Примеры как составить социологических исследований

Автор статьи

Роман Викторович Трофимов

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Проблемная ситуация

Замечание 1

В условиях современности все чаще и чаще сферы жизни человека подвергаются изменениям. При этом “остатки” Советского Союза все еще существуют в современном российском обществе. Сегодня социальные связи, которые были укоренены в советской системе, трансформируются под влиянием различных факторов и приобретают другие формы и значений.

Было бы целесообразным исследовать тенденции использования социальных связей населением страны и определить, что именно доминирует сегодня – как и в прошлом явление «блата» (которое сегодня представлено рентой и рентоориентованою поведением), или все же, учитывая то, что страна стоит на пути развития демократии и гражданского общества, преимущество «формальных» путей решения проблем. Именно это мы и попытаемся исследовать.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Цель и задачи исследования

Цель: сравнить формальный и неформальный социальный капитал, которым владеют жители.

Задание:

  • Определить распространенность использования формального социального капитала жителями города;
  • Узнать, привлекают ли и как часто жители города неформальные социальные связи для реализации собственных целей;
  • Определить действенность неформального социального капитала в процессе решения проблем, возникающих среди жителей города;
  • Выяснить доминирование одной из форм социального капитала;
  • Определить, какую роль играют формы социального капитала в жизнедеятельности людей.

Объект и предмет исследования

Объект (по критерию носителя проблемы): население города в возрасте от 18 до 60 лет.

Объект (по критерию общей проблемы): социальный капитал (формальный и неформальный) как социокультурный феномен.

Предмет исследования: сравнительный анализ форм социального капитала среди жителей города.

Теоретическая интерпретация

  1. Капитал – (capital) это основной элемент общественного богатства, который ограничивается конкретными материальными формами: деньгами и средствами производства.
  2. Социальный капитал – (social capital) согласованное взаимодействие индивидов с целью реализации собственных целей, которое базируется на основе доверия, норм и ценностей, характерных определенному обществу. Характеризуется качеством социальных связей и обладает способностью к саморазвитию, при этом требует инвестирования со стороны индивидов для его постоянного накопления.
  3. Доверие – (trust) вера в надежность человека или системы. Оценивается степень доверия, сложившаяся в детстве к людям и учреждениям, которая часто рассматривается как необходимое условие существования хороших долгосрочных социальных отношений.
  4. Нормы – (norms) правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.
  5. Ценности – (values):

    • Этические идеалы и убеждения.
    • Основные убеждения и цели индивида или общества. В структурном функционализме Т. Парсонса интеориоризовани «общие ценности» играют большую роль в социальной интеграции любого общества.
  6. Социальные сети – (social network) это совокупность актеров, связей между ними, предметов их взаимодействия (материальных и нематериальных) и устойчивые модели этих взаимодействий.

  7. Неформальные социальные связи – (informal кelations) отношения, которые существуют в группах и организациях на основе личностных привязанностей; способы действия, отличные от формально определенных путей или процедур.
  8. Формальные социальные связи – (formal relations) отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.

«Пример социологического исследования» 👇

Рабочие гипотезы исследования

Гипотеза – основание: можем предположить, что уровень распространения формального социального капитала значительно больше, чем неформального социального капитала.

Гипотезы – следствие:

  • большая часть респондентов является активным участниками общественных организаций;
  • уровень общественного доверия у респондентов достаточно высок;
  • использование неформальных связей не является распространенным явлением среди жителей города, и все проблемы собственного характера они решают, используя «формальные каналы»;

Методическая часть

Замечание 2

Методическая часть подразумевает описание методов и техник получения информации.

Планируется провести качественный метод сбора информации, а именно – глубинное интерью. Респондентами будут выступать люди в возрасте от 18 до 60 лет. С помощью такого метода будут проанализированы мнения респондентов относительно доминирования одной из форм социального капитала среди жителей города. Анализ информации будет осуществляться в соответствии с такого плана:

  • интервью с респондентами,
  • транскрипт интервью,
  • описание,
  • сравнительный анализ текстов, полученных из расшифровки интервью,
  • выделение доминирующих форм социального капитала.

Глубинное интервью

  • Неформальный социальный капитал:

    1. Вспомните, пожалуйста, Возникали ли у Вас ситуации, когда Вы не могли собственными усилиями решить какие-либо проблемы? Проблемы какого типа у Вас возникали чаще всего?
    2. Кто (люди, организации, учреждения) чаще всего помогал Вам в Вашей жизни решать Ваши проблемы?
    3. Ваше отношение к существованию «своих людей» в нужных местах?
    4. Как часто и в каких ситуациях Вы обращаетесь к ним за помощью?
    5. Попробуйте вспомнить ситуацию, когда к Вам «свои люди» обращались за помощью?
  • Формальный социальный капитал:

    1. Что вы знаете о существовании общественных организаций в городе?
    2. Деятельности которой из организаций Вы участвуете? Почему? Как долго Вы являетесь членом этой организации?
    3. Как Вы думаете, стоит доверять людям вообще или следует относиться к ним с осторожностью? Объясните почему?
    4. Представьте ситуацию, к Вам обратилась незнакомая для Вас человек и попросил помощи. Ваши действия.
  • Принципы отбора участников исследования

    Население города в возрасте от 18 до 60 лет. Для анализа будет отобрано 4 возрастные категории:

    • 18-25 лет;
    • 26-35 лет;
    • 36-45 лет;
    • 46-60 лет.

    Из каждой группы будут отобраны по 2 участника. Возрастная градация позволит учесть возрастные особенности в процессе анализа определенной проблемы.

  • Временные рамки исследования*: глубинные интервью проводиться в течение месяца

  • Обоснование логики и методов анализа данных

    Анализ интервью избранных респондентов предоставит нам возможность получить за короткий срок надежную информацию с высокой степенью достоверности. Полученные эмпирические данные в ходе опроса подвергаются анализу интервьюером. Интервью происходит через личную беседу, без посторонних лиц, что позволит респонденту чувствовать себя свободнее и позволит получить более точную, правдивую информацию, личное мнение по соответствующим вопросам.

  • Критерии оценки надежности и валидности исследования

    Для анализа выбранной нами проблемы выбраны респонденты четырех возрастных категорий, чтобы определить различия в восприятии респондентов старшего поколения (возможность присущих им «советских остатков») и молодого поколения.

  • *Обоснование этических принципов на проведение исследования

    Все участники исследования дали устное разрешение на использование их ответов в бакалаврской работе, так как оно не нанесет вреда участникам и учреждению, где они учатся и работают, а все полученные результаты являются конфиденциальными и будут представлены в общем виде.

Исследовательская саморефлексия

Глубинное интервью с респондентами представляет только часть необходимой информации для раскрытия выбранной проблематики. Для более достоверных результате следовало бы опросить большее количество респондентов, но эта задача выполняется при более детальном изучении выбранной темы в процессе дальнейшего обучения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Социологическое исследование: описание, рабочий план, пример

Содержание:

  • Что такое программа социологического исследования
  • Этапы исследования
  • Разработка программы социологического исследования

    • Определение проблемы
    • Предварительный анализ объекта
    • Характеристика цели и задач
    • Интерпретация понятий
    • Формулирование гипотез
    • Определение стратегического плана
    • Составление плана выборки
    • Описание методов сбора данных
    • Описание схемы анализа данных
  • Типичные проблемы социологического исследования
  • Примеры программ социологического исследования

Что такое программа социологического исследования

Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.

Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.

Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.

Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы. В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем.

Этапы исследования

Различают следующие этапы:

  1. Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
  2. Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
  3. Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.

Разработка программы социологического исследования

Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:

  • методологическое;
  • методическое;
  • организационно-техническое.

Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.

Определение проблемы

Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.

Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.

Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.

Предварительный анализ объекта

После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.

Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:

  • Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
  • Охватывают ли они основные предметы.

Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.

Характеристика цели и задач

Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.).

В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:

  • Составление опросника.
  • Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
  • Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).

Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:

  • Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
  • Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
  • Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
  • Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.

Подобный системный подход важен при составлении любого курса.

Интерпретация понятий

На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс». 

Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.

При необходимости можно:

  • Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
  • Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.

Формулирование гипотез

На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.

Инструментом построения гипотез выступают:

  1. Теоретические концепции требующие проверки на практике.
  2. Результаты прежних исследований в данной области.
  3. Аналогии с похожими процессами.
  4. Интуиция исследователя.
  5. Наблюдение за окружающими событиями.

Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка. 

Определение стратегического плана

Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:

  • Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
  • Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
  • Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
  • Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.

Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.

Составление плана выборки

На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.

Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:

  • Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
  • Лица с разной успеваемостью.

Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.

Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:

  • Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
  • Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
  • Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.

Описание методов сбора данных

В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:

  • Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
  • Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
  • Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
  • Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
  • Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.

Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.

Описание схемы анализа данных

Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.

Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.

Типичные проблемы социологического исследования

Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.

Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:

  1. С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
  2. С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).

Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.

Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:

  • Усложняет инструментарий исследователя.
  • Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
  • Уменьшает оперативность исследования.

Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:

  • Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
  • Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
  • Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.

Примеры программ социологического исследования

Образец можно найти здесь.

Не любите проводить социологичесское исследование? Вы просто не умеете его готовить!

Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует студентов, изучающих социологию, психологию, социальную работу, маркетинг и др. дисциплины – социологическое исследование и его камень преткновения – программу социологического исследования.

Программа социологического исследования пример

Итак, из чего состоит программа социологического исследования? Лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Давайте рассмотрим программу социологического исследования, проводимого мною по дипломной работе на тему: «Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций ВУЗов».

Итак, программа моего социологического исследования, пример:Программа социологического исследования

Программа социологического исследования

Этапы исследования:

1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов).
2. Сбор социологической информации.
3. Обработка собранной информации.
4. Анализ собранной информации, подготовка отчета.

Объект исследования:

Маркетинговые коммуникации вузов

Предмет исследования:

Интернет сайты вузов городского округа Самара

Цель исследования:

описание Интернет-сайта как инструмента маркетинговых коммуникаций ВУЗов г.о. Самары

Системный анализ:

маркетинговые коммуникации – самарские вузы в сети Интернет – Интернет сайты вузов г.о. Самара – раздел для абитуриентов на Интернет сайте вуза – структура предложений преподаваемых специальностей – представленность конкурентного преимущество вуза – статус вуза (вуз как научный и учебный центр, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями).

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Эффективность интернет сайтов вузов городского округа Самара как инструмента маркетинговых коммуникаций, несомненно, очень высока.

Методы социологиеского исследованияЗадачи исследования:

1. Изучить особенности построения Интернет сайтов вузов г.о. Самара с точки зрения удобства использования.

2. Выявить основные виды и способы маркетинговых коммуникаций вузов на их официальных сайтах.

3. Определить особенности построения текстовых сообщений (рекламных обращений) с помощью которых учебные заведении вступают в коммуникацию с абитуриентами.

4. Исследовать основные показатели статуса, конкурентоспособности и структуры предложений образовательных услуг ВУЗа.

5. Изучить структуру продвижения образовательных услуг на образовательном рынке г. Самары.

Гипотезы исследования:

1. Интернет сайт является эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций вузов.

2. Наиболее понятная ссылка на сайте вуза на раздел «Для абитуриентов» введет к большей коммуникации вуза с абитуриентом.

3. Доменное имя Интернет сайта (адрес) совпадает с аббревиатурой названия самого учебного заведения, что дает возможность абитуриенту быстро найти сайт интересующего его вуза в Интернете.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

4. Чем выше ТИЦ Интернет сайта вуза, тем больше его популярность среди абитуриентов.

5. Образовательная реклама имеет самую обычную структуру текстового сообщения – это название вуза, виды образовательных услуг, специальностей, основные выгоды для пользователей.

6. Статус, конкурентоспособность и структура предложений образовательных услуг вуза являются основой его рекламного обращения

7. Наиболее популярные вузы чаще ищутся в Интернете.

8. Государственные высшие учебные заведения более популярны, чем негосударственные.

Выборочная совокупность:

В г.о. Самара насчитывается всего 48 высших учебных заведений (в том числе филиалы), 33 из них государственные, 15 – негосударственные. Но не все вузы имеют официальные интернет сайты.

Объем выборочной совокупности 40% от генеральной совокупности государственных и негосударственных высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что не у всех высших учебных заведений есть собственный сайт в Интернете. В выборку входят все высшие учебные заведения гуманитарных и экономических направленностей, у которых есть функционирующий официальный сайт и на котором содержится информация для абитуриентов.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Выборка является стратифицированной (разделена на страты – государственные и негосударственные учебные заведения).

Анкетирование проводилось в 11 классах в Школе среднего общего образования № 54 Октябрьского района городского округа Самара. Выборка составила 100% учеников, присутствующих на момент анкетирования. В исследовании участвовали 70 учеников 11-х классов (выпускников). Из них 24% в возрасте 16 лет и 76% в возрасте 17 лет. При этом в исследовании приняло участие 44% юношей и 56% девушек.

Методы исследования:

– контент-анализ Интернет сайтов вузов г.о. Самара,

– анкетный опрос выпускников школ г.о. Самара.

Обоснование методов:

Контент-анализ (от англ.: contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения, интернет-сайты.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);

– частота появления сообщений;

– способ распространения сообщений;

– место распространения сообщений;

– время появления сообщений.Социологические исследования

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

– она должна легко идентифицироваться;

– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.Этапы социологического исследования

Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

– физическая протяженность текстов;

– площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

– число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

– длительность трансляции по радио или ТВ;

– метраж пленки при аудио- и видеозаписях;

– количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Метод контент-анализа выбран потому, что у этого метода нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты, это косвенный метод, также он дает представление об интернет-сайте вуза, не смотря на то, что исследователь непосредственно не наблюдает объект исследования.

Применение метода анкетирования в совокупности с методом контент-анализа позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.

Стратегия исследования:

описательная.

Интерпретация ключевых понятий:

Абитуриент (от позднелат. Abituriens — собирающийся уходить), в большинстве стран лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин «Абитуриент» приобрел другое смысловое значение — поступающий в учебное заведение.

Интернет сайт (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) — это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
И т.д.

Таким образом, программа социологического исследования должна состоять из следующих элементов:
1. Этапы исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Системный анализ;
6. Задачи исследования;
7. Гипотезы исследования;
8. Выборочная совокупность;
9. Методы исследования;
10. Обоснование методов;
11. Стратегия исследования;
12. Интерпретация ключевых понятий.

Итак, это была практика – теорию Вы легко можете найти в учебниках. Я думаю, что приведенная программа не требует каких-либо комментариев, так как по аналогии Вы легко можете изменить ее под свое социологическое исследование, особенно это касается студентов СамГУ, так как программа построена с учетом требований именно этого ВУЗа.

Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Удачи в исследовательской работе!


3.1. Понятие выборки (применительно к исследованию в психологии)

3.2. Не любите проводить социологическое исследование? Вы просто не умеете его готовить!

3.3. Корреляционный анализ по методу Спирмена (ранги Спирмена)

3.4. Дискуссия: Объект и Предмет исследования или наоборот?

3.5. Решение задач по праву. Как решить задачу по Юриспруденции?

3.6. Как рассчитать темп роста и прироста?

3.7. Как выбрать тему дипломной работы?

3.8. Методы исследования в дипломе, пример

101000, Россия, Москва,
Мясницкая улица, 41, стр. 5
Пн-Вс с 8:00 до
20:00

Социологическое исследование пример

Социологическое исследование подразумевает под собой сбор необходимой для исследования информации.

Социологическое исследование подразумевает под собой сбор необходимой для исследования информации. Исследование проводится несколькими способами, разнящимися между собой методами социологического исследования и отведённым на это время.

Методы исследования

Существует несколько методов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование. Основными методами являются:

1. Социологический опрос.

2. Метод наблюдения.

3. Изучения документальной информации во всех видах.

Каждый из видов имеет свои методы и гипотезы, применяемые для социологического исследования.

Виды исследования

Социологическое исследование бывает нескольких видов, отличительной чертой которых является:

1. Поставленная цель.

2. Периодичность проведения.

3. Масштаб анализируемых данных.

4. Сложность.

Каждый из видов имеет свои разновидности, применяемые для сбора необходимых данных. Информация собирается согласно всем правилам и нормам, указанным в программе социологического исследования.

Исследование, определяемое поставленной целью

Эта разновидность исследования имеет несколько видов, таких как:

1. Теоретический.

2. Эмпирический.

Пример социологического исследования согласно теории означает получение всей необходимой информации методом изучения информации из научных или документальных источников.

Социальное исследование пример: необходимо тщательно изучить и провести анализ влияние рекламы на потребительскую способность определённой группы людей (школьники, студенты, рабочие, пенсионеры и т.д). Данное исследование позволяет изучить какая потребность существует у людей и как продаётся конкретный рекламируемый товар. Все необходимые сведения собираются исключительно из образцов продаж. Данные включают приобретённый объём товара, способ приобретения и уровень востребованности. Также исследование имеет зависимость от того, какая именно возрастная группа населения приобретала рекламированный товар. В процессе выявляется конкурентоспособность определённого товара по отношению к другим и план развития.

Пример социологического исследования на тему: «Конкурентоспособность между различными ресторанами». В этом социальном исследовании изучается уровень обслуживания населения в данном ресторане, качество предлагаемой пищи и ценовая политика. В ходе исследования используются хорошо известные всем места.

Такой теоретический способ анализирования позволяет представить единую картину потребления определённого товара конкретной группой людей. В дополнение часто используется и опрос населения, который проводится в виде анкетирования.

Эмпирическое исследование направлено на получение общей информации, касательно поступков людей во всевозможных возникших ситуациях. Исследование проводится в виде опрашивания. Социальный опрос осуществляется по выбранной категории населения и позволяет получать более достоверную информацию. Обработку информации осуществляют работники социологического центра по установленным нормам. Часто они имеют и психологическое образование для того, чтобы выяснить модель поведения человека.

Исследование проводится путем, как устного опрашивания, так и письменного.

Исследование, определяемое частотой проведения

Разовое исследование подразумевает под собой проведение исследования один раз, оно считается разведовательным. Повторное исследование проводится несколько раз и осуществляется по мере необходимости.

Примеры социологических исследований: проводится опрос населения касательно определённой профессии или специальности. Респондент должен дать готовый содержательный ответ на вопрос, обосновать свою точку зрения.

Например: выразить своё отношение к данной специальности, используемый инструментарий, практическое применение и популярность среди населения.

Разовый анализ проводится, чтобы получить небольшой объём информации. Повторный анализ более сложный, он проверяет несколько раз достоверность и качество информации.

Повторное исследование может быть таких видов, как:

1. Панельное.

2. Когортное.

3. Трендовое.

Панельный метод исследует развитие и выявление одной социальной проблемы на примере.

Программа социологического исследования пример: ценностная ориентация среди представителей младшего поколения. Оценивается нынешнее состояние и предположительно будущее. Обычная частота 5-7 лет. Опрос проводится не менее 5-7 раз за этот период.

Когортное исследование изучает получение аналогичной информации, но только в пределах фиксированного промежутка времени.

Пример: Опрос предусматривает изучение более старшей возрастной категории. Спектр вопросов может быть различным.

Трендовое исследование изучает изменение ранее собранных данных через более длительное время.

Программа социального исследования (пример): для исследований принято отбирать людей преклонного возраста. Исследуется, как изменились их взгляды по сравнению с самым первым опросом, который осуществлялся ещё в молодом возрасте. Эта процедура является более длительной и сопровождается множествами примеров.

Исследование, определяемое конкретными задачами

Такое исследование бывает трёх видов, таких как:

1. Разведывательное.

2. Описательное.

3. Аналитическое.

Разведывательное социологическое исследование можно встретить под названием пилотажный опрос.

Описательное социальное исследование представляет собой получение общей поверхностной информации об объекте. Такое социологическое исследование можно назвать свободным. Потому что представленный результат не преследует никакой точности в исследуемых явлениях. Описательный социологический метод применяется крайне редко и обладает множеством противоречий.

Аналитическое социальное исследование предпочитает изучать систему в качестве возникновения различных возможных ситуаций.

Опросы по масштабу

Социальное исследование исходя из этих критериев делится на:

1. Международные.

2. Общенациональные.

3. Региональные.

4. Отраслевые.

5. Локальные.

Пример программы социологического исследования

Под программой понимается выделение сути вопросов, которые выступают основной базой для проведения социологического исследования. Вопросы в ней логически связаны между собой и имеют одну цель – разрешение проблемы социального исследования.

Перед утверждением она исследуется на предполагаемый интерес у населения. Бывает, что проводятся социальные пилотажные исследования в планах которых выделения уровня знаний предполагаемой тематики у людей.

Программа исследования готовая подаётся на утверждение начальнику социологического центра. После чего на её осуществление выделяется определённое количество часов.

Примеры

Программа социологического исследования (примеры): Формирование платёжной способности в малообеспеченных семьях страны, Влияние рекламы на человека и т.п.

Догадки социологического исследования: существует предположение о том, что чем выше у человека платёжеспособность, тем больший объём товара он будет приобретать на протяжении этого периода.

Социологическое исследование (пример оформления): создаётся программа исследования (пример выше) и подаётся на утверждение. Потом проводится социальный опрос с целью сбора необходимой информации.

Бесплатная консультация!

Специалисты исследовательской компании:

+7(495) 960-90-89

Студенты факультетов, изучающих социологию, регулярно участвуют в составлении и последующем проведении социологических опросов. Зачастую данные опросы составляются ими самостоятельно, а затем направляются на проверки и правки их научным руководителям. 

Образец опроса, посвященный теме “Мнение современной молодежи о религии и нравственности”

Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на представленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет в организации международной конференции “Психология нравственности и религия: XXI век”. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики. Если в вопросе не указано иное, просим выбирать только один вариант ответа. 

1.  Укажите Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите Ваш возраст:
а) до 17 лет;
б) 17–22 года;
в) 23–27 лет;
г) старше 27 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Приверженцем какой религии Вы являетесь?
а) православие;
б) иные течения христианства (католицизм, протестантизм);
в) иудаизм;
г) ислам;
д) иная (неавраамическая) религия;
с) не исповедую ни одну из религий.

5. Оцените свою религиозность по 10-бальной шкале.
Укажите один из 10 баллов на шкале, где цифры размещены в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верю

6.  Соблюдает ли Ваша семья какие-либо религиозные обычаи, традиции? (например, посещение храма, чтение литературы религиозного характера, празднование религиозных праздников и дат, проведение обрядов и т.д.)
а) да;
б) да, традиции есть, но им не придается большое значение;
в) нет.

7. Как часто Вы посещаете храмы и участвуете в религиозных службах?
а) никогда не посещал(а);
б) 1 раз/год либо реже;
в) 1 раз/месяц либо 1 раз/полгода;
г) 1 раз/неделю либо чаще.

8. Отмечают ли в Вашей семье религиозные праздники?
а) да, регулярно, нам помогает религиозный календарь с отмеченными датами;
б) да, но тлишь самые значимые и известные;
в) редко, если получается;
г) нет, в нашей семье это не практикуется.

9. Если Вы когда-либо участвовали в религиозных обрядах, чем это было обусловлено?
а) в связи с необходимостью данных действий для верующего;
б) это эстетично выглядит со стороны;
в) участвовал(-а) из человеческого любопытства;
г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
д) не участвую в подобного рода действиях.

10. Выбирая одежду (украшения), Вы опираетесь на предпочтения и рекомендации вашей религии?
а) да, я всегда останавливаюсь на той одежде, которая не противоречит нормам религии;
б) скорее да, но если вещь мне очень понравилась, то невзирая на противоречия нормам моей религии я ее приобрету;
в) религиозная символика в одежде (украшениях) –часть моего стиля и облика;
г) нет, мой образ не имеет связи с религией.

11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
а) да, я сделал(-а) выбор профессии (специальность), не противоречащую нормам этики и устоям моей религии;
б) немного, это в большей степени касается моих отношений с коллегами (однокурсниками). Мы помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
в) нет, на мою работу (учебу) вера и религиозные устои никак не воздействуют.

12. Влияет ли религия на Ваше поведение либо образ жизни?
а) да, я всегда придерживаюсь предписаний моей религии и исключаю все то, что попадает под религиозный запрет;
б) я стараюсь поступать соответствующе религиозным этическим нормам (пытаюсь не конфликтовать с людьми, ни ругаться, ни обманывать умышленно);
в) моя жизни никак не зависит от религиозных норм. Я самостоятельно решаю, как мне следует жить.

13. Какие из приведённых ниже поступков Вы бы могли оправдать?
Отметьте наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки Оправдываю Затрудняюсь ответить Не оправдываю
Приобретение денег и имущества при первой же возможности      
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия      
Супружеская измена      
Пренебрежительное отношение к людям, не способным достичь успеха      
Отказ от дружбы с человеком. который богатеет и не хочет делиться      
Грубый ответ на несправедливость      
Самоубийство после длительной полосы жизненных неудач      

14. Какие из 10 заповедей Библии Вы считаете самыми важными для исполнения?

Заповеди Важно Затрудняюсь ответить Неважно
Почитай единого Бога      
Не создай себе кумира      
Не поминай имя Господа всуе      
Шесть дней работай, а седьмой посвящая Богу      
Почитай отца твоего и мать твою      
Не убивай      
Не прелюбодействуй      
Не кради      
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего      
Не желай дома ближнего твоего      

15. Питаете ли Вы доверие к современным представителям духовенства?
а) да;
б) нет.

16. Смогли бы Вы совершить поступок, являющийся недопустимым с точки зрения вашей религии, но не порицаемый, а возможно, даже одобряемый социумом?
а) точно нет;
б) почему нет? В современном обществе принято множество того, что не одобряется со стороны веры;
в) религия не влияет на мои поступки.

17. Обозначьте Ваше отношение к людям, которые поступают безнравственно, но лишь тогда, когда их отступлении от морали не приносит вред окружающим?
а) терпимое (сочувственно-понимающее);
б) равнодушное;
в) крайне отрицательное.

18. Почему люди отходят от норм морали?
а) не осознают по-настоящему их важность для социума;
б) предпринимают попытку самоутверждения;
в) привыкли не соблюдать правила, которые были установлены другими людьми;
г) уверены в своей безнаказанности;
д) трудны либо невозможные для соблюдения нормы морали;
е) иное.

19. Как Вы считаете, что является оправданием безнравственных поступков?
а) юный возраст;
б) незначительность причиненного людям морального или материального ущерба;
в) действия в случае крайней жизненной необходимости;
г) неведение норм морали;
л) ничто;
е) иное.
 

20. Считаете ли Вы верным утверждение о том, что образ жизни современного общества и светская система ценностей оказывают помощь при распространении аморальных поступков?
а) да;
б) нет.
 

21. Как, на Ваш взгляд, возможно не допустить распространения аморальности и отсутствия нравственности в социуме?
а) с помощью разъяснительной работы касательно важности соблюдения моральных норм;
б) ужесточением возмездий за разного рода нарушения;
в) личным примером;
г) распространение религиозных нравственных ценностей;
д) иное.
 

22. Стоит ли вводить в учебных заведениях дисциплину, знакомящую учащихся с ключевыми тезисами религиозных доктрин?
а) да, стоит ввести в качестве обязательного предмета “Основы религиозного знания”, а также предпочтительно, чтобы занятия проводил представитель духовенства;
б) можно ввести лишь просто ознакомительный курс, например, “Истории религий” либо “Религиоведение”;
в) любой подобный предмет стоит преподавать только как факультатив, т.е. по желанию учащихся;
г) наше государство – светское, а вся пропаганда религиозных учений и верований должны быть вынесены за стены учебных заведений.

Благодарим, что приняли участие!

Образец опроса, посвященный теме “Отношение молодёжи г. Москва к идеям феминизма”

Добрый день! Просим Вас поучаствовать в социологическом опросе молодежи. Будьте добры, ответьте на вопросы, представленные ниже. Анкета полностью анонимна, а полученные данные будут использованы с научными и практическими целями.

1. Пожалуйста, укажите Ваш пол:
а) женский;
б) мужской.

2. Укажите Ваш возраст:
а) 18–21 год;
б) 22–25 лет;
в) 26–29 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) средне-специальное;
г) неполное высшее;
д) высшее.
 

4. Ваше семейное положение?
а) холост/не замужем;
б) женат/замужем;
в) сожительство.

5. По Вашему мнению, феминизм – это:
а) борьба женщин, которых дискриминируют, с целью уравнивания социальных прав с мужчинами;
б) цель женщин господствовать над мужчинами;
в) политическое движение, главная цель которого предоставление женщинам прав избирателей;
г) иное___________ (укажите, что конкретно).

6. Ваше отношение к идеям феминизма?
а) целиком согласен(а);
б) частично согласен(а);
в) резко отрицательное;
г) безразлично.
 

7. Как Вы считаете, сохранился ли феминизм в настоящем?
а) да, конечно;
б) да, но претерпел изменения за последние годы;
в) нет.
 

8. На современном этапе в России есть перечень женских общественных движений. На Ваш взгляд, руководствуются ли их действия идеями феминизма?
а) да, так как женщины в них отстаивают свои права;
б) вероятно, но это бессмысленно в нашей стране;
в) нет, так как у них отсутствует конкретная иеология;
г) иное____________ (укажите, что именно);
д) не знаю.

9. Ущемляются ли права женщин в России в наши дни?
а) да;
б) да, в ряде вопросов;
в) нет.

10. Равные права мужчин и женщин – это:
а) уравнивание в социальных правах;
б) уравнивание и в правах, и обязанностях;
η) что-то нереальное;
г) иное (укажите, что именно).

11. Возможен ли обмен мужчин и женщин социальными ролями?
а) да, конечно: мужчина в состоянии выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
б) да, конечно, но не во всех сферах деятельности;
в) да, могут, но это не приведет ни к чему хорошему;
г) нет, это против природы.

12. Если у женщины “лидирующая” позиция в семье, то это:
а) неприемлемо;
б) нормально;
в) допустимо в том случае, если она использует данное положение на благо семье, не принижает супруга;
г) иное____________ (укажите, что именно).

13. Ущемит ли Вас попытка представителя противоположного пола доминировать над Вами?
а) да, в любых проявлениях;
б) нет, умеренно это допустимо;
в) нет, я спокойно отношусь к таким проявлениям.

14. Как приверженность феминистических взглядов девушек может отразиться на их общении с молодыми людьми?
а) никак;
б) большинство таких девушек не найдут вторую половину;
в) станет стимулом для молодых людей взять все аспекты отношений в свои руки;
г) молодые люди “сядут на шею” таким девушкам;
д) будут провоцировать постоянные ссоры по поводу главенствующей роли в семье;
е) иное___________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

15. Что может склонить молодого человека к согласию с идеями феминизма?
а) принципиальное разделение идеи о социальном равноправии;
б) круг его общения, в котором будут девушки-феминистки;
в) влияние гендерных стереотипов, которые сформировались в семье;
г) чувства к девушке-феминистке;
л) влияние пропаганды;
е) иное____________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

16. Легло ли молодому человеку коммуницировать с девушкой-феминисткой?
а) довольно легко;
б) затруднительно;
в) просто невозможно;
г) не знаю.

17. Назовите ключевые проблемы, возникающие во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
а) конфликт на почве обоюдного стремления к лидерской позиции;
б) обоюдное непонимание;
в) желание уменьшить общение друг с другом;
г) конфликт из-за стремлений молодого человека изменить взгляды своей спутницы;
д) пренебрежение и насмешки со стороны партнера;
е) не думаю, что должны возникать проблемы;
ж) иное________________ (укажите, что именно);
з) не знаю.

18. Какие эмоции вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
а) положительные;
б) любопытство;
в) вызывает улыбку;
г) отрицательные;
д) вызывает безразличие;
е) иное________________ (укажите, что именно).

19. Общались бы Вы с девушкой-феминисткой?
а) да, так как мне близки идеи феминизма;
б) да, так как для меня неважны идейные разногласия;
в) да, но крайне осторожно;
г) категорически, нет;
д) не знаю.

20. Есть ли в Вашем окружении люди, которые склонны к феминизму?
а) да, я в моем окружении есть такой человек (люди);
б) нет;
в) не знаю.

Благодарим за участие в опросе!

Образец опроса, посвященный теме “Проблема безработицы молодых специалистов “

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводится для выяснения отношения молодежи г. Москвы к вопросам безработицы молодых специалистов. Вашему вниманию предлагается перечень вопросов.

Пожалуйста, определите вариант ответа, который более других соответствует вашей точке зрения. Мы гарантируем Вам анонимность и конфиденциальность полученных данных!

1. Безработица, на Ваш взгляд, это:
а) довольно позитивное явление в экономической жизни страны (стимулирует повышение квалификации и активности населения);
б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, необходимые для ее работы);
в) отрицательное явление (в ней кроется причина остросоциальных конфликтов и роста уровня преступности).

2.Каков уровень безработицы в Москве на сегодняшний день, по Вашему мнению?
а) высокий;
б) в пределах нормы (естественный);
в) низкий.

3. Назовите, на Ваш взгляд, ключевые причины безработицы в городе Москва?
а) уменьшение промышленного производства;
б) наплыв мигрантов из стран зарубежья;
в) возникновение принципиально новых отраслей экономики, для которых сложно найти кадры;
г) иное (укажите)____________________________.

4. Какие категории людей, на Ваш взгляд, сегодня в зоне риска безработицы?
а) молодежь (до 30 лет);
б) люди среднего возраста (30-40 лет);
в) люди старшего возраста (40-55 лет);
г) пенсионного возраста;
д) иное (укажите)______________________________.

5. Каковы Ваши планы по окончанию ВУЗа?
а) поиск работы;
б) продолжение учебы в своем ВУЗе (магистратура, бакалавриат);
в) новое образование в другом ВУЗе;
г) служба в армии;
д) иной вариант__________________________________.

6. При устройстве на работу Вы надеетесь на:
а) помощь семьи и друзей;
б) содействие со стороны учебного заведения;
в) службу занятости;
г) агентства по трудоустройству;
д) собственные способности;
е) благоприятное стечение обстоятельств;
ж) иное (укажите)______________________________.

7. По каким причинам, по Вашему мнению, могут отказать в трудоустройстве молодому специалисту?
а) отсутствие опыта работы;
б) личные качества соискателя, которые не понравились нанимателю;
в) неприемлемое семейное положение;
г) неприемлемое образование;
д) отсутствие вакансий;
е) стереотипы касательно “зеленых” сотрудников;
ж) другое__________________________________.

8. Хотели бы Вы пройти “последипломную” практику в организации с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

9. Предпринимали ли Вы когда-либо попытку трудоустроиться?
а) да;
б) нет.

10. Испытываете ли Вы острую необходимость в получении работы?
а) да;
б) нет.

11. Что для Вас играет главную роль при выборе места работы?
а) уровень предлагаемой заработной платы;
б) уровень компании, престиж;
в) социально-психологический климат в коллективе;
г) отрасль деятельности;
д) возможность самовыражения;
е) возможность карьерного роста;
ж) получение практических знаний и умений;
з) гибкий график работы;
и) иное___________________________________.

12. Считаете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью альтернативой для себя в случае отсутствия возможности найти работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

13. Укажите сферу занятий в случаи организации собственного бизнеса_________________________

14. Укажите, почему для Вас не приемлемо явление безработицы:
а) снижение социального статуса;
б) безденежье;
в) сужение круга общения;
г) отсутствие возможности реализовать себя;
д) зависимость в материальном плане от кого бы то ни было;
е) нет ответа;
ж) иное____________________________________.

15. Каковы причины, на Ваш взгляд, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
а) чрезмерные требования самих молодых людей к выбираемому месту работы;
б) нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов;
в) недостаточное внимание местной администрации касательно вопросов занятости молодежи города Москва;
г) отсутствие желания работать у молодых людей;
д) иное______________________________________.

16. По-Вашему, в Москве легче найти работу, нежели в других городах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

17. Ситуация, при которой молодой специалист с высшим образованием является безработным, объясняется:
а) отсутствием возможности трудоустроиться;
б) отсутствием желания трудиться;
в) не приемлемыми условиями труда.

18. Как Вы считаете, возможна ли борьба с проблемой безработицы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

19.Какие, по-Вашему, существуют пути борьбы с явлением безработицы?
а) формирование новых рабочих мест;
б) формирование и организация бирж труда и других видов служб занятости;
в) повышение квалификационных навыков сотрудников;
г) меры по поддержке развивающегося малого и среднего бизнесов;
д) приоритетная роль местного населения перед мигрантами при распределении рабочих мест;
г) иное___________________________________.

20. Согласны ли Вы с тем, что организациям стоит заблаговременно планировать и готовить для себя специалистов, заключая для этого договорные отношения с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

21. В какой помощи Вы нуждаетесь от специалиста-профконсультанта службы занятости?
а) узнать о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
б) пройти тестирование для профессиональной ориентации;
в) выбрать учебное заведение для дальнейшего поступления;
г) найти работу;
д) никакую;
е) иную__________________________________.

22. Кто является виноватым, на Ваш взгляд, в современной ситуации с безработицей молодых специалистов?
а) государство;
б) биржи труда;
в) сама молодежь;
г) работодатели;
д) организации и предприятия;
е) учебные заведения;
ж) иное (укажите)_________________________________.

23. Является ли кто-либо в Вашей семье безработным?
а) да;
б) нет.

24. Как Вы думаете, каким образом государство могло бы поддерживать молодых специалистов, находящихся в поиске работы? (Укажите несколько вариантов);
а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
б) распределение выпускников ВУЗов на работу согласно их специальностям;
в) финансовая поддержка при открытии индивидуального предпринимательства;
г) создание новых рабочих мест;
д) развитие молодежных бирж труда;
е) создание учреждений для оказания социально-психологической адаптации молодых специалистов;
ж) иное (укажите)_________________________________.

25. Опишите свое отношение к случаям, когда наниматель отказывать принимать на работу женщин?
а) мне кажется, это несущественная проблема;
б) с пониманием – есть работы, которые предназначены только для мужчин;
в) негативно – половая дискриминация неприемлема. 

Поделитесь, пожалуйста, с нами некоторыми сведениями о себе.
26. Ваш возраст?
а) менее 20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет.

27. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

28. Уровень Вашего образования?
а) среднее общее;
б) начальное профессиональное;
в) средне-профессиональное;
г) высшее;
д) неполное высшее.

Благодарим, что приняли участие в нашем опросе и желаем успехов в трудоустройстве!

Образец опроса, посвященный теме “Причины возникновения конфликтов в молодой семье”

1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?
а) до 21 года;
б) 21–25 лет;
в) 26–30 лег;
г) 31–35 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) среднее;
б) средне-специальное;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Зарегистрирован ли Ваш брак официально?
а) да, мы зарегистрировали брак в ЗАГСе;
б) не регистрировали брак, живем “гражданским браком”;
в) холост/не замужем.

5. Какова длительность Вашего брака на сегодняшний день?
а) менее 1 года;
б) 1–3 года;
в) 4–6 лет;
г) 7–9 лет;
д) более 9 лет;
е) холост/не замужем.

6. Имеете ли Вы детей?
а) да, одного;
б) да, двух;
в) трех и более;
г) нет, но в планах завести ребенка;
д) нет, и пока нет планов завести ребенка.

7. Устраивает ли Вас доход семьи?
а) да, целиком;
б) скорее да, чем нет;
в) не полностью;
г) нет, совсем не устраивает.

8. Каковы Ваши жилищные условия?
а) наличие собственного жилья;
б) проживание с родителями (родственниками);
в) съемное жилье;
г) жилье, оформленное в ипотечный кредит;
д) общежитие.

9. Устраивают ли Вас Ваши условия проживания?
а) полностью;
б) не совсем;
в) совершенно нет.

10. Оцените психологический климат в Вашей семье?
а) комфортный;
б) приемлемый;
в) неблагоприятный;
г) конфликтный.

11. Как часто в Вашей семье возникают конфликтные ситуации?
а) довольно часто;
б) время от времени;
в) не возникают.

12. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в Вашей семье. Можно выбрать более одного пункта:
а) жилищная и бытовая неустроенность;
б) недостаточные финансовые средства, низкий уровень доходов;
в) отсутствие либо наличие проблем при трудоустройстве;
г) проблемы с устройством ребенка в (до-)школьное учреждение;
д) проблемы в отношении родителей одного либо обоих супругов;
е) наличие вредных привычек (алкоголизм, курение, игромания);
ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы взаимоотношений;
з) неверность супруга(и), ревность;
и) отсутствие общих интересов, отличие в образовании;
к) грубое отношение, домашнее насилие;
л) несовпадение взглядов, точек зрения и убеждений в т.ч. политических, религиозных;
м) желание одного из супругов строить карьеру;
н) трудности с рождением либо воспитанием ребенка;
о) долги;
п) в нашей семье отсутствуют конфликты;
р) иное (укажите, что конкретно) __________________________.

13. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы молодых семей в России? Можно указать более одного варианта ответов:
а) жилищные проблемы;
б) низкий уровень заработной платы;
в) безработица;
г) необходимость сочетания работы с учебой;
д) отсутствие поддержки со стороны государства;
е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
ж) конфликтные ситуации между родителями и детьми;
з) неготовность молодежи принимать ответственные решения;
и) иное (укажите, что именно) ____________________________.

14. Что чаще всего провоцирует конфликтные ситуации в семьях?
а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, недостаток денег);
б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, отличия в характерах);
в) расхождения ценностей, идеалов;
г) не знаю.

15. Оказывает ли влияние на климат и конфликтные ситуации в Вашей семье социально-экономическая обстановка, которая сложилась в стране?
а) да, довольно значительно;
б) да, незначительно;
в) нет, не влияет;
г) не знаю.

16. Как думаете, серьезно ли отличающаяся этническая (либо религиозная) принадлежность супругов может оказать влияние на конфликты внутри семьи?
а) довольно сильно оказывает влияние;
б) оказывает влияние, но лишь в случае отсутствии любви между супругами;
в) почти не влияет;
г) не знаю.

17. Есть ли прямая зависимость между конфликтами в семье и уровнем образования супругов?
а) конечно;
б) да, но она нечасто проявляется;
в) нет;
г) не знаю.

18. Кто, на Ваш взгляд, должен решать проблемы молодых семей?
а) супруги своими силами;
б) супруги с помощью родных и близких;
в) государство, правительство;
г) иное (укажите, что именно) ___________________________

19. Выскажите свое отношение к политике государства касательно поддержки молодой семьи:
а) считаю, что она эффективна;
б) считаю, что она неэффективна;
в) не знаю.
20. Принимаете ли Вы участие в каких-либо программах государства касательно поддержки молодых семей?
а) нет;
б) нет, но есть желание;
в) да, принимаем участие___________________ (напишите, в каких конкретно)

Спасибо, что приняли участие в нашем опросе!
 

Добавить комментарий