Проект как составить ребусы

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Выбор темы и обоснование проекта……………………………   2

1.2. Определение критериев……………………………………………2

II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. История появления ребусов……………………………………….3

2.2. Правила разгадывания ребусов…………………………………..4

 III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Охрана труда и рабочее место……………………………………..5

3.2. Необходимые материалы и инструменты………………………..5

3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»…..6

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1. Анализ проделанной работы……………………………………….7

4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта…………7

Литература ………………………………………………………………..8

Приложение 1……………………………………………………………..9

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Выбор темы и обоснование проекта

На уроках русского языка нам предлагают задания, связанные с решением ребусов. У меня это получалось не очень хорошо. Единственно заметил, что в отгадках стоят имена существительные в именительном падеже.  Некоторые ребусы я просто не мог разгадать и решил познакомиться с основными приемами, научиться самому составлять простые ребусы. Литературу по разгадыванию ребусов я не нашел в библиотеке. Тогда мне и пришла в голову мысль о том, чтобы создать «Азбуку ребусов», в которой показать правила составления и разгадывания ребусов и примеры на эти правила. Думаю, что эта «Азбука» поможет и другим ребятам научиться разгадывать и составлять ребусы, заодно повторять русский язык.

Цель моей работы – создать «Азбуку ребусов».

Задачи:

  1. Изучить литературу, материал в Интернете по данному вопросу.
  2. Изучить основные правила разгадывания ребусов.
  3. Подобрать и составить ребусы  на имена одноклассников.

1.2. Определение критериев

1.Моя азбука будет выполнена из доступных и недорогих материалов.

2.Она будет изготавливаться для учащихся младших классов нашей школы.

3.Она обязательно будет интересной, красочной и оригинальной.

4.В единственном экземпляре.

                                   II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. История появления ребусов

Ребус — “Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.

Древнеегипетская письменность

В России первые ребусы появились на страницах журнала “Иллюстрация” в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный “Еженедельный загадочный журнал “Ребус”

  Журнал «Ребус» 1881 год

Журнал “Ребус” был очень популярным и просуществовал до 1918 года.

В 1937 году появились раскладывающиеся буклеты, которые носили название “Как читать ребусы” (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте.

В 1950-1980 года ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах.

Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков – тем лучше. Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. А “смайлики”-это простое и эффективное средство выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить. 😉

                                    2.2. Правила разгадывания ребусов

Особенность ребусного письма состоит в том, что слова в нем обозначаются изображениями разных предметов, «вещами». Разгадывать ребус несложно – что нарисовано, то и нужно читать.

Знаки препинания в ребусах не показываются; при расшифровке они восстанавливаются по смыслу. Не показываются они потому, что могут быть поняты иначе. Запятую – знак препинания – легко спутать с ребусной запятой – знаком исключения буквы от названия рисунка. Вопросительный знак ставится обычно там, где он необходим.

Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать «ребусную азбуку» и правила разгадывания (Приложение 1).

                                  III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучив литературу по данной теме, я выделил 13 основных правил составления ребусов. Теперь нужно было как-то оформить «Азбуку ребусов». Она должна быть красочной, понятной и удобной для использования. Я решил  для каждого правила составить по несколько примеров (Прил. 2)

3.1. Охрана труда и рабочее место

 Правила по охране труда:

  • Необходим стол, позволяющий свободно разместить материалы и инструменты.
  • Удалить из зоны творчества лишние предметы.
  • Обеспечить хорошее освещение рабочей зоны.
  • Соблюдать правила работы с компьютером.
  • Следить за  правильной осанкой.

3.2. Необходимые материалы и инструменты

Часть ребусов я нарисовал  сам, часть мы рисовали вместе с сестрой.

Материалы и инструменты:

  • листы А4,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • ластик.

В ходе работы я столкнулся с проблемой – не все предметы получалось нарисовать красиво и понятно. Тогда на помощь пришел компьютер. Используя программу Microsoft Office, Интернет-ресурсы, я создал рисунки с ребусами.

Материалы и инструменты:

  • листы А4,
  • компьютер,
  • цветной принтер.

        3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»

Последовательность выполнения работы

Эскизы

Оборудование, инструменты, материалы

Рисование ребусов

листы А4,

цветные карандаши,

фломастеры

Создание ребусов на компьютере в программе  Microsoft Office

       

компьютер,

программа Microsoft Office

Распечатывание листов на принтере

листы А4,

цветной принтер

Сборка «Азбуки ребусов»

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1. Анализ проделанной работы

В начале своей работы я поставил  перед собой цель – создать «Азбуку ребусов». Я изучил  литературу по данной теме, выделил  15 основных правил составления ребусов, выполнил  на каждое правило по несколько примеров. Оформил  все свои рисунки в «Азбуку ребусов», которая, на мой взгляд, получилась красочная и интересная, а главное полезная.

Работая над этой темой, я многому научился: искать нужную информацию, работать с литературой, Интернетом, выделять главное из множества информации. Создавая рисунки на компьютере,  я узнал  о новых (для себя) возможностях программы Microsoft Office.

Моя работа может иметь практическое применение. Ее можно использовать на уроке русского языка, на внеклассных мероприятиях (КВН, викторина и т.д.)

4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта

Наименование

Цена, руб.

Единица измерения

Количество

Сумма

Цветные карандаши

Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся

Листы А4

250

1 пачка (500 листов)

25

12,5руб.

Распечатка на цветном принтере

10

1 лист

16

160 руб.

Скобы

Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся

Итого:

172,5  руб.

1.Я не нанес вред окружающей среде.

     2.Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.

3.Безотходное производство.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинина М.В. Большая книга досуга. Сто затей для друзей: головоломки, ребусы, загадки, путаницы. М.: Дрофа-плюс. – 2007.
  2. Кириченко И. Н. Энциклопедия. Головоломки для детей и взрослых. Д.:  Сталкер. 1997.
  3. http://rebus1.com/index.php?item=manual
  4. http://allforchildren.ru/rebus/rebus0-1.php

                          приложение 1

                               Правила разгадывания ребусов

Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Правило 2. 

Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее – читаем КО. Запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой – читаем ЛОН.

Правило 3. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра – это номер буквы в слове: 1 – первая буква слова, 2 – вторая буква, 3 – третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним – читаем ОК.

Правило 4. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом – буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И – читаем КИТ.

Правило 5. Буквы могут быть изображены внутри других букв.

Правило 6. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И – читаем ПОНИ.

Правило 7. В ребусах встречаются, так называемые, скрытые предлоги (на, перед, в, у, по, к, от, над, с, из, за, под). В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы.   При чтении рисунка с ними следует добавлять соответствующие рисунку предлоги. Например: под «В» ал (подвал), в «О» л (вол) или перед «А» ч а (передача) и т. д.

Правило 8. В ребусах используют числительные. Например: 40 А (сорока), 100 г (стог), 7Я (семья), рас100яние  (расстояние).

Правило 9. Зачеркнутая буква говорит сама за себя, то есть при чтении данного слова зачеркнутую букву не читать. Если вместо зачеркнутой буквы стоит другая буква, следует данное слово читать с незачеркнутой, а с вновь написанной буквой.

Правило 10. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читать.

Правило 11. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»

Правило 12.  Если предметы, цифры или буквы изображены один (меньший) возле другого (большего), то их названия читаются с добавлением предлога “у” или “при” (перед или между названий). Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б».

Правило 13. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль».

Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом. Знание этих основных правил поможет без особого труда разгадать тот или иной ребус.

Скачать материал

без ожидания

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯИ РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 121 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯИ РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

    1 слайд

    ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ
    И РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

  • Ребус - это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помо...

    2 слайд

    Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

  • 1.Названия всех предметов,...

    3 слайд

    1.Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
    ребус “ГРИБЫ”

    Несколько одинаковых предметов на одном изображении читаются во множественном числе.

    ребус “КОСТЬ”

  • 2. Ребус "РЫБА или АКУЛА"Предмет, изображённый в ребусе, может иметь н...

    4 слайд

    2. Ребус “РЫБА или АКУЛА”

    Предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

  • Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно...

    5 слайд

    Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю.

    3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком – необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая.
    Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

  • 4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их...

    6 слайд

    4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

  • 5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «и...

    7 слайд

    5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик».

  • 6. Если за какой-нибудь буквой или предметом    находится другая буква и...

    8 слайд

    6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
    Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

  • 7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибав...

    9 слайд

    7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» – выбирайте предлог по смыслу.

  • Нашел Тит подкову и подарил ее Насте

    10 слайд

    Нашел Тит подкову и подарил ее Насте

  • 8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «...

    11 слайд

    8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

  • 9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавление...

    12 слайд

    9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».
    Например: «Л-у-к», «д-у-б».

    10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.
    Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

  • 11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква,...

    13 слайд

    11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую.

  • 12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что с...

    14 слайд

    12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

  • 13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т....

    15 слайд

    13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».
    14. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

  • Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия....

    16 слайд

    Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
    В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

  • Выше перечислены основные правила, по которым составляются и разгадываются ре...

    17 слайд

    Выше перечислены основные правила, по которым составляются и разгадываются ребусы. Помните, что ребус допускает комбинацию двух и более правил одновременно. Не следует также забывать, что предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий, или иметь одно общее название и одно конкретное. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Рекомендуется расшифровывать ребусы по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а затем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст. 

  •       РЕБУСЫ- ПОСЛОВИЦЫ Береженого бог бережёт.

    18 слайд

    РЕБУСЫ- ПОСЛОВИЦЫ
    Береженого бог бережёт.

  • Берись дружно – не будет грузно.

    19 слайд

    Берись дружно – не будет грузно.

  • Всему своё время.

    20 слайд

    Всему своё время.

  • Глаза боятся, руки делают.

    21 слайд

    Глаза боятся, руки делают.

  •  Давши слово-держись, а не давши – крепись.

    22 слайд

    Давши слово-держись, а не давши – крепись.

  • Долг платежом красен.

    23 слайд

    Долг платежом красен.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

    24 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 189 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.11.2015
  • 1253
  • 8
  • 09.11.2015
  • 1135
  • 11

Рейтинг:
5 из 5

  • 09.11.2015
  • 7934
  • 15

Рейтинг:
4 из 5

  • 09.11.2015
  • 8718
  • 5
  • 09.11.2015
  • 1035
  • 1
  • 09.11.2015
  • 3434
  • 13
  • 09.11.2015
  • 1813
  • 29

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Исследовательский проект

Ребусы – «гимнастика для ума»

Автор проекта

Ученики 2 Б класса

Руководитель

Шевченко Н.А., учитель

начальных классов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3

  1. Что такое «ребус?»………………………………………………………….….5

2. История появления ребусов…………………….……………………….…….6

3. Виды ребусов ……………………………………………………………….……8

4. Правила разгадывания ребусов………………………………………….…..11

5. Правила составления ребусов………………………………………………..12

6. Результаты опроса учащихся 2 «Б» класса…………………………….…..19

Заключение …………………………………………………….…………………22

Список используемой литературы……………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым, и детям, – это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их появления, их виды.

Проблема

Математика всегда считается трудным предметом. Некоторым ученикам с трудом удается запомнить понятия и формулы. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Гипотеза

Если мы научимся решать ребусы, то сможем расширить круг знаний, учебных умений, навыков, сможем успешно участвовать в очных и заочных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Цель: Выяснить роль ребусов в развитии мышления человека.

Задачи:

  1. Проанализировать понятие «Ребус» в различных словарях.

  2. Выяснить, когда и как возникли ребусы.

  3. Познакомиться с различными видами ребусов.

  4. Изучить правила решения и составления ребусов.

  5. Создать памятку «Как научиться решать ребусы», брошюру «Ребус – друг мышления» и папку-альбом «Ребусы и окружающий мир»

  6. Провести исследование в 3 «Б» классе и доказать, что ребусы влияют на развитие мышления.

  7. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Объект исследования: ребусы

Предмет исследования: ребусы как средство развития мышления

Методы исследования:

  1. Изучение литературы.

  2. Работа с Интернет-ресурсами.

  3. Социологический опрос.

  4. Практическая работа.

Практическое применение работы:

  Материал данной работы может быть использован на уроках, например, на устном счёте, на занятиях математического кружка и для подготовки к олимпиадам, в качестве дидактического материала для домашних заданий.

  1. Что такое «ребус?»

Я нашел несколько определений слова ребус в разных словарях.

1. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль

Ребус, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой “к” буква “у” – ребус, обозначающий “наука” (на-“у”-“ка”).

2. перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!

2. Толковый словарь Ефремовой`

Ребус – м. 1) Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2) перен. разг. То, что загадочно и непонятно.

3. Большой словарь иностранных слов» А.Н. Булыко

Ребус – ребуса, м. [от латин. rebus, букв. вещами, при помощи предметов]. 1. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. 2. перен. Что-н. загадочное, непонятное, замысловатое.

4. Большой энциклопедический словарь

РЕБУС (от лат. rebus – при помощи вещей) – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

5. Малый академический словарь`

Ребус м.1. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками.

Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупило. (Каверин. «Два капитана»).

2. перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. (Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)

6. «Толковый словарь живого великорусского русского языка» В.И. Даля

Ребус – м., франц. загадка в рисунке.

7. «Толковый словарь» С. И. Ожегова

Ребус, -а, м. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать р. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намеками). || прил. ребусный, -ая, -ое.

8. «Словарь иностранных слов русского языка»

Ребус (фр.). Умственная забава, состоящая и заменении слов и целых фраз рисунками, фигурами. Шарада в рисунках.

9. Большой толковый словарь синонимов русской речи

Ребус – загадка, задача, криптограмма

10. “Словарь иностранных слов»

Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разга-дать, решить р. Ребусный – относящийся к ребусу, ребусам.

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.

2. История появления ребусов

Самые первые ребусы встречаются еще в рисуночном письме. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.

Позднее ребусы появились во Франции в XV веке. Но тогда это было не загадка в картинках, а балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали отрицательные черты сильных мира сего, их пороки и «делишки».

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы появились в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В 1783 году появилась необычная Библия для детей. В ней  пересказываются события Святого Писания  в форме ребусов. Такая  Библия стала называться  “иероглифической”. В тексте  некоторые слова заменены картинками.  Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор сказок “Алиса в Стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье” Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей  переписке с юными читателями. В своих письмах  он часто  заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень  нравилось  детям. 

В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал “Ребус”. “Мы знаем немало серьёзных людей, – писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…”. Нам понравилось это выражение, и мы взяли его для названия проекта.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете.  Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московские полиграфисты выпустили сборник ребусов А.А. Рязанова “В часы досуга: ребусы”. Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора Георгия Кельсиевича Бедарева “Ребусы”. 

В послевоенное время ребусы  стали ориентироваться на детскую аудиторию.  В настоящее время  ребусы  предназначаются и для взрослых, и для  детей.  Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Мне же мама частенько покупает журналы с ребусами «Бабушкин компот», «Отгадай-ка», «Мурзилка», «Веселый Затейник», «СканвордЁнок», «Приключение Эму», «Энциклопедия игр».

3. Виды ребусов

  • Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

  • Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

  • Ребусы-шутки – это шуточная загадка в стихах.

  • Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

  • Звуковой ребус – это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

  • Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

  • Ребус-задача – это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

  • Числовые ребусы – это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

  • Особую группу ребусов составляют математические ребусы.

Они представляют собой примеры обычных арифметических действий (сложения, вычитания, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Такие ребусы, зачастую, называют числовыми, арифметическими или цифровыми.

Решить математический ребус – значит восстановить первоначальный вид математического равенства.

   Все виды ребусов развивают мышление, тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы. 

Виды ребусов по сложности

Ребусы — один из видов наглядности, широко применяемый для развития логического мышления детей, при обучении грамоте и для повышения информационной культуры детей. Кроме концентрации внимания, развития мышления и логики, ребусы несут определенную информационную нагрузку. Часто приходится выяснять значение слов, работать над их многозначностью.

По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.

 1 . К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Они используются, в основном, при знакомстве с буквой  (Лас-точка)

        2. Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус.

       3. К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы. Например,  тра в А (трава), в О рона (ворона). Если часть слова расположена за буквой, читаем по-другому: за В тра (завтра).

   В тех случаях, когда ребусы представляют собой довольно сложные загадки, мальчикам и девочкам приходится серьезно «поломать» голову, чтобы найти правильный ответ. В процессе этого увлекательного занятия у детей формируется нестандартное мышление. В дальнейшем этот навык пригодится для поиска возможных выходов из разных жизненных ситуаций.

Действительно, задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью. Появляется желание обязательно решить ребус, присутствует даже элемент состязания.

Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности детей и концентрирует их внимание. Нам нравятся подобные задания. Появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию наших творческих и познавательных способностей.

4. Правила разгадывания ребусов

Чтобы разгадывать ребусы, не требуется специальных знаний или умений. Все, что нужно знать, это несколько правил. Эти правила размещены на сайте http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html.

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы.

 Ребус читается слева направо и сверху вниз.

 Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.

 Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать. Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.

 Если предмет в ребусе нарисован в перевернутом виде, то слово читают с конца. Например, если нарисован кот вниз головой, то читаем слово «ток».

 Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.

 Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить.

 Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В), то надо эту букву заменить другой, той, что справа.

 Если предметы нарисованы в разном положении относительно друг друга, то при чтении используются предлоги. Один предмет в другом – «в».  Предмет нарисован на другом предмете, можно читать по-разному: «на», «над», «под». Подбираем по смыслу.

 Если буква состоит из другой буквы, то используем предлог «из». Например, «из – Б – А».

 Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.

 Если возле рисунка написаны  цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются. 

 Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как “не”. Например, перечеркнута “Д”, читаем “не-Д”.

 Если возле рисунка изображены  две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит,  в слове  необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

5. Правила составления ребусов

Правила составления ребусов мы нашли на сайте http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком – необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

   

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в»Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

 В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» – «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из»Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

   

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

  

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» – выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

              

 Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» – можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по»Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у»Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с концаНапример, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

   

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом – вторая, за ней – третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местамиНапример, «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К»Например, «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например, «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

 Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

 В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» – собачка, «#» – диез, «%» – процент, «&» – амперсанд, «()» – скобки, «~» – тильда, «:)» – смайлик, «§» – параграф и другие.

 В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

 Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

6. Результаты опроса учащихся 3 «Б» класса

Среди обучающихся 3 «Б» класса мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для третьеклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов (Приложение 1).

Нами было опрошено 25 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «Б» класса.

Таблица 1.

Вопрос

Ответы

обучающихся

Да

Нет

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

20

5

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

9

16

3. Умеете ли вы решать ребусы?

22

3

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

18

7

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

25

0

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

24

1

7. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

17

8

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся 3 «Б» класса.

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся захотели научиться решать ребусы. Мы предложили таким ребятам сначала познакомиться с правилами решения ребусов, а затем выбрать понравившееся слово из курса математики и изобразить его в виде ребуса. Все с желанием выполнили эту работу, и мы создали папку-альбом «Математические ребусы глазами третьеклассников».

После выбора темы проекта было решено каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал нас темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность, вызывал творческую активность. Учитель отмечает, что наш словарный запас пополняется, развивается внимание и образное мышление.

Составление ребуса – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности

Заключение

Ребусы – это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.

Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество.

При выполнении данной работы мы:

  1. Узнали историю происхождения ребусов, их виды.

  2. Изучили правила составления и решения ребусов.

  3. Провели исследование в 3 «Б» классе;

  4. Создали памятку «Как научиться решать ребусы», брошюру «Ребус – друг мышления» и альбом-папку «Математические ребусы глазами третьеклассников».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме. В них мы нашли 10 определений понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов.

Работая над проектом, я научился находить нужную информацию в научной литературе, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point. Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации и буклета.

По результатам опроса одноклассников мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

Для ребят, уже умеющих решать ребусы, есть перспектива – принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ» и других.

Список используемой литературы

  1. Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 – 211.

  2. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль. М.: Наука», 2000. – 1000 с.

  3. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. – М. : АСТ-ПРЕСС, печ. 2008. – 753 c.

  4. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов : 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. – М. : Мартин, 2006. – 703 c.

  5. Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды»., М., 2014. – 353с.

  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 573 c.

  7. Кордемский Б.А.  Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.

  8. Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.

  9. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с..

  10. Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова – М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35). 

  11. Мочалов Л.П.  Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с..

  12. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 652 с.

  13. Словарь иностранных слов современного русского языка, 100 000 слов и выражений, Егорова Т.В., 2014. – 824 с. `

  14. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 314 с.

  15. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. – М., 2003.

  16. Толковый словарь русского языка /Ефремова Т.Ф. – М., 2000. – 1233 с.

Электронные ресурсы

1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html

П

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18

Тракторозаводского района Волгограда»

VII Международная

учебно-практическая конференция

«Первые шаги»

Удивительный мир ребусов

Выполнила: учащиеся 9 «Б» класса

Васильева Елена Сергеевна

Руководитель: учитель математики

Старцева Татьяна Александровна

Волгоград 2017/2018

Оглавление

Введение – стр. 3 – 4

История возникновения ребусов – стр. 4 – 5

Что означает слово ребус? – стр. 5 – 6

Правила составления и разгадывания ребусов – стр. 6 – 12

Самостоятельно составленные ребусы по математике – стр. 12 – 14

Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов – стр. 15 – 17

Заключение – стр. 17-18

Список используемой литературы – стр. 18

1.Введение.

Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Нам повезло, что математика нам нравится. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Мы читали, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете мы нашла массу высказываний такого характера:

-«Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы и головоломки». [1]

-«Разгадывание ребусов является  отличной гимнастикой для развития  интеллекта школьника».[2]

-«Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить». [3]

Мы решили, что решение различных головоломок поможет нам развить математические способности.

Тема работы: «Увлекательный мир ребусов».

Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются ребусы, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи.

Цель: научиться решать математические ребусы.

Задачи:

Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах;

Изучить ребусы различных видов;

Исследовать возможные пути решения ребусов.

Создать свои ребусы, используя правила составления.

Создать альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Проблема: математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы.
Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Объект исследования: математические ребусы

Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

2. История возникновения ребусов.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться “иероглифической”. В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.Всем известный автор сказок “Алиса в Стране чудес” и “Алиса в Зазеркалье” Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном

отображении.Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова “В часы досуга: ребусы” (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева “Ребусы”. В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

3. Что означает слово ребус?

Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Виды ребусов.

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки – это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус – это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача – это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы – это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

4. Правила составления и решения ребусов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком – необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» – «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» – выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» – можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом – вторая, за ней – третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами. Например, «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К». Например, «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например, «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные

слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» – собачка, «#» – диез, «%» – процент, «&» – амперсанд, «()» – скобки, «~» – тильда, «:)» – смайлик, «§» – параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

5.Самостоятельно составленные ребусы по математике.

Периметр

2.Треугольник

Высота (высоты)

Числитель

5.Знаменатель

Я=Е , П=Н

Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности

6.Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Среди обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для восьмиклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов. Нами было опрошено 25 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Таблица 1.

Вопрос

Ответы

обучающихся

Да

Нет

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

24

1

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

4

21

3. Умеете ли вы решать ребусы?

20

5

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

19

6

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

25

0

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

24

1

7. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

16

9

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся захотели научиться решать ребусы. Мы предложили таким ребятам сначала познакомиться с правилами решения ребусов, а затем выбрать понравившееся слово из курса математики и изобразить его в виде ребуса. Все с желанием выполнили эту работу, и мы создали папку-альбом «Математические ребусы глазами восьмиклассников». После выбора темы проекта было решено каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал нас темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность,

вызывал творческую активность. Учитель отмечает, что наш словарный запас пополняется, развивается внимание и образное мышление. Составление ребуса – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.

7.Заключение.

Решение ребусов помогает нам развивать логическое мышление. Ребусы – это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что решение ребусов помогает нам развить логическое мышление, подтвердилась.

При выполнении данной работы мы:

Узнали историю происхождения ребусов, их виды.

Изучили правила составления и решения ребусов.

Провели исследование в 8 классах;

Создали памятку «Как научиться решать ребусы», и альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме, в которых узнали определение понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов. Работая над проектом, мы научились находить нужную информацию в научной литературе, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point, Eхcel. Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации. По результатам опроса одноклассников мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Тренируя ум, мы становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества. Ребусы – это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации,

творчества, интеллектуальные способности. Ученики, умеющие решать ребусы – принимают активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Кит», «Кенгуру», «Кенгуру-выпускникам» и других.

8.Список используемой литературы:

Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды», М., 2014. – 353с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 573 c.

Кордемский Б.А.  Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.

Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 – 197.

Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с..

Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова – М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35). 

Мочалов Л.П.  Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с..

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 652 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 314 с.

Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. – М., 2003.

Электронные ресурсы:

1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html

Автор материала: Е. Васильева (9 класс)

ПРАВИЛА

СОСТАВЛЕНИЯ
И РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Ракитянская СОШ №1»

п. Ракитное Белгородской обл.

Латышева Татьяна

Анатольевна

Привет! Меня зовут Агния.

А это моя мама – Ирина Петровна. Она работает в школе и учит детей читать и писать.

Мы очень любим составлять

и разгадывать ребусы.

А вы умеете это делать?

Если забыли, как это

делается, то мы

с удовольствием

поможем вам.

Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

Для того чтобы решать ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Познакомьтесь с этими правилами.

ПРАВИЛО 1

Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

почка

ПРАВИЛО 2

Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а больше названий, например, «глаз» и «око», «нога» и «лапа». Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

ПРАВИЛО 3

Иногда название предмета не может быть использовано целиком – надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

ПРАВИЛО 4

Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»

ПРАВИЛО 5

Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».

из-б-а

вн-из-у

ф-из-ик

ПРАВИЛО 6

Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Ка-за-нь

за-я-ц

ПРАВИЛО 7

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» – выбирайте предлог по смыслу.

фо-на-ри

под-у-шка

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» — можно изобразить так:

ПРАВИЛО 8

Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по».

по-р-т по-л-е по-я-с

ПРАВИЛО 9

Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».

л-у-к д-у-б

ПРАВИЛО 10

Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

сон

ток

ПРАВИЛО 11

Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, значит, что букву эту надо выбросить из слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства.

газ

мал

гость

ПРАВИЛО 12

Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами.

бриг

ПРАВИЛО 13

Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами.

до-ля фа-соль

Следует помнить, что в ребусах все перечисленные примеры комбинируются.

Как видите, ничего сложного нет. Разгадывать ребусы не только интересно, но и полезно для ума.

Источники

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/03/pochka.jpg

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/03/nos1.jpg

http://monetkin.by/components/com_jshopping/files/img_products/thumb_6afde13379abf23648518e0f4029069b.jpg

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2012/03/mak.jpg

http://pesochnizza.ru/igroteka/kak-reshat-rebus

http://allforchildren.ru/rebus/rebus0.php

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_582731e60b637/podborka_riebusov_dlia_slovarnoi_raboty_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie_13.png

http://school02kansk.ucoz.ru/doc2016/teach/_20160209_1017312455.png

https://fs00.infourok.ru/images/doc/242/228525/1/img11.jpg

http://www.igraza.ru/images/stories/29.png

https://fs00.infourok.ru/images/doc/301/300629/img5.jpg

http://uslide.ru/images/4/11046/736/img5.jpg

http://tapenik.ru/dizain/dev_6.png

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2014/02/rebus-transport-12.jpg

http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/cvety_raduzhnye/shablony_prezentacii_belye_rozy/526-1-0-57959

Добавить комментарий