Помощь родителям: «целое» и «части».
Дек 20, 2020 | 1 класс |
Тема «Целое и части» — одна из важных в математике 1 классе.
Познакомить с этими понятиями очень легко на самом простом примере: возьмите яблоко.
Что можно рассказать о нем? (На самом деле ответов очень много – это цвет, размер, форма).
Отрежьте кусок.
Что мы видим теперь? Сколько кусков получилось?
Кусок в математике называется – частью.
Сколько получилось частей? А можно по-другому разрезать?
Что больше: целое или его часть?
Если мы соединим эти части, то получим целое яблоко.
Вывод:
Часть всегда меньше целого, а целое всегда больше части.
Целое равно сумме частей.
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
Похожие статьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет…
Классный час. “Чтобы помнили. Чтобы знали” 2 класс.
Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасн…
Книга Ф.Адель ” Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили”
Книга, полезная как для родителей, так и для учителей….
Чтобы поняли, чтобы помнили.
Материал для классного часа, посвященного событиям ВОв….
Конспект урока по математике 3 класс. Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .
Предмет: математикаКласс: 3-2Тема урока: Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое .Цели урока: учить находить неизвестное делимое; закреплять умение решать уравнения; формировать …
Презентация по математике по теме “Как найти найти неизвестное вычитаемое и уменьшаемое”
Презентация по математике по теме “Как найти найти неизвестное вычитаемое и уменьшаемое” 2 классПНШ…
“Как найти неизвестный делитель. Как найти неизвестное делимое”
Цели урока: учить находить неизвестное делимое; закреплять умение решать уравнения; формировать умения решать задачи с помощью уравнения; развивать логическое мышление.Планируемые результаты:Предметны…
Очень часто у младших школьников возникают трудности при решении арифметических задач. Для того чтобы понять причины этих трудностей давайте сначала разберёмся, какие существуют виды задач. Для начала можно выделить две большие группы задач в зависимости от способа их решения. Это задачи, решаемые при помощи сложения или вычитания, и задачи, которые будем решать при помощи умножения или деления. С задачами последнего вида дети начинают знакомиться в 3 классе, тогда, когда изучают таблицу умножения. В отдельный вид можно выделить задачи на сравнение количества предметов. В таких задачах обязательно есть слова НА(?) МЕНЬШЕ или БОЛЬШЕ и вопросы ВО(?) РАЗ БОЛЬШЕ или МЕНЬШЕ. О том, как решать такие задачи будет рассказано в отдельной статье.
Ещё можно разделить задачи на простые и составные в зависимости от наличия промежуточных вопросов и, соответственно от количества действий в решении. Простые задачи решают одним действием, а для того, чтобы решить составную задачу нужно последовательно выполнить несколько действий. Прежде чем более подробно останавливаться на решении задач определённого вида, следует вспомнить о том, что любая задача имеет условие и вопрос. После того как ребёнок прочитал задачу, обязательно предложите ему ещё раз перечитать вопрос, и повторить его своими словами. Таким образом, вы сразу же убедитесь, понимает ли ребёнок что именно надо найти в задаче. Затем обсудите с ребёнком, что необходимо знать для того, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. Ещё раз перечитайте условие и выясните, что известно абсолютно точно, а что ещё нужно узнать. Этот шаг особенно важен при решении составных задач.
Для того чтобы коротко и наглядно зафиксировать все данные из условия задачи и её вопрос следует сделать краткую запись или чертёж задачи. Дети часто не хотят этого делать, так как требуется дополнительное время и усилия. Когда ребёнок уже хорошо умеет решать определённый вид задач, то краткую запись можно и не делать, достаточно написать пояснение в каждом действии. Но если ребёнок только знакомится с новым видом задач или решает подобные задачи неправильно, то краткая запись просто необходима.
Более того, в тех случаях, когда ребёнок не понимает ход решения задачи надо использовать не только краткую запись и чертёж, но и попробовать обыграть условие задачи так, чтобы ребёнок был в этой задаче главным героем. Часто дети лучше понимают решение задачи, действуя с предметами, поэтому можете дать счётные палочки, спички, зубочистки и тому подобное, пусть раскладывает в кучки, соединяет их, убирает или добавляет предметы в зависимости от условия задачи. Но не следует слишком часто применять подобные способы решения. Гораздо важнее объяснить общий принцип решения задач. А для этого ребёнок должен очень четко понимать, что такое часть и целое. Кстати эти понятия помогут в решении не только задач, но и уравнений.
Давайте более подробно остановимся на том, как же объяснить ребёнку, что такое часть и целое. Нам важно чтобы ребёнок понимал часть не только как отдельный кусок чего-то целого, но и в значении множества и подмножества. Сами эти термины будут использоваться только в 4-5 классе, но осознать суть этих понятий вполне способен и первоклассник, если объяснять на конкретных, доступных примерах, используя действия с предметами.
Сделать это очень просто.
Например: положите перед ребёнком 4 кружка красного цвета и 3 кружка синего цвета. Кружки должны быть одинакового размера и отличаться только цветом. Это обязательное условие. Предметы должны отличаться только одним признаком. Спросите, как можно назвать detkam.su все эти фигуры. Всё это кружки. Чем они отличаются? Разложи кружки на группы. Какие группы у тебя получились?
Все кружки – это целое. Целое можно разделить на части. На какие части ты разделил все кружки? (На красные кружки и синие кружки).
Назови что здесь целое, а что часть-это главный вопрос упражнения.
Возьмите одинаковые по размеру кружки 3-х цветов и повторите упражнение. Затем возьмите кружки одного цвета двух или трёх размеров и повторите задание. Помните, что основная цель подобных упражнений – чёткое понимание ребёнком таких понятий как целое и части. Предметы для выполнения таких заданий должны быть самые разнообразные: пуговицы одинакового размера, но разные по цвету или по форме, причём, обязательно должны быть группы полностью одинаковых пуговиц. Чайные, десертные и столовые ложки, блюдца, тарелки и чашки – посуда и так далее. Попутно при выполнении этих упражнений закрепите классификацию предметов и повторите слова-обобщения и дифференциацию предметов (одежда и обувь, мебель и бытовые приборы, пассажирский и грузовой транспорт, овощи, фрукты и ягоды и т.д.).
Нужно будет научить ребёнка отвечать на вопросы:
Как, одним словом можно все эти предметы правильно назвать?
На какие части можно разделить эти предметы?
Как назовём целое? Как назовём часть? Или что здесь целое, а что часть?
Как только вы заметите, что ребёнок свободно различает и называет целое и части, начинайте при помощи тех же предметов складывать части и вычитать часть из целого. Теперь основной целью обучения является понимание, и запоминание двух основных правил, на основе которых можно решать любые задачи и уравнения на сложение и вычитание.
Следует объяснить и выучить формулу этих правил:
1) Чтобы найти целое необходимо все эти части сложить:
Ц = Ч + Ч
2) Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую (известную) часть
Ч = Ц – Ч
Немного подробнее о том, как это сделать, объясню на примере с кружками красного и синего цвета. Назови что здесь целое, а что часть? Что нужно сделать, чтобы на столе остались только красные кружки? (Убрать синие кружки).
Запомни правило: Чтобы найти одну часть, нужно из целого вычесть другую(известную) часть. Что нужно сделать, чтобы на столе были все кружки? (Сложить вместе красные и синие кружки).
Запомни правило: Чтобы найти целое число, необходимо все части сложить.
Каждый раз, выполняя упражнение с разными предметами, обязательно повторяйте эти правила.
А теперь, давайте посмотрим, как применять эти правила при решении простых задач.
На веточке сидели 3 воробья и 4 синички. Сколько птичек сидело на ветке?
На столе стояло 2 чашки и столько же блюдец. Сколько посуды на столе?
Настя засушила 3 кленовых, 4 дубовых и 2 берёзовых листа. Сколько всего листьев засушила Настя?
На дереве сидели 7 птиц, 3 улетели. Сколько осталось?
Прочитай ещё раз вопрос. Что надо узнать часть или целое?
Повтори правило. Какие части нам известны и что нам о них известно? (Если надо найти целое).
Или предложите назвать известную часть и целое, если надо найти часть.
Как решить задачу?
Такие арифметические задачи, как правило, затруднений не вызывают. А вот приведённые ниже задачи решить оказывается труднее, из-за того, что труднее представить условия задачи в виде картинки или фильма:
У Иры было 9-ть новых тетрадей. Когда она исписала несколько таких тетрадей , то чистых тетрадей у неё осталось всего 6-ть штук. Вопрос, сколько тетрадей девочка Ира исписала?
Когда Витя раскрасил в книжке 5 картинок, их осталось 3. Сколько в книжке картинок ?
Разбирать задачу, начинаем с вопроса. Если ребёнок не совсем понял вопрос, уточните его спросив: «Ира исписала все тетради или только часть?» или «В задаче спрашивается обо всех картинках в книге или только о части картинок?» Затем действуйте по приведённому выше алгоритму.
_______________?______________
/_____воробьи_____|____синичек___
3 4
__________9 тетр.____________________
/___исписала______|_______осталось_____
? 6
В таком чертеже сверху подписывается целое, а снизу части. Чертёж позволяет наглядно представить условие задачи, и им следует начинать пользоваться уже при решении простых задач. В первом классе, пока дети считают в пределах 10 возможно откладывать столько клеточек, сколько предметов указано в задаче (Например, 4 воробья и прямую линию прочертить в 4-ре клеточки). Но долго на этом останавливаться не стоит так как когда числа будут больше 20 отложить такое же количество клеток будет невозможно. Особенно необходим будет чертёж при решении составных задач. Но это уже тема другой статьи.
Источник: detkam.su
Содержание
- – Что такое целое число 1 класс?
- – Что такое Часть и целое?
- – Как найти целое по его части?
- – Как найти часть 2 класс?
- – Какие не целые числа?
- – Какие числа являются натуральные числа?
- – Что такое часть?
- – Как найти части и целое в уравнении?
- – Как найти целое 3 класс?
- – Как найти целое число по его части и дроби?
- – Как найти %от числа?
- – Как найти часть?
Чтобы найти целое, надо части сложить. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
Что такое целое число 1 класс?
Это стабильная версия, отпатрулированная 25 апреля 2021. Це́лые чи́сла — расширение множества натуральных чисел, получаемое добавлением к нему нуля и отрицательных чисел.
Что такое Часть и целое?
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. … Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть – это элемент некоторого целого; целое – то, что состоит из частей.
Как найти целое по его части?
Чтобы найти часть от целого, надо целое (соответствующее ему число) умножить на дробь, соответствующую этой части. Чтобы найти целое по его части, надо часть (соответствующее этой части число) разделить на соответствующую дробь.
Как найти часть 2 класс?
Чтобы найти часть нужно из целого вычесть другую часть. x − целое; a, p − части.
Какие не целые числа?
Неположительные целые числа — это отрицательные целые числа и число нуль. Примеры неположительных целых чисел: -43, -878, 0. Нуль — это граница между положительными и отрицательными числами. То есть нуль это ни положительное и ни отрицательное число.
Какие числа являются натуральные числа?
Определение натурального числа
Натуральные числа — это числа, которые мы используем для подсчета чего-то конкретного, осязаемого. Вот, какие числа называют натуральными: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. … Нуль — целое число, которое при сложении или вычитании с любыми числами в результате даст то же число.
Что такое часть?
Часть – 1. Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. // Доля чего-л., принадлежащая кому-л.; пай. 2. Любой предмет, входящий в систему какого-л.
Как найти части и целое в уравнении?
Решать уравнение согласно одному из двух правил:
- Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть.
- Чтобы найти целое, нужно сложить части
Как найти целое 3 класс?
Чтобы найти целое, надо сложить части. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
Как найти целое число по его части и дроби?
Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно “восстановить” целое. Для этого пользуемся правилом нахождения целого (числа) по его дроби (части). Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно данное число разделить на дробь.
Как найти %от числа?
- Чтобы найти процент p от числа, нужно умножить это число на дробь p100.
- Чтобы прибавить к числу p процентов, нужно умножить это число на (1 + p100)
- Чтобы отнять от числа p процентов, нужно умножить это число на (1 – p100)
- Если число x это p процентов, то найти 100 процентов можно умножив число x на 100p.
Как найти часть?
Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.
Интересные материалы:
Как решить проблему с сертификатом безопасности?
Как резать болгарский перец соломкой?
Как с Альфа Мобайл перевести на Сбербанк?
Как с инстаграма поделиться фото в ВК?
Как с мобильного звонить на городской Днр?
Как с помощью колец Ньютона можно определить радиус кривизны линзы?
Как с Рокетбанка перевести на Сбербанк без комиссии?
Как садить баклажаны в открытый грунт?
Как садиться в машину в GTA 5?
Как самому повесить турник?
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму.
Древняя китайская пословица.
Цели урока. Ввести понятие отношения целого и частей.
Задачи урока:
1. Формирование умения графически изображать и описывать с помощью формул
отношение частей и целого.
2. Формирование у учащихся умения пользоваться математическими терминами при
доказательстве правильности выполнения задания.
3. Формирование умения работать в паре: участвовать в совместной деятельности,
учиться слушать и слышать друг друга, излагать свое мнение.
4. Формирование контроля и самоконтроля.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение темы урока
Презентация. Слайд 1.
(На доске: рисунок с.51 № 67.)
– Посмотрите на доску. Какие величины обозначены буквой А?
(Вместимость, угол, длина, количество, масса.)
– Беру полоску. С какой величиной будем работать?
(С длиной.)
– Как догадались?
(У полоски можно определить длину.)
Слайд 2.
– Что происходит с полоской?
(На слайде действие – полоска распадается на части. Эффект анимации.)
(Полоску разрезали на части, полоска распалась на части.)
Новый материал.
– Что произошло?
(Полоска распалась на части.)
– Была целая полоска, ее разделили, разрезали на части.
– Предположите, о чем будем говорить на уроке?
– Откройте учебники с.50.Прочитайте тему урока.
(Учимся находить части и целое.)
– Чему будем учиться на уроке?
№ 65.
– Прочитайте задание.
– Вслух читает Руслан, остальные ребята поставьте указки на текст – следите.
– Рассмотрите рисунок.
– Какого цвета полоска, которую разрезала Маша? (Синего.)
– Какого цвета полоска, которую разрезал Алеша? (Розового.)
– Как узнали цвет полоски, которую разрезала Маша?
(3 части, в тексте сказано, что Маша разрезала полоску на три части.)
– Назови части. (А, В, С)
На сколько частей разрезал полоску Алеша? (2)
– Назови части. (М, К.)
– Какое задание надо выполнить?
(Узнать, какой длины были полоски, сравнить их, записать формулой.)
– Что за знак в левом уголке?
(Выполняем задание в тетради на печатной основе.)
– Откройте тетрадь на с.22.
– Как узнать, где полоска Маши, где полоска Алеши?
(По количеству частей.)
– Давайте подумаем, нужно ли каждому из вас раскрашивать и вырезать полоски и
за Машу и за Алешу?
– Как быстрее, рациональнее выполнить это задание, чтобы меньше времени
затратить?
(Работать вдвоем, в паре.)
– Договоримся, за Машу выполняет задание 1 вариант, за Алешу 2.
– Раскрашивайте, вырезайте. Учебники закройте.
– Вырезали. Сравните длины полосок (в паре).
– Чья полоска длиннее? Покажите карандаш, которым была раскрашена полоска
большей длины.
Слайд 3.
– Правильно ли я поняла – вы сравнивали так.
(Слайд 3 “ ловушка”: полоски сравниваются не на одном уровне.)
– Что не так?
Целое нужно получить , положив встык части
(При сравнении полоски должны быть на одном уровне.)
Слайд 4.
Это неверный вариант. Полоски синего цвета должны быть приложены друг к
другу, а под синей полоской сложены в одну – розовые. Вы сравниваете полоски
целиком. То, что показали вы на глаз сравнить нельзя.
– А у вас?
– Какого цвета полоска длиннее? Короче?
– Как это записать формулой? Подумайте вдвоем.
– Как найти длину синей полоски? А+В+С
– Как найти длину розовой полоски? М+К
Сравните выражения:
(А+В+С < М+К)
(На доске после проверки появляется запись формулы.)
Слайд 5.
– Покажите в формуле, где записана часть А , часть В , части С , М, К.
– Вы, дети, тоже найдите в своем учебнике часть А, покажите и т. д.
– Покажите, где записано все выражением А + В + С, М + К.
– Может быть кто – то записал по – другому ?
(Обозначу длину всей синей полоски буквой D,
длину всей розовой полоски буквой E,
тогда формула D <
E.)
№ 66.
(Учебники закрыты. На столе учителя две емкости с водой. )
У. У меня в руках 2 стакана, в них вода.
(Показываю 1 стакан – одна часть воды, 2 стакан – вторая часть воды.)
У. Попробуйте показать на схеме, не переливая, как получить из частей
целое.
– На парте листки, подумайте, начертите схему.
(Учитель проходит, смотрит схемы.)
У. Как на схеме показать части? (Отрезком.)
(Дети у доски показывают, как на схеме обозначили объем воды в 1 стакане, во
2 стакане, на каждой схеме.)
– Целое? Покажите на схеме в каждом случае.
Слайд 6.
У. Вы хотите узнать, как придумали обозначать части и целое
ребята из другого класса?
Откройте учебники на с. 50 № 66.
У. Назовите и покажите на схеме части и целое.
(Знаки появляются позже.)
Слайд 7.
– Одна часть. Назови. (В).
– Вторая часть. (С). Покажи.
– Целое? А.
(Все показывают на схеме.)
– Что еще заметили ребята на схеме в обозначении целого и частей?
(Части В и С обозначили треугольниками, целое – кругом).
– Сравним величины:
А и В
А и С
А и В + С
(На доске эта запись , ученики подходят к доске, ставят знаки, показывая
части, целое на схеме.)
IV. Рефлексия.
№ 67.
– Прочитайте задание. Артур читает вслух, остальные следят.
– Как быстрее выполнить это задание? Работая вдвоем или по одному ?
(На каждой парте лежит свое задание.)
– Поднимите руку, кто будет работать с вместимостью, объемом?
С углом? С количеством? Массой?
– Посмотрите на доску. Что изображено?
(Схема.)
– Что можете рассказать по схеме?
(Части: величины М и К , целое – величина А.)
– Покажите на схеме часть А , часть В, целое А.
– Что можно сказать о частях М и К?
(Часть М меньше части К.)
– Выполняйте задание.
(Учитель ходит по классу, смотрит, как ученики выполняют задание.)
– Проверяем. Сейчас договоритесь, кто из вас будет показывать часть М, кто –
К.
– Выходите к доске, показываете, как разделили свои величины на части по схеме.
– Проверяем емкость, объем.
(Выходят 2 пары. Это – часть М, это – часть К.)
– Обратите внимание на части. Важно увидеть, что они не обязательно должны
быть равны. Можно ли на другое количество частей разбить?
– Правильно ли дети разделили величину на части, используя схему?
– Покажите целое.
(Показывают стаканы вместе. Объем воды из двух стаканов – это целое. Если
затрудняются – показать схему.)
– Проверяем угол. Выходите, называйте кто из вас, какая часть.
Правильно ли показали? Покажите целое. Есть ли еще способы, варианты.
– Проверяем массу.
В прозрачных мешочках насыпана греча.
– Где часть М? Где часть К?
– Как показать целое?
– Проверяем величину количество.
(Пропедевтика состава числа.)
Слайды 8-11.
– Сколько всего кубиков? (7)
– Как разделили правильно по схеме?
– А как еще можно?
(1 и 6, 2 и 5, 4 и 2, 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4.)
(На доске показаны варианты).
V. Итог урока.
– Кто назовет тему нашего урока?
– Как найти целое, зная части?
– Что больше – целое или часть?
(Схема в учебнике, она опорная для детей.)
– Расскажите родителям, что вы узнали о целом и частях и найдите примеры
целого и его частей у себя дома.