Презентация как составить план по обществознанию

Скачать материал

без ожидания

Подготовка обучающихся  к решению 
заданий 24 - 25 ЕГЭ - 2022 
(сложный план)...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 106 человек из 48 регионов

  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка обучающихся  к решению 
заданий 24 - 25 ЕГЭ - 2022 
(сложный план)...

    1 слайд

    Подготовка обучающихся к решению
    заданий 24 – 25 ЕГЭ – 2022
    (сложный план) по обществознанию
    Скажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, и я смогу запомнить.
    Позволь мне это сделать самому.
    И это станет моим навсегда.
    (Древняя китайская мудрость)
    Подготовила:
    Тихонова Эльвира Викентьевна
    учитель обществознания высшей категории
    ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»

  • План выступления:Спецификация и кодификатор ЕГЭ - 2022 по заданиям 24 - 25: о...

    2 слайд

    План выступления:
    Спецификация и кодификатор ЕГЭ – 2022 по заданиям 24 – 25: особенности проверки и оценивания
    Методические рекомендации по выполнению задания 24 (сложный план)
    Примеры подготовки обучающихся к выполнению задания 24
    (из опыта работы)

  • https://fipi.ru/ege/videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-yege
7 октября 2021 ...

    3 слайд

    https://fipi.ru/ege/videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-yege

    7 октября 2021 г.  – видеоконсультация по вопросам 
    подготовки к ЕГЭ-2022 по обществознанию 
    с участием Татьяны Евгеньевны Лисковой,
    руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по обществознанию
    10 ноября 2021г. – опубликование ФИПИ
    окончательного варианта ЕГЭ – 2022
    https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9

  • Из части 1  исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
Задание с кратки...

    4 слайд

    Из части 1 исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
    Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
    В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
    Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
    В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
    В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
    Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
    В инструкцию второй части добавлено положение о том, что неточности и ошибки в «дополнительных» (сверх требуемого количества) элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания. Система оценивания заданий дополнена соответствующими указаниями.
    Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
    Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 210 минут.
    Спецификация 2022: изменения ЕГЭ по обществознанию

  • Спецификация 2022: составное задание 24-25
(проверяет умение подготавливать д...

    5 слайд

    Спецификация 2022: составное задание 24-25
    (проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме)

    ● Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных
    теоретических положений общественных наук для объяснения и конкретизации примерами различных социальных явлений.
    ● План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной теме.
    ● Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.
    Составное задание 24-25 – комплексное задание:
    ● проверяет умение логически структурно выстроить последовательность элементов в иерархии;
    ● проверяет обзорное знание темы, понимание сути задания;
    ● задания высокого уровня сложности и высокобальные (по 4 (!) балла)

    Т.О. Составное задание 24 – 25 объединяет два задания, связанных одной темой, но имеющих самостоятельную систему оценивания выполнения каждого из них

  • Составное задание 24-25  ЕГЭ - 2022  по обществознанию
(составление плана и э...

    6 слайд

    Составное задание 24-25 ЕГЭ – 2022 по обществознанию
    (составление плана и элементы мини-сочинения):

  • Критерии оценивания выполнения заданий 
с развёрнутым ответом: сложный  план...

    7 слайд

    Критерии оценивания выполнения заданий
    с развёрнутым ответом: сложный план (задание 24)

  • Критерии оценивания выполнения заданий 
с развёрнутым ответом: сложный  план...

    8 слайд

    Критерии оценивания выполнения заданий
    с развёрнутым ответом: сложный план (задание 24)

  • Критерии оценивания выполнения заданий 
с развёрнутым ответом: сложный  план...

    9 слайд

    Критерии оценивания выполнения заданий
    с развёрнутым ответом: сложный план (задание 24)

  • ● План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих т...

    10 слайд

    ● План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах (Количество подпунктов должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения обществоведческих наук возможно только два подпункта);
    ● Темы сложного плана могут быть даны из разных разделов обществознания;
    ● Может быть представлен в назывной, вопросной, смешанной форме;
    ● Наличие обязательных пунктов;
    ● Пункты/подпункты, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании;
    ● Бонусный балл может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлен максимальный балл;
    ● По спецификации на выполнение задания рекомендуют от 3 до 8 минут времени.
    Т.О. сложный план остается «проблемным»
    (только высокобалльники успешно составляют план по определенной теме)

    Сложный план (задание 24) –
    основа доклада по заданной теме:

  • Сложный  план: вариант раскрытия темы по существу

    11 слайд

    Сложный план: вариант раскрытия темы по существу

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;  открытый ба...

    12 слайд

    документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;  открытый банк заданий ЕГЭ 25;
     Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
     Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
     Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);
     Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Обществознание;
     журнал «Педагогические измерения»;
     Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.)
    Методическую помощь учителям и обучающимся
    при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы
    с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  • Какие действия необходимы для успешного выполнения задания 24? 
 выявить вопр...

    13 слайд

    Какие действия необходимы для успешного выполнения задания 24?
    выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
    продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
    составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу;
    проанализировать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трех подпунктах или только в двух;
    проверить, «работают» ли пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
    проверить корректность формулировок.
    Рекомендуем учителям в процессе обучения составлению плана объяснить, что второе и третье предложения условия задания – это прежде всего требование к формату ответа, если так можно сказать, техническая составляющая, которая позволяет понять, что в КИМ по обществознанию понимается под сложным планом.
    7) Желательно составлять планы параграфов из учебника !!!

    Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию // Педагогические измерения. – 2019. – № 4. – С. 22–24
    Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по обществознанию // Педагогические измерения. – 2020. – № 4. – С. 102–119..

    Методические рекомендации по выполнению задания 24

  • Федеральный перечень учебников

    14 слайд

    Федеральный перечень учебников

  • https://uchitel.pro/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-
https://4ege.ru/obshestvoznanie/60...

    15 слайд

    https://uchitel.pro/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-

    https://4ege.ru/obshestvoznanie/60527-nabor-gotovyh-
    Расширенный план:
    1. Понятие о системах. / Система как целостность, состоящая из элементов, находящихся во взаимодействии.
    2. Признаки общества как системы:
    а) сложная система;
    б) открытая система;
    в) динамичная система;
    г) саморегулирующаяся система.
    3. Системное строение общества:
    а) подсистемы и институты;
    б) социальные нормы;
    в) социальные коммуникации.
    4. Качественная особенность общества — действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
    5. Специфика развития современного общества.

    Тема «Общество как система»
    Короткий план:
    1.Понятие о системах. / Система как целостность, состоящая из элементов, находящихся во взаимодействии.
    2. Признаки общества как системы.
    3. Системное строение общества.
    4. Качественная особенность общества — действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
    5. Специфика развития современного общества.

    Принцип работы со сложным планом:
    преобразование простого плана в сложный

  • Принцип работы со сложным планом:
                  преобразование простого п...

    16 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    преобразование простого плана в сложный

  • Принцип работы со сложным планом:
                  преобразование простого п...

    17 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    преобразование простого плана в сложный

  • Познание 
1. Понятие   познания
2. Этапы познания 
     а) чувственное (ощуще...

    18 слайд

    Познание
    1. Понятие познания
    2. Этапы познания
    а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
    б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
    3. Виды познания
    а) жизненный опыт и здравый смысл
    б) мифология
    в) религия
    г) искусство
    д) наука и т.д.
    4.. Особенности научного познания
    а) системность и обоснованность
    б) объективность
    в) наличие специальных методов познания
    г) использование специального языка науки и т.д.
    5. Особенности социального познания
    а) ограниченное применение эксперимента
    б) воздействие наблюдателя на объект
    в) ангажированность (заинтересованность) исследователя
    г) совпадение субъекта и объекта познания
    д) ценностный характер и т.д.
    6. Истина как цель и результат познания

    Принцип работы со сложным планом:
    преобразование простого плана в сложный

  • 1. Понятие, сущность…
2. Характерные черты, основные принципы…
3. Специфичес...

    19 слайд

    1. Понятие, сущность…
    2. Характерные черты, основные принципы…
    3. Специфические признаки…
    4. Важнейшие задачи, основные функции…
    5. Формы, типы, виды, классификации…
    6. Структура…
    7. Основные этапы, стадии развития…
    8. Особенности развития…
    9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…
    10. Значение … в развитии общества, личности.
    Принцип работы со сложным планом:
    использование примерных универсальных алгоритмов

  • Принцип работы со сложным планом: 
                 использование  примерных...

    20 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    использование примерных универсальных алгоритмов

    https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/slon-legche

  • Принцип работы со сложным планом: 
                 использование  опорных ко...

    21 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    использование опорных конспектов

  • 1. Семья как малая социальная группа 
2. Характерные черты семьи как малой со...

    22 слайд

    1. Семья как малая социальная группа
    2. Характерные черты семьи как малой социальной группы:
    а) основана на браке, кровном родстве, усыновлении / удочерении;
    б) связана хозяйственно – бытовой общностью;
    в) взаимная ответственность членов семьи (права и обязанности).
    3. Классификация семьи:
    а) по половому критерию (моногамия, полигамия);
    б) по критерию власти (патриархальная, матриархальная, партнерская);
    в) по количеству детей (малодетные, среднедетные, многодетные);
    г) по наличию ядра (полная, неполная) и др.
    3. Функции семьи:
    а) репродуктивная;
    б) регулирующая;
    в) хозяйственно – экономическая;
    г) рекреационная и т.д.
    4. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения
    Принцип работы со сложным планом:
    использование опорных конспектов

  • Принцип работы со сложным планом: 
                 использование  опорных ко...

    24 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    использование опорных конспектов
    (с дополнительным заданием)

  • 1. Понятие религии 
2. Характерные черты религии: 
а) особое мировосприятие,...

    25 слайд

    1. Понятие религии
    2. Характерные черты религии:
    а) особое мировосприятие, мироощущение;
    б) система верований и обрядов;
    в) вера в существование сверхестественных сил.
    3. Классификация религии:
    а) по историческим типам (архаичные, современные);
    б) по количеству богов (политеистические, монотеистические);
    в) по степени охвата населения (мировые, локальные/национальные);
    3. Функции религии:
    а) мировоззренческая;
    б) коммуникативная;
    в) компенсаторная;
    г) интегрирующая и т.д.
    4. Мировые религии:
    а) буддизм;
    б) христианство;
    в) ислам.
    5. Характерные черты мировых религий:
    а) огромное число последователей;
    б) надэтнический характер;
    в) обращение ко всем социальным группам
    6. Конфессии в РФ
    Принцип работы со сложным планом:
    использование опорных конспектов
    (с дополнительным заданием)

  • Принцип работы со сложным планом: 
                  чтение  учебников из фед...

    27 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    чтение учебников из федерального перечня
    Какие действия необходимы для успешного выполнения задания 24?
    Желательно составлять планы параграфов из учебника !!!

  • Принцип работы со сложным планом: 
                  чтение  учебников из фед...

    28 слайд

    Принцип работы со сложным планом:
    чтение учебников из федерального перечня

  • Спасибо за вниманиеСпорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышля...

    29 слайд

    Спасибо за внимание
    Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,
    и хотя и криво, да сами
    Г.Э. Лессинг

Краткое описание документа:

Материал предназначен для учителей обществознания, а также выпускникам школ по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Представлена методика подготовки к выполнению задания 24 ЕГЭ на основе опыта работы учителя. Даны конкретные рекомендации по составлению сложного (развернутого) плана.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 251 546 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание (базовый уровень)», Котова О.А., Лискова Т.Е.

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 03.02.2022
  • 2364
  • 457

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.

Рабочая программа по обществознанию

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 1. Экономическая жизнь общества
  • 03.02.2022
  • 95
  • 0

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

«Обществознание», Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Турчина М.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Слайд 1

Как составить сложный план выступления на обществоведческую тему (выполняем задание С8 ЕГЭ)

Слайд 2

«Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «….». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».

Слайд 3

Критерии оценивания выполнения задания С8 наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Слайд 4

Что необходимо знать выпускнику, приступая к выполнению задания С8 1) требования к составлению развёрнутого плана; 2) содержание предметного материала по теме; 3) специфику формулировки темы.

Слайд 5

Типы тем планов развёрнутого ответа 1 2 3 4 1. «Политическое поведение» 2. «Административная юрисдикция в Российской Федерации» 3. «Социализация индивида» 4. «Юридическая ответственность» 5. «Семья» 1. «Гражданское общество и правовое государство» 2. «Свобода и ответственность» 3. «Политические партии и движения». 4. «Права и обязанности граждан РФ» 5. «Семья и брак» 1. «Общество как система» 2. «Искусство как способ познания мира» 3. «Государство как институт политической системы» 4. «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» 5. «Семья как социальный институт» 1. «Роль государства в экономике» 2. «Роль выборов в политическом процессе» 3. «Политические партии и их роль в политической жизни общества» 4. «Развитие демократии в современном обществе» 5. «Проблемы современной семьи » 6. «Семья в современном обществе»

Слайд 6

Типы тем планов развёрнутого ответа Тема «Х» Тема «Х» и « Y » Тема « X как вид Y » «Современные проблемы (состояние) развития Х» Название темы состоит из одного обществоведческого понятия Название темы состоит из двух рядоположенных понятий Название темы представляет одно понятие, как одну из составляющих другого понятия Тема посвящена современным проблемам (состоянию) развития чего-либо

Слайд 7

Универсальный алгоритм составления плана 1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например: 1) Что такое… 2) Понятие… 3) Определение…(в узком смысле, широком смысле). 2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: – Теории происхождения… – Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы. 3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.). 4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции. 5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах. 6. Структура… 7. Значение ( роль, последствия, тенденции, цель )… 8. Особенности ( проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире). 9. Пути решения…

Слайд 8

Тема «Х» 1) Сущность «Х» (можно развернуть: этимология и определение; в широком и в узком смысле слова; с точки зрения разных подходов или авторов). 2) Признаки «Х» (развернуть). 3) Структура «Х» (в подпунктах можно выделить элементы структуры). 4) Развитие «Х» (в подпунктах: теории происхождения, выделить периоды). 5) Виды «Х» (в подпунктах: могут быть сами виды или основания для их классификации). 6) Роль «Х» (в подпунктах: роль в жизни человека, общества или государства; позитивную и негативную роль; перечислить функции).

Слайд 9

«Семья» 1) Что такое семья? а) в узком смысле; б) в широком смысле. 2) Науки, изучающие семью: а) демография; б) юриспруденция; в) экономика; г) социальная психология. 3) Признаки семьи. 4) Виды семей: а) по числу детей; б) по характеру распределения домашних обязанностей; в) по родственной структуре. 5) Функции семьи: а) репродуктивная; б) социализирующая; в) экономичекая .

Слайд 10

Тема «Х и Y » 1 ) Х (для раскрытия этого пункта в подпунктах можно воспользоваться темой «Х»). 2) Y (для раскрытия этого пункта в подпунктах тоже можно воспользоваться темой «Х»). 3) Связь Х и Y (Помните, что название пункта плана не может повторять общее название темы, а должно быть более узким)

Слайд 11

Тема «Семья и брак» 1) Понятие «семья»: а) в узком смысле; б) в широком смысле. 2) Виды семей: а) а ) по числу детей; б) по характеру распределения домашних обязанностей; в) по родственной структуре. 3) Функции семьи (можно развернуть). 4) Сущность брака. 5) Виды брака: а) моногамия и полигамия; б) экзогамия и эндогамия; в) гражданский, церковный, фактический. 6) Институты семьи и брака в современном обществе.

Слайд 12

Тема «Х как вид Y » 1 ) Y (для раскрытия этого пункта в подпунктах можно воспользоваться темой «Х»). 2) Виды Y (среди них в подпунктах должен быть Х). 3) Х (для раскрытия этого пункта в подпунктах можно воспользоваться темой «Х»).

Слайд 13

Тема «Семья как социальный институт» 1) Понятие социального института. 2) Виды социальных институтов: а) церковь; б) армия; в) школа; г) семья. 2) Функции семьи как социального института: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социально-статусная. 3) Семейные роли (можно развернуть). 4) Виды семей: а) патриархальная, партнёрская; б) многопоколенная , нуклеарная . 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные . 6) Роль семьи как социального института в современном обществе.

Слайд 14

Тема «Современные проблемы Х» 1) Сущность Х. 2) Развитие Х (особенности современного состояния). 3) Основные проблемы Х (развернуть). 4) Способы решения проблем. 5) Перспективы развития Х.

Слайд 15

Тема «Проблемы современной семьи» 1) Понятие семьи. 2) Типология семьи: а) основные классификации семьи; б) традиционные и нетрадиционные формы семьи. 3) Особенности института семьи в современном обществе: а) изменение положения женщин в семье; б) изменение бытовых условий. 4) Основные проблемы семьи в России и мире: а) увеличение количества разводов; б) поздние браки; в) падение рождаемости. 5) Способы решения проблем. 6) Основы семейной политики РФ.

Слайд 16

Тема «Семья в современном обществе» 1. Понятие семьи 2. Типология семьи: а) основные классификации семьи; б) традиционные и нетрадиционные формы семьи. 3. Роль семьи в современном обществе: а) функции семьи; б) изменение функций семьи с развитием современного общества. 4. Особенности института семьи в современном обществе: а) изменение положения женщин в семье; б) изменения бытовых условий семьи. 5. Основные проблемы семьи в России и мире: а) увеличение количества разводов; б) снижение рождаемости; в) поздние браки; г) рост числа неполных семей. 6. Основы семейной политики РФ.

Слайд 17

Памятка по работе над составлением плана развёрнутого ответа 1. Вспомните правила составления развёрнутого плана. 2. Внимательно прочитайте тему предложенного типа. 3. Определите тип представленной темы. 4. Мысленно воспроизведите содержание материала по данной теме. 5. Составьте план с учётом специфики заданной темы.

Развёрнутый план. Задание 28.
ЕГЭ по обществознанию

Автор:
Вагу Мария Викторовна, учитель истории и обществознания

Алгоритм работы с заданием 28

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Помните , что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.

5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

3) озаглавьте каждую часть;

4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае необходимости внесите корректировки;

7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

Пример плана

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ПЛАН

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— семья

— церковь

— школа

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

Пример плана

ПЛАН

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— семья

— церковь

— школа

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

Пример плана

ПЛАН

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— семья

— церковь

— школа

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания.

5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы?

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов:

  • Потребность человека
  • Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу)
  • Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

ПЛАН

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Правила написания задания.

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

Пример плана

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

Не пренебрегайте графической культурой записи плана!

Схема записи может выглядеть так:

1. ____________________

2. ____________________

а) __________________

б) __________________

в) __________________

3. ____________________

4. ____________________

Правила написания задания.

Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время.

Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик).

Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

Задание для самостоятельной тренировки

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе».

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Источники:

  • http://gimn.chernyahovsk.ru/upload/main/947/9477b63d3bdc79dd62f809177728c804.jpg
  • 2. http://www.virtualacademy.ru/uploads/2017/msk/ob17.jpg
  • http://cs614731.vk.me/v614731426/d20e/6ydj6e4gJbA.jpg
  • http://obshestvoved.ru/Upload/images/vihod.jpg
  • https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd0dd86132c0b0ae2bb3ed934e6f9fd4&n=33&h=100&w=100
  • https://89.img.avito.st/140×105/1905429589.jpg
  • http://egewin.ru/materialy-dlya-podgotovki/ege-po-obshhestvoznaniyu-s8.html
  • http://vaguege.blogspot.ru/p/blog-page_24.html
  • http://egewin.ru/wp-content/uploads/2014/03/Maslow_yerarchy.png

1.

2.

Данное задание №28 ставит определенное условие:
«Вам предстоит подготовить развернутый ответ по
теме…»
А что такое план?
Как известно, план – это кратко и последовательно
изложенное содержание основного источника
информации. План состоит из определенного
количества глав или пунктов (с заголовками) и
подпунктов.

3.

4.

5.

6.

Для выполнения задания №28 необходимо
помнить , что план должен сложным, то
есть иметь не менее трех глав (пунктов) и
обязательно две из них должны быть
детализированы, раскрыты.
Опираясь на эти требования, попробуем
представить схему плана:

7.

С т ру к т у р а с л ож н о го п л а н а
1. Раскрыть смысл понятия …
(можно использовать такие слова, как: 1) Что такое…
2) Понятие… 3) Определение…).
2 . Причины возникновения (появления, развития)…
3. Далее выделите характерные черты (признаки;
особенности; главные элементы и т.п.)…
4. Функции… или типы (виды, формы, структура,
классификации, критерии, факторы)…
5. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном
обществе (мире).
Пути решения…
Два пункта необходимо детализировать
в отдельных подпунктах

8.

Существуют
задания.
две
разновидности
этого
Первая разновидность задания № 28 – это
составление плана по какому – либо
одному аспекту широкой темы.
Вторая
разновидность
задания
составления плана по какой-то
теме.
№28
узкой

9.

Рассмотрим алгоритм составления плана
первой разновидность задания № 28
Первая разновидность задания № 28 предполагает
составление плана по какому – либо одному аспекту
широкой темы. В этом случае следует начинать
раскрытия более общего понятия, а затем перейти к
тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Приведем пример данной разновидности задания №
28 из демонстрационной версии контрольно измерительных
материалов по обществознанию
2010г. Составьте план по теме: «Экологический
кризис как глобальная проблема современности»

10.

В данной теме названы два понятия «экологический
кризис» и «глобальные проблемы».
Более широким является понятие «глобальные
проблемы», так как экологический кризис это одна
из глобальных проблем.
Следовательно, именно с понятия «глобальные
проблемы»
нужно
начинать
раскрытие
обозначенной в задании темы.

11.

План
« Э кол о г и ч е с к и й к р и з и с
ка к гл о б а л ь н а я п р о бл ем а »
1. Понятие «глобальные проблемы».
2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими
глобальными проблемами.
3. Причины возникновения экологического кризиса:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических
проблем.

12.

Рассмотрим алгоритм составления плана
второй разновидность задания № 28
Вторая разновидность задания № 28 предполагает
составление плана по какой – то узкой теме.
Приведем пример данной разновидности задания №
28 из демонстрационной версии контрольно измерительных
материалов по обществознанию
2010г. Составьте план по теме: «Правонарушения»
В данном пункте нет необходимости сначала
рассматривать широкую тему, а затем ее
конкретизировать. Поэтому первым пунктом плана
можно сразу поставить «Понятие правонарушения».

13.

План по теме: «Правонарушения»
1.
2.
а)
б)
в)
г)
3.
а)
б)
4.
5.
Понятие «правонарушения».
Признаки правонарушения:
противоправность;
общественная опасность;
виновность;
деяние.
Виды правонарушений:
проступки;
преступления .
Причины правонарушений.
Юридическая ответственность.

14.

Е ще р а з о б о б щ и м , ка к р а б от а т ь н а д п л а н о м :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Представьте содержание курса, раскрывающее
предложенную тему.
Разделите это содержание на смысловые части, выделив в
каждой из них главную мысль.
Озаглавьте каждую часть.
В каждой части выделите несколько положений,
развивающих главную мысль.
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим,
полностью ли отражено в них основное содержание темы.
В случае необходимости внесите коррективы.
Помните, план должен охватывать основное содержание
темы.
В заголовках нежелательно повторять сходные
формулировки.

Презентация на тему “План (обществознание, ЕГЭ, задание № 35): рекомендации” 11 класс

  • Скачать презентацию (1.1 Мб)


  • 1 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме “План (обществознание, ЕГЭ, задание № 35): рекомендации” по обществознанию, включающую в себя 9 слайдов. Скачать файл презентации 1.1 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по обществознанию

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    9

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: План (обществознание, ЕГЭ, задание № 35): рекомендации

    Слайд 1

    Задания 2-й части типа №35(ПЛАН по теме)

    рекомендации

  • Слайд 2

    Выполнение этого задания предполагает:

    корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
    полноту отражения основного содержания в плане;
    соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа

  • Слайд 3

    Основным условием выполнения данного задания является
    системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала,
    а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.
    При выполнении заданий выпускникам предстоит:
    а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
    б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана.

  • Слайд 4

    При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

    представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
    разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
    озаглавьте каждую часть;
    в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
    проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
    в случае необходимости внесите корректировки;
    помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
    в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

  • Слайд 5

    Общая схема, которая сможет помочь:

    Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. 1) Что такое… (или) Понятие…
    Если возможно: Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
    Подходы к определению понятия… (сущности…). Напр.:
    Теории происхождения…
    Взгляды мыслителей на…
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
    Характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные

  • Слайд 6

    4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
    5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
    6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
    7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
    8. Пути решения лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Презентация: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Специфика выполнения заданий части С

Презентация: Развернутый план ответа по обществознанию

Презентация: Структура экзаменационной работы

Презентация: Задания 2014

Презентация: материалы по подготовке к ЕГЭ

Презентация: ЕГЭ по обществознанию. Рекомендации по выполнению задания 28 (сложный план) часть 2

Презентация: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Презентация: Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

Презентация: Как правильно написать сложный план. Задание 35

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Добавить комментарий