Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
Питер дал понять, что ему хочется.
— Смотри не ошибись… пожалеешь…
Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Памятки
- План текста-повествования
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве.
Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
План сочинения-повествования
1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
Советуем посмотреть:
Орфоэпический разбор
План текста-рассуждения
Описание
План текста-описания
Повествование художественного стиля. Рассказ
Повествование делового и научного стилей
Сравнительная характеристика
Способы сжатия текста
Способы связи предложений в тексте
Репортаж
Очерк
Как писать свободный диктант
Средства выразительности речи
Памятки
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 433,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 82,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 456,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 225,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 253,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 2,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 302,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 414,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Памятки для учеников и родителей
«Подготовка к урокам и выполнение заданий»
Памятка № 1 «Садимся за уроки»
- Садись за уроки всегда в одно и то же время.
- Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
- Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
- Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
- Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол для правши, дальний правый угол для левши).
- Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
- Приготовь письменные принадлежности для занятий.
- Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
- Убери со стола все лишнее.
- Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник …
Памятка № 2 «Как готовить домашнюю работу»
- Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку».
- Повтори правила, которые плохо помнишь. Попробуй найти свои примеры на это правило.
- Найди и прочитай правило, которое необходимо для выполнения домашнего задания.
- Прочитай задания упражнения. Подумай, как правильно их выполнить.
- Выполни упражнение письменно.
Памятка № 3 «Как выполнять домашнее задание»
- Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то же время. Аккуратно записывай все задания в дневнике каждый день.
- Начинай занятия с самого трудного для тебя.
- Перед выполнением письменных работ прочитай, повтори правила, определения.
- Устные задания лучше учить так: прочитай текст внимательно, раздели на смысловые группы, вслух повтори. Потом прочитай текст еще раз и расскажи только те места, которые хуже всего запомнились. Вечером перед сном просмотри выученные тексты.
- Заучивать дословно надо определения, правила, цитаты, теоремы, стихи, новые слова по иностранному языку.
- Заучивать дословно лучше всего в несколько приемов в течение нескольких дней.
- Все записи в тетрадях веди четко, аккуратно, время от времени просматривай.
- Расширяй кругозор чтением. Выписывай при чтении интересные мысли.
Памятка № 4 «Правила выполнения письменного задания»
- Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.
- Сядь удобно, как учат в школе.
- Прочитай задание, подумай, посмотри какие правила необходимо применить при выполнении упражнения. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.
- Если необходимо, посмотри подобные предложения, выполненные в классе под руководством учителя.
- Не спеша, приступай к письму.
- Пиши, не напрягаясь и не вольно. Не отвлекайся на посторонние дела.
- Пользуйся черновиком, если задание трудное.
- Выполнив упражнение, проверь его. Аккуратно исправь ошибки, если есть. Если грязно написал, перепиши.
Памятка № 5 «Как готовиться к выразительному чтению»
- Перечитай произведение или отрывок.
- Определи, о чем говорится в тексте.
- Какие чувства вызывают у тебя события, герои?
- Представь героев в своем воображении («нарисуй» словесную картинку).
- Определи подтекст (скрытую мысль, если она есть).
- Сформулируй задачу чтения: как относишься к персонажам, событиям и что сообщишь слушателям.
- В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения.
- Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства по содержанию и смыслу текста.
- Прочитай текст выразительно.
Памятка № 6 «Как готовиться к устному выступлению»
- Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
- Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический т.д.).
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
- Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
- Составьте план. В нем должны быть сформированы вопросы, которые вам необходимо раскрыть, продумайте их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части вашего будущего высказывания к другой.
- Проговорите свое высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.
Памятки для учеников и родителей
Русский язык
Памятка № 1 «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
- Проверь всю работу.
Памятка № 2 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»
- Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
- Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их.
- Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
Памятка № 3 «Как работать над сочинением»
- Определите тему и основную мысль сочинения.
- Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением?
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Составьте план.
- Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Памятка № 4 «Как готовиться к изложению»
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
- Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.
- Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.
- Найдите слова, которые нужно проверять. Объясните их написание.
- Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
- После того как напишете изложение,
- Не забудьте проверить свою работу.
Памятка № 5 «Как правильно списать текст»
- Внимательно прочитай текст.
- Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.
- Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.
- Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.
- Проверь себя, сверяя написанное с образцом.
Памятка № 6 «Как составить текст – повествование»
Определите:
- О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)?
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)?
- О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось)?
- Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Памятка № 7 «Как составить текст – описание»
- Определите своё отношение к предмету, который будете описывать.
- Выделите признаки предмета.
- Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
Памятка № 8 «Как составить текст – рассуждение»
- Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
- Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т. п.
- Вывод.
Памятка № 9 «Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения»
- Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.
- Выполните замечания по содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку.
- Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z).
- Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным.
- Исправьте те предложения, которые неверно построены (П).
- Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте.
- Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.
Памятка № 10 «Как работать над ошибками в написании слов»
- Произнесите слово и найдите орфограмму.
- Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка.
- Если ошибка в приставке, вспомните, как пишется приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык».
- Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово.
- Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется.
- Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется безударное окончание имени существительного, прилагательного или глагола.
- Подберите два-три слова на то же правило и напишите.
Памятка № 11 «Как проверить безударную гласную»
- Поставь в слове ударение.
- Выдели корень.
- Подчеркни гласную, которую нужно проверить.
- Проверь гласную изменением слова.
Образец: леса — лес, дома — дом.
- Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква.
Памятка №12 «Как проверить согласную в корне»
- Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить.
- Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.
Образец: гриб — грибы, зубки — зубок.
Памятка № 13 «Способы переноса слов»
- Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра.
- Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия.
- Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: лай-ка, паль-то, объ-езд.
- В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: Ан-на, суб-бота.
- Нельзя отрывать от приставки конечную букву: под-бросить, под-писать.
- Нельзя отрывать первую букву от корня: по-строить, при-учить, со-брать.
Памятка № 14 «Разбор простого предложения»
- Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
- Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения.
- Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
- Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.
Учимся повествовать
Дар рассказчика делает из автора хорошего писателя. Ведь мало просто придумать историю, ее нужно суметь рассказать. Причем так, чтобы читатель не мог оторваться от книги до самого финала. А для этого автору нужно создать убедительное повествование. Читайте и узнаете, как написать книгу с понятными, живыми повествованиями, которые интересно и легко читать.
Текст: Елизаввета Васильева
Путеводная нить текста
Повествование – это рассказ о том, как все было и происходило. Повествование представляет собой последовательность развивающихся действий, смену состояний, явлений, событий. А на чем строится сюжет произведения, как ни перечисление произошедших событий. К слову, синопсис романа – это чистое повествование, подчас сдобренное перечислением основных идей произведения.
Повествование – это нить за которую держится роман, если повествование в каком-то месте даст сбой, вся история развалится, распадется на части, перестанет быть связной историей. Хотя, казалось бы, что может быть проще повествования: перечисляй себе действия: пошел, сделал, добился и т.д., однако же способность писать гладкую повествовательную прозу ‑ это целое искусство, которое писатели оттачивают годами, вырабатывают свой собственный стиль для создания гармоничных, убедительных повествований.
И правда, на первый взгляд, повествование – элементарная форма речи, ведь каждый день мы преимущественно повествуем, а не описываем и рассуждаем. Рассказываем о прожитом дне, о произошедших событиях. Однако когда нужно зафиксировать устную речь на бумаге, мы подчас теряемся, ведь для того чтобы рассказать в подробностях таком простом событии, как поход в магазин, необходимо употребить множество глаголов, деепричастий, разобраться с последовательностью событий, уместить в это повествование детали, сдобрить эпитетами и сделать этот текст понятным, читаемым, интересным. Все дело в самой структуре повествования, которое отличается динамичностью и должно выражать «отношения временной последовательности», то есть фиксировать изменения в окружающем мире, а не описывать статичную картину мира.
О муках повествовательной прозы очень занятно написано в начале рассказа «Уста к устам» Владимира Набокова: у автора, изображенного в рассказе, никак не выходят повествовательные фрагменты, в которых нужно поведать о таких простых житейских делах, как получение одежды из гардероба, выход из театра, рукопожатие. Повествования самого Набокова затейливы, изобразительны, всегда апеллируют к чувствам читателя, которого набоковский текст делает не просто очевидцем, а соучастником происходящего. Достигается эффект присутствия и участия в том числе и за счет активного использования несобственно-прямой речи.
Пример из того же рассказа «Уста к устам»:
«Но Илья Борисович уже не слышал и видел сквозь туман и, совершенно потерявшись, совершенно еще не сознавая ужаса происшедшего, а только стремясь инстинктивно поскорее отойти от чего-то стыдного, гнусного, нестерпимого, подвинулся было к смутному столику, где смутно продавались билеты, но вдруг судорожно повернул вспять, толкнул при этом спешившего к нему Евфратского и, очутившись опять у гардероба, протянул свой жетон. Старуха в черном,‑ 79, вон там… Он страшно заторопился, он уже размахнулся, чтобы влезть в рукав пальто, но тут подскочил Евфратский и с ним тот, тот» ‑ в тексте мы выделили несобственно-прямую речь, то есть вербализованные мысли персонажа не оформленные как прямая речь, которые вплетаются в ткань текста. Повествование у Набокова всегда изобразительно, автору важно не просто рассказать, что произошло, а показать, как это было.
Хотя немало найдется критиков набоковского стиля и его манеры повествования, впрочем – это всегда дело вкуса. Главное, чему учит автора весь мировой литературный опыт – быть свободным от влияний извне, но задавшись целью написать роман, сделать текст убедительным, так чтобы читатель, читая, мог признать: да, это художественный литература, а не школьное сочинение.
Пример выразительного повествования
Пример удачного, выразительного, очень динамичного повествования встречаем в романе Джек Керуак «В дороге». Обратите внимание: повествование очень образное, но обилие выразительно-изобразительных средств не мешает драйву истории:
«Пианист – детина-итальянец с мясистыми пальцами шофера – играл глубоко и сильно. Продолжалось это около часа. Никто не слушал, у стойки чесали языки старые бродяги с Норт-Кларк, вскрикивали в раздражении визгливые шлюхи. Куда-то направлялись таинственные китайцы. В зал вторгались жуткие звуки танцевального притона. А музыканты знай себе играли. На тротуаре у входа возникло привидение: шестнадцатилетний паренек с козлиной бородкой и тромбонным футляром. Этот рахитично-худой сумасброд хотел влиться в компанию музыкантов, а те знали его и не желали с ним связываться. Крадучись он вошел в бар, тайком достал из футляра тромбон и поднес его к губам. Никакого эффекта. На него никто не взглянул. Ребята доиграли, собрали инструменты и отправились в другой бар. Но он был неугомонен, этот тощий чикагский малыш. Оставшись один, он напялил темные очки, поднес тромбон к губам и, издав жалобный стон, выбежал вслед за музыкантами. Они ни за что не примут его в свою команду – ни дать ни взять дворовые футболисты, что играют на пустыре за топливной цистерной».
5 характерных черт убедительного повествования:
- Правдоподобность – происходящее должно быть убедительным, даже если речь идет о вымышленном мире, где действуют другие законы физики.
- Ясность – читатель должен понимать, что происходит в тексте, а не путаться в деталях и действующих лицах, для этого автору нужно следить за согласованностью глаголов, избегать частого употребления личных местоимений, заменяющих название предметов, не злоупотреблять уточняющими конструкциями. «Герой поставил ногу в стремя, закинул ее на коня, роющего землю ногами, ухватил его за блестящую на солнце уздечку, подтянулся, тяжело сел, погладил его по сильному загривку, рукой поправил кокарду» ‑ вопрос: какую ногу и куда закинул герой, если он закинул ту ногу, которую поставил в стремя, то как это ему удалось? И еще – чью кокарду поправил герой, свою или коня? Со стилистической точки зрения этот фрагмент вообще довольно неловкий, изобилует местоимениями и лишними перечислениями действий. Как его исправить? Переписать его так, чтобы было ясно, что произошло, а произошло вот что: герой запрыгнул на коня, а все остальное – это лишний литературный шум, от которого можно избавится «Герой ухватился за блестящую на солнце уздечку, поставил ногу в стремя и запрыгнул на коня, роющего землю копытом. Погладил его по сильному загривку, чтобы успокоить».
- Последовательность – даже инверсивное повествование должно быть логичным. «Пришел, увидел, победил», «Победил. После того как пришел и увидел» ‑ читатель должен понять, что произошло вначале, а что в конце. Это особенно актуально для повествований, рассказывающих о простых бытовых действиях, в которых очень часто путаются авторы. «Утром он идет в ванну, берет бритву и небрежно держит ее слегка наотмашь, тут же мажет лицо гелем для бритья…» ‑ но ведь герой уже взял бритву, о каком геле речь? Чтобы его взять, нужно отложить бритву. Это, конечно, мелочи, но из-за таких недочетов повествование выходит неубедительным. Чтобы исправить недочет, нужно просто поменять местами «держит ее слега наотмашь» и «мажет лицо гелем для бритья».
- Стилистическая чистота и гладкость – любой текст, изобилующий речевыми, грамматическими, лексическими ошибками, отталкивает толкового читателя.. «Глаза героя заискрились, когда он увидел…» ‑ в этом примере явная речевая ошибка, глаза не заискрились, а заблестели. От ошибок, стилистических огрехов нужно избавляться любыми способами: больше читать художественные тексты, отдавать свое произведение на вычитку литературному редактору.
- Согласованность времен – повествуя, автору стоит помнить о выбранном времени и в соответствии с ним склонять все члены предложения, дабы избегать досадных ошибок, ведущих к нелепице и смысловому коллапсу, мешающему читателю понять, что и когда сделал герой. Чтобы согласовать между собой времена, подчас достаточно активнее использовать служебные части речи и наречия, указывающие на последовательность событий, и другие уточняющие конструкции: «Он стоял на этом мосту каждую пятницу, долго глядел в воды канала, смотрелся в отражение. А потом повернулся, ушел» ‑ в 1 предложении этого фрагмента время прошедшее протяженное, длительное, использованы глаголы несовершенного вида, во втором предложении – время прошедшее совершенное, используются глаголы совершенного вида, что сбивает с толку читателя, потому что непонятно, когда произошли действия, описанные во втором предложении. То есть вначале рассказывается о том, что всегда делал герой, а потом мы вдруг переносимся во время настоящее, текущее, и герой описывается в другом временном контексте: не «всегда», а «сейчас». Как исправить фрагмент? Либо поставить глаголы второго предложения в форму прошедшего времени, но несовершенного вида: «А потом поворачивался, уходил»; либо добавить предложение, в которых нас возвращали бы к настоящему моменту:«Он стоял на этом мосту каждую пятницу, долго глядел в воды канала, смотрелся в отражение. Он пришел и на этот раз, облокотился на перила, закурил. А потом вдруг повернулся, ушел».