Программа производственного экологического контроля как составить

В октябре наш автор А.В. Мокрушина, инженер-эколог I категории ООО «Консорт», провела для читателей журнала вебинар по теме «Программа ПЭК: пошаговая разработка и реализация для объектов разных категорий». На вебинаре автор рассмотрела, кто должен разрабатывать программу ПЭК, какие исходные данные нужны для ее составления, как организовать контроль в соответствии с программой ПЭК и др., а в конце вебинара ответила на вопросы участников. Публикуем наиболее интересные из них.

Используемые сокращения

НВОС

— негативное воздействие на окружающую среду.
НДВ — нормативы допустимых выбросов.
ПЭК — производственный экологический контроль.
Отчет по ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля[1].
СЗЗ — санитарно-защитная зона.
НМУ — неблагоприятные метеорологические условия.
Требования — Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Разработка и актуализация программы ПЭК

Какие вещества включаются в программу контроля выбросов?

В зависимости от категории объекта НВОС в программу контроля выбросов включаются:

• вещества I, II классов опасности;

• маркерные вещества;

• вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК на границе промплощадки.

Обратите внимание: позицию о том, стоит ли включать в план-график контроля вещества, выброс которых превышает 0,1 ПДК, для объекта III категории (для таких объектов нормативы устанавливаются только в отношении веществ I, II классов опасности), лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

Включается ли в программу ПЭК программа наблюдений из проекта СЗЗ?

Проведение наблюдений в рамках проекта СЗЗ — требование санитарного законодательства. Разработка программы ПЭК — требование природоохранного законодательства, поэтому включать программу наблюдений в программу ПЭК не нужно.

Включаются ли в программу ПЭК мониторинг качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ, а также замеры на источниках и на границе СЗЗ при НМУ?

Требованиями это не предусмотрено.

Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества питьевой воды из городской сети?

Мониторинг качества питьевой воды — требование санитарного законодательства, поэтому включать его в программу ПЭК не нужно.

Включается ли в программу ПЭК мониторинг качества подземных вод?

В программу ПЭК включается программа наблюдений за поверхностными водными объектами. Мониторинг качества подземных вод в программу ПЭК не включается.

Включается ли в программу ПЭК контроль и мониторинг природных сред при возникновении аварийных ситуаций?

Требованиями это не предусмотрено.

Включается ли в программу ПЭК контроль выбросов при НМУ?

Требованиями это не предусмотрено.

Учитываются ли в программе ПЭК очистные сооружения ливневых стоков с последующим сбросом на рельеф?

Очистные сооружения должны быть отражены в программе ПЭК. При этом сброс сточных вод на рельеф местности недопустим[2].

Как определить показатель полноты сгорания топлива для углерод оксида (у нас технологическая печь установки замедленного коксования)?

Формулы расчета можно посмотреть в книге: Тепловой расчёт котельных агрегатов (нормативный метод) / Н.В. Кузнецов [и др.]. М.: Энергия, 1973. Также можно провести стехиометрические расчеты.

Если у объекта III категории есть и нормативы выбросов для разных веществ из проекта НДВ, и вещества I, II классов опасности, и данные расчета рассеивания (по веществам, концентрация которых больше 0,1 ПДК), что включить в план-график контроля? Все?

Согласно Требованиям в программу ПЭК обязательно включаются вещества I, II классов опасности. Позицию о включении в программу ПЭК веществ III, IV классов, превышающих 0,1 ПДК на границе промплощадки, лучше уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

Какова периодичность контроля для моря по химическим и токсикологическим показателям (в месте сброса сточных вод, 250 м влево и 250 м вправо)? У нас неглубоководный выпуск из собственных очистных сооружений.

Согласно Требованиям периодичность отбора и анализа проб сточных вод устанавливается:

• для объектов I и II категорий — не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал;

• для объектов III категории — не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Как быть в случаях, когда меняются методики измерения (исключены из перечня, исключены из аккредитации лаборатории и др.)? Сразу менять программу ПЭК?

Можно прописать в программе ПЭК несколько методик, чтобы был выбор. Также программу ПЭК можно актуализировать.

Оформление и подача отчета по ПЭК

Как быть, если в отчете по ПЭК за 2019 г. не были отражены вещества, контролируемые расчетным методом? В программе ПЭК все источники неорганизованные, указан расчетный метод. Графы в отчете были пустыми.

В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.

Откачка септика производится на сторонние очистные сооружения. Однако чаще всего (практически повсеместно) откачка септика не производится вообще. Как это отразить в отчете по ПЭК?

В отчете по ПЭК эту информацию можно отразить следующим образом: показать периодичность откачки септика в соответствии с договором с организацией, которой вы передаете стоки, или с организацией, которая оплачивает стоки.

По лабораторным исследованиям содержание бензапирена составляет менее 0,0001. Какое фактическое значение указывать в отчете по ПЭК?

Если вы укажете значение 0,0001, то ПДК будет превышена в 100 раз (ПДК бензапирена составляет 0,000001). Вам необходимо выбрать более чувствительную методику и переделать замеры.

При заполнении отчета по ПЭК в Личном кабинете нужно показывать дату отбора проб. Какую дату ставить при расчетном методе? Без даты программа не пропускает информацию.

В отчете по ПЭК заполняются графы по проведению инструментальных замеров. Если в программе ПЭК прописаны расчетные методы контроля, то тогда в отчете по ПЭК эти строки не заполняются.

Если предприятие осуществляет деятельность по договору контрактного производства, кто сдает отчет ПЭК — заказчик или исполнитель (категория присвоена и заказчику, и исполнителю)?

Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если исполнитель работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК.

Предприятие перестало заниматься своей основной деятельностью, сдало в аренду площади и оборудование (характер производства не изменился). Кто должен сдавать отчет по ПЭК — арендодатель или арендатор?

Кто осуществляет деятельность, тот и сдает отчет по ПЭК. Следовательно, если арендатор работает на предоставленном оборудовании и осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то именно он и сдает отчет по ПЭК. Также информацию о том, кто сдает отчет по ПЭК, можно прописать в договоре аренды.

 


[1] Форма отчета по ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (в ред. от 23.06.2020).

[2] Подробнее см.: Дудникова А.Г., Самохина А.А. Сброс на рельеф: быть или не быть? // Справочник эколога. 2020. № 12. С. 38–42 (profiz.ru/eco/12_2020/sbros_na_reljef) (прим. редакции).

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2021.

Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2022 г. N 67461


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2022 г. N 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, ПОРЯДКА И СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220) и подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – Требования) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Программа производственного экологического контроля, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей до ее корректировки в случаях, предусмотренных Требованиями.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 74 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления, производственного экологического контроля” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2018 г., регистрационный N 50598).

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует шесть лет.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Программа производственного экологического контроля (далее – Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий <1> (далее – объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

<1> Пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220).

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать следующие разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел “Общие положения” должен содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте <2>;

<2> Статья 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2021, N 24, ст. 4188).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел “Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников” <3> должен содержать:

<3> Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. N 871 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66125).

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы) и их источников, ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее – маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел “Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников” должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект <4>, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

<4> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61582).

6. Раздел “Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения” должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов <5>;

<5> Глава II Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов <6>;

<6> Глава III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов <7>;

<7> Пункт 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. N 541 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685).

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов <8>.

<8> Пункт 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

7. Раздел “Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля” должен содержать:

наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия;

численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел “Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации” должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел “Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений” должен содержать:

подраздел “Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха”;

подраздел “Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов”;

подраздел “Производственный контроль в области обращения с отходами”.

9.1. Подраздел “Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха” должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее – План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы), временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы) с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.

9.1.3. В Плане-графике контроля расчетные методы контроля указываются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел “Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов” должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903;

мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод <9>;

<9> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903.

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2019 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55850);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, предусмотренные абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности – не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности – не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7719), и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категорий, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел “Производственный контроль в области обращения с отходами” должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1030 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61832), для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов;

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами <10>.

<10> Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61782).

Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее – объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.

Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

3. Отчет оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (или должностного лица, уполномоченного руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).

Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).

В случае представления документа на бумажном носителе Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с копией на электронном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

Датой представления Отчета на бумажном носителе считается:

при представлении Отчета непосредственно в орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, – отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о получении Отчета с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе;

при направлении Отчета почтовым отправлением – дата почтового отправления.

Датой представления Отчета в электронном виде считается:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего порядка, – дата его размещения через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (“Личный кабинет природопользователя”) на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка, – дата его размещения в электронном сервисе (Интернет-ресурсе), определенном для приемки Отчетов указанным в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное представление Отчета на бумажном носителе не требуется.

Содержание программы производственного экологического контроля претерпело изменения, внесенные 1 сентября 2022 года. Новые требования предъявляются к порядку и месту представления отчетности о результатах проведения ПЭК, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях в упомянутых разделах и в части выбросов и сбросов, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Вера Солдатова

Редактор Ecostandard.journal

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Документация программы ПЭК

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) — один из основных видов контроля за деятельностью производства, наносящего значительный ущерб окружающей среде. Основные задачи ПЭК изложены в пункте 4.2 ГОСТ Р 56062-2014 (носит исключительно рекомендательный характер).

Требования к содержанию программы ПЭК (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ Минприроды РФ № 109).

Данный приказ с 1 сентября 2022 года отменил аналогичный документ — приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, действовавший ранее. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Среди документов, разрабатываемых и утверждаемых в организации для регламентации ПЭК, выделяют:

  • положение о ПЭК;
  • программа ПЭК;
  • планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК);
  • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), необходимо:

  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК;
  • осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.

Содержание программы ПЭК

Программа ПЭК должна включать в себя следующие разделы, согласно утвержденным требованиям (пункт 2 приказа Минприроды РФ № 109):

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Основная информация об отчете по ПЭК

Наименование
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)
НПА
Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261
Срок сдачи
до 25 марта
Кто предоставляет
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

Как предоставляется

  • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
  • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.

Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:

  • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

При представлении отчета в форме электронного документа, подписанного УКЭП, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

Нововведения по сбросам в водный объект

Утратил силу Действует
Приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Приказ Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее — Приказ Минприроды РФ № 903)
«Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод»
Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод упразднены

Также вступил в силу Приказ Минприроды от 31.01.2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления». Он исключил из Решения на водопользование требование согласовывать Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Однако, если посмотреть требования к содержанию раздела «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» в Приказе Минприроды РФ № 109, то станет понятно, что он включает:

  • и мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, которые должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса (НДС), временным разрешенным сбросам (ВРС), периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений;
  • и упоминание сведений о схемах систем водопотребления и водоотведения;
  • и программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, которая предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий НДС, ВРС, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

Пример схемы систем водопотребления и водоотведения

Таким образом, программа экологического контроля (ПЭК) объединила в себе три документа, ранее согласовывавшихся в Росводресурсах.

Стоит обратить внимание и на неочевидный факт. Ранее Программой регулярных наблюдений устанавливались контрольный и фоновый створ — достаточно было указать 500 метров ниже и выше места сброса соответственно (либо меньшее расстояние, если требовалось). Теперь, если говорить конкретно о контрольном створе (расстояние от места выпуска сточных вод до створа наиболее полного (90%) перемешивания речной и сточной воды, не далее 500 метров), водопользователь обязан самостоятельно определить место контрольного створа.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика № 1118), определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока. Это делают в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока и в которой контролируется качество воды в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Контрольный створ рассчитывается в соответствии с формулой 23.4 Методики.

Для организаций I-II категории НВОС или о веществ I-II классов опасности для организаций III категории НДС рассчитываются по Методике № 1118 и контрольный створ будет определен в рамках НДС. Однако, если речь идет об организациях III категории НВОС без веществ I-II классов опасности, т.е. они не рассчитывают НДС, им потребуется в рамках ПЭК обозначить местонахождение контрольного створа, так как иной нормативно-разрешительной документации не предусмотрено.

О том, как рассчитать контрольный створ и почему на текущий момент это сделать практически невозможно, можно узнать подробнее в нашей статье «Нормативы допустимых сбросов (НДС): как интерпретировать законодательные нестыковки».

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Приказ Минприроды РФ № 109 урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория объекта НВОС Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Вводится требование отбора проб в фоновом и контрольных створах. Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Ранее, согласно Приказу Минприроды РФ № 74, в план-график не нужно было включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров о том, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ Минприроды РФ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Требованиями также однозначно определены случаи применения расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений ЗВ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта < 0,1 ед. ПДК.

В план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания ЗВ не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия.

Включение в план-график наблюдений исследований качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ является ошибочным. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — план-график наблюдений) предусматривается только для объектов из перечня (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается на основании статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

В состав программы ПЭК входят разделы

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если вам необходимо разработать проектную документацию или подготовить годовые отчеты по экологии пишите нам на почту mirecologa@yandex.ru

Дополнительная информация

Информация о том, кто должен разрабатывать программу ПЭК, кем согласуется, а также возможные штрафные санкции за ее отсутствие в статье.

Информация по заполнению отчета по программе ПЭК представлена в статье.

Заполнение раздела «общие положения» в программе ПЭК.

Первый раздел «1. общие положения» содержит краткую информацию о юридическом лице, об объекте негативного воздействия на который разрабатывается программа ПЭК. В обязательном порядке в данном разделе приводится следующая информация:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
  • наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
  • наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице (отчет направляется в соответствующий орган где вы стоите на учете). Уровень учета можно посмотреть на сайте РПН если в фильтре указать номер объекта НВОС;
  • дату утверждения Программы.

Данный раздел не требует каких-то особых пояснений,  по этому не будем на нем останавливаться.

Запыление раздела 2 «сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»

  Следующий раздел «2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать следующую информацию:

  • сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке
  • показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества)
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных

И так, в данном разделе приводим информацию о последней проведенной инвентаризации ИЗАВ на объекте НВОС. Какая конкретно информация об инвентаризации должна быть указана в данном разделе кроме сроков её проведения в приказе не описано. Чаще всего приводится информация о сроках проведения инвентаризации, а также информация о результатах проведения данной инвентаризации в виде описания выявленных источников выбросов. Чаще всего в данный раздел практически целиком копируется информация раздела «Краткое описание видов деятельности на объекте ОНВ» тома инвентаризации.

Далее приводятся сводная таблица с перечнем выбрасываемых загрязняющих веществ, а также количеством по каждому веществу. Далее приводим таблицу с информацией о выбросах по каждому источнику,  включая суммарный выброс по каждому источнику,  а также общую массу выброса по объекту.

Ну последним этапом указываем информацию когда должна проводится следующая инвентаризация. Информация о сроках корректировки инвентаризации приведена в разделе IV, Приказа Минприроды России от 19.11.2021 N 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Как видите заполнить данный раздел не так и сложно при наличии проекта Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ. К сожалению без тома инвентаризации  ИЗАВ разработать программу ПЭК невозможно.

Заполнение раздела 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».

Раздел 3 «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

  • сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
  • показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
  • показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом
  • информацию о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета

 Раздел заполняется при наличие на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Для предприятий у которых сброс сточных вод осуществляется в систему городской канализации, в данном разделе можно  кратко описать общую ситуацию со сточными водами и реквизиты договора с водоканалом.

 Начинам заполнять раздел с информации о заключенных договорах на водопользование и договорах на предоставление водного объекта в пользование (по сути не имея данных документов вы не можете осуществлять сброс в водный объект). Если договора у нас имеются, то просто переписываем из них номер,  сроки,  объемы забора,  условия забора. Если договора отсутствуют, так и пишем.

 Следующим этапом из проекта/расчета НДС (нормативов допустимых сбросов) переписываем информацию о массе сброса.  Информация указывается по каждому загрязняющему веществу. Отдельно указывается суммарная  информация о сбросе, по каждому источнику сброса и в целом по объекту НВОС (если имеется несколько точек сброса). Чаще всего данная информация также имеется в разрешении на сброс сточных вод.

 Далее переходим к заполнению информации об объеме сточных вод по каждому выпуску и в целом по объекту. Данную информацию также можно найти в договоре водопользования, разрешении на сброс точных вод или проекте нормативов допустимого сброса.

В конце раздела указываем информацию о ведении учета сточных вод. Расписываем основные источники образования сточных вод (хозяйственно-бытовых,  поверхностных,  производственных,  дренажных и т.п.).  Здесь же подробно описываем информацию о стационарных источниках сброса (координаты,  обустройство и т.п.), очистные сооружения (состав очистных, какие виды сточных вод очищают, основные характеристики). Ну и в конце указываем информацию о водомерных счетчиках (марка,  номер, погрешность,  даты поверок).  Ранее в данном разделе требовалось дополнительно указать информацию о схемах водоснабжения и водопотребления разрабатываемых в соответствии с приказом 8 июля 2009 г. N 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества». На текущий момент приказ от 08.07.2009 г №205 отменен,  а в заменяющем его приказе 09.11.2020 № 903 не содержится требования по разработке и согласованию схемы водоснабжения и водоотведения,  так что её у вас может вполне не быть.  

Программа ПЭК — ответы на часто встречающиеся вопросы.

1 Что такое программа ПЭК?

2 На какой период разрабатывается программа ПЭК?

3 Где и кем согласуется программа ПЭК?

4 Что входит в состав программы ПЭК?

5 Основные этапы оформления программы ПЭК

1 Что такое программа ПЭК?

Программа ПЭК  – это комплекс природоохранных мероприятий, которые должно выполнить любое предприятие (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, относящиеся к объектам НВОС I, II, III категории). Э­ти мероприятия необходимы для контроля за степенью негативного воздействия, которое оказывает предприятие на окружающую среду в результате своей производственной деятельности. Также программа призвана исключить или предотвратить возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде или здоровью населения.

2 На какой период разрабатывается программа ПЭК?

Программа разрабатывается и утверждается на конкретный период – от одного года до трех лет.

3 Где и кем согласуется программа ПЭК?

В настоящее время программа не подлежит утверждению в надзорных органах. Поэтому она согласовывается и утверждается только руководителем предприятия.

4 Что входит в состав программы ПЭК?

В программе учитывается 3 вида воздействия предприятия:

— выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух через вентиляционные, дымовые трубы, неплотности конструкций;

— обращение с отходами производства и потребления, образующимися в процессе деятельности предприятия;

— сброс загрязняющих веществ в водные объекты или централизованную систему водоотведения.

По каждому виду негативного воздействия составляется перечень инструментальных наблюдений (измерений), которые необходимо провести в течение года с помощью аккредитованной лаборатории, перечень отчетности, которую необходимо оформить и сдать в надзорные органы, а также другие работы, которые следует провести предприятию для ведения экологически чистой деятельности (например, заключение договоров на вывоз отходов со специализированными организациями, переоборудование систем очистки воды, оборудование новых мест накопления отходов, изменение технологии производства для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и так далее).

При наличии утвержденной программы ПЭК у предприятия имеется план мероприятий, которые необходимо провести для соблюдения всех требований природоохранного законодательства. В программу включается не только инструментальный контроль, но и своевременное оформление отчетности с указанием оснований для сдачи, точных сроков и лиц, ответственных за сдачу отчетов на предприятии.

5 Основные этапы оформления программы ПЭК

Этапы разработки:

Проводится инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха;
Делается инвентаризация источников образования отходов производства и потребления;
Инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты или централизованную систему водоотведения.
Собирается информации о наличии у предприятия разрешительной документации, назначенного лица, ответственного за охрану окружающей среды, данных о расходе сырья и материалов и т.д.
Оформляется программа ПЭК и согласовывается с уполномоченными сотрудниками предприятия.

В результате проведения всех мероприятий, запланированных в программе ПЭК, предприятие обязано оформить и сдать отчет в территориальный природоохранный орган.

Подводя итог: ООО «РосЭкоАудит» имеет обширный опыт в разработке программ ПЭК для разнопрофильных организаций. Мы осуществляем не только разработку самой программы ПЭК, но и проведение указанных в ней мероприятий при содействии аккредитованных испытательных центров.

Посмотреть стоимость можно здесь.

Посмотреть “КОНТАКТЫ”

Написать письмо rosecoaudit@ya.ru

rosecoaudit@ya.ru

Добавить комментарий