ее мотивации. Оно манифестируется в особых оценочных предикатах, которые мы приписываем вещам, как существующим, так и создаваемым, например это полезно, это совершенно, это прекрасно, это эффективно, это необходимо мне.

Осмысление, конституирующее в конечном результате смысл, и оценивание, формирующее ценность чего-либо в жизни и деятельности человека связаны между собой.

В основе любого процесса конституирования смысла в повседневной    жизни,    научной и художественной деятельности лежит ценностный выбор, оценивание как ответ на вопросы: зачем, для чего я это делаю? С другой стороны, всякая ценность для человека становится осознанной, эксплицированной,    взвешенной только благодаря ее осмыслению, выражению в форме некоторой мысли об этой ценности. Сфера конституирования смысла лежит в плоскости сознания. Смысл как мысль о мире является порождением сознания.

По сути, принцип отражения гласит: все, что есть в сознании, есть и в мире, одно соотносится с другим на основе взаимно однозначного соответствия друг с другом, поэтому смыслы существуют в самом мире и отражаются нашим сознанием в форме мысли. Именно на подобной позиции стоит Д.А. Леонтьев. Он вводит представление об онтологических смыслах (значимостях), существующих, по его выражению, в жизненном мире, и о феноменологических смыслах как отражениях первых в сознании человека.

Всякая мысль, формируемая с помощью языка, опирается на смыслы лексем (единиц смысла), которые расчленяют мир в сознании человека. Эти лексемы формировались исторически, опосредуя повседневный опыт народа.

В образовании смыслов задействовано прежде всего сознание. Смысл мы не находим предзаданным в мире, а созидаем путем мыслительной работы. Переводя мир в план сознания, мы получаем определенную свободу в конструировании смыслов.

Трактовку смысла как положения дел следует, конечно, всегда понимать как мыслимое положение дел. Но не все, что мыслится, существует в самом мире. Научные смыслы (которые также можно трактовать как положения дел в мире) всегда формируются с помощью абстракций, формализации, идеализации, обобщений.

Например,    математические    построения,    – это изобретения человеческого разума, которые, конечно, имеют отношение к реальности, но не существуют в самой реальности.

Трактовка смыслов как принадлежащих самому миру возникает, в частности, из абсолютизации установки на их отражение, которое не в примитивном, а в своем диалектическом значении, признающем творческую активность субъекта в образовании смыслов, присуще познавательным интенциям. Только в мышлении как познавательном процессе возникает интенция на соответствие конструируемых субъектом научных смыслов самой реальности.

Смыслы отличаются друг от друга установками, глубиной, степенью научности: смыслы сущего, смыслы будущего, должного, желаемого, смыслы-фантазии, смыслы-утопии и т.п. Все эти смыслы конструируются человеческим разумом, творчески мыслящим человеком и человечеством.

В основе духовных ценностей также лежат смыслы (научные, религиозные, философские, художественные и т.д.), порожденные творческим разумом. Но поскольку эти смыслы представляют определенную ценность для других (помимо их творца) людей, они манифестируются и опредмечиваются в некоторой предметной форме, прежде всего в языке. Опредмеченный и отчужденный от творца смысл, конечно, существует уже не в сознании творца, а в предметности сущего – в материале, в языке. Но этот смысл доходит до адресата (потребителя духовных ценностей) только тогда, когда тот распредмечивает его, присваивает его своим сознанием. Таким образом, духовная ценность обретает подлинное бытие только в сознании ее творца или потребителя – ученика, верующего, интерпретатора.

Смысл обладает объективно-субъективной природой, он представляет собой осмысленную рефлексию субъекта по отношению к миру, и результатом этой рефлексии в сознании субъекта является своеобразная склейка содержания смысла с миром (с референтом, референтной ситуацией, положением дел). В ценностях эта склейка субъективной значимости чего-либо для человека со свойствами самого объекта достигает еще большей силы и неотторжимости одного от другого. Именно благодаря этой склейке (осуществляемой сознанием) возникает превратное, иллюзорное мнение, что ценностные признаки присущи вещи самой по себе, без участия человека, который способен лишь осознавать их.

Обратимся вначале к некоторым природным объектам. Так, нефть, являясь природным продуктом, безусловно, признается ценностью в обществе. Что делает ее в глазах общества ценностью? С одной стороны, это ее высокая теплотворная способность при сгорании. Ценность всегда основывается на каких-то имманентных свойствах вещи. С другой стороны, нефть становится ценностью в обществе благодаря ее использованию в качестве источника тепловой энергии. Именно возможность практического использования нефти, т.е. определенная позиция общественного субъекта, предопределяет отношение к нефти как к общественному богатству, т.е. как к ценности. Если вдруг обнаружатся (уже сейчас обнаруживаются) вредные последствия использования нефти в качестве топлива, возможно, общество потеряет к ней всякий практический интерес, и тогда она перестанет быть ценностью.

Сказанное относится также ко всем полезным ископаемым. И вода, и воздух, и некоторые разновидности флоры и фауны также признаются общественным мнением ценностью благодаря их использованию в жизнедеятельности человека. В таких случаях говорят, что все перечисленные вещи имеют полезные для человека свойства.

Именно полезность (как оценка) становится критерием для признания какой-либо природной вещи ценностью. Таким образом, человеческий разум (обыденный или научный) сначала должен обнаружить в вещах те объективные свойства, которые могут быть использованы обществом на практике или в жизнедеятельности человека, затем тот же разум должен найти способ практического применения этих вещей, и тогда они получат признание в обществе в качестве ценностей. Следовательно, ценность – это определенная позиция человека по отношению к вещи, связанная, безусловно, с наличием в ней определенных полезных (или вредных) свойств. Вне этой осмысленной позиции вещь остается вещью мира, но не является ценностью.

Так, кремний содержится в песке и в некоторых рудах. Известно, что кремний используется в полупроводниковой промышленности. Благодаря технологиям обработки кремнийсодержащих руд имеющийся в них кремний признается ценностью, а кремний, содержащийся в песке пустыни Сахары, не является таковой.

Таким образом, именно человеческое осознанное отношение ведет к признанию того или иного продукта природы ценностью. Когда люди сопрягают с некоторой природной вещью понятие ценности (это и есть склейка), они проецируют на нее свои возможности использования ее в человеческой практике или жизнедеятельности.

Изготовление любого предмета мотивировано вопросом «для чего?», и основано на целесообразной и осмысленной деятельности. Смыслы, как когнитивные, так и ценностные, предшествуют производству вещи и в конечном счете воплощаются в ее материальном устройстве, характеристических параметрах    (скорости,    прочности, мощности, управляемости и т.д.).

Любой предмет культуры воплощает в себе не один, а множество смыслов, как когнитивных, так и ценностных. Язык, представляющий собой единство материальной формы (знака) и идеального смысла, является универсальным транслятором смыслов, объединяющим автора и читателя, говорящего и слушающего, общественное и индивидуальное сознание. Язык является общезначимой коммуникативной системой, функция которой в том и состоит, чтобы транслировать в своих предметных формах (знаках) смыслы.

Итак, смыслы, как когнитивные, так и ценностные, рождаются в разуме человека, но они способны через различные формы деятельности отчуждаться от сознания адресанта и опредмечиваться в вещах.

Когда мы говорим о чем-либо, характеризуем что-либо, думаем о чем-то, планируем что-нибудь, то термин «смысл» выражает осмысленность всех этих мыслительных действий.

Термин же «ценность» мы употребляем для выражения значимости чего-либо для человека или общества. Осмысленная ценность есть тоже смысл, являющийся рефлексией в сознании какой-либо значимости.

Мышление – особая способность человека, в отличие от всего другого живого, мыслить, представляющая особый психический процесс – мыследеятельность, выступающая в качестве особого проявления последней, мысль как форма осуществления и проявления мыследеятельности. Смысл -продукт и условие активного осуществления мыследеятельности.

Абстрактное мышление – это способность думать о вещах, которые на самом деле не присутствуют в настоящем. 

Абстрактные мыслители заинтересованы в более глубоком значении вещей и общей картины. 

Проверьте, является ли ваше абстрактное мышление выше среднего!

Что такое абстрактное мышление?

Возможно, самый простой способ объяснить абстрактное мышление – сравнить его с его с противоположностью – конкретным рассуждением. 

Рациональные мыслители более комфортно относятся к тому, что существует здесь и сейчас. Им нравятся вещи, которые ясны и осязаемы и то, что они могут держать в своих руках. Такие мыслители любят следовать инструкциям. Они ненавидят все нечеткое или двусмысленное. Они не любят читать между строк.

Абстрактные же мыслители думают о том, как они могут получить общую картину всех вещей! Они всегда ищут более глубокий смысл во всем.

Абстрактное мышление тесно связано с символическим мышлением. Большая часть нашего общества и культуры полагается на возможность использовать символы для выражения своих идей. Например, Статуя Свободы – это не просто статуя, она является символом свободы. Даже сам язык является абстрактным, поскольку мы используем слова как символы для выражения объектов, идей и эмоций.

Как мы используем абстрактное и конкретное мышление

Конечно, большинство из нас использует смесь конкретных и абстрактных рассуждений в зависимости от ситуаций. Никто не может прожить жизнь, полагаясь только на один способ мышления. Каждый должен использовать абстрактную мысль, чтобы строить планы на будущее, быть способным понимать сложные идеи или просто парковать автомобиль. Мы также должны использовать наше конкретное мышление для выполнения практических задач.

Однако бывает, что у большинства людей доминирует один тип мышления. Это будет тот тип мышления, который они считают наиболее комфортным, в то время как использование противоположного типа мышления может быть затруднительным для них.

Каждый время от времени использует абстрактное мышление. Когда вы были ребенком, вы считали, используя свои пальцы. Теперь вам для этого не нужны пальцы, потому что вы теперь понимаете абстрактную идею о том, что числа представляют собой.

Абстрагирование является доминирующей стратегией этого типа мышления!

7 признаков того, что вы можете быть абстрактным мыслителем!

1. Вы часто думаете о таких глобальных вопросах, как «что такое смысл жизни?» Или «Какова природа сознания?».

2. Вы постоянно задаетесь вопросом и спрашиваете “почему”. В детстве вы, вероятно, заставляли других сходить с ума из-за ваших бесконечных вопросов.

3. Вам не нравится делать что-либо, если вы не можете найти вескую причину для этого: «просто потому, что» – это не ответ для вас.

4. Вы ненавидите следовать пошаговым инструкциям.

5. Вам не нравятся подпрограммы и вы быстро начинаете скучать, если вам нужно повторять одну и ту же задачу, деятельность снова и снова.

6. Когда вы думаете о чем-то новом, вы часто связываете это с тем, что вы уже знаете, даже если они кажутся не связанными в принципе.

7. Вы прекрасно придумываете метафоры, проводите аналогии и совершенно по-новому связываете несвязанные идеи.

Как улучшить свое абстрактное мышление

Различные предприятия часто проверяют этот способ мышления, поэтому разумно заострить ваше внимание на его развитии, если оно не развивается естественным образом.

Если вы хотите улучшить свое абстрактное мышление, есть книги с упражнениями, которые вы можете попробовать. Развитие ваших математических навыков также может помочь, поскольку математика является абстрактным способом мышления. Попытка найти шаблоны в статистических данных также может увеличить ваши способности в этой области.

Изучение предметов, которые невозможно понять конкретным образом мышления, – это еще один способ развития вашего абстрактного мышления. Такие предметы, как квантовая механика и астрофизика, требуют от нас абстрактного подхода.

Работа над развитием способности использовать метафоры и аналогию также поспособствует развитию абстрактного мышления! Посещение галереи, в которой представлено современное искусство, может помочь вам создать более символичный образ мышления.

В целом, умение сбалансировать мышление может помочь вам быть готовым ко всем жизненным ситуациям, поэтому это навык, который однозначно стоит развивать!

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Особые виды мышления

Особые виды мышления

Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.

Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают в определенных областях жизни:

 визуальное мышление;

 телесное мышление;

 интуитивное мышление;

 стратегическое мышление;

 остроумие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
Итак, выше мы обсудили самые распространенные страхи, встречающиеся у детей разных возрастов. Но было бы наивным полагать, что мы рассказали о страхах все. Даже один и тот же страх может по-своему проявляться у каждого ребенка и в каждом конкретном

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

50. Виды мышления

50. Виды мышления
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Некоторые методы применимы безо всяких ограничений и оговорок во всех случаях, когда возникает потребность в творческих идеях; другие более полезны в определенных ситуациях.ФокусированиеУмение создавать,

Основные виды мышления

Основные виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,

Глава 9. ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ

Глава 9. ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ
КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИЯ уверена, что детям надо давать деньги на карманные расходы, соизмеряя сумму с их возрастом: ведь, в конце концов, они являются полноправными членами семьи. Давать их следует безвозмездно, не ставя перед детьми никаких условий

Особые диеты

Особые диеты
Те, кто придерживается определенных диет (для похудения, вегетарианских или других, обусловленных медицинскими причинами), часто сталкиваются с проблемой необходимости отказа от блюд, которыми их хотят угостить. Если собираетесь есть вне дома, вы можете

29. Виды мышления

29. Виды мышления
Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным

Особые ученики

Особые ученики
Можно формировать поведение почти любого существа.Психологи обучали крошечных детей движением руки гасить и зажигать свет в комнате. Можно обучать птиц. Можно формировать поведение рыб. Однажды я обучала большого краба-отшельника звонить в колокольчик,

Виды мышления

Виды мышления
Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям:• описательное;• структурное;• функциональное.Эти три варианта мышления

Особые танцы Волков

Особые танцы Волков
В этой главе мы рассмотрим два наиболее практичных способа накормить наших Волков и то, как мы можем превратить кровавую волчью трапезу в вегетарианское застолье жирафов. Речь пойдет о гневе и чувстве вины.

Когда я негодую или «виновата», я в

абстрактное мышление

Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира, разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации. Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы. Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное.

Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

В большинстве обыденных ситуаций люди исходят из конкретных знаний. Например, парень сидит на лавочке у подъезда и щелкает семечки. Сразу можно подумать, что он лоботряс, и не желает заняться делом. И в этом случае основой наших рассуждений являются собственные представления о происходящем. Однако как может быть в действительности?

Парень возвращался домой после тяжелой смены на работе, где сутки патрулировал территорию строящегося объекта. У него предстоит выходной и он волен делать, что угодно, в том числе и отдохнуть, щелкая семечки на скамейке. А могло бы и так, что у него дома состоялась ссора, а он только бросил курить, и поэтому, дабы не возобновлять вредную привычку, купил семечки и обдумывает случившееся в их компании. Варианты событий могут быть самыми разными, и если отойти от конкретики (парень сидит и щелкает семечки), можно абстрагироваться и взглянуть на событие с разных точек зрения и найти немало любопытного.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Важно отметить, что абстрактное мышление часто называют также и абстрактно-логическим мышлением. Это уточнение характерно для ситуаций, в которых человек логически оперирует абстракциями – единицами конкретных закономерностей, вычлененных ранее из «представляемых», «воображаемых» или «отвлеченных» качеств какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, человек использует то, что не может увидеть, услышать или потрогать.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе. К примеру, нет такого явления, как цифра «4», и человек просто понимает, что имеются в виду четыре одинаковые единицы. Сама же цифра была выдумана людьми, чтобы упростить определенные явления. По мере развития и прогресса человечество стало вынуждено применять несуществующие по сути понятия.

Есть и еще один хороший пример – это человеческий язык. Самих по себе в природе нет лексических единиц, таких как буквы, слова и предложения. Но люди создали алфавит и вытекающие из него явления, чтобы упростить выражение своих мыслей и облегчить их передачу. Благодаря этому сегодня мы можем находить общий язык друг с другом, ведь каждый из нас понимает, что означает то или иное слово, способен распознавать буквы и строить предложения. Поэтому, кстати, абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и прибегая к логике, мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактное (абстрактно-логическое) мышление:

  • отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;
  • оценка предметов и явлений и их сравнение;
  • обобщение и конкретизация предметов и явлений;
  • нахождение соответствий между общим и частным;
  • систематизация и классификация знаний;
  • извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;
  • анализ происходящего;
  • вычленение отдельных составляющих событий;
  • соединение разрозненных сведений в общую картину.

Любая из этих мыслительных способностей уже есть у каждого из нас, но развита и проявляется в разной степени. Однако их можно успешно совершенствовать, чтобы получать больше практической пользы. Поэтому развитие абстрактного мышления очень актуально. Впрочем, об этом мы поговорим совсем скоро, а пока давайте еще немного разберемся с видами абстракций и формами абстрактного мышления. Но прежде чем продолжить, предлагаем пройти занятный видеотест на абстрактное мышление.

Виды абстракций

Как вы помните, абстрактно-логическое мышление предполагает манипуляции с абстракциями (единицами конкретных закономерностей). И чтобы приблизиться к пониманию абстрактного мышления и его механизма, необходимо рассказать о видах абстракций и их целях.

Есть шесть видов абстракций:

  • изолирующая абстракция – позволяет выделять компоненты явлений, на которых сфокусировано внимание;
  • обобщающая абстракция – позволяет выделять общую характеристику в конкретном явлении, отсекая индивидуальные особенности;
  • конструктивизация – позволяет придавать более четкие формы явлениям с «размытыми» границами;
  • идеализирующая абстракция – позволяет замещать реальные свойства явления идеальным шаблоном, исключающим недостатки;
  • абстракция актуальной бесконечности – позволяет определять бесконечные множества как конечные;
  • примитивно-чувственная абстракция – позволяет выделять одни свойства явления и игнорировать остальные.

Кроме того, абстракции разделяются еще и по целям:

  • формальные абстракции – необходимы для рассмотрения явлений, исходя из внешних проявлений, без этих явлений не существующих;
  • содержательные абстракции – необходимы для выделения из явлений свойств, способных существовать и вне этих явлений – автономно.

Оперируя абстракциями всех видов (и благодаря возможностям, которые они дают) мы можем «отбирать» из окружающего мира то, что нельзя распознать с помощью естественных органов чувств.

Общие закономерности всех явлений передаются посредством особых языковых выражений. С ними нам уже не нужно каждый раз выявлять разные понятия, ведь о них мы узнаем с самого начала жизни – от родителей, воспитателей, учителей и т.д. И именно здесь нужно сказать о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Примеры абстрактного мышления

абстрактное мышление примеры

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть планы и цели, стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Зачем развивать абстрактное мышление?

Начнем с малого: абстрактное мышление, постоянно присутствуя в нашей жизни, начинает формироваться уже с раннего возраста. Вспомните, как, будучи детьми, вы фантазировали и выдумывали всякие небылицы. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали проделывать всяческие манипуляции с его свойствами.

В школьные годы этот навык помогал вам в освоении математики и других точных наук. Затем – в институте или университете с его помощью вы решали многие абстрактные задачи. И, наконец, уже в профессиональной сфере абстрактное мышление позволяет вам оперировать огромными массивами данных, множеством задач и их свойств, разделять их на группы по разным параметрам, решать проблемы и даже находить взаимосвязь между тем, что вы делаете и смыслом своей жизни.

Тайм-менеджмент, инженерия, философия, психология, писательское искусство – это лишь несколько областей, где задействовано абстрактное мышление. В дополнение к этому исключительно с его помощью вы можете мечтать о будущем и строить планы, размышлять о боге и любви, использовать чувство юмора и шутить, создавать нечто новое. Всего просто не перечислить, да и есть ли в этом смысл?!

Абстрактно-логическое мышление делает человека разумным существом и помогает видеть то, чего «нет», создавать космос в хаосе и познавать явления окружающего мира. Значение этих способностей переоценить невозможно, и даже их вполне хватает, чтобы понять, зачем нужно развивать абстрактное мышление, – чтобы достигать во всем лучших результатов, повышать уровень интеллекта, добиваться успеха и покорять новые вершины. Но удивительнее всего то, что для этого подходят совершенно простые способы.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в логические игры и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на развитие креативности и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, логические задачки, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и другие работы.

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление. В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного развития мышления в любом важном для вас направлении!

Добавить комментарий