Памятка как составить план сказки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению “Составление плана по рассказу Н.Носова “Живая шляпа””. 2 класс

Данный урок – второй по рассказу Н. Носова “Живая шляпа”. Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме “ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС “Школа 2100”.Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:”Составление математических рассказов”.

конспект урока…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.

После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.

Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.

В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.

Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.

Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.

Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.

В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.

Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Памятки

1.Памятка № 1 «Работа над стихотворением»

2. Памятка № 2 «Работа над сказкой»

3.Памятка № 3 «Работа над рассказом»

А) Работа над рассказом

Б) Первичное чтение рассказа

В) Составление плана рассказа

4.Памятка № 4 «Работа над басней»

5.Памятка № 5 «План работы над лирическим стихотворением»

6. Памятка № 6 «План работы над рассказом»

7. Памятка № 7 «План анализа сказки»

8.Памятка № 8 «Признаки сказки»

9.Памятка № 9 «План анализа басни»

10.Памятка № 10 « Отзыв о прочитанной книге: 1 вариант и 2 вариант»

11. Памятка № 11 «План устного рассказа о книге»

12. Памятка № 12 «План письменного отзыва о прочитанной книге»

13. Памятка № 13 «План рассказа о писателе»

14. Памятка № 14 «План рассказа о герое»

II. Словарь

3

ПАМЯТКА №1

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Назовите стихотворение и ее автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать

словесные картины к этому стихотворению. Какими

отрывками можно подписать картинки?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше

представить себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Приготовьтесь к выразительному чтению:

Прочитайте в лицах;

Прочитайте по ролям;

Выберите темп чтения, определите общий тон чтения

(ласково, тихо или громко, не спеша или быстро,

таинственно, весело или грустно)

8. От имени кого написано стихотворение?

4

ПАМЯТКА № 2

РАБОТА НАД СКАЗКОЙ

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная,

героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует, какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто – нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется

запомнить.

7. Как относится автор сказки к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

9. Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?

10. Чему сказка научит своих читателей?

5

ПАМЯТКА № 3

РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

1. Как называется рассказ? Кто его написал?

2. Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в

нем описывается?

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?

4. Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из

действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, слушая рассказ?

Первичное чтение рассказа

1. Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?

2. Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот

автор?

3. Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и

выражения.

4. Запомните сравнения, образные выражения, синонимы,

антонимы.

5. Рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Составление плана по рассказу

1. Послушайте рассказ.

2. Разделите его на смысловые части.

3. Найдите главное в каждой части.

4. Назовите каждую часть (придумайте заголовок).

5. Составьте план рассказа.

6. Перескажите рассказ по плану.

6

ПАМЯТКА № 4

РАБОТА НАД БАСНЕЙ

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Послушайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?

5. Что осуждается в басне?

6. Как автор относится к событиям, описанным в басне?

7. Как он относится к действующим лицам?

8. Что должен понять читатель из этой басни?

7

ПАМЯТКА № 5

ПЛАН РАБОТЫ НАД

ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда

он писал это стихотворение?

2.С какой целью автор написал это произведение?

3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы

ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?

Какие образы?

4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми,

удивительными?

5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам,

которые тебе показались новыми, редко встречающимися в

современном языке.

6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.

Какова их роль?

7.Какие слова употребляются в переносном выражении?

8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы

вспомнить строки этого стихотворения?

9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому

стихотворению?

8

ПАМЯТКА № 6

ПЛАН

РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что

ты знаешь об авторе?

2.Подумай, какой из типов текста здесь преобладает:

повествование (рассказывает); описание (показывает);

рассуждение (доказывает).

3.Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4.Что, потвоему, является кульминацией (высшей точкой

напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5.Каких героев ты считаешь положительными, а каких

отрицательными и почему?

6.Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие

чувства ты испытывал вместе с героем.

7.Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось

грустным?

8.В чем, потвоему, главная идея этого произведения? О чем

нам предлагает задуматься автор?

9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев

в будущем?

9

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

ПАМЯТКА № 7

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее

автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а

что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные

события) или описание волшебства? Какие волшебные

предметы из этой сказки стали частью нашей реальной

жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым

захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки,

перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые

значительные поступки.

6. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие

чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль

этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная

мысль?

10

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чемто близкие по сюжету,

замыслу и характеру главного героя?

11

ПАМЯТКА № 8

ПРИЗНАКИ СКАЗКИ

1.Вид сказки

2.Зачин

3.Волшебные предметы

4.Сказочные слова и выражения

5.Троекратный повтор

6. Борьба добра и зла

7.Добро побеждает зло

8.Концовка

12

ПАМЯТКА № 9

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается

басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни

своими словами.

3. Обрати внимание на то как написана басня прозой или

стихами.

4. Найди рифмы.

5. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются

в этой басне?

6. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее

яркими, образными, запоминающимися?

7. Перечисли основные черты характера главных героев

басни.

8. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой

басни.

9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что

поучительным?

10.Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай

басню по ролям.

13

11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык,

украсили нашу речь?

14

ПАМЯТКА № 10

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?

4. Напиши, какие приключения показались тебе самыми

интересными.

5. Чему научила тебя эта книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

1. Автор книги.

2. Название книги.

3. Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто

они.

4. Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.

5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя

задуматься?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.Автор

2.Название произведения

3.Жанр произведения

4.О чем этот текст?

5.Кто из героев понравился и почему?

15

6.Чем понравилось это произведение

ПАМЯТКА № 11

ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ

1.Покажи книгу.

2.Назови автора, художника, издателей

3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного

произведения или из нескольких)

4.Назови героев книги

5.Что происходит с героем (героями) книги?

6.Самое интересное – зачитай.

7.Вырази свое отношение к герою ( героям)

8.Понравилась тебе книга

16

ПАМЯТКА № 12

ПЛАН ПИСЬМЕННОГО ОТЗЫВА О ПРОЧИТАННОЙ

КНИГЕ

1.Автор, название книги

2.Краткое содержание:

А) Тема

Б) Главные герои

В) Интересный отрывок или эпизод

3.Чему учит эта книга

4.Выпиши значения неизвестных слов и выражений (пользуйся

словарем)

5.Понравилась ли тебе книга? Почему?

6. Выполни иллюстрацию (по желанию)

17

ПАМЯТКА № 13

ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ

1.Фамилия, имя, отчество

2.Когда и сколько лет жил

3.Детство писателя

4.Где учился

5.О ком или о чем писал

6.Что ты читал из его произведений

7.Что тебе больше всего понравилось? Почему?

18

ПАМЯТКА № 14

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое.

Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень

запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я

восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру

поведения ).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше

всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося

(непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими

персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чемто

схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не

хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых

фраз могла бы лучше всего передать характер этого

героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент

изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него

было выражение лица, как бы ты его одел, что было

бы вокруг?

20

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр

Баснянебольшое произведение в стихах или прозе с

нравоучительным, сатирическим или ироническим

содержанием. С помощью образов животных,

неодушевленных предметов в басне осуждаются,

высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль

в басне мораль. Она обычно находится в начале или в

конце басни.

Сказкавид устного народного творчества в прозе или в

стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки

бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ небольшое художественное произведение, в

котором изображается характер героя, одно или несколько

событий из его жизни.

Статья небольшое по объему сочинение, в котором

излагаются научные сведения, факты, события.

Повестьлитературное произведение описательно

повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворениенебольшое поэтическое произведение в

стихотворной форме.

Песня стихотворение, предназначенное для пения.

21

Былина русская песня, поэма о богатырях и народных

героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(изобразительные средства, помогающие образно выразить

содержание произведения)

Сравнение средство выразительности, когда одни предметы

и явления сопоставляются с другими.

Эпитетхудожественное определение, дающее яркое,

образное представление о сущности предмета или явления.

Эпитет образная характеристика какоголибо предмета или

явления, выраженного прилагательным.

Эпитет образное художественное определение. Придает

предметам особую живость, образность, эмоциональность

(бродягаветер, Морозвоевода).

Метафора основное средство выразительности, когда одно

явление полностью уподоблено другому, чемто сходному с

ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.

Метафора перенесение свойств или признаков с одного

предмета на другой по принципу сходства.

Метафора употребление слова в переносном значении

(горит восток, солнце встало, дождь пошел).

22

Олицетворениевид метафоры, в которой явления природы

уподобляются живым существам, часто людям.

Олицетворение овеществление (снег лежит),

отождествление предметов и явлений природы, раститель

ного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.

Олицетворение выразить, представить в образе живого

существа (ветер, ветер, ты могуч…).

Аллегория вид метафоры, где все изображения жизни:

сюжет, действующие лица, язык имеет не прямое , а

иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где

действуют обычно животные).

Аллитерация повторение в стихах одних и тех же согласных

звуков, напоминающих изображаемое явление.

Юмордобродушный смех.

Ирония тонкая, скрытая насмешка, когда слова

употребляются в обратном, противоположном смысле.

Гипербола чрезмерное увеличение свойств изображенного

предмета или явления.

Контрастпротивопоставление.

Жанрустойчивая разновидность художественного

произведения.

23

Тема текстаответ на вопрос о чем пишет автор.

Идея текстаглавная мысль произведения.

Стиль художественный, научнопублицистический ,

деловой.

Виды текстаповествование, описание, рассуждение.

Композицияпостроение текста

Завязкасобытие, с которого начинается действие в

художественном произведении.

Кульминация высшее напряжение действия в

художественном произведении.

Развязкаисход событий в литературном произведении,

решение конфликта.

Рифмасозвучие концов стихотворных строк.

Фольклорустное народное творчество (былины, народные

песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)

24

Малые жанры фольклора

***

Колыбельная песня один из древнейших жанров фольклора,

на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы

заговораоберега. Люди верили, что человека окружают

таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне

чтото плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот

почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и

других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни

утрачивали магические элементы, приобретали значение

доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня

песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку

песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней

очень важен ритм.

***

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить)

короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они

сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом

начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать

гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

25

***

Потешка элемент педагогики, песенкаприговорка,

сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей.

Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой

форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя

массаж, физические упражнения, стимулируя моторные

рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы

к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры

или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить

ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и

эмоциональную сферу.

***

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) стихотворная

короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему

ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

***

Пословицы это краткие изречения, выражающие житейскую

мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное,

меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы

отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица —

26

законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) —

Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей

речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю

нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень

разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т. д.

***

Заклички один из видов закликательных песен языческого

происхождения. Они отражают интересы и представления

крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные

песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и

взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге,

дождю и другим явлениям природы, а также к животным и

особенно часто к птицам, которые считались вестниками

весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне

обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на

зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

***

27

Считалка небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью

которой определяют, кто водит в игре. Считалка элемент

игры, который помогает установить согласие и уважение к

принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

***

Скороговорка фраза, построенная на сочетании звуков,

затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё

называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и

могут использоваться для развития дикции. Скороговорки

бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

***

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное

определение предмета или явления, но в отличие от пословицы

она даёт это определение в иносказательной, нарочито

затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет

описывается через другой на основе схожих черт: «Висит

груша нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять

собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два

кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная

забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

***

Небылицы это нелепицы, это стишки или рассказы, в

которых рассказывается о чемто таком, чего не может быть на

самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора,

он лучше начинает понимать действительность, развивается

логика, фантазия, мышление. давайте начнем собирать в этой

28

теме русские народные небылицы — в стишках, это чтото

типа потешек для детей. дети их очень любят и слушают с

удовольствием.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступ­ление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..­) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так!

система выбрала этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

4 года назад 

Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов.

Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:

  • вначале внимательно его прочитать.
  • нужно определиться с главной мыслью произведения, т.е. с его идеей;
  • далее следует сформулировать в нескольких предложениях саму идею рассказа;
  • нужно выразить главную идею одним предложением;
  • в дальнейшем нужно мысленно разделить рассказ на отдельные смысловые части;
  • затем, каждую такую часть нужно озаглавить;
  • в конце, нужно прочитать созданные оглавления частей рассказа и самому определить, насколько точно ими передается сам текст рассказа и обратить внимание, чтобы ни один эпизод не был пропущен.

Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа.

Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного.

Для примера – рассказ:

Тогда можно составить такой вопросный план:

Вот такой можно составить план Тезисный:

План Назывной:

Комбинированный:

План в виде опорной схемы:

Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему “Мое домашнее животное” и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей – это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение “Лев и собачка”.

  1. Вступление (описание зоопарков в Лондоне)
  2. Основная часть. Тут выделяем уже подпункты. Собака попала в клетку ко льву. Лев ее не съел. Животные подружились. Собака заболела.
  3. Эпилог – Собака умерла. Лев не принял другую собаку и тоже через время погоревав умер.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте.

План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать.

В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:

  1. Прочитать рассказ, постараться вспомнить его основные события, главных героев.
  2. Разделить рассказ на несколько смысловых частей. Чем больше будет частей,тем более подробным и удобным получится план.
  3. Найти в каждой части опорное слово, например Выстрел, или Встреча с гусеницей.
  4. Использовать опорное слово в пункте плана: Андрей стреляет в медведя. Это уже готовый пункт плана.
  5. Повторить то же самое со всеми остальными частями рассказа.
  6. Попытаться пересказать рассказ по полученному плану. Если это удается легко, то план хорош. если что-то важное упускается, следует дополнить план.

Go Green
[537K]

4 года назад 

Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения.

Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части.

Обязательные части у рассказа – это вступление, основное содержание, заключение.

Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами.

Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть.

Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами.

Ирина­22848
[20.8K]

5 лет назад 

Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать – как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане – основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём – суть самого произведения и каков замысел автора?

Profi­lakti­ka
[95.6K]

5 лет назад 

В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа.

После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то?

Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана.


Важно – не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным.

Kriti­kSPb
[93.7K]

4 года назад 

Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать.

Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное.

Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа.

Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы.

Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор.

MMM DANON­E
[27.1K]

4 года назад 

Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура.

Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение.

Знаете ответ?

Добавить комментарий