Памятки как составить схему слова

Предлагаю алгоритм по составлению звуковой схемы слова. Для начала разберемся в том, какие знаки мы будем использовать.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Внимание! Посмотрите на последние две схемы: именно слияние СОГЛАСНОГО и ГЛАСНОГО звуков, а не наоборот.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Иногда дети путают, какой схемой и какие звуки обозначать. Чаще всего это связано с выбором одиночного квадрата или раздвоенного прямоугольника, обозначающего два звука.

Для примера разберем слово ТРОПКИ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

1. Прочитаем слово: ТРОПКИ. Находим в слове все сочетания согласного и гласного. Внимание! Не гласного и согласного, а только СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ. Сначала их можно выделять простым карандашом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Также можно тренироваться взяв любой текст и попросить ребенка найти все сочетания согласный + гласный и выделить их дугой. Можно попросить ребенка выделить в тексте определенный слог, например, найди все слоги СА и выдели их.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

2. Рисуем схему. Для одиночного звука [ т ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ р ] [ о ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника. Для одиночного звука [ п ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ к ] [ и ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

3. Красным карандашом подчеркиваем все гласные буквы и определяем сколько слогов в слове. В нашем случае в слове ТРОПКИ 2 слога, т. к. в нем две гласные О и И. Разделим слово на слоги. Обозначим это в слове и на схеме.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Далее ставим ударение. Для этого слово нужно произнести слитно. Гласный, который произносится с особой силой и будет ударным. В слове ТРОПКИ первый слог ударный. Обозначаем ударение в слове и на схеме.

4. Анализируем каждый звук. Произнесите первый звук в слове: [ т ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [т] согласный. Твердый он или мягкий? В нашем случае звук [ т ] твердый, значит первый квадратик мы закрасим синим цветом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Произнесем второй звук: [ р ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [ р ] согласный. Он твердый.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Обращаем внимания на то, что рядом стоит гласная О. Она обозначает твердость предшествующего согласного звука. Так проводим весь анализ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

В слове ТРОПКИ встречается мягкий звук [ к’ ]. На схеме его мы обозначаем зеленым цветом. Рядом стоит гласная И. Она указывает на мягкость, смягчает предшествующий согласный звук [ к’ ].

Желаю успешной учебы!

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото

например слова: ежик, танк

Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:

Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:

Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

5 лет назад 

Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.

Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.

Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными.

При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.

Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.

Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.

В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.

В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.

Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.

Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета – синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры.

Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут.

А теперь примеры

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные.

Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана:

1) Танк: количество слогов – 1.

2) Танк: количество звуков – 4, рисуем 4 квадратика:

3) Первый звук “т”: согласный, твердый, глухой – значит, красим его синим цветом

4) Звук “а” – гласный, ударный, красим – в красный цвет.

5) Звук “н” – согласный, твердый, звонкий – синий цвет.

5) Звук “к” – согл., твердый, глухой – тоже синий.

В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик – красный.

**

И не забываем на схеме проставить ударение – это обязательное условие для правильного выполнения задания.

Серхи­о
[5.9K]

6 лет назад 

Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк.

Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные – зеленым, а твердые согласные синим.

Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим.

В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий.

Все делается очень просто.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

5 лет назад 

Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова “лягушка”:

1) “л” – мягкая согласная;

2) “я” – гласная;

3) “г” – твердая согласная;

4) “у” – гласная ударная;

5) “ш” – твердая согласная;

6) “к” – твердая согласная;

7) “а” – гласная.

Схема будет выглядеть следующим образом:

Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками:

Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова.

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый – синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции.

В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука.

Гласный звук рисуется красным квадратиком,

согласные синим – твердый и зеленым – мягким.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии.

Вот, допустим,

слово кот – первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом.

слово катя – первый квадратик синий и красный, второй – зеленый и красный.

слова яша – первый квадратик – красный, второй – синий и красный.

И наглядно звуковая схема для слова аист

Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком).

Джилл
[93.1K]

4 месяца назад 

В данном слове звуковая схема получается следующая:

Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий.

Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки.

Марин­аГр
[0]

3 года назад 

В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий

Знаете ответ?

Смотрите также:

Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк?

Какая звуковая схема слов: “помидор, рынок, салат”?

Какая звуковая схема слов: “Марина, малина, осина, Полина, картина”?

Какая звуковая схема слов “роса, коза”?

Как составить звуковую схему слова, её последовательность?

Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки?

Как составить звуковую схему слова атмосфера?

Как составить звуковую схему слова гусь, гуси?

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А,   О,   У,   Ы,  Э   обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я,   Е,   Ё,     И,  Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных; 

(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).

Гласные (   Я      Е      Ё      Ю – йотированные:

                 [й’а],   [й’э],   [й’о],   [й’у].

Они обозначают 2 звука:

  • в начале слова – яма –      [  й   а      м   а  ];

                                           

  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака –

съел –  [с      й    э     л]                         льёт – [ л     й    о     т    ];

  • стоят после гласного звука  –  поют –  [    п    а     й   у    т    ].

В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю     обозначают 1 звук (соответственно: я – [а],       е – [э],      ё – [о],       ю – [у]). 

Например: мяч — [м’  а    ч’  ],    

лён — [ л‘    о    н  ],                       люк — [   л’    у   к   ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]  –  жир – [    ж      ы   р  ],

цель-  [ ц     э      л’   ],            

Всегда мягкие: [Ч]. [Щ], [Й].  Чай  –  [   ч’   а     й’  ],  

щавель –  [щ’    а    в     э      л’  ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.        

Памятка для родителей.

Обучая ребенка грамоте и чтению, следует помнить следующее:

– Наша речь состоит из предложений.

– Предложение — это законченная мысль.

– Предложения состоят из слов.

– Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка. Схема предложения

– Слова бывают длинные и короткие. Чтобы узнать длинное слово или короткое, его нужно отхлопать (разделить на слоги).

Схемы слов: машина , часы , дом .

– Слова состоят из звуков. Звук в схеме обозначается квадратиком .

– Звук — то, что мы слышим и произносим.

Буква — то, что пишем и читаем.

– Звук на письме обозначается буквой.

– Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука:

Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО)

– в начале слова (яма, юла);

– после гласного звука (маяк, заюшка);

– после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А, Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч).

– Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

– Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

– согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

– всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

– всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом , мягкиезеленым .

Чтобы нарисовать схему слова, нужно сначала определить количество слогов (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Слоги бывают двух видов:

Слог-слияние (первый- согласный, второй гласный) МА МЯ

Слог-не слияние (первый гласный, второй согласный) АМ

ВОДА МЯЧ УТКА

Как правильно составить звуковую схему слова

в 1 классе

Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:

красный – для обозначения гласных звуков,

синий — для обозначения твёрдых согласных,

зелёный — для обозначения мягких согласных.

В русском языке 33 буквы:

10 букв, обозначающих гласные звуки:

А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;

Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;

Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:

[й’а], [й’э], [й’о], [й’у].

Они обозначают 2 звука:

  • в начале словаяма – [ й’ а м а ];

  • если стоят  после мягкого или твёрдого знака

съел – [с й’ э л] льёт – [ л’ й о т ];

  • стоят после гласного звука – поют [ п а й’ у т ].

В остальных случаях  Я, Е, Ё, Ю  обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]). 

Н апример: мяч – [ м’ а ч’ ],

л ён — [ л’ о н ],  люк — [ л’ у к ]).

21 буква, обозначающая согласные звуки:

Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.

2 буквы:

Ъ и Ь – звуков не обозначают.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц] – жир – [ ж ы р ],

цель- [ ц э л’ ],

Всегда мягкие: [Ч‘]. [Щ‘], [Й‘].

Чай – [ ч’ а й’ ],

щавель – [щ’ а в’ э л’ ].

Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный;

если согласный – звонкий или глухой

твёрдый или мягкий

если гласный – ударный или безударный

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных.

Добавить комментарий