План урока как составить методика

Как составить план урока?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

✓ уровнем проведения урока;

✓ содержательной частью;

✓ методической наполненностью;

✓ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала

1 – урок-лекция;

2 – урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок формирования умений и навыков

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

2 – урок-лабораторная работа;

3 – урок практических работ;

4 – урок-экскурсия;

5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки оценки знаний, умений и навыков

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 – письменная проверка;

3 – зачет;

4 – зачетные практические и лабораторные работы;

5 – контрольная (самостоятельная) работа;

6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов) 

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

4. Структура урока

Структура урока изучения нового материала:

  1. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.
  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изложение нового материала по плану.
  3. Самостоятельной усвоение новых знаний:
  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.
  1. Закрепление нового материала:
  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.
  1. Самостоятельная работа учащихся:
  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.
  1. Подведение итогов урока:
  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.
  1. Домашнее задание:
  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.
  1. Индивидуальные задания учащимся:
  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод иллюстративно-демонстративный через применение такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся:

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Классификация методов обучения в зависимости
от характера познавательной деятельности учащихся

Краткое содержание метода

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий

3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения.

3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы

4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.

5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д.

5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Схема анализа урока информатики

1. Общие сведения. Дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепления материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов:

  • научность – учёт новейших достижений в информатике на уроках;
  • наглядность – использование компьютерных презентаций, графической информации, таблиц и т.д.;
  • последовательность – логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
  • связь с практикой – прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в информационном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Проблемно-поисковые, словесно-наглядные, практические. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения – разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приёмы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчёте.

8. Методы формирования и закрепления интереса к изучаемому материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, дополнительной литературы). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения изучаемого материала. Доступность – стандартность терминологии, учёт уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала.

11. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество.

12. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение учащихся самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

13. Обратная связь. Система контроля знаний у студента. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Возможность автоматизации системы контроля.

14. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приёмы.

15. Выводы:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатление;
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

Методические
рекомендации по составлению плана урока

Урок является формой реализации педагогических
воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение педагога
и студентов, направленное на активизацию познавательных возможностей студентов.

Современные уроки отличаются большим разнообразием
форм организации обучения. Урок часто называют лабораторией учителя- самой
сложной, т.к. работа идет с «человеческим материалом» и требует прогнозирования
возможностей  студентов, методической отработки материала, воспитания тех
личностных  свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им
необходимы.

Формула эффективности урока включает две составные
части: тщательность подготовки и мастерство проведения.

Основу подготовки к уроку составляет знание и
использование дидактических принципов обучения:

·       
Сознательности
и активности;

·       
Наглядности;

·       
Системности
и последовательности;

·       
Прочности;

·       
Научности;

·       
Связи
теории с практикой.

Правила осуществления принципов обучения называют еще
и правилами педагогического мастерства. Правила реализации принципов – это  и
есть ступени профессионализма. Выходит, хороший педагог потому и хороший, что
воплощает в жизнь все многогранные требования.

Чтобы 
урок был более эффективным необходимо:

1.     Изучение
учебной программы и тематического плана. Необходимо четко определить цели
каждого урока с учетом места его в  системе уроков по теме и курсу в целом ,
т.е. планировать не один урок, а все уроки во взаимосвязи.

2.     Определение
методической особенности темы. На основе тематического планирования
определяется цель, содержание, особенности методического построения каждого
урока.

3.     Определение
характера изложения учебного материала .

4.     Подготовка
психолого – педагогической диагностики особенностей и возможностей группы.

5.     Выделение:

·       
Образовательно-
воспитательных задач, решаемых на уроке;

·       
Знания
и умения, которые приобретают студенты;

·       
Методы
обучения, адекватные изучаемому материалу;

·       
Необходимые
средства обучения;

·       
Содержание,
объем, способы выполнения и фиксации самостоятельной (урочной и внеурочной)
работы.

В зависимости от целей и содержания учебной
деятельности педагог определяет тип урока и формы организации учебного занятия,
формирует структуру, распределяет время  между элементами урока, выбирает
последовательность своих действий.

Таким образом при подготовке к уроку выделяются две
задачи: первая это проектирование технологии обучения на уроке, а вторая- план
реализации разработанного проекта. Сформировавшийся проект урока находит
отражение в плане урока.

Примерная
схема плана урока

План урока
прописывается в соответствии с
тематическим планом рабочей
программы дисциплины и тематическим планом.

План урока
приведён в приложении 1

1.     Дата.

2.     Ф.И.О. преподавателя.

3.     Учебная
дисциплина.

4.     Специальность.

5.     Курс, Группа.

6.     Наименование
раздела.

7.     Тема урока
и № занятия (
название
темы берете из разработанного вами
календарно-тематического
планирования в соответствии с
тематическим планом рабочей
программы дисциплины
, порядковый номер
урока выпи­сываете из вашего календарно-
тематического
планирования
).

8.     Комплексная
цель урока: а) образовательная(
формирование знаний, умений,
специальных и общеучебныхумений
); б) развивающая; в)
воспитательная

9.     Тип урока(Тип урока
определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения).

Типы
уроков теоретического обучения
(по Махмутову М.И.):

        
урок изучения нового учебного материала.

        
урок совершенствования знаний, умений и
навыков.

        
урок обобщения и систематизации знаний.

        
урок контроля знаний, умений и навыков.

        
комбинированный.

Типы
уроков практического обучения
(по Махмутову М.И.) :

        
урок по первоначальному формированию
умений и навыков.

        
урок совершенствования умений и навыков.

        
урок по выполнению комплексных заданий
(работ).

10. Форма проведения (лекция,
семинар, беседа, практическое за­нятие, лабораторная работа, самостоятельная
работа, практическая работа, диспут, экскурсия, ролевая игра, конференция,
смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени),
семинар, деловая игра, решение проблемных задач, исследование  и пр).

11. Учебно-наглядные
пособия и ТСО (
здесь перечисляете оборудование и приборы для
демонстраций, лабораторных работ и практикумов, включаете список технических
средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке
(медиапроектор, компьютер, экран, мультимедиадоску,
DVD и т. д..
Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и
наглядных пособий (учебный материал, тесты, плакаты,  таблицы, аудиокассеты,
видеофильмы, презентации, различные электронные пособия и др.). Для уроков
информатики сюда можно включить используемое программное обеспечение.

12.  Междисциплинарные
связи.

13. Ход урока (указывают
составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в
зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры
содержания учебного материала, выбора методов обучения).
Структура
хода урока зависит от выбранного типа урока.

14. Организационная часть (приветствие, проверка
отсутствующих,
мотивация и
стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых
знаний (
актуализация),
сообщение темы урока
).

15. Основная часть (Основные вопросы темы,
последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и
методических материалов по каждому пункту основной части урока
).

16.  Подведение итогов урока. (Выводы по уроку,
рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)),
анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу
)

17. Дозировку времени на каждую часть занятия.

18. . Литературу (использованную для подготовки
к уроку
).

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три
дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Форма деятельности
зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа,
самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности
преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):

1.    
Фронтальный.

2.    
Индивидуальный.

3.    
Парный.

4.    
Коллективный.

В зависимости от результатов диагностики (рефлексии) 
преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы
обучения.

Технология проведения урока может быть как
традиционной, так и нетрадиционной. Рекомендуется использовать инновационные педагогическиетехнологии
(исследовательскую, информационно – коммуникативную, модульно –
компетентностную, сотрудничества и т. д
.), что позволяет  изменить процесс
обучения.

Средства обучения
– это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут
быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.

Методы обучения – путь исследования или познания, способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению
конкретной задачи.

В дидактике метод обучения означает упорядоченный
способ достижения учебно-воспитательных целей.

      
методы работы
преподавателя
(рассказ,
объяснение, беседа);

      
методы работы
обучающихся
(упражнения,
самостоятельная работа);

      
по источнику получения
знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или
печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются
наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы
(обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические
действия).

Дидактические методы
(по Лернеру И.Я.)

1.    
Информационно-рецептивный.

2.    
Репродуктивный.

3.    
Проблемный: проблемное изложение;
эвристический; исследовательский.

Приемы обучения— часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит
найти путь реализации метода, последовательность учебных действий,
закрепляющихся в навыках и привычках.

Приемы делятся на логические (постановка
проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения);

организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски,
демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);

технические
(вопросы
на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц,
постановка вопросов).

Результативность урока

1.     Выполнение
плана урока;

2.     Мера
реализации целей урока;

3.     Уровни
усвоения знаний и способов деятельности студентов;

·       
1-й
усвоение на уровне восприятия , понимания, запоминания;

·       
2-й
применение в аналогичной  и сходной ситуации;

·       
3-й
применение в новой ситуации, т.е. творческое.

4.     Общая
оценка результатов и эффективности занятия.

Приложение 1

План
урока № __

Дата:
_____________  Ф. И.О. преподавателя____________________________

по
дисциплине/модулю:______________________________________________

Раздел:
____________________________________________________________

Тема:
_____________________________________________________________

Для
группы _______ курса ______ специальности _______________________

Цели:

1._________________________________________________________________

2:_________________________________________________________________

3.
________________________________________________________________

Тип
урока: _________________________________________________________

Форма
проведения урока: ____________________________________________

Учебно-наглядные
пособия и ТСО
:____________________________________

Междисциплинарные
связи___________________________________________

ХОД
УРОКА:

I. Организационный момент:

1) Приветствие
и проверка присутствующих;

2) Активация
необходимых знаний
(актуализация),

3)Мотивация
и стимулирование деятельности студентов;

4) Целевая
установк;

5) Сообщение темы урок.

II. Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения,
методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по
каждому пункту основной части урока)

III. Подведение итогов урока.

1)   
Выводы по уроку(подведение
итогов работы, сообщение оценок за урок);

2)   
Рефлексия (закрепление
знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме), анализ типичных ошибок);

3)   
Задание на самостоятельную
работу
студентов
во внеурочное время __________________________________________________________

Преподаватель: ________________

Приложение 2

Методические
рекомендации по подготовке урока

(
в помощь начинающему преподавателю)

I.                  
Первое с чего надо начинать подготовку к
уроку:

      
четко определить и сформулировать для себя
его тему;

      
определить место темы в учебном курсе;

      
определить ведущие понятия темы;

      
обозначить для себя ту часть учебного
материала, которая будет использована в дальнейшем.

II.   Определить
и четко сформулировать для себя и отдельно для студентов целевую установку
урока, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную
функции учебного занятия.

III.            
Спланировать учебный материал занятия. Для
этого надо:

1.    
Подобрать литературу по теме. Если речь
идет о новом учебном материале, следует постараться, чтобы в список вошли
вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-популярное
издание. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению
поставленных задач наиболее простым способом.

2.    
Подобрать учебные задания, целью которых
является:

      
узнавание нового материала;

      
воспроизведение нового материала;

      
применение знаний в знакомых ситуациях;

      
применение знаний в незнакомых ситуациях;

      
творческий подход к знаниям.

3.    
Упорядочить учебные задания в соответствии
с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

      
задания, подводящие студента к
воспроизведению учебного материала;

      
задания, способствующие осмыслению
учебного материала;

      
задания, способствующие закреплению
учебного материала

IV.                      
Продумать «изюминку» учебного занятия.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет, удивление, изумление, восторг
– то, что студенты будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный
факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже
известному и прочее.

V.   Сгруппировать
отобранный учебный материала. Для этого продумать, в какой последовательности
будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществляться
смена видов деятельности студентов. Главное при группировке материала – умение
найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность
студентов, а не пассивное восприятие нового.

VI.           
Спланировать контроль учебной
деятельности, для чего продумать:

      
что
контролировать;

      
как
контролировать;

      
как использовать
результаты контроля.

Следует
помнить
о том, что чем чаще контролируется работа
всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

VII.                   
Подготовить оборудование для урока.
Составить список учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств
обучения, проверить, все ли работает.

VIII.                
Продумать домашнее задание: его
содержательную часть и рекомендации по выполнению.

Подготовленный
урок отражается в плане-конспекте /технологической карте, содержащих 2 основные
части: формальную и содержательную.

Формальная
часть отражает: дату, № учебного занятия, тему, цели (обучения, воспитания,
развития), оборудование, тип и вид занятия, последовательность этапов,
литературу.

Содержательная
часть включает тексты всех заданий, новый учебный материал, рекомендации по
выполнению домашнего задания, таблицу с указанием видов деятельности
преподавателя и студентов на каждом этапе урока.

Внимание!
Начинающему преподавателю рекомендуется включить в
конспект занятия  аналитическую часть – самоанализ учебного занятия.

Приложение 3

Методические
рекомендации для преподавателей по самоанализу учебного занятия

Самоанализ представляет собой
своеобразную рефлексивную деятельность преподавателя, его размышления о своем
профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.

Особенность самоанализа учебного
занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс группы и
конкретных студентов. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо
сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может
убедить преподавателя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он
сам.
При самоанализе учебного
занятия преподавателю рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:

1.    
 Удалось ли осуществить намеченный план
учебного занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от
плана? Усвоили ли студенты материал?

2.    
Как была организована на занятии
деятельность преподавателя и деятельность студентов? Удалось ли реализовать
заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы урока? Кто работал
интенсивнее – преподаватель или студенты? Были ли активны студенты в ходе
учебного занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи
учебного занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

3.    
Удалось ли выбранными приемами
сформировать у студентов мотивацию учебной деятельности на данном занятии и
дать им целевую установку?

4.    
Насколько оптимальными для реализации цели
занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной
деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как
ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач
и т.п.)?

5.    
Оптимально ли определено временное
соотношение этапов учебного занятия?

6.    
Удалось ли верно определить задачи, место,
формы и приемы контроля? Какова его эффективность? Имела ли место мотивация
оценок?

7.    
Удалось ли организовать работу студентов
по оценке собственной деятельности на учебном занятии с позиции достижения
целевой установки?

8.    
Какова степень достижения целей данного
учебного занятия?

9.    
Какие моменты на занятии были самыми
удачными? Удалось ли увлечь студентов, заинтересовать их?

10. Какие
ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы внимание студентов?

11. Что
нового, неожиданного было для студентов в учебном материале, способе его
подачи? Какие открытия были на уроке?

12.
Что было явно неудачным на занятии? Что
необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в
содержании и методах работы?

Обратите
внимание!

В самоанализе ценно показать не то, как мы
добиваемся успеха, а то, с какими проблемами сталкиваемся, какие решения
оказываются эффективными, а какие – менее эффективными, как это скажется на
работе в дальнейшем, чего на учебных занятиях прибавится, а от чего вы
отойдете.

Приложение 4

Показатели
оценки качества и эффективности учебных занятий

(по
Т.И. Шамовой)

№ п/п

Характеристика учебного занятия

Показатели

1

2

3

1.      

Цели
урока объявлены

2.      

Организованы
действия студентов по принятию деятельности

3.      

Соответствие
содержания учебного материала целям учебного занятия.

Методы
обучения обеспечили:

а)
мотивацию деятельности;

б)
сотрудничество преподавателя и студентов;

в)
контроль и самоконтроль.

4.      

Соответствие
методов обучения:

а)
содержанию учебного материала;

б) целям
урока.

5.      

Формы
познавательной деятельности обеспечили:

а)
сотрудничество студентов;

б)
включение каждого студента в деятельность по достижению целей учебного занятия.

6.      

Формы
организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с
методическим обеспечением, содержанием учебного материала, целями учебного
занятия.

7.      

Уровень
достижения целей учебного занятия:

а)
познавательный аспект;

б) воспитательный
аспект;

в0
развивающий аспект.

Оценка проводится в баллах:

2
балла
– реализовано полностью

1
балл
– реализовано частично

0
баллов
– не реализовано

Эффективность
учебного занятия рассчитывается по формуле:

Эу=
(
N*
100%): 26, где
N – сумма баллов,
выставленных экспертом, 26 – максимально возможная сумма баллов.

Если
Эу– 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный

Если
Эуот 65% до 84% – урок хороший

Если
Эу от 45% до 64 % – урок удовлетворительный

Приложение 5

Глаголы по уровням целей

Уровни в таксономии Б. Блума

Глаголы для формулировки
показателей

Знание

Систематизировать,
собирать, определить,

описать,
воспроизвести, перечислить,

назвать,
представить, сформулировать, сообщить,
перечислить,
изложить

Понимание

Сопоставить,
установить

различия,
объяснить, обобщить, переформулировать,

сделать
обзор, выбирать,
перефразировать

переводить, дать примеры

Анализ

Анализировать,
дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать,
намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять,
классифицировать, сравнивать

Синтез

Категоризировать,
соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать,
переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать,
изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение,
описывать, делать выводы

Оценка

Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить,
критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать,
устанавливать связь, подытоживать, поддерживать

класс рота взвод Дата

Тема: «»

Номер урока по тематическому плану

Тип урока:

Типы уроков:

  1. Изучение новых знаний

  2. Закрепление знаний

  3. Урок комплексного применения знаний

  4. Обобщение и систематизация знаний (или повторительно-обобщающий урок)

  5. Контроль, оценки и коррекция знаний

  6. Объединенный, или комбинированный

Форма урока:

Формы урока:

  1. экскурсия 9. кино, видео, теле-уроки

  2. лекция 10. лабораторная работа

  3. практикум 11. заочное путешествие

  4. ролевая игра 12. спектакль

  5. учебная деловая игра 13. презентация

  6. дискуссия 14. соревнование, турнир

  7. конференция 15. заочное путешествие

  8. зачет 16. суд, съезд

Основная дидактическая цель:

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения (С. Ожегов).

Целеполагание для каждого типа урока (цель определяется типом урока).

ТИП УРОКА

ГЛАВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА

Вводный урок

Дать общее представление о …

Урок изучения нового материала

Изучить …; усвоить…; выявить…; ознакомитьтся…; знать, уметь…

Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков

Закрепить, углубить, расширить … знания, сформировать … умения, … навыки

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить единичные знания, привести их в систему;

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков (ЗУН)

Определить уровень усвоения ЗУН и их комплексного применения

Цель. Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.

Задачи (развивающая, обучающая, воспитывающая):

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить:

  • а) понимание содержания учебного материала всеми учениками;

  • б) уровень его усвоения;

  • в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации;

  • г) усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока

  • добиться …

  • ознакомить с основами (психологического) знания о том, что такое …

  • актуализировать …

  • обобщить …

  • систематизировать …

  • уметь, повторить, продолжить формирование

  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие учебные умения и навыки на материале этого урока

  • проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках

Воспитательные:

  • подвести суворовцев к мировоззренческому выводу о том, что…

  • реализовать воспитательные возможности на учебном материале урока

  • изучить… с целью приобретения знаний, способствующих подготовке молодежи к трудовой деятельности

  • содействовать в ходе урока формированию задач трудового обучения и воспитания

  • осуществлять нравственное воспитание

  • обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения

  • воспитание на общечеловеческих ценностях

  • воспитание патриотизма, гражданственности

  • способствовать воспитанию активной гражданской позиции

  • содействовать решению задач эстетического воспитания

  • содействовать решению задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления

  • формировать правильное отношение к природе

  • возбудить стремление развивать, избавиться от…

  • помочь критически отнестись к своей личности

  • помочь наметить программу

  • воспитание чувства причастности к судьбе…

  • воспитание культуры труда

  • воспитание навыков поведения в обществе

  • воспитание активной жизненной позиции

  • профессиональная ориентация

  • воспитание чувства уверенности в собственных силах

  • получать удовлетворение от умственной деятельности

  • воспитание интереса

  • формирование взглядов и убеждений

  • приобщение к культурному наследию

  • воспитание уважения к историческому наследию

  • воспитание чувства гордости за…

Развивающие:

  • способствовать становлению или развитию личности

  • способствовать выработке гуманистических ценностных ориентаций в отношениях с другими людьми

  • способствовать повышению уровня гражданского и политического самосознания

  • способствовать формированию целостного мировоззрения, обеспечивающего выработку собственной позиции и понимание социальной действительности

  • развивать потребность к самостоятельному приобретению социально необходимых знаний

  • содействовать формированию правовых взглядов и убеждений

  • способствовать развитию интереса к изучаемому предмету

  • содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (пример: причинно-следственные отношения и связи, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)

  • способствовать развитию навыков логического мышления

  • способствовать развитию умения формулировать и обосновывать свою точку зрения

  • способствовать развитию познавательного интереса

  • содействовать развитию познавательных способностей (памяти, внимания, воображения…)

  • формировать способность разбираться в сущности явлений и выявлять причинно-следственные связи

  • формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать

  • способствовать развитию интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации

  • формировать умение выявлять причинно-следственные связи

  • формировать умение раскрывать сущность, смысл событий, явлений, понятий

  • формировать умение выделять главного в тексте

  • формировать умение самостоятельно работать с литературой

  • создать условия для развития у учеников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения

  • способствовать развитию у суворовцев умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов)

  • содействовать формированию умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия

  • способствовать формированию навыков оценивающей деятельности

  • содействовать развитию речи суворовцев

  • формировать у суворовцев умения преодолевать трудности в учении, закалять волю

Оборудование урока:

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Новые понятия и термины:

Структура урока.

Структура урока изучения нового такова: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщение темы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на самоподготовку. Или 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) задание на, самоподготовку 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичное закрепление. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

  1. проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоению новых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученного материала, 5) задание на самоподготовку

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков Структура этих уроков, как правило, следующая: 1) сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3) выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненных работ, 5) задание на самоподготовку

Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Структура подобных уроков:

1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока,

2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведение итогов.

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

– проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог урока;

  • задание на самоподготовку

Контрольные, или учетные, уроки

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;

-изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнения по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура комбинированного урока:

организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов урока; – задание на самоподготовку

Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно-педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого «нестандартного урока», к которому относят «уроки-суды», «уроки-форумы», «уроки-диспуты», «уроки-диалоги», «уроки пресс-конференции», «уроки-концерты»

Задание на самоподготовку

Приемы активизации:

1.Привлекательная цель (Привлекательная цель в сфере интересов ребенка)

2.Удивляйся!

3.Отсроченная отгадка (загадка в начале урока…)

4.Фантастическая добавка

5.Лови ошибку (намеренно допускать ошибку на доске, в рассказе)

6.Практичность теории (Вы-будущий бизнесмен…)

7. Пресс-конференция

8.Вопросы к тексту

9.Своя опора (ученик составляет свой конспект)

10.Свои примеры

11.Опрос-итог (что на уроке было главным, что было интересно, что новое сегодня, чему научились)

12.Обсуждение домашнего задания (как построить самоподготовку, чтобы..)

13.Разноуровневое домашнее задание

14.Задание массивом (10 заданий-ученик сам выбирает задание)

15.Особое задание (олимпийскому резерву)

16. Доклад, сообщение

17. Игра (лотерея-дети достают номера заданий, почта, победителя нанимают на работу…)

18.Коллективная учебная деятельность (работа группами…)

19.Мозговой штурм

20.Деловая игра (дебаты; игры-тренинги; логическая цепочка из терминов; хронолет-самолетик с датами; рулетка; веришь-не веришь; что, где, когда; учитель задает вопросы-да-нетка )

21.Театрализация

22.Выход за пределы учебника

23.Советуйтесь с детьми

24.Райтинг (от англ.-правильно)-оценку за урок ставит через дробь ученик и учитель

25.Кредит доверия (оценка в кредит)

26.Своя валюта на уроках

27.Блиц-контрольная

28.Релейная контрольная работа (все задания решались раньше)

29.Тренировочная контрольная работа

30.Прогромируемый опрос (тест, ученик выбирает правильный ответ из предложенных)

31. Взаимоопрос

32.Защитный лист (ученик вписывает фамилию, если не готов)

33.Идеальный опрос (кто готов на 10 – выборочно перепроверить)

34.Опрос по цепочке (ответ прерывается, продолжается другим)

35.Введите роль (ученик участвует в управлении процессом)

36.Светофор (карточки)

Индивидуально:

1 уровень

2

1 балл

1

2 балла

2

2 уровень

4

3 балла

3-4

4 балла

5-6

3 уровень

6

5 баллов

7-10

6 баллов

11-14

4 уровень

8

7 баллов

15-20

8 баллов

20-24

5 уровень

10

9 баллов

25-28

10 баллов

28-30

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи. 

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты: 

  • Ознакомление с новой темой, 
  • Закрепление пройденного материала, 
  • Повторение, 
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров. 

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Как составить план конспекта

Общая характеристика планирования урок

Виды планов-конспектов урока

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Как составить план урока

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия. 

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Как составить план конспекта

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока 

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока 

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару. 

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов. 

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения. 

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.    

    5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность 

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.   

    Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников,  помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта. 

Обновлено: 18.05.2023

Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.

Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления

Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.

Итак, план урока – это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока.

Конспект же – это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).

Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:

  • Шаблон конспекта урока;
  • Шаблон плана урока;
  • Учебную программу предмета;
  • Педагогический опыт.

В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.

Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.

Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.

Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.

Методы составления конспекта и плана урока

Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.

Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.

Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).

Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.

То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.

Конспект урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.

План урока

Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать:

  • Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
  • Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
  • Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
  • Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.

О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.

Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!

План урока состоит из нескольких частей:

  • Формулировки темы урока,
  • Целей урока,
  • Указания средств обучения,
  • Хода урока,
  • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

  1. Приветствие (1 минута).
  2. Речевая разминка (5 минут).
  3. Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
  4. Фронтальный опрос (4 минуты).
  5. Объяснение нового материала (десять минут).
  6. Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
  7. Выполнение упражнения у доски (десять минут).
  8. Подведение итогов урока (3 минуты).
  9. Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

____________________________________________________________________________

http://school1366.ru/news/images/fgos_znak.jpg

План, конспект и технологическая карта урока

в соответствии с требования ФГОС

(методическое пособие)

Златоуст, 2019

Члены рабочей группы:

Бородина Е.С. – учитель начальных классов

Головченко Т.А.– учитель русского языка и литературы

Дрёмина Н.Г.– учитель начальных классов

Дьячкова А.А.– учитель начальных классов

Крохалева Л.А. – методист

Некрасов К.А. – учитель физики

Подельщикова С.В. – методист

Рамазанова Е.Д.– учитель начальных классов

Салихова Г.Р.– учитель биологии

План, конспект и технологическая карта урока в соответствии с требования ФГОС:

методическое пособие / МАОУ СОШ № 38. – Златоуст, 2019. – 50 с.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственно действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться следующие приёмы:

-предъявить противоречивые факты, теории;

-обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу; или выполнение задания (объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса); или практическая работа и т.д.

Структура современного урока должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает ход урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Различия плана, конспекта и технологической карты урока

1. План (от лат. planum – плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия. (Большой энциклопедический словарь)

План урока пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представить в виде таблицы следующего содержания:

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Читайте также:

      

  • Проверяют ли справки в детском саду в дежурную группу
  •   

  • Музыкальное размышление на тему что такое музыка кратко
  •   

  • Интересные проекты в школах россии
  •   

  • Школа 116 екатеринбург педагогический состав
  •   

  • В чем причины ухудшения сырьевой базы россии в 1990 е годы кратко

Добавить комментарий