Преступления на транспорте как найти




В статье проведен анализ особенностей выявления и доказывания преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, проблем применения уголовных, уголовно-процессуальных и криминалистических норм при их раскрытии. Обоснованность статьи определена тем, что правоохранительные органы в наше время претерпевают немалые проблемы в расследовании и доказывании по уголовным делам, в том числе из-за напряженного дефицита или отсутствия современных методов и рекомендаций по научно-методическому обеспечению процесса расследования правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, что влечет низкую раскрываемость этой категории преступлений.


В связи с большой текучестью кадров, сегодня действующих сотрудников правоохранительных органов владеющих практикой расследования данной категории дел, способных четко выдвинуть верную версию и незамедлительно выполнить осмотр места происшествия и осуществить все следственные действия в полном объеме, осталось мало. Преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, имеют свою особенность, что в свою очередь затрудняет их выявление, раскрытие и предупреждение. Расследование таких дел предполагает знание не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но методик расследования данной категории дел. В связи с чем, автором в настоящей статье предложены некоторые направления на совершенствование правоприменительной деятельности в области борьбы, с преступлениями совершаемые на объектах железнодорожного транспорта. Результаты проведенного исследования, рекомендации и выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в практической деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте.



Ключевые слова:



железнодорожный транспорт, кража, методы расследования, предварительное следствие, преступление, способ совершения, сокрытие преступления, хищение


In the article the analysis of features of exposure and proving of the crimes accomplished on a railway transport, problems of application of criminal, criminal procedure and criminalistics norms, is conducted at their opening. Validity of the article is certain that law enforcement authorities in our time suffer considerable problems in investigation and proving on criminal cases, including from a tense deficit or absence of modern methods and recommendations on the scientifically-methodical providing of process of investigation of offences accomplished on a railway transport, that, draws subzero exposed of this category of crimes. In connection with large fluidity of personnels, today operating employees of law enforcement authorities owning practice of investigation of this category of businesses capable clearly to pull out a faithful version and immediately to execute examination of site of occurrence and carry out all inquisitional actions in full, remained small.


The crimes accomplished on a railway transport have the feature, that hampers their exposure, opening and warning in turn. Investigation of so goes the world supposes knowledge not only of criminal and criminal procedure statute, but methodologies of investigation of this category of businesses. In this connection, in the real article some directions offer an author on perfection of

law-enforcement

activity in area of fight, with crimes accomplished on the objects of railway transport. Results undertaken a study, recommendations and conclusions, expounded in the article, can be drawn on in practical activity of inquisitional and operative subdivisions of organs of internal affairs on a transport.



Key words:



railway transport, theft, investigation methods, preliminary investigation, crime, way of commission, crime concealment, plunder

Железнодорожный транспорт в наши дни считается одним из значимых отраслей народного хозяйства страны, который непосредственно связан с другими отраслями экономики России.

К территории Дальнего Востока относится Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область и Республика Саха (Якутия) — в пределах участков Дальневосточной железной дороги, а также Камчатский и Приморский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. «Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта. На его долю приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % внутреннего пассажирооборота на территории» [1, с. 64].

При перевозке ценных грузов, зачастую сами сотрудники железных дорог совершают хищение товаров. В поездах осуществляют торговлю суррогатным алкоголем, продают и провозят наркотические вещества и их аналоги. Из числа проводников пассажирских вагонов есть те, кто провозят наркотические вещества и передают их с целью последующего распространения. Железнодорожный транспорт обилен на преступления. От краж сотовых телефонов до убийств. Преступления, которые происходят на железнодорожном транспорте, обладают особенностью, что в свою очередь усложняет их выявление, раскрытие и предотвращение.

«Методика расследования преступных деяний на железнодорожном транспорте требует от следователя познания, как практики, так и теории» [2, с. 772]. Расследование таких дел подразумевает знание не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но методик расследования этой категории дел. Изученная практическая деятельность по расследованию подобных дел, свидетельствует, о том, что наибольшие проблемы при расследовании правонарушений, совершаемых на железнодорожном транспорте, образовываются на начальном этапе расследования уголовного дела. Так как на этом этапе следователю приходится сопоставлять все имеющиеся факты и определить каким методом и при каких ситуациях было совершено преступное деяние (способ, место, время). От верно избранной стратегии следствия, зависит результат выполненных неотложных и необходимых следственных действий.

На железнодорожном транспорте совершаются преступления разных видов, в связи с чем выделяют и различные способы его совершения. Хищение грузов, кражи, убийства, повреждение путей сообщения, являются наиболее распространенными преступлениями на железнодорожном транспорте.

Расследование преступлений данного вида обусловлено, прежде всего, спецификой работы транспорта: большое сосредоточение материальных ценностей и людей, находящихся на объектах транспорта, круглосуточным режимом работы. Постоянное движение поездов даёт возможность преступникам быстро скрыться, маскироваться под пассажиров. Эти обстоятельства затрудняют установление места совершения преступлений и преступников, свидетелей.

В связи с проведенным анализом материалов уголовных дел, установлено, что еще на этапе формирования преступного замысла и цели преступления, субъект продумывает не только объективную сторону деяния, но и способы, средства обеспечения сокрытия следов преступления, в частности с целью последующих этапов подготовки и совершения преступления. Параллельно при совершении преступления может протекать и сокрытие следов преступления. «Способ сокрытия преступления направлен на воспрепятствование получению субъектом доказывания значимой информации, путем утаивания информации, искажения, уничтожения следов преступления» [3, с. 98]. Проведенный анализ преступлений, совершаемый, против собственности показывает, что противодействие планируется и «закладывается» в процесс преступной деятельности, еще в генезисе.

«С целью сокрытия следов преступления, наряду с дачей ложных показаний по факту хищения и различных инсценировок, весьма серьезное место занимают действия по сокрытию материальных следов преступлений» [4, с. 29]. Осуществляя сокрытие материальных следов, уничтожением, виновные лица, в первую очередь нацелены на создание сложностей и препятствий для установления картины преступления, их изобличению доказательствами и привлечению к уголовной ответственности.

Чем больше грамотных действий по сокрытию противоправных действий совершит злоумышленник, тем преимущественной он обладает возможностью на длительное сокрытие самого факта совершения. Этот факт «отодвигает» во времени момент выявления противозаконного действия и вмешательство правоохранительных органов в процесс установления события совершенного правонарушения. «Так, Хабаровским линейным управлением на транспорте в 2016 году была выявлена организованная группа лиц, которые похищали топливо из железнодорожных цистерн, применяя специально изготовленное для этого «техническое приспособление». Не задевая при этом пломбировку запорных устройств, они делали слив приблизительно 1 тонны топлива из определенной цистерны. Так как емкость цистерны содержит 70 тонн и при осмотре отвечающим за сохранность, не были обнаружены признаки вскрытия, либо нарушения целостности цистерны, то длительное время преступное деяние оставалось незамеченным. Следы от «технического приспособления», которые выражались в небольшой течи топлива из сливного клапана цистерны, указывали на неисправность устройства и всю недостачу по бензину «списывали» на техническую причину. Только по чистой случайности, преступную группу удалось задержать» [5].

Уголовное дело было возбуждено следователем в соответствии с фактом хищения дизельного топлива из топливных баков тепловозов. Преступная группа, опасаясь, что их изобличат, беспокоились, чтобы факт хищения не могли установить при проведении исследования. Они перемешивали его с другим дизельным топливом, которое для этих целей покупали на заправках АЗС, изменяя его групповую принадлежность, с целью сокрытия следов преступного деяния. Сегодня настолько преступники стали изобретательны относительно способов совершения преступлений, что противодействия расследованию границ не имеет. Поэтому от криминалистов требуется дальнейшая разработка специальных рекомендаций относительно способов и средств, противодействия, его преодоления.

Анализ структуры преступности на железнодорожном транспорте показал, что в основном в данной сфере совершаются преступления корыстной направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия. Тем не менее, особое внимание, при характеристике преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, надо уделять её качественным составляющим, которые дают возможность выявить её характерные особенности. Следователь, расследующий преступления на железнодорожном транспорте, при этом использует криминалистические методы и рекомендации, качество предварительного следствия обеспечено. Обеспечение качества предварительного следствия, результат которого возможно лишь на основе процессуально правильного применения определенных рекомендаций, в первую очередь основанных на способах и средствах преодоления противодействия следствию со стороны субъектов, имеющих цели не связаны с назначением уголовного судопроизводства, является первостепенной обязанностью следователя.

Следственная практика свидетельствует о том, что противодействие носит ситуационный характер. Преступления зачастую совершаются «внезапно», преступник не планировал похищать имущество пассажира, например, двигаясь по вагонам, не имел заранее спланированного умысла, на хищение мобильного телефона, который оставлен пассажиром, включенным в розетку, злоумышленник, заметив вещь, оставшуюся без присмотра, похищает и пытается утаить преступное деяние, обдумывая способы противодействия в случае уголовного преследования.

Противодействие расследованию преступлений путем сокрытия преступления, против собственности, обладает рядом признаков, связанных с особенностями предмета противозаконного посягательства (грузы, собственность пассажиров). Кроме того, место совершения преступления, которым является железнодорожный транспорт, именно на объектах транспортной железнодорожной инфраструктуры совершаются преступления не характерные, подследственным территориальным органам ОВД. В связи, с чем оперативно-розыскная и следственная тактика раскрытия и расследования данных преступлений должна учитывать эти особенности в научно-практическом обосновании криминалистических рекомендаций способов, форм и средств распознавания элементов данной преступной деятельности.

Вместе с тем, система методов и способов противодействия следствию путем сокрытия преступных деяний против собственности на железнодорожном транспорте, как противозаконная деятельность, основанная на установках и стереотипах противозаконного поведения, зачастую представляет собой «творческие» импровизации, и рассматривается, как подвижная, изменяющаяся система. В связи с чем, следственным органам необходимо приоритет отдавать соответствующим криминалистическим знаниям, за счет которых следователь, сможет отличать типовое противодействие на первоначальном этапе его применения, а, следовательно, поможет своевременно минимизировать негативные последствия от него.

Автор считает, что целесообразно применять криминалистическое описание информационно-познавательной модели. Данная модель будет гарантировать следователю результативное реагирование на всевозможные «препятствия» расследованию».

«Грамотное распознавание и преодоление противодействия расследованию преступления, следователем, закладывается при планировании расследования преступления» [6, с. 85]. Однако, не каждому следователю это свойственно, ведь своевременность таких действий должны закладываться и отдельности взятых следственных действий на основе усмотрения различных, ситуационно обусловленных альтернатив своего процессуального поведения. Правильно выбранная тактика и методы расследования будут основываться на возможное противодействие со стороны не только подозреваемого, но и других причастных к преступлению лиц.

Следователь, орган дознания должны понимать, что кроме применения криминалистических рекомендаций, им необходимо владеть навыками психологической борьбы, обоснованных юридической психологией. В этой связи, отмечено, то что «… речь должна идти не о борьбе с противодействием раскрытию и расследованию правонарушений в той трактовке, какой она в настоящее время понимается, а о тактике выявления и разоблачения приемов, способов, форм и средств воплощения преступной деятельности и разработке на этой основе соответственных и результативных приемов средств и способов борьбы с ней» [7, с. 122].

При расследовании преступлений у предварительного следствия могут возникать вопросы, связанные с тем или иным противодействием со стороны различных субъектов. В связи с чем разрабатывать новые и совершенствовать имеющие методы расследования отдельных видов преступных деяний необходимо на основе исследования всех возникающих вопросов у следственных органов. Соответствующие рекомендации содержательно должны отражать типичные ситуации преступной деятельности и следствия.

Литература

:

  1. Варыгин, А. Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2017. — № 3. — С. 62–65.
  2. Шингарева, А. А. Значение железнодорожного транспорта для России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 6. Ч. 4. — С. 770–775.
  3. Лавров, В. П. Криминалистика: конспект лекций / В. П. Лавров,
  4. Р. Р. Рахматуллин, В. И. Романов, А. Н. Шалимов; под общ. ред. В. П. Лаврова. М.: Проспект, 2016. 256 с.
  5. Савельева, М. В. Следственные действия: учебник для магистров/
  6. М. В. Савельев, А. Б. Смушкин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2016. 293 с.
  7. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс]. URL:https:// sudrf.ru (дата обращения: 02.02.2019).
  8. Ивушкина, О. В. Профилактика краж грузов из подвижного состава на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2017. — № 1 (27). — С. 82–86.
  9. Гончаренко, В. И. Научно-технические средства в следственной практике / В. И. Гончаренко. — М.: Вища школа. 2016. 152 c.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, предварительное следствие, преступление, преступная деятельность, преступное деяние, действие, категория дел, методика расследования, расследование преступлений, факт хищения.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Защита по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортаГлава 27 Уголовного кодекса РФ Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта объединяет 12 статей так называемых «транспортных» преступлений. Наиболее распространенные из них на практике это ст. 264 УК РФ ДТП с пострадавшими и 264.1 УК РФ Вождение в состоянии опьянения. В главу 27 УК РФ также входят такие составы, как:

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

Статья 265. Утратила силу

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

Защита по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Защита уголовного адвоката по транспортным преступлениям предполагает свою специфику. По таким делам опытный транспортный адвокат или автоадвокат обеспечит необходимую защиту по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Эффективная защита по транспортным преступлениям возможна при своевременном обращении за юридической помощью, чем более раннее обращение к адвокату последовало после совершенного деяния, тем более высоки шансы на благоприятный исход дела.  

Адвокат по транспортным преступлениям

Адвокат по транспортным преступлениям поможет разработать позицию защиты, окажет сопровождение своему подзащитному в период следствия, в суде, а также при обжаловании приговора, в случае, если возникнет такая необходимость. Если Вас или Вашего родственника обвиняют в совершении транспортного преступления, предусмотренного гл. 27 УК РФ, в ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или смерти, пьяном вождении, других транспортных преступлениях, как можно скорее свяжитесь с адвокатом по уголовным делам чтобы обеспечить себе надежную защиту. Для связи с адвокатом позвоните по указанному на сайте номеру телефона.

Стоимость услуг адвоката по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Цена ведения адвокатом уголовного дела по транспортному преступлению обусловлена разными факторами и не может быть универсальной. На стоимость адвокатской помощи влияют прежде всего такие факторы как уровень квалификации и опытности адвоката, категория и сложность дела, его срочность. В разделе «Гонорар» нашего сайта содержится информация об ориентировочной стоимости услуг адвоката по уголовным делам, которая применима и к данной категории дел. Но, обращаем внимание, что цена ведения конкретно Вашего дела может быть как большей, так и меньшей, это возможно определить только после личной встречи со специалистом.

Должны Вас предостеречь от экономии на услугах адвоката, это совершенно неприемлемо, поскольку профессиональная работа не может стоить дешево, а знание специфики определенной категории дел играет немаловажную роль при защите. Звоните и приходите, наши адвокаты являются высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт.

План

Введение

Актуальность темы дипломной 
работы: Современный период развития
Российского государства характеризуется
глубоким реформированием политических,
социально-экономических, духовных и организационных
основ общественной и государственной
жизни. Транспорт, представляя собой единый,
сложный хозяйственный комплекс, охватывает
все звенья общества и является одним
из проявлений существенной связи между
городом и селом, промышленностью и сельским
хозяйством, на котором основывается построение
цивилизованного государства.

Учитывая возрастающее в современных 
условиях социально-экономическое значение
транспорта, государство сформулировало
задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию
транспорта, так как без четко работающей
его сети невозможно обеспечить ни ускорение
социально-экономического развития регионов
страны, ни дальнейшее углубление их социально-культурных
связей.

Однако нынешнее состояние транспорта,
как показывает практика, не соответствует 
требованиям сегодняшнего дня. Вследствие
недостаточности нормативно-правовой
базы и низкого инвестиционного 
потенциала нарастает износ транспортных
средств, ухудшается их структура, повышается
их уровень аварийности и воздействия
на окружающую среду и здоровье человека.

На протяжении 1999-2011 годов на объектах
транспорта сохраняется сложная 
криминогенная ситуация. Количество
зарегистрированных правонарушений не
сокращается, а возрастает. Ежемесячный
прирост регистрируемых преступлений
достиг семитысячного уровня. Каждое шестое
раскрытое преступление на транспорте
совершено лицами, ранее привлекавшимися
к уголовной ответственности. Обострилась
проблема криминализации подростковой
среды. На их долю в 2011 г. пришлось свыше
пяти тысяч преступлений. Транспортные
магистрали России по прежнему остаются
притягательным средством перевозки наркотических
средств. В настоящее время на объектах
транспорта совершено более 15-тысяч преступлений
связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Серьезные недостатки в организации 
работы транспорта, опережающие темпы 
роста числа пассажиров приводят
к большим скоплениям людей на
территориях вокзалов, станций, аэропортов,
что осложняет оперативную обстановку,
создает угрозу общественной безопасности.

В этой связи исключительно важное
значение приобретает проблема дальнейшего 
усиления борьбы с правонарушениями,
совершаемыми на объектах транспорта.
Именно в этом направлении сосредотачиваются
усилия правоохранительных и иных государственных
органов, среди которых важное место занимают
органы внутренних дел.

Их назначение обусловлено тем,
что они обладают всей полнотой надзорных 
полномочий в сфере обеспечения
общественной безопасности, состояние
которой является одним из главных факторов
нормального функционирования транспорта.
Это свидетельствует о том, что органы
внутренних дел совместно с другими правоохранительными
структурами являются главными субъектами
обеспечения общественной безопасности
и борьбы с правонарушениями на объектах
транспорта.

Поэтому исследование проблем их деятельности,
анализ практики работы, приемов, средств 
и методов обеспечения общественной
безопасности на транспорте представляются
актуальными, направленными на дальнейшее
совершенствование их правоохранительной
работы.

Отдельные вопросы, частично или полностью 
относящиеся к этой проблеме, разрабатываются 
в русле многоаспектного политического,
социального и правового анализа.
Тем не менее, избранная тема нуждается
в более глубоком изучении, в выработке
конкретных научно обоснованных рекомендаций
по дальнейшему совершенствованию правоохранительной
деятельности на объектах транспорта
на основе задач, отражающих весь ход общественного
развития.

Объектом дипломной 
работы являются общественные отношения,
возникающие в области противодействия
преступности на объектах транспорта.

Предмет дипломной работы
– деятельность органов внутренних по
противодействию и раскрытию преступлений
на объектах транспорта.

Цель дипломной работы
заключается в комплексном исследовании
оперативно-розыскной деятельности по
борьбе с преступлениями на объектах транспорта,
основанном на обобщении отечественного
и зарубежного опыта, по результатам которого
предлагается разработка предложений
для внедрения в деятельность органов
внутренних дел.

Достижение указанной цели связано 
с решением ряда теоретических и 
научно-практических задач дипломной работы. К их числу
относятся:

–рассмотреть понятие и сущность
объектов транспорта,

–выявить современное состояние 
преступности на объектах транспорта,

–охарактеризовать личность преступника,
совершающего преступления на объектах
транспорта,

–проанализировать правовые и организационные 
вопросы по выявлению и раскрытию 
преступлений на объектах транспорта,

–перечислить оперативно-розыскные 
мероприятия проводимые оперативными
сотрудниками полиции по выявлению 
и раскрытию преступлений на объектах
транспорта,

–рассмотреть формы и направления 
взаимодействия оперативных подразделений
ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД
и ОМВД России.

Теоретическую и методологическую
основу дипломной работы составили
гуманистические философские учения,
правовые концепции прошлого и современного
состояния обеспечения общественной безопасности
на объектах транспорта.

Глава 1. Оперативно-розыскная
характеристика преступлений совершаемых
на объектах транспорта

§1. Понятие
и сущность объектов транспорта

Выделение видов преступности в 
криминологии в то время осуществлялось,
в первую очередь, по такому основанию,
как объект преступления, т.е. по тому благу,
тому общественному интересу, на который
посягал преступник1.
В этой связи в первых учебниках криминологии
исследовались такие виды преступности,
как особо опасные государственные преступления;
преступления против личности и хулиганство;
хищения государственного и общественного
имущества; преступления, составляющие
пережитки местных обычаев; преступления,
связанные с нарушением правил безопасности
движения на автотранспорте2.
Чуть позже по этому же основанию стали
выделять должностные преступления и
некоторые другие3.

В последние годы основания её классификации 
значительно расширились, что, несомненно,
было связано с ростом преступности
и изменением её структуры (вовлечением 
в неё новых слоёв общества,
её проникновением в различные сферы общественной
жизни).

Преступность в разных сферах жизнедеятельности 
и на различных объектах экономики 
имеет свою специфику, в силу чего
«актуальным становится изучение преступности
по сферам: автодорожные преступления,
компьютерные преступления, налоговые
преступления, преступления на железнодорожном
транспорте»4.

Как справедливо отмечает В.Э. Эминов,
познание преступления, всех его признаков 
необходимо для разработки профилактических
мер. Поэтому криминологическая 
характеристика – исходный этап для оптимизации
процесса разработки и реализации мер
профилактики преступлений5.

Несомненно, что транспорт является
специфичной отраслью экономики 
страны, имеет характерные особенности,
что должно обусловливать специфику 
преступности, совершаемой на транспорте.
В связи с этим представляется очень важным
проведение анализа преступности, совершаемой
на транспорте и объектах транспортной
инфраструктуры.

Сегодня органы внутренних дел на
транспорте — высокоорганизованная,
самодостаточная правоохранительная
система, способная эффективно выполнять
возложенные на нее функции по обеспечению
общественной безопасности и борьбе со
всеми формами и проявлениями преступности,
включая организованную, трансграничную
и транснациональную.

Современные масштабы работы транспортной
полиции России огромны. В оперативном
обслуживании органов внутренних дел
на транспорте (ОВДТ) находятся: 17 железных
дорог, протяженностью более 86 тыс. км.;
508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных
моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150
аэропортов, в т.ч. 64 международных; 18 межрегиональных
и территориальных управлений гражданской
авиации; 33 морских и 63 речных порта; 10
морских и 25 речных пароходств; 18 государственных
бассейновых управления речного транспорта;
судоходная часть рек протяженностью
89 тыс. км.; 20 гидросооружений.

Департамент обеспечения правопорядка
на транспорте МВД России организует
и контролирует работу всей системы 
ОВДТ. На местах эту систему представляют
510 линейных подразделений, которыми
руководят 20 управлений внутренних дел
на транспорте (УВДТ). Каждое крупное подразделение
контролирует обстановку на одной из транспортных
магистралей.

В соответствие со ст. 1 ФЗ от 9 февраля
2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»,
«объекты транспортной инфраструктуры
– технологический комплекс, включающий
в себя железнодорожные, трамвайные и
внутренние водные пути, контактные линии,
автомобильные дороги, тоннели, эстакады,
мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные
станции, метрополитены, морские торговые,
рыбные, специализированные и речные порты,
портовые средства, судоходные гидротехнические
сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты
систем связи, навигации и управления
движением транспортных средств, а также
иные обеспечивающие функционирование
транспортного комплекса здания, сооружения,
устройства и оборудование».

В той же статье законодателем определено,
что «обеспечение транспортной безопасности
– реализация определяемой государством
системы правовых, экономических, организационных 
и иных мер в сфере транспортного
комплекса, соответствующих угрозам совершения
актов незаконного вмешательства»6.

В течение 2010 г. в рамках реализации
Указов Президента Российской Федерации 
от 24.12.2009 № 1468 “О мерах по совершенствованию 
деятельности органов внутренних
дел Российской Федерации” и от 18.02.2010
№ 208 “О некоторых мерах по реформированию
Министерства внутренних дел Российской
Федерации” проводилась целенаправленная
работа по реформированию деятельности
органов внутренних дел на транспорте
(ОВДТ).

В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД 
России. В августе вместо 20 управлений
внутренних дел на транспорте были
созданы 8 управлений на транспорте МВД 
России по федеральным округам и 
два линейных управлений внутренних
дел на транспорте (Восточно-Сибирское
и Забайкальское) с прямым подчинением
МВД России.

Все задачи и функции ГУТ МВД 
России и подчиненных ОВДТ сохранились 
в прежнем объеме – обеспечение 
правопорядка и общественной безопасности,
защита граждан от противоправных посягательств 
на объектах железнодорожного, воздушного
и водного транспорта.

В настоящее время в зону оперативного
воздействия органов внутренних
дел на транспорте входят 17 железных
дорог, 18 межрегиональных и территориальных 
управлений гражданской авиации, 8 морских 
и 64 речные пароходства. Протяженность
обслуживаемых железнодорожных путей
составляет более 87 тыс. километров. В
зоне контроля ОВДТ также находятся 190
аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128
речных портов7.

Объекты транспортной инфраструктуры
— сооружения, производственно-технологические
комплексы, предназначенные для обслуживания
пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей,
грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков,
а также для обеспечения работы транспортных
средств8.

Под объектами транспортной инфраструктуры
понимается технологический комплекс,
включающий в себя железнодорожные, трамвайные
и внутренние водные пути, контактные
линии, автомобильные дороги, тоннели,
эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные
и автобусные станции, метрополитены,
морские торговые, рыбные, специализированные
и речные порты, портовые средства, судоходные
гидротехнические сооружения, аэродромы,
аэропорты, объекты систем связи, навигации
и управления движением транспортных
средств, а также иные обеспечивающие
функционирование транспортного комплекса
здания, сооружения, устройства и оборудование9.

Транспортная инфраструктура является
одной из важнейших составляющих
общества. Здесь сосредоточены и 
функционально переплетены огромные
людские, материальные, технические 
и информационные ресурсы. Любые
случайные или аварийные сбои, противоправные
посягательства, а также террористические
акты в транспортном комплексе приводят
к человеческим жертвам, значительным
экономическим потерям, техногенным и
экологическим катастрофам.

Произошедшие в последние десятилетия
преобразования в государственном устройстве
страны, новый курс в экономической политике
во многом обернулись для транспорта рыночной
стихией, захватившей и дезорганизовавшей
сферу перевозок. Реструктуризация транспортного
комплекса усложнила систему управления
транспортом. Она потеряла свою стройность,
но приобрела большую избыточность и дублирование
функций на всех уровнях управления. Необходимо
также учитывать, что деятельность каждого
вида транспорта, основываясь на федеральных
законах, устанавливаются множеством
нормативных правовых актов ведомственного
характера. В них содержатся нормы, закрепляющие
правовой статус, компетенцию и регламентирующие
порядок деятельности органов управления
транспортом, учреждений и организаций,
действующих как внутри транспортного
комплекса, так и обеспечивающих его внешние
связи10.

Субъекты транспортной
инфраструктуры – юридические
и физические лица, являющиеся собственниками
объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств или использующие
их на ином законном основании.

Данная норма указывает в 
качестве субъектов транспортной инфраструктуры
только юридических и физических
лиц. Однако значительная часть объектов
транспортной инфраструктуры принадлежит 
государству, а реализуют его 
полномочия органы государственной
власти и местного самоуправления. Круг
субъектов транспортной инфраструктуры
достаточно широк, начиная с государства
и органов власти, и заканчивая гражданами,
обладающими определенными правами на
транспортные средства.

Субъектами в данном случае являются
преимущественно предприятия и организации,
имеющие на балансе и эксплуатирующие
транспорт, а также граждане, в собственности
которых находятся транспортные средства.
В некоторых случаях субъектами могут
выступать Российская Федерация, субъекты
РФ, муниципальные образования, в качестве
собственников транспортных средств.

Данная дефиниция распространяет
свое действие не только на собственников 
объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, которые 
несут бремя содержания своего имущества
и ответственности за него, но и на лиц,
обладающих узким кругом правомочий: пользователей,
арендаторов и т.п. В связи с чем обязанность
по обеспечению транспортной безопасности
возлагается и на собственника, и на того,
кто использует данный объект, создавая
тем самым двухуровневую систему обеспечения
безопасности.

9 февраля 2007 г. Президент РФ 
подписал Федеральный закон № 16-ФЗ
«О транспортной безопасности»11,
в котором дано определение термина «транспортная
безопасность». «Транспортная безопасность
– состояние защищенности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
от актов незаконного вмешательства».
Разъясняется, что такое «акт незаконного
вмешательства»: это «противоправное
действие (бездействие), в том числе террористический
акт, угрожающее безопасной деятельности
транспортного комплекса, повлекшее за
собой причинение вреда жизни и здоровью
людей, материальный ущерб либо создавшее
угрозу наступления таких последствий»
(п. 10 ст. 1 и п. 1 ст. 1 Закона). Напомним, что
все эти признаки содержались в видовом
термине «авиационная безопасность»,
закрепленном в Воздушном кодексе.

Транспортная безопасность
– состояние защищенности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств
от актов незаконного вмешательства.

Транспортную безопасность необходимо
рассматривать как комплексное системное
понятие, направленное на устойчивое развитие
транспортного комплекса, которое можно
определить как развитие, обеспечивающее
потребности настоящего поколения и не
подрывающего возможности будущих поколений
в обеспечении их потребностей.

Транспортная политика России должна
поэтапно интегрировать базовые 
принципы устойчивого развития транспорта,
согласно которым решение задач 
удовлетворения транспортных потребностей
не вступает в противоречие с приоритетами
охраны окружающей среды и здоровья граждан,
не нарушает интересов будущих поколений12.

Специализированные
организации в области обеспечения транспортной
безопасности – юридические лица,
аккредитованные компетентными органами
в области обеспечения транспортной безопасности
в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, для проведения
оценки уязвимости объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных средств.

Современная организованная преступность
возникла на обслуживаемых органами
внутренних дел на транспорте объектах
приблизительно в начале 1990-х гг., в период
распада Советского Союза и ослабления
контролирующих функций со стороны государства
за сектором экономики. Именно в тот период
началась активная приватизация, акционирование
и реформирование транспортной отрасли.
В то время на транспорте сформировалась
и окрепла «беловоротничковая» преступность.
Нарушая закон, чиновники, распоряжавшиеся
транспортной собственностью, выдавали
квоты, лицензии, кредиты. В долгосрочную
аренду передавались умышленно обесцененные
государственные объекты собственности.

Ряд руководителей 
транспортной системы, представители 
среднего управленческого звена 
включились в передел собственности,
занялись бизнесом, в том числе 
теневым. Это стало причиной создания
на отдельных объектах транспорта класса
коррумпированных управленцев, обеспечивающих
друг другу взаимную поддержку и круговую
поруку.

Понимая, что 
подобная противоправная деятельность
способна нанести разрушительный удар
по базису государства, свести к нулю
результаты усилий институтов власти
и общества, направленных на выход страны
из кризиса, органы внутренних дел на транспорте
активно противостоят преступности, ведут
наступление по всем направлениям и сохраняют
контроль за состоянием оперативной обстановки
на объектах транспорта.

В последние 
годы основная масса преступлений на
транспорте, совершенных в составе 
преступных групп, приходится на финансово-кредитную 
сферу. Ряд противоправных деяний связан
с превышением должностных полномочий,
присвоением или растратой чужого имущества,
контрабандой13.

Легализация
преступных доходов, как правило, осуществляется
поэтапно, с участием заинтересованных
сотрудников банковской сферы и 
включает множество финансовых и 
иных операций, направленных на сокрытие
преступления.

Таким образом,
транспорт нередко становится средством
достижения преступных целей, связанных
с нелегальной доставкой оружия, наркотиков,
взрывчатых веществ и других предметов,
запрещенных в гражданском обороте, а
также является одним из основных потенциальных
объектов терроризма и проявлений экстремистского
толка.

§2. Современное
состояние преступности на объектах транспорта

На объектах транспорта совершаются 
любые по характеру и видам 
преступления. Различия существуют только
в способах их совершения и в структуре
преступности в целом.

Хищения и кражи грузов, кража 
цветных и редкоземельных металлов,
кражи личного имущества, грабежи 
и разбойные нападения, хулиганство,
мошенничество, вымогательство, карманные 
кражи, преступления связанные с 
незаконным оборотом оружия и наркотиков,
коррупция и взяточничество – вот наиболее
характерные виды преступлений, совершаемые
на объектах транспорта.

Напряженная социально-экономическая 
ситуация в РФ, кризисные явления 
в экономике страны, растущая безработица,
задержки выплаты заработной платы,
обострение межнациональных конфликтов
в стране и отдельных государствах ближнего
зарубежья и другие факторы стали основными
доминантами, оказывающими негативное
влияние на состояние общественного порядка
и преступности на объектах транспорта
На транспорт постепенно проникает интеллектуальная,
так называемая, «беловоротничковая»
преступность. На смену грубым и примитивным
способам воровства на транспорте, преобладающим
много лет назад (например, взламывание
запирающих устройств вагонов, люков воздушных
судов, прорубы контейнеров, просверливание
цистерн и т.д.), пришли ухищренные и оригинальные
способы хищений грузов и иных материальных
ценностей путем мошенничества, подделки
документов, переадресовки грузов, легализация
(отмывание) денежных средств или иного
имущества и т.д. возрастают объемы похищенного.
В сферу преступных интересов все чаще
попадают нефть и нефтепродукты, другие
стратегические материалы и сырье, драгоценные
и редкоземельные металлы. С развитием
банковской системы и строительством
новых объектов транспортной системы
участились финансовые махинации на транспорте.  

По официальным данным, в сфере 
пассажирских перевозок ежегодно регистрируются 
свыше 60 тысяч преступлений, задерживается 
более 40 тысяч преступников, более
2-х миллионов нарушителей за административные
правонарушения, изымается свыше 3000 единиц
огнестрельного оружия, свыше 1500 килограммов
наркотического сырья. Основной массив
составляют преступления экономической
направленности – 43%, кражи – 26%, преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков
– 17%, мошенничество – 6%.

Несмотря на тренд десятилетнего 
периода к снижению преступности
на транспорте, в последние два года
наблюдается устойчивая тенденция к снижению
общего количества преступлений на объектах
транспорта. Так, в 2009 г. зарегистрировано
75 тыс. преступлений (-8,5%). За 9 месяцев 2010
г. совершено 47 тыс. преступлений (-25,5%).
Основной массив составляют преступления
экономической направленности – 34,4%, кражи
(в том числе грузов) – 26,5%, преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков,
– 19,8%. Криминальная ситуация характеризуется
снижением количества зарегистрированных
тяжких и особо тяжких преступлений (-32,2%).

Важное место отводится обеспечению 
правопорядка на железнодорожном
транспорте, так как более 80% от общего
количества преступлений регистрируется
именно здесь.

Законом № 20-ФЗ-2004 г. “О внесении
изменений в некоторые законодательные 
акты Российской Федерации по осуществлению 
мер авиационной безопасности на
воздушном транспорте” в состав
досмотровых групп служб авиационной
безопасности (САБ) были введены сотрудники
полиции, принимающие непосредственное
участие в производстве предполетного
досмотра авиапассажиров, их ручной клади,
багажа, грузов, членов экипажей и технического
персонала.

Несмотря на принимаемые меры, с
мая 2008-го года в терактах на территории
нашей страны погибло около 1 тыс. человек,
причем, по данным Национального антитеррористического
центра США, динамика негативная: 216 человек
в 2008-м, 337 – в 2009-м, 264 – за девять месяцев
2010 года.

За январь-декабрь 2011 года в органы
внутренних дел на транспорте поступило
288,2 тыс. заявлений, сообщений о преступлениях 
и иной информации о происшествиях
(+1,7%). По 42,3 тыс. сообщениям принято 
решение о возбуждении уголовного
дела (-5,5%).

Рис. 1 – Результаты работы по разрешению
заявлений, сообщений и иной информации
о преступлениях за январь-декабрь 2011
года

За январь-декабрь 2011 года на объектах
обслуживания ОВДТ всего было зарегистрировано
53364 преступления (-8,6%). Сократилось
количество таких тяжких преступлений,
как убийство (-8,8%), умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью (-15,8%), разбой (-32,1%)
и грабеж, предварительное следствие по
которым обязательно (-23,1%).

Не допущено фактов бандитизма.
Число террористических актов снизилось
на 57,1%. Количество зарегистрированных
заведомо ложных сообщений об актах терроризма
на объектах транспорта незначительно
снизилось (-2,5%; 78).

Правоохранительными органами на транспорте
раскрыто 35583 преступления (-12,2%), выявлено
29781 лицо (-7,5%), их совершивших. По 87,3% раскрытых
преступлений лица установлены сотрудниками
ОВДТ (31062; -11,8%). В отчетном периоде раскрыто
1211 преступлений прошлых лет (+7%), из них
196 – тяжких и особо тяжких составов (+30,7%),
23 – совершённых организованной группой
либо преступным сообществом (+1,9%).

Отмечено снижение общего остатка 
нераскрытых преступлений (-6%; 16542), количество
оставшихся нераскрытыми тяжких и особо 
тяжких деяний также снизилось на
9,9% (3868).

В структуре преступности на объектах
транспортного комплекса по-прежнему
доминирующее место занимают кражи (31,9%),
преступления экономической направленности
(27,2%) и в сфере незаконного оборота наркотиков
(21,3%). Преступления, предварительное следствие
по которым обязательно, составляют 47%,
по которым необязательно – 53%.

Рис. 2 – Основные показатели работы ОВД

За 2011 год раскрыто 299 (-10,2%) преступлений,
совершённых организованными группами
или преступными сообществами, в 
том числе 280 тяжких и особо тяжких
преступных деяний. Пресечена деятельность
144 участников организованных преступных
групп.

Рис. 3 – Структура совершенных организованными
группами и преступными сообществами
преступлений на объектах оперативного
обслуживания ОВДТ за январь-декабрь 2011
года

За 2011 год на объектах транспорта зарегистрировано
11359 преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотических средств, психотропных
и сильнодействующих веществ (-2,9%),
из которых 7212 – тяжкие и особо тяжкие.
Сотрудниками ОВДТ выявлено 94,4% всех
зарегистрированных наркопреступлений.

Рис. 4 – Результаты работы по выявлению преступлений
сферы НОН

За 2011 год на транспорте выявлено
14521 преступление экономической направленности,
в т.ч. 3740 – тяжких и особо тяжких преступлений,
2169 – совершенных в крупном и особо крупном
размере. По оконченным уголовным делам
об экономических преступлениях в отчетном
периоде возмещено более 447,8 млн рублей
материального ущерба. Показатель возмещения
составил 76,8%.

Рис. 5 – Динамика выявления отдельных видов
преступлений экономической направленности
за январь-декабрь 2011 года

За 6 месяцев 2012 г. в органы внутренних
дел на транспорте поступило 143,6
тыс. заявлений, сообщений о преступлениях
и иной информации о происшествиях (-1,5%).
По 19,9 тыс. сообщений принято решение о
возбуждении уголовного дела (-16,9%), отказано
в возбуждении – по 37,7 тыс. (-7,1%), возбуждено
дел об административном правонарушении
– по 3,8 тыс. (-6,3%), передано по подследственности
или территориальности – 39,9 тыс. (+14,0%).

Рис. 6 – Основные показатели работы органов
внутренних дел

На объектах обслуживания ОВДТ было
зарегистрировано 25683 преступления (-21,0%).

Сократилось количество таких преступлений,
как убийство  (-33,3%),    разбой
(-18,6%), грабеж (-10,5%), мошенничество
(-10,6%), хулиганство (-42,0%). Не допущено фактов
бандитизма.

Зарегистрировано 10 террористических
актов (за аналогичный период 2011 г. –
2), 31 – заведомо ложное сообщение об
акте терроризма на объектах транспорта
(за аналогичный период 2011 г. – 64). Снизилось
количество преступлений, совершенных
несовершеннолетними (-19,1%), группой лиц
(-7,0%), иностранными гражданами (-33,8%). Больше
совершено преступлений гражданами в
состоянии алкогольного опьянения 
(+12,5%).

В отчетном периоде правоохранительными 
органами на транспорте раскрыто 16574 преступления
(-20,2%), выявлено 14181 лицо (-15,3%), их совершившее.
Раскрыто 839 преступлений прошлых лет.

 Отмечается снижение общего 
остатка нераскрытых преступлений
(-10,1%; 6144), количество оставшихся нераскрытыми
тяжких и особо тяжких деяний также снизилось
(-7,5%; 1511).

В структуре преступности на объектах
транспортного комплекса по-прежнему
доминирующее место занимают кражи
(33,0%), преступления экономической направленности
(21,4%) и в сфере незаконного оборота наркотиков
(24,1%). Преступления, предварительное следствие
по которым обязательно, составляют 51%,
по которым необязательно – 49%.

Грузовые перевозки на железнодорожном 
транспорте традиционно являются сферой
наибольшей криминальной уязвимости.
Сумма убытков, понесённых всеми участниками
перевозочного процесса, постоянно возрастает.
В среднем в год по стране она составляет
около 150 млрд руб.

Совокупные изменения, направленные
на сдвиг от тяжёлой промышленности,
где в основном транспортировались
сырьевые материалы, к лёгкой и средней,
увеличили объем поставок высокоценных
товаров. Именно поэтому оперативная обстановка
в сфере грузовых перевозок по- прежнему
остаётся сложной. Так, по различным железным
дорогам страны до 60% от всех зарегистрированных
преступлений на железнодорожном транспорте
приходится на сферу грузовых перевозок.

Хищения грузов совершаются путём 
сруба запорных устройств и закруток,
взлома дверей и люков, выдавливания
пола контейнеров, а также путём 
мошенничества, подлога, изготовления
и использования фиктивных документов,
проникновения в компьютерные сети железных
дорог, снятия информации о предприятиях,
имеющих код-справки для использования
в хищении грузов, оформления «ложного
транзита», переадресовок грузов, подмены
перевозочных документов и т.п.

Кражи, как известно, являются самыми
распространёнными преступлениями
против собственности. Так, в общей 
структуре российской преступности
их доля превышает 50%, причём эта тенденция
– одна из самых устойчивых, о чем
свидетельствует её сохранение на протяжении
десятилетий. Более узкую, но вместе с
тем чрезвычайно актуальную проблему
представляют кражи личного имущества,
совершаемые на объектах железнодорожного
транспорта. Большая распространённость
данных преступлений, их заметный рост
негативно влияют на уровень криминологической
безопасности пассажиров, обостряют боязнь
населения за своё имущество14.

Следует признать, что система мер 
предупреждения и раскрытия подобного 
вида краж является недостаточно эффективной.
Учитывая, что Россия относится к странам
с развитой системой объектов железнодорожного
транспорта, можно сказать, что преступность,
распространённая здесь, существенно
влияет на дестабилизацию обстановки
в стране в целом.

Добавить комментарий