Задание 8 ЕГЭ по русскому языку предполагает соотнесение примеров грамматических ошибок с их наименованиями. Это задание высокого рейтинга трудности. Очень часто выпускники не видят нарушения грамматических норм в предложениях с причастным оборотом. Постараемся помочь им, показав на практике, как легко определить ошибку в этих примерах.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Помните, что причастие образовано от глагола и отвечает на вопрос какой?: читающий, прочитавший, выполняемый, построенный. Причастный оборот – это причастие + зависимые слова (от причастия к ним можно задать вопрос) Причастный оборот зависит от определяемого слова (от него задаем вопрос к причастию) и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: Книга, лежавшая на столе, была заложена на четырнадцатой странице. Здесь причастие – лежавшая, определяемое слово – книга, зависимое слово – на столе.
Варианты ошибок.
1. Неправильный порядок слов: внутрь причастного оборота вставлено определяемое слово. Например: Падающие листья с веток устилали землю. Здесь определяемое слово листья вставлено внутрь причастного оборота падающие с веток. Правильно будет так: Листья, падающие с веток, устилали землю. Падающие с веток листья устилали землю. Итак, помним, что определяемое слово (от него мы задаем вопрос к причастию) должно находиться или после или перед причастным оборотом, но никак не внутри него.
2. Нарушено согласование причастия с определяемым словом (не тот падеж, род или число). Например: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века является графика. Причастие не согласовано, правильный вариант: Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является графика.
Эти два вида грамматических ошибок в построении предложения с причастным оборотом встречаются в 8 задании наиболее часто. Значительно реже могут быть еще два варианта.
3. Причастный оборот разделен с определяемым словом другими словами, «оторван» от него. Например: Свитер быстро согрел его, с любовью связанный бабушкой. Правильно будет так: Свитер, с любовью связанный бабушкой, быстро согрел его.
4. Употреблено причастие иного залога (действительное вместо страдательного и наоборот). Например: Сын, воспитывающийся отцом, не знал материнской ласки. Здесь вместо воспитывающийся нужно употребить воспитываемый.
Однако, еще раз повторим, последних два случая в тестах задания 8 встречаются довольно редко.
Тренировка
Немного потренируемся находить ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Все примеры взяты из сборников И.П. Цыбулько и И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова.
Распределите ошибочные варианты в употреблении причастных оборотов по двум группам:
I. Нарушение порядка слов.
II. Нарушение согласования.
1. Великолепный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.
2. Секрет красоты жостовских подносов заключается в простоте и лаконичности композиций, составленным из ярких цветов.
3. После изгнания врага за пределы нашей Родины люди восстановили разрушенные города войной.
4. Волошину принадлежит ряд статей, опубликованные в газетах под рубрикой «Лики творчества».
5. Прибывший состав на вторую платформу отправился через полчаса со второго пути.
6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.
7. Изготовляемые часы кузнецами были плодом чрезвычайно утомительной ручной работы.
8. Осенью отяжелевшие колосья пшеницы от зерен ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.
10. За последним поворотом открылась широкая дорога, по которой шли впряженные волы в большую груженую арбу.
Алгоритм определения грамматической ошибки в построении предложения с причастным оборотом
· Найдите предложения с причастным оборотом (их может быть несколько).
· Найдите определяемое слово и определите, где оно находится (если внутри причастного оборота, то это ошибка).
· Задайте вопрос от определяемого слова к причастию (если причастие не согласовано с определяемым словом, то это ошибка).
Ответы к тренировочным заданиям
I: 3,5,7,8,10.
II: 1,2,4,6,9.
Понятно теперь? Успехов на экзамене! Эта статья продолжает серию публикаций с материалами для подготовки к 8 заданию ЕГЭ. Подписывайтесь на наш канал! Опытный репетитор самые сложные вопросы объяснит вам просто и понятно.
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 368.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 368.
При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.
Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.
Правило | Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом | Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом |
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения | Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус. |
Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.
Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе. |
Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже | Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа. |
Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.
Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа. |
Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота | Маша принесла домой найденного котенка на улице.
В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет. |
Маша принесла домой котенка, найденного на улице.
В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет. |
Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) | Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.
Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой. |
Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).
Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал). |
В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон | Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу. |
Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.
Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу. |
Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ | Задача, решающаяся всем классом, была сложна.
Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали. |
Задача, решаемая всем классом, была сложна.
Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали. |
ТОП-3 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Кира Матвеева
6/7
-
Ирина Паращенко
7/7
-
Дарья Кузнецова
7/7
-
Лаура Джуккаева
7/7
-
Андрей Малахов
6/7
-
Даша Глухова
6/7
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 368.
А какая ваша оценка?
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление причастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с причастными оборотами.
Как мы с вами, ребята, договорились, на станции «Задние № 8» мы задержимся и отдельно рассмотрим каждый тип ошибок.
Сегодня речь пойдёт об ошибках в построении причастного оборота.
Сначала вспомним, что такое причастие и причастный оборот.
Причастие– самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию. Таким образом, оно всегда образовано от глагола, вы должны «слышать» в нём глагол: читающая – читать, построенный – построить и т.д. Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий, что сделавший?
Причастие «узнаём» по его суффиксам:-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
Причастный оборот– это причастие с зависимыми словами (то есть к этим словам задаётся вопрос от причастия).
Типичные ошибки в построении предложений с причастными оборотами.
В предложениях с причастными оборотами возможны ДВЕ ошибки. Рассмотрим их.
-
Неверное построение предложения с причастным оборотом.
Запомните: определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота. В этом и заключается ошибка.
Рассмотрим пример.
Увлечённая ДЕВОЧКА чтением книги привлекла его внимание.
Пояснение.
В данном предложении причастный оборот – «увлечённая чтением книги», определяемое слово- «девочка» ( Кто был увлечён? Девочка. Девочка какая? Увлечённая чтением книги.)
Ошибка в том, что слово «девочка» стоит ВНУТРИ оборота, а оно должно находиться либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Верный ответ.
-
Девочка, увлечённая чтением книги, привлекла его внимание.
-
Увлечённая чтением книги девочка привлекла его внимание.
-
Ошибка в согласовании причастия и определяемого слова, то есть причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.
Рассмотрим пример.
Путники вышли на поляну, освещённой солнцем.
Определяемо слово «поляну». От него задаём вопрос: какую? «освещённую». В данном случае причастие стоит в неверном падеже, поэтому имеет неправильное окончание.
Вспомните, что окончание причастий, как и прилагательных, определяется по вопросу: каким? читающим; какую? Читающую; о каком? о читающем ( если окончание стоит после мягкого согласного) и о подсказанном ( если окончание стоит после твёрдого согласного) и т.д.
Запомните, что в именительном падеже мужского рода это правило не подходит, нужно запомнить эту форму: какой? думающий; какой? построенный.
Верный ответ.
Путники вышли на поляну (какую?), освещённую солнцем.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
-
Найдите причастие в предложении. (Отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Имеет суффиксы: -УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.
-
Найдите причастный оборот. (Причастие с зависимыми словами)
-
Найдите определяемое слово (от него задаётся вопрос к причастному обороту).
-
Посмотрите, где находится определяемое слово. Если ВНУТРИ причастного оборота, то это ошибка.
-
Посмотрите, согласуется ли причастие с определяемым словом в роде, числе и падеже. Для этого задайте вопрос от определяемого слова и по его окончанию определите окончание причастия (какое? – ОЕ, какие? -ИЕ, каким? -ИМ, какую?- -УЮ и т.д.) Если окончание другое, то есть причастие НЕ согласуется с определяемым словом, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с причастным оборотом.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!
В этой статье:
Нарушение в построении предложения с причастным оборотомНарушение в построении предложения с деепричастным оборотомНеправильное употребление падежной формы существительного с предлогомОшибка в построении сложного предложенияНеправильное употребление числительныхНеправильное построение предложения с косвенной речьюОшибка в построении предложения с однородными членамиНарушение в построении предложения с несогласованным приложениемНарушение связи между подлежащим и сказуемымНарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части. Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.
Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:
- Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
- Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)
Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.
Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.
Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)
Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)
Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.
по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ
Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.
Правильно: Благодаря повышению зарплаты.
Ошибка в построении сложного предложения
Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.
Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.
Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.
Неправильное употребление числительных
Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)
Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.
Правильно: Два тигра охотились на антилоп.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.
Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.
Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.
Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.
Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)
Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.
Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.
Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .
Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».
Неправильно: В романе «Войне и мире».
Правильно: В «Войне и мире».
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.
Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!
Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.
3
2 781
Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023
В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.
За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.
Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.
Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.
Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:
❌ Это стучат окна, открытых ветром.
✅ Это стучат окна, открытые ветром.
Как найти ошибку:
- Найти в предложении причастный оборот.
- Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
- Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.
Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:
❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.
✅ Готовясь к экзамену, он переживал.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.
Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «по»:
Ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:
❌ Она закончит читать и идёт спать.
✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.
Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.
Неправильное употребление имени числительного
Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:
1. Несогласованность с существительными в роде: «5 коты» вместо «5 котов».
2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «более 15,5 миллионов» вместо «более 15,5 миллиона».
3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «трёхстам» вместо «трёмстам».
Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:
Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:
❌ Это продаётся в магазине «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в магазине «Хозяюшка».
Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.
Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.
Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.
Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.
ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «СОТКУ»! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.