Проект как составить кроссворд

Оглавление:

Введение                                                                                                        2-3                                                
                                                                  

I. Теоретическая часть

1.1.  Из истории кроссворда                                                                        4-6

1.2.  Почему людям нравятся кроссворды?                                               7-8    

1.3. Виды кроссвордов                                                                                9-12

1.4.  Классификация
кроссвордов                                                            
13-18                                                             

1.5.  Общие требования при составлении                           

        кроссвордов в Microsoft Excel                                                          
19-20

II. Практическая часть

2.1. Анкетирование учителей и учащихся
МБОУ СОШ №8                  21-26

2.2. Создание простого кроссворда о МБОУ
СОШ №8

       в среде Microsoft Excel                                                                      
27-28

 Заключение                                                                                                 
29                                                                               

Библиографический список                                                                        30                           

Введение.

Цели и задачи

Цель:
На основе изучения материалов о  создании и  видах кроссвордов, проследить
какие из них используются в нашем учебном заведении с применением информационно
– вычислительных технологий, создать кроссворд о нашей школе.

Задачи:

 -Поиск информации об истории
возникновения кроссвордов; анализ и структурирование полученных результатов.

-Классификация кроссвордов.

-Систематизация данных, о видах
кроссвордов использующихся в нашей школе.

– Рассмотрение метода создания кроссворда
в среде  MicrosoftExcel.

-Создание кроссворда с помощью
рассматриваемого метода.

– Выявление достоинств и недостатков это
метода.

Проблемный вопрос:

– Можно ли составить кроссворд с проверкой
результатов в среде  Microsoft Excel?

Методики:

– Работа с информационными источниками
(интернет, научные материалы, справочная литература).

– Анализ и обобщение информации о способах
создания кроссвордов.

– Анкетирование и математическая обработка
данных.

Актуальность темы.

      С целью повышения мотивации учащихся
к обучению используют кроссворды  в учебной деятельности.  Кроссворд – это
своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов
заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс
усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе
разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же
решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении
учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и
другой литературой.

      Если делать кроссворд с помощью
компьютера, то интерес возрастает многократно. А учитель получает своеобразную
тестовую программу в виде кроссворда.

На уроке информатике мы стали знакомиться
с программой MicrosoftExcel,  нас очень заинтересовали возможности этой
программы. Ежегодно мы по различным учебным предметам создаем кроссворды, но
чаще всего мы это делаем лишь с применением MicrosoftWord.  У метода создания
кроссворда в MicrosoftWord есть свои достоинства:

-Возможность многократной распечатки.

-Независимость от компьютера при
использовании.

-Простота реализации.

Но есть и недостатки:

Неэффективная возможность использования в
электронном виде.

Невозможность автоматизации проверки
результата.

Создается в основном только для работы на
бумаге.

Поэтому мы решили создать простой
кроссворд в среде  Microsoft Excel о  нашей школе с автоматизированной
проверкой результатов.

Поэтому мы считаем, что наша тема является
актуальной.

I. Теоретическая часть.

1.1.Из истории кроссворда.

Кроссворд
слово британского происхождения, образованное из cross-word, где cross – крест
+ word – слово, что можно перевести как «пересекающиеся слова».

      История
кроссворда насчитывает всего около ста лет. Возможно, что его история гораздо
древнее, просто на неё обратили внимание лишь тогда, когда кроссворд стал
популярен во всём мире. 

По последним данным, первый кроссворд был
напечатан в США в журнале “Св. Николас” в 1875 году. Хотя в
“Книге рекордов Гиннеса” самым ранним образцом кроссворда считается
25-буквенный акростих римского происхождения, который был найден в
Сайренсестере (Великобритания) в 1868 году на стене дома. 
Находка
датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в
знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году
нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо,
справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Акростих, обнаруженный археологами на стене дома в Сайренсестере, датируется III—IV веками.OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Знаменитый
«магический квадрат» с латинской фразой «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» — в
переводе – «Сеятель Арепо с трудом держит колёса», которая также считается и
древнейшим палиндромом (она появилась в 4 в. нашей эры).

      Право называться родиной кроссвордов (в его
современном виде)  оспаривают Англия, США и ЮАР.

      Англичане
считают, что родиной кроссворда является именно Туманный Альбион, а автором
первых кроссвордов – Майкл Девис, публиковавший их в газете “Тайм” в
конце 19 века. Эти головоломки
были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в
следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то
же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали
.
     Американцы, естественно, не согласны с
версией англичан и полагают, что первый кроссворд был опубликован 21 декабря
1913 года в приложении “Фан” к нью-йоркской газете “Нью-Йорк
уорлд”, автором которого был журналист Артур Уинн. 

Фотография Артур Уинн (photo Arthur Wynne)

Сетка первого в истории кроссвордаОпределения к первому в истории кроссворду


     В ЮАР в отличии от Англии и США всё намного
романтичней, там первый кроссворд был составлен в тюрьме жителем Кейптауна
Вилли Орвиллом. 

     
Если дату появления первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в
России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале
«Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года.

http://www.kitabxana.net/files/news/1321025119_2.jpg

http://nabokovandko.narod.ru/Photos/crossword2.jpg


    Недавно стали известны новые сведения о
происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом
1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова» . Точно известно, что термин
«крестословица» ввел русско-американский писатель В. В. Набоков

1.2.Почему людям нравятся кроссворды?

Кроссворд обладает удивительным свойством
каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям,
и при этом никак не наказывает за ошибки.

Кроссворд с успехом удовлетворяет
потребность кого-то одолеть. Кроссворд – способ поиска самостоятельного ответа
на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

http://cdn2.img22.rian.ru/images/94341/09/943410933.jpg

А еще – удовольствие! Если человек
справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается
тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не
менее пяти минут смеха.

 О пользе кроссвордов для здоровья говорят
много. Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке
– жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались,
требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим
средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на
организм – оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в
оптимальном режиме.

http://www.etotupo.ru/uploads/posts/2010-11/1289081322_pelican1.jpg

Разгадывание кроссвордов помогут сохранить
светлый разум в пожилом возрасте – умственная зарядка стимулируют рост новых
нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или
Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже
способствуют развитию сообразительности.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=363946204-60-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=169247530-63-72&n=21

Медики, в свою очередь, уже довольно давно
стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.  Наилучшим
способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и,
следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание
кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано,
что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

1.3. Виды кроссвордов

Рис 1. Классический кроссворд

Рисунок данного кроссворда имеет, как
правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два
пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали.
Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые –
снаружи кроссворда только буквы.


Рис.2. Линейный кроссворд

Змейка
В данном кроссворде конец одного слова служит
началом другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является
чайнворд. Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.

Рис 3. Кейворд

Разновидность кроссворда, в клетках которого
указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно,
для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово

Рис 4. Крисс
– кросс

Дана сетка кроссворда и слова, которые
необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано
слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.

Рис.5.Дуаль или двойной

Сотовый кроссворд


Есть и такие разновидности кроссворда, где в каждую
клетку вписаны две буквы. Лишние буквы необходимо убрать, и в результате станет
видно слова, как в обычном кроссворде.

Рис.6.Реверсивный кроссворд

http://detki-74.ru/wp-content/uploads/2012/06/cross3.gif


Кроссворд, слова в котором вписываются строго по
направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений
.

Рис.7.Чайнворд

Чайнворд

Чайнворд –
одна из самых старых разновидностей кроссворда. Правила ее очень просты – слова
вписываются по цепочке – последняя буква предыдущего слова является начальной
буквой следующего.

1.4. Классификация кроссвордов

•  по форме:

– кроссворд – прямоугольник, квадрат;

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=159286902-42-72&n=21

– кроссворд-ромб;

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=299590275-44-72&n=21

– кроссворд-треугольник;

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=159285424-04-72&n=21

– круглый (циклический) кроссворд;

 –  сотовый кроссворд;

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=550601139-48-72&n=21

-фигурный кроссворд;

– диагональный кроссворд и т.д.

•  по расположению:

– симметричные;

 –  асимметричными;

 – с вольным расположением слов и др.

•  по содержанию:

– тематические;

 –  юмористические;

–  учебные;

– числовые.

· по названию страны:

скандинавские (сканворд);

http://www.potehechas.ru/crossword/img_crossvord/scanvord011.jpg

От классического кроссворда отличается значительно большим
количеством пересечений слов по вертикали и горизонтали, а также тем, что в
сканворде вместо развернутых вопросов в отдельной графе в отдельных клеточках
пишутся краткие определения, по ассоциации с которыми можно угадать искомое
слово. 

Вопросами в сканворде могут также служить изображения или фотографии — как правило,
занимающие несколько клеток сетки либо пронумерованные. В идеале плотность
сетки сканворда должна быть стопроцентной. То есть все его поле (обычно
прямоугольник, возможны «врезки» под рекламу, анекдоты и пр.) должно быть заполнено клетками,
в которые вписывается либо определение, либо буква отгаданного слова.

 –  венгерские;

Венгерский кроссворд

В венгерском
кроссворде слова могут “ломаться” в любом направлении, но только под
прямым углом.

 – японские;

1.  Оптимальный размер японского
кроссворда по горизонтали – 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество
клеток, не делящееся на 5 без остатка.

2.  Ряд (столбик) должен содержать не
более пяти групп закрашенных клеток.

3.  Желательно, чтобы получившаяся
картинка была узнаваемой и более-менее интересной.

4.   Японский кроссворд должен иметь
однозначное решение.                

немецкие;

Немецкий кроссворд

От
классического отличается отсутствием нумерации слов. Для его решения нужно
найти местоположение слова, что облегчается тем, что в кроссворде оставлены
первые и/или последние буквы слов. Также может быть указано количество букв в
ответе.

 – американские;

http://blog.mpl.org/nowatmpl/American_crossword.png

    
Американский кроссворд
 является разновидностью классического вида
кроссворда, где все клетки находятся на пересечении слов. Поэтому по внешнему
виду американский вариант отличается от традиционного европейского, в нем сетка
получается плотной, а не разреженной. По внешнему виду американский вид скорее
напоминает скандинавский тип кроссворда. В таких крестословицах составители
используют не только существительные, как в классическом варианте, но и
аббревиатуры, иноязычные или разговорные слова.

 – эстонские; 

Эстонский кроссворд

В эстонском
кроссворде между словами нет черных клеток. Разделяются слова только
перегородками. 

итальянские.

Итальянский кроссворд

Итальянский
кроссворд отличается от обычного кроссворда способом обозначения слов. Довольно
часто в сетке кроссворда отсутствуют черные клетки, для того, чтобы читатель
смог сам догадаться, куда вписывать слова, либо оставляются одна-две черных
клетки или буквы для подсказки
.

– африканский кроссворд

Пример решения африканского кроссворда
эта разновидность кроссворда повторяющиеся знаки
в сроках и столбцах зачеркиваются. После того, как всё зачеркнуто, остается
слово и есть отгадка.

1.5.Общие требования при составлении
кроссвордов

При составлении кроссвордов необходимо
придерживаться принципов наглядности и доступности.

1.Не допускается наличие
“плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2.Не допускаются случайные буквосочетания
и пересечения.

3.Загаданные слова должны быть именами
существительными в именительном падеже единственного числа.

4.Двухбуквенные слова должны иметь два
пересечения.

5.Трехбуквенные слова должны иметь не
менее двух пересечений.

6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и
т.д.), сокращения (детдом и др.).

7.Не рекомендуется большое количество
двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны
разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия
автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

1.Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки всех кроссвордов должны быть
выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. – с заполненными словами;

2-й экз. – только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд. Они публикуются
отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и
дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции
условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания
кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

– Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на
отдельном листе;

– Для скандинавских кроссвордов: только
заполненная сетка;

– Для венгерских кроссвордов: сетка с
аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований)
кроссворда.

•  Во-первых, они должны быть строго
лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими,
многословными, несущими избыточную информацию.

•  Во-вторых, старайтесь подать слово с
наименее известной стороны.

•  В – третьих, просмотрите словари:
возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не
должно быть однокоренных слов.

II.Практическая часть

2.1. Анкетирование учителей и учащихся
МБОУ СОШ №8.

Мы проводили анкетирование учителей и
учеников  9-х классов. Опрошено 31учащийся и 8 учителей. Проведена обработка
данных.

Анализ
результатов анкетирования учителей

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Диаграмма №4

Диаграмма №5

Анализ
результатов анкетирования учащихся

Диаграмма №6

Диаграмма №7

Диаграмма №8

Диаграмма №9

Диаграмма №10

Диаграмма №11

Диаграмма №12

2.2. Создание простого  кроссворда с 
применением MicrosoftExcel о МБОУ СОШ №8.

Цель технологии кроссворда.

Развитие таких основных качеств
креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность
идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность
учащихся.

Итак, мырассмотрим метод создания
кроссворда в программе MicrosoftExcel.

 Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Основные приемы

•  Сетка кроссворда создается путем
обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы
они получились квадратными.

•  Задания к кроссворду могут быть
расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в
которых находится нумерация.

•  Проверка правильности разгадывания
кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования
(например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается
определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в
Microsoft Excel.

•  Наличие сетки.

•  Наличие нумерации.

•  Наличие грамотного сформулированных
заданий к кроссворду.

•  Наглядное оформление и расположение
кроссворда на рабочем листе.

•  Наличие проверки правильности решения
кроссворда.

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Возможность размещения большого по
размерам кроссворда.

Возможность автоматизации проверки 
результата.

Создается для работы не только на бумаге,
но и в электронном виде.

Эффективная возможность  использования в
электронном виде.

Недостатки метода:

Зависимость от компьютера при
использовании.

Настройки проверки требует определенных
знаний.

Заключение.

      Работа по созданию кроссворда не только интересная, но и
очень полезная. Интересная она потому, что у человека появляется интерес, когда
он открывает новые возможности в старых, давно изученных программах. Полезна
она потому, что с помощью кроссворда учитель может проверять знания ученика, и
ученик может дома сам себя проверить.

     Учителя отмечают, что редко
используют в работе такой вид деятельности как составление кроссвордов
учащимися. Хотя составление кроссворда является прекрасным средством
активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

    Анкетирование учащихся показало, что
подростки решению логических игр предпочитают просмотр телевизора, работу на
компьютере, хотя отмечают полезность решения кроссвордов. Решение кроссвордов,
по мнению учащихся, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор,
способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания,
запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может
применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями
позволяет с пользой провести время.

Школьники, участвующие в исследовании,
отмечают, что им  нравится решать кроссворды вне урока, потому что кроссворд:

·  выставляет оценку его способностям, и
при этом никак не наказывает за ошибки;

·  позволяет с пользой провести свободное
время;

·  это способ поиска самостоятельного
ответа на многие вопросы;

·  это заряд оптимизма;

·  это средство снятия стрессов.

Исследуя методы создания кроссвордов с 
применением MicrosoftWord, MicrosoftExcel, можно сделать следующий вывод.
Наиболее легким в овладении является способ создания кроссворда в Word, он же и
наиболее часто используемый среди учителей и учащихся нашей школы. Наиболее
сложным в освоении является способ создания в MicrosoftExcel. Каждый из
способов требует достаточное количество  времени. Все перечисленные способы
имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков.

Библиографический список

1.                      Кашинцева Л.Н..
Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и
образование/  2008 – №10

2.                      Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. / Толковый словарь / М., 2002.

3.                     
www.e-crossword.ru/

4.                      www.epochtimes.ru/content/view/

5.                     
www.kpoccword.h10.ru/history.htm

6.                     
www.c-cafe.ru/theme/

Кроссворд может выступать в качестве продукта проектной деятельности вне зависимости от предмета, по которому была выполнена проектная работа, при этом кроссворд, как продукт проектной деятельности не рекомендуется подготавливать школьникам после 5 класса.

То есть кроссворд как продукт проектной деятельности могут подготовить школьники с 1 по 5 класс включительно, для остальных обучающихся кроссворд может быть подготовлен как дополнение, например, к презентации.

Для примера будет подготовлен кроссворд по теме: «Проектная работа: структура и особенности подготовки», ход выполнения будет проиллюстрирован и описан, также будут указаны особенности составления кроссворда и показано, как его можно красиво оформить.

Далее рассмотрим пошагово создание кроссворда.

Создание макета кроссворда наиболее сложная и ответственная часть, так как допустив всего лишь одну ошибку или, допустив опечатку кроссворд, будет подготовен не верно, а значит решить его невозможно.

Как создать кроссворд, какие программы можно использовать – решить, какую программу использовать для подготовки кроссворда или подготавливать его от руки, это надо решить сразу, так как переделка кроссворда может занять столько же времени как подготовка нового.

  • От руки – наиболее сложный вариант подготовки, так как при подготовке от руки невозможно при необходимости добавить необходимые ячейки, для подготовки кроссворда от рук и потребуется:
    • лист в клетку;
    • карандаш;
    • стёрка.

    Далее необходимо записывать ответы на вопросы, так чтобы они пересекались, если была допущена ошибка всегда можно стереть и переделать, поэтому черновой вариант кроссворда желательно подготавливать карандашом.

    После того, как черновой вариант кроссворда был подготовлен его следует перенести на лист формата А4, желательно на лист с кроссвордом поместить и вопросы, которые обязательно необходимо пронумеровать, также можно разделить на вопросы по вертикали и по горизонтали.

    При желании можно тематически оформить кроссворд, для младших классов, например, можно разместить картинки, которые будут соответствовать ответам, так детям будет легче дать ответы на вопросы.

    Ответы на вопросы кроссворда можно выполнить по-разному:

    • 1 вариант – на отдельном листе написать ответы на каждый вопрос.
    • 2 вариант – на отдельном листе представить заполненный кроссворд.
  • В программе Word – наиболее простой вариант выполнения кроссворда, так как проектная работа выполняется в данной программе, то сложностей с подготовкой кроссворда не должно быть, но столкнувшись с его подготовкой впервые могут возникнуть сложности, рассмотрим поэтапное создание кроссворда в Word:
  • Этап 1. Открыть документ Word, либо перейти на новую страницу, если кроссворд делается в тексте проектной работы или в приложении.

    Этап 2. Перейти в раздел «Вставка», далее нажать на иконку «Таблица» и выбрать в выпадающем меню раздел «Вставить таблицу», в открывшемся окне выбрать:

    • число столбцов: 10 (далее при необходимости будут удаляться или добавляться);
    • число строк: 10 (далее при необходимости будут удаляться или добавляться);
    • остальные настройки трогать не следует.

    Для применения настроек необходимо нажать кнопку «ОК».

    Этап 3. После применения настроек должна появиться таблица размером 10х10 клеток, которую следует заполнять ответами на вопросы, при этом начинать лучше с центра таблицы, так чтобы самое длинное слово находилось в центре (по горизонтали или по вертикали оно будет расположено неважно).

    Если для подготовки кроссворда, не хватает ячеек таблицы их можно добавить, для этого следует нажать на ячейку, рядом с которой требуется добавить новый столбец или строку, далее перейти на вкладку «Макет» и в блоке «Строки и столбцы» выбрать, с какой стороны от ячейки следует добавить строку или столбец. В этом же разделе находится функция для удаления строк и столбцов таблицы.

    В новых версиях Word для добавления строк или столбцов можно навести на разделительные полосы между столбцами сверху таблицы для добавления нового столбца, а для добавления новой строки навести на разделительные полосы слева, нажав на появившийся значок «+» появится новый столбец или строка.

    Этап 4. Каждый ответ следует пронумеровать, нумерацию можно сделать двумя разными вариантами:

    • сверху или слева от ответа на вопрос (сверху для вопросов по вертикали, слева для вопросов по горизонтали);
    • в ячейке где будет начинаться ответ, при этом желательно сделать шрифт цифры надстрочным и разместить его в верхнем правом углу ячейки.

    Если кроссворд будет заполняться ответами на компьютере предпочтительно выбрать первый вариант (расположение цифр рядом с ячейкой).

    Этап 5. Удаление лишних ячеек и линий.

    После того, как кроссворд заполнен следует удалить пустые строки и столбцы при их наличии, для этого следует нажать на ячейку строки или столбца который требуется удалить, далее нажать правую кнопку мышки, в открывшимся контекстном меню выбрать пункт «Удалить ячейки …», после чего в появившемся окне выбрать необходимый вариант:

    • удалить всю строку – удаляет строку в которой находится выбранная ячейка;
    • удалить весь столбец – удаляет столбец в котором находится выбранная ячейка.

    После того, как выбран нужный вариант следует нажать на кнопку «ОК» для применения настроек.

    После удаления всех пустых строк и столбцов следует сделать не видимыми границы пустых ячеек, так чтобы контур остался только у ячеек с ответами, для этого:

    • необходимо нажать на пустую ячейку;
    • перейти на вкладку «Конструктор»;
    • в блоке «Обрамление» нажать на кнопку «Границы»;
    • в выпадающем списке необходимо выбрать, какие границы у ячейки (или выделенных ячеек) следует убрать границы, которые не требуются для выделения заполненных ответами ячеек.

    Следующий этап – размещение вопросов к кроссворду. Их желательно размещать на том же листе, на котором расположен кроссворд, при невозможности можно разместить на отдельном листе.

    Для удобства можно разделить вопросы по вертикали и горизонтали на 2 блока, также их можно, например, выделить цветами.

    После того как все лишние линии были удалены и размещены вопросы следует подготовить страницы с ответами, для этого:

    1 Вариант – необходимо скопировать заполненный кроссворд и на отдельный лист, после чего с первого варианта следует удалить ответы, и оставить лишь нумерацию вопросов.

    2 Вариант – ответы размещаются либо на обратной стороне листа с кроссвордом, либо на отдельном листе. Обязательно следует пронумеровать ответы, так чтобы было понятно какой ответ к какому вопросу.

    3 Вариант – на отдельном листе размещается второй экземпляр вопросов, рядом с которыми даны ответы.

    Какой из предложенных вариантов выбрать зависит только от желания автора, на результат и восприятие кроссворда они не влияют, следует помнить только – ответы следует размещать так, чтобы сразу их было не видно.

    После того, как кроссворд подготовлен необходимо оформить его в виде приложения (требования к оформлению приложений в проектных работах можно посмотреть здесь).

  • Подготовка кроссворда в Excel – для подготовки кроссворда можно использовать Excel – так как его лист представляет большую таблицу.
  • Лист Excel используется, как созданная таблица, которая в дальнейшем заполняется, после того как кроссворд создан его следует выделить и скопировать в документ Word, далее удалить все ненужные границы, как описано выше (Этап 5), далее следует работать с получившейся таблицей при создании кроссворда в Word.

  • Создание кроссворда в специализированных программах.
  • Для создания кроссвордов существуют специальные программы, которые могут облегчить создание кроссворда, также многие из программ позволяют применить различное оформление к кроссворду.

    Примеры программ:

    • Homacosoft CrosswordCreator – простая программа, без возможности применять оформление к созданному кроссворду.
    • Decalion – программа позволяет создать кроссворд размером 100 на 100 клеток, кроме того можно применить различное оформление для кроссворда.
    • FineCrosser Pro – более сложная в работе программа, функционал программы достаточно большой.

    Использование программ для создания небольшого кроссворда в 10-20 вопросов не всегда целесообразно, так как время потраченное на работу в программе может быть больше чем составление кроссворда самостоятельно, также использование программы уменьшает возможность оформления кроссворда. Ещё одним минусом использование программ – при самостоятельном создании кроссворда развивается творческое и логическое мышление.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №18

    ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА ВОЛКОВА»

    Индивидуальный проект

    Тема: Создание кроссворда в программе MS Word

    Автор: Бочарова В.

    Класс: 6 А

    Руководитель: Слепцова Наталия Юрьевна, учитель информатики

    Тула

    2018 – 2019

    Содержание

    Стр.

    1. Введение

    3

    1. Теоретическая часть

    5

    2.1 Что такое кроссворд?

    2.2 История кроссворда

    5

    5

    2.3 Виды кроссвордов

    7

    1. Практическая часть

    11

    3.1 Этапы создания кроссворда в текстовом редакторе MS Word

    12

    3.2 Практическая значимость

    13

    1. Заключение

    14

    1. Список используемых источников

    15

    1. Отзыв научного руководителя

    16

    Приложение 1

    Кроссворд по теме «Устройства компьютера»

    17

    Введение

    Кроссворды сейчас очень популярны и популярность их растет. Разгадыванием кроссвордов занимаются и старенькие и маленькие.

    Детские кроссворды в отличие от взрослых несут в себе не только развивающую, но и познавательную нагрузку. С помощью отгадывания легче познаётся мир, легко усваиваются материалы, основанные на данных вопросах. Дети развивают память, становятся в дальнейшем разносторонне развитыми людьми. Эти головоломки для детей не только увлекательное, но и познавательно-развивающее занятие. Кроссворды интересно не только разгадывать, но и составлять их.

    Гипотеза: создание кроссворда – увлекательное и полезное занятие.

    Цель проекта: создать классический кроссворд по информатике, используя полученные знания, умения и навыки работы в тестовом редакторе MS Word.

    Задачи проекта:

      1. Найти необходимый материал.

      2. Изучить виды кроссвордов.

      3. Создать макет кроссворда на бумаге.

      4. Оформить кроссворд в программе MS Word.

      5. Оформить презентацию для представления проекта.

    Предмет исследования: кроссворд.

    Объект исследования: средства и способы создания кроссворда в электронном виде.

    Актуальность темы

    При изучении любой темы курса информатики, например, темы “Устройства компьютера”, можно составить кроссворд, содержащий основные понятия данной темы. Предполагается, что составленный в ходе выполнения проекта кроссворд будет в дальнейшем использован для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата. Составляя кроссворд, проверяется не только знание темы, по которой он составлен, но и знание темы “Технология обработки текстовой информации”.

    Теоретическая часть

    Что такое кроссворд?

    Кроссворд – это популярная головоломка, суть которой заключается в отгадывании слов по заданиям-вопросам.

    Исследователи утверждают, что первые кроссворды были составлены еще в I-IV веках н.э.

    История кроссворда

    При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

    Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад (для сравнения — шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны — Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика — оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.

     Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете «Таймс», а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

    Сетка американского

    варианта кроссворда

    Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Один издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилось читателям, что они, в своих многочисленных письмах, просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

    Кроссворд Уинна, 1913

    Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

    Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган. Если появление первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В. Набоков.

    Виды кроссвордов

    Классический кроссворд представляет собой сетку из белых клеток, в которые вписываются буквы, и чёрны или серых, обозначающих пустоты. Каждая клетка в цепочке предполагает одну букву.

    Сканворд – это один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками.

    В сетке идеального сканворда не должно быть пустых клеток. Чем плотнее сетка сканворда, тем сложнее его составлять и легче решать. Определения могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение «Царь» может быть горох, Салтан, государь и т.д.). При решении сканвордов важным качеством является интуиция. Главная изюминка сканвордов именно в том, что определения находятся в теле самого сканворда, а также разнонаправленность адресации к словам, возможность использовать в качестве загадок картинки и фото.

     Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления, но неудобных для разгадывания. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.

    Цепочка слов строится методом стыкования, где последняя буква первого слова является первой буквой второго и т.д. Этот стык и нумеруется. В чайнворд вводятся только имена существительные в единственном числе. То есть, слова в чайнворде не пересекаются, а только стыкуются друг с другом. Иногда цепочку слов изгибают для придания сетке причудливой формы.

    В линейных кроссвордах слова могут перекрываться не только одной, но и двумя или тремя буквами, поэтому их длина указывается скобкой, в которой дается определение слова.

    Венгерский кроссворд, или филворд. При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать. Это очень похоже на английский кроссворд, но есть два принципиальных отличия — слова обычно изгибаются как змеи, а каждая буква не может принадлежать двум или большему количеству слов. В венгерском кроссворде нет заштрихованных клеток, а все буквы уже приведены. Необходимо отыскать слова, к которым даются определения; слова могут ломаться в любом направлении по вертикали или горизонтали, но не по диагонали. Каждая буква может быть использована только один раз. После вычеркивания всех слов пустых клеток остаться не должно.

    Японский – особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.

    Существует два вида японских кроссвордов: черно-белые и цветные. Числа показывают, сколько слитных клеток данного цвета находятся в соответствующей колонке или строке. Группы клеток обязательно должны разделяться как минимум одной пустой (белой) клеткой. Задача разгадывающего сводится к тому, чтобы узнать, сколько именно пустых клеток разделяет группы. Хотя этот вид задачек по большому счету не является кроссвордом как таковым, словосочетание «японский кроссворд» прижилось.

    Кейворд (ключворд) — буквы в кейворде заменены числами; одинаковым буквам соотвествуют одинаковые числа, разным буквам — разные. Необходимо определить это соотвествие и получить сетку с согласовывающимися между собой словами. В качестве подсказки может быть открыто какое-то слово либо буквы.

    Кейворд — популярная за рубежом разновидность кроссворда — лингвистической задачи. В каждую клетку кроссворда внесено число, заменяющее букву. Одним и тем же буквам соответствуют одни и те же числа. Иногда к кроссворду прилагается табличка с цифрами, для вписывания уже отгаданных букв. Буквы или слова-ключи даются в табличке либо в самом кроссворде.

    Практическая часть

    Изучив разновидности кроссвордов, я решила создать классический кроссворд. На уроках информатики мы активно работаем на компьютере в текстовом редакторе, поэтому кроссворд было решено создавать именно в текстовом редакторе.

    Составление кроссворда обычно сводится к выполнению следующих этапов:

    • выбор темы кроссворда;

    • отбор терминов, из которых будет состоять кроссворд;

    • формулирование вопросов, по которым данный термин будет угадываться;

    • создание макета кроссворда на бумаге;

    • создание кроссворда в текстовом редакторе;

    • оформление кроссворда.

    Тема моего кроссворда по информатике «Устройства компьютера». После того, как я создала макет кроссворда на бумаге, я приступила к созданию кроссворда в программе Word.

    Этапы создания кроссворда в текстовом редакторе VS Word

    1. Создать таблицу в программе MS Word, задать вручную количество строк и столбцов, изменить свойства таблицы: высота строки 0,5 – 1 см, ширина столбца 0,5 – 1 см.

    2. Заполнить таблицу: произвести нумерование ячеек в соответствии с вопросами кроссворда, в верхнем углу нужных ячеек прописываем номера вопросов и настраиваем их в виде надстрочных элементов.

    1. Удаляем недейственные границы ячеек.

    1. Под готовым кроссвордом записываем вопросы по горизонтали и по вертикали.

    2. По сторонам кроссворда размещаем картинки по теме «Устройства компьютера»

    Практическая значимость

    Составленный в ходе выполнения проекта кроссворд будет в дальнейшем использован для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по теме «Устройство компьютера». Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата. Составляя кроссворд, проверяется не только знание темы, по которой он составлен, но и знание темы “Технология обработки текстовой информации”.

    Заключение

    Я пришла к мнению, что увлечение кроссвордами является очень полезным досугом: это тренировка памяти и логики, развитие интеллекта и трудолюбия. Тем более, что есть специальные детские кроссворды, которые ребёнок может отгадывать либо самостоятельно, либо с подсказками родителя.

     Польза кроссворда очевидна, разгадывая слово за словом, ребенок тренирует мозг, заставляя его работать. В процессе разгадывания ему приходится сталкиваться со словами, которые он не может вспомнить сразу. Всё это заставляет включать логическое мышление, вспоминать слово, которое вполне вероятно могло бы оказаться правильным ответом. Во время разгадывания в голове приходится держать сразу несколько вариантов, приводить их сравнение и подбирать правильный вариант, при этом размышляя, почему в данные клетки стоит вписать именно это слово, а не другое.

     Итак, когда у вас появится свободное время, попробуйте занять его разгадыванием кроссворда.

    Мне очень понравилось создавать кроссворды самой. В дальнейшем я хотела бы научиться составлять более объёмные и интересные кроссворды.

    Список используемых источников

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4 – определение и разновидности кроссворда

    2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/149335 – история кроссворда

    3. http://www.neumeka.ru/ustroystvo_kompyutera.html-устройства компьютера

    4. https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-po-teme-krossvord-kak-uvlekatelniy-vid-deyatelnosti-394297.html кроссворд-увлекательный вид деятельности

    5. https://os-helper.ru/office/krossvord-v-vord.html – как создать кроссворд в программе Word

    6. http://fomuvi.ru/wiki/klassicheskij-krossvord – классический кроссворд

    7. Информатика. 6 класс: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

    Отзыв научного руководителя

    Работа Бочаровой В. представляет собой разработку кроссворда на компьютере. Содержание проекта соответствует заявленной теме. Работа включает в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность проекта, ставится цель, определяются задачи, выдвигается гипотеза.

    В работе представлены история возникновения кроссворда, виды кроссвордов, этапы создания кроссворда на компьютере, сделаны выводы.

    Работу В. выполняла самостоятельно, используя материалы учебника и Интернета. Чётко выполняла все рекомендации научного руководителя и вовремя устраняла замечания в процессе доработки проекта. При выполнении работы проявила: самостоятельность, творчество, инициативу.

    Рекомендации: проект Бочаровой В. по теме: «Создание кроссворда в программе MS Word» отвечает требованиям, предъявляемым к проектам, и рекомендуется к защите.

    Научный руководитель: ___________________ / Слепцова Н.Ю./

    « ___» ________________ 2018 г.

    Приложение 1

    Кроссворд по теме

    «Устройства компьютера»

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    По горизонтали: 4. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на гибких магнитных дисках (дискетах). 7. Устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации. 9. Ячейки памяти, которые служат для кратковременного хранения и преобразования данных и команд. 11. Линия связи, к которой подключена сеть. 13. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на жёстких магнитных дисках. 14. Устройство ввода звуковой информации. 15. Системная магистраль передачи данных.

    По вертикали: 1. Устройство для вывода чертежей на бумагу. 2. Аппаратное устройство или программный компонент, преобразующий передаваемые данные из одного представления в другое. 3. Устройство для обмена информацией между компьютерами через телефонные, оптоволоконные и другие сети. 5. Вспомогательный процессор, предназначенный для выполнения математических и логических действий. 6. Небольшая электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. 8. Устройство вывода звуковой информации. 10. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер с бумажных носителей информации. 12. Печатающее устройство, предназначенные для вывода информации на бумагу. 14. Манипулятор для ввода информации в компьютер.

    Краткая аннотация

    В исследовательской работе «Разработка и создание кроссвордов при помощи электронных средств» раскрыта история возникновения кроссвордов. Показаны различные способы, приемы составления математических кроссвордов. Рассмотрены различные их виды. Изучена компьютерная программа для создания кроссвордов: Microsoft Excel.

    В приложениях приводятся примеры математических кроссвордов, которые составлены нами.

    Введение

    Целью исследовательской работы «Разработка и создание кроссвордов при помощи электронных средств» является изучение методов, приемов составления и отгадывания кроссвордов и ребусов, истории их возникновения.

    Задачи были определены следующие:

    • Изучить историю возникновения кроссвордов и ребусов
    • Научиться отгадывать кроссворды.
    • Составить собственные кроссворды.
    • Научиться составлять кроссворды с использованием компьютерных программ: Microsoft Excel и Microsoft Word.

    В последнее время кроссворды занимают все большее место в жизни людей вне зависимости от их профессии, общественного положения, увлечений и интересов. Самое главное, чтобы занятие это вызывало у человека живой интерес, увлекало его своей совершенно особой интригой, способно было разжечь в его душе искру азарта. И действительно, существует немало людей, для которых это, казалось бы, несерьезное увлечение становиться смыслом жизни. Они не выпускают из рук заветной книжечки ни вечером у телевизора, ни по дороге на работу и даже на самой работе.

    Раньше принято было считать, что кроссворд — просто приятное времяпрепровождение, и хорош он, только когда необходимо как-то убить время, скоротать дорогу, скрасить неприятный процесс ожидания. Он и появился как увлекательное и оригинальное приложение к различным периодическим изданиям с целью привлечения наибольшего количества читателей. И сегодня редкие популярные журналы газеты пренебрегают всевозможными видами кроссвордов, поскольку страсть к их разгадыванию овладевает все большим количеством людей.

    Для привлечения наибольшего внимания к кроссвордам, а следовательно и к, своим журналам многие издания объявляют конкурс на лучшего «отгадчика», обещая всевозможные призы. Но это далеко не главное, поскольку сам процесс разгадывания кроссворда способен доставить большее удовольствие, чем результат. Ведь вы берете в руки карандаш именно для того, чтобы разгадать кроссворд и проверить свою эрудицию. То, что кроссворд служит прекрасным лекарством от скуки, является очевидной истиной. Но было бы несправедливо так ограничивать его роль. Ведь существуют кроссворды разные по форме, тематике, степени сложности. И не всегда это легко выполнимая задача.

    Не следует забывать и о развивающей роли кроссвордов. Именно с их помощью можно обогатить свой словарный запас, узнать много нового, интересного, поскольку весь смысл кроссворда заключается именно в том, чтобы правильно его разгадать, или, по крайней мере, узнать правильные ответы. Вся хитрость заключается в том, что даже если вы не стараетесь тщательно записать в блокнот все слова с их определениями, ваша память автоматически запоминает какие-то понятия.

    Во-первых, это великолепная гимнастика для ума! Когда вы достигнете определенного уровня, возможно, у вас появится желание не просто разгадывать кроссворд, а превратить это в настоящее состязание со своими друзьями или даже с самим собой. Вы можете попробовать отгадывать кроссворды на скорость и устанавливать личные рекорды.

    При помощи кроссворда можно не только узнать много интересных вещей из разных областей культуры и науки, обогатить свой словарный запас, но и помочь себе развить свою собственную речь.

    Кроссворд таит большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти.

    История кроссворда

    Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) (Крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

    При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками.

    Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

    Кроссворд в современном понимании этого слова появился – по историческим меркам – совсем недавно, около века назад (для сравнения скажем, что шахматам и шашкам более полутора тысяч лет).

    Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны – Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика – оспаривают ныне право называться родиной кроссворда.

    Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете “Таймс”, а первым автором игры был Майкл Девис.

    Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

    Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении “Fun” к газете “Нью-Йорк Уорлд” и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии.

    А дело было так. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки.

    Это были так называемые “магические квадраты”, в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру.

    Он решил, что если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилась читателям, что они в своих многочисленных письмах просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов.

    Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения.

    В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения.

    Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна.

    Он назвал игру “Туда-сюда по квадратам”. Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу.

    Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы, в результате чего на счету Орвилла скопилась приличная сумма гонораров.

    Итак, из трех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская: как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган.

    Если появления первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале “Огонек” (№ 18) от 12 мая 1929 года.

    Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал “Мир приключений” еще летом 1925 года ввел новый раздел “Переплетенные слова”. Точно известно, что термин “крестословица” ввел русско-американский писатель В.В.Набоков.

    Как составить кроссворд?

    Начнем с выбора сетки. Ее можно выбрать произвольно.

    Первый совет: надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах. Больше – это будет намного сложнее, особенно к концу кроссворда. Допустим, сетка с двойным-тройным пересечением слов выбрана, и теперь переходим к ее заполнению.

    Совет второй: старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные

    Совет третий: придумать сначала длинные слова, состыковать их друг с другом, а уж затем подгонять под них короткие. Выбор оригинальных слов из трех букв довольно невелик, и поэтому они, по техническим причинам, кочуют из одного кроссворда в другой.

    Наиболее интересные слова лучше заполнять сначала – потом, к концу сетки, придется элементарно подгонять их по уже имеющемуся в наличии сочетанию букв.

    Наиболее трудно составляемые из всех – это тематические кроссворды. Например, математический. Сначала нужно выписать или вспомнить максимум слов, которые относятся к данной теме. Определения к кроссвордам должны быть разнообразными. Именно определения делают кроссворд интересным и захватывающим, потому что знание математики – это одно, а способность к мышлению – это другое.

    Можно разместить 2-3 фотографии известных людей, что тоже нередко практикуется. Это придает живой вид самому сканворду и позволяет «залатать» несколько клеток в углах, где особенно сложно подгонять слова друг к другу.

    Самыми легкими для составителя являются чайнворды. Последующее слово просто цепляется за предыдущее и начинается с его последней буквы – все мы играли в «города», так что этот принцип более чем знаком. Конечно, здесь нужно исключить окончания на мягкий знак и т.д.

    С опытом, конечно, у каждого появляются собственные хитрости в составлении.

    Используя полученные знания, нами были составлены 8 математических кроссвордов, один из них мы выполнили в Microsoft Excel, там можно провести самопроверку с подсчетом результата.

    Создание кроссворда в Microsoft Excel

    При составлении кроссворда, нами был изучен учебник по математике за 5 класс. Были выявлены наиболее интересные темы. По этим темам были составлены кроссворды например по теме «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Многоугольники». Сначала мы сделали эти кроссворды на бумаге. Затем мы захотели сделать их при помощи компьютера. Обратились к Лии Шамильевне и она научила нас делать их в программе Microsoft Excel. В этой программе также можно сделать проверку правильности ответов. И сразу подсчитать количество правильных и неправильных ответов.

    Прежде всего, нужно найти готовый кроссворд, с которого вы будете делать копию в программе Excel, или же продумать структуру кроссворда, если вы будете придумывать его полностью сами.

    Для кроссворда нужны квадратные ячейки, а не прямоугольные, как по умолчанию в Microsoft Excel. Нам нужно изменить их форму. Для этого, на клавиатуре нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+A. Этим мы выделяем весь лист. Затем, кликаем правой кнопкой мыши, чем вызываем контекстное меню. В нём кликаем по пункту «Высота строки».

    Открывается небольшое окошко, в котором нужно задать высоту строки. Устанавливаем значение 18. Жмем на кнопку «OK».

    Чтобы изменить ширину, кликаем по панели с наименованием столбцов, и в появившемся меню выбираем пункт «Ширина столбца…».

    Как и в предыдущем случае, появляется окошко, в которое нужно внести данные. На этот раз это будет число 3. Жмем на кнопку «OK».

    Далее, следует подсчитать число клеточек для букв в кроссворде в горизонтальном и вертикальном направлении. Выделяем соответствующее количество ячеек на листе Excel. Находясь во вкладке «Главная», кликаем по кнопке «Граница», которая расположена на ленте в блоке инструментов «Шрифт». В появившемся меню, выбираем пункт «Все границы».

    Как видим, границы, очерчивающие наш кроссворд, установлены.

    Теперь, следует удалить эти границы в некоторых местах, чтобы кроссворд принял нужный для нас вид. Это можно сделать при помощи такого инструмента, как «Очистить», значок запуска которого имеет форму ластика, и находится в блоке инструментов
    «Редактирование» всё той же вкладки «Главная». Выделяем границы ячеек, которые хотим стереть и кликаем на данную кнопку.

    Таким образом, постепенно прорисовываем наш кроссворд, поочередно удаляя границы, и получаем готовый результат.

    Для наглядности, в нашем случае, можно выделить горизонтальную строку кроссворда другим цветом, например желтым, воспользовавшись для этого кнопкой «Цвет заливки» на ленте.

    Далее, проставляем номера вопросов на кроссворде. Лучше всего, это делать не слишком большим шрифтом. В нашем случае, использован шрифт 8.

    Для того чтобы разместить сами вопросы, можно кликнуть любую область ячеек в стороне от кроссворда, и нажать на кнопку «Объединить ячейки», которая находится на ленте всё на той же вкладке в блоке инструментов «Выравнивание».

    Далее, в большой объединенной ячейке можно пропечатать, или скопировать туда вопросы кроссворда.

    Собственно, сам кроссворд на этом готов. Его можно распечатывать, или разгадывать прямо в Экселе.

    Заключение

    Поставленные цели и задачи выполнены.

    Мною был собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников.
    Рассмотрена история кроссвордов.

    Изучены правила и рекомендации составления и разгадывания кроссвордов.

    Были составлены числовые и математические кроссворды. Один кроссворд был сделан в программе Microsoft Excel.

    В результате кроссворд, выполненный в Microsoft Excel сделали наши одноклассники и мы сделали вывод, что кроссворд многим понравился и они хотели бы отгадывать такие кроссворды и дальше.

    Исследовательская работа это только начало в умении разгадывать и составлять кроссворды. Перед нами теперь стоит цель – составить книгу математических кроссвордов, которая заинтересует одноклассников и будет использоваться учителями на уроках.

    Приложение

    Библиографический список

    1. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин «Задачи на смекалку»,Москва «просвещение, 2001.

    2. Л.М.Лихтарников «Числовые ребусы»,Санкт-Петербург «МИК», 1996.

    3. М.Н.Николаев «Задачи сфинкса», Москва, 1989.

    4. Л.Г.Петерсон «Математика 4», Москва, «С-инфо», «Баласс», 1999.

    5. Г.Д.Дорофеев, Л.Г.Петерсон «Математика 5», «С-инфо», «Баласс», 1997.

    Методические рекомендации

     “Как составить предметный кроссворд”

    Почему учащимся важно учиться составлять кроссворды

    Составление кроссвордов учащимися – одна из часто используемых форм работы с учебным материалом, которая позволяет эффективно решать многие дидактические задачи:
    1) 
    достижение личностных результатов учебной деятельности
    а) развитие мотивации к изучению учебного предмета; 
    б) использование для создания кроссворда личностно значимой информации; 
    в) расширение кругозора.
    2) 
    достижение метапредметных результатов учебной деятельности
    а) регулятивных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, оценка);
    б) коммуникативных умений (сотрудничество с учителем, постановка вопросов); 
    в) эффективных приёмов информационного поиска и оформления его результатов (выбор источников информации, анализ и оценка найденной информации, чёткое изложение мыслей, презентация кроссворда и др.).
    3)
     достижение предметных результатов учебной деятельности
    а) закрепление понятий темы, по которой составляется кроссворд; 
    б) более глубокое изучение учащимися материала.

    Этапы создания предметного кроссворда

    Работа по созданию предметного кроссворда включает пять этапов.
    1. Формирование информационной потребности. 
    Необходимо предлагать учащимся составлять кроссворды по темам, которые позволяют 
    2. Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников информации.
    Для создания кроссворда необходимо рекомендовать учащимся использовать различные информационные источники: учебник; дополнительная литература, в которой рассматриваются изучаемые вопросы; интернет (для уточнения некоторых формулировок, поиска иллюстративного материала). 
    3. Составление кроссворда.
    На данном этапе учащимся предлагается использовать следующий алгоритм.
    1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет). 
    Примечания. 
    1. В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
    2. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
    3. В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).
    2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
    Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом. 
    Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование. 
    3. Составьте сетку кроссворда.
    Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку. 
    Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word. 
    Способ 3. Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» (http://cross.highcat.org); «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com).
    Примечания.
    1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.
    2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.
    3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
    4. Пронумеруйте сетку кроссворда.
    Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
    5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
    Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.
    Способ 2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение (рисунок, фотографию), которое будет фоном.
    Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.
    6. Напишите (напечатайте) текстовые определения.
    Укажите слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали. 
    При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение. 
    7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
    Проверьте: 
    1) правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях; 2) соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).
    8. Предложите решить кроссворд одноклассникам или родителям.
    4. Проверка и оценка составленного кроссворда учителем. 
    При оценке предметного кроссворда важно учитывать следующие критерии:
    1) соответствие слов в кроссворде заданной или выбранной теме;
    2) правильность и точность текстовых определений;
    3) соблюдение правил составления кроссвордов, указанных в алгоритме;
    4) оформление кроссворда.
    5. Использование составленного кроссворда в учебной деятельности.
    Кроссворды, составленные учащимся не должны ложиться “мёртвым грузом” в папках у учителя. Их необходимо использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности (при проведении внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, подготовке газет и т. п.).

    Пример работы, созданной учащимися

    Материалы сайта http://ped-kopilka.ru/ 

    Добавить комментарий