На главной аллее Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, перед зданием бывшей гауптвахты находится, пожалуй, один из самых спорных, необычных и неоднозначных памятников Петру Первому работы скульптора-авангардиста Михаила Шемякина. Отлитая из бронзы скульптура первого российского императора настолько не укладывается в привычные нам современные образы, что споры по творению Шемякина не утихают и по сей день.
Скульптура Петра Первого работы Михаила Шемякина
Со слов Михаила Шемякина, идею скульптуры Петру I дал ему его друг – Владимир Высоцкий. И после восьми лет работ и творческих исканий, идея столь необычного памятника первому императору Всероссийскому была воплощена в жизнь. Свое творение скульптор решил подарить Санкт-Петербургу.
В память об этом, на боковой грани постамента вы можете увидеть надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Почему Михаил Шемякин первым упоминает итальянца Карло Растрелли, мы расскажем чуть ниже.
К слову сказать, дар были принят далеко не сразу. Музеи, в которые обращался скульптор, отвечали отказом. И только после содействия Анатолия Собчака, занимавшего в то время пост председателя Ленсовета, 7 июня 1991 года, в преддверии дня рождения первого российского императора,
Петр I Алексеевич, младший сын царя Алексея Михайловича, родился 09 июня (30 мая по старому стилю) 1672 года. Умер Петр Алексеевич 8 февраля (28 января по старому стилю) 1725 года
памятник нашел свое место в Петропавловской крепости на бывшей Плясовой площади, где и находится по сей день.
История внешне веселого названия – «Плясовая площадь», на самом деле довольно мрачная. Дело в том, что в центре площадки перед зданием гауптвахты был вбит длинный столб, вокруг которого были вкопаны небольшие острые колья. Солдата, получавшего наказание, привязывали за руки к столбу, а босыми ногами ставили на колья. От боли человек переступал с ноги на ногу – со стороны словно бы «плясал».
Почему у скульптуры Петра Первого в Петропавловской крепости такие пропорции
У человека, впервые увидевшего шемякинскую скульптуру Петра I, вполне вероятно может возникнуть ощущение некой гротескности образа великого императора. И образ этот был настолько непривычен, настолько не соответствует всем известным памятникам, изображениям и воссозданным в кино и на сцене образам Петра Великого, что далеко не сразу был принят петербуржцами, вызвав поначалу целый шквал возмущений, ожесточенных споров и критики. Со временем к скульптуре привыкли и сейчас она стала довольно популярной достопримечательностью среди посетителей Петропавловской крепости.
В глаза сразу бросается несоразмерно, относительно пропорций туловища, маленькая голова Петра I.
Голова кажется очень маленькой даже при том, что фигура Петра Великого действительно была непропорциональной: просто огромный по тем временам рост – два метра три сантиметра (6 футов 8 дюймов), узкие плечи (согласно историческим данным, размер одежды Петра Алексеевича примерно соответствовал современному 48 размеру) и маленькая стопа (37-38 размер обуви). Из-за столь малого размера стопы при очень высоком росте, Петр Первый был вынужден постоянно пользоваться тростью, которых у него было около четырехсот.
Тем не менее, именно голова является самой реалистичной частью скульптуры, так как выполнена с прижизненной восковой маски императора выполненной великим итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году.
Прообразом самой скульптуры явилась «восковая персона» (портрет-статуя из воска), также выполненная Карло Растрелли, но уже в 1725 году, по повелению императрицы Екатерины Алексеевны. Но несмотря на внешнюю схожесть («восковая персона» Петра I также восседает на троне, положив руки на подлокотники), М.Шемякин изменил пропорции фигуры Петра, удлинив их в полтора раза.
Знаменитая «восковая персона» Петра I в настоящее время хранится в Петербургском Эрмитаже
Как позднее говорил сам Михаил Шемякин, первые варианты скульптуры были выполнены по росту Петра Первого. Но как только он делал несколько шагов назад, то где-то уже с трех метров нельзя было сказать, что на троне сидит человек большого роста. А Петра называли гигантом и это хотелось передать зрителю. И вот постепенно увеличивая пропорции тела, М.Шемякин дошел, с его слов, до пропорций, абсолютно совпадающих с пропорциями русских икон (в пропорциях русской иконы головы святых обычно небольшие, а фигуры необычайно длинные, вытянутые, что создает впечатление весьма высоких людей), тем самым скульптору удалось достичь впечатления, что перед нами гигант.
Народные приметы, связанные со скульптурой Петра Первого в Петропавловской крепости
За время пребывания шемякинского Петра в Петропавловской крепости на Заячьем острове, у жителей города и туристов успели появиться некоторые приметы. Например:
- Посидеть на коленях Петра Первого – к удаче
- Если потереть пальцы на обеих руках бронзовой фигуры императора, то непременно придут большие любовь и богатство. При этом для того, чтобы призвать богатство, надо потереть пальцы правой руки, а желающие большой любви должны то же самое проделать с пальцами левой руки
Посидеть на коленях статуи будет сложновато, ибо сейчас памятник от таких посягательств защищен достаточно высоким ограждением. К слову, после того, как в 2014 году вокруг памятника установили ограду, спонтанно возникла новая традиция – бросать на постамент монетки.
Но вот потереть пальцы рук – вполне возможно. И, судя по блеску металла, в желающих жить в любви и богатстве отбоя нет.
Молва народная говорит и еще об одной примете. Если подойти сзади и обнять двумя руками голову Петра, то сие поможет воплотить в жизнь любое ваше желание.
Дискуссии о памятнике Петру Первому в Петропавловской крепости не утихают и поныне
Новая попытка борьбы с шемякинским Петром повторилась спустя почти тридцать лет после установки скульптуры. В начале ноября 2020 года депутат Госдумы РФ Е.Марченко даже направил обращение на имя губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с просьбой о демонтаже памятника Петру I в Петропавловской крепости. Основанием для запроса было мнение части специалистов, что памятник не обладает художественной ценностью и более того, по мнению отдельных искусствоведов, представляет собой «карикатуру на великого человека».
Городские власти обращение, конечно, рассмотрели, но никаких оснований как для демонтажа памятника, так и для его переноса на другое место не нашли, сообщив, что указанный объект в настоящее время является «неотъемлемой частью ансамбля Петропавловской крепости и пользуется большой популярностью у посетителей музея».
Как доехать до Петропавловской крепости
Буквально в нескольких минутах ходьбы от Петропавловской крепости, на пересечении Каменноостровского и Кронверкского проспектов, находится станция метро «Горьковская» Московско-Петроградской линии Петербургского метрополитена.
Подальше, но в пределах пешей доступности, расположены станции метро «Петроградская» (тоже Московско-Петроградской линия) и «Спортивная» (Фрунзенско-Приморская линия). Если идти пешком лень, то от станции метро «Спортивная» до Петропавловской крепости можно доехать на трамваях №6 и №40. От станции метро «Петроградская»: на автобусе №46, маршрутном такси №46, №76, №183 и №223.
Если надумали идти пешком от станции метро «Спортивная», то обратите внимание, что у этой станции два выхода (второй выход со «Спортивной» был открыт в 2015 году на Васильевском острове). Вам нужен выход, расположенный на Петроградской стороне. Но если перепутаете, то ничего страшного. Просто надо будет перейти через Тучков мост, который связывает Петроградскую сторону и Васильевский остров.
Петропавловская крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.
Как найти памятник Петру Первому в Петропавловской крепости
Проще простого. Чтобы попасть в Петропавловскую крепость, надо пройти по Иоанновскому мосту через протоку (он же Кронверкский пролив) Невы и зайти на территорию крепости через ворота Иоанновского равелина.
Равелин (от лат. ravelere – «отделять») – это вспомогательное фортификационное сооружение, в форме угла с вершиной, направленной в сторону противника, расположенное перед основной крепостной стеной. Иоанновский равелин защищал Государев и Меншиков бастионы
Будучи на мосту, держитесь его левой стороны, так как тогда вы обязательно увидите зайца Арсения, расположившегося на торце высокого деревянного пенька около мостика. Заяц был установлен к 300-летию Петербурга, в мае 2003 года. Около Арсения часто останавливаются туристы, ибо бытует поверье, что если кинуть монетку и она попадет на пенек между задними лапками зайца, то загаданное перед броском желание обязательно сбудется.
Вот таким был заяц Арсений в июле 2009 года
Сразу скажу, что попасть не просто. Но и если монетка останется лежать на пеньках пониже – то это тоже совсем неплохо.
Далее проходите Петровские ворота (созданные в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини) и двигаетесь прямо по главной аллее в сторону Петропавловского собора. За Петровскими воротами, справа вы увидите здание артиллерийского цейхгауза, а слева – Инженерный дом, сразу которым и расположен памятник Петру Первому.
Время работы:
Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06-00 до 21-00.
Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10-00 до 20-00.
Памятники Петру Первому в Санкт-Петербурге
Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник, посвященный русскому царю Петру I. Монумент является одним из главных символов города.
Многие ошибочно полагают, что памятник выполнен из меди, однако он сделан из бронзы. «Медным» его стали называть в XVIII–XIX веках, тогда в русском языке бронзу называли словом «медь».
История создания
Модель Медного всадника создал французский скульптор Этьен Фальконе, которого рекомендовал Екатерине II философ Дени Дидро. Работа над статуей заняла у Фальконе 2 года. Помощниками скульптора были Федор Гордеев, вылепивший змею, и ученица Фальконе — Мари Анн Колло, создавшая голову статуи. В 1773 году в помощь французскому мастеру был назначен профессиональный архитектор Юрий Фельтен, который занимался общим руководством.
Гипсовая модель была закончена летом 1769 года и ожидала отливки. Сам Фальконе никогда не занимался подобной работой и потому отказался самостоятельно отливать статую. Первая, не совсем удачная, отливка состоялась в 1775 году. В процессе работы лопнула труба и только благодаря мастерству литейщика Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Верхнюю часть закончили во время второй отливки, спустя 2 года.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Фальконе на нем не присутствовал, так как покинул Россию в 1778 году. Работы по завершению проекта выполнил Юрий Фельтен. В 1976 году памятник был отреставрирован, так как на нем появились трещины.
Медный всадник: экскурсии и туры
«Гром-камень»
Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.
Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.
Описание памятника «Медный всадник»
Медный всадник является вторым конным памятником, посвященным Петру I. Первый из них, работы скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице Санкт-Петербурга.
Концепция Медного всадника была разработана при участии Екатерины II, философов Дидро и Вольтера. Основная идея памятника заключалась в том, чтобы передать достижения Петра I в. развитии страны. Фальконе изобразил императора в простой развевающейся одежде, что по мнению автора отражает героизм Петра I. Царь восседает не в седле, а на медвежьей шкуре, которая символизирует народ, цивилизованный государем. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора в качестве полководца. Петр I сидит на вздыбленном коне, под ногами которого извивается змея, что символизирует успешную борьбу с внешними угрозами. Кроме того змея служит более практичной цели, она обеспечивает устойчивость монумента, так как основной вес скульптуры приходится на задние ноги коня.
На постаменте имеется надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», таким образом Екатерина II хотела показать преемственность власти.
Вид на памятник с Сенатской площади: панорама Google
Памятник в культуре
Самым известным произведением, благодаря которому памятник получил свое название, является поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». По сюжету главный герой произведения — чиновник Евгений, потерявший свою возлюбленную в результате наводнения 1824 года, приходит к памятнику Петру I и бранит царя за создание Петербурга — города, который принес Евгению столько несчастий. Медный всадник оживает и бросается в погоню за главным героем.
Скульптуре часто приписывают мистические свойства. Известны легенды, когда бронзовая статуя являлась во снах или преследовала людей. Авторы художественных произведений не редко использовали этот мотив в своих книгах.
Как добраться
Медный всадник находится на Сенатской площади, рядом с Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.
Остановка общественного транспорта «бул. Конногвардейский» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Здесь останавливаются автобусы № 3, 22, 27, 71, 100 и маршрутные такси № К-169, К-306.
От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5/фиолетовая ветка) идти около 10 минут. По дороге можно зайти в Александровский сад.
Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett.
Кроме того можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.
Маршрут из аэропорта Санкт-Петербурга до Медного всадника на карте — Google Maps
Медный всадник: аэросъемка
Отзывы с FOURSQUARE
Театральный
июль 2021
Медный всадник
Kudrik
июль 2019
«Сердечные глаза» Петра Первого. Считается, что таким необычным образом Мари-Анна показала свою бесконечную любовь к Фальконе.
Дмитрий
июнь 2019
Супер место символ нашего самого красивого города❤️❤️❤️
Maxim
апрель 2019
Это Медный Всадник, что тут скажешь!)
Fedor
февраль 2019
Живой символ Петербурга.
Dimi
ноябрь 2018
С определённого ракурса у коня кое что видно))
Tanya
октябрь 2018
Это мощнейший памятник…очень впечатляет!!!
Дмитрий
октябрь 2018
Одно из мест, где можно сделать красивые фото )
Дмитрий
август 2018
Пуст будут прокляты те, кто додумался жарить на памятнике шашлыки
Валерия
август 2018
Воспетый Пушкиным, знаменитый Медный всадник! Немного теряется на фоне шумной набережной, но всё же очень красивый.
?
июль 2018
Символ города, конечно, но совершенно не впечатляет
Irina
июнь 2018
Место культурного отдыха трудящихся на газоне
Смотреть отзывы на
Другие интересные места Санкт-Петербурга
Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
История
Величественная статуя императора была создана французским скульптором Этьеном Фальконе. Памятник на Сенатской площади вполне мог выглядеть по-другому. Идея установить в центре города статую Петра I принадлежит Екатерине II. Определиться же с тем, каким ему быть, оказалось сложнее. Императрица хотела видеть знаменитого предка на коне, а вот художник Николай Бельский предлагал обойтись без него. Знаменитый философ Дени Дидро, с которым переписывалась императрица, рассматривал вариант с фонтаном. Однако именно он порекомендовал Екатерине скульптора Фальконе.
К работе он приступил в 1768 году. Образ выполнен в динамичном состоянии, сидящий на коне Петр с высокого пьедестала из гранита смотрит на основанный им город. Вместо седла под всадником медвежья шкура, символизирующая близость государя к народу. Под копытом вставшей на дыбы лошади — затоптанная змея, воплощающая поверженного врага. Одновременно она служит и для устойчивости статуи. На голове у Петра лавровый венок, дополняющий образ победоносного полководца.
Фото: Александр ГЛУЗ
Для изготовления громадного постамента использовали природный камень. Подходящую глыбу неподалеку от деревни Конная Лахта нашел крестьянин Семен Вишняков, получивший в награду 100 рублей, что по тем временам было очень приличной суммой. Согласно преданию, в глыбу ударила молния и образовала трещину, после чего появилось название «Гром-камень».
Торжественное открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге состоялось только 18 августа 1782 года. Фальконе на церемонию не пригласили. К тому моменту он уже не жил в России и не ладил с нанимавшей его для изготовления скульптуры императрицей.
Что посмотреть в Санкт-Петербурге
Что посмотреть
Кроме самого памятника Петру — Сенатскую площадь, Адмиралтейскую набережную и открывающийся вид на город через реку. «Медный всадник» установлен в центре Северной, рядом много мест, которые заслуживают внимания. К примеру, Александровский сад. В нем можно увидеть статую Геракла Фарнезского, сохранившийся до наших дней дуб, посаженный Александром II, Памятник Николаю Пржевальскому и другие объекты. Рядом с садом расположено величественное здание Адмиралтейства, а с другой стороны — Церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов при Святейшем Синоде.
Фото: Олег ЗОЛОТО
В шаговой доступности от «Медного всадника» находится еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга, без которой сложно представить туристический маршрут — Исаакиевский собор.
Фото: Олег ЗОЛОТО
По набережной вдоль Адмиралтейства, можно за 8-10 дойти до сада Зимнего дворца, за которым располагается Эрмитаж.
Где сделать красивые фото
«Медный всадник» одна из главных локаций для фотосессий. И дело не только в самом памятнике, но и в месте, где он установлен. Хорошие кадры получатся на набережной, у Исаакиевского собора и на территории его сада. Можно направиться к Адмиралтейству и прогуляться по Конногвардейскому бульвару.
Фото: commons.wikimedia.org
Ответы на популярные вопросы
1. Из чего на самом деле сделан Медный всадник?
Для изготовления памятника использовали бронзу (сплав меди, олова и свинца).
2. Куда показывает рукой Медный всадник?
Считается, что в сторону Швеции, с которой воевала Россия во времена правления Петра. Примечательно, что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.
Как добраться
Автобус
Маршрут № 10 (Балтийский вокзал — Автостанция Крестовский остров) до остановки «Адмиралтейский проспект». Нужно будет перейти дорогу и пройти через Александровский сад.
Маршруты № 3, 22, 27 и 71 до остановки «Конногвардейский бульвар».
Маршруты № 7, 24, 191 до остановки «Малая Морская» (Невский проспект).
Маршрутка
До Конногвардейского бульвара довезут маршрутные такси К-169 и К-306.
Метро
Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». От нее пешком через Александрийский сад, примерно 10–12 минут.
Выберите лучшее жилье в Санкт-Петербурге
Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год
Адмиралтейский, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург
59.936416° 30.302204°
Памятник Петру I
Пётр Великий (1672-1725) — первый император всероссийский и основатель Санкт-Петербурга. Памятник был заказан Екатериной II, пожелавшей укрепить своё право на наследование императорского престола надписью на постаменте: “Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782” и “PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII”. Бронзовый конь, установленный на цельной гранитной глыбе, является олицетворением смелых начинаний Петра I. Задними ногами конь попирает змею – символ косности, зависти и злобы. Скульптор писал о памятнике: «Царь простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побеждённых им трудностей». С лёгкой руки А.С. Пушкина памятник получил неофициальное название «Медный всадник». Памятник Петру I на Сенатской площади занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры — это первый скульптурный памятник в Петербурге и России.
На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано 15.11.2022
Памятник Петру 1 в Москве является третьим самым высоким памятником в России, уступая только монументам Победы и «Покорителям космоса». На его изготовление и установку по некоторым данным было потрачено 16 с половиной миллионов долларов.
Содержание
- Памятник Петру 1 в Москве
- Памятник Петру 1 в Москве где находится
- Памятник Петру 1 в Москве — описание и интересные факты
- История создания памятника Петру 1
- Реакция общественности
- Попытки переноса памятника
- Как вы относитесь к памятнику Петру 1 в Москве — народное голосование
Памятник Петру 1 в Москве
Трудно переоценить исторический масштаб и значимость для России личности Петра 1. Первый российский император навсегда остался в отечественной истории как выдающийся реформатор и полководец. Однако практически все победы и достижения Петра связаны с Санкт-Петербургом.
Отношение же императора к старой столице – Москве было крайне неоднозначным. Не менее неоднозначной стала и история создания и установки московского памятника Петру 1 «В ознаменование 300-летия российского флота».
Памятник Петру 1 в Москве где находится
Памятник московскому Петру находится по адресу: Крымская набережная, дом 10.
На метро до Памятника Петру-1 можно доехать до станции «Октябрьская», «Парк Культуры» или «Полянка». Памятник Петру-1 расположен на месте слияния Обводного канала и Москвы-реки.
Ближайшие станции метро:
Станция метро «Парк культуры» Сокольнической линии — Пречистенская набережная.
Станция метро «Октябрьская» Калужско-Рижской и Кольцевой линий, станция «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии — Крымская набережная. С обратной стороны памятника находится станция «Кропоткинская» Сокольнической линии.
К памятнику также можно пройти через парк Музеон.
Памятник Петру 1 на карте Москвы
Памятник Петру 1 в Москве — описание и интересные факты
Автором композиции является скульптор Зураб Церетели.
Установка памятника Петру 1 в Москве состоялась 5 сентября 1997 года на небольшом искусственном острове на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Он представляет собой величественный монумент высотой 98 метров.
На массивное основание установлен пьедестал, представляющий собой ростральную колонну, сверху которой установлен парусник. А уже на паруснике находится 18-метровая 110-тонная фигура Петра. Детали памятника, выполненные из бронзы, закреплены на каркасе из нержавеющей стали.
Отдельные части парусника сделаны из меди. Свиток в руке Петра и флаги кораблей позолочены. У основания смонтирован фонтан. Общий вес скульптурной композиции составляет более 2000 тонн.
История создания памятника Петру 1
300-летие российского флота отмечалось осенью 1996 года. За год до юбилея командование ВМФ обратилось в федеральное правительство с предложением установить памятник Петру 1 в Москве, как основателю флота. Был представлен проект скульптора Льва Кербеля, а также выбрано место перед Третьяковской галереей.
Уже были проведены работы по благоустройству территории в районе предполагаемой установки. Однако весной 1996 года московские власти уведомили российское правительство о том, что берут на себя выбор проекта и его финансирование.
Вскоре появился еще один проект памятника за авторством Зураба Церетели. Специально комиссия мэрии по культуре, рассмотрев и оценив замыслы скульпторов, сделало выбор в пользу Церетели.
Работы по проектированию и постройке памятника продолжались около года. Сотрудниками Института механики МГУ был построен макет памятника, с которым проводились испытания для определения оптимальных аэродинамических характеристик.
Основание с пьедесталом, парусник и фигура Петра собирались отдельно и были смонтированы друг с другом уже на месте установки. Торжественное открытие состоялось 5 сентября 1997 года, в день празднования 850-летия Москвы. Проект Кербеля также не остался на бумаге, и его Петр I нашел свое место в 1998 году в Измайлово.
Реакция общественности
Публикация проекта монументальной композиции Церетели вызвала необычайно широкий общественный резонанс. Претензии москвичей в основном сводились к следующему:
- Гигантские размеры памятника и неудачное место установки. По мнению многих критиков столь заметная скульптура радикально меняла вид центра города, сложившийся в течение веков и ставший визитной карточкой столицы.
- Явная диспропорция фигуры Петра и парусника. Возникало ощущение, что случайным образом были совмещены два разных памятника.
- По древнеримскому обычаю ростральная колонна украшается элементами трофейных вражеских кораблей, что было реализовано, например, в Санкт-Петербурге. Однако на рострах кораблей московского памятника Петру I установлены Андреевские флаги, что вызвало, мягко говоря, недоумение среди людей, знакомых с архитектурой.
Также злые языки в российских СМИ утверждали, что Церетели просто установил голову Петра на уже готовый памятник Христофору Колумбу, построенный к 500-летию экспедиции итальянца, о покупке которого он не смог договориться с властями США или Испании.
Сам скульптор решительно отвергает подобные предположения. И даже установил в своей галерее искусств на Пречистенке макеты обоих памятников, чтобы подчеркнуть разницу. К слову, установка Колумба в итоге все же состоялась в 2016 году в Пуэрто-Рико.
Рупором противников установки памятника в 1997 году стал журнал «Столица», неоднократно публиковавший критические материалы и собиравший подписи против установки. Лозунгами протестного движения стали «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».
Социологическое исследование, проведенное ВЦИОМ, показало, что половина москвичей относятся к проекту Церетели отрицательно. Реагируя на общественный резонанс, московское правительство вновь создало специальную комиссию для рассмотрения вопросов художественной ценности памятника и целесообразности его установки. Тринадцатью голосами против трех проект был оставлен в силе.
В июле 1997 года частично установленный памятник мог быть поврежден в результате теракта. Участники организации «Реввоенсовет» с помощью водолазного снаряжения заложили в основание монумента взрывчатку, но не довели замысел до конца, сдавшись властям.
Позднее в СМИ высказывалось мнение, что столь необычное для Москвы того времени всенародное внимание к объекту культуры могло носить искусственный характер с целью бросить тень на репутацию мэра Москвы Юрия Лужкова перед его планируемым участием в президентских выборах.
Попытки переноса памятника
За годы, прошедшие со дня установки памятника, вопрос его художественной ценности для Москвы поднимался неоднократно различными деятелями культуры и инициативными группами. Самым оригинальным способом избавить столицу от гигантского монумента был проект 2007 года, согласно которому вокруг памятника предлагалось построить небоскреб, полностью скрывавший композицию.
Внутри планировалось разместить музей творчества Церетели, а на крыше — смотровую площадка для туристов. Но до обсуждения каких-то конкретных действий дело так и не дошло.
С новой силой вопрос о переносе памятника встал после отставки Юрия Лужкова осенью 2010 года. Руководители и инициативные группы нескольких российских городов выразили желание установить у себя скульптурную композицию в случае принятия московской мэрией соответствующего решения.
Однако памятник Петр 1 на Москве реке вновь устоял. По подсчетам специалистов демонтаж и перемещение памятника за пределы Москвы могли обойтись столичному бюджету ориентировочно в один миллиард рублей. Официально причины отказа от переноса оглашены не были, но очевидно, что огромные расходы являлись главной из них.
Уже 25 лет возвышается памятник Петру 1 над Москвой. Ничтожный срок для истории и архитектуры. Но вполне достаточный, чтобы притупить народную нелюбовь. Напрашивается очевидное сравнение с Эйфелевой башней в Париже. С самого начала ее строительства французская интеллигенция бурно протестовала против огромного сооружения, в корне меняющего облик города.
Однако прошли годы, и сейчас мы уже не можем представить Париж без знаменитой башни, ставшей его визитной карточкой. Конечно, памятник Петру 1 на Москве реке подобной популярностью не пользуется, но можно с уверенностью сказать, что время примирило москвичей с творением Церетели.
Как вы относитесь к памятнику Петру 1 в Москве — народное голосование
Мне очень нравится памятник Петру 1, это лучшая работа Церетели.
50%
Никак. Вроде стоит, никому не мешает, вид особо не портит.
37.5%
Неудачный памятник, портит вид столицы. Лучше бы его снести.
0%
У меня свой вариант ответа — напишу в комментариях.
12.5%
Проголосовало: 8
Классная статья, правда?