Претензия директору школы от родителей как составить

Заявление директору школы от родителей — это документ, главная цель которого не только проинформировать администрацию о некой ситуации, но подвигнуть ее к конкретным действиям. Письменное обращение, зарегистрированное с датой и входящим номером, не позволит спустить историю на тормозах и, в крайнем случае, станет подтвержденным основанием для жалобы выше.

Ситуации бывают разные. «Бумажное» заявление — подтверждение вашего обращения и напоминание о нем. Если озвучить просьбу устно, она так и останется на словах, в повседневной суете о ней просто не вспомнят. Получение же письменного документа фиксируется в приемной.

В каких случаях пишут заявление от родителей в школу:

  • чтобы освободить ребенка от занятий или объяснить его временное отсутствие на уроках (подробнее);
  • если в классе завелся хулиган, обращаются к руководителю учебного заведения с просьбой решить вопрос;
  • когда возник конфликт с преподавателем, и родители просят администрацию школы помочь решить проблему;
  • если необходимо защитить преподавателя и принять меры, чтобы учитель остался;
  • когда требуется решить хозяйственный вопрос: отремонтировать класс, заменить освещение, интерактивную доску и похожие вопросы, которые долго не решаются школой самостоятельно.

Как правильно составить заявление

Нет установленных и закрепленных законом форм для подобных документов. Но существуют правила, как написать заявление на директора школы, придерживайтесь их:

  1. Документ составляют на листе формата А4.
  2. Лучше печатать текст на компьютере — это исключит недопонимание из-за особенностей почерка и убережет от случайных ошибок (автоматическая проверка правописания в редакторе Word работает достаточно хорошо). Эта доступная хитрость позволит избежать грамматических и пунктуационных промахов (а на нервной почве они случаются даже у абсолютно грамотных людей), которые снижают общее впечатление от документа.
  3. В верхнем правом углу — шапка заявления директору школы от родителей: название и номер учебного заведения, Ф.И.О. руководителя. Прописывают, от кого обращение. Если от одного законного представителя, пишут его имя, отчество и фамилию, адрес проживания и контактный телефон. Если это коллективное заявление, пишут фразу «от родителей класса», указывают класс.
  4. Через отступ, в середине листа пишут «Заявление».
  5. В тексте указывают суть проблемы. Без эмоций, оскорблений, четко, по делу, с указанием фактов и ссылок на свидетелей (если необходимо).
  6. В левой части листа, отступив от текста, — дата составления обращения. В правой части ставят подпись с обязательной расшифровкой.

Жалоба руководителю школы на ученика

Если в классе появился хулиган, его присутствие угрожает физическому и психологическому здоровью детей, родители в едином порыве пишут коллективное письмо в администрацию учебного заведения. На практике более эффективно писать заявление от каждого пострадавшего, с указанием фактов нападения и свидетелей. Приемная руководителя образовательного учреждения обязана фиксировать каждое такое обращение. Большая папка жалоб заставляет вопрос решаться быстрее, чем одно письмо от всего коллектива класса.

Для верности коллективное обращение тоже составьте, но обязательно подкрепите его ссылками на указание каждого из пострадавших.

Примерный образец, как написать жалобу директору школы на ученика от родителей, выглядит так:

Жалоба директору на учителя

Если учитель позволяет себе оскорблять учеников, родители обращаются с жалобой на имя директора — это помогает предотвращать недопустимое поведение по отношению к детям.

Ниже приведен примерный текст жалобы на учителя:

Обращение к директору с просьбой оставить учителя

Бывают обратные ситуации: один из учеников класса и его родители просят директора отстранить учителя от работы. Остальных родителей учитель устраивает, и они против таких перестановок.

В этом случае образец, как правильно написать заявление на имя директора школы от родителей, включает как саму просьбу оставить прежнего педагога, так и конкретные аргументы, т.е. оценку его работы.

Коллективное заявление с просьбой об установке видеокамер в классе

В таком коллективном обращении зафиксируйте просьбу и сделайте приписку о том, что установка подобного оборудования не нарушает ваши права и права ваших детей на защиту персональных данных и личную жизнь.

Обращение к директору по поводу принятия мер безопасности в школьном дворе

Если руководство школы самостоятельно не решает вопрос об установке камер, ограждений, грамотной охраны, когда родители беспокоятся за безопасность своих детей на территории школьного двора, они пишут коллективное письмо: изложите суть проблемы, предложения по ее решению (опишите, какой результат вы хотите увидеть, как решить эту проблему).

ВАЖНО!
Чтобы дело пошло быстрее, обращение, будь то образец коллективной жалобы на ученика от родителей, на учителя или организационные моменты, составляют в двух экземплярах. Второй отправляют в вышестоящий отдел образования.

Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.

У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.

Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.

Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.

Какие права есть у детей и родителей в школе

Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.

Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует. Я делала так не раз: запрашивала планы уроков, критерии оценки домашних работ по некоторым предметам и документы, подтверждающие квалификацию педагогов.

Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться. Я делала такие запросы в администрацию школы, и мне присылали программы на электронную почту — просто и быстро. Еще рабочие программы можно найти на сайте школы, но иногда их забывают обновлять.

Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией. Я так делала, расскажу об этом дальше в статье.

Не платить за то, что должно быть бесплатным. Родителей часто заставляют сдавать деньги на учебники, ремонт школы или подарки учителям. Но это незаконно: обучение в школе бесплатное, а сдавать на что-то деньги родители могут только добровольно. Это касается в том числе рабочих тетрадей к учебникам: школа должна покупать их за свой счет, но родителям об этом не всегда сообщают.

Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.

Защищать интересы детей. Несовершеннолетние дети не могут самостоятельно защитить себя. Поэтому писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок должны родители.

Права школьников прописаны в законе «Об образовании», а еще они регулируются Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Прав много, я перечислю основные:

  1. Вместе с родителями выбирать школу, форму обучения и язык.
  2. Учиться по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, если есть медицинские показания к этому.
  3. Свободно выражать свои взгляды и убеждения.
  4. Развивать творческие способности и интересы.
  5. Отказаться от навязанных кружков и факультативов.
  6. Требовать возмещения вреда. Если одноклассник разбил телефон ребенка на перемене, за это тоже отвечает школа.

Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия, оскорбления личности. Если это право нарушают, то добиться справедливости сложнее всего, потому что границы психологического насилия очень размыты: для одних плевок в лицо — это недопустимо, для других — ничего страшного. У нас был такой случай, о нем я тоже расскажу в статье.

Что делать, если в школе нарушают права ребенка

Из своего опыта я знаю, что родители часто не хотят ввязываться в конфликты, даже если их ребенка обижают одноклассники, а учителя занижают оценки. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что школа может быть очень жестоким местом.

Вот что могут сделать родители, чтобы защитить ребенка:

  1. направить руководству школы обращение с просьбой не просто разобраться в ситуации, но и применить к учителям дисциплинарные взыскания, например объявить выговор;
  2. обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если в школе она есть;
  3. использовать другие способы защиты прав и законных интересов. Например, обратиться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызвать инспектора по делам несовершеннолетних и при необходимости подключить к решению проблемы школьного психолога.

Я пробовала все эти способы, кроме обращения в комиссию по урегулированию споров. В нашей школе она вроде бы есть — на сайт выложены документы, регулирующие работу комиссии. Но по факту они давно устарели. Например, там числятся учителя, которые уже уволились.

Мои дочери учатся в шестом классе в самой обычной школе в Санкт-Петербурге. Специально мы ее не выбирали — пошли в ту, что ближе к дому. Любви не случилось. Детям не нравится школа, а из-за конфликтов с классным руководителем им даже пришлось перейти в другой класс. У меня тоже есть претензии: учителя пропускают ошибки в работах учеников, требуют, чтобы в конце учебного года родители убирались в классах, а еще покупали принтеры и бумагу.

У нас с детьми хорошие отношения, поэтому они рассказывают мне, как прошел их день, жалуются, если в школе их обижают, и показывают, что пишут в школьных чатах одноклассники.

Часто я предпочитаю не вмешиваться и просто плыву по течению, потому что разборки отнимают много сил и времени. Но бывали ситуации, пропустить которые я не могла. Расскажу о них подробнее.

Ситуация 1

Учителя вели себя непрофессионально

Первая классная руководительница. Когда девочки пошли в первый класс, у нас было несколько стычек с классным руководителем. Ее сын учился в параллельном классе, но на продленку приходил в наш. В такие моменты классная превращалась из педагога в мать и подолгу делала домашние задания только со своим сыном. Другим ученикам она уделяла гораздо меньше времени и внимания.

На праздники мальчик тоже ходил не со своим классом, а с нашим. Это стало так привычно, что однажды классная велела родительскому комитету купить подарок и ему — на деньги, которые родители нашего класса сдавали для своих детей. Все решили, что «это тоже ребенок», и возражать не стали. Мальчик так и ходил к нам весь первый класс.

Еще классная руководительница передразнивала учеников, которые неправильно произносили слова. Например, рассказывала на собрании, как одна из учениц часто просится в «туилет», и требовала, чтобы родители «провели воспитательную работу». Остальные молчали: боялись, что классная начнет обижать и их детей тоже.

В начале первой четверти она отказалась помогать моей дочери искать потерянные вещи, потому что торопилась домой. После окончания учебного года учительница уехала в Москву, и мне частично стали понятны мотивы ее отношения к работе: она не собиралась тут задерживаться. Было неприятно осознавать, что для наших семилетних детей это был важный этап в жизни, а для учителя — только перевалочный пункт.

Вторая классная руководительница. Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда кто-то из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.

Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.

Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если кому-то пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.

Будь у меня второй шанс, я бы действовала решительнее. Обязательно сделала бы первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не согласилась бы переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме сообщила бы завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.

Скорее всего, никто из родителей меня бы не поддержал. Но, по крайней мере, я была бы уверена, что поступила правильно.

Ситуация 2

У ребенка в школе пропадали вещи

В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к тому же дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и что-то по мелочи.

Подобные шкафчики были у дочерей в начальной школе. Источник: evorastroi.ru

Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.

На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.

Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.

Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.

Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, кто-то его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг кто-то видел.

Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.

Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.

Ситуация 3

Детям необоснованно занижали оценки

Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они что-то недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли «труд».

Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто «оформить первую страницу тетради» без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.

В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответствующе

В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.

Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.

Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма

Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.

Никто не стал относиться к моим детям хуже из-за того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.

Из-за оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.

Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу

Ситуация 4

Школа нарушала права ребенка

В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.

Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.

В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.

Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны

Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.

Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. Казалось бы, вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.

Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали
Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама

Ситуация 5

Дети подвергались буллингу

Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.

Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.

Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились из-за агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.

Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.

По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять какие бы то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.

Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится
О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей

Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.

Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это характеризовало бы моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.

Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.

После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.

Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, «это же не наркотики».

Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.

Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес

Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.

В какой-то момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.

Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что из-за моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.

Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.

Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.

Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.

Что делать родителям, если ребенка буллят в школе: советы психолога

Никита Карпов

клинический психолог

Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.

Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.

С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.

Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в этом же классе учится кто-то, в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.

Во-первых, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».

В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.

Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.

Ситуация 6

Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью

По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.

Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.

Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год
Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома

Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.

Какое-то время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.

Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.

В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать

Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.

Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.

Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос

Кому и в каком порядке жаловаться

Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.

По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.

Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.

Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.

Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.

На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.

Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.

Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.

Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.

Как правильно написать жалобу

Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:

  1. Наименование учреждения, в которое подаем жалобу, его адрес. Здесь же — данные отправителя: ФИО, контактный телефон, электронную почту и фактический адрес проживания.
  2. Причину обращения — ее нужно описывать без эмоций и по делу. В своих первых жалобах я часто отступала от этого правила: использовала много восклицательных и вопросительных знаков, пыталась взывать к совести и здравому смыслу. Постепенно поняла, что со школой это не пройдет: там работают закаленные люди, которые равнодушны к чужим чувствам.
  3. Ссылки на законодательство. Они необязательны, но от этого жалоба станет более убедительной. Скажу честно, я их не добавляла — на результат или скорость ответа это не влияло. Родители не обязаны знать все нормативные акты, по которым работает школа. Более того, в ответе администрация школы сама должна перечислить нужные документы. Еще можно указать перечень инстанций, в которые уже пришлось обращаться ранее, — тоже для веса.
  4. Результат, которого хотите добиться. Можно добавить свои предложения. Например, привлечь к решению проблемы школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних, если речь о плохом поведении ученика.
  5. Доказательства, если они есть: скрины переписок, копии прежних обращений.
  6. Дату и, если речь идет о письменной жалобе, подпись.
Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный

После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.

На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.

У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.

С жалобами в надзорные органы все то же самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.

За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались что-то сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.

Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.

Как ко мне относятся другие родители и учителя

Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.

Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.

Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.

Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.

Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.

Памятка для родителей школьников

  1. У школьников и их родителей есть не только обязанности, но и права. Они прописаны в федеральном законе «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
  2. Если права ребенка нарушаются, то родители имеют право защищать их: обращаться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, подключать к решению проблемы школьного психолога. При необходимости идти в полицию, прокуратуру, суд.
  3. Не нужно прыгать через головы и сразу писать жалобу в высшую инстанцию. Правильнее попробовать решить вопрос с классным руководителем. Если результата нет, выходить на администрацию школы. Комитет по образованию, полиция, прокуратура — уже третья ступень.
  4. Эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков в жалобе — это лишнее. Нужно придерживаться официального стиля, четко формулировать, на что жалуетесь и какого результат ждете, — так быстрее получится что-то изменить.
  5. Чтобы отправить жалобу директору, необязательно идти в школу. Это можно сделать через электронную приемную на сайте школы или написать на школьную электронную почту.
  6. Все серьезные вопросы нужно решать письменно. Также требовать от школы официального письменного ответа или отказа: если проблема повторится или решение не устроит, на руках хотя бы будет подтверждение, что вы обращаетесь с жалобой не в первый раз.
  7. За ложные жалобы могут привлечь к административной ответственности. Поэтому если обращаетесь в полицию или прокуратуру, то лучше иметь при себе доказательства своих слов: скрины переписок, копии обращений, записи телефонных разговоров.
  8. Не нужно бояться, что после того, как вы напишете жалобу, к ребенку начнут придираться, занижать оценки и вообще не дадут спокойно учиться. Обычно все происходит с точностью до наоборот: учителя становятся внимательнее и стараются, чтобы проблема больше не повторилась.
  9. Защищать права своего ребенка сложно, это делают очень немногие: требуется много времени и сил. А еще есть риск прослыть скандальной мамочкой. Тут нужно решить, что для вас важнее: ребенок или репутация.
  10. Школа может быть очень жестоким и неприятным местом, поэтому обязанность родителя — всегда поддерживать и защищать своего ребенка.

Составление жалобы на школьного учителя

Учитель оказывает огромное влияние на детей. Они не только дают знания по своему предмету, но и воспитывают в ребенке эстетические нормы, формируют мировоззрение и способствуют развитию навыков социальной адаптации. Однако педагоги не всегда выполняют возложенные на них обязательства.

Внимание

Личный конфликт или иные ситуации могут стать поводом для притеснения учеников. Родители, столкнувшиеся с подобным отношением к их отпрыску, имеют право составить жалобу на учителя школы. Чтобы документы рассмотрели и приняли соответствующие меры, он должен быть составлен правильно.

За что можно пожаловаться на учителя?

Жалобу на учителя рассмотрят и примут соответствующие меры, если человек имеет веское основание для обращения. Предъявить претензию можно в следующих ситуациях:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

  •  учитель препятствует развитию ребенка в школе;
  •  преподаватель использует методы воспитания, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего гражданина;
  •  интересы ребенка и его личность ущемляются;
  •  учитель унижает ученика;
  •  преподаватель не выполняет прямые обязанности;
  •  учитель включает в материал урока информацию, которая не предусмотрена школьной программой;
  •  применяются неправомерные методы воспитания;
  •  используются физические наказания;
  •  осуществляется сбор денежных средств, согласование которого не было осуществлено с руководством в школы.
Дополнительная информация

Обратиться в компетентные органы можно и в случае, если педагог выставляет оценки не на основании знаний, а с учетом уровня старания, поведения на уроке и иных причин.

Куда писать жалобу на учителя школы?

Сегодня существует несколько мест, в которые родитель может направить жалобы на учителя школы. Документ согласятся рассмотреть:

  •  директор образовательного учреждения;
  •  РОНО;
  •  прокуратура;
  •  суд.

Подбирать необходимую организацию нужно, опираясь на особенности сложившейся ситуации. Если ребёнок начал получать неудовлетворительные оценки, однако родители уверены, что несовершеннолетний гражданин хорошо разбирается в предмете, в первую очередь нужно обратиться к директору образовательного учреждения. Если преподаватель превысил имеющиеся полномочия, однако директор отказывается реагировать на жалобу, нужно направить претензию на учителя в отдел образования.

К сведению

Учреждение специализируется на рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями прав учеников. Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру. Они фиксируют факт происшествия. Затем пострадавший сможет подать исковое заявление в суд и начать разбирательство. В процессе рассмотрения дела родители смогут не только восстановить справедливость, но и взыскать моральный и материальный ущерб с учителя школы.

Коллективная жалоба на преподавателя школы имеет больше эффекта, нежели индивидуальная. Потому, если учитель превышает полномочия в отношении сразу нескольких детей, уместно будет объединиться с их законными представителями и составить общий документ, направив его в один из выше указанных органов. Жалобу стоит подавать, если имеются конкретные, подтвержденные доказательственные факты.

Дополнительная информация

Иногда дети начинают жаловаться родителям на слишком требовательных учителей, а те, в свою очередь, не разбираясь в ситуации, подают соответствующие претензии во все имеющиеся инстанции. При этом доказательств противоправных действий не имеется. Не стоит позволять ребенку манипулировать собой. Подобные жалобы способны испортить карьеру преподавателю. Если ребёнок недоволен учителем школы, в первую очередь стоит поговорить с ним, а затем предпринимать дальнейшие действия.

Как написать жалобу на учителя директору школы?

Составляя жалобу на учителя школы, человек должен указать причины её написания и предложить выход из сложившейся ситуации. Документ не имеет законодательно установленной формы. Однако на практике выработалась стандартная структура, которой лучше придерживаться. Заполняя заявление, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. В правом верхнем углу жалобы на учителя школы пишется обращение к директору учреждения с указанием его ФИО. Дополнительно необходимо зафиксировать в документе полное название учебного заведения.
  2. Заявитель должен указать данные о себе. На бумаге предстоит отразить ФИО, адрес проживания и дату рождения. Дополнительно необходимо указать данные преподавателя, на которого подается жалоба.
  3. В документе нужно коротко изложить суть обращения. Не стоит выражать эмоции и переходить на личности. Претензия к школьному учителю должна быть составлена в официально-деловом стиле. Заявитель должен написать, чем именно он недоволен, привести доказательства своей правоты, а также изложить требования и предложения по урегулированию сложившейся ситуации.
  4. Указать, какие действия будут предприняты, если решить вопрос не удастся. Наличие информации в документе является обязательным.
  5. Отразить дату составления бумаги и поставить подпись. Реквизиты указываются в конце документа.

Человек может самостоятельно составить претензию или использовать готовый образец, скачать который можно здесь.

Коллективная жалоба на учителя директору школы

Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.

Документ составляется по стандартным правилам, однако отличия от стандартной бумаги всё же существуют. Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Скачать готовый образец коллективной жалобы можно здесь.

Жалоба в РОНО на учителя школы

РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:

  •  разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
  •  выговор преподавателю;
  •  дисциплинарное взыскание.

В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:

  • название учебного заведения;
  • сведения о лице, подающем документы;
  • суть жалобы;
  • имя преподавателя, допустившего нарушение;
  • предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
  • дата написания заявки и подпись.

Скачать готовый образец жалобы можно здесь.

Жалоба на учителя в департамент образования

Обращаться в департамент образования необходимо в ситуации, если учитель выставляет оценки, не соответствующие знаниям ребёнка, и использует неправильные методы воспитания. Получив бумагу, сотрудники департамента образования изучат её, а затем проведут проверку в школе.

Жалоба, направляемая в государственный орган, не имеет существенных отличий от аналогичной бумаги, направляемой в само учебное заведение. Разница будет заключаться только в адресе претензии. Порядок и структура документа остаются прежними. Скачать готовый образец претензии можно здесь.

Жалоба на учителя начальных классов

Обосновать претензию к учителю начальных классов значительно сложнее. Получив документ, сотрудники уполномоченных органов принимают во внимание тот факт, что дети в юном возрасте склонны к фантазиям. Иногда бывает обратная ситуация. Ученик начальных классов может бояться рассказать родителям о нарушениях со стороны педагогов.

Внимание

Чтобы уменьшить вероятность отклонения претензии, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист пообщается с ребёнком и выяснит реальное положение вещей. По итогу работы он предоставит заключение в письменном виде. Бумагу нужно приложить к жалобе. Документ, дополненный заключением специалиста, способен дать больший эффект, нежели стандартная претензия.

Жалоба на учителя начальных классов оформляется точно так же, как и во всех иных случаях. Скачать готовый образец документа можно здесь.

Претензия за предвзятое отношение

Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки. Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО. Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.

Жалоба на учителя за оскорбление

В соответствии со статьей 34 Об образовании в РФ, ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Закон защищает несовершеннолетнего гражданина от оскорблений и психического насилия. Вышеуказанный нормативно-правовой акт обязывает педагога соблюдать требования профессиональной этики, уважать честь и достоинство учащихся. Это значит, что учителя не имеют права оскорблять и публично унижать детей. Если ребенок нарушал дисциплину, педагог обязан действовать в соответствии с уставом школы.

ВАЖНО

Если ребёнка оскорбили, его родитель не должен оставлять без внимания сложившуюся ситуацию. Можно попытаться решить проблему мирным путем, посетив педагога и попытавшись поговорить с ним. Если разговор не дал результатов, потребуется написать заявление на имя директора. Бумага может быть составлена в индивидуальном порядке или коллективно. Если мера не дала результата, потребуется подать претензию в РОНО. Крайней мерой является обращение с жалобой на учителя школы с исковым заявлением в суд, прокуратуру или правоохранительные органы.

Во всех ситуациях образец жалобы стандартный. Меняется только адресат заявления.

Анонимная жалоба на учителя

Переживая за благополучие ребёнка и его дальнейшие отношения с учителем, родители стремятся написать анонимную жалобу. Однако такие претензии обычно не рассматриваются. Это связано с тем, что ответ на поступивший документ должен отправляться на определенный адрес. Если он отсутствует, работники уполномоченных органов не смогут сообщить о принятых мерах.

Внимание

Из правила бывают исключения. Если в документе сообщается информация о серьезных нарушениях со стороны учителей, проверка всё же может быть проведена.

К таким ситуациям относятся:

  •  угрозы совершения террористических актов;
  •  преступление против жизни ученика;
  •  преступление против здоровья учащихся.

Анонимная жалоба составляется по стандартному образцу, однако личные данные заявителя не указываются.

Претензия к учителю физкультуры

Пожаловаться можно и на учителя физкультуры. Процесс осуществляется в соответствии со стандартными правилами.

К чему приводит жалоба на учителя школы?

Обычно жалоба родителей на учителя школы приводит к проверке со стороны компетентных органов. Она может привести к следующим результатам:

  • нарушение не выявят и мер в отношении учителя принимать не станут;
  • несерьезное нарушение станет поводом для профилактической беседы;
  • ряд провинностей приведет к дисциплинарному взысканию;
  • серьезное нарушение станет поводом для увольнения с работы или привлечения к административной ответственности;
  • угроза жизни и здоровью ребенка может повлечь за собой уголовную ответственность.
Дополнительная информация

Иногда беспочвенное обвинение со стороны родителей способно испортить карьеру педагога. Потому стоит удостовериться в имеющейся информации прежде, чем незамедлительно обращаться в компетентные органы.

Каким должен быть ответ на жалобу?

Получив жалобу на учителя школы, сотрудники уполномоченного органа обязаны рассмотреть её и дать соответствующий ответ. Он должен содержать результаты анализа бумаги и принятые меры. Документ оформляется в свободной форме. Обычно он составляется на бланке образовательного учреждения. Точный срок рассмотрения документа действующее законодательство не регламентирует. Обычно результат рассмотрения жалобы удастся узнать в течение месяца.

Объяснительная учителя на жалобу родителей

Если получена претензия от родителей ребёнка, учитель имеет право написать объяснительную записку в свою защиту. Унифицированная форма документа отсутствует. Однако руководство школы имеет право утвердить её.

Внимание

Объяснительная учителя на жалобу родителей оформляется в единственном экземпляре. Для её составления используется чистый лист формата А4. Бумага должна содержать объяснение ситуации. Документ может быть составлен от руки или распечатан на компьютере. В бумаге должны присутствовать имена участников ситуации, дата составления бумаги и подпись учителя.

Нюансы

Перед написанием заявления родители могут позвонить на горячую линию и получить консультацию по поводу сложившейся ситуации. Телефонные номера могут различаться в зависимости от региона проживания. Горячая линия создается по инициативе Департамента образования. Воспользовавшись ей, человек сможет связаться со специалистом и получить компетентный ответ. Обращение на горячую линию способно предотвратить дальнейшее развитие конкретной конфликтной ситуации.

Дополнительная информация

Если ребенок начал жаловаться на учителя школы, рекомендуется уделить повышенное внимание происходящему, однако не писать заявление по первому слову несовершеннолетнего. Случаи недопустимого поведения со стороны преподавателей в российских школах действительно не редкость, однако и дети не всегда говорят правду. Родитель обязан разобраться в происходящем прежде, чем действовать.

Школьники в коллективе должны придерживаться как норм морали, так и законодательно установленных требований. Если они нарушают правила, может быть подана жалоба на ученика школы от родителей. Это возможно при совершении деяний в отношении одного ребенка, а также всего коллектива. Рассмотрим, как правильно написать жалобу и куда можно обращаться с ней.


Содержание

  • 1 Когда можно подать жалобу на ученика школы?
    • 1.1 ➟ Буллинг (травля)
    • 1.2 ➟ Поведение в классе
  • 2 Куда подать жалобу?
    • 2.1 ➟ Классному руководителю
    • 2.2 ➟ Завучу и директору
    • 2.3 ➟ В комитет по образованию
    • 2.4 ➟ В полицию
    • 2.5 ➟ В прокуратуру
  • 3 Как составить жалобу?
    • 3.1 Образец жалобы на ученика школы
    • 3.2 Какие требования указать в жалобе?
  • 4 Вопросы наших читателей
    • 4.1 Когда стоит подать коллективную жалобу?
  • 5 Подводные камни
  • 6 Заключение

Когда можно подать жалобу на ученика школы?

Когда можно подать жалобу на ученика школы

Пожаловаться на школьника руководству и в вышестоящие инстанции можно при наличии различных оснований.

Справка! Жалобу можно подать в любой ситуации, которую не удается решить с помощью разговора с нарушителем порядка, его родителями, классным руководителем.

Рассмотрим причины, по которым подаются жалобы, подробнее.

➟ Буллинг (травля)

Буллингом называют физическую или психологическую травлю ребенка. В первом случае хулиган может толкать своих одноклассников, бить, портить их вещи. Психологической травлей считается оскорбления, унижения учеников. Например, в эту группу можно включить случаи с распространением порочащих видео, фото ребенка через интернет или мессенджеры.

В школе часто не признают наличие буллинга. Учителя могут ссылаться на конфликты. Но чаще всего такая травля происходит коллективно, что еще больше отражается на состоянии ребенка. При этом в роли зачинщика, как правило, выступает один из учеников с лидерской позицией.

➟ Поведение в классе

В соответствии с ФЗ №237 «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны уважительно относиться к коллективу, учителям и работникам школы. Действия не должны унижать чести и достоинства других учеников, препятствовать учебному процессу.

Поведение в классе напрямую влияет на образовательный процесс, а также состояние окружающих.

Подать жалобу можно в следующих случаях:

  1. Неадекватное поведение, поступки, нарушающие установленные в школе правила. К ним можно отнести хождение во время урока по классу, выкрикивания, отсутствие реакции на замечания учителя, порчу имущества. Это мешает учебному процессу и усвоению материала одноклассниками.
  2. Хамство, грубость, оскорбления и угрозы в отношении учеников и учителя.
  3. Драки, конфликты с одноклассниками. Особенно остро встают вопросы, когда здоровью одноклассников причиняется вред.

Куда подать жалобу?

Куда подать жалобу

При нарушении норм закона пожаловаться на ученика родители могут классному руководителю или директору школы. Если это не дало результата, можно обращаться в вышестоящие инстанции (статья 45 Закона «Об образовании в РФ»).

Рассмотрим все возможные варианты.

➟ Классному руководителю

Сначала попробовать решить конфликт необходимо с классным руководителем. Он не только общается с детьми в школе, но и может урегулировать ситуацию самостоятельно, не привлекая администрацию.

Классный руководитель может предпринять такие действия, как:

  • общение с родителями нарушителя;
  • привлечение психолога;
  • сбор комиссии по урегулированию конфликтов.

Если ученик не является злостным нарушителем, а в отношении учащегося не было совершено серьезных деяний, то такие меры воздействия, чаще всего, дают положительный результат.

➟ Завучу и директору

Второй шаг при решении конфликта – подача жалобы администрации школы. Обычно завучу или директору направляются письменные претензии, если учитель не может или не хочет решать вопрос.

Администрация берет на контроль ситуацию и предлагает варианты решения. Если родителя они не устраивают, он может сообщить о намерении посетить контролирующие органы. Школам огласка не нужна, поэтому есть шанс более активного поиска решений.

➟ В комитет по образованию

Если проблема не решается в рамках школы, то можно обратиться в комитет по образованию. Он регулирует работу образовательных учреждений на местном уровне.

Чтобы доказать факт обращения в комитет при дальнейших разбирательствах, необходимо подготовить два экземпляра жалобы. На одном из них ставится отметка о принятии, которая позволит подтвердить бездействие комитета при отсутствии ответа.

Сотрудники комитета оперативно реагируют на обращения. Они могут провести проверку для выяснения обстоятельств.

Если будет выявлено, что учитель не решал конфликт намеренно, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Также наказание может быть предусмотрено для всех лиц (руководство школы), которые не занимались рассмотрением жалобы.

➟ В полицию

Обращение в полицию предусмотрено, если в отношении ученика совершались противоправные деяния, которые можно квалифицировать как правонарушение или преступление. Например, обратиться можно при нанесении телесных повреждений, воровстве, порче имущества.

Заявление можно написать от конкретного родителя или коллектива класса. Рассмотрением дел занимается Отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

В случае нанесения телесных повреждений или причинения вреда здоровью необходимо провести фиксацию данного факта. Для этого стоит обратиться в травмпункт для освидетельствования. На руки выдадут медицинское заключение.

Внимание! Ответственность за воспитание детей, в соответствии со статьей 63 СК РФ, несут родители. Поэтому при совершении противоправных действий ребенком по причине недолжного воспитания родителям назначается наказание в рамках части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1073 ГК РФ ответственность за причинение вреда несовершеннолетним до 16 лет несут родители. Поэтому именно они будут возмещать ущерб.

При совершении уголовного преступления, лицо в возрасте от 14 лет привлекается к наказанию самостоятельно.

Заявление можно направить:

  • лично в отдел полиции;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через специальный почтовый ящик, размещенный в каждом отделении;
  • на официальном сайте МВД через интернет-приемную.

Ребенка-нарушителя поставят на учет. Для возмещения морального и материального ущерба потребуется обратиться в суд.

➟ В прокуратуру

Органы прокуратуры рассматривают обращения, если предыдущие инстанции не отреагировали на жалобу. Также подать заявление можно при совершении противоправных деяний не только самим учеником, но и руководством школы.

Направить заявление можно несколькими способами:

  • при личном посещении;
  • через почтовый ящик для приема заявлений;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через официальный сайт прокуратуры.

Прокуратура проведет проверку и вынесет решение по ситуации. Виновные лица могут понести ответственность за совершенные деяния.

Устали от чтения?
Позвоните дежурному юристу сайта и он ответит на все ваши вопросы:
8-800-333-52-20 (звонок по России бесплатный)


Как составить жалобу?

Как составить жалобу

Чтобы жалоба была рассмотрена, важно правильно ее оформить. Документ должен быть составлен с подробным описанием ситуации без использования эмоциональных выражений, оскорблений и грубости.

Образец жалобы на ученика школы

Конкретных правил для оформления жалобы законом не предусмотрено. Чтобы уточнить, что писать в документе, можно обратиться к данному образцу:

Выделим основные пункты, которые стоит прописать:

  1. Наименование учреждения, которое будет рассматривать жалобу, его адрес.
  2. Данные отправителя: фамилия, имя, отчество, контактный телефон, адрес проживания.
  3. Причина обращения. Указываются данные ученика, нарушения, допущенные им. Важно подробно описать сложившуюся ситуацию, начало возникновения конфликта, его развитие и итог. Также стоит отметить реакцию учителя и руководства на произошедшее.
  4. Ссылки на нормы закона. Они подтверждают, какие именно права ученика были нарушены. Можно отметить перечень инстанций, в которые уже обращался родитель для урегулирования ситуации.
  5. Требования к нарушителю. Прописывается конкретный результат, который хочет получить заявитель.
  6. Доказательства произошедшего. Прописывается перечень имеющихся доказательств, которые будут переданы вместе с жалобой. К ним относят скриншоты переписок, фото, видео, аудиофайлы, справка из медицинского учреждения, а также документы, которые ранее передавались в компетентные органы для рассмотрения.
  7. Дата составления документа, подпись заявителя.

Какие требования указать в жалобе?

При указании требований необходимо руководствоваться нормами закона.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 43 Закона «Об образовании в РФ» нарушителя устава, правил внутреннего распорядка и иных актов школы могут привлечь к дисциплинарной ответственности:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление из школы.

Данные меры не могут быть применены в отношении обучающихся в начальной школе.

На основании части 5 статьи 42 вышеуказанного закона можно настаивать на проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования. По его результатам ребенку может быть оказана помощь.

Если обращение осуществляется в органы полиции или прокуратуры, требования составляются с учетом норм ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ. За каждое совершенное деяние предусматривается наказание.


Вопросы наших читателей

Вопросы наших читателей

Когда стоит подать коллективную жалобу?

Жалоба может быть подана не только от конкретного родителя.

Коллективный документ может быть направлен в следующих случаях:

  • от действий ученика пострадал не один ребенок;
  • деяния нарушителя срывают учебный процесс, нарушают дисциплину во всем классе.

Жалоба составляется по аналогичной инструкции. Но указываются данные всех заявителей, которые должны поставить на документе свои подписи.


Подводные камни

Подводные камни

Стоит отметить моменты, на которые важно обратить внимание при подготовке жалобы:

  1. Сначала стоит попробовать решить проблему на уровне руководства. Если результата нет, стоит подать жалобу в вышестоящие инстанции.
  2. Все вопросы необходимо решать в письменном виде. Устные договоренности могут быть проигнорированы. В этом случае подтвердить данный факт не удастся, все равно придется обращаться в письменном виде.
  3. Ложные жалобы не только не дадут результата, но и могут стать основанием для привлечения к ответственности. При обращении в полицию или прокуратуру необходимо подтвердить доказательства.
  4. Могут появиться проблемы с оформлением жалобы или заявления в правоохранительные органы. Придется обращаться за помощью к юристу.

Заключение

Подведем итоги по рассмотренному вопросу:

  • Пожаловаться на школьника можно при наличии различных оснований: травле, угрозах, оскорблениях, побоях, нарушения учеником правил школы, срыве учебного процесса и др.
  • При нарушении норм закона пожаловаться на ученика родители могут классному руководителю или директору школы. Если это не дало результата, можно обращаться в вышестоящие инстанции.
  • Обращение в полицию предусмотрено, если в отношении ученика совершались противоправные деяния, которые можно квалифицировать как правонарушение или преступление.
  • При указании конкретных требований необходимо руководствоваться нормами закона.
  • Жалоба может быть подана не только от конкретного родителя, но и от коллектива класса.

Проблемы в школьном коллективе – нередкое явление. Но не все родители могут отстоять права ребенка. Если вы столкнулись с такой ситуацией, обратитесь за консультацией к нашим специалистам. Юристы сайта помогут вам составить жалобу или заявление в соответствии с законодательными требованиями.

В процессе педагогической работы некоторые учителя допускают неправомерные действия по отношению к своим ученикам, а иногда и ко всему классу. Для пресечения таких непедагогических действий со стороны преподавательского состава, государством разработаны меры по недопущению подобных прецедентов, которые заключаются в дисциплинарном взыскании и прочих мер наказания.

При выявлении таких конфликтов нередко родители ограничиваются беседой с преподавателем и обсуждением причины конфликта. Однако, если такой разговор с педагогом не дает эффекта, то в таком варианте, родители могут направить жалобу на учителя.

Форма

Форма

Планируя пожаловаться на учителя учебного заведения, родитель обязан знать, что такую претензию можно выразить, как устно, так и письменно. Для более эффективного действия жалобы рекомендуется письменное оформление документа. Утвержденного законодательством РФ шаблона такой жалобы нет, поэтому ее можно сформировать в произвольном стиле.

В то же время, при оформлении такого документа, необходимо соблюдать общепринятые правила составления служебных писем, установленных в делопроизводстве, которые предполагают содержание следующих разделов:

  1. «Шапки».
  2. Названия документа.
  3. Описательной части.
  4. Подписи и даты составленной жалобы.

Куда обратиться с жалобой на учителя?

Куда обратиться с жалобой на учителя?

Ученики обладают правами по защите от оскорблений, принуждений и по охране своего здоровья (ст. 34 Закона «Об образовании в РФ»). В то же время, у школьников существуют обязанности, которыми они обязаны руководствоваться согласно ст. 43 этого же Закона об образовании.

В ходе обучения могут встречаться ситуации, когда учитель нарушает права ученика, используя рукоприкладство, оскорбление и прочие способы принуждения. В этом варианте, ученик должен пожаловаться родителю, а для подтверждения своих слов можно использовать фото или видеосъемку. Родители в свою очередь обязаны побеседовать с учителем и потребовать от него с уважением относится к ученику. При отсутствии реакции со стороны педагога, родители вправе направить письменную жалобу на учителя.

Такую жалобу можно направить в первую очередь директору школы или завучу. При отсутствии реагирования с их стороны, жалобу можно направить:

  1. В Департамент образования региона.
  2. В Министерство образования РФ.
  3. В прокуратуру.
  4. В судебную инстанцию.

Важным моментом является то, что направить такую жалобу можно анонимно. В письме надо будет отобразить ситуацию и просьбу о пресечении такого поведения учителем, вплоть до отстранения его от работы.

Кто имеет право на подачу жалобы?

Кто имеет право на подачу жалобы?

С точки зрения существующих законодательных норм РФ представителем учащегося считаются лишь его родители (ст. 64 СК РФ). Родители имеют право защищать права своих детей и их интересы, как относительно физлиц, так и по отношению к юр. лицам, в любых инстанциях, в том числе, в судах. Бабушка или дедушка согласно закону, не могут представлять интересы ученика.

Исходя из вышеизложенного, правом подачи жалобы на учителя обладают родители ученика. При этом, жалоба может быть оформлена одним родителем, если учитель притесняет одного ученика, или группой родителей (коллективное заявление), если преподаватель нарушает права группы учеников или всего класса.

Для подачи жалобы можно использовать следующие способы:

  1. Позвонить по телефону и высказать претензию.
  2. Через почту, заказным письмом с оповещением о вручении адресату.
  3. Лично записаться на прием.
  4. Через Интернет, используя официальный сайт региона.

Основания для подачи заявления

Основания для подачи заявления

Основания для подачи жалобы на учителя могут быть следующие:

  1. Если ученика принуждают учить уроки, имеющие отношение к религии.
  2. Дискриминация ученика из-за его веры или национальности.
  3. Публичное унижение ученика, повлекшее нанесение ему морального ущерба.
  4. Принудительное занятие физкультурой при наличии медицинских противопоказаний, а также любое действие, угрожающее его здоровью.
  5. Неоказания ученику помощи в разъяснении предмета.
  6. Учитель не вправе выгонять ученика с занятий за его поведение, за невыполненное домашнее задание и прочие дисциплинарные нарушения.
  7. Предвзятое отношение учителя к ученику и повышенные требования, отличающиеся от требований к прочим ученикам.
  8. Занижение оценок.
  9. Оскорбление ученика, а также признаки насилия.

При наличии перечисленных пунктов и документальном подтверждении нарушения, есть все основания для направления жалобы на учителя.

Как написать жалобу директору на учителя?

Как написать жалобу директору на учителя?

Жалоба является официальным документом, требующим соблюдения определенных требований к его оформлению. Утвержденного стандартного шаблона такого заявления нет. Чтобы написать жалобу на учителя директору школы, требуется соблюсти общепринятую структуру бланка, которая состоит из следующих разделов:

1) «Шапки», которая размещается вверху страницы в правой части листа. В разделе указывается:

  • Должность адресата, которому направляется жалоба.
  • Название учебного учреждения.
  • Ф.И.О. руководителя школы.
  • Ф.И.О. родителя, составляющего письмо, с указанием Ф.И.О. ученика.
  • Адрес проживания родителя.
  • Контактный телефон.

2) Следующим пунктом является отображение заголовка документа, которое должно располагаться по центу строки под «шапкой».

Как написать жалобу директору на учителя?

3) Далее нужно приступить к изложению ситуации, с подробным описанием сути конфликта, Ф.И.О. учителя, на которого жалуется родитель, а также выразить просьбу о проведении проверки и принятии мер к учителю для пресечения в будущем неправомерных действий к ученику. Составлять текст нужно в деловом тоне, не прибегая к оскорблениям, и не допуская грамматических ошибок, зачеркиваний, исправлений и эмоциональных выражений.

К жалобе рекомендуется прикрепить доказательства вины учителя (аудио- или видеосъемки и прочие материалы).

Как написать жалобу директору на учителя?

4) Завершающим этапом составления письма является его подписание родителем и отметка даты написания документа.

Как написать жалобу директору на учителя?

Отправить жалобу директору можно при личном посещении школы или воспользоваться любым другим способом, указанным в предыдущих разделах статьи. Если реакции на жалобу не последует, то родители ученика могут обратиться в Департамент образования или Министерство.

Образец жалобы директору школы на учителя

Образец жалобы директору школы на учителя

Скачать, doc

Как написать жалобу на учителя на предвзятое отношение?

Как написать жалобу на учителя на предвзятое отношение?

Предвзятое отношение к ученику может стать основанием для направления жалобы на учителя. При выявлении такого факта, родители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы и даже в компетентные ведомства. Предвзятое отношение может выражаться беспричинными нападками на ученика, занижением оценок его знаний и т.д.

Для того, чтобы убедиться в наличие предвзятости, и что это не плод фантазии ученика, желающего отомстить учителю, родителям надо встретится с педагогом и поговорить с ним, а уже впоследствии принять меры. Чаще всего, проблемы такого рода можно разрешить внутри школы и, при подтверждении такого факта, директор самостоятельно примет меры к виновному учителю.

Для этого нужно будет написать письменную жалобу директору. Такой документ не отличается от жалобы на учителя, описанного в предыдущем разделе и должен содержать те же пункты, с оформлением текста в деловом тоне, не допуская ошибок, помарок и исправлений.

В содержательной части письма нужно будет детально указать примеры предвзятого отношения учителя к школьнику и при возможности, предъявить аудио или видеосъемки по факту придирки к ученику или другого нарушения его прав.

Образец

Скачать, doc

Как написать жалобу на учителя в департамент образования?

Как написать жалобу на учителя в департамент образования?

Если жалоба на учителя, направленная директору школы, не привела к желаемому результату, то родители вправе обратиться в любые другие инстанции, в том числе в Департамент образования.

Форма и содержание жалобы, направляемой в департамент не отличается от подобного документа директору, так как законом не предусмотрено особой формы составления заявления в вышестоящие инстанции.

При формировании жалобы в департамент нужно будет заполнить следующее:

  1. В «шапке» потребуется отобразить:
  • Наименование департамента.
  • Ф.И.О. родителя.
  • Адрес проживания.
  • Контактный телефон.
  1. Ниже, по центру строки, отображается заголовок документа «Жалоба».
  2. Далее заполняется содержательная часть жалобы, с подробным изложением подробностей сути претензии, а также с указанием того, что заявитель уже обращался в дирекцию школы, однако там не предприняли никаких мер.
  3. После описания подробностей конфликта выражается просьба в проверке приведенных фактов нарушения и принятия мер по недопущению в дальнейшем отмеченных фактов правонарушений.
  4. К письму нужно будет прикрепить все документы по предварительной переписке с инстанциями, куда обращался заявитель, а также фото и видеосъемки (при их наличии).
  5. Документ должен быть подписан заявителем и заполнена дата составленной жалобы.

Отправить письмо можно заказным отправлением с извещением о вручении адресату или воспользовавшись сайтом департамента образования, электронным письмом к которому прикрепляются сканы документов.

Образец

Скачать, doc

Коллективное заявление от родителей

Коллективное заявление от родителей

Коллективные заявления родителей могут подаваться в тех ситуациях, когда требуется разрешить важные моменты при участии дирекции учебного учреждения школы и преподавателей. Ситуации могут быть разными. Благодаря письменному заявлению, просьба, если она была выражена в коллективном обращении, не будет забыта. Если такую просьбу передать устно, она может так и остаться без исполнения, в результате повседневной суеты забот.

Письменное же заявление будет зарегистрировано в приемной учебного заведения и будет уже на контроле секретаря и директора школы.

В отличие от одиночного заявления от родителей, когда требуется освободить ученика от уроков, или объяснить его пропуски занятий, или пожаловаться на ученика или учителя, коллективные заявления могут направляется, если в школьном коллективе выявляются правонарушения в отношении группы учащихся или всего класса. Причиной коллективного заявления может быть грубое обращение учителя с классом или его непрофессионализм, в результате чего родители обращаются к дирекции школы об отстранения такого педагога от работы, или наоборот — в защиту его, при необоснованном обвинении в каком-либо нарушении.

Форма коллективного заявления не отличается от индивидуального за исключением некоторых особенностей, которые заключаются при заполнении «шапки» и подписей документа.

Алгоритм оформления коллективного заявления заключается в следующем:

  1. «Шапка» заявления размещается таким же образом, как и в индивидуальном заявлении в верхней правой части страницы, с обозначением реквизитов адресата.
  2. А вот отображение группы лиц, которые обращаются с заявлением, должно быть заполнено, с обозначением реквизитов каждого родителя. Если список очень большой, то в этом случае, от имени коллектива может быть записан один представитель с его реквизитами.
  3. В содержательной части документа нужно будет описать предложения или жалобы, которые удовлетворят каждого родителя.
  4. При наличии дополнительных документов, подтверждающих изложенное в тексте сообщение, их надо будет прикрепить к заявлению с отображением перечня.
  5. Завершающим этапом такого документа является дата его составления и обязательные подписи всех родителей, принявших участие в оформлении заявления, с расшифровкой их фамилий.

Такое заявление составляется не менее, чем в двух экземплярах. Один отправляется адресату любым удобным способом, а второй — остается, либо у представителя, либо может быть размножен, путем создания ксерокопий для каждого подписанта заявления.

Образец

Скачать, doc

Ответ на жалобу родителей на учителя

Ответ на жалобу родителей на учителя

Сегодня родители все более требовательно относятся к обучению своих детей, а также придирчиво контролируют поведение педагогического состава школы. При выявлении непрофессионализма или грубого отношения к детям, родители сразу обращаются в дирекцию школы для пресечения грубости или других неправомерных действий со стороны преподавателей. Получив письменную жалобу от родителей директор школы обязан принять меры для устранения претензий родителей и в установленный законом срок ответить жалобщику.

Ответ оформляется в свободном и общедоступном стиле письменно, на имя заявителя, подавшего жалобу. Ответ должен быть предоставлен не позже 30 дней с момента регистрирования жалобы.

Если ответ не удовлетворяет родителя, он после получения ответа может обратиться в вышестоящие инстанции.

Добавить комментарий