Проторный звук р как исправить

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

СодержаниеСвернуть

  • Общая информация
  • Важные моменты
  • Подготовительный этап
  • Дыхательная гимнастика
  • Слуховое восприятие
  • Способы вызывания звука
  • Введение в речь

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Нормальное и увулярное (горловое) произношение звука р

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Нарушение произношения звука р называют ротацизмом

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика, упражнение "часики" и "качели"

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Упражнения на дыхание

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Постановочные зонды для звука р

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р.

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Желаю удачи!

Устранение
горлового произношения звука «Р»

Дефекты речи могут быть
разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например,
замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки».
Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают,
что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

В норме вибрирует кончик
языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так
называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом
произношении требует от логопеда особых методик. Не всегда родители могут
правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам.
Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к
ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности
органа. Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:
высокое небо; узкое небо; массивный язык. Иногда может долго длиться замена
передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется
неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто
болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет
плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не
получится вызвать вибрацию. Еще одна причина горлового произношения – раннее
обучение иностранному языку. Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают
обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу
между произношением звуков. Исправление такого дефекта займет много времени.
Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он
искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления
ситуации. Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития
фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и
не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное
звучание могут закончиться неудачей. Перед тем как начать работу по исправлению
звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная
диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением
«Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется: лексика; грамматика;
речевой слух. Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ,
челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для
нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком
напряжены), слабое дыхание. При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во
рту либо совсем безвольно лежать у зубов. В таком случае потребуется
дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с
тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука. Проверить горловое
ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте.
Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.
Подготовительный этап Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно.
На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на
занятии отрабатывают правильную модель произношения: рот широко улыбается; зубы
обнажены; кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Для простоты
восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно
заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может
быть постоянно суженным и напряженным. В таком случае отрабатывают с ними
упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка
прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».
Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После
упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без
визуального контроля они бесполезны. На занятии разучивают комплекс
артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука.
В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка. На
индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны
для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади
предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом: рот широко
открыт; язык касается неба; челюсть неподвижна. Для всего комплекса важно чтобы
работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение
«часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается
вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели»
положение такое же, но язык двигается вверх-вниз. Для того чтобы ребенку было
проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски
ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно
слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого
застывшего мороженого, леденцов. Дыхательная гимнастика Не так просто убирать
горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная
воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п.
Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот
момент строго контролируется. Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и
выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят
небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают
сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от
такого занятия. Слуховое восприятие Ключевой момент коррекционной работы –
научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так
получится избавиться от горлового произношения. Для выработки слуха используют
неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные
инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после
он отворачивается и на слух определяет действие. Позже переходят к различению
звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место
звука в слове. Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До
школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с
буквами. Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от
такой постановки не будет. После того как был отработан подготовительный этап и
дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука.
При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего)
звука «Р». Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик
языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это
называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но
без вибрации. Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах. Необходимо
чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.
Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд
(палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При
регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи. Иногда
эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки
и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и
на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия
вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание
автоматизируется. Введение в речь Устранение неправильного произношения −
длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления
дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут
заниматься ежедневно. Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них
действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация
для того, чтобы справиться с дефектом речи. Иногда родители не понимают, зачем
заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера.
Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.
Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать
самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное
произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки. Исправление
любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей.
Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит
артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему
поставят звук.

Понятное
дело, родителям очень хочется добиться
какого-то положительного результата!
Предлагаем компромиссное решение:
поставить одноударный звук [Р] (ПРИ
УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ
ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется
другими звуками и не искажается). От
обычного, проторный звук отличается
лишь отсутствием вибрации. Одноударный
[Р] в исполнении ребёнка немного напоминает
звук [Д]? Ничего страшного! Со временем
это пройдёт.

Для
начала выполните с ребёнком вышеперечисленные
артикуляционные упражнения («Кисточка»,
«Барабанщик», «Болтун-болботун»,
«Грибок», «Гармошка», «Лошадка»
 и
т.д.). Как только ребёнок научится делать
их непринуждённо, приступайте к постановке
одноударного [Р].

Начните
с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя
перед зеркалом, покажите, как кончик
языка отталкивается от твёрдого нёба
за верхними резцами. Он буквально
отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок
должен проделать то же самое, проговаривая,
вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз
повторюсь: ничего страшного, если звук
[Р] в исполнении ребёнка будет напоминать
[Д]. Главное, что кончик языка приподнялся
и занял исходную (правильную!) позицию.
Освоив её, ребёнок в скором времени
справится и с вибрацией! А пока, закрепите
одноударный звук [Р] в словах.

На
первых порах, – в начале слов:

РА:
рано, радио, рак, рама, работа, растёт,
растение, ракита, рана;

РО:
роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;

РУ:
руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка,
ручка;

РЫ:
рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.

Затем,
– в середине: король,
ворота, ворона, корыто
 и
проч.

И,
наконец, в конце слов: ветер,
свитер, спор, бор, шнур
 и
т. д. и т.п.

Затем
переходите на чистоговорки:

Ра-ра-ра:
осенняя пора; иголочка остра; льёт, как
из ведра.

Ро-ро-ро:
красное ведро; едем мы в метро; это всё
старо!

Ру-ру-ру:
карандаш беру; рыба на пару; догоню
сестру.

Ры-ры-ры:
игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар:
новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор:
Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур:
Рита кормит кур; мяучит Мурзик:
«Мур-р-р…».

Ыр-ыр-ыр:
мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир:
Папа командир; идём мы с папой в тир. И
т.д.

Сочиняйте
подобные чистоговорки совместно с
ребёнком. Поработав с ними, берите
словосочетания, затем – предложения,
и, наконец, тексты. Тексты простеньких
стишков со звуком [Р] можно найти в любых
детских книжках.

Работа
над одноударным [Р] проводится поэтапно.
Для каждой позиции звука отводится
несколько занятий. Новый речевой материал
берётся лишь тогда, когда ребёнок
справился с предыдущим.

Не
исключено, что у ребёнка сначала будет
хорошо получаться только мягкий вариант
одноударного звука [Р’]: РИ, РЯ, РЁ, РЕ,
РЮ.

Что
ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига,
рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт,
рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно,
чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри:
на ветки снегири.

Ре-ре-ре:
лето на дворе.

Рю-рю-рю:
маме говорю.

10. Заключительный совет

В
заключении, хочется дать ещё один совет.
Весь процесс работы над трудными звуками
[Р], [Р’] надо всё же координировать с
логопедом. А уж переделать дефектное
звучание этих звуков (горловое, боковое,
щёчное) и устранять параротацизмы может
только профессионал!

Автор
статьи: Карельская Елена Германовна,
учитель-логопед высшей категории.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Горловое произношение звука P и его коррекция.

Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно 
устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не
кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный  р невозможно, а горловой произносится свободно.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных
звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут
выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука.

Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу
приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии
звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного
повторения. Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова.
Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою
артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р.

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка). 

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р. Выработка раскатистого звука Р
(с вибрацией кончика языка). Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора – двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др – др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) – вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 – 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

Звук Pь.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

    1. Артикуляционная гимнастика.

      Упражнения: 

      для распластывания языка. «Накажем непослушный язычок», «Месим тесто», «Кто сильнее?».
      удержать язык в распластанном виде. «Лопатка», «Блинчик».
      вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. «Чистим зубки», «Красим потолок».
      отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. «Маляр».
      «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
      укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. «Барабанщики».

       Дыхательная гимнастика.

      Формируем направленную воздушную струю на кончик языка.
      Упражнения: дуем в трубочку, кладем язык на нижнюю губу и дуем на кончик языка, упражнение «Фокус». 
      «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
      «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
      Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

       Развитие фонематического восприятия

      Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].

      -Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].
      Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры,ку, ру, пу.

      -Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак (рука)?и тд.

      Постановка звука.

1. По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

2. С механической помощью. Широкий язык поднять к альвеолам. При этом ребенку зондом указать точку, к которой поднимается язык. Улыбаться. Шариковый зонд подставляем под широкий кончик языка и слегка теребим его из стороны в сторону ↔. При этом ребенок сильно дует и получается звук Р.

3. С помощью опорных звуков. Начинаем барабанить в альвеолы, произнося при этом звук Д. шариковым зондом «заводим моторчик» и получается звук Р

С помощью звука З. открыть рот и поднять язык к альвеолам, при этом произносить звук З. Шариковым зондом «заводим» язычок и получается Р.

С помощью Ж. подвигаем язык вперед и произносим звук Ж. шариковым зондом «заводим» и получаем звук Р.

Добавить комментарий