Русский язык. 3 класс
№ 32
Раздел. Приставка.
Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Приставка, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?
На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое приставка;
Научимся:
- находить приставку в слове;
- приводить примеры слов с разными приставками.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например,
Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.
Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.
– Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
– Представили?
– Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?
– Включим телевизор!
– А если я скажу: «Пере!»
– Переключим на другую программу!
– А если я скажу: «Вы!»
– Значит, надо выключить!
– Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»
– Пододвинемся к вам вместе со стульями.
– А если я скажу: «Ото!»
– Отодвинемся!
Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.
Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.
До- По- Про- |
О-/об От- Под – |
На- Над – За- |
Пред – Пере- При- |
Вы – В – У – С – |
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Например,
Поджарить (жарить, пережарить).
Разбор заданий
Укажите наиболее полное определение приставки.
- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Приставка – это значимая часть слова.
- Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.
Правильный ответ
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Укажите, как найти в слове приставку.
- Найти корень.
- Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
- Определить смысл слова.
Правильный ответ
Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
Укажите слово с приставкой.
- Подошёл
- Шёл
- Шествующий
Правильный ответ
Подошёл.
Повышенный уровень
Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».
- Перегибать
- Сгибать
- Подгибать
Правильный ответ
Сгибать
Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».
- Предпраздничный
- Перерисовать
- Подпрыгнуть
Правильный ответ
Перерисовать.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
(МАОУ Востряковская СОШ №2)
Урок русского языка в 3 А классе
«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
( УМК «Школа России»)
Подготовила:
Ефимова Наталья Юрьевна
2016 – 2017 учебный год
АВТОР: Ефимова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Востряковская СОШ №2
КЛАСС: 3
ПРОГРАММА «Школа России»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова – приставкой.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
- обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
- презентация к уроку;
- мультимедийная установка;
- карточки для работы в паре;
- наглядность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
- на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
- научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
личностные, метапредметные |
|||
I. Мотивирование к учебной Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Слайд 1 – Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок! Девочки тихонько сели, Мальчики тихонько сели, На меня все посмотрели. – Проверим готовность к уроку! Давайте поприветствуем друг друга Массаж рук. Похлопайте в ладоши. Постучите в кулачки. Помассируйте каждый пальчик. Покатайте карандаш между ладонями. |
Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Делают массаж рук, готовятся к чистописанию |
личностные действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. |
1)Минутка чистописания: – Откройте тетради, пропустите 2 строки и запишите дату урока: Двадцать седьмое октября. Классная работа. – Отгадайте загадку. Слайд 2 На кустах тепличных красные плоды, узнаёшь их ты? на веточках висят, в овощной салат. – С какой буквы начинается слово помидоры. – Охарактеризуйте звук п – А теперь пропишите буквы в тетради. – Какие словарные слова мы изучили на букву п? 2) Работа с предложением: Слайд 3 Теплица, мы, помидоры, весна, в, посадили. – Составьте из слов предложение с отгаданным словом. Запишем его. Подчеркните грамматическую основу, подпишите, чем они выражены. 3) Актуализация знаний: Слайд 4 – Как вы думаете – может ли быть слово без корня? – Что такое окончание? – Как найти окончание? – Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили (паровозик). |
Записывают в тетради число Слушают загадку, отгадывают. Помидоры Согл., твёрд., глухой, парный. По про под Называют слова: Понедельник, петрушка, погода. Записывают предложение: Весной мы посадили помидоры в теплицу. -Нет. – Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. На доске моделируют паровозик «состав слова». |
Давать характеристику звуков, знать словарные слова, составлять предложения. Выделять грамматическую основу, определять часть речи. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. |
регулятивные обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию познавательные ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме |
III. Постановка учебной задачи. Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. |
– Выпишите слово «посадили»- разберите его по составу – Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? – О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 5 – Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока: -что такое приставка? – место приставки в слове; – для чего служит приставка? |
Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом. Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. Формулируют тему урока. |
Знакомятся с понятием «приставка». |
регулятивные определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя познавательные на основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. |
Исследовательская работа Слайд 6 1) Фронтальная работа. На экране: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит – Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 7 Сделаем выводы: – Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? – Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? – Как называется эта часть слова? Слайд 8 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. |
Высказывают предложения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у – Перед корнем – Приставка. Читают правила на с. 84-85 |
Получат первоначальные знания о приставке; познакомятся с местоположением приставки учатся находить приставку среди других частей слова; выяснят значение приставок |
регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке коммуникативные УУД работать в группе познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Физминутка Цель: здоровьесбережение |
Слайд 9 |
Выполняют действия |
||
V. Первичное закрепление во внешней речи Цели: – организовать закрепление нового знания; – организовать фронтальную проверку, |
1) Фронтальный опрос – Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? – Для чего она служит? – Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку? – Вернёмся к таблице приставок. Поиграем. Я называю слово, а вы от этого слова образуете с помощью приставок, которые в таблице, новые слова. |
-Приставка. – Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. |
Находить приставку в слове, понимать значение приставок, учиться образовывать новые слов с помощью приставок. |
регулятивные проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других личностные формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать работу в тетради и у доски; |
Слайд 10 1)Работа в паре – На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. Карточки № 1 Слайд 11 2) работа в тетради и у доски. |
Выполняют работу в паре. Проверка Выполняют задание в тетради и на доске |
Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. |
коммуникативные формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. |
VII. Включение в систему знания и повторение Цели: – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; |
1) фронтальная работа – Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. |
Ответы детей. |
Уметь выделять приставки в словах. |
коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других регулятивные преобразовать практическую задачу в познавательную; личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников |
VIII. Итог урока на рефлексивной основе. Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
– Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что перед вами лист бумаги и краски. Вам нужно на листке А если у нас приставка при-? Используем приставку об- Слайд 12 – Какой вывод можно сделать из этой игры? – Что такое приставка? – Для чего служат приставки? – Как найти в слове приставку? Слайд 13 – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… |
(Нарисовать). (Пририсовать). (Обрисовать). У каждой приставки своё значение. Проводят анализ своей собственной учебной деятельности |
Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение |
коммуникативные оформлять свои мысли в устной форме регулятивные соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
IX. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. |
Правила с. 84-85 упр.156, словарь. (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) |
Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. |
коммуникативные слушать и понимать речь других |
Приложение
Карточки для групповой работы
Задание для 1 группы
…бежал за угол
…бежал из дома
…бежал первым
…бежал через дорогу
…бежал от края
Подсказка:
За – вы – при – пере – от – про –
Задание для 2 группы
…читал маме
…читал вслух
…читал снова
…читал в журнале
…читал до конца
Подсказка:
За – про – пере – вы – до –
Задание для 3 группы
…писал письмо
… писал рассказ
…писал в тетрадь
…писал красиво
…писал из словаря
Подсказка:
На – до – за – пере – вы –
Карточки для работы в паре
Вставьте подходящие по смыслу приставки:
…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. |
Работа в парах. – На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки. (Слайд 14) |
Тест
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
Предмет:
русский язык
УМК: «Школа
России»
Класс: 3
Тип урока:
введение новых знаний.
Тема урока «Что
такое приставка? Как найти в слове приставку?»
Подготовила: Петухова
Н.С.
Цель: познакомить
с приставкой как значимой частью слова.
Задачи: формировать
умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые
слова;
продолжать формировать умение определять
однокоренные слова, находить в слове корень и окончание;
развивать коммуникативные навыки;
способствовать развитию речи,
внимания, мышления;
обеспечивать необходимые условия для
продуктивной познавательной деятельности.
Формирование УУД.
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; мотивация к учебной деятельности;
проявление самостоятельности, личной ответственности; навыки сотрудничества со
сверстниками и с взрослыми.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать
последовательность действий; работать по плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей; делать прогностическую
оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать
своё предположение; прогнозировать результат
и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
умение оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; планировать
учебное сотрудничество; взаимно контролировать
действия друг друга, уметь договариваться.
Познавательные:
умение
ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; умение формулировать
познавательную цель; осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности; сравнивать,
анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Планируемые
результаты.
Предметные:
учащиеся
научатся находить
приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью
приставки; понимают суть понятия однокоренные слова;
умеют находить в слове корень и окончание.
Метапредметные:
учащиеся
ставят и принимают учебную задачу; планируют свою деятельность; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимают активное
участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства,
допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению;
прогнозируют оценку своих возможностей, способны к саморегуляции и
самооценке.
Личностные:
учащиеся
овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и
осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной
деятельности; развивают внимание, мышление, навыки коммуникации; способны
проявлять самостоятельность и ответственность.
Основные понятия: морфема,
приставка, корень, окончание.
Ресурсы
урока: учебник «Русский
язык», 3 класс, часть 1, авторы Канакина В.П, Горецкий В.Г; рабочая
тетрадь, раздаточный материал, листы самооценки, ММ – проектор,
презентация, электронное приложение к учебнику.
Организация
работы: частично-поисковая деятельность;
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; дифференцированные задания по
уровню сложности.
Этапы
и ход урока.
1. Организационный
момент.
Добрый день, мой
милый друг!
Посмотри-ка ты
вокруг!
Здесь есть ты,
здесь есть я,
Будем вместе мы,
друзья!
(Дети
по тексту выполняют движения: рукопожатия, оглядываются по сторонам, кладут
руку на плечо соседа, затем себе на грудь, хлопают по руке соседа).
Кроме
нас сегодня в классе присутствуют гости, давайте их поприветствуем. С каким
настроением вы пришли на урок? (Показывают жестом). Пусть хорошее настроение
сохранится у вас в течение всего урока. А девизом его станет фраза: «У нас все
получится!»
Что необходимо для успешной работы?
(Внимание, ум, память, желание узнать что-то новое, умение помогать друг
другу).
2. Актуализация
знаний.
Сегодня
на урок к нам пришел Вопросик. Что это означает? (Урок открытия новых знаний).
Давайте
вспомним этапы такого урока, составим план работы.
Восстановите,
пожалуйста, последовательность работы из перемешанных условных знаков,
назовите ее.
1)
Вспоминаем
то, что знаем.
2) Определяем
основной вопрос урока (учебную задачу), сталкиваясь с проблемой.
3) Решаем
проблему, открываем новые знания.
4)
Применяем
новые знания на практике (закрепление), оцениваем результат.
Откройте
тетради, запишите число, вид работы.
В
течение всего урока будем следовать плану.
Минутка
чистописания. Буквы и буквосочетания О, У,
С, ДО, ПРИ
Выполнение
задания в парах «Третий лишний» (нахождение однокоренных слов)
Белка,
беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.
Проверка по образцу, самооценивание на
листах самооценки.
Как
нашли лишнее слово? Как называются оставшиеся слова? Как мы находим однокоренные
слова? (У однокоренных слов близкое значение, это родственные слова, в них есть
общая часть – корень.)
Хорошо,
тогда следующее задание: найти лишнее слово в цепочках слов (отличие
однокоренных слов от форм слова, орфографическая минутка)
Б_реза, б_резовый, б_резой, б_резы
М_ро_, м_розы, м_розить, м_розу
Дубовый, ду_, дуба,
дубом
Выделите
окончания в оставшихся словах. (Оставшиеся слова – это измененная форма одного
слова, это не однокоренные слова. В них отличаются только окончания.)
Оцените свою работу. Какие были
затруднения?
Какой пункт плана мы
сейчас выполняли?
3.
Самоопределение к деятельности. Постановка
учебной задачи.
Задание на подбор однокоренных слов к слову бег.
Выполняется индивидуально (Бег –
бегун, бежать, беговая)
(Кто-то может назвать слова с приставками:
прибежал, забегал, убежал, пробежка и т.п.)
Все варианты записываются на доску.
Посмотрите, у вас получились различные
варианты. Сколько людей, столько может быть и мнений. Прием «Поспорим или
согласимся?» (с доказательством). Вопросик сталкивает нас с
проблемой.
(Если дети не приведут примеры слов с
приставкой, тогда их приводит Вопросик и предлагает записать слово бежать,
приставив перед ним те буквосочетания, которые дети прописывали на
чистописании.)
Получились слова прибегать,
убегать, сбегать, добегать, обежать.
Это родственные слова? А
можем ли мы их назвать однокоренными? Выделите корень. А что за часть слова
стоит вначале? Можете ли вы ее выделить? (Мы не знаем этого.)
Какую учебную задачу
поставим перед собой на сегодняшний урок?
Узнать, как называется часть слова перед
корнем, являются ли глаголы с приставкой однокоренными. Научиться, как находить
в слове приставку.
Какой
пункт плана сейчас выполняли? (Определяли основной вопрос урока.)
4. Открытие
новых знаний.
А
как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? (Из учебника, из
объяснений учителя…)
Да,
действительно. Но мы с Вопросиком предлагаем вам сначала самим поразмышлять и
выбрать названия из предложенных. (Голосование)
Заставка,
примыкание, приставка, предкорень, суффикс.
На
что опирались при выборе? Почему выбрали именно это название? (Эту часть слова
прибавили, приставили к корню.)
Сверка
с образцом (учебник, с.73). Каким значком будем обозначать эту морфему? (Прямым
уголком).
Кто верно определил название части слова
перед корнем?
Сказка
Спокойно, безмятежно живёт в
стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не
изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
– Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца
не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова,
помогаю им дружить, сливаться в одну законченную мысль.
–
Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него
оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда.
Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня
от корня нигде и никогда!».
Что узнали из сказки о приставке? Какую
роль играет приставка?
Работа по учебнику
(с. 84-85, сведения о языке, проговаривание приставок).
Групповая
работа (исследование значения приставки).
Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно
образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение
вносит приставка в слово. (По желанию предложить выбор из предложенных
вариантов.)
1.
От- (вязать, вести, ломать, лететь,
мыть)
2.
Про- (лететь, читать, звенеть, шить,
вязать)
3.
До- (писать, делать, смотреть, нести,
лететь)
4.
За- (думать, бросить, плакать, цвести,
лететь)
5.
При- (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)
6.
У- (стоять, лететь, беречь, нести,
говорить)
Предположительные
ответы.
1
группа. Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка
в словах имеет значение отделения или удаления от предмета.
2
группа. Мы исследовали слова с приставкой про– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения однократного действия, движения мимо, движения
сквозь что-то.
3
группа. Мы исследовали слова с приставкой до– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения завершенности действия, выполнения действия до
определенного места.
4
группа. Мы исследовали слова с приставкой за– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения движения вглубь или за предмет, начала действия.
5
группа. Мы исследовали глаголы с приставкой при- и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения присоединения, приближения, неполноту действия.
6
группа. Мы исследовали глаголы с приставкой у– и заметили, что слова с
этой приставкой имеют значения удаления, полноту и совершения действия,
несмотря на трудности.
Какой вывод можем
сделать из проделанной работы? (Каждая приставка изменяет значение слова.)
Вернемся
к нашим словам: прибегать, убегать, сбегать, добегать, обежать. Одинаковое
у них значение или приставка вносит новое смысловое значение? Можем ли мы эти
слова назвать однокоренными? Выделите приставки.
А
как найти в слове приставку? Давайте вместе составим алгоритм нахождения
приставки. Допустим, надо разобрать слово подходит.
1.
Что будем делать сначала? (Подбирать
однокоренные слова: ходить, ходики, подход, приходить…)
2.
Далее? (Выделяем корень.)
3.
А теперь? (Та часть слова, которая стоит
перед корнем и будет приставкой.)
Какой
пункт плана мы сейчас выполняли? (Открывали новые знания, решали проблему.)
5. Физминутка.
(Движения выполняются по тексту стихотворения.)
С при
– приставкою присесть,
С по
– приставкою подняться,
С под
– подпрыгнуть, подмигнуть,
С по
– приставкой потянуться,
С вы
– вытягиваем руки,
С
о – опустим их опять.
Вот
и всё, настало время
С за
– зарядку завершать.
6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
Какой следующий пункт плана мы сейчас
будем реализовывать?
Фронтальная работа.
Упр. 155 (с.85) – устно. Найти
глаголы с приставкой. Найти прилагательное с приставкой.
Работаем по составленному алгоритму.
Индивидуальная работа.
Игра «Помоги братьям лосям спуститься на
землю» (электронное приложение к учебнику)
В этом задании проверяется умение находить
в слове корень и определять приставку.
Подземный, подосиновик, поделить, подруга,
пододеяльник, подарить, подорожник.
Работа по алгоритму. Запись слов группами.
Один человек работает за компьютером.
Обмен тетрадями, взаимопроверка. Выявление
места и причины затруднений. Самооценка.
7. Применение
новых знаний. Закрепление изученного.
Применяем
новые знания (сверка с планом). Вопросик приготовил для вас
очередное задание.
Работа по учебнику (дифференцированные задания).
Упр. 154 / упр. 156. Прочитайте задания. Какое задание показалось
вам проще (сложнее)? Спрогнозируйте свою оценку: справитесь ли вы с заданием?
Выберите то упражнение, которое показалось вам более интересным.
Проверка
выполнения, самооценка.
Игра
«Замени одним словом».
Нужно
заменить высказывание одним словом – глаголом с приставкой. Записать глаголы,
выделить приставки.
1) Прикрепить
гвоздём дощечку – … (прибить)
2) Перестать
говорить – … (замолчать)
3) Отделить
ножом кусок хлеба – … (отрезать)
4) Удержать
что – то в памяти – … (запомнить)
Тест на
усвоение знаний (сигналки).
Приставка
стоит:
а)
перед корнем б) после корня
Приставка
служит:
а) для
связи слов в предложении б) для образования новых слов
Приставка
– это:
а)
изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов
Чтобы
найти приставку в слове надо:
а)
изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова
В
каком слове есть приставка:
а)
записка б) замок
Самооценка
в листах.
Домашнее
задание. Выполнить упражнение на выбор: 154/156
(не выполненное в классе).
8. Рефлексия
учебной деятельности. Итог.
Какую
учебную задачу мы ставили в начале урока?
Справились
ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока?
Какие
новые знания получили на уроке?
Оцените
успешность своей работы (сигналки):
·
Зеленый – все понятно, смогу применять
знания в будущем, работой доволен.
·
Желтый – возникали трудности, но я с ними
при помощи справился, буду стараться.
·
Красный – есть трудности, нужна дополнительная
помощь, работой не доволен.
Спасибо
за работу!
Мы продолжаем изучать состав слова и сегодня у нас урок русского языка – Приставка слова. Как находить приставку в слове?
Как обозначать приставку слова? Как правильно найти приставку в слове? Чтобы правильно выполнить разбор слова по составу, нужно уметь находить приставку.
Сегодня мы вместе потренируемся, пройдём алгоритм нахождения приставки в слове и вы сможете легко объяснить ребенку как найти приставку слова. Приятного просмотра!
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.
У приставок есть свои значения.
А теперь потренируемся. Мы с вами составим новые слова используя разные приставки.
Отлично! Сегодня мы познакомились с приставкой и я надеюсь теперь сможете безошибочно определять приставку в словах. Смотрите так же на канале видео о корне, об окончании, если не успели посмотреть.
Записывайтесь ко мне на индивидуальные Скайп-уроки, запись веду в Инстрагам в личных сообщениях. Подтягиваем орфографию (диктанты) с учащимися 1-4 кл, вспоминаем правила русского языка.
Качественно подготовиться к школе можете вместе со мной на комплексном курсе Подготовка к школе. Ребенок научится читать по слогам, писать письменные буквы, решать задачи, примеры. Всё самое важное что влияет затем на успеваемость ребенка в школе. У вас есть возможность попробовать первые уроки бесплатно. Регистрируйтесь и готовьтесь к школе вместе со мной.
Добавляйтесь ко мне в Инстаграм, чтобы быть в курсе всех полезностей для обучения детей.
Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы получать мои полезные советы, уроки своевременно.
Русский язык
3класс
Тема. Что такое приставка. Как найти в слове приставку.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения
выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную
деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи
Предметные: – сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
– находить приставку среди других частей слова;
– образовывать новые слова с помощью приставки;
– Познавательные: – развивать умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель;
– строить речевое высказывание в устной форме;
– проводить сравнение и классификацию слов;
– устанавливать причинно–следственные связи;
– делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
– Коммуникативные: – формировать умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– Регулятивные: – учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
– осуществлять контроль по результату и способу действия;
– Личностные: – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к школе;
– учебно–познавательные мотивы;
– учебно–познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой
задачи;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая,
парная, индивидуальная.
Средства обучения: Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2
ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.
– электронное приложение к учебнику; интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные: – на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;
– научится находить приставку среди других частей слова;
– образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные – познавательные: – ученик получит возможность учиться добывать
информацию;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
– строить логическое рассуждение, включающие причинно – следственные связи;
– коммуникативные: – ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– аргументировать свою позицию;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
– регулятивные: – ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– составлять простейший план действий;
– осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и
ответы своих одноклассников
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
–Прочитайте первую группу слов из упражнения №152, стр. 83.
– По какому признаку вы разделили слова? (По форме слова; однокоренные слова.)
|||. Актуализация знаний.
– Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выдилите в них корень.
–Скоро начнётся футбольный матч. На игру приедут юные футболисты. Футбол – это игра
сильных.
– Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.
Бег, бегать, беготня, кормушка, кормит, корм, зелень, озеленить. Зелёный.
а) Игра «Да – нет – как». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
– Слово состоит из предложений? – Нет
– Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
– Корень – это главная часть слова? – Да
– Суффикс находится за корнем? – Да
– Суффикс – это часть речи? – Нет
– Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
– В слове котёнок суффикс –ок–? – Нет
– Может ли слово быть без корня? – Нет
– Окончание служит для образования новых слов? – Нет
– У родственных слов одинаковый корень? – Да
– Мы выучили все части слова? – Нет
б) Назовите, все изученные части слова.
в) К доске пойдет … .
– Запиши слова: вода, водный, водяной, подводный, приводниться.
– Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы
можете выделить.
– Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?
. Постановка учебной задачи.
– Какой возникает вопрос?
– Какие есть предположения?
– Как проверить наши предположения?
– Давайте же назовем новую часть.
– Кто сформулирует тему нашего урока?
– Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?
Тема урока: Приставка – часть слова.
Цели урока узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается;
научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться
сотрудничать во время работы.
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
1) Работа в группах.
– А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.
– Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте
на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.
– Вспомним правила работы в группе.
На карточках слова:
1 группа: ушёл, зашёл, вышел
2 группа: завернул, вывернул, свернул
3 группа: зашить, перешить, дошить
Вопросы:
– Что такое приставка? Приставка – это ____________________
– Где находится? Находится _______________________________
– Для чего служит? Служит _________________________________
– Как обозначается? Обозначается ______
2) Защита работы
3) Чтение правила в учебнике. С.84
ФИЗМИНУТКА НА ВЫРАБОТКУ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
VI. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.
Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм
нахождения приставки в слове.
Возьмем слово закладка.
– Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)
– клад, складной, подкладка, складывать,
– Далее? (Выделим корень: клад)
– А теперь? (То что перед корнем это приставка)
– Выделим её и назовем (с–; по–; под-.).
У нас получился алгоритм «Как найти приставку»
Подбери однокоренные слова
Укажи (выдели) корень
Отметь часть слова перед корнем – приставку
Назови приставку.
– Работа по учебнику
–Упр. №153. Рассмотрите рисунки, прочитайте слова, сравните их. Чем они похожи? (корнем).
–Упр. №154. Прочитать, как пишутся приставки? (всегда одинаково)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПОСМОТРИ НА УДАЛЯЮЩИЙСЯ И ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ
ПРДМЕТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ»
VII. Упражнения в выделении приставок.
Я буду читать слова, а вы называть приставки.
Безоблачный, выписать, водить, побелить, заморозки, приезд, перехотд, проветрить, промёрз,
загораживать. Нагрузка, отцепить, расцвёл.
Самостоятельная работа с проверкой
Выделите приставку в словах.
высадить зарисовать заехать
пересадить срисовать выехать
насадить вырисовать въехать
отсадить нарисовать уехать
усадить подрисовать приехать
Проверка. 1 ряд называет приставки 1 ст., 2 ряд – 2 ст., 3 ряд – 3 ст.
(На интерактивной доске)
– Оцените свою работу.
– Почему допущены ошибки. Достаточно ли вам одного упражнения для усвоения новой темы?
VIII. Систематизация новых знаний.
Работа в парах. Отгадай загадку. Запишите отгадку, выделите в слове приставку.
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик.)
1. Образуйте от слов однокоренные слова при помощи приставок: на–, за–, пере–, по–, от–, при-.
, выделите в словах приставки.
рисовал, вертел, пел, лил, говорил,
2. Составьте предложение с одним из слов.
IX. Рефлексия.
Игра с приставками.
– Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы
стоите перед домом. Я вам говорю: в – ! Что вы делаете? (Входим в дом.)
– А, если я скажу: у -! (Уходи от дома.) Об – ! (Обходи дом.)
– Какой вывод можно сделать по игре в приставку? (У каждой приставки своё значение.)
X. Итог урока.
–Что такое приставка?
Как найти приставку в слове?
Для чего служит приставка?
– Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей? Что было трудно? Все ли
мы узнали о приставках? Проанализируйте и оцените свою работу.
XI. Домашнее задание.
–Упр. №155, стр. 85, правило стр. 84.