Профориентационный час как найти свое призвание

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Профориентационный час «Как найти своё призвание?»

Цель: привлечение внимания старших подростков к осознанной проблеме профессионального выбора.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать понятие «призвание»
  • расширить представления о разнообразии профессий, доступных лицам с ОВЗ;
  • познакомить с профессиями тренера, массажиста и педагога-психолога;
  • побудить к поиску новой информации и осознанному профессиональному выбору.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся с нарушением зрения;
  • развивать самопознание и самовоспитание обучающихся в связи с задачей выбора профессии и социализации;
  • формировать активную жизненную позицию;
  • находить пути преодоления отрицательных личностных черт у воспитанников.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду людей разных профессий; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать в коллективе;
  • показать связь выбора профессии с личными возможностями и общественными интересами.

Подготовительная работа:сочинение «Моя будущая профессия»; подбор материала о незрячих людях, добившихся значительных успехов, беседы с выпускниками школы.

Технология:проблемно-развивающее обучение

Оформление: Эпиграф «…Слово «призвание» родилось от слова «зов»… Прежде всего – зов собственного сердца». К. Паустовский.

Высказывания: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Философ Сенеки

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация. Мягкие игрушки для упражнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: Любая профессия, любая работа, если делать ее с душой, если постоянно искать и не рассматривать труд как необходимость, приносит человеку большую радость, удовлетворение от прожитого дня. И тогда говорят, что человек нашел свое призвание. Здесь речь идет об успешном труде, в котором проявились и получили развитие интересы и способности работника, лучшие черты его характера, его знания и умения достигли профессионального совершенства.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (ответы детей)

Как найти свою стихию, чтобы по-настоящему использовать свои силы, ум, знания, чтобы приносить наибольшую пользу, чувствовать себя нужным, полноценным, удовлетворенным? Вот об этом мы сегодня и поговорим.

– Скажите, нужен ли для вас этот разговор? С какой целью мы проводим данное занятие? (ответы детей)

В нашей беседе примут участие сотрудники школы-интерната – массажист, педагог-психолог, учитель физкультуры и тренер. Я думаю, что они расскажут нам о своем призвании и профессиональной деятельности, потому что некоторые из вас хотели бы в будущем получить эти профессии.

Составить формулу призвания невозможно, но знать о том, как найти свое призвание, радость труда и интересную профессию, должен каждый молодой человек.

Дошла до нас одна древняя легенда. Если верить ей, люди когда-то были невероятно сильными и могучими: о двух головах, о четырех руках и ногах, о двух сердцах, бившихся в едином ритме. И поднялись люди на Зевса, долго бились с ним, и только после тяжкого изнурительного побоища победил громовержец. Борясь за свою олимпийскую власть, погубил он героическое племя. Рассек каждого пополам, половинки разбросал по свету. И вот с тех самых пор ищут они друг друга, если находят — счастливы, а если сливаются по ошибке неправильно – страдают, тоскуя по гармонии и не обретая ее.

– О чем он, этот прекрасный миф?

Человек должен найти себя, стремиться к совершенствованию, к обретению гармонии с окружающим миром путем познания самого себя и своего места среди людей. Очень древняя греческая заповедь гласит: «Человек! Познай себя!» Интерес человека к самому себе, поиск своего места среди людей, умение оценивать себя и свои возможности и способности – очень важная часть формулы призвания.

Вопрос: Как вы думаете, почему первым пунктом плана сочинения «Моя будущая профессия» был вопрос: кто я? Для чего оценка собственного я необходима в выборе профессии? (ответы воспитанников)

Ведущий: В наше время никто из ученых не сомневается, что каждый человек при рождении наделен спектром возможностей – задатков. Уже самые первые проявления этих задатков превращают их в начинающие развиваться способности. Множество интересных фактов из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья доказывают, что, оценив свои возможности, человек может изменить себя путем самовоспитания и добиться исключительных результатов, найти свое жизненное призвание.

Выступления обучающихся

Валерий Купчинский, инвалид 1-й группы по зрению, но через всю его жизнь красной нитью проходят годы упорных тренировок, годы настойчивого стремления к достижению спортивных побед. Заслуженный мастер спорта Валерий Купчинский — самый титулованный спортсмен с ограниченными возможностями, когда-либо выступавший в зимних видах спорта. На чемпионатах Европы он завоевал 12 золотых, 13 серебряных и 4 бронзовых медали. 7 золотых, 2 серебряных и 5 бронзовых медалей именитый лыжник получил за свои спортивные достижения на чемпионатах мира. Паралимпийские игры добавили в копилку клинчанина, упорно идущего к победному Олимпу, 9 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовых награды.

Руслан Дзалаев — один из успешных североосетинских адвокатов. Когда ему было 11, он ослеп. Шальная пуля рикошетом попала Руслану в висок, отобрав зрение, но не мечту стать юристом. В 13 лет будущий адвокат оказался в Грозненском интернате для слепых. За месяц освоил азбуку Брайля. После 8 класса продолжил учёбу в школе-интернате Москвы. Здесь Руслан научился печатать на машинке и получил специальность слесаря-сборщика. А ещё занялся спортом: лёгкой атлетикой и плаванием.Азы юриспруденции будущий адвокат познавал в Государственном североосетинском университете, который закончил на «отлично». Учился по основной программе, без всяких поблажек. Лекции записывал на диктофон, потом учил наизусть. Родные читали ему юридическую литературу, он писал по системе Брайля. Дзалаев наизусть знает уголовный кодекс. И выслушав обратившегося к нему за защитой, сразу говорит, чем может дело кончиться.

Диана Гурцкая – российская эстрадная певица и общественный деятель, заслуженная артистка России, незрячая от рождения. Окончила школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. С 10 лет началась ее музыкальная карьера.

Диана является одним из создателей и почетным председателем фонда, занимающегося оказанием помощи детям с отсутствующим или слабым зрением. Была инициатором проведения первого Международного фестиваля среди незрячих и слабовидящих детей. Диана Гурцкая награждена Орденом Дружбы за внесение весомого вклада в организацию, как общественной, так и благотворительной деятельности и Орденом Чести Грузии. Вот уже пятый год Диана Гурцкая устраивает для незрячих детей праздник, организует фестиваль «Белая трость» с целью реабилитации детей-инвалидов через творчество и выявление одаренных воспитанников интернатов.

– Какой вы можете сделать вывод, прослушав данные сообщения?

(Обсуждение с воспитанниками, приведение примеров из жизни выпускников школы)

– А вы, ребята, изучаете свои способности и качества личности? Хотели бы узнать, насколько знаете вы себя? Для этого поработаем с тестом «Знаю ли я себя?»

Вам необходимо из предложенных вариантов выбрать ответ, который соответствует вашему мнению. Записать только балл в соответствии с ответом.

  1. Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли объяснить себе, почему выбор именно таков? Да – 2, Трудно сказать – 1, Нет – 0.
  2. Понимаешь ли причины плохого или хорошего отношения товарищей к себе? Да – 2, Трудно сказать – 1, Нет – 0.
  3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить? Были – 0, Не помню – 1, Не были – 2.
  4. Если бы время вернуть назад, то вчерашний день: Прожил бы точно так же – 1, Многое сделал лучше – 2, Не считаю нужным об этом думать – 0.
  5. Можешь ли точно предсказать, как поступишь в сложной ситуации? Да – 2, Нет – 0, Трудно сказать – 1.
  6. Хорошо ли знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад? Знаю – 2, Не знаю – 0, Не задумывался – 1.
  7. Задумываешься ли ты о том, какие изменения могут произойти в тебе завтра?
  8. Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру? Трудно – 0, Нетрудно – 2, Не знаю – 0.
  9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности? Знаю — 2, Не знаю — 0, Не задумывался — 1.
  10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих? Знаю – 2, Не знаю – 0, Не уверен – 1.
  11. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож? Смог – 2, Не смог бы – 0, Не задумывался – 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

16 и более баллов: ты себя знаешь достаточно хорошо.

10—16 баллов: тебе следует более глубоко изучить свои качества.

Менее 10 баллов: изучение себя надо начинать немедленно, так как всякое промедление приведет к нежелательным результатам.

Ведущий: Итак, для того чтобы раскрыть свои возможности в будущей профессиональной деятельности и найти свое призвание нужно:

  • знать о неограниченных возможностях личности;
  • захотеть развивать эти возможности и способности;
  • обладать стойким характером для претворения в жизнь своих планов;
  • постоянно и много трудиться над собой.

А сейчас проведём игру «Пойми меня» и узнаем, насколько хорошо вы умеете работать в группе, действовать по определенным правилам, справляться с неудачей, а также посмотрим, насколько хорошо у вас развиты внимание, наблюдательность и память. (Проводит педагог-психолог А.В.Раскатова)

Игра

Все стоят в кругу лицом друг к другу. Передают друг другу игрушку, называя свое имя и имя того, кому передают игрушку. Когда игрушка побывает в руках у каждого участника, нужно продолжить передавать ее в той же последовательности.

Если игрушка падает, игра начинается с самого начала. В течение игры можно добавить вторую, третью и т.д. игрушки.

Педагог-психолог:

– Оцените свою работу в группе.

– Что получалось хорошо, а что – не очень. Почему?

Общий вывод.

Ведущий: Совершенно очевидно, что, помимо способностей, которыми природа нас наделила, нужна деятельность, чтобы развивать и закреплять их. А способности развиваются только там, где большой интерес, где вы успешнее можете проявить себя. Если у вас есть интерес к какой-то области знаний или сфере деятельности, то необходимо его развивать. Интерес побуждает заниматься, в процессе чего развиваются и крепнут наши способности.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, к чему вы проявляете интерес и как это влияет на развитие ваших способностей? (ответы воспитанников)

Ведущий: Мы видим, что на интересном мы тренируем свою волю, чувства, ум, развиваем не только способности, но и качества личности (интерес к рисованию – занимаемся в художественном кружке – развиваем творческие способности – становимся усидчивее, терпеливее, расширяем кругозор и умственные способности, изучая историю искусства). Роль интересов и способностей в процессе поисков призвания велика, оценив свои способности, развивая их, а в будущем проявив в интересной работе, вы добьетесь успеха и найдете свое призвание. Обязательно в юношеском возрасте нужно заняться активной деятельностью в поиске своего призвания, попробовав себя во всем, проявив свои интересы на деле: занимайтесь в кружках, участвуйте в творческих делах и конкурсах, пробуйте свои силы на рабочем месте и в труде. Тот, кто пробует себя в том деле, о котором мечтает, в будущем не разочаруется в своей профессии. Пусть этот поиск будет длительным и нелегким, но не надо искать легкой жизни, потому что любимая работа будет всегда обязывать к кропотливому и ответственному труду. Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно мобилизовать все свои силы и стремиться к достижению цели, пусть на протяжении долгих лет.

Например, у Павла Бажова есть рассказ «Живинка в деле». Главный его персонаж смолоду перепробовал почти все, существующие на Урале, профессии и, в конце концов, на всю жизнь занялся обжиганием угля. Он так увлекся этим скромным ремеслом, что не за какое иное дело до конца жизни не брался. Он увидел в этом деле некую «живинку». Проявил творческий подход, искал себя на многих поприщах и пришел к интересной работе, где смог проявить свои способности, которые совпали с интересом.

Вопрос: Есть такое крылатое выражение: «Человек не может проверить свое призвание к делу, прежде чем руки его не коснулись самого дела». Как вы понимаете это выражение? (ответы воспитанников)

Ведущий: Призвание развивается только в труде. Именно активный поиск себя в деятельности, развитие умений трудиться упорно и сосредоточенно поможет обрести призвание. Я уже рассказала вам, что активная работа над собой, трудовая и творческая деятельность поможет вам найти свое призвание. Чтобы добиться успехов и результатов в своей работе, надо постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, и здесь очень важным становится получение образования и профессиональное совер¬шенствование. Об этом мы побеседуем с нашими гостями.

Беседа с массажистом, выпускницей нашей школы – Светланой Алексеевной Шевченко

Вопросы:

– Как Вы считаете, нашли ли Вы свое призвание в жизни?

– В каком возрасте Вы решили для себя, что эта профессия – Ваше будущее?

– Какими личностными качествами должен обладать специалист Вашей профессии?

– Пришлось ли Вам работать над собой, совершенствовать какие-либо качества, чтобы добиться поступления в учебное заведение для получения профессии? Где Вы учились этой профессии?

– Как стать профессионалом своего дела?

Вопросы воспитанников.

Беседа с учителем физкультуры и тренером Натальей Алексеевной Тютиковой

Вопросы:

– А Вы нашли свое призвание в жизни?

– Испытывали ли Вы свою судьбу, меняли профессию, искали себя?

– Какие трудности встречаются в Вашей работе?

– Какими личностными качествами должен обладать специалист Вашей профессии?

Вопросы воспитанников.

Беседа с педагогом-психологом Анной Владимировной Раскатовой

Вопросы:

– Кем Вы хотели стать в детстве, и осуществилась ли ваша мечта?

– В каком возрасте Вы решили для себя, что эта профессия – Ваше будущее?

– Где Вы учились этой профессии?

– Что бы Вы посоветовали ребятам, которые хотят выбрать профессию психолога?

– Что значит профессиональное совершенствование?

Вопросы воспитанников.

Ведущий: Спасибо гостям за их профессиональные советы.

Ребята, прошу вас взять ручки и листочки, подумав и поразмыслив над услышанным, допишите предложение: «Чтобы найти свое призвание в жизни, надо…» Выполнение задания.

Ведущий: Обратите внимание на эпиграф. Призвание – это зов собственного сердца. Я очень хочу, чтобы вы уже сейчас, сегодня задумались над своим будущим, пусть сердце подскажет вам, где вы сможете достичь профессиональных вершин и принести пользу обществу. Спешите уже сегодня начать работу над собой, чтобы завтра не испортить себе жизнь.

Послушайте стихотворение немецкого писателя-гуманиста XV века

С.Бранта. (читает учащийся)

Клянется часто сын заблудший:

Уж завтра-то я стану лучше.

Но это завтра никогда

Не наступает, вот беда!

Как снег растаявший, как дым,

Заветный день неуловим.

И, только одряхлев, глупец

В то завтра вступит наконец.

Расслаблен, немощен уже,

С тоской раскаянья в душе.

Спеши сегодня лучше Стать

Не будешь завтра так страдать.

Ищите себя, трудитесь над собой! «Если вы удачно выберете труд и вложите в него все свои силы, то счастье вас отыщет!»

Рефлексия.

– Понравилось ли вам занятие?

– Что нового вы для себя узнали?

– О чём задумались?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

Классный час

«В поисках призвания» 

в 9 классе

Подготовила классный руководитель

учитель I категории

Аниканова Н.В.

р.п. Горный

2020-2021 уч. год

Дата проведения: 10.11.2020.

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии.
Задачи:
сформировать установку на самопознание, самоопределение;
развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.
Оборудование: листы бумаги А 4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.

«Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблён в свою работу, – только тогда он может черпать радость в своём труде.

(Н. К. Крупская)

Ход мероприятия.

Упражнение «Круг приветствия».

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
         Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
        А как вы понимаете, что такое призвание?

(учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
        Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций, призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти. Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
           Как вы считаете, призвание есть у каждого? (ответы учащихся).

          А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся – прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться).

                       C:UsersпкDesktopфотоIMG_20201110_171537.jpg

Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»

                        C:UsersпкDesktopфотоIMG_20201110_171637.jpgУчитель.  Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
          Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
– Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание.

             Проблема выбора профессии всегда стоит очень остро. Как правило, учащиеся задумываются об этом только в 10-11 классе или ещё позже, когда бывает уже поздно, и выбранная профессия не приносит ни удовлетворения, ни радости.

Поэтому уже в 9 классе вы должны задуматься о своей дальнейшей жизни, о хорошей профессии, своём образовании.

– Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии. (Интересами, своими способностями и возможностями  и т.д.)

 – Мы не знаем, какие личностные или профессиональные качества нам потребуются в дальнейшем для достижения успеха в той или иной сфере человеческой деятельности. Давайте попробуем определить своё место в мире профессий, правильность его выбора.

Рейтинг востребованных профессий меняется с каждым годом. Но есть специальности, которые всегда будут актуальны. Например, экономисты были  и остаются самыми востребованными специальностями на рынке труда. Экономист должен хорошо знать математику и не только.

Для экономиста важны: умение анализировать большой объём информации, хорошая память и высокая концентрация внимания.

Так же одна из самых популярных профессий – менеджер по продажам. Действительно именно эти люди обеспечивают финансовое благополучие большинства компаний. Суть работы менеджеров по продажам – реализация товара. Как правило, его продают через сеть посредников, которые в свою очередь доставляют товар в магазины или торговые точки. Для того, чтобы поток сбываемого товара был равномерным и постоянным, необходимо устанавливать и поддерживать партнёрские отношения с клиентами.

Ещё одна востребованная профессия – секретарь, высокий спрос на которую объясняется необходимостью для каждой организации в человеке, который будет отвечать на звонки и вести делопроизводство.

Давайте ребята обсудим, какими чертами характера должен обладать человек при выборе той или иной профессии. (выбирают 2 чел. к доске, которые называют черты характера  по конкретной профессии)

Любая профессия предполагает, что человек, избравший её, обладает определёнными присущими только ей качествами. Например,  музыкант должен обладать слухом, танцор пластикой и чувством ритма.

Принимая решение,  с какой профессией связывать мечты, надежды, очень важно учитывать свои способности.

Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я ещё не попробовал себя в ней?

Можно попробовать себя в разных сферах деятельности, и спустя годы, когда на поиск потрачено немало сил, найти любимое дело и почувствовать усталость.

Есть и другой путь – проанализировать, к чему у вас есть способности.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, ответив на которые, вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь завысить оценку, будьте строги к себе. Поставьте ту оценку, которая отражает ваши реальные умения.

5- «очень хорошо»

4- «хорошо»

3-«средне»

2-«ниже среднего»

1-«плохо»

(раздать карточки с вопросами теста.)

Тест «Выбор сделай сам»

  1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой –либо проблемы.
  2. Я анализирую свои возможности, потребности, интерес, думая о выборе профессии.
  3. Я записываю основные идеи, прежде чем двигаться на этом пути дальше.
  4. Я могу чётко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.
  5. Я знаю, что я жду от своей будущей работы: удовлетворение, интересов, много денег, возможности свободно распоряжаться собой.
  6. Я ориентируюсь в справочной литературе, без труда могу найти нужную информацию о выбираемом учебном заведении.
  7. Я без труда, не испытывая волнения, могу войти в официальное учреждение  (например центр занятости) и получить там необходимую информацию.
  8. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я уверен в себе.
  9. Если я волнуюсь, когда говорю с незнакомым человеком о себе, о своих намерениях, то волнение использую чтобы познакомиться более эмоциональной и интересной личностью.
  10. Я уверен, что смогу осваивать многие виды деятельности.
  11. Я могу чётко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.
  12. Беседуя с человеком время от времени, я смотрю ему в глаза, чтобы понять его реакцию на меня, на то, что я говорю.
  13.  Я умею справляться с волнением, когда говорю с незнакомыми людьми.

(Ребята отвечают  на вопросы теста) Зачитывают расшифровку теста

Расшифровка теста

52-65 баллов. Вы очень хорошо подготовлены, чтобы решать проблему выбора профессии самостоятельно. Вы даже можете обойтись без опеки профконсультанта, и пожалуй, единственное, что можно было бы порекомендовать, – это убедиться в том, что вы действительно не завысили свою оценку.

39-52 баллов. Можно предположить, что вы подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно. Правда, вы не очень уверены в себе. С другой стороны, вам недостаёт отдельных умений. Их можно сформировать . В этом вам поможет профконсультант и школьный психолог. У вас возникают проблемы, когда нужно представить себя другому человеку, то есть в само презентации. Не унывайте, этому можно научиться.

26-39 баллов. Вам нужна помощь специалиста профконсультанта. Не откладывай проблему в долгий ящик, обратись к нему и начните с обсуждения тех вопросов, которые вы оценили низкими баллами.

 Меньше 26 баллов. Вам нужно много работать, чтобы научиться решать проблему выбора профессии самостоятельно. Не унывайте! Этому можно очень быстро научиться, если захотеть!

            Успех в выборе профессии зависит от многих факторов. Однако самый важный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

И главное при выборе своей будущей профессии не опирайтесь на ложные утверждения.

 – Профессия выбирается раз и навсегда.

 – Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучше.

– Профессия предназначена человеку от рождения.

 – По названию ВУЗа можно судить о том, кого он готовит.

– Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей.

– Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ.

Так было раньше, но сейчас жизнь становится быстрее, появляются всё больше возможностей. Научившись выбирать профессию сейчас, ты не побоишься рисковать потом.

             Почему люди часто думают, что профессия выбирается один раз и на всю жизнь? Скорее всего, потому что боятся рисковать и предпочитают считать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Следуя такой логике, человек принимает решение не самостоятельно, перекладывая ответственность на других людей.

             Очень важно стремиться получить не только одну профессию, но так же и смежные. Например,  юрист – экономист, товаровед – эксперт. Назовите ещё смежные профессии.

             Психологи считают, что каждые 10 лет следует менять профессию или проходить курсы, так как первые 3 года идёт освоение, 5-7 лет человек активно работает, после 10 лет идёт спад в работе.

Для каждой профессии важны свои квалификационные качества, без которых вас не будут считать настоящим специалистом, профессионалом.

Подумайте и предложите те качества, которые нужно формулировать для любой профессии:

 – самостоятельность;

 – ответственность;

– инициативность;

 – здоровье;

 – коммуникабельность;

 – сдержанность;

– добросовестность и т. Д.

Любая профессия должна отражать:

 – мечты;

 – интересы;

 – склонности;

 – желания;

 – возможности (способности);

-здоровье;

 – знание;

 – потребность на рынке труда

Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).

Рефлексия. Упражнение «Чемодан».
           Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

Классный час «В поисках своего призвания»

Цели:

Образовательные:

-учить
ориентироваться в мире профессий;

– расширять знания о
различных видах труда и знакомить с новыми профессиями;

– способствовать
формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.

Развивающие:

– содействовать
формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков;

– способствовать
развитию коммуникативной культуры учащихся;

– расширять 
кругозора,  развивать мышление, внимание, наблюдательность;

– создать условия для
развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.

Воспитывающие:

– способствовать
сплочению группы, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

– воспитывать
уважение к труду, к людям любой профессии.

Задачи:

1.Способствовать
формированию актуального для подростков «информационного поля».

2. Расширить знания,
кругозор, словарный запас учащихся.

3. Формировать
познавательный интерес, мотивы саморазвития и личностного роста.

Вступление:

“Человек рождается
дважды”, –   говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии.
Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный.
Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника,
специалиста – уходит корнями в его детство, юность. Например, существует
легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает
что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них 2 извилины.
Буква М по-голландски означает “мнение” –  “человек”, а если перевернуть –
латинская W, что означает “верх” –  2 работа”.

Человек и работа.
Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое
счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание. (А.Л. Сайко. “Все мы
родом из детства”)

Вы сейчас учитесь в 9 классе, и перед вами уже стоит вопрос: «Куда
пойти учиться?».

         О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно,
знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения.

         Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время
долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что
ты делаешь?» Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на такой же
вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил,
что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.

         Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для
кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого –
жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу,
испытывает радость от результатов своего труда.

         Известный учёный-педагог К. Ушинский говорил: «Если вы удачно
выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет». И это,
действительно, так.

         Для того, чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть
информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об
особенностях их труда, сравнивать и примерять на себя различные профессии.

         Мы уже говорили о том, какое разнообразие профессий существует
в мире. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч различных профессий. По
500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее
время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые меняются по
содержанию. Но есть такие, которые существуют тысячелетия и будут продолжать
существовать (врач, педагог, земледелец, строитель и др.).

Итак, сегодня мы с вами проведем небольшое соревнование команд,  конкурсную
игру – «В поисках своего призвания». Хочется посмотреть, как вы ориентируетесь
в мире профессий, оценить вашу эрудицию.      

Разминка

1.    
Пословицы о профессиях

Перед вами набор слов, ваша задача правильно назвать пословицу и
сказать о какой профессии в ней говорится.

  • КУЙ, ПОКА, ЖЕЛЕЗО, ГОРЯЧО.
  • НЕ, ИГЛА, А, РУКИ, ШЬЁТ.
  • КТО, ПАХАТЬ, НЕ, И, РОДИТСЯ, ЛЕНИТСЯ,  У,
    ХЛЕБ, ТОГО.
  • НЕ, БРАВШИСЬ, НЕ, СРУБИШЬ, ЗА, ИЗБЫ,
    ТОПОР.
  •  ЛЕС, ЩЁПКИ, РУБЯТ, ЛЕТЯТ.
  • КОТЁЛ,  НЕ, СТРЯПУХА, ВАРИТ, А.

2. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные
характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствую
данной характеристике.

l 
самая сладкая профессия?

l 
самая зеленая профессия?

l 
самая денежная профессия? (с точки зрения
обращения с деньгами)

l 
самая общительная профессия?

l 
 самая смешная профессия

l 
самая серьезная профессия

1 конкурс «Классификация профессий»

Ведущий:

Вы знаете, что все профессии делятся на 5 типов в зависимости от
предметов труда.

«Человек-природа» ( Предмет
труда – растения, животные, микроорганизмы).

«Челове -человек» ( Предмет
труда – люди, группы, коллективы).

«Человек-техника» ( Предмет
труда – технические системы, материалы, виды энергий)

«Человек – знаковая система» (
Предмет труда – знаки, цифры, коды, языки)

«Человек-художественный образ»
( Предмет труда – художественные образы)

         Задание: придумать как можно больше профессий, относящихся к
каждому  из типов:

«Человек – природа»                                   «Человек –
человек»

Эколог, лесник, агроном,                            Парикмахер,
учитель, врач,

садовод, овощевод, мелиоратор,                 официант, фельдшер,
судья,

зоотехник, генетик, пчеловод,                     экскурсовод, продавец,

ветеринар, пекарь, сыродел,              библиотекарь, милиционер,

метеоролог, озеленитель, зверовод,    нотариус, консультант,

тренер лошадей…                                         следователь,
контролёр…

2 конкурс “Мы
не скажем, а покажем”

Ведущий:

Учёные утверждают,
что в общении 7 % информации передаётся путём вербальных средств (только слов);
через интонацию, тембр голоса – 38 %; а невербальные средства несут 55 %
информации.

В связи с этим можно
согласиться со словами Публиция: “Говорим мы голосами, а беседуем всем
телом”.

Изобразить с помощью
жестов и мимики особенности какой либо профессии

Загадывающая команда
спрашивает: «Вам работники нужны?»

Ответ: «А что вы
умеете делать?»

– «Что умеем мы не
скажем, а сейчас вам все покажем.»

3 конкурс «Новые
профессии»
 

Ведущий: За последнее время появилось много новых и модных профессий.
Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. 

Вам предлагается  по названию профессии и фотографии попробовать описать,
чем занимается человек этой профессии, какими профессиональными качествами он
должен обладать.

Психогимнастика
“Дотянись до звезды”.

Инструкция: Сядьте
удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).

А теперь представьте
себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите
внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа
на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и
вдохновения.

Еще раз полюбуйтесь
этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы
обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед
собой, какая она, запомните какой свет она излучает.

4 конкурс «Профсловарь»

Ведущий:  Соотнесите понятие и его определение

Вакансия – свободное место, незанятая должность.

Должность – служебная обязанность, служебное место, занимаемое
человеком в той или иной организационной структуре.

Карьера – активное достижение человеком ранее намеченных
постов и должностей; успешное продвижение по службе или профессиональный рост;
совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается
человек на протяжении жизни (включая учёбу, работу, досуг).

Квалификация – степень профессиональной готовности работника к
выполнению трудовых функций в рамках определённой профессии или специальности.

Призвание – наивысшая степень соответствия конкретного человека
и его работы.

Профессиональная пригодность – совокупность индивидуальных данных человека,
при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемых ему профессией.

Профессионализм – высокий уровень освоения данной профессии; развитие
самой профессии и саморазвитие в профессиональном труде; поддержание имиджа
профессии.

Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих
профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков;
осознания соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет человеку;
переживание этого состояния как чувства удовлетворённости выбранной профессией

Профессия – вид трудовой деятельности, требующей определённой
подготовки и обычно являющейся источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Вакансия

служебная обязанность, служебное место,
занимаемое человеком в той или иной организационной структуре.

Должность

наивысшая степень соответствия конкретного
человека и его работы.

Квалификация

свободное место, незанятая должность.

Профессиональное самоопределение

высокий уровень освоения данной профессии;
развитие самой профессии и саморазвитие в профессиональном труде; поддержание
имиджа профессии.

Карьера

вид трудовой деятельности, требующей
определённой подготовки и обычно являющейся источником существования.

Призвание

степень профессиональной готовности
работника к выполнению трудовых функций в рамках определённой профессии или
специальности.

Профессиональная пригодность

совокупность индивидуальных данных человека,
при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемых ему
профессией.

Профессионализм

активное достижение человеком ранее
намеченных постов и должностей; успешное продвижение по службе или
профессиональный рост; совокупность видов осознанной продуктивной
деятельности, которыми занимается человек на протяжении жизни (включая учёбу,
работу, досуг).

Специальность

осознание человеком уровня развития своих
профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и
навыков; осознания соответствия их тем требованиям, которые деятельность
предъявляет человеку; переживание этого состояния как чувства
удовлетворённости выбранной профессией

Профессия

вид занятий в
рамках одной профессии.

6 конкурс. «Придумай
профессию»

 Ведущий:  В мире
существуют необычные профессии. Например:

– должность
обезьянщика (Индия) – отгоняет приматов от кушающих туристов;

– тренер уток (США,
Мемфис)
– организует церемониальные шествия своих подопечных по отелю – от
крыши до фонтана;

– охотники (Швейцария,
Цюрих)
– они ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей;

– «кокосовый инженер
по технике безопасности (Виргинские острова)

Следит, чтобы
падающие кокосы не нарушали покой постояльцев отелей;

– профессиональный
сборщик ЛЕГО (Калифорния, Карлсбад) – из деталей знаменитого
конструктора эти люди создают порой целые ландшафты;

водители такси с
караоке (Хельсинки) – такое такси стоит гораздо дороже;

– сокольничий (Калифорния,
Санта-Барбара)
– устраивает для гостей    

 шоу с ястребом;

– гид по
канализационной системе (Париж) –

догадались сами?

Попробуйте  за 1
минуту придумать

профессию, которая,
по-вашему, ещё не существует

и представить нам.

7 конкурс.  «Узнай профессию»

Ведущий:  Я предлагаю
вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я сейчас
вам буду зачитывать.

         1. Рисунок,
проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания,
памятники. (архитектор)

         2. Ткань,
раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (портной)

         3.  Верстак,
рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

         4. Театр,
зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

         5. Ясли,
детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие. 
(Воспитатель детского сада)

         6. Белый
халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

            7.
Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила,
безопасность. (Милиционер).

         8.  Книга,
фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели, пользователи.
(Библиотекарь).

          9.  Газета,
новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты, (Корреспондент,
журналист).

         10. Красота,
волосы, ножницы,  прическа, стиль, шампунь, краска,  клиент. (Парикмахер).

         11. Деньги,
посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредиктивы,
личный счет. (Контролер в банке).

         12. Телефон,
кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации. (Инженер
электросвязи).

         13.  Ремонт,
трубопровод, отопление, авария, техническая, грамотность, слесарный инструмент.
(слесарь-сантехник).

         14. Стройка,
кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно
изогнутой ручкой), стена, кладка. (Каменщик, строитель).

         15. 
Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор,
пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива).

         16.  Земля.,
природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения,
урожай. (Агроном).

          17. Тесто,
мука, печь, хлеб, пышность, аромат , вкус, чистота, тепло. (Пекарь).

         18. 
Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, чертежная доска, съемка,
экспедиции, глазомер. (Техник-топограф).

Жюри подводит
итоги, а мы с вами ответим на вопросы

Блиц – тура

1.    
Специалист по отделке
зданий (помещений). (Маляр.)

2.    
Специалист по изготовлению
изделий из металла. (Токарь..)

3.    
Специалист по воспитанию и
обучению детей. (Педагог.)

4.    
Специалист по сборке и
наладке механического оборудования. (Слесарь.)

5.    
Специалист по обработке
металлов под давлением. (Чеканщик.)

6.    
Специалист по обслуживанию
и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)

7.    
 Мастер по ручной ковке
металла. (Кузнец.)

8.    
Специалист с высшим
техническим образованием. (Инженер.)

9.    
 Владелец
сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка.
(Фермер.)

10.
 Специалист по разведению
фруктово-ягодных кустарников. (Садовод).

11.
 Специалист по технологии
соединения деталей конструкции  путем их местного сплавления. (Сварщик.)

12.
 Специалист по уходу за
лошадьми. (Коневод.)

13.
 Специалист по духовым и
клавишным инструментам. (Музыкант.)

14.
Специалист, владеющий
ножницами и расческой. (Парикмахер.)

15.
Специалист по изучению
процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

16.
 Специалист по обработке
дерева. (Столяр.)

17.
 Специалист, наносящий
рисунок на ткань. (Раклист.)

18.
 Специалист по
обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования.
(Электромонтер.)

19.
 Специалист по передаче
информации с помощью радиоволн. (Радист).

20.
 Специалист по
возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)

21.
 Работник торговли.
(Продавец).

22.
 Специалист по изображению
предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии
с установленными едиными требованиями. (Чертежник).

23.
 Рабочий на стройке.
(Каменщик).

24.
 Сотрудник, занятый
изданием газеты, журнала. (Редактор).

В заключение я хочу
рассказать вам притчу

В кузнице
отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять
в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на
следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и
блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением
посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта
ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

– Скажи, как ты
стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём
углу.

– Это безделье
тебя изменило, а я стала красивой от труда.

Очень важно, чтобы
каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который
занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке
говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам
правильно избрать свой путь, найти свое место в жизни.

Рефлексия

                                             АНКЕТА                                                                                         

Мое имя________________________________________________________________________________________

1. Занятие произвело на меня большое впечатление       54321             
Не произвело большого впечатления

2. Я полностью удовлетворен своим поведением              54321        
     Неудовлетворен

3. Я извлек для себя  много полезного                                 54321              
Я не извлек большой пользы для себя

4. Я чувствовал себя совершенно
спокойно                        54321               Я чувствовал себя беспокойно

5. Думаю, за мою активность можно поставить
____баллов    (по 10-бальной шкале)                          

6. В сегодняшнем занятии для меня было

самым полезным_____________________________________________________________________________

самым интересным____________________________________________________________________________

самым познавательным________________________________________________________________________

7. Мои предложения и пожелания ________________________________________________________

Цели:

Образовательная –  активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Развивающая – развитие навыков коллективной творческой поисковой деятельности учащихся, познавательной деятельности для создания ситуации успеха на уроке.

Воспитательная – воспитание толерантности, доверия друг к другу, внимательности к говорящему, умение высказывать свое мнение.

Задача: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессии.

Форма организации учебного процесса – коллективный учебный диалог.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,  
  • презентация,
  • магнитная доска,
  • оформление класса цитатами,
  • заготовка   изображения дерева,
  • цветы,
  • плоды,
  • листья.

Ход мероприятия

I. Приветствие.

Классный руководитель – Здравствуйте ребята, уважаемые гости, коллеги!

Психолог – Ребята, я предлагаю поприветствовать нам друг друга невербально, то есть без слов, используя только жесты. Здороваясь друг с другом по кругу, старайтесь не повторяться,  используйте разные творческие приемы.

Отлично, каждый из вас смог найти новый и непохожий на другие способ знакомства. Садитесь.

Классный руководитель – Сегодня мы проводим нетрадиционный классный час по теме «В поисках призвания». Мы с вами уже говорили о профессиональном самоопределении, неоднократно проводили тесты и сегодня продолжаем работу с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания. Ведь от правильного выбора профессии зависит успех всей вашей жизни.

II. Психолог – Я предлагаю принять правила работы:

  • активная работа каждого участника.
  • внимательность к говорящему.
  • доверие друг к другу.
  • недопустимость насмешек.
  • право каждого на свое мнение.

 Классный руководитель – Начать разговор с вами сегодня по теме «В поисках призвания» хотелось бы со слов В.Г.Белинского, который сказал: «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой».

III. Актуализация знаний:

Психолог – Что такое профессия? (Профессия – род трудовой деятельности, работа в саду – тоже трудовая деятельность)

– В чем же отличие профессии от других видов деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)

– Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

–  Что такое специальность? (Это занятия в рамках одной профессии.)

– Какие специальности вы знаете в профессии врача?

 – Что такое должность? (Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.)

  Классный руководитель – Чтобы принять правильное решение в выборе профессии, нужно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии:

Рисунок 1

1. Знания о профессиях и их востребованность. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо ориентироваться в мире профессий. Чем больше профессий нам известно, тем шире поле для выбора. В настоящее время появляется все больше и больше новых профессий. Вы, как представители молодого поколения, я надеюсь, знакомы с новыми профессиями.

Для пополнения своих знаний о мире профессий мы вам рекомендуем изучение литературы по выбору профессии, из которой вы узнаете,  что делает тот или иной профессионал и какие личностные качества от него потребуются. (Ошибки – выбор престижной профессии). Приведите пример.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Психолог Выбирая профессию, в первую очередь необходимо прислушиваться к собственному мнению, понять, что же лично вам нравиться, что вам интересно. Только та деятельность, которая вам по душе будет приносить радость, удовлетворение и только тогда вы сможете добиться успеха в своей профессии.

М. Эриксон сказал: «Когда не удовлетворяют потребности, жить трудно, когда не получают пищу интересы или их нет – жить скучно».

И также, если мы знаем, для чего мы работаем, какая цель стоит перед нами, зачем мы это делаем и для чего, тогда мы работаем с легкостью и намного лучше. Например, если человеку нравиться  организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).  По результатам недавнего тестирования мы выбрали 5 человек, которые наиболее точно определились с выбором профессии. По нескольким слайдам вам легко будет угадать профессию, которую выбрал кто-то из вашего класса. А затем угадайте кто это?

1. Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.
(Экономист – бухгалтер)

2. Многогранный, экстравагантный,
Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.
(Художник- дизайнер)

3. Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.
(Механик – инженер)

4. Изысканный, творческий.
Одаривает, волнуется, развивается.

Часто предстает в разных образах.
(Актер)

5. Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.
(Следователь – милиционер)

Психолог Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из загадок?

(Качества личности и виды деятельности)

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Классный руководитель – Одного интереса, к какому- либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. (Ошибка – несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.) Приведите пример

4. Уровень притязаний и самооценка. 

ПсихологРечь здесь идет о той планке, которую человек сам себе  устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Например, ученик собирается идти по стопам дедушки – успешного адвоката. Однако он не любит читать, косноязычен, с трудом запоминает стихи и даты. В целом юноша явно переоценивает свои возможности, полагая, что одного желания достаточно, чтобы мечта осуществилась. (Игра –  тест на самооценку. Из 10 ступенек лестницы выберете ту, на которой стоите вы. Если вы выбрали 1-5 ступени, возможно, ваша самооценка занижена, 6-8 – адекватная, 9-10 – завышенная). 

5. Мнение родителей, семьи.

Классный руководительМногие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых.  С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. (Ошибка – выбор профессии под давлением родителей) Приведите пример.

6. Мнение сверстников.

Психолог – Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Кто из вас сейчас хотел бы услышать, кем вас видят ваши одноклассники. (Ошибки – выбор профессии за компанию).

Рисунок 2.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Классный руководитель –  Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Но учителя предметники могут судить только о способностях ученика в какой-то определенной сфере знаний, которую они преподают.  В рамках элективного курса «Твоя профессиональная карьера» вы оценили свои интересы и способности с помощью психологических тестов. И получили психологические рекомендации.

8. Профессиональное планирование.  

Психолог – Представления о том, чего человек хочет достичь  в профессии.  Ответить себе на вопрос для чего мне это нужно? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Например, успешно поступить и закончить вуз, зарекомендовать себя как хорошего профессионала, получить приглашение на работу или самому найти достойное место, много усилий отдавать карьерному росту и т.д.

Запасные планы позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний.

При планировании карьеры приходится принимать во внимание и уровень материального достатка семьи. Многие вузы увеличивают количество платных мест, а для подготовки к вступительным экзаменам часто приходится прибегать к услугам платных подготовительных курсов или репетиторов. В этой ситуации кто-то обращается к помощи родителей, кто-то выбирает интересующий факультет в менее престижных вузах, куда проще поступить, кто-то решает не идти в институт сразу после школы, а поработать, чтобы накопить деньги на учебу.

Оптимальное профессиональное планирование – это результат трезвого взвешенного решения.

«Если вы хотите добиться от жизни, чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить»  А.Франс.

IV. Дерево профессий.

Классный руководитель – А сейчас предлагаю оставить свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Взять лист – если с профессией не определились.

Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь.

Взять плод – если с выбором профессии определились и повесить на дерево.

V. Рефлексия.

Психолог – И в заключение нашего занятия, я хочу вас попросить поделиться своими впечатлениями.

  1. Что для вас было важным на сегодняшнем занятии?
  2. Какие мысли, чувства вас посетили?
  3. Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

(Познакомились с новыми профессиями, услышали советы одноклассников, сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, не боясь, высказывали своё собственное мнение)

Большое спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Надеюсь, наше занятие дополнило ваши знания о мире профессий.

Желаю удачи в мире самоопределения!

Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

Наш классный час мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Наверняка вы задумывались и над вопросом: где бы я хотел продолжить свое обучение после школы, с какими областями науки я бы хотел связать свою дальнейшую жизнь?

Обсудим и поспорим.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: “Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!” Второй молвил: “Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам”. А третий сказал с улыбкой: “Я строю прекрасный собор”. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

Как найти свою стихию, чтобы по-настоящему использовать свои силы, ум, знания, чтобы приносить наибольшую пользу, чувствовать себя нужным, полноценным, удовлетворенным?

Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Скажите, нужен ли для вас этот разговор?

С какой целью мы проводим данное занятие?

В нашей жизни не так уж много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счету, их всего две:

выбор любимого человека, с которым предстоит жить;

выбор будущего дела, профессии.

С первым из этих выборов можно особенно не спешить: время, терпит. Более того, время явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится: известно, что из браков, совершенных в возрасте до 20 лет, более 60% впоследствии распадаются.

А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться еще в школе.

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Каким образом социальное окружение может повлиять на выбор профессии?

Кто же больше несет ответственность за выбор профессии: родители или ребенок?

Какова ваша позиция?

Что влияет на выбор человеком той или иной профессии?

(Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

Позиция воспитателей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.)

Для чего оценка собственного я необходима в выборе профессии?

(В наше время никто из ученых не сомневается, что каждый человек при рождении наделен спектром возможностей – задатков. Уже самые первые проявления этих задатков превращают их в начинающие развиваться способности. Множество интересных фактов из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья доказывают, что, оценив свои возможности, человек может изменить себя путем самовоспитания и добиться исключительных результатов, найти свое жизненное призвание.)

Есть такое крылатое выражение: «Человек не может проверить свое призвание к делу, прежде чем руки его не коснулись самого дела». Как вы понимаете это выражение?

Ребята, как вы считаете, можно ли определить своё призвание, еще в детстве? Почему?

(У каждого человека есть свое призвание, которое ему необходимо распознать, раскрыть в себе. Чтобы оно было во благо себя и других людей. И не всегда призвание человека может совпадать с его мечтой и увлечениями.)

А как же все-таки найти своё призвание? И выбрать верную для себя профессию? Что нужно учитывать при выборе профессии?

(Увлечение– это то, что вы делаете ради удовольствия, расслабления, развлечения или из легкого любопытства. Увлечение – это что-то, чем вы занимаетесь в свободное время. Оно, возможно, сделает вас счастливее.

Работа – это то, как вы заботитесь о себе в этом мире. Вы не обязаны любить свою работу. Достаточно иметь работу и выполнять ее с уважением. Работа жизненно необходима, но не превращайте ее в СВОЮ ЖИЗНЬ. Это не настолько серьезно. Это всего лишь работа – очень важная и одновременно совсем не важная вещь.

Профессия и работа – это разные вещи. Работа – это просто задача, которую вы выполняете за деньги, в то время как профессия – это что-то, что вы создаете многие годы с энергией, страстью и приверженностью. Профессиями лучше всего заниматься с энтузиазмом. Профессии – это огромные инвестиции. Для профессий нужны честолюбие, стратегия, напор и энергия.Профессия – это ваши отношения с миром.

ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ ПРОФЕССИЮ. Нет ничего неправильного в том, чтобы проживать всю свою жизнь, находя работы, наслаждаясь своими увлечениями и следуя своему призванию, но при этом никогда не иметь «профессии». Профессия – это не для всех.

Призвание. Слово «призвание» происходит от слова «звать». Ваше призвание — это ваш зов. Ваше призвание — это призыв, который исходит непосредственно от вселенной и передается через стремления вашей души.

И если профессия — это отношения между вами и миром, то призвание — это отношения между вами и Богом.

Призвание — это личный обет. Ваша профессия зависит от других людей, тогда как ваше призвание принадлежит лишь вам. Вас могут изгнать из профессии, но никто не может лишить вас вашего призвания.)

Обсуждение ситуаций сложных вопросов профессионального и личностного самоопределения.

Ситуация 1.

Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный ВУЗ по блату: в этом ВУЗе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том. Что сам молодой человек хочет поступать в другой государственный ВУЗ (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее у родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в ВУЗ самостоятельно у него мало. Кроме того, в том ВУЗе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему очень не хочется идти в армию…

(Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступать по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 5) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна какая-то помощь.

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя уважать перестану; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это и предложили; 3) долго придется соглашаться с тем, что без помощи родителей я не в состоянии решать важные жизненные проблемы; 4) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 5) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижном вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе)

Ситуация 2.

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в ВУЗ или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в этой жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас специалисты с высшим образованием в большинстве случаев мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы его содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

(Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более, что родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравиться, то всегда можно отчислиться из института; 5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»: 1) сейчас в стране высшим образованием никого не удавишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начать самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.)

Ситуация 3.

Как-то в компании друзей вы начали обсуждать известного эстрадного артиста. С одной стороны, он сочиняет и поет отличные песни, но с другой стороны вы узнали, что в обыденной жизни он отвратительный человек (бросил свою первую жену с ребенком и мало беспокоится об их судьбе, часто напивается, как свинья, и дебоширит, не всегда выплачивает обещанные деньги своему кордебалету и т.п.) Возникает вопрос: заслуживает ли любви и уважения такая эстрадная «звезда»?

(Аргументы «за» (в пользу сохранения к «звезде» уважения и даже любви): 1) многие талантливые люди имеют дурной характер; 2) мы уважаем его за творчество, и здесь он прекрасен, а отдельные недостатки – это его личное дело и проблема тех, кто с ним слишком близко сошелся; 3) у талантливых людей широкий диапазон чувств и поступков: с одной стороны, они готовы грешить, но с другой стороны, готовы и к раскаянию (само творчество – это своеобразное раскаяние, расплата за «грехи»); 4) даже у многих добропорядочных людей много пороков, только о них никто не знает.

Аргументы «против»: 1) поэт и певец – это целостная личность, поэтому нельзя разделять его творчество и поведение в обыденной жизни; 2) известный певец должен всегда помнить, что его жизнь находится в центре общественного внимания, поэтому он должен отвечать за свои поступки; 4) как только человек становится известным, когда его любят и уважают миллионы почитателей, он перестает принадлежать только себе, его талант – это общественное достояние, поэтому он также должен отвечать за все свои поступки; 5) многие талантливые люди начинают деградировать, как только они теряют контроль над собой и становятся рабами своих пороков и страстей.)

Как вы думаете, существуют ли определенные законы для достижения успеха в жизни?

Составить формулу призвания невозможно, но знать о том, как найти свое призвание, радость труда и интересную профессию, должен каждый молодой человек.

Дошла до нас одна древняя легенда.

Если верить ей, люди когда-то были невероятно сильными и могучими: о двух головах, о четырех руках и ногах, о двух сердцах, бившихся в едином ритме. И поднялись люди на Зевса, долго бились с ним, и только после тяжкого изнурительного побоища победил громовержец. Борясь за свою олимпийскую власть, погубил он героическое племя. Рассек каждого пополам, половинки разбросал по свету. И вот с тех самых пор ищут они друг друга, если находят — счастливы, а если сливаются по ошибке неправильно – страдают, тоскуя по гармонии и не обретая ее.

О чем он, этот прекрасный миф?

Человек должен найти себя, стремиться к совершенствованию, к обретению гармонии с окружающим миром путем познания самого себя и своего места среди людей.

Очень древняя греческая заповедь гласит: «Человек! Познай себя!»

Интерес человека к самому себе, поиск своего места среди людей, умение оценивать себя и свои возможности и способности – очень важная часть формулы призвания.

Сможете ли вы превратить своё призвание в профессию покажет лишь время. А вот начинать выбирать кем быть нужно уже сегодня. Пусть эти простые правила общения, которые рекомендовал известный американский психолог Дейл Карнеги помогут вам добиться успеха в жизни:

Поступайте так, и вас полюбит мир:

При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.

Добивайтесь того, чтобы люди были заинтересованы сделать то, что вы предлагаете им сделать.

Не пытайтесь переделать человека для того, чтобы вам с ним было удобно жить.

Не критикуйте людей, это бесполезно.

Сообщая человеку о том, что он неправ, используйте дружеский подход (он быстрее изменит мнение), чем самое большое негодование.

Будьте внимательны к людям.

Чаще улыбайтесь.

Добавить комментарий