Речевой повтор — самая распространённая стилистическая ошибка. Неоправданное и навязчивое повторение одного и того же слова действительно портит текст, ведь неумение пользоваться лексическими средствами языка и подбирать синонимы свидетельствует о бедности вашего словарного запаса и делает речь менее выразительной. Даже если в действительности это не так и слов в нашем распоряжении предостаточно, мозг всё равно ленится и предлагает в качестве универсального варианта одно и то же понятие или определение. «Ужели слово найдено?» Так зачем же искать дальше?!
Но не стоит в стремлении избавиться от чего-либо доходить до абсурда. Нас так запугали лексическими повторами, что на протяжении всего текста мы стараемся не употреблять дважды не то что одно слово, а даже однокоренные слова разных частей речи. К чему это приводит:
— восприятие текста затрудняется, читатель уже не понимает, об одном предмете или лице идёт речь или о разных;
— в качестве синонима подбирается слово, которое не соответствует общей стилистике текста;
— нам может казаться, что слова — синонимы, хотя на самом деле нет, из-за чего утрачивается фактическая точность речи.
Писатель Денис Драгунский, пародируя язык современных СМИ, показал, что может получиться, если механически убрать все речевые повторы:
Наверное, до факультета журналистики многие журналисты ходили в специальный журналистский детский сад. И там строгая воспитательница говорила: «Детки! Не смейте повторять одно и то же слово! А то будет вам а-та-та по попке». Вот с этого перепугу новостники не любят слово «он». Пишут так: «Иван Сидоров попал под автомобиль. Москвич получил травму ноги. Скорая помощь отвезла мужчину в больницу, где менеджеру «Росбанка» сделали операцию. З0-летний выпускник Вышки чувствует себя нормально. Жена отца двухлетней дочери благодарит врачей, которые сохранили здоровье сыну военного пенсионера».
Наверняка эти ребята после детского сада ходили еще и в обычную российскую школу.
От лексических повторов избавляться нужно, но обдуманно! Если одно и то же слово повторяется на протяжении текста иди даже одного абзаца несколько раз — это не всегда ошибка. Тем более если замена влечёт за собой неверное или двусмысленное толкование содержания, затрудняет восприятие текста.
РЕЧЕВЫЕ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Совсем по-другому лексический повтор работает в художественных текстах.
Повтор ключевых слов усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста.
Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия. Давать имя окружающим вещам — быть может, это одно и отличает человека от другого существа. Но у меня нет такого запаса слов, чтобы назвать миллионы существ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит. Но ещё большее мучение, вероятно, испытывает вещь, лишенная имени: её существование неполноценно. Сонмы неназванных предметов терзаются вокруг меня и в свою очередь терзают меня самого страшным сознанием того, что я не бог (В. Катаев).
Намеренный лексический повтор может стать стилистической фигурой, придающей тексту экспрессию.
«…Повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетения» (В.Е. Холшевников).
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
Анафора (“единоначалие”) – ещё одна стилистическая фигура, основанная на повторении слов в начале предложения или строфы.
Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши; низвергалась холодными струйками с жестяных желобов. Измороcь поливала прохожих: награждала их гриппами… (А. Белый)
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи.
Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. /…/ Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло (И. Бабель).
Зависит от задачи.
Если мы пишем художественный текст, чтобы трогать струны души читателя и услаждать его взор безукоризненным слогом, то да, повторы можно с натяжкой назвать стилистической ошибкой. Хотя, с другой стороны, повтор — стилистический приём. Предложите коллегам назвать любого автора, чей стиль они считают безукоризненным, и вы на любой странице найдёте повторы — случайные или намеренные.
Комментаторы на футбольном матче часто видят своей задачей развлечь слушателя, сделать его «своим», приобщить его к культуре футбола. Для этого как раз стоит использовать витиеватые обозначения: мол, если ты знаешь, кто такие красно‑белые и отличаешь их от шмелей и лидеров дивизиона, то ты свой, ты в теме, молодец. Но это развлекательная задача. Кому нужны результаты игры — смотрят таблички на сайте.
Если это технический текст, то он должен восприниматься однозначно. Тогда такое правило:
центральные для текста понятия выражаются одними и теми же словами.
Например, если вы пишете текст о приборе «Альфа», то в тексте его можно называть только «прибор» и «Альфа». Никаких «изделий», «агрегатов», «продуктов» и прочих вольных ассоциаций. Когда читатель в середине текста встретит фразу «прибор устанавливается», ему должно быть очевидно, о каком приборе идёт речь.
Если повторов слишком много и вам невыносимо, можно использовать группировку и вынесение в перечни:
Светильники Safeway используются в офисах для освещения в случае аварий и чрезвычайных ситуаций:
-
для указания аварийных выходов;
-
при отказе систем энергоснабжения;
-
для подсветки эвакуационных путей;
-
для антипанического освещения.
Коллегам можно задавать такой вопрос: «Вы хотите, чтобы было красиво; или чтобы нас поняли?»
Добрый день! С вами Юлия. Как часто редактор ругается из-за повторов в тексте – ооо! Здесь разрешаю всем закатить глаза. Но прочесть до конца стоит: сегодня разберемся, когда повторы нужны, когда – нет, и как от них избавиться. И почему не стоит всегда подбирать синонимы: подборка примеров.
Чем плохи повторы
Когда мы пишем текст, о повторах вообще не задумываемся, потому что главное – не потерять мысль. Обнаруживаются они уже при вычитке. А коварны тем, что их часто тяжело увидеть. Можно перечитать текст и в упор не заметить, что уже в 4-м предложении подряд повторяется слово “одежда”, например. Для этого и нужен редактор!
Необоснованные повторы делают текст спамным, плохо читаемым. Он не нравится ни поисковому роботу, ни человеку. Создается впечатление скудности речи.
Что можно сделать, чтобы убрать повторы
Приведу примеры в таблице.
Было | Стало | |
Подобрать к слову синоним | Обратитесь к доктору Ярмоленко для обследования. Это опытный доктор со стажем работы 30 лет | Обратитесь к доктору Ярмоленко для обследования. Это опытный врач со стажем работы 30 лет |
Заменить местоимением | Вишня созревает в июле. Нужно успеть собрать всю вишню за 3-4 недели, пока она не опала. | Вишня созревает в июле. Нужно успеть собрать ее за 3-4 недели, пока она не опала. |
Переписать полностью все предложение, чтобы слово не использовалось | Роза распускается в начале мая, срок цветения этой розы – 2 месяца | Роза распускается в начале мая и цветет 2 месяца |
Объединить два предложения в одно | Для оформления визы потребуются документы: загранпаспорт, фото, квитанция. Еще может потребоваться выписка из банка. | Для оформления визы потребуются документы: загранпаспорт, фото, квитанция, иногда – выписка из банка. |
Самым простым способом кажется подбор синонима, но здесь главное не сесть в лужу.
Читайте также: 15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся
Как сделать ошибку, подбирая синоним
Для этого нужно забыть о том, что для синонимов есть свои правила.
- Нельзя смешивать стили речи. Слово “ляп” – жаргонное, “ошибка” – нейтральное, “оплошка” – разговорное.
- Нужно учитывать сферу употребления. Мастер по ремонту – это не виртуоз.
- Синонимы сочетаются со словами избирательно. Карий и коричневый – это один цвет, но мы не скажем “карие сапоги”.
- Многозначные синонимы меняют свое значение в сочетании с разными словами. Золотые руки – это умелые руки, а золотое сердце – это доброе сердце.
Я часто встречаю несуразные синонимы. Вот несколько примеров того, как не надо.
Неудачные пары синонимов
Волосы – грива. Это слово страдает чаще всего, потому что синонимов у него почти нет. С натяжкой можно допустить замену его на “шевелюру” или “кудри” в тексте, ну максимум 1-2 раза. Смотрится нелепо. Остальное уже извращения: космы, грива, покрытие головы, волосистая часть головы, волосяной покров, волосинки. Лучше избегать повторов другими способами.
Лекарство – снадобье. Мы все понимаем значение слова “лекарство”, а вот снадобье – это уже явно не из нашего времени, что-то, стоящее на полке рядом с пиявками, или приготовленное ведуньей.
Из этой же оперы: Врач – лекарь. Устаревшие слова в современный текст вставлять без повода не нужно.
Кожа – дерма. Да, эти слова действительно схожи по значению. Но если копнуть глубже, дерма – только часть кожи. Если крем для кожи наносится на дерму, на этом месте текста спотыкаешься.
Шины – колеса. Это не одно и то же. Бывает, что в тексте шинами называют диски. У каждой части автомобиля – свои названия, не надо их путать.
Памятник – обелиск. Вообще, к памятникам я видела очень много синонимов. И монумент, и мемориал, и т.п. Проблема в том, что обелиск – это только разновидность памятника, он выглядит как столб. И на могилы если и ставится, то не везде.
Машина – четырехколесное транспортное средство. С машинами частая беда. Железным конем автомобиль тоже называют (но вообще это к мотоциклу относится). Но четырехколесное транспортное средство – это перебор. И по знакам, и по смыслу: на четырех колесах не только легковые машины ездят.
Ассортимент – сортамент. Слова, конечно, очень похожи, но сортамент – узкоспециализированное понятие. Значение можно прочитать в Вики. А о паронимах есть отдельная статья в блоге.
Ваза – вазообразный сосуд. Да. Я видела такие синонимы. Честное слово.
Цветы – цветочные творения. Вообще делать из одного слова несколько – идея плохая, сразу ощущение, что автор набивает знаки.
Сантехника – приборы. Увы, приборами заменяют не только сантехнику. Прибор – это вообще другое слово. Не надо заменять слова на “приборы” и “изделия”, это создает ощущение скудности языка.
И на закуску:
Очки – окуляры. Нет. Окуляры – это часть оптического прибора. Это не синонимы.
Когда синонимы не нужны
А знаете, что надо сделать, когда ну вот никак не можешь подобрать хороший синоним или переписать так, чтобы повтор исчез? Да просто оставить как есть. Если вы пытаетесь заменить какой-то специальный термин, если получается речевое извращение – оставьте лучше повтор. Я не стала исправлять в части своей статьи повторяющееся слово “синоним” на “слова, схожие по смыслу”. Не всегда это ошибка. Ошибка – это необоснованное повторение слова. Грань очень тонкая. Надеюсь, вы ее уловили, прочитав эту статью 🙂
Синонимы, которые не синонимы. Что делать с повторами в тексте
Обедняет речь, снижая разнообразие слов и конструкций.
Повторы слов порой используются, чтобы повысить выразительность.
«Я маленький, я кругленький, на блюдечке катался — меня бабушка домогалась, меня дедушка домогался! Гражданское общество, хватайте вилы — бейте их, бейте, они педофилы!»
Леонид Каганов
«И стали мы жить с Настей, как умели, а уметь мы умели».
Исаак Бабель
Ошибкариумные повторы — другие. Они не обогащают фразу, авторы не используют их как приём и часто даже не замечают. В результате — ощущение авторской невнимательности, небогатого словарного запаса (разнообразие слов— это важно!), мелкие синтаксические проблемы.
Но каждое лето я проводила лето у бабушки и знала, что южане — открытые и сердечные люди. |
Но я каждое лето проводила у бабушки и знала, что южане — открытые и сердечные люди. |
Попытка обозначить через «лето» и сезонность, и периодичность. Но сезоны и так сменяют друг друга через равные периоды времени.
И только в 2012 в моей жизни случился период активной жизни в жж-шечке. |
И только в 2012-м я стала проживать целые дни в жж-шечке. |
Здесь повторяется не только значимое слово, но и предлог. Близкий повтор предлога не украшает фразу, если не является, опять же, частью сознательно построенной конструкции («…за день, за час, за год»).
Это целая жизнь, которую проживаешь за несколько минут, которые играет музыка. |
Это целая жизнь, которую проживаешь за несколько минут, наполненных музыкой. |
Союзы и союзные слова тоже стоит повторять с осторожностью. «Который» или «что» создают лестницу синтаксического подчинения, на которой легко потерять из вида смысл.
То есть риск в этой модели всё же есть, если не кредитный, то операционный. |
Значит, риск в этой модели всё же есть, если не кредитный, то операционный. |
«Есть» как служебное слово и «есть» в значении наличия. Есть риск или риск есть? Не будем есть риск путаницы, используем синоним.
Я планирую читать. Много. Хорошие книги, тексты. Я поняла, как это важно, чтобы учиться писать. Я подписалась на интересные каналы с короткими рассказами. |
Планирую читать. Много. Хорошие книги, тексты. Я поняла, как это важно для письма, и подписалась на интересные каналы с короткими рассказами. |
У слова «я» особая репутация, частое якание не выглядит хорошо, даже если оно умещается не в одну фразу, а в абзац. Особенно такой краткий абзац.
Это были примеры точных повторений. Близко повторять разные, но однокоренные слова тоже не советуем: это либо тавтология, либо что-то среднее между тавтологией и повтором.
Именно поэтому это самый быстрый и результативный способ научиться строить отношения. |
Вот почему это самый быстрый и результативный способ научиться строить отношения. |
Однако тавтология тоже может быть выразительным приёмом, словесной игрой:
«В пришедшуюся на восьмидесятые страшную эру демонстративного потребления никто не потреблял демонстративнее, чем я».
Стивен Фрай
Как побороть ошибку?
1. Внимательно и без спешки перечитывайте написанное, выясняя, создают ли повторяющиеся слова очевидную дополнительную выразительность или нет. «Случайные» повторы ликвидируйте.
2. Почаще пользуйтесь словарём синонимов.
3. Посчитайте, какие слова чаще всего у вас повторяются, выпишите и контролируйте их.
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
И само образование не скажет нам, где сам сотрудник будет полезен. |
Нашли ошибку? Проверьте
И образование само по себе не укажет нам, где сотрудник будет полезен. |
Семьи, которые вынуждены ухаживать за инвалидом, на содержание которого уходит большой кусок семейного бюджета… |
Нашли ошибку? Проверьте
Семьи, которые вынуждены ухаживать за инвалидом и тратить на это большой кусок семейного бюджета… |
Почти никому в России в то время не известный банк открывает свою «дочку» в Москве в красивом здании в Газетном переулке и начинает операционную деятельность. |
Нашли ошибку? Проверьте
Почти никому тогда в России не известный банк открывает свою московскую «дочку» в красивом здании в Газетном переулке и начинает операционную деятельность. |
Задачами такого специалиста будут развитие банкоматной сети и активное развитие партнёров. |
Нашли ошибку? Проверьте
Задачей такого специалиста будет развитие банкоматной и партнёрской сетей. |
Родственные ошибки:
Как избавиться от неоправданных повторений
Методическая разработка
учителя русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
Терёхиной С.В.
Содержание
- Введение_____________________________________________3
- Глава I. Краткий обзор учебной литературы________________4
- Глава II. Работа с текстами ученических сочинений__________5
- Заключение____________________________________________10
- Памятка «В помощь пишущему»__________________________11
- Список литературы______________________________________12
Введение
Все мы хотим говорить грамотно и красиво, но это не всегда получается. Я заметила, что основной ошибкой в детской речи является неоправданный лексический повтор, то есть повторение одного и того же слова в соседних предложениях. В словаре лингвистических терминов указываются причины повторений в речи учащихся: психологическая – тенденция к повторному использованию слова, языковая бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Здесь же содержится замечание, что неоправданный повтор – очень частая и устойчивая ошибка на всех этапах обучения языку.
Действительно, уже в начальной школе мы узнаём, что повторений можно избежать, правильно подобрав синонимы к словам. Однако легко это сделать? И достаточно ли этого способа? Очевидно, нет, иначе проблемы бы не было.
В связи с этим мы решили рассмотреть конкретные случаи повторений с целью выявить их причины и попытаться найти способы их устранения.
В ряде случаев лексические повторы легко устраняются при помощи синонимов. Следует только помнить о том, что синонимы могут быть контекстными. Приведём пример.
Моя любимая и забавная кошка
«Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас она стала привередничать. Недавно она начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: кошка сопротивляется и не хочет слезать». (Продолжение следует)
Итак, кошка – она. А ещё? Муся – кличка, моя питомица или любимица, проказница, злюка, хулиганка. Стоит только поискать контекстные синонимы среди эмоционально окрашенных слов: они и ошибку исправят, и выразительность придадут. Редактируем текст: «Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас моя питомица стала привередничать. Недавно Муся начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: проказница сопротивляется и не хочет слезать».
Но не всегда задача решается так просто. Вот отрывок из работы одного ученика нашего класса:
…Игра началась с выбитого мной страйка и после этого понеслось. Через каждые 3-4 удара я выбивал страйк. В первой игре никто кроме меня не выбил ни одного страйка и только во второй игре у всех все было хорошо…
Задумаемся, почему в трех предложениях три раза повторяется слово «страйк» и слово «игра»? Очевидно, потому, что это специальные слова, принятые в боулинге. Кроме того, они короткие, энергичные, с их помощью автору удаётся создать лаконичный текст, хорошо передающий эмоции рассказчика. Но всё-таки 3 повторения в трёх предложениях – это довольно много и воспринимается читающим как речевой недочёт. Можно ли его исправить? Попробуем подобрать синонимы к слову игра – тур, партия. Довольно легко. А к слову «страйк»? В словарях даются синонимы «бросок», «удар», но они не имеют нужного значения – «сбитые с одного удара все кегли». В этом случае можно подобрать слова и словосочетания, отражающие суть ситуации – блестящий удар, удача, победа, отличный результат. Попробуем с их помощью отредактировать текст. Простой подстановкой синонимов это сделать не удалось. Тест только пострадал: стал вялым, скучным, исчез эмоциональный накал, заключающийся в стремлении автора передать торжество удачливого и ловкого игрока. А если так: «…Игра началась с выбитого мной страйка, и после этого понеслось. Каждые 3-4 удара приносили мне новую удачу. В первой партии никому, кроме меня, не удалось достичь такого результата, и только во втором туре у всех все было хорошо…» Гораздо лучше. Вывод: нельзя заменять повторяющиеся слова синонимами механически: новые слова требуют нового словесного окружения, значит надо изменять всё предложение или его часть.
Это одна трудность, с которой можно научиться справляться, если обогащать не только словарный запас, но и синтаксический строй речи – владение разными видами предложений. Нашими надёжными помощниками могут стать безличные предложения (предложения без подлежащего), восклицательные предложения и предложения с однородными членами (перечислением).
Рассмотрим примеры.
В следующем отрывке из сочинения о любимой игрушке повторяется глагол «есть»: «У меня есть любимая игрушка – овечка. Она плюшевая и очень мягкая. У неё есть бант на шее». Заменим последнее предложение восклицательным: «А какой бант у неё на шее!» Повтора нет!
Мы заметили, что в работах, где повествование строится от первого лица, чаще всего повторяется подлежащее: я, мы, мама, папа и т. д. Действительно, какие синонимы можно подобрать к этим словам?
Попытка отредактировать такие сочинения показала, что можно попытаться опустить повторяющееся подлежащее, заменить два предложения одним с однородными сказуемыми, поменять местами подлежащее и дополнение (то есть субъект и объект), использовать безличное предложение.
Обратимся к сочинению ученика.
Мальчик рассказывает о том, как он разыскивал потерянную в гостях любимую машинку: « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг я увидел, что с ней играет кошка. Я подкрался к ней и хотел забрать машинку. Но кошка набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой я взял машинку и уполз».
Пробуем опустить «я». « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг увидел, что с ней играет кошка. Подкрался, хотел забрать машинку. Но кошка набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой взял машинку и уполз». Получилось неплохо.
Замену подлежащего дополнением покажем на другом примере. «Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины». – «По дороге нам встречались /попадались/ радовали глаз разные деревья». Я бы добавила эпитет «экзотические» или «необыкновенные».
Ещё один враг всех детских сочинений – это глагол «быть» в прошедшем времени. От него часто не знают, как избавиться, даже взрослые. Однако способы есть. Прежде всего, нужно попробовать заменить прошедшее время настоящим. Если это невозможно, прибегнуть к неполному предложению, опустив «быть» и поставив на его месте тире, или же использовать подходящие по смыслу синонимы (глагол «быть» может использоваться в самых разных значениях, но чаще мы употребляем его в значениях «произойти», «являться», «иметься»). Если такая замена лишает текст выразительности, стоит поискать другие варианты предложений.
Мне очень понравилось сочинение одноклассницы о любимой детской игрушке. Я даже не сразу заметила, что в нём 6 раз, то есть почти в каждом предложении, повторяется глагол «быть»: «У меня было очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была. Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Она была ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась. Я помню, мне было где-то лет пять. Мы с мамой пошли в поликлинику, и Марганцовка была со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Помню, врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе. Я её совсем недавно нашла, поцеловала в нос и подумала, что совсем ещё не выросла из мягких игрушек в кровати».
Попробуем отредактировать текст. Изменить время полностью не получается, так как в сочинении сопоставляются прошлое и настоящее. Значит, надо в каждом конкретном случае применять разные способы.
И вот что удивительно: в первых трёх предложениях нам ничего исправить не удалось. При любой замене текст терял свою динамичность, простоту, становился искусственным. Пришлось признать, что здесь повтор оправдан, так как наиболее соответствует стилю автора: «Вспоминаю своё очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была».
Дальше оказалось проще. В третьем предложении второго абзаца опускаем слова «она была», получаем: «Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась». Следующие два предложения соединяем в одно, а также используем пропуск глагола: «Я помню, где-то лет в пять я пошла с мамой в поликлинику, и Марганцовка – со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе». Итак, нам удалось избавиться от навязчивого глагола в трёх случаях из шести.
Подобные операции мы проделали с повторяющимися словами «потом» и «когда» и убедились, что от повторов можно избавиться примерно в 8 случаях из десяти, но это достаточно кропотливая и тонкая работа.
Естественный, обычный язык стремится к экономному, лаконичному выражению мысли и избегает повторов, если в этом нет нужды. Давняя традиция, идущая от античных риторик – учений о красноречии – учит избегать повторения слов, стремиться к лексическому разнообразию. Нахождению способов решения этой задачи и посвящена наша работа.
Проанализировав случаи повторений в сочинениях учащихся и поработав над их устранением, мы пришли к выводам, что это не всегда удаётся сделать легко и без потерь смысла или выразительности. Это говорит о том, что лексический повтор – наиболее простая и ясная связь между предложениями. Не случайно она широко используется в научной и деловой литературе. Писатели порой намеренно прибегают к повторам как к яркому стилистическому приёму. Следует помнить, что повторы свойственны и эмоционально окрашенной речи. Но всё-таки в большинстве случаев в речи моих сверстников повторяемость одних и тех же слов обусловлена неумением найти им замену. Проделанная работа помогла нам выделить несколько приёмов «борьбы» с этим явлением:
- Подобрать контекстные синонимы к нужным словам.
- При необходимости изменить словесное окружение – контекст.
- Опустить повторяющееся подлежащее, если нужно, объединив предложения.
- Поменять местами подлежащее и дополнение и подобрать новое сказуемое к новому подлежащему. Не лишними будут и эпитеты!
- Не забывать про безличные и восклицательные предложения!
- Заменить прошедшее время настоящим.
- Во второй части сложных предложений пропустить повторяющееся
Памятка «В помощь пишущему»
Ты написал сочинение, но никак не удаётся избавиться от неоправданных повторов? Не расстраивайся, попробуй воспользоваться нашими советами!
Было |
Твои действия |
Стало |
Этим летом я был(а) на море. Там было очень красиво. Каждый день я был(а) на пляже. Рядом с ним было кафе… |
Не знаешь, что делать с «был» – «было»? Пиши в настоящем времени! Не смущайся, тебя поймут! |
Я отдыхаю на море. Вокруг очень красиво. Каждый день я хожу на пляж. Рядом с ним – кафе… |
На день рождения мне подарили хомячка. Хомячок был белый с коричневыми полосами, у него были коротенькие лапки и крохотный черненький носик. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как он неторопливо передвигается на своих лапках… |
Экспериментируй! Опускай, объединяй, заменяй! Ищи контекстные синонимы! |
На день рождения мне подарили хомячка – белого с коричневыми полосами, коротенькими лапками и крохотным черненьким носиком. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как Хома неторопливо передвигается на своих маленьких ножках… |
В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие утки очень красивы. У них были утята. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились на пруд… |
А может быть, достаточно одной синонимической замены? |
В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие птицы очень красивы. У них были птенцы. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились искупаться… |
Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины. |
Опять это «мы»? Замени подлежащее дополнением и подбери новое сказуемое. А может быть, добавить эпитет? |
Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге нам встречались разные экзотические деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины. |
Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды этих водопадов спадают вниз, на камни. От водопадов исходит прохлада. Некоторые брызги падают на камни и людей… |
Воды водопадов?! А давай заменим повторяющееся слово описательным оборотом (словосочетанием)! Поищем синонимы и к другим повторам! |
Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды, струящиеся с высоты, падают на камни. От их потоков исходит прохлада. Некоторые брызги попадают на скалы и людей… |
Вот видишь, сразу стало лучше! Повторения есть? Повторений нет!
Конечно, это далеко не все, что ты можешь сделать со своим сочинением. Добавь эпитеты и придерживайся рекомендаций по избеганию повторений, и у тебя все получится! ☺ ☺ ☺
Список использованной литературы
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. – М., Ювента, 2007
- Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2012
- Связь предложений//Солганик Г.Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся старших классов. М. Просвещение, 1993