Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию.
• Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. • Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
• Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
• В случае необходимости внесите корректировки.
• Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
• В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:
1. Понятие, сущность…
2. Характерные черты, основные принципы…
3. Специфические признаки…
4. Важнейшие задачи, основные функции…
5. Формы, типы, виды, классификации…
6. Структура…
7. Основные этапы, стадии развития…
8. Особенности развития…
9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…
10. Значение … в развитии общества, личности.
Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Выполнение этого задания предполагает:
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ. |
При выполнении заданий выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана. |
1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:
1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: – Теории происхождения… – Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Источник: http://4ege.ru/obshestvoznanie/3187-algoritm-raboty-s-zadaniem-b8-po-obschestvoznaniyu.html
Алгоритм работы с заданием 28 1. Внимательно прочитайте вопрос. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос. 3. Помните , что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме. 5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане. |
Примеры составленных планов:
Памятка
для составления сложного плана по обществознанию.
1. Как правило, начинаем составлять план с
понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» .
Что такое…..….)
2. Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие
аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику
«Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только,
ведь времени в обрез).
3.План может и должен содержать
больше подпунктов, чем заявлено в требовании (там указан МИНИМУМ).
4. Есть позиции, обязательные для раскрытия
предложенной темы, без которых план не сможет быть зачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
5. Хорошо, если одна формулировка будет
вытекать из другой.
6. Проверяем план на грамотность, исключаем
повторения.
7. Прямо на
черновике выверяем логическую последовательность изложения материала.
8. Обязательно завершаем план, чтобы он
выглядел законченным, подводим итог.
Варианты планов.
Вам предстоит подготовить
развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности».
Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или
смешанной формах. При анализе ответа учитываются:
– корректность
формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной
теме;
– полнота отражения
основного содержания в плане;
– соответствие
структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов
плана раскрытия данной темы:
1. Как правило, начинаем составлять план с
понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» .
Что такое…..….)
1) Какие проблемы
стали глобальными для человечества?
2. Отталкиваясь от понятия, выделяем
важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно
использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать
главные мысли и только, ведь времени в обрез). Таким образом, выделяем виды,
причины возникновения, общие черты, проявления, последствия, пути решения, т.к любая проблема должна
иметь пути решения.
4. Есть позиции, обязательные для раскрытия
предложенной темы, без которых план не сможет быть зачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
5. Хорошо, если одна формулировка будет
вытекать из другой. В нашем случае это: виды, причины возникновения, взаимосвязь, общие черты, пути решения.
2) Сущность и
взаимосвязь некоторых глобальных проблем:
а) международный
терроризм как угроза мировому сообществу
б) проблема Севера
и Юга
в) экологический
кризис
г) Социально-демографические
проблемы современности
3) Причины возникновения:
а) вестернизация,
навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира
б) разрыв в уровнях
экономического и социального развития между странами и регионами мира
в) ускорение процессов общественного развития, НТР
г) рост масштабов хозяйственной деятельности
людей и потребительское отношение к природе
4) Проявления
и последствия глобальных проблем современности:
а) использование
религиозных и социокультурных программных установок, террористические акты
б) безработица
и миграция в экономически благополучные страны мира.
в) изменение
климата, появление озоновых дыр
г) «демографический
взрыв» – рост народонаселения мира за счет развивающихся стран.
Старение ряда европейских наций – снижение рождаемости
5) Пути решения
глобальных проблем:
а) установление
нового мирового экономического порядка
б) развитие научных
исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности
человека
в) осуществление
продуманной демографической политики
г) международное сотрудничество в решении
глобальных проблем современности
Вариант 2:
1.Понятие о глобальных проблемах человечества
2. Причины возникновения:
А) Целостность современного мира, всемирная
общность людей – превращение локальных проблем в мировые
Б) Изменение образа жизни
людей со вступлением в информационную эпоху
В) Активно-преобразующей деятельности человека
не всегда соответствует уровень общественной организации, политического
мышления и экологического сознания
3. Виды:
а) Интерсоциальные (проблема Север-Юг, войны
и мира и др.)
б) Проблемы, появившиеся в результате
взаимоотношения общества и природы (энергетические, продовольственные,
экологические)
в) возникающие в системе отношений человека и
общества (демографическая проблема, проблема здоровья человека и др.)
3. Общие черты:
а) создают угрозу для настоящего и будущего
человечества.
б) проявляются как объективный фактор развития
общества
в) требуют для своего решения объединённых
усилий, совместных действий всех государств и народов.
г) от их решения зависит судьба человеческой
цивилизации
4.Пути решения:
а)Информирование широких слоев населения об
опасности, грозящей всему человечеству.
б)Объединение усилий мирового сообщества в
борьбе с терроризмом
в)Пропаганда необходимости гармоничного
сосуществования природы и общества.
г)Формирование нового политического мышление,
предусматривающее отказ от политики силы во взаимоотношениях между странами.
д)Поддержка социально-экономических
преобразований в развивающихся странах с целью предотвращения углубления
неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.
е)Осуществление продуманной
демографической политики.
ж)Разработка эффективных лекарственных средств
против инфекционных, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
Статьи
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)
Обществознание
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план
В 2018 году изменились критерии оценки ЕГЭ по обществознанию. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена (СПб) Ольга Соболева, в рамках серии вебинаров, рассказала о нововведениях в задании №28 и поделилась с педагогами полезными советами по успешной подготовке к экзамену.
10 января 2018
Критерии оценки
На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:
- 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.
- 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.
- 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.
Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.
ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник
Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.
Купить
Этапы подготовки
Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:
- 5–6 классы – простой план текста
- 7–8 классы – сложный план текста
- 9 класс – простой план выступления на тему
- 10–11 классы – сложный план выступления на тему
Читайте и смотрите также:
- Как готовиться к олимпиаде по обществознанию: рекомендации ученику и учителю
- Обществознание: больше, чем предмет
- ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
Советы педагогам по подготовке
- Тренируйте составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляйте сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывайте это умение на разных этапах изучения темы.
- Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали.
- Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой.
- Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.
По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.
ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.
Купить
Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.
Что из себя представляет 28 задание?
28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.
В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
Примеры планов
План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.
Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:
- Критерии стратификации:
- Престиж.
- Доход.
- Образование.
- Власть.
А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:
- Социальная мобильность:
- Вертикальная и горизонтальная.
- Диктуемая и добровольная.
- Межпоколенная и внутрипоколенная и др.
В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «СОШ №12»
В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание – составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.
Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Как составить план ответа по заданной теме?
Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.
Существуют две разновидности задания 28.
Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Например, задание 28: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис – лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы.
Назывная форма плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о глобальных проблемах.
2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Причины экологического кризиса:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе;
4) Проявления и последствия экологического кризиса.
5). Пути преодоления экологического кризиса:
а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы:
1) Что такое глобальные проблемы?
2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?
3) Каковы причины экологического кризиса?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?
5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?
а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Тезисная форма плана раскрытия данной темы:
1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.
2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:
а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
3) Причины экологического кризиса:
а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.
4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:
а) преодоление потребительского отношения к природе;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).
Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:
1. Понятие деятельности.
2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
3. Структура деятельности:
а) цель
б) средства
в) действия
г) результат
4. Основные виды деятельности:
а) практическая
б) духовная
5. Роль деятельности в жизни общества и человека.
Рекомендации при составлении сложного плана:
- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
- в случае необходимости внесите корректировки;
- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
- в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
- Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
- Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
- Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
- Функции… (детализировать в подпунктах).
- Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
- Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
- Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
- Пути решения.
Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм составления плана по теме:
1. Понятие, сущность …
2. Характерные черты (признаки):
а)
б)
в)
3. Важнейшие задачи, основные функции:
а)
б)
в)
4. Формы, типы, виды классификации:
а)
б)
в)
5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Своим учащимся я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Как видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия:
- выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
- продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
- составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
- проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
- проверить корректность формулировок.
Система оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.
Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается:
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
- наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
- корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.
4. Классификация политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах (Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.
В новой редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.
Формальные изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).
Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).
Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.
Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
Критерий 28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные ситуации – 0 баллов.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, – в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.
Тренинг:
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие избирательной системы.
2. Компоненты избирательной системы:
а) избирательное право;
б) избирательный процесс.
3. Основные принципы демократического избирательного права:
а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.
4. Стадии (этапы) избирательного процесса:
а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
5. Типы избирательных систем:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).
6. Особенности избирательной системы Российской Федерации.
Литература:
- ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию. ФИПИ.
- Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М. 2017.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.