Показать как составить синквейн

Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.

Синквейн — это эффективный метод развития речи.

Как правильно составить синквейн?

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Структура синквейна напоминает ёлочку.

Как правильно писать синквейн

Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.

Примеры синквейнов, написанные детьми.

Россия.

Великая, огромная.

Объединяет, защищает, восхищает.

Умом Россию не понять.

Отечество.


Осень.

Дождливая, разноцветная.

Приходит, дарит, готовит.

Унылая пора, очей очарованье.

Запасиха.


Бабочка.

Легкая, красочная.

Порхает, удивляет, улетает.

Появляется из обычной гусеницы.

Насекомое.


Принцип, думаю, понятен.

Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит выделять главное.
  • Развивает речь.
  • Позволяет закрепить знание частей речи.
  • Учит работать по алгоритму.
  • Учит чётко формулировать свои мысли.
  • Развивает творческие способности.
  • Учит применять полученные знания на практике.

Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.

Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.

О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных

Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

синквейн задание

Содержание

  1. Что такое синквейн?
  2. Педагогическая ценность синквейна
  3. Как составить синквейн: практические рекомендации
  4. 1 строка
  5. 2 строка
  6. 3 строка
  7. 4 строка
  8. 5 строка
  9. Примеры синквейнов
  10. Лето
  11. Война
  12. Школа
  13. Бабушка
  14. Вишня
  15. Салют
  16. Ребенок
  17. Полиция
  18. 1 сентября
  19. Гражданин

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка –  два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка –  итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Читайте также

Как быстро выучить стих наизусть?
Сдача стихотворений наизусть – одна из самых сложных школьных обязанностей, особенно тяжкая для некоторых учеников, не обладающих феноменальной памятью. Да и способным школьникам хотелось бы…

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Как составить синквейн: практические рекомендации

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.

  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Ужас.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Знания.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Семья.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Лето.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Мир.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Будущее.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

Защита.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Знания.

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Выборы.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

Синквейн – это один из методических приемов, предназначенный для того, чтобы обобщить полученные знания. Он помогает сконцентрироваться на главном, выделить существенные мысли и достаточно прочно запомнить информацию. Прочитав синквейн, через пару месяцев можно практически полностью вспомнить пройденную тему, по которой он был составлен.

Содержание

  • Что такое синквейн
  • Правила написания
  • Как составить синквейн: мои советы
    • Первая строка
    • Вторая строка
    • Третья строка
    • Четвертая срока
    • Пятая строка
  • Примеры синквейна по литературе
  • Заключение

Что такое синквейн

Что такое синквейн

Синквейн – что это такое? Это творческая работа, представленная в форме краткого нерифмованного стихотворения, составленного по определенным правилам.

Правила написания

Как составить синквейн? Это обязательно нужно делать по следующим правилам. Синквейн всегда состоит из пяти строк в определенной структуре:

  1. В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы;
  2. Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею;
  3. В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы;
  4. В четвертой – главная смысловая фраза темы;
  5. В пятой – существительное, которое служит заключением.

Представленный план синквейна является его основной характеристикой.

Как составить синквейн: мои советы

Для того, чтоб научиться правильно составлять синквейн, необходимо развивать мышление и воображение. Чем больше тренировок по составлению синквейнов, тем быстрее и качественнее они будут получаться.

Первая строка

Булгаков

Для того, чтоб сделать первую строчку синквейна, необходимо постараться вычленить из темы самую главную мысль. Например, при работе с синквейном на литературе, в первой строчке может быть записано слово «Булгаков».

Вторая строка

Для второй строки синквейна, согласно алгоритму, нужно подобрать такие два прилагательных, которые уточняли бы существительное в первой строке. Например, это может быть «Талантливый. Интересный.»

Третья строка

Третьей строкой в схеме синквейна дополняются уже имеющиеся слова, и записаны здесь должны быть существенные глаголы. Например, на том же уроке литературы это может быть «Писать. Удивлять. Понимать».

Четвертая срока

По методике, для четвертой строки синквейна нужно подобрать емкую фразу, относящуюся к теме. В данном случае это могли бы быть слова «Рукописи не горят».

Пятая строка

Анна Ахматова

Пятая строчка в написании синквейна – это заключение, оно должно ассоциироваться со словом из первой строки. Например, А.Ахматова называла этого писателя «гением», это слово и может оказаться в конце синквейна.

Примеры синквейна по литературе

Примеры синквейна по литературе в начальной школе можно представить практически на любое произведение или героя. Вот некоторые из них:

Рыбка

Золотая, справедливая

Отвечает, выполняет, злится

Чего тебе надобно, старче?

Желание

Или:

Старуха

Жадная, несправедливая

Приказывает, ругает, не знает меры

Осталась у разбитого корыта

Вред

Заключение

Метод синквейна – это творческий способ обобщить всю полученную информацию. Если прочитать составленный синквейн спустя продолжительное время, то, скорее всего, получится актуализировать все знания, связанные с представленной темой. Оформление синквейна помогает развивать мышление, логику и воображение, а также служит способом подведения итогов по теме.

skhema_sinkvejna

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Детское стихотворение

Схема синквейна точная и устойчивая, поэтому позволяет написать стихотворение любому человеку, без исключения. Уже с дошкольного возраста. Синквейны сочиняют на различные темы.  

Эта форма стихосложения помогает ребенку освоить и применять на практике ключевые навыки работы с информацией. Его речь будет богатой, образной и выразительной. Кроме того, работа со смыслами развивает ум и умение видеть новые связи. Это чрезвычайно ценно.

skachat'_karty_proppa

Бесплатно

Что такое синквейн

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хокку и танка, характерными для японской культуры. Тогда при создании схемы синквейна большое внимание уделялось подсчету слогов в строчках и ударению. Сейчас иначе.

avtor_sinkvejna

Ниже речь пойдет о дидактическом синквейне, где акцент ставится на содержательной составляющей и следованию правилам написания каждой строки. Схеме синквейна.

У него двоякая природа: с одной стороны есть принципы и правила, с другой — свободное выражение своих мыслей. Как ящик, в котором лежит что-то живое, теплое. Или череп, в котором находятся и пульсируют миллиарды нейронов и еще больше связей между ними.

ustojchivaya_skhema_sinkvejna

Функции синквейна:

Задача этого приема в учебной деятельности — подвести итог, черту, собрать в единый образ знания на определенную тему. Это может быть как уже давно известная информация, так и только что изученная. Сочинение синквейна – оригинальный способ актуализации и контроля материала.

Составление такого пятистишья является одним из приемов критического мышления. Для создания синквейна ребенку необходимо:

  • Найти в теме главные элементы, опоры, понятия, на которых держится предмет изучения. Характерные слова.
  • Проанализировать их и сделать выводы.
  • Сформулировать эти выводы кратко, в соответствии с правилами и схемой синквейна.

А кроме того, пятистишие используют для:

  • оригинального поздравления по любому поводу любого человека
  • глубокого усвоения и быстрого запоминания учебного материала
  • выражения собственного мнения, чувств, отношения к событию, предмету или явлению

Мамуля.
Родная, любимая.
Греет, любит, ласкает.
Моя мама самая лучшая.
Радость.

Написать такие стихотворения довольно легко, а процесс похож на игру. Главное — запомнить план составления. Со временем придет музыкальность и мастерство.

Начинать нужно с простых тем, затем усложнять. Как и всегда.

Схема составления синквейна

Схема синквейна напоминает ёлочку.

1 строка – Это тема работы в одно слово. Ключевое слово. Слово, которое определяет содержание синквейна. Оно обязательно выражено существительным или местоимением. Обозначает предмет или явление, о котором пойдет речь в стихотворении. И, как правило, эту строчку не нужно придумывать. Она уже задана.

Например, «Книга»

skhema_sinkvejna_1aya_stroka
1 строка

2 строка – два прилагательных, характеризующих тему синквейна. Признаки. Слова, которые приходят на ум при упоминании слова из 1ой строки, описывают его. Точно и емко.

Книга какая? И в ответе кроется личное представление и уровень знания предмета.

Например, «Полезная, красивая.»

skhema_sinkvejna_2aya_stroka
2 строки

3 строка – три глагола, характерных для темы синквейна. Действия.

Действия, которые делает заданный объект. Действия, которыми он влияет на окружающий мир. Действия, которые можно делать с ним.

Книга что делает? Какая функция книги? Что делают с книгой?

Например, «Развлекает, обучает, воспитывает.» или «Читают, коллекционируют, дарят.»

skhema_sinkvejna_3ya_stroka
3 строки

4 строка – короткое предложение, 4-5 слов, раскрывающих суть темы или отношение к ней. Впечатления, чувства. Это может быть не только составленная автором синквейна фраза, а и пословица, крылатое выражение или цитата.

Пример с книгой: «В ней память человеческого рода.»

skhema_sinkvejna_4ya_stroka
4 строки

5 строка – заключение схемы. Одно существительное — ассоциация, синоним темы. Слово-итог, которое подчеркивает смысл темы, суть объекта.

Заключение про книгу: «Знание.»

skhema_sinkvejna_5ya_stroka

Книга.

Полезная, красивая.

Развлекает, обучает, воспитывает.

В ней память человеческого рода.

Знание.

Как вариант, количество слов в синквейне может немного увеличиваться. А также могут не совпадать со схемой синквейна части речи.

Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка

Бесплатная программа

Как научить ребенка писать синквейн?

  • Прежде всего рассказать ему о том, что такое синквейн. В чем его отличия от других форм высказывания на тему.
  • Затем объяснить схему сочинения пятистишья. Она довольно проста и точно описывается. Эта схема = алгоритм.
  • Привести несколько примеров и показать, как они соответствуют установленному порядку сочинения синквейна.
  • Составить стихотворение вместе. Если написание строчек вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Вот как бы могла выглядеть совместная работа по сложению стиха на тему «Свет»:

Вопрос Ответ
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый.
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
  • Дать тему для написания собственного синквейна. И время. Можно брать любую тему, любое понятие и раскрывать его через ассоциации, чувства и смыслы. Но для начинающих лучше творить на темы близкие, интересные и хорошо изученные.

Может такое быть, что ребенку не понравится эта работа или не получится с первого раза. Это объяснимо.

Несмотря на то, что есть точная схема, синквейн все же требует словарного запаса, умения обобщать, погружаться в смысл слов. И не у каждого ребенка, особенно младших классов, все это есть.

Поэтому без критики, а наоборот, с поощрениями и подсказками двигаемся дальше, пробуем еще. Через некоторое время такой творческий труд превратится в игры разума, средством выражения мыслей, изучения новых понятий.

 Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска

народный учитель, В. Шаталов

Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка

Как использовать синквейны

Синквейны можно начинать сочинять уже в дошкольном возрасте и продолжать до старости.

Этот прием настолько универсален, что подходит для изучения каждого предмета, даже математики. Вот пример из 1го класса:

Сложение.
Легкое, сложное.
Прибавить, увеличить на, суммировать.
Действие по увеличению одного числа.
Сумма.

Или физики.

Гравитация.
Сложная, логичная.
Притягивает, тянет, взаимодействует.
Была открыта Исааком Ньютоном. 
Сила притяжения.

Но, конечно, чаще его используют при изучении гуманитарных предметов. Все-таки процесс этот творческий и нужен размах эмоций и ассоциаций.

Вот пример синквейна по Окружающему миру на тему «Времена года».

Лето.
Жаркое, веселое.
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Как видим из примера, все слова пятистишья раскрывают суть понятия, добавляют свои частички смысла в общее целое понимания темы. Причем детского понимания. Взрослый бы написал его иначе. А еще точнее женщина. И если уж быть точной до конца, то каждая конкретная женщина напишет свой неповторимый синквейн. Как и каждый ребенок.

Поэтому, по содержанию стиха сканируется глубина его представления по теме. Какие образы, признаки, действия, синонимы он использует, какие связи у него сформированы. Все это показательно и можно нужно, при необходимости, корректировать.

Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка

Бесплатный мини-курс

Прием Синквейн и развитие критического мышления

Синквейн – это прием технологии развития критического мышления. Использовать его можно на любой из 3х стадий.

В начале изучения вопроса, на этапе вызова составляем пятистишие из собственных запасов знаний на эту тему. Задача синквейна здесь — показать «белые пятна», где есть неправильное понимание.

stadiya_vyzov

И уже на следующем этапе, на этапе осмысления восполнить пробелы, собрать недостающие кусочки паззла, заменить неверные, чтобы в итоге получить полное представление и усвоение материала.

Помимо более глубокого понимания информации, сочинение пятистишья еще и развлечение, ведь схема синквейна – это игра по правилам. Смена формы учебной деятельности, разнообразие на занятии рождают интерес. Он способствует естественному запоминанию.

stadiya_osmysleniya

На этапе рефлексии, этапе обратной связи, если составить еще один синквейн, то его можно сравнить с тем, который был написан в начале изучения темы, на стадии вызова. Вот тут и будет видно, произошли ли изменения в понимании вопроса и какие именно. Может быть и такое, что кардинально поменяется образ объекта, его связи и функции.

stadiya_refleksiya

Такое сравнение тоже развивает критическое мышление. Здесь и анализ, и оценка достоверности информации, и умение делать аргументированные выводы и обобщения.

Польза приема Синквейн

  1. Стихотворение можно писать в процессе чтения параграфа, например про историческую личность. Изучая материал, ребенок заполняет схему Синквейна и в итоге у него получается:
  • Оригинальный опорный конспект. В него в краткой форме вписаны ключевые для этого персонажа слова.
  • Стихотворение. В нем создан поэтический характерный образ.
  1. При такой работе укрепляются следующие навыки работы с информацией:
  • Выделять главное – один из самых важных навыков
  • Производить анализ и синтез единиц информации
  • Подбирать емкие, точные слова → доносить мысли кратко → расширение словарного запаса
  • Четко формулировать свои мысли, уметь их выражать → развитие речь
  1. Умение следовать заданному алгоритму. Чтобы быстрее освоить что-то новое, сначала действуем по инструкции, выучиваем правила. А дальше, на практике уже добавляем свое или нарушаем эти правила, осознавая последствия.
  1. Синквейн – тренажер для закрепления знаний о частях речи.
  1. Создание собственного стихотворения – процесс творческий. Пусть заданы рамки, схема стиха, но внутри много есть пространства для воображения. Это развивает креативное мышление.
  1. Синквейн нередко может стать источником инсайта, неожиданной ассоциации, более глубокого представления о теме пятистишья в частности и мироустройства в целом.
  1. Запоминание информации быстрее и легче, потому что:
  • Включен интерес.
  • Практическое применение нового материала.
  • Концентрация внимания много выше, чем при изучении текста без приема.
  1. Простота схемы Синквейна
  1. Как говорилось выше, этот прием развивает критическое мышление.

Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка

Бесплатно

Примеры синквейнов

Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.

В продолжение темы «Времена года»:

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Или синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Из нашего. 7ми-летний мальчик:

Крыса.
Скоростная, жирная.
Бегает, прыгает, летает.
К ней относятся все по-разному.
Волчок.

Велосипед.
Неустойчивый, железный.
Едет, падает, радует.
В движение приводят педали.
Скорость


Выводы:

  1. Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  2. Он помогает пополнить словарный запас.
  3. Прием учит находить и выделять в большом объеме информации главные слова.
  4. Написание стиха – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  5. Составить синквейн по схеме получается у всех.
  6. Стихотворение можно сочинять для задач обыденной жизни: поздравления, самовыражение.
  7. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  8. Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать и оценивать их.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Возьмите тему: учебную или просто интересную и напишите стихотворение. Схема синквейна вам в помощь. Удачи!


Схема Синквейна: 5 строк для создания стихотворения и обучения ребенка

Добавить комментарий