Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.
Что такое законы перспективы и зачем они нужны?
Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.
Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.
Усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:
Основные понятия при построении перспективы
Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.
Линия горизонта
Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.
Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.
Где расположить линию горизонта?
Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа
Максим Кнехт, Ментор в Smirnov School на курсе «Концепт-арт окружения»
Точка схода
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.
Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:
Как понять, сколько точек схода нужно?
Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки.
Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.
Перспектива с одной точкой схода
Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.
Как построить перспективу с одной точкой схода
Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.
Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.
Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.
Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.
Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.
Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.
Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.
От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.
Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:
Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.
Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.
Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.
Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.
Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.
Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.
Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.
Перспектива с двумя точками схода
Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.
Как построить перспективу с двумя точками схода
Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.
Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.
Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.
Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.
Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.
Осталось соединить вертикалью дальние углы.
По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:
Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.
Перспектива с тремя точками схода
Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.
Как построить перспективу с тремя точками схода
Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.
Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.
Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.
Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.
Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.
Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.
Осталось дорисовать дальнее ребро:
По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.
К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.
Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.
Резюмируем кратким чек-листом
Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка.
Но пугаться не стоит. Несмотря на громкое название, основных законов всего два и запомнить их очень просто.
Все вы когда-нибудь ездили на электричке и переходя железнодорожные пути, смотрели не идет ли поезд. Что вы видели в этот момент?
Сходящие на линии горизонта рельсы, очевидно, параллельные друг другу.
И одинаковой высоты столбы линии электропередач, ближний из которых кажется значительно больше дальнего.
Собственно, это и есть два основных закона линейной перспективы:
- Параллельные прямые, удаляющиеся от нас мы видим сходящимися в одной точке. Эта точка называется точкой схода. Она, или ее проекция находится на линии горизонта
- Предметы одинаковой величины кажутся тем меньше, чем дальше от нас они расположены.
Основные понятия перспективы.
Перед тем, как мы начнем применять эти законы на практике, я дам вам несколько определений. Это упростит объяснения и поможет вам легче понимать специальную литературу.
Горизонт ( линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и ВСЕГДА видимая в виде прямой горизонтальной линии.
Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.
Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу.
Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.
Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.
Картинная плоскость — условная плоскость, на которую проецируется изображение. Она всегда вертикальна. Независимо от того, как расположен ваш лист.
Сокращения. Если поверхность находится под углом к картинной плоскости, она нам кажется более узкой, чем когда она параллельна картинной плоскости. Этот эффект называется — сокращения. Чем ближе угол между плоскостями к 90 градусам, тем больше сокращения. Если угол равен 90 градусам, мы видим поверхность, как линию.
Основные понятия. Тест.
Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам пройти небольшой тест. Ответы присылайте, пожалуйста, мне в личном сообщении.
- Где находится линия горизонта на картине.
- А
- Б
- В
- В натюрморте ее нет, горизонт виден только в пейзаже.
- Картинная плоскость…
- … всегда совпадает с плоскостью листа, на котором вы работаете.
- … может совпадать, если лист расположен вертикально и прямо перед вами.
- … никогда не совпадает.
- Геометрические тела в натюрморте находятся …
- … на линии горизонта.
- … выше линии горизонта.
- … ниже линии горизонта.
- … и выше и ниже.
Перспектива с одной точкой схода.
Один из двух наиболее распространенных типов перспективных построений. Мы ее используем, когда рисуем объект с прямыми углами, передняя сторона которого параллельна картинной плоскости. Этот тип построений часто используется для изображений интерьеров и архитектуры.
Разберем построения перспективы с одной точкой схода на примере построения куба.
- Нарисуем на нашем листе линию горизонта. Местоположение выбираем произвольно, лучше в середине или верхней трети листаю
- Нарисуем переднюю сторону куба, ниже линии горизонта.Она будет видна нам без искажений, то есть как квадрат.
- Зададим точку схода (Т.С.) на линии горизонта. Когда мы рисуем по воображению, мы ее задаем произвольно. При натурном рисовании, она зависит от нашей точки зрения и определяется по параллельным прямым в изображаемом объекте.
- Уходящие от нас ребра куба параллельны друг другу, а значит сходятся на линии горизонта в точке схода. Проведем прямые из углов передней стороны куба в точку схода.
- Определим на глаз длину уходящих от нас ребер куба. Мы видим их в сокращении. Справа от рисунка показаны ошибка при определении длины.
- Достраиваем дальнюю сторону куба. Обратите внимание, что она тоже видна нам без искажений, то есть, как квадрат.
Постройте кубы на линии горизонта и выше нее.
Дополнительное упражнение 1.
Распечатайте работы, восстановите построение и найдите, где проходит линия горизонта.
Дополнительное упражнение 2.
Постройте недостающие ножки у стола.
Перспектива с двумя точками схода.
Это более распространенный тип перспективных построений. Мы им пользуемся тогда, когда изображаем объекты, стороны которых расположены под прямым углом друг к другу. Сами эти объекты могут находиться под произвольными углом к картинной плоскости.
Обратите внимание, что несмотря на название типа построения, на одной работе точек схода может быть бесконечно много. Потому что для каждой группы параллельных прямых точка схода своя. Если у вас на работе несколько предметов, расположенных под разным углом к картинной плоскости, групп параллельных прямых тоже будет несколько.
Bernardo Bellotto1773
В одной работе могут совмещаться построение перспективы с одной и с двумя точками схода.
В системах построения с одной и с двумя точками схода мы условно считаем все вертикали строго вертикальны. Мы не учитываем, что вы смотрите на объект сверху или снизу и, соответственно, один из его краев ближе к вам, а вертикальные грани являются параллельными прямыми, удаляющимся от вас и должны иметь точку схода. Если вы хотите учитывать этот фактор, вам нужно использовать систему построения с тремя точками схода. Но о ней и о других системах построения объемных изображений мы будем говорить в следующем курсе.
Разберем построения перспективы с двумя точками схода на примере куба.
- Проводим линию горизонта по центру листа или чуть выше.
- Произвольно задаем длину переднего вертикального ребра куба.
- Задаем направления горизонтальных, уходящих от нас, ребер куба. Углы выбираем произвольно, но стараемся, чтобы визуально угол между ребрами читался как прямой. (Он не будет прямым в геометрическом смысле, так как он находится не в плоскости, параллельной картинной, и мы видели его с перспективными искажениями)
- Продлеваем горизонтальные ребра до линии горизонта. На пересечении получаем две точки схода (Т.С1 и Т.С.2).
- От верхнего края переднего ребра проводим линии в точки схода.
- На глаз определяем ширину боковых сторон куба. Обратите внимание, что их ширина будет меньше высоты, так как мы видим ее в сокращении, а высоту- нет. Чем на вашем рисунке меньше угол между горизонтальным и вертикальным ребром, тем уже соответствующая сторона.
- От дальних углов боковых поверхностей проводим линии в точки схода.
- На пересечении получаем верх и низ дальнего вертикального ребра. Соединяем их — строем ребро.
Упражнение 2.
Постройте кубы на и выше линии горизонта с теми же точками схода.
Задание. Воображаемый интерьер.
То, что окружает человека иногда говорит о нем больше, чем его внешность. Мне бы хотелось, чтобы вы придумали интерьер «с характером»: пространство, глядя на которое понимаешь, кто там обитает или что там произошло. Хотя ни обитателей ни событий мы не видим.
Как примеры тем предлагаю:
» комната, где прячется преступник»
«комната одинокого человека»
«комната, где находят ответы на вопросы»
Если вы боитесь не справиться с интерьером, можно взять упрощённый вариант задания — предмет мебели, по которому можно узнать владельца, Например: » любимое кресло старого профессора». Можно пофантазировать на тему любимых предметов мебели литературных героев.
Дополнительное упражнение 3.
Даже мастера путались в построениях.
Распечатайте картины, восстановите линии построения и найдите, где ошиблись художники.
Дополнительное задание.
Композиция из геометрических тел. Линейный рисунок без тона. Основные элементы строим напросвет( так, как будто они из стекла) Стараемся пока использовать только кубы или прямоугольные параллелепипеды.
Предлагаю вам вообразить себя архитектором или скульптором-абстракционистом и придумать интересную и эстетичную конструкцию из геометрических тел. Вы можете создать просто гармоничную структуру или попробовать изобразить абстрактное понятие, например, тяжесть или легкость, величие, власть или угрозу. Любые, даже самые необычные варианты, приветствуются.
Простое и подробное описание перспективы в рисунке
Когда художник изображает объект, он переносит его из объемного мира на плоскость листа бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», необходимо передать объемные особенности предмета. Для этого и нужна перспектива. Самый простой пример наблюдения перспективы – уходящая в даль дорога. Её границы вдалеке сходятся в одну точку, называемую точкой схода на линии горизонта. Все предметы и объекты, которые вы видите, подчиняются законам перспективы. Это и есть то визуальное искажение, которое помогает нам воспринимать плоский рисунок на листе бумаги объемным.
Прежде чем приступить к изучению перспективы в рисунке, необходимо знать такие понятия как “уровень глаз”, “линия горизонта”, “точка схода” и “глазомер”.
УРОВЕНЬ ГЛАЗ
Чтобы лучше понять, что такое уровень глаз, нужно внимательно посмотреть на окружающие вас предметы. Предположим, вы сейчас читаете эту статью и сидите за столом: вы видите верхнюю часть стола и предметы, которые на нем лежат. Если вы сядете на пол, то сможете наблюдать только нижнюю часть стола, верхняя же будет невидима, так как находится выше уровня глаз. Все просто, когда речь идет о небольших предметах. Но при рисовании сложных объектов, таких как интерьер и высокие дома, начинающие художники теряются и делают ошибки. Важно знать, что уровень глаз относительно рисуемого вами объекта (будь то книга, натюрморт, портрет, пейзаж или здание) определяет линию горизонта и дальнейшее правильное построение рисунка.
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, на той высоте, с которой наши глаза смотрят на объект. Это воображаемая линия, при помощи которой мы делаем построение изображения на плоскости листа. Например, при рисовании пейзажа воображаемая линия горизонта совпадает с реальной линией горизонта, даже если на заднем плане картины находятся горы или лес.
ТОЧКА СХОДА
Давайте внимательно посмотрим на фотографию железной дороги. Мы знаем, что ширина железнодорожных путей одна и та же на всей ее протяженности, но на фото мы видим, что по мере удаления к горизонту рельсы встречаются в одной точке. Это и есть точка схода. Все параллельные линии любого объекта, будь то здание, деревья или коробка у вас на столе, сходятся в одну точку на линии горизонта.
Точка схода — это воображаемая точка на линии уровня глаз или на линии горизонта, где пересекаются линии, которые являются продолжением ребер кубического объекта. В зависимости от того, под каким углом мы смотрим на объект, точек схода может быть две и более.
Если объект расположен ниже уровня глаз, то продолжения ребер направлены вверх к точке схода на линии горизонта.
Если объект кубической формы расположен прямо на уровне глаз, то продолжающие линии верхних ребер направлены вниз, а нижних — вверх и пересекаются в точке схода на линии горизонта.
Если объект находится выше линии горизонта, то линии, наоборот, направлены вниз.
ГЛАЗОМЕР
Это способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Для того чтобы правильно изобразить на поверхности предметы, надо развить в себе чувство пропорции. А для этого необходимо развивать глазомер. Существует несколько эффективных упражнений, о которых я расскажу в следующей статье.
Итак, мы подошли к самой сути изучения перспективы, а именно, линейной перспективы, при помощи которой художник переносит реальное объемное пространство на плоский лист бумаги.
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Линейная перспектива предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Это один из разделов начертательной геометрии, сложной и точной науки, которую не обязательно изучать досконально, чтобы уметь хорошо рисовать. Успех в рисовании во многом зависит от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике. Существует несколько видов линейной перспективы:
Перспектива с одной точкой схода (ее еще называют фронтальной или параллельной перспективой) состоит в том, что не вертикальные параллельные линии сходятся в одной точке вдалеке. Например, как на простом рисунке городской улицы.
Изображая объекты во фронтальной перспективе мы, как бы, смотрим на них «в лоб». Вертикальные ребра кубического объекта, в данном случае расположены к нам лицом. Они также подчиняются законам перспективы, но в незначительной степени, поэтому мы это игнорируем в рисунке. Остальные же, не вертикальные ребра объектов, встречаются в одной точке схода на линии горизонта.
Перспектива с двумя точками схода (угловая перспектива) дает две точки схода, противопоставленные друг другу на линии горизонта. Объекты находятся под углом к наблюдателю. Вертикальные линии остаются вертикальными и изображаются в перспективе параллельными, но их высота различна. Они уменьшается по мере приближения к линии горизонта. Горизонтальные линии сходятся в одной из двух боковых точек схода, таким образом, этот простой домик воспринимается в перспективе, объемным.
Теперь рассмотрим куб и параллелепипед в перспективе, но под другим уровнем глаз: ниже линии горизонта и выше линии горизонта. В первом случае мы видим, что у нижней части куба грани направлены к точкам схода вверх, а у параллелепипеда наоборот, грани направлены к точкам схода вниз. У параллелепипеда, находящегося выше уровня горизонта, мы полностью видим его нижнее основание, в то время как у куба оно скрыто.
Попробуйте самостоятельно повторить на бумаге все простые фигуры в перспективе (куб, параллелепипед). Одним только чтением статьи знания построения перспективы не появятся. Нужно рисовать, ошибаться, исправлять и снова рисовать. Если не получается рисовать от руки прямые линии — возьмите линейку, не усложняйте себе жизнь. С опытом, понимание перспективы должно прийти к такому уровню, в котором нет необходимости делать построения, а только использовать ее на интуитивном уровне.
Хотите научиться рисовать перспективу? Рисуете и не понимаете где ошиблись?
Прикрепляйте к комментарию свой рисунок. Объясню, расскажу и помогу сделать работу над ошибками.
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются, расстояние между ними не меняется, но часто наблюдаем противоположное. Например, расстояние между параллельными краями дороги или рельсов, уходящих вдаль, постепенно сокращается, пока они не сойдутся в одной точке на горизонте.
Такое визуальное искажение носит название «линейная перспектива». Это зрительное изменение форм и размеров предметов по мере их отдаления, а также принципы создания иллюзии 3D-пространства на плоскости. Разберем ее важные составляющие: линию горизонта, точки и линии схода.
Содержание:
- Линия горизонта
- Точки схода
- Рисуем коробок с одной точкой схода
- Рисуем коробок с двумя точками схода
- Рисуем книгу по фото
- Проверочный тест по линейной перспективе
Линия горизонта
Линия горизонта совпадает с уровнем глаз зрителя (художника). То, с какого положения мы смотрим на предметы, определяет их вид. Взгляните на вещи вокруг. С разных положений: сидя на стуле, стоя на полу. Рассмотрите полки книжного шкафа на фотографии. У тех из них, которые находятся примерно на уровне наших глаз, мы видим только переднюю грань. Для тех, которые расположены выше, – еще и нижнюю плоскость. Опустите взгляд – теперь видны передняя и верхняя плоскости полок.
Точки схода
В точках схода пересекаются параллели, уходящие вглубь рисунка. Они называются линиями схода. Это края дороги, длинного моста, верхние и нижние границы ряда фонарей или опор ЛЭП, а также направленные вдаль продолжения ребер куба, книги, коробка, стола и так далее.
Линия горизонта, точки и линии схода с помощью этих элементов будем строить предметы в перспективе.
Будем рассматривать в этом уроке наиболее распространенные случаи: точек схода одна или две, они лежат на линии горизонта.
Одна точка схода
В этом случае предмет расположен строго перед нами. То есть мы видим его переднюю грань, горизонтальные стороны которой строго горизонтальны. Все вертикали строго вертикальны. Дальняя стенка параллельна передней. В этом случае мы можем видеть еще нижнюю или верхнюю плоскость предмета.
Две точки схода
Точек схода будет две, если предмет расположен не прямо, а несколько развернут. Обычно мы видим две боковые грани и центральное ребро, а также верхнюю или нижнюю грань. В том случае, когда нам видна передняя плоскость (а не две боковых), она находится под некоторым углом, то есть ее горизонтальные стороны не строго горизонтальны, как в случае с одной точкой схода.
Давайте разберемся с основными принципами линейной перспективы:
1 |
Чем дальше расположен один и тот же предмет, тем меньше он будет выглядеть. Это же распространяется и на его части. Например, представьте, что нам надо нарисовать коробок. Если при его построении будем исходить из факта, что противоположные грани одинаковы по размеру, то рисунок будет больше похож на чертеж. Если нарисовать дальнюю грань меньше ближней – это будет больше соответствовать тому, как видим предметы в реальности. |
2 |
Углы искажаются в пространстве. Например, если мы рисуем куб в перспективе, не все его углы останутся прямыми. У граней, направленных вдаль, углы между сторонами больше или меньше 90°. Однако вертикали сохранят прямой угол в наиболее распространенных случаях. |
3 |
Линия горизонта в рисунке одна. |
Рисуем коробок с одной точкой схода
Шаг 1. Нарисуем линию горизонта и прямоугольник – переднюю плоскость коробка. Представим, что он расположен прямо перед нами, при этом не смещен ни вправо, ни влево. Поэтому точку схода (ТС) нарисуем примерно по центру прямоугольника.
Шаг 2. Из углов прямоугольника проведем линии к точке схода. На этих линиях схода лежат ребра граней, направленных вдаль (к линии горизонта).
Шаг 3. Перейдем к рисованию дальней стенки коробка. Мы изображаем условный коробок, поэтому можем произвольно выбрать расстояние от передней до дальней грани. Начинаем с любого ребра. Например, проведем нижнее. Оно заключено между ранее нарисованными линиями схода и параллельно линии горизонта.
Шаг 4. От точек пересечения этого ребра с линиями схода проведем вертикальные стороны дальней грани. А потом верхнее ребро. Сформировали дальнюю стенку коробка, параллельную передней.
Шаг 5. Чтобы форма лучше читалась, смягчим линии схода, которые выходят за пределы дальней грани. Наш первый коробок готов. Чтобы увидеть, как меняется его вид в зависимости от положения относительно линии горизонта, нарисуем еще два таких же по размерам прямоугольника. Один выше первого, другой – ниже.
Шаг 6. От углов двух новых прямоугольников проведем линии к первой точке схода.
Шаг 7. Мы рисуем три одинаковых коробка. Их расстояние до нас не меняется, смещение происходит только по вертикальной оси. Размеры дальних стенок будут одинаковы. И чтобы их найти, продлим вертикали боковых сторон дальней стенки первого коробка.
Шаг 8. Нарисуем стороны дальних стенок новых коробков по точкам пересечения вспомогательных вертикалей и линий схода.
Шаг 9. А теперь аккуратно удалим вспомогательные линии и смягчим невидимые глазу ребра. Самые ближние линии (стороны передних граней) выделим более насыщенной линией. Это усилит ощущение пространства в работе. Три коробка готовы!
Порисуйте самостоятельно коробки разных размеров с одной точкой схода. Попробуйте нарисовать коробок, немного смещенный относительно точки схода по горизонтальной оси.
Рисуем коробок с двумя точками схода
Шаг 1. Начинаем с линии горизонта. Нарисуем произвольно ребро коробка. Чем длиннее ребро, тем дальше должны располагаться от него точки схода. Поэтому сделаем его небольшим, чтобы уместиться в листе со всем построением. Отметим точки схода на линии горизонта. Если разместить их слишком близко к ребру, искажение формы коробка будет сильнее, чем требуется. Не стоит размещать их и слишком далеко.
Шаг 2. Соединим концы этого ребра с точками схода.
Шаг 3. Нарисуем вертикали двух других видимых нам ребер. Здесь тоже произвольно выбираем их расположение.
Шаг 4. Дорисуем недостающие стороны нижней грани. Соединим нижнюю точку пересечения правого ребра с линией схода с левой точкой схода. А от нижней точки пересечения левого ребра с линией схода проведем прямую в правую точку схода. У нас образовалась нижняя стенка коробка.
Шаг 5. То же самое проделаем для верхней стенки. А затем проведем заднее вертикальное ребро, соединив дальние углы верхней и нижней граней.
Шаг 6. Выделим чуть сильнее верхнюю грань. Еще сильнее – ближние боковые стенки коробка. Так ближнее будет казаться ближе, а дальнее – дальше. Смягчим линии построения. Коробок готов!
Будет полезно нарисовать несколько таких коробок разной высоты и с разным положением точек схода. Где-то форма коробка получится неестественно искаженной (из-за выбранного положения точек схода), где-то наоборот – удачной. Благодаря сравнению результатов таких попыток мы учимся чувствовать оптимальное соотношение, и оно зависит от размеров изображаемого объекта, от расстояния до зрителя.
Рисуем книгу по фото
Именно это мы сейчас и проделаем.
Шаг 1. Наметим общие габариты книги. Оставим место над книгой для линий схода и горизонта. Проверим, сколько раз ее высота укладывается в ширине. А затем найдем, сколько раз высота передней грани блока страниц укладывается во всей высоте. Обозначим центр книги.
Шаг 2. Зная ширину книги и высоту передней грани, нарисуем прямоугольник фронтальной плоскости коробка. После этого нарисуем боковые грани нижней плоскости (обложки), уходящие вдаль, определяя их наклон методом визирования. Продлим их до пересечения и получим точку схода.
Шаг 3. От точки схода проведем линии к верхним углам прямоугольника передней плоскости. Нарисуем верхнюю границу книги через ранее найденную точку до пересечения с только что намеченными линиями схода. От этих точек пересечения опустим вертикали до первых линий схода – боковые стороны дальней стенки коробка для книги. Дорисуем нижнюю сторону этой стенки.
Шаг 4. Смягчим линии построения и невидимые грани. Коробок готов. Поставим метки ближних верхних уголков страниц, измерив визированием, насколько они удалены от краев книги.
Шаг 5. Через эти метки проведем верхние боковые границы блока страниц, уходящие вдаль. То же проделаем и для нижних границ этого блока. Уточняем их наклон и положение методом визирования. Проведем центральную линию книги.
Шаг 6. Визуально разобьем контур разворота на несколько основных отрезков. Определяем их наклон методом визирования. Схематично наметим их в рисунке.
Шаг 7. Проведем более плавную линию разворота. Наметим корешок книги. Сотрем вспомогательные линии, чтобы они не отвлекали.
Шаг 8. Уточним детали. Слегка скруглим углы обложки, отделим ее линиями от блока страниц. Нарисуем закладку слева. Ее край делаем неровным, чтобы подчеркнуть характер. Легкими линиями кое-где наметим отдельные страницы и наличие текста. Этого будет достаточно, ведь зритель дорисовывает в своем воображении недостающие повторяющиеся детали. Слегка смягчаем ластиком дальние линии, а ближние к нам выделяем более сильным нажимом, чтобы создать иллюзию глубины пространства.
Книга готова!
Не всегда удобно делать подобное построение через горизонт, линии и точки схода. Последние могут выходить за пределы листа. В этом случае ради более точного построения можно увеличить лист, приклеив бумагу по бокам. Еще один вариант – перед началом работы сделать маленький набросок коробка для предмета, схему-подсказку соответствующих пропорций и в нужном ракурсе. Такая схема рисуется со всеми вспомогательными линиями и точками. Важно сделать это построение как можно точнее, чтобы затем перенести на чистовик в нужном масштабе найденные соотношения размеров и наклоны ребер, но уже без точек и линий схода, без обозначения горизонта. Затем предмет вписывается в коробок, как это сделали мы.
После определенной практики можно обойтись совсем без линии горизонта и точек схода. Вместо этого можно опираться на метод из первого урока – измерение углов и пропорций карандашом.
Как при этом добиться большей точности изображения:
1 |
Следует рисовать все линии предмета, даже невидимые (скрытые). Так проще понять, насколько убедительно выглядит форма, есть ли в ней ошибки. |
2 |
Хорошо немного продлевать ребра. Так лучше видно, соблюдается ли принцип постепенного сокращения расстояний между параллелями по мере их отдаления. |
3 |
Сравнивайте длины вертикальных ребер. Чем они дальше, тем меньше должны быть в рисунке. |
Порисуйте книги по фото, а еще лучше с натуры, потому что фотографии могут искажать форму. Это будет очень полезной практикой изображения реальной объемной формы на плоскости листа.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
← 1 Построение формы3 Окружность в перспективе →
Знаете ли вы, как устроено наше зрительное восприятие? Почему при взгляде на абсолютно параллельные предметы, например, на рельсы, нам кажется, что они сходятся? Почему объекты, расположенные дальше, кажутся нам меньше по размеру? Если у вас есть ответы на эти вопросы, уверена, в рисовании вам будет легче чем тем, кто не понимает, к чему вся эта викторина. Наш мир – 3D, но плоскость листа 2D, так как же нам изображать так, чтобы передача увиденного не искажалась? Чтобы объем не исчезал, а размер оставался разумным… Звучит сложно, верно? Для упрощения подобных задач существуют законы перспективы. Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна. Но перед тем, как строить и рисовать, стоит изучить теорию. Есть некоторые правила, когда вы их изучите и усвоите, ваш рисунок станет ближе к реалистичности. Для начала посмотрим, какие термины используются в перспективе. Самые важные из них:
Линия горизонта
Линия горизонта – это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.
Точка схода
Точка схода – это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.
Перспектива
Перспектива сама по себе является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.
Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:
- Чтобы предметы и пространство не казалось плоским, ближе стоящие предметы стоит изображать внахлест с дальне стоящими. Не бойтесь перекрытия.
- Удаленность объекта от наших глаз требует более воздушного, а также менее контрастного изображения. Не стоит изображать дерево в конце парка так же четко и ярко, как такое же дерево, стоящее прямо перед нами.
- По логике объекты, которые расположены дальше, по размеру должны быть меньше тех, что ближе к нам.
Перед началом работы очень важно выяснить, где будет располагаться точка схода и линия горизонта. А далее уже подчинять этим пунктам все предметы. Параллельные линии обязательно будут сходиться в точку схода. Теперь помимо того ,что мы узнали о магии перспективы, я бы хотела рассказать о ее видах.
Фронтальная перспектива.
Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.
(Синяя линия – линия горизонта; красная точка – точка схода)
Угловая перспектива
Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба.
Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Строить пространство можно даже используя три точки схода.Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.
После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.
- Упростим его форму до простого параллелепипеда для начального этапа. Начинаем с того, что определяем основные элементы: линию горизонта и точку схода.
- Теперь нам нужно прочертить две линии схода, которые определят ширину фигуры. Вдоль них будут проходить боковые грани параллелепипеда.
- Основание. С помощью двух линий схода можно изобразить основание фигуры. Для этого нужно просто провести две горизонтали из одной линии схода в другую. Так задаем глубину нашего прямоугольного параллелепипеда. Боковые кромки (левая и правая) получаются простой прорисовкой линий схода между двумя горизонталями.
- Ребра передние. Возьмем две угловые точки в ближней к нам части фигуры и нарисуем из них две вертикальные линии вверх. Эти отрезки представляют собой ребра передней грани кирпича.
- Высота. Строим еще две линии схода, которые пересекают нарисованные ранее вертикали. Так задается высота параллелепипеда. При этом важно, чтобы два вертикальных ребра были на одной высоте. Проще всего выполнить шаг 5 вместе с шагом 6. На этом шаге мы нарисовали все необходимые линии схода. Все они возникают из одной и той же точки схода. Эта особенность одноточечной перспективы и делает этот вид перспективы сравнительно легким.
- Передняя грань. Две точки пересечения между вертикалями и верхними линиями схода соединяются горизонтальной чертой. Если текст сложно понять, взгляните на картинку. Горизонтальная черта автоматически приведет к точке пересечения второй линии схода. Мы уже выполнили это в пункте 5.
- Дальние вертикальные ребра.Рисуем еще 2 вертикальные линии в 2 дальних угловых точках основания.
- Задняя грань.Новые линии должны быть соединены друг с другом горизонтальным отрезком так же, как на шаге 6.
- Верхние боковые ребра. Теперь нам осталось только нарисовать верхнюю поверхность фигуры. В одноточечной перспективе это просто прорисовывание верхних линий схода — между двумя верхними горизонтальными ребрами.
- Завершение. Мы с вами разобрались в построении фронтальной перспективы упрощенного кирпича. Для того, чтобы получить окончательную фигуру, надо просто стереть ненужные элементы рисунка (линии схода и невидимые ребра), а также добавить детали (которые, кстати, тоже будут подвергнуты перспективному искажению. Невидимые ребра изображены светло-серым цветом на рисунке ниже.
Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. Разберем также угловую перспективу (с двумя точками схода). Возьмем для изображения куб. Его лучше всего рисовать именно в угловой перспективе. Сядьте перед фигурой так, чтобы вам было видно три грани кубика. А реального размера ребро должно быть всего одно. (все остальные искажены в высоту или длину).
Выясняем, где у нас линия горизонта, а где точки схода. Это самое важное. Наш куб не плоский,а объемный, поэтому мы намечаем пару линий, обозначающих его ширину. Помните, на уроках геометрии мы изучали то, что все стороны куба равны, в теории это действительно так. Но вот перспективе безразличны эти правила, так как все в ней это иллюзия восприятия. То есть не делайте все стороны одинаковыми по длине и высоте. Равными по размеру будут лишь те стороны, что параллельны друг другу и перпендикулярны земле, а главное те, которые не искажаются. (такое встречается лишь во фронтальной перспективе) Хотя бы на пару миллиметров одинаковые по логике ребра будут разниться.При угловой перспективе самым длинным ребром будет то, что ближе к нашему взгляду. То есть N1, его мы обязательно изображаем перпендикулярно полу, не нужно заваливать эти ребра.
После установки главного ребра, из двух концов ведем линии к точкам схода. Влево и вправо. Тем самым образуя N2,N3,N4,N5. Отмеряем карандашом высоту ребра N1, далее прикладываем ту же высоту по новообразовавшимся линиям N2,N3,N4,N5, вспомните, что я писала выше. Не нужно делать их точь в точь одинаковыми, поэтому срезаем немного высоты, сославшись на сокращение размера в связи с отдаленностью линии. После отмеривания нужной длины (на глаз), ставим точки/ ориентиры, тем самым обрезая N2,N3,N4,N5. Из этих точек выходят вверх новые ребра нашего куба N6,N7. На пересечении N4 и N6, N5 и N7 образовались точки. Из этих точек мы ведем линии в точки схода. На пересечении данных линий N8 bN9 образовалась новая точка N12. Из нее ведем ребро вниз. Это есть глубина куба. Точно так же на пересечении N6 и N2, N7 и N3 образовались точки, из которых ведем линии к точкам схода. Они пересекаются, тем самым создавая ограниченные N10 и N11, а на их пересечении заканчивается самая дальняя грань куба.
На практике изображение предметов, следуя законам перспективы требует много внимания и знаний законов. Но все это сложно лишь тогда, когда только начинаешь учиться. После долгих часов работы и полном осознании того, что же все-таки такое эта ваша “перспектива” искажения на плоскости перестают казаться чем-то страшным, и становятся автоматически понятными. Поэтому мой вам совет, разглядывая работы великих мастеров, проекты архитекторов, чертежи зданий и тому подобное, старайтесь хотя бы пару минут посвятить тому, чтобы разобраться, где в работе линия горизонта, где точка схода, и сколько их вообще. А также при изображении предметов помните, чем грамотнее выполнено искажение, тем реалистичнее будет ваша работа. Хочу для сравнения показать вам примеры с перспективой и без. Подумайте, какие изображения более плоские?
Ну, совсем элементарно.
В первом варианте есть минимальная перспектива, но все же с плоскостями художник поработал очень плохо.
Отойдем от примитивности, посмотрите на куда более профессиональные работы.
Работа Левитана
Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:
- Передние предметы больше, чем дальние
- Контрастность, насыщенность цвета на переднем плане больше, чем на дальнем (соблюдается воздушность и пространство)
- расстояние между объектами сокращается в связи с отдаленностью
Идем далее. Клод Моне.
Обратите внимание. Здесь одна точка схода. Изображение совсем отличается от предыдущего, но тем не менее законы те же. Свет попадает на передний план, а задний остается в тени, но даже это не помешало художнику справиться с пространством и создать объем.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Что скажете насчет перспективы в этой работе? Верно. Ее нет. Это из-за того, что в средневековье данное понятие не было изучено, а художники его почти не применяли. Разве что на ощущениях. Шахматная доска вроде бы изображена, но совсем без рельефа, фигуры на доске непонятно как нарисованы в профиль и повернуты. Колонны развернуты под каким-то странным углом. Сами люди расположены неразумно. Грубо говоря, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», глазу неприятно видеть эту работу со стороны восприятия, даже несмотря на то, что цветовое решение вполне себе неплохое. Вот это базовый набор знаний, касательно линейной перспективы и ее видов. Изучайте, рисуйте, пробуйте, совершенствуйтесь. Хотели бы познакомить вас с курсом “Основы рисунка”. Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.
Автор: Анастасия Маркелова