Парцелляция — это когда автор делит одно связное предложение на несколько, чтобы подчеркнуть интонацию. Обычно парцелляцией занимаются авторы художественных произведений, когда пишут от первого лица и хотят подчеркнуть чувства:
Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса (Гришковец)
Любовь. Чувства и любовь. Я несла тебе свои чувства и любовь. А ты променял их. И на кого? На эту дуру из девятого «Б». Что ты в ней нашел? Кружевной лифчик! Понимаю тебя. А мои чувства?Любовь?
В информационном и рекламном тексте воспроизводить интонацию не нужно. Вместо интонации лучше работать над содержанием, правильными фактами, пользой и чувственным опытом. Поэтому парцелляцию оставьте художникам:
Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.
Стало. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь — свитер, кофта, жилет или шарф. Хорошая вязаная вещь не скатывается за пять минут носки, отлично сидит и греет нужные части тела. В такой вещи не стыдно пойти на работу, свидание и на встречу с друзьями — а не только на ужин к родителям.
Признак парцелляции — предложение синтаксически неполное и само по себе не имеет смысла:
Нет |
Да |
А броско, шикарно и выделяля бы вас из толпы |
Хорошая вязаная вещь выглядит шикарно и броско |
Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга |
Такая вещь не выглядит, как бабушкин свитер с оленями, который вы надеваете из чувства долга |
Когда исправляешь парцелляцию, иногда приходится начинать предложение с местоимения. Это не сказать что очень хорошо, но лучше, чем обрубленные предложения:
Нет |
Да |
Которая не скатывалась бы через пять минут после носки. |
Она не скатается за пять минут |
А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы. |
Она броская, шикарная и выделяет вас из толпы. |
Стремитесь к тому, чтобы каждое предложение было автономным, осмысленным и несло новую информацию.
Я уже как-то писала о средствах передачи эмоций в тексте. Эта тема мне кажется увлекательной и полезной, особенно для начинающих авторов, поэтому я решила её продолжить. Сегодня хочу остановиться на одном интересном и не очень известном стилистическом приёме. Это парцелляция — способ построения предложения, точнее, даже организации текста.
Что такое парцелляция
Представьте, что человек вам рассказывает о чём-то… Не торопится. Часто останавливается. Задумывается. А может, эмоциональное состояние у него такое. Грустное. Тоскливое даже. И не идут слова. Совсем. Никак. Словно по капле из себя выдавливает.
Вот это и есть парцелляция, я её сейчас вам продемонстрировала. Это стилистическая конструкция или стилистическая фигура, которая выражается в расчленении единого тела предложения на отдельные части. Между этими частями ставится знак конца предложения, чаще всего точка, но может быть и знак вопроса, восклицательный, многоточие и иногда даже тире, хоть оно не является знаком конца предложения (это для любителей докапываться до мелочей).
Структура парцелляции
Особенность такой конструкции в том, что отдельные части не считаются самостоятельными и не воспринимаются по отдельности, хоть и формально являются самостоятельными предложениями. Но за исключением одной из частей.
Слово «парцелляция» в основе имеет французское «parcellе» – частица. Но части этой конструкции неравнозначны. Одна из них главная или базовая, она содержит основную мысль предложения, и нередко в большей степени похожа на полноценное предложение.
«Сейчас я пойду пить чай. С конфетами. И с печеньками. И с коньяком. И можно даже без чая».
Основная часть или база здесь: «Сейчас я пойду пить чай», а остальные части – связанные с ней парцелляты. Теоретически их может быть сколько угодно. Но на деле их количество определяется целями автора и ритмом самого текста. Вот еще один пример: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». (В. Шукшин).
Парцелляция встречается не только в прозе, но и в стихах.
«…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою».
(Вера Инбер)
Для чего нужна парцелляция
Если коротко – для выразительности. А выражать этот стилистический приём может разное.
Парцелляция привлекает внимание, заставляет глаз, а вместе с ним и сознание, плавно скользящее по тексту, споткнуться, остановиться, испытать некоторое недоумение. И человек серьезнее, вдумчивее вчитывается в строки.
Парцелляция – это одно из немногих выразительных средств, способное передать интонацию в письменной речи. Делается это за счет особого ритма. Может возникнуть впечатление, что человек словно смакует действие или событие, каждый его момент, каждую деталь, как в примере с чаем. Или это может быть и другая интонация. Например: «Как мне надоели тролли! Тролли. Мне. Надоели! Уйду от вас. Совсем». Чувствуете настроение?
Ещё одна функция этого приёма – передача ощущения времени. В парцелляции его течение как бы замедляется, оно разрывается на отдельные промежутки. Поэтому такую стилистическую конструкцию часто используют в описании драки, когда за небольшой отрезок времени происходит сразу несколько событий, и герою просто некогда «растекаться мыслью». «Удар. Блок. Сколько продержусь? Ухожу в сторону. Чёрт, не удалось увернуться! Кровь течёт по лицу. Наплевать. Не смертельно. Ещё удар. Вот он и открылся! Попал! Клинок ударил в незащищенное горло. Снова кровь на лице. Уже чужая. Неужели всё?»
Нередко используется парцелляция в диалогах, когда нужно передать особенности речи или эмоционального состояния персонажа. Например, так может говорить задыхающийся от волнения или быстрого бега человек.
Парцелляция – стилистическая фигура, специальный приём. Однако бывает, что точка в середине предложения появляется случайно. Не дожал автор shift, и вместо запятой выскочила точка. А при проверке это ускользнуло от внимания. Тогда это никакая не парцелляция, а опечатка, и её нужно исправлять.
На этом, уважаемые мои читатели, я заканчиваю. Всем удачи, вдохновения и добра. А кого интересует статья о других средства передачи эмоций в тексте, то можете её прочитать здесь.
Современный язык служит для решения коммуникативных задач. Поэтому чаще стали употребляться короткие речевые конструкции. Одна из таких конструкций называется парцелляция.
Приведу определение парцелляции. Это стилистический приём, особая фигура речи. Особенность приёма в том, что высказывание делится на отдельные предложения – короткие смысловые отрезки. Части одного предложения выделяются интонацией как самостоятельные конструкции. Они могут состоять как из двух-трёх, так и из одного слова. Парцелляция на письме выделяется знаками препинания. Это могут быть точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, тире и скобки.
Оглавление
- 1 Стилистические функции парцелляции: для чего используется в русском языке
- 2 Примеры парцелляции в художественной литературе
- 3 Когда парцелляция вредна
Стилистические функции парцелляции: для чего используется в русском языке
В речи парцелляция служит для усиления эмоциональности, экспрессивности высказывания. Это характерно для диалогов, при передаче прямой речи. Такой текст легче читается. Причём в устной речи парцелляция возникает спонтанно, говорящий использует этот приём в какой-либо ситуации, не задумываясь.
Если же речь письменная, то решение, в каком месте применить парцелляцию, принадлежит автору. При помощи этого приёма автор может выделить наиболее важный момент в речи, поставить акцент, обратить внимание на детали, выделить какую-то часть эмоционально.
Парцелляция используется в рекламных, газетно-публицистических, художественных текстах.
Примеры парцелляции в художественной литературе
Очень часто этот приём применяют в художественной речи. Авторы литературных произведений используют парцелляцию для придания речи большей выразительности, живости, яркости.
Примеры — в студию:
Алик, Шура и мальчик остались втроем. Смотрели телевизор. Обменивались впечатлениями. В. Токарева
Стихи он писал… И такие задушевные, грустные… Будто душа с телом расставалась.
В. Дорошевич
Днём у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие.
В. Маяковский
В дверь постучали. Властно и повторно.М. Булгаков
Такая вот картина. Нестираемая. Внезапно вспыхивающая в душе и нескончаемая, как сон наяву.
В. Кавторин
Широко употребляются конструкции с парцелляцией в стихотворной речи. Они акцентируют внимание на ключевых образах, придают им особую значимость.
В то утро танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
Р. Рождественский
Мне сюда возвращаться.
К добру и к беде.
Мне сюда приходить.
Приползать.
Прилетать.
Р. Рождественский
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Е. Винокуров
Когда парцелляция вредна
Не всегда этот приём к месту. Парцелляция бывает не только бесполезна, но и вредна. Например, она неуместна в информативных и даже рекламных текстах — несмотря на их эмоциональность. Чаще она мешает восприятию содержания, потому что в таких текстах важны информация и факты, а не эмоции и чувства. Предложения разрываются, нарушается содержательная связь.
Если парцелляция встречается, такие конструкции лучше исправить.
В качестве примера можно привести текст с сайта, продающего дачные домики. Парцелляция используется в синтаксических конструкциях.
Исправленный текст:
Другой пример из рекламного объявления.
Вы хотите купить норковую шубу? Приходите! Только в нашем магазине! Большой выбор, высокое качество и хорошие скидки!
Исправленный текст:
Если хотите купить норковую шубу, приходите в наш магазин. У нас около 30 моделей известных дизайнеров. При покупке двух шуб скидка на вторую — 30%.
Парцелляция — это стилистическое средство, чтобы нагнать драматизма. Человек, использующий парцелляцию в устной речи, представляется актёром, который держит череп бедного Йорика на театральных подмостках. Но в копирайтинге (особенно при написании информационных статей) эта вещь — совсем лишняя, инородная. Читателю может даже показаться, что автор над ним глумится и издевается.
Парцелляция – это намеренное рачленение связного текста на отдельные предложения. Происходит от французского parcella – частица.
Пример парцелляции у Василия Шукшина: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».
Парцелляция дробит плавно текущую мысль на маленькие отрывки. Эта фигура речи позволяет повысить эмоциональную выразительность, экспрессивность текста. Скажем, разделив предложение на несколько кусков, можно передать сбивчивую речь взволнованного человека.
У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским – не земляк. Бедолага. Чего-то ему все время не везло.
Евгений Гришковец. «Как я съел собаку»
Опознать парцелляцию несложно – отдельное предложение в этом случае оказывается неполным, оно не имеет смысла в отрыве от соседних предложений.
На письме синтаксический разрыв обозначают точкой, восклицательными или вопросительным знаком, многоточием, скобками.
Парцеллированная конструкция состоит из базовой части и парцеллята – части, оторванной от основного предложения, зависимой от него.
Изредка встречается слоговая парцелляция – разбивка слова на отдельные слоги:
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
Владимир Набоков
Зачем это нужно? Функции парцелляции
Парцелляция чаще всего используется в художественных и публицистических текстах. Задачи парцелляции:
- Выделение важных деталей из общей картины, акцентирование внимания.
- Создания «эффекта замедленной съемки» – усиление длительности, создание неожиданной паузы и неожиданности.
- Воспроизведение чужой манеры речи.
- Усиление эмоций, эмоциональной оценки или эмоционального состояния.
- Усиление контраста.
Когда парцелляция вредна?
В информационных или рекламных текстах парцелляция вредна – не нужно пытаться воспроизводить интонацию, уверен Максим Ильяхов, автор книги «Пиши, сокращай». Вместо интонации лучше работать над содержанием, фактами, пользой для читателя и чувственным опытом, советует он и приводит пример отредактированного текста:
Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.
Стало. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь – свитер, кофта, жилет или шарф. Хорошая вязаная вещь не скатывается за пять минут носки, отлично сидит и греет нужные части тела. В такой вещи не стыдно пойти на работу, свидание и на встречу с друзьями – а не только на ужин к родителям.
Если парцелляция не оправдана авторским замыслом, а возникла случайно – это речевая ошибка, ее нужно исправить. Еще раз. Не злоупотребляйте парцелляцией. Не стоит.
Парцелляция. Примеры из литературы
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А.С. Грибоедов
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский
Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Сергей Есенин
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Вера Инбер
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать.
Во чье-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, –
То прежде ты – завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
Александр Твардовский
– Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин.
Юрий Бондарев
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Осип Мандельштам
Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку. Взял ее. Сел.
– Саша. Соедини с Хабалыгиным.
Александр Солженицын
Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Максим Горький
Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали.
Анатолий Приставкин
Что такое парцелляция — функции и примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых сложных разделов лингвистики, оперирующий множеством языковых конструкций.
Парцелляция – одна из таких языковых фигур. Наиболее ярко она отражена в художественной литературе.
О том, что такое парцелляция, как она оформляется в тексте, а также о её функциях поговорим в этой статье. А также рассмотрим примеры использования в реальных художественных текстах русских и зарубежных писателей.
Парцелляция — это…
Слово парцелляция было заимствовано из французского языка, в котором лексема «parcella» дословно переводится как «частица». Если копнуть глубже, увидим латинский генезис (это что?): particula также в буквальном значении понимается как частица.
Термин имеет несколько трактовок из разных сфер человеческого знания. Однако в русском языке ключевым стало языковедческое понятие. В современной лингвистике:
Парцелляция – это синтаксическая конструкция, в которой представлено разделение целостного текста на отдельные фрагменты, обособленные с помощью пунктуации и интонации (что это?).
Как правило, на письме автор использует точки или запятые там, где в нейтральных условиях их не ставят.
Несмотря на романское происхождение термина, во всем европейском мире он, как правило, не используется в таком значении. Для обозначения той же дефиниции (это что?), к примеру, швейцарец Шарль Балли применял понятие дислокация.
Парцелляция же как слово используется в другом трактовании, более близком к оригиналу. Так,
Parcellation – это разделение большого, целого на более мелкие части. Например, при членении большой территории на некрупные личные наделы.
Таким образом, в русский язык это слово вошло преимущественно в одном значении – как филологический термин. В то время как в европейских языках понятие носит более общий характер.
Функции парцелляции
Профессор-лингвист А.П.Сковородников отмечает, что парцелляция в литературе – это фигура, которая выполняет 4 основные функции:
Изобразительная
Автор старается конкретизировать, более точно описать то, что он изображает.
В рамках этой функции парцелляция может решать такие задачи:
- Создавать эффект замедления происходящего, такой себе литературный slow-mo.
- Подчеркивать некоторые детали на общем фоне, выделять их.
- Выделять самое важное для создания портрета, пейзажа, делать акцент.
- Создавать в повествовании (что это?) нарочитую, но неожиданную паузу. Это играет в пользу интриги, ожидания последующего действия.
- Упрочнять эффект продления действия.
- Увеличивать описательный контраст.
Характерологическая
Писатель применяет парцелляцию для демонстрации манеры речи своего персонажа, для имитации разговорной речи.
Здесь ставятся такие задачи:
- Создать контекст несобственно прямой речи.
- Показать внутренний монолог (это как?) с целью лучшей демонстрации переживаний, состояния, личности героя.
- Выразить присоединительную связь, которая характерна для устной речи.
- Внести разговорную, более вольную интонацию.
Эмоционально-выделительная
С помощью парцелляции автор выделяет в тексте эмоцию, состояние героя либо его эмоциальную оценку происходящего.
Задачи две:
- Сделать высказывание более эмоциональным.
- Показать оценочность, даже есть прямой эмоции в тексте нет.
Экспрессивно-грамматическая
Актуализируется в случае, когда нужно выразить нетипичные синтаксические отношения.
Примеры парцелляции
У русских классиков:
- «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». Василий Шукшин.
- «Во всем мне хочется дойти. До самой сути. В работе, в поисках пути. В сердечной смуте». Борис Пастернак.
- «Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа». Александр Солженицын.
Часто этот прием используют современные авторы. Например, Евгений Гришковец:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».
Для русского языка такой «рваный» вариант более характерен, ведь у нас нет ограничения в порядке слов.
Однако применяют прием и в зарубежной литературе:
- «Все лето вы можете слышать его. Во дворе. В саду. В лесу». Трумен Капоте.
- «Я предупреждаю тебя сейчас. В последний раз». Джером Сэлинджер.
Итак, мы изучили, что такое парцелляция, рассмотрели примеры. Не лишним будет прочувствовать конструкцию в устном выражении.
К примеру, в этом видео Анатолий Белый читает стихи Пастернака так, что этот прием ярко демонстрируется: