Руководство для авторов и примеры
Как писать диалоги
Как писать диалоги — пожалуй, одна из самых популярных загадок для начинающих писателей. На первый взгляд, ничего сложного: мы ежедневно обмениваемся репликами с окружающими людьми, один сказал, второй ответил… И тут оказывается, что изобретать «живые», реалистичные разговоры для других людей — не так уж легко.
Итак, главный вопрос звучит просто: «Что такое плохой диалог и как составить из него хороший?». Разберем примеры из классики и рассмотрим правила оформления беседы в литературном тексте.
“
Что такое плохой диалог и как сделать из него хороший?
Основные проблемы написания диалога
Диалог — элемент художественного произведения, требующий особого внимания и тщательной проработки. А главное условие качественного диалога — ничего лишнего. Всего пара ненужных фраз сделают разговор скучным и утомительным, у читателя возникнет желание его пропустить.
Избыточность может проявляться в следующих формах:
-
Если без реплики возможно обойтись, то не следует засорять ею текст. Каждая фраза должна иметь смысловую нагрузку, чтобы стать особенностью диалога.
Молодые люди обменялись приветствиями:
— Привет!
— Здравствуй!
— Как дела?
— Потихоньку.
— Отлично. Чем занимался?
— На рыбалку с мужиками ходил.
— Вот это да! -
Ограничимся одной фразой: «Герои поздоровались».
-
Похожая проблема — многократное повторение одинаковой мысли.
— Дмитрий отказался участвовать, причину скрыл.
— Лишь ответил: отказываюсь?
— Да: я отказываюсь.
— Я удивлена. Возможно, его неверно поняли?Исключения встречаются, но старайтесь избегать бессмысленных излишеств.
-
Наличие несвойственных разговорной речи конструкций
Стремитесь к естественности. Не употребляйте в диалоге сложносочиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и выражений, не используемых в обыденной речи.
— Твое питание несбалансированное, в нем отсутствует необходимое количество белков, жиров, углеводов и микроэлементов, столь важных для развития молодого растущего организма.
-
Правильнее написать: «Ешь здоровую еду».
К пункту относятся устаревшие выражения.
— Богатеи окаянные, — вздохнул организатор мероприятий.
-
Минимизируйте использование глагола «сказал» и его синонимов.
— Здесь мне лучше, — сказала девушка.
— Оставайся. В Москве спокойнее, — ответил молодой офицер.Другая ошибка — употребление наречий, по смыслу дублирующих глагол.
— Я с тобой разберусь! — злобно оскалился пират. -
Действия «оскалился» достаточно.
Иной вариант — обязательно выделяйте в диалоге «эмоциональные» атрибуты.
— Ах ты, старый пьянчуга! — выпалил Джон.
— Ну, держись, мальчишка, — закричал старик, багровея.
Иногда добавить «чувств» в прямую речь не помешает, но сопровождать ими каждое высказывание — моветон.
-
Если речь персонажа пересказывается другим персонажем, старайтесь использовать косвенную речь. Диалог как форма от этого не страдает.
— Я увиделась с Александром. Он задал мне вопрос: «Почему игнорируешь мои звонки?» — «Я была занята работой», — соврала я.
-
Заменяем на:
— Сегодня я встретила Александра. Он спросил, почему я не отвечаю на его звонки. Я соврала, что была занята на работе.
-
В кино часто встречаются сцены, где злодей почти победил героя, но тут решил затянуть пятнадцатиминутную тираду о планах покорения мира. Эта схема используется довольно часто. Однако в жизни даже самая напряженная ситуация обсуждается прозаичнее.
— Огонь захватил здание, внутри остались люди!
— Подайте мне, пожалуйста, насос, Алексей Иванович. -
В кризисной обстановке высказывания становятся лаконичней.
— Здание горит, внутри люди!
— Насос, быстро!
-
Пересказ известных фактов
Людям обычно делятся новой информацией, не вдаваясь в общепризнанные подробности.
— Помнишь август сорок второго, когда немцы начали бомбить Сталинград? Сражения не затихали ни днем, ни ночью!
— Да, бои шли прямо на улицах города. -
Можно сократить до:
— Помнишь Сталинград, когда немцы бомбили днем и ночью?
— Разве такое забудешь….
-
С осторожностью передавайте акценты или особенности произношений. Если у читателя возникают сложности при прочтении реплики «П’ек’асная ка’тина!», то ограничитесь упоминанием, что персонаж картавит
-
Обсценная лексика и сленг
Если герой, например, беспрестанно «ботает по фене», читатель может и не «догнать», о чем вообще речь. Использовать арго для создания колоритных второстепенных образов допустимо, но читать специфичные диалоги несколько абзацев подряд — сложно и не подходит к формату. К этому замечанию относится использование мата: его обилие отталкивает аудиторию.
Свойства хорошего диалога
Какими качествами и каким стилем обладает образцовый диалог в литературном произведении?
-
Целесообразность и информативность
Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.
-
Продуманность образов персонажей
Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.
-
Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.
-
Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.
-
Соответствие длины реплик сюжету
Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.
-
Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.
Примеры интересных диалогов
Хотите научиться писать отличные тексты и сочинения с грамотной структурой? Читайте больше классической литературы. Разберем несколько отрывков диалогов из великих произведений:
-
«Внезапно словно луч света сверкнул в мозгу хозяина, который тщетно обыскивал все помещение.
— Письмо вовсе не потеряно! — сказал он.
— Неужели? — вскрикнул д’Артаньян.
— Нет. Оно похищено у вас.
— Кем похищено?”.Разговор хозяина трактира и д’Артаньяна ускоряет темп сюжета, стремительно раскручивая интригу. Лаконичные реплики передают напряжение сцены и волнение героев.
-
«— Вы парниша что надо, — заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
— Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.
— Хо-хо!”Диалог Людоедки Эллочки и Остапа Бендера иллюстрирует типажи героев, их умственные способности и манеры. Читатель, прочитав всего несколько реплик, произнесенных в процессе знакомства, сразу понимает, кем являются эти двое.
-
«— А что это за шаги такие на лестнице? — спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
— Это нас арестовывать идут, — ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
— А, ну-ну, — ответил на это Коровьев”.Обмен репликами дополнен описанием действий. Так Булгаков усиливает ироничность и абсурдность сцены, ведь персонажи спокойно занимаются своими делами во время надвигающейся угрозы ареста.
Правила оформления диалогов
Правописание диалога с пунктуационной точки зрения? Зависит от косвенной речи — вовлеченности автора в диалог героев.
-
Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы — тире.
— Скучаю по Саратову. Там мы впервые повстречались.
— Мария Александровна, ваша романтичная натура не перестает меня удивлять. -
Реплика после слов автора
Прямая речь начинается со слов автора, далее ставится двоеточие. Реплика пишется с новой строки.
Я услышала стук в дверь:
— Зачем вы явились?
Борис ответил:
— Принес посылку. -
Реплика перед словами автора
Точку меняем на запятую, остальные знаки препинания не меняются. Тире, слова автора со строчной буквы.
— Зачем вы явились? — поинтересовалась я у посетителя.
— Принес посылку, — ответил Борис. -
Слова автора прерывают реплику
Реплика, тире, слова автора, затем точка, тире. Новая реплика начинается с прописной буквы.
— Чудесный был день, — вздохнула Лиза. — Когда мы увидимся снова?
Редкий вариант — слова автора разделяются на две части, которые относятся к разным частям прямой речи. Перед второй частью ставится двоеточие, затем тире.
— Все нормально, — пробубнил Иванов. И моментально добавил: — Дождь собирается, давай зайдем в кафе.
-
Слова автора внутри одной фразы
Тире, реплика, запятая, атрибуция, запятая. Далее тире, реплика начинается с маленькой буквы.
— Мне приятно, — ответила девушка, — я обожаю розы.
-
Небольшие диалоги размером 2−3 реплики допускается писать одной строкой, выделяя кавычками.
«Скукотища», — подумала Алиса.
«Интересно, сколько уже лечу?» — задалась вопросом девушка.
Кролик думал об одном: «Только бы успеть вовремя».
Королева раздумывала: «Казнить иль помиловать?»
Точка и запятая ставятся за кавычками, остальные знаки препинания — внутри.
Конечно, подход к оформлению диалогов индивидуален. Однако авторам, все еще ищущим собственный, нужно быть аккуратными. Соблюдайте наши советы, и, рано или поздно, ваши герои обретут собственный голос. Не забывайте про правила оформления прямой речи и пунктуацию.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Даже далекому от литературного поприща человеку не помешает знать, как составить диалог. Студентам, школьникам, изучающим курс русского языка, начинающим авторам данное умение просто необходимо. Другая ситуация: ваш ребенок просит помочь с домашним заданием. Предположим, ему поручено составить диалог “Книга в нашей жизни” или что-то подобное. Смысловая составляющая задания затруднений не вызывает. Но знаки пунктуации в репликах героев вызывают серьезные сомнения, да и сами реплики построились как-то не слишком последовательно.
На такой случай следует знать, как составить диалог по русскому языку на заданную тему. В предлагаемой небольшой статье попробуем разобрать понятие диалога, основные принципы его построения и особенности пунктуации.
Что же это за форма?
Понятие диалога относится к процессу взаимной коммуникации. Реплики во время его перемежаются ответными фразами с постоянной сменой ролей слушающего и говорящего. Коммуникативная особенность диалога – единство в выражении, восприятии мыслей и реакции на них, отражаемое в его структуре. То есть состав диалога – взаимосвязанные реплики собеседников.
Без знания того, как составить диалог, начинающий автор обречен на провал. Ведь данная литературная форма – одна из наиболее часто встречающихся в художественных произведениях.
Когда диалог уместен
Всякий раз он происходит в конкретной ситуации, когда каждый из участников – попеременно слушающий либо говорящий. Каждая из реплик диалога может считаться речевым актом – действием, подразумевающим определенный результат.
Его основные черты обусловлены целенаправленностью, умеренностью и соблюдением определенных правил. Под целенаправленностью речевого воздействия понимаются скрытые либо явные цели любого из участников диалога. Речь может идти о сообщении, вопросе, совете, приказе, повелении либо извинении.
Для достижения собственных целей собеседниками поочередно реализуются те или иные намерения, цель которых – побудить другую сторону к конкретным действиям речевого характера. Выражается побуждающая информация либо прямо в виде глагола повелительного наклонения, либо косвенно вопросами типа: “Не могли бы Вы?” и т. д.
Как составить диалог. Общие правила
- Подача сообщений идет частями. Вначале слушающего подготавливают к восприятию информации, затем ее обосновывают, после чего непосредственно подают (в виде, например, совета либо просьбы). При этом обязательно соблюдение необходимых норм этикета.
- Тематика сообщения должна соответствовать основной цели разговора.
- Речь собеседников обязана быть недвусмысленной, понятной и последовательной.
В случае несоблюдения указанных правил происходит нарушение взаимопонимания. Примером может служить непонятная для другого речь одного из собеседников (с преобладанием неизвестной терминологии либо нечеткой артикуляцией).
Как начинается разговор
В начале диалога подразумевается приветствие и достаточно часто задается вопрос о возможности самого разговора: “Можно ли с Вами поговорить?”, “Разрешите Вас отвлечь?” и т. п. Далее чаще всего идут вопросы о делах, здоровье и жизни в целом (чаще всего это относится к неофициальным беседам). Использовать данные правила следует, если, например, вам нужно составить диалог друзей. После этого обычно поступают сообщения о непосредственной цели разговора.
Далее тема подлежит развитию. Как составить диалог, который будет выглядеть логично и естественно? Структура его подразумевает подаваемую порциями информацию говорящего, перемежаемую репликами собеседника с выражением его реакции. В какой-то момент последний может перехватить в разговоре инициативу.
Конец разговора состоит из заключительных фраз обобщающего характера и, как правило, сопровождается так называемыми этикетными фразами, за которыми следует прощание.
В идеале каждая тема диалога должна получить развитие до того, как будет совершен переход к следующей. Если же кем-либо из собеседников тема не поддерживается, это признак отсутствия интереса к ней либо к попытке закончить диалог в целом.
О культуре речи
При выстраивании речевого поведения от обоих собеседников требуется понимание, определенное умение проникнуть в мысли и настроение другого, уловить его мотивы. Без всего этого успешная коммуникация невозможна. Техника ведения диалогов подразумевает различные модели общения с вариативностью средств для выражения идей, чувств и мыслей, а также овладение тактическими навыками общения.
Согласно общим правилам, каждый поставленный вопрос требует своего ответа. На побудительную реплику ожидается ответ в виде слова либо действия. Повествование подразумевает ответную коммуникацию в виде встречной реплики либо сосредоточенного внимания.
Под последним термином понимается такое отсутствие речи, когда слушающий при помощи невербальных знаков (жестов, междометий, выражения лица) дает понять, что речь услышана и понята.
Переходим к написанию
Чтобы составить диалог на письме, требуется знать основные правила его грамотного построения. Итак, рассмотрим основные правила, по которым можно составить диалог из 4 реплик и более. Как самый простой, так и достаточно запутанный со сложным сюжетом.
Используют его очень многие авторы в своих художественных произведениях. Отличается диалог от прямой речи отсутствием кавычек и новым абзацем для каждой реплики. Если же реплика подается в кавычках, то чаще всего подразумевается, что это мысль героя. Пишется все это по достаточно строгим правилам, о которых ниже.
Как составить диалог по русскому языку с соблюдением законов пунктуации
Составляя диалог, очень важно правильно использовать знаки препинания. Но вначале немного на тему терминологии:
Под репликой понимается фраза, произносимая персонажами вслух либо про себя.
Под словами автора – фраза, в которой содержится атрибутивный глагол (спросил, ответил, сказал и т. д.) либо словосочетание, призванное заменить его по смыслу.
Порой без слов автора можно и обойтись – обычно, когда разговор состоит реплик всего двух человек (например, у вас задание – составить диалог с другом). В этом случае перед каждой репликой ставится тире, а после него пробел. В конце фразы точка, многоточие, восклицательный либо вопросительный знак.
Когда же каждая реплика сопровождается словами автора, ситуация чуть-чуть сложнее: точку следует заменить на запятую (остальные знаки остаются на своих местах), затем ставится пробел, тире и еще раз пробел. После чего приводятся слова автора (исключительно с маленькой буквы).
Варианты посложнее
Порой слова автора могут располагаться и перед репликой. Если в самом начале диалога они не выделяются отдельным абзацем, после них ставится двоеточие, а реплика начинается с новой строки. Точно так же с новой строки положено начинать следующую (ответную) реплику.
Составить диалог по русскому – не самая простая задача. Наиболее сложным можно назвать случай, когда слова автора помещаются внутри реплики. Данная грамматическая конструкция чаще всего сопровождается ошибками, особенно среди начинающих авторов. Связано это с большим числом вариантов, основных из них два: предложение разорвано словами автора либо эти самые слова помещается между соседними предложениями.
И в том и в другом случае начало реплики точно такое же, как в примере с со словами автора после нее (тире, пробел, сама реплика, снова пробел, тире, еще раз пробел и авторские слова, написанные с маленькой буквы). Дальнейшая часть уже различна. Если слова автора задумано поместить внутрь одного целого предложения, после этих слов требуется поставить запятую и дальнейшая реплика продолжается с маленькой буквы после тире. Если же решено расположить слова автора между двух отдельных предложений, первое из них должно закончиться точкой. И после непременного тире очередная реплика пишется с большой буквы.
Другие случаи
Порой встречается вариант (достаточно редко), когда атрибутивных глаголов в словах автора два. Точно так же они могут располагаться до либо после реплики, причем все вместе представляет собой единую структуру, записанную отдельной строкой. В данном случае вторая часть прямой речи начинается с двоеточия и тире.
В произведениях литературы порой можно встретить конструкции еще сложнее, но углубляться в них мы сейчас не будем.
Усвоив основные правила построения, вы сможете аналогичным образом, например, составить диалог на английском языке или т. п.
Немного о содержании
Давайте перейдем от пунктуации непосредственно к содержанию диалогов. Совет опытных писателей – минимизировать как реплики, так и слова автора. Следует убрать все лишние описания и фразы, не несущие никакой полезной информации, а также лишние украшательства (относится это не только к диалогу). Разумеется, конечный выбор остается за автором. Важно, чтобы при этом ему не изменяло чувство меры.
Слишком длинные непрерывные диалоги крайне не приветствуются. Это неоправданно затягивает повествование. Ведь подразумевается, что герои ведут разговор в реальном времени, а сюжет произведения в целом обязан развиваться намного быстрее. В случае необходимости продолжительного диалога он должен быть разбавлен описанием эмоций действующих лиц и каких-либо сопутствующих действий.
Фразы, не несущие полезной для развития сюжета информации, способны засорить любой диалог. По звучанию он должен быть максимально естественным. Крайне не рекомендуется использование сложных предложений либо тех выражений, которые в разговорной речи никогда не встречаются (разумеется, если замысел автора не предполагает обратного).
Как проверить самого себя
Проконтролировать естественность составленных реплик проще всего путем чтения диалога вслух. Все лишние длинные куски вместе с вычурными словами неизбежно будут резать слух. В то же время глазами проконтролировать наличие их гораздо сложнее. Данное правило точно так же относится к любому тексту, не только к диалогу.
Еще одной распространенной ошибкой является излишек атрибутивных слов или однообразие их употребления. Следует по возможности убрать максимум авторских комментариев типа: он сказал, она ответила и т. п. Однозначно следует делать это в случаях, когда и так понятно, кому из героев принадлежит реплика.
Атрибутивные глаголы не должны повторяться, их одинаковость режет слух. Порой можно заменить их на фразы, описывающие действия героев с последующей репликой. Русский язык располагает огромным количеством синонимов глагола сказал, окрашенных в самые разные эмоциональные оттенки.
Не следует смешивать атрибуцию с основным текстом. При отсутствии атрибутивного (либо заменяющего его) слова диалог превращается в обычный текст и оформляется отдельно от реплики.
Придерживаясь изложенных нами правил, вы легко сможете составить любой диалог.
Редкая книга обходится без диалогов. Они есть, но их очень мало, ведь диалог это общение, а вся наша жизнь наполнена общением с друзьями, родственниками, коллегами по работе, с врачами в поликлинике, случайными прохожими и попутчиками в автобусе.
Диалог очень важная составляющая повествования. Посредством диалога персонажи могут не только обозначать свое мнение по какому-либо вопросу, но и, что самое главное, выражать свои чувства.
Написать хороший диалог нужно уметь. Это дар свыше, мастерство, которое дается не всем. Мастерски прописанные диалоги, несущие в себе экспрессию, мысль встречаются очень редко. Тем не менее, кое-чему научиться можно.
При написании диалога в первую очередь следует учесть эпоху, местонахождение и происхождение персонажей. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что в 12-м веке говорили иначе, чем в 18-м, а в 18-м иначе, чем в 21-м. Поэтому, если вы пишете историю из жизни русских князей, то вам необходимо соблюдать стилистику речи той поры, знать, какие слова в то время уже существовали, а какие нет. Просто бесят диалоги в некоторых современных фильмах “про старину”, в которых разодетые в кринолины господа разговаривают как околофутбольщики. Почитайте, как строили диалоги в своих произведениях Пушкин, Чехов, Лермонтов. Использовался другой принцип построения предложений, другие речевые обороты, другие интонации – интонации, конечно, на бумаге не передать, но вот обороты и старинные слова будут вполне уместны.
Место, где происходят события вашей книги, тоже играет большую роль. На Востоке говорят иначе, чем на Западе. На Севере иначе, чем на Юге. Образованные люди говорят иначе, чем необразованные, городские иначе, чем деревенские, знатные иначе, чем простолюдины, волшебные существа могут говорить иначе, чем простые люди (звери).
Книжный язык и разговорная речь сильно отличаются
Это истина. Мы никогда не напишем письмо в том же стиле, в котором разговариваем. Хотите научиться писать хорошие диалоги – наблюдайте за тем, как разговаривают люди. Впитывайте построение предложений, выражения, жесты, мимику, которыми говорящие сопровождают свои беседы. Подмечайте индивидуальные особенности речи у конкретных людей.
Во-первых, в живом разговоре людям свойственно сокращать предложения. Человек никогда не скажет:
– Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Человек скажет:
– Я вчера сходил к Ваське, который ногу сломал. Ему уже лучше, на той неделе, наверное, выпишут.
Чувствуете разницу? А вот если бы это был не диалог, а фрагмент текста от автора, то он выглядел бы совершенно нормально:
Вчера утром я ходил к Василию, лежащему в больнице с переломом ноги, справился о состоянии его здоровья и поговорил с лечащим врачом, который сказал мне, что планирует выписать Василия на будущей неделе.
Когда мы разговариваем, мы крайне редко употребляем деепричастные и причастные обороты, применяем более простые слова и говорим короткими предложениями.
Во-вторых, когда мы разговариваем, мы не замираем истуканами. В разговоре мы испытываем целую гамму чувств от умиления до ярости и меняем выражение лица, позу. Передавайте словами эмоции разговаривающих, рассказывайте, как они мимикой показывают свое отношение к происходящему. Без этого диалоги становятся пресными и выглядят как просто способ заполнить лист бумаги.
– Привет!
– Здравствуй, Саша.
– Ты слышала, от Иванова ушла жена.
– Как ушла? И что же он теперь?
– Пока еще не понял, как ему повезло.
И этот же диалог с эмоциональными вставками:
– Привет! – в дверном проеме возник Александр.
– Здравствуй, Саша, – Ольга оторвалась от компьютера.
– Ты слышала, от Иванова ушла жена.
– Как ушла? – левая бровь Ольги взметнулась вверх. – И что же он теперь?
Александр дернул плечом:
– Пока еще не понял, как ему повезло.
Стиль общения зависит от отношений разговаривающих
Люди по-разному разговаривают с начальником, с подчиненным и с равным по положению.
Мужчины и женщины разговаривают по-разному
Существует целый раздел лингвистики, который изучает особенности речи представителей разных полов. Он так и называется – гендерная лингвистика. Установлено, что:
мужчины стремятся в речи выразить свою доминантность
мужчины почти не употребляют в речи местоимение “Я”, зато чаще женщин используют притяжательные местоимения “мой”, “твой” и т.п.
мужчины гораздо реже женщин используют неопределенные формы “может быть”, “если”, “когда-нибудь”
женщины гораздо чаще используют прилагательные и сравнения
женщины в разговорах описывают гораздо больше подробностей и деталей
женщины оперируют более длинными фразами
Любой диалог в книге должен работать на сюжет. Создавая конфликт в повествовании, вы должны развивать его и в диалогах. Конфликт это двигатель диалога. Составляя диалог, вы должны прежде всего сами себе четко ответить на вопросы: что заставило героев вступить в беседу? Что они хотят сказать друг другу на самом деле? Искренны ли они или нет?
Хороший диалог в произведении должен отвечать трем требованиям:
- коротко
- содержательно
- лаконично
Возможные
цели в диалоге:
–
понять собеседника;
–
убедить собеседника или склонить его
к какому-либо решению;
–
скорректировать поведение человека,
его отношение к своим
обязанностям;
–
аргументированно отказать в чем-либо;
–
ведение торговых, экономических и прочих
переговоров.
Стратегия
в диалоге:
От
желания собеседника говорить с Вами –
к пониманию его; от
понимания
– к убеждению.
4.7.1.
Нулевая фаза
Цель:
составить план предстоящего разговора.
Задачи:
1.
Сформулировать собственную цель и
проанализировать мотивы (почему я хочу
достичь этой цели).
2.
Попытаться по возможности более точно
определить, к какой цели будет стремиться
будущий собеседник и почему.
3.
Оценить объективные и субъективные
факторы и их влияние на ход диалога.
Объективные
факторы:
–
степень официальности разговора;
–
уровень ответственности за принятое
решение;
–
наличие места и достаточного времени
для диалога;
–
возможное присутствие посторонних
наблюдателей или заинтересованных лиц;
–
особенности предыдущего опыта общения
с данным человеком (успешность,
доверительность, длительность и т.п.).
Субъективные
факторы:
–
пол, возраст, служебное положение
собеседника;
–
уровень его эрудиции, профессиональной
компетенции;
–
индивидуально-психологические особенности
собеседника: темперамент, интеллект
(гибкость и находчивость), особенности
речи, поведения (в благоприятных и
трудных, стрессовых ситуациях).
4.
Продумать, какие факты, доводы или
аргументы можно привести для достижения
своей цели.
5.
Найти область возможного пересечения
интересов своих и собеседника.
6.
Составить общий план разговора, учитывая
при этом,какой частью своих интересов
можно пожертвовать ради достижения
общей цели.
4.7.2.
Начало диалога. Фаза контакта
Цель:
Создать такую атмосферу разговора, при
которой у собеседника появится (или
сохранится) желание обсуждать с вами
предложенную тему.
Задача:
Оценить объективные переменные факторы:
–
Присутствие при разговоре нежелательных
людей;
–
Физическое состояние собеседника;
–
Эмоциональное состояние, настроение
собеседника;
–
Наличие достаточного времени для
разговора;
–
Заинтересованность собеседника обсуждать
предложенную тему.
Внимание!
Если у собеседника состояние возбужденное,
взвинченное и т.п., следует перейти к
тактике снятия напряжения и, только
достигнув положительного результата,
продолжить разговор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
28.04.2019402.94 Кб14B1.DOC
- #
28.04.2019167.42 Кб14B2.DOC
- #
- #
- #
- #
Время от времени на работе вы можете столкнуться с ситуациями, когда вам приходится иметь дело со щекотливыми проблемами или важными вопросами. Нужно, чтобы такие непростые взаимодействия протекали продуктивно.
Если вы не подготовлены и пытаетесь сделать это по наитию, у вас меньше шансов на успешный разговор. Каков должен быть план разговора? Со стратегией вы более подготовлены к таким непростым ситуациям и располагаете планом действий, которые предпримете в ходе серьезной встречи. Когда есть план разговора, у вас, несомненно, появляется больше шансов достигнуть позитивных результатов, на которые вы рассчитываете, чем когда вы действуете экспромтом.
Знаем, когда составлять план разговора
Такую подготовку следует осуществлять в особых случаях — в критических ситуациях, в которых необходимо затронуть щекотливые вопросы, когда чрезвычайно важно быть последова
тельным и осторожным в своих словах, чтобы повлиять на достижение позитивных результатов. К таким обстоятельствам можно отнести следующие:
– высказывание предложений вышестоящему руководству;
– обсуждение проблем и конфликтов с другими -коммуникантами;
– встречи с клиентами;
– собрания и совещания команды;
– сообщение важных новостей;
– убеждение других поддержать вашу инициативу; s проведение важных презентаций.
Разрабатываем свой план разговора
Целью разработки плана является организация ваших коммуникативных действий во время разговора с другими людьми. Разрабатывая свой план общения, вы намечаете схему разговора в письменном виде, прилагаете соответствующие документы и наглядные пособия, которые понадобятся вам на этой встрече.
Следующие статьи посвящены ключевым подсказкам, на которые следует обратить внимание в процессе разработки своего плана общения.
Сначала выполняем домашнее задание
Вы должны знать, какое исследование нужно провести, какие данные собрать, в каких вопросах лучше разобраться. Нет ничего хуже, чем когда вы представляете какую-то важную информацию человеку, от которого будет зависеть принятие окончательного решения, и при этом упускаете существенные моменты или излагаете факты в неправильном порядке, что не произведет должного впечатления на вашего собеседника.
На людей производит большое впечатление тот факт, что вы приходите на важную встречу и демонстрируете хорошо выполненное домашнее задание. То, как вы проводите свою презентацию, свидетельствует, насколько хорошо вы все обдумали и подготовили, что увеличивает шансы на восприятие вашего сообщения так, как вы того сами хотите.
Учитываем особенности аудитории в своем плане
Разработка вашего плана разговора зависит от людей, которым вы будете предоставлять информацию. Ниже приводится несколько факторов, которые вам следует принять во внимание.
– Кто ваша аудитория и что для нее важно?
– О каких слабых местах вашей аудитории вы знаете (те сложные вопросы, которые должны затронуть, и те щекотливые моменты, от обсуждения которых вам следует воздержаться)?
– Насколько хорошо они вас могут понять и каким языком с ними лучше всего говорить во время обсуждения проблем?
-Когда и где с ними лучше всего обсуждать ваш вопрос?
– С какими возможными возражениями и негативными реакциями вы столкнетесь и как лучше всего с ними справиться, если все-таки они возникнут?
Прежде чем подготовить план разговора, выполните домашнее задание и обратите внимание на эти факторы. Если не появляется других сложностей, подготовка и планирование помогут вам сделать свое сообщение приемлемым для получателя. В нем правильно будут расставлены акценты, и вы сможете рассчитывать на благоприятные реакции со стороны собеседника.
Обрисовываем свой план общения
Если вы выполнили домашнее задание и учли факторы, связанные с вашей аудиторией, то готовы разрабатывать письменный план разговора. Вот те ключевые моменты, которые должны быть отражены в вашей схеме.
1. Определите начало.
Обозначьте предмет разговора и при необходимости предоставьте контекст.
Сформулируйте свою цель, т.е. скажите, чего вы хотите достичь в конце этой встречи. Уясните для себя и говорите другим, что ждете позитивных результатов.
Проинформируйте своих слушателей о том, каких действий вы от них ожидаете, чтобы они могли воспринять ваше сообщение наилучшим образом.
2. Упорядочьте изложение ключевых моментов.
Определите ключевые моменты и последовательность, в которой вы хотели бы их изложить.
Вспомните, какие истории и анекдоты могут помочь вам выразить свои мысли и когда именно следует их рассказывать.
Решите, будете ли вы использовать наглядные пособия и на каком этапе лучше всего их представить.
Также определите, когда вы придадите своему сообщению отгенок позитивности, продемонстрировав аудитории, какие положительные результаты могут дать ваши предложения, возможные решения проблемы, высказанные вами, или идеи преобразований, которые помогут осуществить необходимые усовершенствования.
3. Получите ответ слушателя.
Решите, когда вы ожидаете реакции получателя, в какой-то определенный момент (например, после презентации) или в любое другое время (по ходу вашего выступления).
Подготовьте несколько вопросов, которые поощрят высказывание мнений со стороны аудитории.
Если вы предполагаете, что услышите определенные вопросы, постарайтесь подготовить на них ответы.
4. Завершите встречу.
Решите, как вы хотите завершить разговор — от суммирования основных пунктов до подтверждения соглашения или схемы последующих действий.
Copyright © 2013 Бянкин Алексей