Оставление места дтп как могут найти

В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:

  • немедленно остановить транспортное средство;

  • не двигаться с места;

  • включить аварийную сигнализацию;

  • выставить на дороге знак аварийной остановки;

  • не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Ответственность и наказание

Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:

  • лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;

  • арест на срок до 15 суток.

Обратите внимание!

Срок давности составляет два месяца.

От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:

  • если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;

  • в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;

  • столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.

К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:

  • водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:

  • участниками ДТП стали не более двух автомобилей;

  • в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;

  • водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;

  • размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;

  • у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;

  • возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;

  • необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.

Причины уезда с места ДТП

Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.

Обратите внимание!

Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.

В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.

Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».

Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).

В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:

  • был признан виновником аварии;

  • должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.

Обратите внимание!

Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

Могут ли найти?

На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.

Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.

Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.

Размер штрафа

Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.

Что делать, если участник ДТП скрылся?

Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:

  1. пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;

  2. происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.

В первом случае необходимо предпринять следующие действия:

  • запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;

  • если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;

  • найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;

  • сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;

  • дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;

Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:

  • сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;

  • попытаться найти свидетелей произошедшего;

  • если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;

  • совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.

Обратите внимание!

Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.

Полицейские почти всегда находят водителей, покинувших место аварии. Как им удается это делать? Какие способы есть в распоряжении инспекторов ГИБДД? Что может сделать сам пострадавший?

Расследование

Водитель, причастный к ДТП, не имеет права уезжать. Он обязан дождаться прибытия экипажа ДПС, чтобы случившееся оформили в его присутствии. Если автомобилист не соблюдает это требование и решает скрыться, стражи порядка прилагают максимум усилий, чтобы его найти. Для этого инспектор выносит определение о возбуждении дела и назначает проведение административного расследования. В его рамках и будут искать водителя, нарушившего ПДД. Как же это происходит?

Сначала сотрудники ДПС опрашивают остальных участников аварии. Они подробно записывают приметы автомобиля, на котором передвигался нарушитель. Регистрационный знак способны запомнить далеко не все, поэтому в распоряжении инспекторов ГИБДД часто оказываются только цифры. Это не является препятствием для установления личности водителя, но процесс из-за неполноты данных затягивается.

Как ГИБДД ищет скрывшихся с места ДТП?

Собранную информацию передают на все посты, несущие службу. Даже если номер машины известен точно, сотрудники ДПС останавливают любые похожие автомобили. Они понимают, что очевидцы могут перепутать цифру или букву, поэтому в данном случае лучше перестраховаться.

Транспортное средство, находящееся в розыске, ставится на специальный учет. После занесения в электронную базу данных машину имеют право задержать даже на территории другого региона. Если водителя остановит инспектор ГИБДД, ему придется проехать в местный отдел полиции и остаться там до выяснения всех обстоятельств.

Идеальная ситуация – когда момент аварии фиксирует видеорегистратор. Сотруднику ДПС достаточно приобщить такой файл к материалам дела. На записи будет видна и марка машины, и ее цвет, и регистрационный знак. Но, к сожалению, приборы для видеосъемки есть далеко не у всех, поэтому полицейским зачастую приходится изрядно потрудиться.

При наличии погибших или потерпевших, получивших тяжкие повреждения, розыском транспорта обычно занимаются оперуполномоченные. У них больше возможностей, чем у рядовых инспекторов ГИБДД. В подобных случаях используют секретные базы данных и задействуют широкий круг внештатных доверенных лиц.

Что может сделать потерпевший?

В розыске виновника ДТП пострадавший заинтересован больше всех. Есть способы, которые помогают быстрее найти правонарушителя. Сегодня в нашем распоряжении есть социальные сети. Опубликуйте пост с информацией о поиске на своей странице. Попросите друзей поделиться им, чтобы о вашей проблеме узнали как можно больше людей. Возможно, появится человек, который проезжал мимо и успел запомнить какие-то важные подробности.

Как ГИБДД ищет скрывшихся с места ДТП?

Если вы не ведете социальные сети, напечатайте листовки и расклейте их в том районе, где произошла авария. Оставьте свой контактный номер, чтобы вам могли позвонить очевидцы ДТП. Иногда оказывается, что происшествие попало в кадр чужого видеорегистратора.

Если неподалеку есть магазины или торговые центры, обратитесь к их руководителям. Многие точки оборудованы наружными камерами наблюдения. Как правило, запись с них хранится от двух недель до одного месяца. Может выясниться, что аварию запечатлело одно из таких устройств.

Если ДТП произошло около жилого дома, попробуйте походить по квартирам и побеседовать с их обитателями. Аварии всегда сопровождаются резкими звуками. Кто-то из жильцов в момент столкновения мог выглянуть в окно, услышав характерный шум.

Инспекторы ГИБДД сделают для розыска нарушителя все, что от них зависит. Однако сидеть и пассивно ждать, пока они найдут его, не стоит. Если есть хоть малейшая возможность ускорить процесс, ее обязательно нужно использовать. Главное – не устраивать «разборки» самостоятельно. Если вам удалось найти виновника ДТП, незамедлительно сообщите об этом в дежурную часть.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Между тем

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Стукнул и уехал: как найти виновника ДТП

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Вашу машину «притерли» во дворе или на парковке и уехали. С этим каждый месяц сталкивается около тысячи человек, по данным ГИБДД. А на деле таких случаев наверняка гораздо больше. Найти виновника сложно. Как это сделать, рассказали юристы. А еще эксперты объяснили, спасет ли от наказания оставленная записка с номером телефона и что считать сокрытием с места ДТП.

«Подхожу к машине, почти села и у правого колеса замечаю осколки пластика. А потом и царапину на двери и крыле», – делится со своими подписчиками в Facebook пользователь lili_shelest. Признается, что сама «притирала» чужие машины во дворе, но хотя бы оставляла номер для связи. Но здесь виновник этого не сделал. О неприятных случаях пишут и другие. Кого-то стукнули на парковке и уехали, других «зацепили» ночью в собственном дворе. Только по официальной статистике ГИБДД, ежемесячно по стране таких ДТП (когда второй участник уезжает) происходит в районе тысячи, а всего за весь 2020 год – 12 590. А случаев, которые не попадают в статистику, наверняка даже больше. Бывает и так, что машину водитель оставляет, а сам уходит. По данным управления, таких ситуаций в прошлом году было 2 628.

Скрылся с места ДТП или нет?

В этих четырех ситуациях водителя не накажут за оставление места ДТП. Если были другие причины, то можно доказать, что скрываться вы на самом деле не хотели. Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


, говорит, что тут может спасти номер телефона на листочке, который вы прикрепили к лобовому стеклу. 

Но даже и без таких записок суд может посчитать, что собственник ТС не хотел скрываться, если он вернулся. 

Андрей Коростелев* оставил место ДТП, но успел вернуться до приезда сотрудников полиции. Обстоятельства аварии сотрудники УМВД установили с его участием, он подписал и схему к протоколу осмотра места ДТП. Но после этого его лишили прав на год и 2 месяца по ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») из-за того, что он уехал с места столкновения. Первая инстанция, а потом апелляция и кассация признали его виновным, дело дошло до ВС, который их поправил. Он сказал, что если водитель сначала уехал, а потом вернулся к моменту оформления аварии, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла. ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил (дело № 127-АД16-5).

Другой случай – действительно веские причины уйти. Артем Ананьев* поздно вечером ехал домой на своем «УАЗ Патриот» с двумя детьми и увидел, что въездные ворота к многоэтажке закрыты. Их установила управляющая компания и не всем жильцам раздала ключи. Его дети болели и плохо себя чувствовали, поэтому он протаранил ворота, чтобы заехать. Машину он припарковал во дворе и повел детей домой. Позднее на него составили протокол об административном правонарушении за то, что он оставил место ДТП. Но суд производство по делу прекратил за отсутствием состава. Он решил, что у водителя была причина подняться в квартиру: согласно справке из больницы, дети действительно болели. А скрываться он не хотел, раз припарковал авто рядом со сломанным забором (дело № 5-86/2016).

И совсем другая ситуация, если водитель специально скрылся после столкновения. Тогда отговорки «не знал» и «не заметил» не помогут. Так, Надежда Курачова* пыталась развернуться на своей Mazda, но не рассчитала расстояние и врезалась в припаркованный Renault. Его владелица рассказала, что случилось, и ушла за телефоном, чтобы вызвать сотрудников ГИБДД. Но Курачова дожидаться ее не стала. Сотрудники Госавтоинспекции оформили ДТП, а в отношении виновницы составили протокол об административном нарушении. В суде та утверждала, что не заметила столкновения. Но первая инстанция не поверила. Она учла, что владелица пострадавшей машины рассказала о произошедшем, но водитель все равно покинул место аварии. В итоге Курачову лишили прав на 1 год, решение «засилила» и апелляция (дело № 12-1087/2020).

Как накажут?

Водителя, который стукнул чужую машину и уехал, могут лишить прав на срок от года до полутора лет либо арестовать на 15 суток. Если же в аварии были пострадавшие, то тогда анониму грозит уже уголовная ответственность. Подробнее о том, какое наказание можно получить, если стукнуть чужой автомобиль и уехать, мы писали здесь – «Что грозит за оставление места ДТП».

Мужчину лишили прав на 1 год за то, что он сдавал назад на автомобильной стоянке, зацепил припаркованный автомобиль и уехал. Ч. 2 статьи 12.27 КоАП он хотел признать неконституционной. КС его жалобу рассматривать отказался. Но в своем определении указал, что если такая ситуация не причинила вред пострадавшим и крупный ущерб, то суд может признать правонарушение малозначительным, то есть виновник не будет наказан (определение КС от 07 декабря 2010 года № 1702).

ДТП Суд определил виновника аварии на перекрестке

Сысоева говорит, что, несмотря на разъяснения КС, многие российские суды придерживаются иного мнения. Так, Олег Кумаров* оставил свой автомобиль на подземной парковке ТРЦ и ушел по магазинам, а когда вернулся, увидел, что его кто-то «притер». На паркинге были установлены камеры, поэтому он вызвал сотрудников ГИБДД, а они просмотрели видео и быстро вычислили нарушителя. Виноватым оказался Валерий Лисицин* на «Додже». Он объяснил, что не заметил столкновения, скрываться он не хотел. Но суд ему убедить не удалось. А оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью первая инстанция не нашла. Суд решил, что оставление места ДТП независимо от степени причиненного ущерба грубо нарушает правила дорожного движения. В итоге владельца «Доджа» признали виновным по ч. 2 ст.12.2 КоАП и лишили прав на 1 год и 2 месяца. Решение устояло в апелляции (дело № 7-1178/2021).

Виновник уехал: что делать

Если вас только что «стукнули», то нужно постараться запомнить приметы автомобиля. В первую очередь номер, но пригодится, если вы запомните и цвет, марку, какие-то повреждения или другие характерные признаки. Вячеслав Балдин, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


21место
По выручке



, говорит, что дальше нужно позвонить в ГИБДД, рассказать о случившемся и описать автомобиль виновника. Это нужно, чтобы у сотрудников ГИБДД была возможность установить и задержать скрывшийся автомобиль по горячим следам, объясняет эксперт. 

Ни в коем случае не надо покидать место ДТП, самому становясь нарушителем, предостерегает Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



. Нужно делать все, как и в обычном ДТП: остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и ждать инспекторов. Такие же правила, если ДТП произошло во дворе и виновник давно скрылся.

Сысоева рекомендует не терять время, пока едут полицейские, а найти свидетелей происшествия. «Если они не могут дождаться приезда ГИБДД, возьмите их контакты – это поможет в поисках виновного», – продолжает Сысоева. Оксана Мамедова, член Ассоциации юристов России, советует подключать СМИ или соцсети. Возможно, свидетели увидят и откликнутся. Полезно, по словам Сысоевой, будет осмотреть окрестности. Можно найти автомобиль, на котором есть характерные вмятины или царапины (вдруг он ехал по двору и просто не заметил, что задел вашу машину) и посмотреть, где есть ближайшие камеры. Проще всего получить видео с городских видеокамер.

Если поблизости есть только камеры частников, например, на каком-нибудь магазине, то получить их сложнее. Можно самому попробовать их запросить. Кто-то разрешает снять видео с монитора, другие сначала сами отсматривают записи и говорят, есть ли на кадрах момент аварии. Если видео добровольно не предоставляют, то можно попробовать получить запись через ГИБДД, для этого инспектор должен оформить запрос.

Если собственники видеокамер не хранят записи более суток, а дознаватель никуда не спешит, то адвокат с официальным запросом может молниеносно помочь в истребовании видеодоказательств.

Аким Ложковой, адвокат АК



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



Надежда есть и на то, что сами сотрудники ГИБДД установят виновника аварии. Для этого им нужно подробно описать произошедшее, передать всю известную информацию (телефоны свидетелей, если есть) и отследить, чтобы все это отразили в протоколе. А после его оформления нужно проехать в ближайшее отделение ГИБДД, чтобы написать заявление о розыске скрывшегося участника ДТП.

Кто оплатит ущерб?

У сотрудников полиции есть три месяца на то, чтобы найти виновника, выписать постановление об административном правонарушении и вручить ему под роспись. 

Если они не успели, значит, ни лишение прав, ни 15 суток виновнику не грозят, а вот оплатить ремонт автомобиля или компенсировать другой ущерб все равно придется.

Любовь Сысоева, юрист АБ



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Частный капитал


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Семейное и наследственное право


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


1место
По выручке на юриста


18-20место
По количеству юристов


3место
По выручке

Профайл компании


Если виновный будет установлен и у него есть действующий полис ОСАГО, то компенсацию возместят как обычно, отмечает Сысоева. Если же водитель, устроивший ДТП, не застрахован, то деньги с него можно взыскать через суд. 

Виновника не нашли? Возместить деньги по ОСАГО не получится, так как это не страховой случай. Можно получить только компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. До 500 000 руб. заплатят за вред жизни и здоровью потерпевших. Расходы на ремонт эта выплата не покрывает.

Можно «решить» вопрос без ГИБДД?

ДТП оформили, а потом сам пострадавший вышел на водителя, который поцарапал его машину и уехал. Скорее всего, виновник будет предлагать урегулировать вопрос без привлечения полиции. Иначе он рискует временно остаться без прав.

В этом сюжете

  • ДТП при развороте: почему штраф не удалось отменить

    16 марта, 9:28

  • ДТП на каршеринге: что нужно знать

    26 ноября, 9:19

Ложковой хорошо относится к идее «договориться на месте», но подчеркивает: нужно фиксировать все договоренности: составлять документы по компенсации вреда, расписки, обязательства. 

Мамедова предупреждает, что даже после подписания бумаг (о выплате конкретной суммы) могут возникнуть проблемы: вдруг на месте стороны неверно оценили ущерб, а во время ремонта вскрылись дополнительные дефекты. Не всегда получится довзыскать сумму, потраченную на фактический ремонт. Виновник аварии может просто отказаться доплачивать. Пострадавший может после этого обратиться в суд, но Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права



Федеральный рейтинг.


, называет такие споры малоперспективными для потерпевшего. Выиграть дело (при наличии расписки) можно, доказав, что при подписании соглашения потерпевшего ввели в заблуждение относительно суммы. 

Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, считает, что по делу назначат экспертизу, чтобы понять, возникли скрытые повреждения именно из-за ДТП или были и раньше. И если эксперт подтвердит, что неисправности появились после аварии, то суд может и не учесть расписку, полагает Шебанова. Ведь ее подписали люди, которые не имеют специальных технических познаний.

В любом случае Шебанова рекомендует не доводить дело до суда, а сразу при определении размера ущерба авто (и до подписания бумаг) обратиться либо в СТО, либо к независимым экспертам. Они осмотрят ТС и назовут все повреждения. 

Балдина рассказала об еще одной возможной проблеме. Иногда виновники столкновений намеренно хитрят, а потом пишут заявление о том, что в аварии на самом деле виноват другой человек, но с места он скрылся. Есть риск, что виновник получит страховое возмещение, а этого человека привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Содержание статьи

    1. Обязанности и права водителя на месте аварии 
    2. Розыск автомобилей, скрывшихся с места ДТП
    3. Как разыскивают скрывшихся с места ДТП
    4. Срок розыска автомобиля, скрывшегося с места ДТП
    5. Скрылся с места ДТП, как узнать, ищут ли меня

Уехавших с места аварии водителей интересует ответ на вопрос: если скрылся с места ДТП, как узнать, ищут ли меня. Все автомобили, чьи водители уехали с места аварии, заносятся в розыск автомобилей, скрывшихся с места ДТП. База ГИБДД обновляется ежедневно и доступна круглосуточно.

Обязанности и права водителя на месте аварии 

При ДТП водитель, причастный к аварии, обязан выполнить действия, прописанные в ПДД. В п.2.5 указано, что необходимо:

  1. Остановить автомобиль. 
  2. Включить аварийную световую сигнализацию. 
  3. Выставить знак аварийной остановки. 

Обратите внимание!

Нельзя передвигать предметы, которые имеют отношение к аварии. Обломки и отвалившиеся запчасти должны оставаться на местах.

Если не выполнить предписанные обязанности, то водителю могут выписать штраф в размере тысячи рублей. Исключение составляет оставление места ДТП. В том случае, если водитель скрылся с места происшествия, ему грозит арест на 15 суток или лишение прав до 1,5 лет. Если в аварии есть пострадавшие, то возможно наступление уголовной ответственности. 

Обратите внимание!

В том случае, если в машине установлен видеорегистратор, нужно остановить съемку. Важно, чтобы запись аварии не стерлась.

При ДТП водитель имеет право:

  1. Обратиться за юридической помощью. Можно сразу позвонить юристу и попросить его поучаствовать при заполнении документов. 
  2. Отказаться от дачи показаний против себя и своих родственников. 
  3. Получать полную и доступную информацию от сотрудников государственных органов. 
  4. Заявлять ходатайства.
  5. Обжаловать действия должностного лица. 

Отъехать от места ДТП можно только в следующих случаях:

  1. Участники аварии не имеют друг к другу претензий и не собираются обращаться за выплатами в страховую компанию. В такой ситуации можно обменяться заявлениями об отсутствии претензий и разъезжаться. 
  2. Оформлен европротокол.
  3. Нужно экстренно отвезти пострадавших в больницу. 
  4. Машины мешают движению. 

Все остальные причины уважительными не считаются. 

Розыск автомобилей, скрывшихся с места ДТП

Если водитель скрылся с места аварии, то машину будет искать ГИБДД. В том случае, если есть тяжелораненые или мертвые, то розыском будут заниматься специалисты из уголовного розыска. 

Успех розыска обычно зависит от:

  1. Видеорегистратора. Если у пострадавшего сохранилась запись аварии и был зафиксирован номер скрывшегося авто, то найти виновника не составит труда. 
  2. Видеозаписи свидетелей аварии. 
  3. Показания участников аварии и свидетелей. 

Обратите внимание!

Если виновного не найдут, то получить возмещение ущерба не получится.

Как разыскивают скрывшихся с места ДТП

Обычно поиск транспортных средств осуществляется силами патрульных служб. Первоначально сотрудники ГИБДД фиксируют аварию и составляют протокол.

Если водитель успевает вернуться до подписания документов, то его не будут разыскивать, а назначат только штраф равный 1000 рублей. 

В обратной ситуации в протоколе напишут, что виновник с места аварии сбежал. На основании этого будет инициировано досудебное разбирательство, а информацию о разыскиваемом транспортном средстве занесут в базу. 

Информацию о скрывшемся автомобиле передадут на все посты. Инспекторы будут останавливать машины с похожими характеристиками и проверять документы. 

Если номер автомобиля, занесен в базу ГИБДД по розыску, то машину могут остановить на любом посту и попросить проехать в ближайшее отделение ГИБДД для дачи пояснений. 

Не стоит забывать, что в поиске виновного в первую очередь заинтересован пострадавший. Он может провести расследование своими силами. В социальных сетях и на форумах города можно попробовать найти свидетелей произошедшего. Кроме того, в некоторых дворах и в магазинах установлены камеры видеонаблюдений. Можно попросить посмотреть видеозаписи самостоятельно или уведомить об этом факте сотрудников ГИБДД. Иногда найти автомобиль и свидетелей помогает расклейка объявлений в районе совершения ДТП. 

Обратите внимание!

Если авария произошла во дворе, то можно осмотреть машины на предмет повреждений.

Срок розыска автомобиля, скрывшегося с места ДТП

Согласно статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях срок давности по административным правонарушениям составляет 2 и 3 месяца. Поскольку рассмотрение дела об оставление места ДТП и назначения наказания определяется судом, срок давности по этой категории дел — 90 дней. По прошествии этого срока уже никто не сможет предъявить обвинения. Чтобы снять машину с розыска, необходимо обратиться в отделение ГИБДД и написать соответствующее заявление. Если этого не сделать, то на машину будут обращать внимание на каждом посту и требовать объяснений. 

Скрылся с места ДТП, как узнать, ищут ли меня

Проверить, числится ли автомобиль в розыске не составит труда. Сделать это можно одним из следующих способов:

  1. Посмотреть информацию на официальном онлайн-портале ГИБДД. Для этого нужно зайти на сайт и ввести VIN код автомобиля, номер кузова или шасси. Номера указаны в СТС и ПТС.  
  2. Подать официальный запрос в службу судебных приставов. 
  3. Обратиться в отделение ГИБДД.

Была ли эта статья для вас полезной?

Ваш голос принят

Произошла ошибка

Мы рады, что статья была полезной для вас

Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.

Поле обязательно для заполнения

Введите номер телефона для связи

Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время

Специалист по гражданскому праву, недвижимости, наследству и автоправу. Помогу написать жалобу, составить иск в суд, обращение в прокуратуру. Быстрая консультация по срочным вопросам.

Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время




  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы




  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше

Поле обязательно для заполнения

Введите номер телефона для связи

Добавить комментарий