План составления анкеты
Точная
формулировка конкретной цели и задач
анкетирования является важным условием
ее эффективности.
На
основе гипотезы формулируются вопросы
анкеты.
Во
вступлении излагается
тема, цель, задачи опроса. Сообщается о
конфиденциальности полученной информации.
Объясняется техника заполнения анкеты.
Отношение
к анкете определяется:
– любознательностью
опрашиваемого лица;
– его
знакомством с темой опроса.
Чем
выше оценивается анкета, тем больше
интереса к ней.
в
начале анкеты: вопросы
должны быть простые, нейтральные по
смыслу. Их цель: сформировать установку
на сотрудничество, заинтересованность
опрашиваемого.
В
середине анкеты: вопросы,
требующие анализа, размышления, активности
памяти.
В
конце анкеты: вопросы
о паспортных данных опрашиваемого: пол,
возраст и т. п.
В
анкете может быть использована кодировка
ответов закрытых вопросов. Для этого
все ответы обозначают трехзначным
числом, в котором две первые цифры служат
для обозначения порядкового номера
вопроса, а третья обозначает порядковый
номер ответа. Вопросы могут быть
закодированы, тогда все цифры служат
для обозначения порядковых номеров
ответов. Испытуемому предлагается при
этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных
ответов.
После
составления анкеты она должна быть
подвергнута логическому контролю и
опробована в предварительных исследованиях:
1.
Достаточно ли ясно обоснована техника
заполнения анкеты и каждого вопроса?
2.
Все ли вопросы составлены стилистически
грамотно?
3.
Все ли термины понятны опрашиваемыми?
4.
Не следует ли добавить к некоторым
вопросам позиции (другие ответы)?
5.
Нет ли логического несоответствия между
смыслом формулировки вопроса и шкалой
измерения?
6.
Не вызовет ли вопрос отрицательных
эмоций у опрашиваемого (неприятные
ассоциации, негативные воспоминания и
т. п.)
7.
Проверить композицию всей анкеты:
а)
соблюдается ли принцип расположения
вопросов от наиболее простых (контактных)
в начале анкеты к наиболее сложным в
середине ее и простым (разгрузочным) в
конце анкеты?
б)
нет ли влияния предыдущих вопросов на
последующие?
в)
нет ли скопления однотипных вопросов?
г)
находятся ли особо значимые, целевые
вопросы в середине анкеты?
После
логического контроля анкеты она
проверяется на практике предварительных
исследований.
Примечание:
в пробной
анкете могут преобладать открытые
вопросы.
Обработка
и анализ данных анкетного опроса.
Каждый
вопрос обрабатывается методом
контент-анализа.
Пример.
Старшеклассникам был задан вопрос
«Нравится ли учиться?». Большинство (68
% респондентов) ответило неопределенно:
«Когда как». Четко определили свои
позиции 18% – кому нравится и 16% – кому
не нравится.
Для
того чтобы узнать, что определяет
отношение школьников к учебе, надо
сравнить две крайние группы.
Можно
проанализировать отношение к учебе у
мальчиков и у девочек. Оказывается,
мальчиков, кому не нравится учиться,
больше, чем девочек (22% и 8%). Понятно, что
мальчики менее послушны и им труднее
подчиняться дисциплине. У них чаще
конфликты. Они хуже адаптируются к
школе.
В
группе, кому нравиться учиться доля
мальчиков и девочек одинакова (18%). Но
мальчики больше склонны к крайностям
– среди них больше отличников и
двоечников. А среди девочек – тех, кто
учится устойчиво хорошо (добросовестно).
Можно
проверять различные гипотезы. В
приведенном выше примере: связано ли
отношение к учебе с возрастом респондентов,
с качеством межличностных отношений в
классе, с академической успеваемостью
и т.д.
Делаются
выводы.
Например:
таким образом, отношение к учебе у
старшеклассников связано со стремлением
быть принятым взрослыми (тогда оно
положительное), либо с желанием быть
принятым сверстниками (в этом случае
оно чаще всего будет отрицательным).
Если школьник не находит свое место в
большом обществе, становится социальным
неудачником, то он может найти убежище
в группе значимых для него, близких
людей.
Ситуация.
На открытые
вопросы анкеты респондент отвечает в
свободной форме, как он считает нужным.
Исследователь в результате собирает
большой качественный материал, который
обычно обрабатывать трудоемко.
Обрабатка
анкеты с открытыми вопросами.
Субъективные
ответы каждого отвечающего нужно
систематизировать. Нагляднее это можно
сделать, составляя таблицу ответов. К
примеру, ответ 1-го отвечающего вносят
в 1-ю колонку таблицы. Ответ 2-го во 2-ю
колонку и т. д. Если встречаются аналогичные
ответы в последующем, то их вписывают
в соответствующие колонки и т. д.
В
заключение производится обработка
анкетного опроса, как и вопросов закрытого
типа. Кроме того, ответы на открытые
вопросы могут быть использованы в целях
конкретизации статистически обработанного
материала анкеты. Производится
качественный анализ ответов анкеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
6.
ИНТЕРВЬЮ:
СЕМЬ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ4
Интервью
– частный метод группы методов опроса.
Интервью особенно подходит для изучения
того, как люди понимают смыслы в своем
жизненном мире, описания их переживаний
и прояснения и детализации их взглядов
на жизненный мир.
С.
Квале описывает 7 этапов интервью.
Первый
этап.
Выбор темы.
Формулирование
цели исследования и описание концепции
исследуемой темы следует определить
до начала интервью. На вопросы «почему»
и
«что»
следует
ответить еще до того, как задавать вопрос
«как»,
то
есть выбирать метод исследования (глава
5).
Выбор
темы исследовательского интервью
предполагает прояснение цели
исследования – вопрос «зачем?». Интервью
может быть:
– ознакомительным,
отличающимся
открытостью и очень малой структурированностью.
В этом случае интервьюер берет
проблему, область, которую следует
очертить, или комплекс проблем, нуждающихся
в исследовании. Интервьюер следует за
ответами исследуемого, ищет новую
информацию по теме или новый угол зрения.
– направлено
на проверку
гипотез и тогда оно более
структурировано и может принимать
форму сравнения интервью разных групп.
Существует
много форм специфического использования
интервью. Интервью часто используются
для изучения
случаев с целью
сбора информации о конкретном человеке
или организации или в использовании
данного случая для иллюстрации более
общего феномена.
Чаще
всего, интервью используется как
вспомогательный
метод в
комплексе с другими методами. В
исследованиях с включенным наблюдением
и в этнографических исследованиях более
или менее неформальное интервью является
важным источником информации.
Второй
этап. Планирование.
Прежде
чем начинать интервьюирование, спланируйте
все исследование, принимая
во внимание взаимозависимость всех
семи этапов.
Взаимозависимость
этапов связана с сильной
взаимосвязью методов, выбираемых на
разных этапах. Решение, принятое на
одном из этапов, имеет определенные
последствия, которые как создают, так
и ограничивают альтернативы, доступные
на следующем этапе. Например, распространение
выводов исследовательского интервью
на более широкую выборку требует,
чтобы определенные критерии, относящиеся
к размеру выборки и ее репрезентативности,
были выполнены уже на стадии планирования.
Планирование
производится для того, чтобы достичь
знания,
к которому
вы стремитесь (глава 5), и принять во
внимание моральные
аспекты
исследования (глава 6).
В
начале исследования актуальны правила:
– стремиться
вперед – старайтесь
сделать большую часть работы поздних
этапов заранее.
– становиться
мудрее – в
процессе исследования интервьюер
учится беседовать с респондентами, при
этом разговоры могут расширять и изменять
понимание исследователем изучаемого
феномена.
– акцентировать
свое внимание на качестве интервью, а
не количественном его аспекте (количество
необходимых респондентов зависит от
цели исследования).
– адекватно
оценивать свою компетентность – хорошее
интервью требует компетентности.
– соблюдение
этики.
Проведение
интервью – событие, имеющее моральный
аспект. Межличностное взаимодействие
в ходе интервью влияет на интервьюируемого,
а знание, получаемое в процессе интервью,
влияет на развитие научного понимания
человеческого бытия. Предвидя
моральные вопросы, возникающие обычно
на всех стадиях исследовательского
интервью, исследователь может сделать
осознанный выбор еще на этапе планирования
исследования и обратить внимание на
критические или болезненные моменты,
которые могут возникнуть во время
опроса.
На
этапе выбора темы цель
интервью должна оцениваться под углом
зрения содействия исследования улучшению
изучаемых в человеке сторон человеческого
бытия.
На
этапе планирования этические
вопросы включают получение от исследуемого
осознанного согласия участвовать в
исследовании, обеспечение
конфиденциальности и принятие во
внимание возможных последствий
исследования для данного человека.
На
этапе проведения
интервью
необходимо прояснить конфиденциальность
ответов исследуемого и принять во
внимание такие возможные для него
последствия взаимодействия в интервью,
как стресс во время самого интервью и
изменения в образе Я.
Следует
учитывать и потенциальную близость
исследовательского интервью
терапевтическому.
На
этапе расшифровки возникает
проблема конфиденциальности и встает
вопрос соответствия письменной
расшифровки устному высказыванию
интервьюируемого.
На
этапе анализа этические
проблемы включают вопрос о том, насколько
глубоко и остро может быть проанализировано
интервью, а также имеет ли право голоса
интервьюируемый в отношении интерпретации
его высказываний.
На
этапе верификации вопросом
моральной ответственности исследователя
является публикация данных,
верифицированных и защищенных настолько,
насколько это возможно.
При
публикации интервью снова возникает
проблема конфиденциальности, а также
вопрос о последствиях опубликования
отчета как для самих интервьюируемых,
так и для той группы или организации,
которую они представляют.
Три
этических принципа проведения гуманитарных
исследований: осознанное согласие,
конфиденциальность и последствия.
Третий
этап. Интервьюирование.
Проведение
интервью по схеме, с осознанным подходом
к искомым знаниям и межличностным
отношениям в ситуации интервью
раскрыты в главах 7 и 8.
Исследовательское
интервью – это межличностная ситуация,
беседа между двумя партнерами на тему,
интересующую обоих; это специфическая
форма человеческого взаимодействия, в
которой знания рождаются в диалоге.
Интервьюер должен одновременно поощрять
выражение личных эмоций и не давать
интервью превращаться в терапевтическую
ситуацию, к которой он может быть не
готов.
Исследовательское
интервью следует сценарию, в котором
роли распределены между двумя действующими
лицами: интервьюер определяет ситуацию,
дает тему для разговора и дальнейшими
вопросами направляет течение беседы.
Исследовательские
интервью различаются по степени
структурированности
–
от четко организованных интервью,
содержащих последовательность стандартно
сформулированных вопросов, до открытых
интервью, посвященных определенным
темам, но не предполагающих какой-то
заранее определенной последовательности
или жестких формулировок вопросов.
Иногда задается всего один вводящий
в тему вопрос, а все остальное время
интервью протекает как разворачивание
и расширение ответа интервьюируемого
на этот первый вопрос. Интервью различаются
и по открытости
Цели; интервьюер
может объяснять цель и с самого начала
задавать прямые вопросы или может
применять подход «вокруг да около», с
непрямыми вопросами, раскрывая цель
только по завершении интервью.
Интервью
различаются по тому, подчеркивается ли
в них исследование
или проверка гипотезы.
Интервью различаются по параметру
описание/интерпретация.
Интервьюер
может концентрироваться преимущественно
на получении нюансированного описания
исследуемого феномена, а может попытаться
совместно с собеседником прояснить и
интерпретировать в процессе интервью
полученное описание.
Интервью
различаются также по параметру
«интеллектуальность–эмоциональность».
Схема
интервью
Схема
интервью указывает на темы, затрагиваемые
в интервью, и их последовательность,
как в обобщенном виде, так и в
детализированном.
Каждый
вопрос интервью можно оценить как
тематически, так и в динамическом
отношении. Тематически – значит с точки
зрения его соответствия теме
исследования, динамически – с точки
зрения межличностных отношений в
интервью. Хороший вопрос должен приносить
необходимые знания и одновременно
способствовать хорошему взаимодействию
в интервью.
Тематически
вопросы
соотносятся с темой интервью, с
теоретическими концепциями, лежащими
в основе исследования, и с процедурой
дальнейшего анализа. В интервью,
направленном на получение спонтанных
описаний жизненного мира, и в интервью,
предполагающем концептуальный анализ
взглядов собеседника на данную проблему,
используются разные вопросы: чем
более спонтанна процедура интервью,
тем больше вероятность получить
спонтанные, живые, неожиданные ответы
респондентов. И наоборот.
Динамически
вопросы
должны способствовать позитивному
взаимодействию, поддерживать течение
разговора и стимулировать собеседника
на рассказ о своих чувствах и переживаниях.
Вопросы должны быть понятными,
краткими и не содержать научного языка.
Хороший
вопрос для концептуального тематического
исследования не должен походить на
вопрос динамического интервью. Во время
подготовки интервью бывает полезно
разработать сразу две схемы: одну с
основными тематическими исследовательскими
вопросами проекта и другую – с вопросами,
которые являлись бы одновременно и
тематически и динамически
ориентированными.
Примерные
вопросы интервью
Какая
из форм учебной мотивации доминирует
в старшей школе?
Обеспечивают
ли оценки внешнюю инструментальную
мотивацию за счет внутренней мотивации
интереса к обучению?
Готовит
ли учение ради оценки к работе ради
зарплаты?
Считаешь
ли ты важными те предметы, которые ты
изучаешь?
Интересен
ли тебе сам процесс учения?
Какова
основная цель твоего обучения в старшей
школе?
Ощущаешь
ли ты противоречие между тем, что хотел
бы читать (изучать), и тем, что ты обязан
прочесть, чтобы получить хорошую оценку?
Получаешь
ли ты деньги за хорошие оценки?
Видишь
ли ты какую-нибудь связь между деньгами
и оценками?
Вопросы
исследовательского интервью
Исследовательское
интервью протекает скорее как обычный
разговор, но имеет специфические цели
и структуру: для него характерна
определенная систематизированная
форма постановки вопросов. Вопросы
интервьюера должны быть короткими
и простыми. В рассматриваемом здесь
типе интервью, направленном на описание
жизненного мира, можно задать первый
вопрос о конкретной ситуации, а затем
уделить внимание различным аспектам
явления, затронутым в ответе. Решающим
фактором является способность интервьюера
ощутить непосредственный смысл ответа
и диапазон возможных смыслов, которые
раскрываются за ним. А это требует знаний
и интереса как к обсуждаемой теме, так
и к самому взаимодействию в ходе интервью.
Решение о том, который из множества
аспектов, затронутых в ответе
собеседника, нужно развивать, зависит
как от цели и содержания интервью,
так и от социального взаимодействия в
ситуации интервью.
Типы
вопросов интервью
A.
Вводный
вопрос. «Не
могли бы вы мне рассказать о …?»; «Не
припомните ли случая, когда …?»; «Что
произошло в том эпизоде, о котором вы
упомянули?»; «Не могли бы вы описать,
как можно более подробно, ситуацию,
в которой вы чему-то научились?», – такие
вводные вопросы могут породить
спонтанные, подробные описания, когда
сам собеседник говорит о своих
переживаниях как об основном содержании
исследуемого феномена. Остальная часть
интервью может представлять собой
развитие аспектов, которые были затронуты
в истории, рассказанной в ответ на
первый вопрос.
Б.
Отслеживающие
вопросы. Ответы
собеседника могут быть расширены
благодаря любознательности, настойчивости
и критичности интервьюера. Это можно
сделать с помощью прямых вопросов,
кивки, «м-м-м», просто паузы, приглашающие
собеседника продолжить его описание.
Повторение интервьюером особенно важных
слов ответа может способствовать
дальнейшему развитию высказывания.
Ключевой проблемой в данном случае
является способность интервьюера
слушать собеседника, когда он говорит
о том, что важно для него, и в то же время
не забывать об исследовательских
целях проекта.
B.
Проясняющие
вопросы. «Не
могли бы вы еще что-нибудь рассказать
об этом?»; «Нельзя ли более подробно
описать то, что случилось?»; «А случалось
ли еще что-нибудь подобное?»
Г.
Конкретизирующие
вопросы. Реагируя
на ответы собеседника, интервьюер
может задавать и более конкретные
вопросы, например: «Что вы тогда
подумали?»; «Что вы предприняли, когда
почувствовали, что у вас растет тревога?»;
«Как реагировало ваше тело?».
Д.
Прямые
вопросы. В
данном случае интервьюер прямо задает
темы и аспекты их рассмотрения,
например: «Вы когда-нибудь получали
деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули
о соревнованиях, вы имели в виду
состязания вроде спортивных или
деструктивную конкуренцию?».
Е.
Косвенные
вопросы типа:
«Как, вам кажется, воспринимают другие
ученики соревнование за получение
оценок?». Ответ может содержать мнение
об отношении других учеников, но
может быть и косвенным выражением
собственного отношения респондента,
которое он прямо не высказывал.
Ж.
Структурирующие
вопросы. Интервьюер
отвечает за ход интервью и должен
отметить момент, когда тема исчерпана.
3.
Молчание.
Интервьюер
может использовать молчание, чтобы
побудить собеседника продолжить
интервью.
И.
Вопросы-интерпретации.
Интерпретация
в ходе интервью может использоваться
в виде простого перефразирования ответа,
например: «То есть вы считаете, что…?»,
или же попыток прояснить высказывание:
«Если я правильно понял, вы почувствовали,
что…?».
В
идеале, в момент окончания интервью
заканчивается и проверка гипотез и
интерпретаций, так как в процессе
расспрашивания интервьюер находит им
подтверждение или опровергает их.
Четвертый
этап.
Расшифровка.
Подготовка
материалов интервью к анализу, который
обычно включает расшифровку и перевод
из устной формы в письменный текст
раскрыт в главе 9.
Пятый
этап.
Анализ.
Основываясь
на цели и теме исследования, а также на
природе материалов интервью, следует
решить, какой метод анализа годится для
данных интервью (главы 10, 11 и 12).
Шестой
этап.
Верификация (проверка).
Убедитесь
в обобщенности, надежности и валидности
ваших открытий. Надежность
относится
к однородности результатов, а
валидность
результатов
означает, что в процессе проведения
исследовательских интервью изучалось
именно то, что вы намерены были изучать
(глава 13).
Седьмой
этап.
Написание отчета.
Изложите
ваши исследовательские находки и
использованные методы так, чтобы форма
изложения отвечала критериям научности,
были учтены этические аспекты исследования,
а конечный продукт был читабелен (глава
14).
ПРИЛОЖЕНИЕ
7.
Как составить анкету?
Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.
В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.
В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.
Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.
Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некорректно, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.
Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”.
Решаемая проблема | Исследуемая проблема |
Разработать упаковки нового продукта | Оценить эффективность дизайнов упаковки |
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов | Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов |
Увеличить товарооборот в магазине | Оценить имидж магазина |
Распределить бюджет на рекламу по регионам | Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах |
Выйти на рынки других регионов | Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе |
Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
2. Основная часть
Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Классификация вопросов
Типы вопросов | Примеры | |
По структуре | закрытые (с вариантами ответов) | Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?
|
открытые (без вариантов ответов) | Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить? | |
полузакрытые | О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?
|
|
По функциям | основные | Нравится ли Вам наш журнал? |
контрольные | Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году? | |
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) | Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”?
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”. |
|
ловушки | Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.) | |
По содержанию | вопросы о событиях, фактах | Какие издания вы выписываете? |
вопросы о мотивах, мнениях, оценках | Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”. | |
По форме | прямые | Нравится ли Вам профессия журналиста? |
косвенные | Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом? | |
прожективные, предлагающие | Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете? | |
По характеру | альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) | Нравится ли Вам журнал?
|
неальтернативные (несколько вариантов ответа) | Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?
|
|
По виду | экзистенциальные (о сущности явления) | Существует ли данное явление? |
дефинитивные (определительные) | Что явление собой представляет? | |
оценочные | Хорошо явление или плохо? | |
аналитические | Почему явление таково? | |
обосновывающие | Почему мнение о явлении таково? | |
конструктивные | Как с явлением следует поступить? |
При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:
- Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
- Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
- Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных
Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.
4. Слова благодарности респонденту
Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!
Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru
Наши услуги
- Маркетинговые исследования
- Социологические исследования
- Стратегическое маркетинговое планирование
- Фокус-группа
- Тайный покупатель
- Call-центр
- Внештатный маркетолог
- Бизнес-планирование
- Продвижение в социальных сетях
- Готовые маркетинговые исследования
Участие в опросах
Работа у нас
Копилка маркетолога
Новости
29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству
Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.
20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!
По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.
30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!
По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.
Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.
Оглавление:
- Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
- Виды анкетирования
- Анкета и ее структура
- Виды вопросов для анкеты
- Как составить анкету для социологического опроса
- Правила составления анкеты
- Как оформить результаты анкетирования
- Плюсы и минусы анкетирования
Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.
Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.
Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.
Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.
Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.
Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
- Узнать новую теоретическую информацию.
- Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
- Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
- Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
- Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
- Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
Виды анкетирования
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
- индивидуальное – проводится с одним участником;
- групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
- Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
- Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
- Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
- Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета и ее структура
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть
Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.
В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.
Паспортичка
Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.
Основная часть
Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.
Виды вопросов для анкеты
Анкеты могут включать в себя следующие типы:
- Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
- полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
- завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
- завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
- тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
- Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
- Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
- Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
- Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
- Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.
Как составить анкету для социологического опроса
Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
- Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
- неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
- правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
- Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
- неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
- правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
- Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
- неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
- правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Правила составления анкеты
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
- Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
- Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
- Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
- Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
- Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
- Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
- Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Как оформить результаты анкетирования
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.
Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.
Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.
Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.
Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.
В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.
Плюсы и минусы анкетирования
Преимущества:
- Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
- Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
- Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
- Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
- Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
- Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
- Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
- Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
- Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
- Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
- Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.
Анкетирование как метод исследования
Содержание:
-
Что такое анкетирование
- Что дает такой способ исследования
- Основные задачи
- Разновидности
- Формы анкетирования
-
Как составлять анкету, план
- Типы вопросов в анкете
- Какие вопросы нельзя использовать
- Примеры методики анкетирования в современных условиях
В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.
Что такое анкетирование
Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.
Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.
Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).
Что дает такой способ исследования
Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.
У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:
- возможность проведения действительно массовых исследований;
- оперативность в получении результатов;
- минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
- беспристрастность к личности опрашиваемого;
- отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
- отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.
Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.
Основные задачи
В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:
- в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
- в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
- в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
- в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
- в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
- в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.
Разновидности
По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:
- индивидуальные;
- групповые.
Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.
По полноте охвата анкетирование может быть:
- сплошное;
- выборочное.
Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.
Формы анкетирования
По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:
- очным;
- заочным.
Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.
К заочным типам анкетирования относятся:
- компьютерное;
- телефонное;
- почтовое;
- адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.
Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.
Как составлять анкету, план
Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:
- вводной;
- «паспортной»;
- основной.
Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.
Простые правила составления анкеты:
- Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
- Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
- В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.
Типы вопросов в анкете
По содержанию вопросы в анкете бывают:
- о событиях;
- об оценках этих событий.
По функциям вопросы делятся на:
- Основные, ради которых и проводится исследование.
- Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
- Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
- Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
- Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.
В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:
- Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
- Вопросы с выбором ответа.
- Дихотомические (да, нет).
- Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
- Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
- Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).
По форме вопросы могут быть:
- прямыми;
- косвенными.
Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.
Какие вопросы нельзя использовать
Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:
- Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
- Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
- Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.
Примеры методики анкетирования в современных условиях
Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.
Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.
Тема 3.8 Анкетный опрос
Основы проектной деятельности
Исследовательский проект
Практическая работа
- Индивидуальная работа по составлению анкеты к опросу по своему исследованию в соответствии с требованиями и особенностями исследования.
- По составленной анкете провести анкетирование среди студентов образовательной организации (можно составить google форму для дистанционного опроса).
- Обработать ответы и представить результат в виде диаграмм отражающих сравнительные показатели.
- Проанализировать результаты и сделать выводы по выбранной теме исследования.
Анкетирование
- Анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
- Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены.
- Остановимся на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться.
Пример формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”
Решаемая проблема
Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта
Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов
Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине
Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам
Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов
Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе
Как составить анкету для опроса?
От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования.
Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы, рассмотрим в этой презентации.
Правила составления анкеты для опроса
- Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.
- Пример : если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung, задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.
Правила составления анкеты для опроса
- Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
- Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
Структура и правила составления анкеты для опроса
2. Основная часть
- Здесь, в соответствии с планом исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие определенным критериям построения вопросника.
- Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Правила составления анкеты для опроса
- Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним. Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Пример :
- Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?».
- Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».
Правила составления анкеты для опроса
- Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты. Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.
Классификация вопросов
Типы вопросов
По структуре
Примеры
закрытые (с вариантами ответов)
открытые (без вариантов ответов)
- Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала? Подписываюсь на журнал
- Купил
- Взял у родственников, знакомых
- Прочитал в библиотеке
Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые
- О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале? Организованный
- Любительский
- Автотуризм
- Спортивный
- Экстремальный
- Другие (назовите)
Классификация вопросов
По функциям
основные
Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные
Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории)
- Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”? А
- Нет
ловушки
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”.
Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
Классификация вопросов
По содержанию
вопросы о событиях, фактах
Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках
По форме
прямые
Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”.
Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные
проективные, предлагающие
Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
Классификация вопросов
По характеру
альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных)
- Нравится ли Вам журнал? Да, очень
- В основном нравится
- Скорее нет
- Затрудняюсь ответить
не альтернативные (несколько вариантов ответа)
- Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает? Интересен по содержанию
- Нравится оформление
- С доверием отношусь к авторам журнала
- Привлекает полезная информация, реклама
- Нравится тон, стиль журнала
- Другое
Классификация вопросов
По виду
экзистенциальные (о сущности явления)
Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные)
оценочные
Что явление собой представляет?
Хорошо явление или плохо?
аналитические
обосновывающие
Почему явление таково?
Почему мнение о явлении таково?
конструктивные
Как с явлением следует поступить?
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за порядком вопросов . Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов . Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко . Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
Правила составления анкеты для опроса
- Формулируйте вопросы доступно . Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику . Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.
Правила составления анкеты для опроса
Пример :
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов . Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения , которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов . Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
Правила составления анкеты для опроса
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах .
- Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение : «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
- Не допускайте орфографических ошибок . Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования . Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Следите за порядком вопросов . Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
Правила составления анкеты для опроса
- Апробируйте анкету . После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости и правильности формулировок.
- Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
- Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.
Правила составления анкеты для опроса
- Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.
- Проведите опрос.
- Для проведения онлайн опроса используйте составление анкеты например в google форме и отправьте ссылку на форму для опрашиваемых респондентов.
- Удачных вам опросов!
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры