Поколение z как найти общий язык

Руководители, пообщавшись на конференциях, летних практиках со студентами, бьют тревогу: им ничего не интересно, кроме своих гаджетов. Совсем скоро они придут в компании на смену прежним работникам. Как управлять молодежью, как ее мотивировать?

Нейл Хоув и Вильям Штраус относят людей 1995–2020 года рождения к поколению Z. Представители этого поколения еще более сосредоточены на себе, чем «игреки». Их сосредоточенность на собственной персоне приводит к отрешенности от всего внешнего, что их напрямую не касается. «Зетов» называют индивидуалистами, считают инфантильными, не способными начать действовать, даже если это поможет удовлетворить их потребности. Они все стараются делать при помощи современных технологий, легко обходятся без живого общения, зато без мобильных устройств с выходом в Интернет не могут прожить и минуты. Поколение Z также называют «цифровыми аборигенами».

Свои первые заработки «зеты» готовы потратить на новый, более продвинутый гаджет. Старшее поколение обвиняет их в том, что они ни на чем не могут сосредотачиваться дольше десяти минут. HR-специалисты, пообщавшись с представителями поколения Z, находят в них и положительные черты: обучаемость, вера в себя, свежесть восприятия и бесстрашие (во многом из-за неопытности). Может, не такие они и «сложные»? Чтобы понять «зетов», нужно разобраться в логике их поступков и мышления, особенностях мировосприятия. Вот несколько фактов о представителях поколения Z, которые помогут вам найти с ними общий язык и подобрать действенные методы управления:

1. «Зеты» – индивидуалисты, поэтому не могут работать в команде.

Авторы теории поколений отмечают, что многие склонности, черты характера, особенности поведения людей определяются и экономическими условиями, в которых эти личности родились и росли в период до 12–14 лет. Для родителей поколения Z это было сложное время: слом идеологии, новые модели экономики. Люди полагались только на себя, закрываясь от социума. «Зеты», воспитанные в это время, также вырабатывают собственные ценности, новое отношение к жизни, при этом надеются только на себя. Анализируют свой внутренний мир, делают ставку на собственный потенциал и уникальность, полагая, что это позволит достойно существовать. Индивидуальность стала для них главной ценностью, гарантирующей шанс на самореализацию и выживание. «Зеты» ищут свою индивидуальность и строят безопасный и управляемый, но вместе с тем автономный мир вокруг себя.

Если вы хотите, чтобы представители поколения Z работали вместе, поставьте задачу, интересную всем. Чтобы избежать путаницы, распределите ответственность, иначе все могут взяться за одно задание, а поняв это, совсем перестанут работать. «Зетов» привлекают сложные задачи, выполнение которых даст им новые навыки и умения.

2. Бесполезно мотивировать «зета», ставя ему в пример других. Упирайте на его уникальность

Чужие достижения и успехи не стимулируют «зетов» работать лучше. Они не придают значения внешним фактам, опираясь на такую формулу: «Я – это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других, мне все равно. Сравнения неуместны».

3. Представителям поколения Z необходимы разъяснения и инструкции в работе

Эффективно работать «зеты» смогут только тогда, когда достигнут предельной ясности в последовательности действий, зонах ответственности, формате взаимодействия с другими сотрудниками. Если работа в компании организована нечетко, то «зеты» будут хитрить и лишь делать вид, что заняты важным делом. Требования и подсказки лучше составить в виде инструкции, поскольку поколение Z не привыкло долго слушать. «Зеты» также ждут интересную работу, в которой непременно задействованы современные технологии, необходимо обрабатывать большое количество информации. Привлекательна для них удаленная работа или гибкий график.

4. Зеты ждут индивидуальных задач и поручений

Попробуйте общаться с молодежью лично, понять, что им интересно, в чем уникальность каждого из них. Так у вас будут рычаги воздействия. Упирая на уникальность, тем самым подчеркивая их отличия от других, вы сможете давать задания, которые «зеты» непременно выполнят. Возможно, индивидуальный подход к каждому сотруднику с появлением в компаниях представителей поколения Z станет непременным условием успешного управления.

5. Критиковать молодежь нет смысла, необходим конструктивный разбор удач и промахов

Поколение Z не обижается на критику. Вряд ли они даже каким-либо образом прореагируют на упреки в безответственности, халатности, нарушении моральных норм. Скорее, расценят напористую критику руководителя как знак того, что он не понимает их. Между тем, с их точки зрения, все их поступки логичны, последовательны и понятны.

6. За инфантилизмом скрывается четкая расстановка приоритетов

Все, что не совпадает с ценностями, внутренним миром и личными интересами «зетов», не вызывает в них никаких треволнений и желания проявить участие. Они глухи ко всему, что, на их взгляд, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера. Будучи погруженными в бесконечный поток информации, люди поколения Z научились жестко отметать то, что не нужно для жизни. Иначе можно утонуть. Поэтому общаться с «зетами» лучше всего предметно, по делу. Они сами смогут выявить и исправить недоработки.

7. В качестве руководителя «зетам» больше подойдет профессионал, который будет общаться с ними на равных

Лидер для поколения Z – это не тот, кто напорист и нахрапист, умеет давить на других и во что бы то ни стало продвигаться к своей цели. Это прежде всего великолепный профессионал, способный завоевать авторитет среди подчиненных благодаря своим знаниям и опыту. Девиз зета: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня». Агрессивный стиль управления может испугать их, они замкнутся еще больше.

8. Поколение Z не доверяет чужому опыту. Позвольте им самим понять, как и что лучше делать

«Зеты» не привыкли полагаться на чужие выводы. Поэтому им необходимо время на обдумывание и принятие решения. Возможно, им нужно будет попробовать себя в нескольких сферах, чтобы определиться, какая из них больше увлекает. Задачи им лучше ставить так, чтобы они звучали как предложение, которое нужно обсудить.

9. «Зеты» обладают клиповым мышлением и живут в многозадачности

Поколение Z предпочитает потреблять и перерабатывать информацию короткими порциями. Им можно и нужно ставить одновременно несколько разных задач на короткий срок. Их гиперактивность и способность постоянно переключать внимание поможет справиться с работой.

Задачи для «зетов» должны быть простыми и лаконичными. Лучше, если их будет три-пять, причем разноплановых. Благодаря этому у сотрудника не возникнет ощущения, что его работа стереотипна и монотонна.

10. «Зеты» – поколение «лайков». Находите поводы их регулярно хвалить

Представители этого поколения привыкли с детства к поощрениям. Рекомендуйте руководителям искать поводы для похвалы. Хотя бы за старание и усердие, готовность помочь коллегам. Не обязательно тратиться на премию. Подойдут и маленькие бонусы: билет в кино, подарочный сертификат в магазин модной одежды или электроники.

11. Поколению Z необходимы понятные правила поведения и построения карьеры

Полагаясь на собственный потенциал, осознавая свои интересы и возможности, «зеты» хотят работать здесь и сейчас, полностью раскрыть и реализовать себя. Покажите им простые и четкие правила, как в компании можно расти и совершенствоваться. В качестве карьеры поколение Z рассматривает не только продвижение по службе. Им интересно и совершенствование уже имеющихся навыков, статус профессионала, эксперта.

О форме контроля работы договаривайтесь заранее. Например, «выполнишь требования, получишь больше свободы. Не выполнишь – контроль усилится». Как правило, дети технологий следуют договоренностям и мирятся с усилением контроля, если проштрафились.

12. «Зеты» неохотно запоминают информацию, надеясь на технологии

Учитывайте этот факт при построении бизнес-процессов. Например, можно ставить задачи и контролировать их выполнение через системы автоматизации управления, локальную сеть или внутренний сайт компании.

Секреты управления поколением Y читайте здесь http://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=260204

Ценности этих ребят кардинально отличаются.

Неуправляемое поколение Z: как найти общий язык с современными подростками

Не успели еще маркетологи и работодатели разобраться, как им следует обращаться с миллениалами, как успело подрасти поколение молодых людей, родившихся в 2000 году. Если вы привыкли воспринимать их как детей, то вынуждены вас разочаровать – уже в 2022 году по прогнозам они будут составлять 40% покупателей и новых сотрудников.

От предыдущих поколений их отличает:

  • получение информации из интернета
  • независимость от брендов
  • желание заводить свой бизнес
  • умение зарабатывать

Перед работодателями сейчас стоит вызов – как же привлечь новую рабочую силу? Старые методы взаимодействия уже не работают. Точно также и не работает классическая реклама.

Постараемся разобрать все особенности нового поколения, чего они ждут от мира и от самих себя.

Неуправляемое поколение Z: как найти общий язык с современными подростками

1. Ценят индивидуальность

Поколение Инстаграм точно знает цену личному бренду и своей независимости. Для них важна индивидуальность в работе и в жизни. Вдобавок им важно осознавать, какую ценность для компании и для их будущего несет выполняемая работа.

Во время собеседования им важно узнать миссию компании, философию бизнеса. Также необходимо описать им возможности карьерного роста, какие шаги необходимо для этого предпринять.

При выборе покупок они отдают предпочтение тем брендам, которые заботятся об окружающей среде. Экологичные упаковки, социально-ориентированное предприятие – за такие особенности поколение нулевых готово даже переплачивать.

Неуправляемое поколение Z: как найти общий язык с современными подростками

2. Всегда на связи

Молодому поколению очень важно успеть сделать максимум за короткий промежуток времени. Поэтому цифровизация и использование искусственного интеллекта для них вопрос жизненной необходимости:

  • вместо планерок – чаты в мессенджерах
  • данные в облаке
  • вместо администраторов и продавцов-консультантов – чат-боты

Для них практически не имеет значения географическое размещение магазина, даже существование офиса. Хорошо относятся к интернет-магазинам, покупкам через приложения и Телеграм-каналы.

Неуправляемое поколение Z: как найти общий язык с современными подростками

Рекомендуем: Петрановская бы одобрила: принципы воспитания Николая II, которые опередили свое время

3.  Играют даже на работе

Среди работодателей существует мнение о том, что «дети нулевых» очень ленивы, так как их невозможно привлечь на работу. Однако на самом деле это далеко не так. Просто каналы подбора персонала должны измениться. Молодые люди не читают газет в поиске объявлений, не заходят на сайты с вакансиями.

Большинство крупных компаний уже осознали, что для привлечения представителей нового поколения стоит использовать их любовь к играм. Например, компания Uncle Grey решила, что для привлечения разработчиков стоит разместить информацию о вакансии прямо в популярной игре Team Fortress.

Часть топовых игроков периодически бросали в общий чат информацию о требующихся специалистах, а также на стенах были развешаны объявления со ссылкой на вакансию.

Геймификация во всем – от подбора сотрудников до повышения работоспособности. Для расчета показателей эффективности тоже стоит использовать элементы квеста или игры, чтобы сотрудники активнее участвовали в этом.

Неуправляемое поколение Z: как найти общий язык с современными подростками

4. Сами могут дать работу

Поколение Z («дети нулевых») – прекрасные бизнесмены. Креативность помогает им придумывать новые идеи для формирования дополнительного дохода. А гибкость мышления постоянно толкает на нововведения и изменения, направленные на потребителя.

Многие мировые бренды уже отметили, что продвижение продукции через блоги молодых людей приносит им гораздо больше горячих клиентов.

Рекомендуем: Глаз дергается: избранное из родительских чатов

На что обращать внимание при общении с поколением Z?

Если мы уже сказали, что поколение нулевых сами являются нанимателями, то необходимо упомянуть, что они ждут от своих будущих работников, какие качества и умения будут востребованы. В их число входят управленческие навыки, ораторское искусство, гибкость, клиентоориентированность, умение продавать, human design.

Для того чтобы найти точки соприкосновения с новым поколением, достаточно использовать те же канали коммуникации: общение в соцсетях, игры, и знать их особенности.

«Поколение нулевых очень прагматично. Согласно исследованиям, в первую очередь при выборе работы они обращают внимание на уровень вознаграждения. Они не будут терпеть неудобный офис или начальника-самодура.

Если что-то не понравится – мгновенно встают и переходят на новую работу. Нередко в резюме молодого специалиста можно насчитать 2-3, а то и 5 разных мест работы.

Не склонны молодые специалисты обретать привязанности – вообще эмоциональный интеллект – это та компетенция, которой, как правило, они не обладают. Они очень прямолинейны и кратки – и не очень задумываются над нюансами и полутонами: прямой ответ на прямой вопрос – вот их метод.

Молодые специалисты при поиске работы обращают внимание либо на те отрасли, которые сулят большие доходы – например, сырьевой сектор (нефть и газ), либо на те, которые являются продолжением их хобби – игры и развлечения. Юристы и экономисты потеряли свою популярность».

— Анна Старикова, генеральный директор РКА-консалтинг

Читайте также: Что нужно знать о детях, рожденных в октябре: 6 любопытных фактов

В настоящее время наиболее важными стратегическими вопросами общества являются вопросы нового определения понятий «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошее образование», «ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающие их вопросы – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Система образования не всегда соответствует запросам современных школьников. Меняются времена – меняются люди. А для осуществления эффективного педагогического процесса необходимы взаимопонимание и общая цель у учителя и ученика. Как же достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Теория Поколений изучает два больших вопроса:

  • ценности;
  • цикличность в событиях и явлениях,
  • влияющих на формирование ценностей.

В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют не заметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели, и что нас мотивирует.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

1. Поколение Победителей (1900–1922 гг.).

2. Поколение Молчаливых (1923–1942 гг.).

3. Поколение Беби-Бумеров(1943–1962 гг.).

4. Поколение X (1963–1982 гг.).

5. Поколение Миллениалов, или поколение Y (1983–2002 гг.).

6. Отдельно некоторые эксперты выделяют поколение Z (с 2003 г.). В современной школе учится поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-11 классов. Учителя – в основном представители поколения X. Студенты вузов – поколение Y. Собственно, именно эти три поколения нас и интересуют больше всего как объекты и субъекты системы образования. Остановимся на каждом поподробнее.

Поколение X- это люди, воспитанные на героизме предыдущего поколения, росшие в период бума науки и покорения космоса, заставшие холодную войну, застой и начало войны в Афганистане. В этот период в страну хлынули наркотики, и интеллектуальный потенциал стал резко снижаться, что отразилось уже на следующем поколении.

В связи с высокой занятостью родителей – трудоголиков. Иксы выросли достаточно самостоятельными и автономными, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Их родители работали от

звонка до звонка, они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт. У поколения Х есть потребность в постоянной реализации. Это поколение нуждается в освоении новых территорий и областей знаний, причем не предписанных какими-либо правилами. Благодаря этим качествам Иксов появилось огромное количество проектов в совершенно новых сферах и отраслях. Иксы умеют открывать и исследовать неизведанные темы; быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить из них выход; мыслить нестандартно, отыскивать необычные решения, в том числе для обычных, непримечательных ситуаций. Сейчас это поколение находится в стадии зрелости и занимает основные руководящие должности.

Поколение Y (миллениалы).

Особенностью миллениалов является тот факт, что их рождение, детство и первые этапы социализации, профессионализации и инкультурации приходились на крайне нестабильные в культурном, экономическом и ценностном отношении 1990-е годы жизни нашей страны. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими.

Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям—«иксам»и дедушкам—«бумерам». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически не ограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности.

В связи с тем, что внешняя среда вокруг «игреков» менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Крайняя нестабильность 1990-х годов сформировала у детей и подростков нежелание строить долговременные планы и крайне слабовыраженную заботу о будущем, заменив ее ориентациями на быстро достижимые цели. «Игреки» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро.

Нельзя не отметить выраженный интерес к цифровым технологиям, в частности, компьютерным играм, влияние которых на когнитивные, эмоциональные и психологические качества личности весьма амбивалентно и определенно не сводится к простым развлечениями «прожиганию времени». Важно отметить, что компьютерные игры учат геймеров определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, фиксировать свое внимание на их реализации в игровом процессе. При этом достижение цели дает быстрое и видимое поощрение, которое сразу же становится видным остальным участникам игрового процесса, повышая уровень социального признания в геймерском сообществе.

Поколение «игрек» не представляет себе жизни вне социальных сетей и интернета. В частности, традиционным способам коммуникации – телефонному разговору, «живому» общению миллениалы однозначно предпочитают скайп, SMS, переписку в социальных сетях. Кроме того, представители поколения «игрек» убеждены, что доступ к информации значительно важнее владения этой информацией. Отсюда отмечается мнимая «поверхностность» интересов подросткав сети, которая на практике оборачивается многозадачностью – пользователь может одновременно вести переписку с друзьями, заниматься выполнением домашних заданий, слушать музыку, делать и редактировать фотографии. Такая многозадачность на практике не только не снижает результативность выполнения основного задания – например, выполнения уроков, но и значительно повышает эффективность работы основной задачи.

Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивает переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Это поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Для них крайне важным является самовыражение.

Из всего вышесказанного возникает вопрос: Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить задатки и способности «игреков»? Во-первых, это создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с игреками будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. «Игрекам» необходимо «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями.

Во-вторых, это существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные миллениалами.

В-третьих, создание индивидуальных«дорожных карт» и «маршрутов» для ученика, что потребует замены традиционных ролевых моделей учителя, лектора, преподавателя другими–коуч, тьютор, фасилитатор, которые смогут провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.

В-четвертых, более активное введение и инсталлирование в существующую образовательную среду системы прикладного бакалавриата. Эта система позволит выпускникам наряду с теоретическими и практическими академическими знаниями, получать тот набор личностных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную и эффективную работу по специальности.

На смену «игрекам» идет поколение Z, которое отличается еще большим усилением некоторых из тенденций, затрагиваемых выше.

Поколение Z или Хоумлендеры

Поколение Z – основных участников современного образовательного пространства – детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.

Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык?

1. Поколение Z – это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и др. Хорошо, когда администратором подобной группы или хотя бы ее участником является классный руководитель, с той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.

2. Поколение Z характеризуется тем, что они сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.

3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

4. Ценят честность и откровенность.

5. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

6. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).

7. Иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом то, чем они не заинтересованы.

8. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее—«путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

9. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. 10-15 мин. Максимально способен удержать внимание типичный «зет».

10. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации малыми порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями.

11. Они гиперактивны. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными начём-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

12. Поколение «Зет» склонно к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.

Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения Z, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество – лёгкость. Она во всем – в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».

«Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков и четыре года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров. С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос получать четкий ответ, так что чтение огромных текстов – не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна безусловная особенность «зетов» – коллективное общение в общих чатах. У поколения Z есть привычка к определенной подаче информации – выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.

Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации – она должна быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру.

Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности. Из чего следует вывод, о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков:

-создание принципиально нового;

– скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей;

-формирование компетенции инновационного потенциала.

Так как же достичь взаимопонимания между взрослыми и подростками, зная ключевые характеристики каждого поколения?

Разговаривать. Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.

Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для всех сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.

Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».

Родителям подростков Хоумлендеров (Z) , многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми. Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что современные старшеклассники вас не понимают? Не отчаивайтесь: дело в том, что современные подростки — особое поколение людей, которое сильно отличается от нашего. Сегодня поговорим о поколениях: разберём, каковы особенности детей поколения Z, как они помогают и мешают им. В конце статьи вас ждут несколько советов, как эффективно разговаривать с современным подростком.

В этой статье:

Какие поколения окружают современного старшеклассника?Какие особенности у поколения Z?Зачем родителям знать особенности поколения Z?Как замотивировать подростка-старшеклассника учиться?

особенности поколения Z

Меня зовут Мария Шеина, я сертифицированный коуч, специалист по профориентации, преподаватель и методист. Тема поколений мне очень интересна. Я верю, что, понимая и принимая особенности друг друга, мы сможем легче и эффективнее общаться, в том числе в наших семьях.

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус придумали теорию поколений. Они предположили, что каждые 20-25 лет рождается новое поколение людей, имеющих особые черты характера, привычки и особенности. Попробуем проанализировать современных старшеклассников с точки зрения теории поколений.

Какие поколения окружают современного старшеклассника?

Сегодня вокруг нас живут люди из четырех основных поколений. Первое — поколение бабушек и дедушек: из-за послевоенного всплеска рождаемости их еще называют «беби-бумерами». Какие у этого поколения особенности?

  • высокий уровень патриотизма
  • командный дух и коллективизм
  • предрасположенность к ручному труду

Также представители поколения бабушек и дедушек оптимистичны, энергичны и активны. Представляя свою бабушку, не могу с этим не согласиться 🙂

Еще есть поколение мам и пап (или поколение X) — это люди, которых с детства учили самостоятельности. Какие особенности у этого поколения?

  • большая ценность классического образования
  • cтремление к стабильной работе и развитию своей карьеры
  • как правило, иксы достаточно технически подкованы

Кажется, я узнаю своего папу в этом описании.

Если в вашей семье есть старшие дети, наверняка родителям знакомы особенности поколения Y, которые рождались примерно с 1985 до 2000 года. Это поколение по-другому называют миллениалами или «поколением социальных сетей». Что же их отличает?

  • легко адаптируются
  • постоянно развиваются
  • не готовы работать в одной компании много лет
  • ожидают моментального вознаграждения за сделанную работу.

Наконец, подходим к поколению современного старшеклассника или поколению Z. Поколение Z или «зумеры» — ребята, рожденные с 2001 по 2010 год. Кто-то из них уже учится в университете и начинает работать, а кто-то недавно закончил начальную школу. Казалось бы, совсем разные жизненные этапы, но некоторые вещи этих людей объединяют.

Какие особенности у поколения Z?

Поколение Z — ребята, которые не представляют свою жизнь без современных технологий и не выпускают из рук телефоны. Это не так плохо, как может показаться, ведь из этой «страсти» проистекает огромное количество профессиональных возможностей. Z-ки знают все про интернет, виртуальную реальность и современные тренды.

Современные старшеклассники стремятся к постоянному самовыражению и развитию. Им интересно все новое и необычное и они хотят показать себя. Поэтому так популярны ютуб-каналы и короткие видео в тиктоке.

Юные зумеры не привыкли глубоко разбираться, как что-то устроено. Они не готовы к ручному или физическому труду. Сила Z-ок в том, что они способны потреблять большое количество информации, быстро забывать ненужное, гибко реагировать на меняющиеся условия и подстраиваться под окружающую их реальность.

Однако все эти качества и навыки имеют и обратную сторону. Например, потребление большого количества информации в формате видео создает клиповое мышление. Подросток воспринимает короткую и ярко поданную информацию, которую вскоре забывает — похоже на красочный музыкальный клип.

Исследователи замечают, что у поколения Z преобладает кратковременная и поверхностная память — сегодня выучил, а завтра уже забыл. Старшеклассникам сложно концентрироваться на каком-то процессе. Иногда это происходит из-за того, что, ребята стремятся к многозадачности — она еще сильнее снижает концентрацию.

Еще одна особенностью зумеров — им сложнее общаться в реальной жизни. Ребята слишком привыкли к быстрому виртуальному общению.

Зачем родителям знать особенности поколения Z?

Понимая особенности поколения Z, вы сможете лучше находить общий язык с подростком. Еще эти знания помогут найти мотивацию к учебе и выстроить учебный процесс, учитывая сильные и слабые стороны ребенка.

Как замотивировать подростка-старшеклассника учиться?

У вас не получется найти общий язык с ребенком? Попробуйте поговорить с ним, опираясь на особенности поколения Z!

Используйте цифровые технологии

Если мы не можем побороть «врага», надо с ним подружиться. Подростки проводят время в телефонах — давайте перенесем туда учебу! Приложение по изучению английского языка, тренировочные задания для подготовки к экзаменам, электронный учебник с необходимой теорией — и вот время, проведенное в телефоне, становится полезным 🙂

Делите и структурируйте

Подросткам сложно запоминать много информации сразу. Если разделить информацию на несколько основных идей и выдавать ее порционно, подкрепляя визуализацией, процесс пойдет гораздо проще. Этот принцип можно использовать и в семейных разговорах, и в обучении.

Кстати, на такой подаче информации построено качественное онлайн-обучение. Например, курсы MAXIMUM Education состоят из уроков на конкретные и обозримые темы. Благодаря этому ученики могут постепенно изучать новый материал, закреплять его и отслеживать свой прогресс — так знания лучше усваиваются.

Используйте инфографики и примеры

Поколение Z любит «подглядывать», как живут другие люди. Подросткам любопытно, чем они интересуются, с кем общаются и так далее — на этом держатся социальные сети. Если вы будете приводить статистику и яркие примеры, объясняя какой-то вопрос, ребенок поймет его намного лучше.

Допустим, покажите, какой процент школьников начинает зарабатывать на своих хобби до 15 лет. Когда ребенок заинтересуется, соотнеся школьников из примера с собой и пропустив информацию через себя, расскажите, какие навыки и знания им помогают. Мотивация готова!

Предоставьте подросткам свободу

Подросткам сложно понять, чем им хочется заниматься в жизни, если до этого они редко принимали важные решения. Давайте подростку возможность выбирать что-то важное для него, поручайте ему взрослые обязанности. Так у ребенка появятся ответственность, умение выбирать и чувство взрослости.

Регулярно давайте обратную связь

Для современных подростков очень важно одобрение. Хвалите детей чаще! Старайтесь делать это конструктивно, опираясь на реальные успехи и положительные качества. Впрочем, критика тоже важна, но ее нужно подавать особым способом. Самый простой принцип качественной обратной связи — «модель бутерброда».

  1. Начните с чего-то положительного, чтобы у ребенка поднялось настроение и появилось желание говорить.
  2. Дальше переходите к критике — спокойно объясните, что кажется вам неправильным, что вы хотите предовратить.
  3. Закончите разговор на позитивной ноте, снова указав на реальные достижения подростка. Напомните, что вы любите ребенка, что он молодец, а вместе у вас обязательно получится добиться компромисса.

Теперь вы лучше знаете, какие есть различия у разных поколений и в чем особенности поколения Z. Опираясь на эту информацию, можно разговаривать с подростком более эффективно и вдумчиво, выстраивать более эффективную коммуникацию. А если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать более осознанно.

Памятка педагогу.

Как найти общий язык с такими детьми:

1.Twitter-эффект.

Важная черта Z-детей — склонность к так называемому Twitter-эффекту. Масштаб любой работы уменьшается. Для предыдущих поколений информация была не так доступна, как для поколения Z, но они умели лучше её искать. Им чаще приходилось самим придумывать, как найти решение. Теперь дети чувствуют себя более расслабленно. Раньше школьники писали большие сочинения, теперь минимальный объём текстов — всего 250 слов. Из-за этого часто бывает трудно получить от ученика подробный развёрнутый ответ. Он просто не понимает, зачем долго говорить, если можно произнести пару ключевых фраз. Поколение Z хочет жить быстро. В этом нет ничего страшного.

Делите и структурируйте. Длинные лекции — не лучший формат для поколения Z!

2.Не заставлять учить то, что не нужно.

Поколение Z много времени проводит в интернете. Нет смысла рассказывать им, как жить. Это очень продвинутые дети, ведь в сети можно узнать всё, что хочешь — и о трудоустройстве, и о том, где и какие знания пригодятся. Представители предыдущих поколений не могли даже представить себе такое в детстве. Часто они сначала получали образование и только потом задавались вопросом, что делать дальше. У современных школьников очень развито целеполагание. Многие из них не хотят учить то, что им кажется ненужным. Нужно следить за трендами, иначе в какой-то момент вы обнаружите, что отстали на целый век.

3.В работе полезно использовать соцсети. Используйте смартфоны, айфоны и т.д.

Часто школьники считают, что общаются с теми, с кем поддерживают контакт в сети. Если они не могут задать человеку вопрос в той форме, к которой привыкли, он для них не существует. А ещё у разумного школьника может возникнуть вопрос: «Почему я могу написать однокласснику, но не могу написать учителю, который обещал помогать мне?». Ответ «не положено» тут не подойдёт. Отношения с детьми не должны быть слишком формальными. Иногда у всех нас просто нет времени на переписку. Но это уже другой вопрос: есть минутка — отвечайте, нет — не нужно. Общение с педагогами в соцсетях вырабатывает у детей полезный навык чётко задавать вопросы и понимать лаконичные ответы. Важный момент — приватность. Многим детям не хочется, чтобы их страницы просматривали учителя. Не стоит добавлять учеников в друзья по собственной инициативе — только принимать запросы. Лучше не реагировать на то, что они пишут у себя на стенке. Это их личное пространство, и нельзя делать выводы о жизни человека по его профилю. Не связанные с предметом репосты и записи не должны сказываться на учебном процессе. Лучше ничего не лайкать, а посты спорного содержания игнорировать. Школьник не должен чувствовать, словно учитель пытается контролировать его жизнь в интернете. Это тоже разрушает доверие.

4.Нельзя сравнивать с собой.

Z-детям (да и любым детям) нельзя говорить: «А вот в наше время…». Нельзя сравнивать их с собой. То, что поколения, даже в пределах десятилетия, друг от друга отличаются, — это нормально. Важно понимать, на какой волне класс, и подстраиваться под это. У каждого поколения есть свои характерные привычки, которые учителя могут использовать. Сейчас школьникам нужен азарт, дух соревнования. Можно давать им сложные задачи в большом количестве, упирая на своего рода спортивные «ачивки» (от английского «achieve» — «достигать»).

5.Не заставлять все делать по шаблону.

Лучше не требовать жёсткого оформления по шаблонам («дано», «ответ»). Разумные Z-школьники не понимают, зачем это нужно. Они думают, что такие вещи только зря занимают место на листе. Вместо этого можно формировать новые, более сложные формы заданий, когда человек может показать свои знания без лишних слов. А ещё — не давать обширных абстрактных упражнений. Например, сочинение на дом на два часа. Ученику может быть интересна тема, но дома ему сложно выкроить два часа для однообразной работы. Ему хочется, просидев час, почувствовать, что уже есть конечный результат.

6.Полезно смотреть видео.

Поколение Z любит видео, поэтому иногда на уроках можно показывать интересные научные и околонаучные ролики. Впрочем, как правило, достаточно просто сказать, по каким ключевым словам можно найти материал. Это хороший способ проверить, интересна ли детям тема. Если человек гуглит, значит, он включён в процесс. Важно помнить, что половина класса, скорее всего, уже видела ролики, с которыми их захочет познакомить учитель. Они много времени проводят на YouTube и в Instagram. Очень редко получается открыть для них что-нибудь новое. Поэтому задача педагога — не показать полезное видео, а дать детям понять, что он смотрит те же каналы. Это помогает наладить взаимопонимание.

7.Уважать интересы.

Полезно спросить у детей: «А что вы слушаете (но хорошее)?». Попросить их порекомендовать пару фильмов. Узнать, как они проводят свободное время. Огромное количество интересной информации можно получить от школьников или благодаря школьникам. Любой взрослый, который ни разу не зависал на YouTube, в первый раз наверняка застрянет там на пару дней. Если, конечно, показать ему правильные каналы. Учителю нужно попытаться понять, почему школьники такие же разумные люди, как он сам, тратят столько времени на всё это. Не стоит говорить: «Классическая музыка — это искусство, а рэп — это отстой». Рассуждать о том, что плохо, а что хорошо, могут только специалисты. Надменный подход «я взрослый, я лучше знаю» лучше оставить. Он не поможет в работе со школьниками. Это применимо только в рамках предмета: здесь педагог действительно лучше знает, снисходительное же отношение к интересам детей вызывает отторжение. После этого ученики, возможно, уже не захотят доверять учителю.

8.Объяснить, почему в учебе есть смысл.

Можно заранее договориться с классом не использовать телефоны для развлечения. Но если кто-то отвлёкся, главное — понять, чем он занят. Раньше можно было поступать радикально, забирать мобильные на время. Но сейчас телефоны значат для детей очень много, поэтому так лучше не делать. Впрочем, если учитель скажет школьнику убрать телефон, тот, скорее всего, послушается. Дети поколения Z умеют легко и часто переключать внимание. Они могут всё сделать быстрее, чем ждут педагоги. Конечно, им часто не хватает внимания на большие задачи, потому что это скучно и требует времени. Но когда нужно, сосредоточиться на какое-то время способны все. Играть в компьютерные игры, сфокусировавшись на этом, дети могут очень долго. Ровно потому, что они понимают, зачем этим занимаются, и им это интересно.

9. Узнать, что хочет сам ребенок, а не его родители.

Когда учитель чётко понимает, зачем ребёнку нужно заниматься, можно просто объяснить ему это. Но иногда к педагогам приходят родители, которые говорят: «Хочу, чтобы он поступил на физтех». Тогда как сам школьник этого не хочет. Понятно, что даже если он поступит, то всё равно уйдёт через полгода. Нет смысла выдумывать стимулы, когда ребёнок занимается предметом не по собственному желанию, а из-за тщеславия родителей. Лучше объяснить родителям, что идея плохая. Иногда дети понимают, что предмет им нужен, но не могут себя заставить заниматься. Тут надо просто создать им комфортные условия.

Добавить комментарий