Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Определение
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Определение
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
Определение
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые;
- параграфы
- главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Вывод
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 193
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор», «Функции дополнительной информации»
Основные признаки текста
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
Признаки текста:
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые;
- параграфы
- главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Виды текстов
Тест на тему Смысл текста
Тест на тему Средства связи предложений в тексте
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика
Тест на тему Функциональные стили речи
Тест на тему Функциональные стили
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
- Из каких элементов состоит текст
- Признаки текста
- Завершенная мысль
- Связный текст
- Единство стилей
- Целостность
- Членимость и автономия
- Стили
- Публицистический стиль
- Научный стиль
- Художественный и разговорный стили
- Официально-деловой стиль
- Выводы
Текст является основной единицей языка. Он включает в свой состав предложения, слова и словосочетания. Ему присущи свои признаки, которые делают его отличительным от других единиц. Текст также имеет ряд дополнительных признаков.
Из каких элементов состоит текст
Текст является важной единицей в языке, в произведении. Он объединяет мельчайшие единицы языка и состоит из знаков, которые связаны между собой. В тексте имеется мысль, он оформлен и обладает законченностью.
Все части взаимосвязаны, имеет чёткую структуру. В его состав входят
- абзацы,
- параграфы,
- разделы,
- главы.
Элементы текста объедены темой, целью. Для того, чтобы определить текст, необходимо знать его признаки. Каждый текст обладает определённой направленностью – научной, художественной, публицистической, официально-деловой.
Признаки текста
Любой текст должен отвечать определённым требованиям. Только после этого можно определить его прямое назначение. В русском языке выделяются следующие признаки текста:
- завершенность, текст должен быть с законченной мыслью;
- связность, текст должен быть понятным;
- должно быть единство в использовании стиля;
- членимость, автономия.
Завершенная мысль
Этот признак текста предполагает, что мысль полностью раскрыта. Читателю становится понятно, о чём рассказывается в произведении. Он воспринимает и понимает то, что прочитал. Информация легко усваивается. Должна наблюдаться связь между темой и содержанием.
Связный текст
Такой признак заключается в чёткой последовательности, логической связности. Всё предполагает развитие общей направленности текста. Предложения построены правильно. Одна мысль вытекает из другой. Каждое предложение дополняет следующее. Оформление происходит при помощи основных средств языка, синтаксических, грамматических, орфографических, лексических норм. Для связи предложений используются союзы и союзные слова, параллельная и цепная связь.
Единство стилей
Любой текст должен быть построен в определённом стиле. От этого зависит и выбор различных средств языка. В разговорном стиле используются простые предложения, в научном – сложные.
Целостность
К этому признаку относится и завершённость, и связность, и стилевое единство. Если в тексте найдено всего 2 признака, то его нельзя будет считать текстом до тех пор, пока не будут учтены все требования.
Членимость и автономия
Это тоже важные признаки. Членимость предполагает, что текст объединён одной мыслью. Он имеет чёткую структуру, включает в свой состав предложения. Автономность заключается в наличии у текста начала и конца. Должна присутствовать завершённость и информативность.
Стили
В русском языке принято выделять несколько стилей: книжный и разговорный. К книжному стилю относятся: публицистический, официально-деловой, научный, художественный. Каждый стиль обладает своими определёнными признаками.
Публицистический стиль
Публицистический стиль принято считать стилем средств массовой информации. Его основной задачей является воздействие на читателя. Признаками публицистического стиля является лаконичность, образность, призыв к действию.
Научный стиль
Научный стиль используется в научной сфере. Он применяется при написании научных работ: дипломов, диссертаций, статей, монографий. Основными его признаками является использование терминологии, тезисов. Доклады, публичные выступления тоже относятся к этому стилю, если они обладают основными признаками научного стиля.
Художественный и разговорный стили
К художественному стилю относится стиль художественной литературы. Он характеризуется наличием экспрессивной лексики. В его составе изобилуют эмоциональные слова, художественно-изобразительные средства языка.
Разговорный стиль используется в устной речи. Его отличительным признаком является использование простых предложений, общеупотребительной лексики, повторов.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль – это стиль делового общения. Он охватывает документы. Используется в разных сферах. К нему относятся заявления, протоколы, записки установленного образца. Ему свойственна лаконичность, использование штампов, стандартов.
Выводы
Нами были рассмотрены основные признаки текста. Среди них следует выделить связность, логичность, стилевое единство и завершённость. Если какой-то признак отсутствует, то, значит, фрагмент нельзя считать тексом. Следует также выделять особенности текста, по которым определяется его стилевое единство.
Что такое текст — признаки и виды текстов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что это такое. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Текст — это…
Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
- Членимость. Текст делится как минимум на две единицы, будь то главы, абзацы, параграфы… Даже в самом скромном представлении он должен разбиваться хотя бы на 2 предложения – это и будут вычленяемые части.
- Информативность. Он всегда несет некую информацию читателю/ слушателю. Каждое новое предложение должно иметь рему (что-то новое для реципиента).
- Смысловая цельность. Текст должен восприниматься как единая лингвистическая единица. Чтобы достичь этой цели, необходимо наличие одной общей темы и общего замысла.
Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.
- Завершенность. Заключается в полном воплощении основного замысла, в удачной передаче мысли автора, которая в идеале должна быть закончена.
- Ситуативность. Содержание соотносится с описываемой ситуацией – настоящей или придуманной. Восприятие реципиентом заключается в понимании этой ситуации. Зачастую автор может опустить часть деталей, полагаясь на то, что недостающие факты читатель / слушатель получит из окружающей реальности. Уровень понимания и восприятия при этом не должен страдать.
- Связность. Предложения, из которых строится текст, расположены в строгом порядке. При этом одни должны сочетаться друг с другом как смысловой, так и грамматической связью. Часто для проявления формальной связности употребляют повтор слов, указательные местоимения и союзы.
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:
- Повествование. Действие передается в развитии, обычно оно соотнесено с некоторой временной и пространственной канвой, то есть имеет довольно четко очерченный хронотоп.
- Описание. Заключается в характеристике человека, природы, любой другой статичной картины. Автор описывает виденное (или выдуманное) со всех сторон, обычно прибегая ко множеству деталей.
- Рассуждение. Являет собой изложение мыслей автора касательно ситуации, предмета, часто с философским оттенком.
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…
Какие бывают тексты
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).
Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:
- Художественные. Основная единица в художественной литературе, что и отражено в названии. В зависимости от задач писателя, сочетают признаки прочих стилей для описания реалистичной картины мира.
- Официально-деловые. Применяются в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации – письменный, часто это документы.
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
- Публицистические. Как правило, это тексты СМИ. Созданы для того, чтобы привлечь читателя / слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщить новости или другую актуальную информацию.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
- Научные. Как видно в названии – обслуживают науку на всех её уровнях. Чаще бывают в письменной форме из-за сложности, однако существуют и в устной интерпретации благодаря существованию специфических жанров – докладов, лекций.
Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
- Разговорные. Обычная форма – устная, так как это вариант обыденного общения, простого разговора. Однако ввиду роста популярности мессенджеров (что это такое?) растет количество письменных разговорных текстов.
Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа:
- историко-литературный,
- лингвистический,
- идейный (лингвопоэтический).
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
- Определение темы.
- Вычленение проблемы.
- Формулирование идеи.
- Соотнесение с литературным родом и жанром.
- Указание на пространственные и временные характеристики.
- Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта.
- Описание композиции (что это?).
- Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).
Лингвистический анализ подразумевает также:
- трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
- определение стиля текста, отражение его строфики;
- стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
- указание на примененные тропы и фигуры.
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
Тема урока: Текст и его признаки.
Цели:
Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.
ЗАДАЧИ:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.
3. Повторить признаки текста.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
Использованы педагогические технологии:
– учебно-ролевая игра;
- технология групповой работы;
Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.
Оборудование: проектор, экран.
.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание – слово – звук – предложение.
Дети: звук – слово – словосочетание – предложение – ?
Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?
Дети: звук, – фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.
- Мотивация обучающихся и целеполагание.
Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?
Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.
Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?
Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).
Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?
Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.
- Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.
Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.
Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете?
Дети:
-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
Учитель: Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.
Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)
Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. |
Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. |
Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. |
Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?
Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?
Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.
-Там есть главный герой.
-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.
Учитель: Какой признак имеет текст?
Учитель: Что такое тема текста?
Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?
Дети:
-В тексте говорится о воде.
– Вода.
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.
Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.
Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.
Дети: Вода, красота воды ….
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.
Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль.
Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?
Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным.
Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?
Дети: перечисляют.
Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)
Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?
Дети: ответы.
Динамическая пауза
Учитель: Давайте мы немного отдохнем.
Несколько энергичных движений.
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
- Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.
Учитель: прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?
Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Учитель: Правильно,
Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.
Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
- Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.
Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Проверка друг у друга по ключам.
Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.
- Рефлексия
Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.
- Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Зима». Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!