Рекомендации и советы психолога по поиску и смене работы
10.12.2019
5 минут чтения
1407
Оглавление
- Как сделать поиск работы наиболее комфортным
- Когда следует сменить работу
- Как вести себя на новой работе
- Заключение
Умение общаться с людьми – такой же покупаемый товар, как сахар или кофе. Данная фраза заставляет задуматься над целым перечнем вопросов и один из наиболее насущных: как научить человечество понимать друг друга, минуя конфликты. Глобальная задача, под силу не одному человеку, а обществу в целом.
По статистике человечеству чаще всего приходится решать свои насущные проблемы, принимать решения и действовать в направлении осуществления своей мечты, к достижению желаемой цели. Изменились времена, модифицировались приёмы и методы, но трудности и неопределённость приходится решать и сегодня.
Вывод: умение общаться, проходит золотой нитью в решении вопросов любой сложности.
Как сделать поиск работы наиболее комфортным
Неважно какие стечения обстоятельств привели вас к надобности найти работу или сменить существующую, важно сделать это с минимальными потерями. Оградить себя от психологического стресса и материальных потерь – значимая насущная задача.
Решение можно найти с помощью планирования своих действий, а также используя психологическое тестирование (например, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова и т.п.) что поможет сделать правильный выбор, определить род деятельности, наиболее подходящий к вашим желаниям и возможностям.
Следующий шаг, приступайте к поиску свободных рабочих мест, используйте любые информационные площадки: сайты, газеты, доски объявлений, опрос родственников и знакомых. Можем посоветовать замечательный ресурс для поиска работы — сайт https://ru.jobsora.com/
Общаясь по телефону, или при личной встрече, руководствуйтесь советом «умение общаться, проходит золотой нитью в решении вопросов любой сложности» и успех не заставит долго ждать.
Многообразие информационных сайтов о наличии рабочих мест и услуги по подбору персонала сократят до минимума время подбора вакансии. Не нужно бояться результатов, пусть даже они будут не соответствовать ожиданиям. Отказ – это только начало для следующего шага. Не торопитесь, взвесьте все за и против, сделайте выбор и действуйте.
Когда следует сменить работу
Современное экономическое состояние общества позволяет выбирать тот вид деятельности, который нравится, поэтому нет надобности мирится с тем фактом, что:
- ложитесь спать и думаете о том, как не хочется завтра на эту работу;
-
просыпаетесь с мыслью – опять идти на эту работу;
-
приходите на место своей трудовой деятельности и заставляете себя работать;
-
не уходите, а убегаете с работы;
-
вам совершенно наплевать на результаты вашего труда;
-
совершенно всё равно насколько успешна ваша компания;
-
в коллективе непонимание и склоки, от этого вам не комфортно;
-
от постоянных стрессовых ситуаций апатия, слабость, плохое настроение.
В сформировавшейся ситуации рекомендация психолога – сменить сложившуюся обстановку, в данном случае заменить работу.
Временные трудности и неудобства сполна восполнятся улучшением настроения от осознания того, что есть возможность всё изменить. С новой работой будут новые впечатления и возможности.
Как вести себя на новой работе
Сложность в общении при поступлении на работу возникает не всегда и не везде. Это зависит от микроклимата малой группы коллектива и личных качеств каждого (характер, коммуникабельность, тактичность). Необязательно то, что вас встретят в новом коллективе нелюбезно, но, чтобы быть готовым к любому исходу событий возьмите на вооружение советы психолога:
-
в день собеседования обратите внимания на внешние характеристики коллектива (возрастная группа, манера одеваться, форма коммуникаций);
-
собираясь на работу в первый рабочий день обязательно используйте полученные вами знания о коллективе (одежда, поведение, манера говорить), попытайтесь свой образ и внешний вид привести в соответствии с данной ситуацией;
-
постарайтесь внимательно слушать коллегу (это оставит о вас хорошее впечатление и поможет в дальнейшем общении);
-
говорите немного и по делу (в начале трудовой деятельности закладывается основа статуса, вновь поступающего на работу, поэтому, если что-то не знаете, неуверены в ответе лучше промолчать или спросить);
-
установить быстрый контакт, поможет простое действие, например, обращение с несложным вопросом к сослуживцам (человеческая природа такова, что испытывает удовольствие от осознания того, что может быть полезна), но пусть просьбы будут простыми, невызывающими затруднения, быстро исполнимыми;
-
умение тактично поддержать беседу, добавит очередной плюсик к вашему образу;
-
при любой напряжённой обстановке не кидайтесь в крайность, конфликтную ситуацию можно ликвидировать в зародыше, не доводя до открытой формы противостояния, нужен просто открытый диалог и решение проблемы совместными усилиями;
Бытующее мнение, что встречают по одёжке актуально и сегодня, но не менее важно насколько правильным и тактичным будет ваше поведение.
Пример того, чего не нужно делать: наносить яркий макияж, использовать вызывающий стиль в одежде, применять грубую, дерзкую манеру поведения.
Заключение
Сложность житейских ситуаций, как фактор, стимулирующий активные действия, способен изменить психологическое состояние человека. Способность делать правильные выводы, принимать верные решения, это те качества, которые помогают минимизировать проблему и избежать стресса. Нужно изменить взгляд на проблему, и она станет просто очередным действом на вашем жизненном пути.
Поиск работы осуществить нетрудно, составить себе план действий, сформировать запрос по статусу и определиться с приоритетами в профессии. Поставить цель и идти к ней. Уверенный в себе человек добивается лучших результатов. Правильная тактика в поведении – ключ к взаимопониманию в общении как на стадии получении данных о наличии вакансии, так и на всех этапах трудовой деятельности.
Советы психолога позволят вам рационально приступить к поиску работы, максимально безболезненно сменить её, или вписаться в новый коллектив, не испытывая психологического стресса и дискомфорта от новой обстановки и ситуации.
Эффективное деловое и личностное общение является жизненно необходимым в экономических законах рынка, делает человека конкурентно способным на рынке труда. Предупреждён, значит вооружён. Успехов в ваших начинаниях!
Предыдущая статья
Стадии депрессии
Следующая статья
Профилактика профессионального стресса лечение и управление
Организаторы здравоохранения полагают , что возможности трудоустройства психиатра , вероятно, вырастут на 15% с 2019 по 2029 год. На мой взгляд, это связано с тем, что психиатрия , как специальность постепенно теряет свою значимость и престиж , а изменения в государственной системе здравоохранения просиходят слишком медленно , чтобы осознать необходимость пересмотра взгляда на психиатра и психиатрические больницы. Частично потребность в психиатрах , связана и с разнообразием и большим спектром услуг ( медицинских , психологических, социальных, юридических и пр.) , оказываемых этими специалистами ( психотерапия, наркология, сексология, судебная и военная психиатрия и пр.). Читатель моего Блога , скорее всего , согласится со мной , что психиатрия постепенно уходит из медицины и дрейфует в сторону психологии и социологии. Несмотря на то, что психиатры пытаются лечить все: от панических атак до деменции , от задержки психического развития до аутизма они все же постепенно уступают своих пациентов неврологам. Однако , психиатры могут работать с фармацевтическими компаниями или присоединиться к системе правосудия , в частности, проведения судебной экспертизы, преподавать в университетах или заниматься исследованиями в научных центрах. Особенно востребованы детская подростковая психиатрия, судебная психиатрия и наркология.
По моему наблюдению, примерно 20% психиатров в той или иной мере работают в частной психиатрии , чаще по совместительству, причем большинство склонны к индивидуальной работе с пациентом , минуя официальной трудоустройство. Можно также прогнозировать быстрое увеличение рабочих мест для психиатра, особенно в сельских районах и районах с низким уровнем дохода. Вероятно, это связано с ростом количества расстройств, связанных с наркоманией и алкоголизмом. Заработная плата психиатров , по – прежнему , остается достаточно высокой , но уступает зарплате неврологов ( спрос на последних на рынке труда также выше ). С моей точки зрения, заработная плата квалифицированного и достаточно опытного врача психиатра в Москве , работающего в государственной психиатрической больнице приближается к 100 000 руб. вмесяц , в регионе в два раза меньше. Для сравнения в США средняя заработная плата врача – психиатра составляет – 18 000 долларов, то есть 1 150 000 руб. ( в 10 раз выше , чем в России!). Однако , и обучение в США (на психиатра и особенно в престижном месте ) стоит недешево – 55 000 долларов или 3 500 000 в год. После того, как студенты , специализирующиеся в области психиатрии закончили медицинское училище, они работают от трех до восьми лет в программе резидентуры, то есть в контролируемой учебной среде. В США большинство психиатров проходят в среднем четыре года обучения по месту жительства, но этот срок может несколько варьировать в зависимости от выбранной субспециальности. В резидентуре врачи работают в клинических или больничных учреждениях, где им разрешено работать под руководством опытных практикующих психиатров, сначала лечить пациентов в медицинском учреждении общего профиля , а затем работать в специализированном психиатрическом учреждении уже для изучения тонкостей диагностики и лечения. Некоторые психиатры также проходят дополнительное, специализированное обучение ( после четырехлетнего курса обучения общей психиатрией ) в таких направлениях , как : гериатрическая психиатрия, психиатрия наркомании и токсикомании, психосоматическая медицина , сомнология, психоанализ и др.
Отмечу, что психиатры часто могут подрабатывать и дистанционно , работать по вечерам, выходным и праздникам, особенно когда они нуждаются в деньгах , но еще плохо знакомы с работой врача психиатра.
Во всех случаях психиатр, на мой взгляд, должен хорошо знать неврологию, нейрофизиологию, нейропсихологию, физиотерапию , психотерапию , комплиментарную медицину а , в идеале , и социологию.
Категория сообщения в блог:
: Время прочтения:
Предлагаем 7 критериев, чтобы определить хорошего врача-психотерапевта, если вдруг вам понадобилась его помощь.
В Америке и Европе психотерапия стала частью жизни, обратиться к психотерапевту проще, чем к любому другому врачу. Хотя и там отношение к ментальным заболеваниям и врачам-психотерапевтам далеко от идеала, все-таки дела обстоят лучше, чем у нас. В России у врачей, клиентов и государства в целом жива память о карательной психиатрии 50–70-х годов. Как показали последние дни, некоторые врачи до сих пор нарушают законы или просто о них не знают, нарушают врачебную этику, назначают лечение или отменяют его, не опираясь на научно-доказанные методы и протоколы.
Жизнь меняется, и найти грамотного врача, который подойдет именно вам и поможет решить ваши проблемы, возможно. Предлагаем 7 критериев, чтобы определить хорошего врача-психотерапевта:
1. Образование
Человек, которые предлагает лечение, но не имеет высшего профильного образования или отказывается предоставить дипломы, — вряд ли грамотный специалист. Одновременно с этим в любой области одного образования недостаточно.
2. Стаж работы
Скорее всего, человек, который имеет большой стаж, будет грамотней, чем выпускник медвуза. Но ведь бывает и наоборот: профессор с 25-летним стажем может оказаться более закостенелым и отставшим от современных методик, чем молодой специалист. Одного этого критерия для решения тоже недостаточно.
3. Постоянное повышение квалификации
На западе, а теперь и в России постоянно проходят мероприятия по медицине и психотерапии для врачей. Считается дурным тоном и признаком непрофессионализма не посещать хотя бы некоторые из них. Но и здесь можно попасть в ловушку: человек, который только и делает, что учится и разъезжает по конференциям, может потерять практические навыки лечения.
Три признака, которые изложены выше, можно назвать «обязательными, но недостаточными». Далее — три признака, которые могут стать решающими в тех случаях, где все остальные не помогают вам выбрать.
4. Открытость
Врач-психотерапевт может и должен давать исчерпывающие ответы на все ваши вопросы о лечении. Назначая лекарства или выбирая методику, врач должен объяснить, на основании чего делает выбор. Ответы вроде «Вам необязательно это знать» или «Вы что, врач? А что тогда спрашиваете?» не подходят.
Хорошим признаком будет, если вы зададите психотерапевту вопрос по теме, которая для вас принципиально важна, а он даст честный ответ или убедительно аргументирует, почему не хочет отвечать. Отношения, где врач — главный, а клиент — неразумное существо, которым надо управлять, уходят в прошлое. Грамотные врачи всё чаще стараются выстроить отношения сотрудничества с клиентами.
5. Сарафанное радио
Врач, который «подошел» другу или родственнику, вам может не подойти. Но есть шанс, что он хотя бы не навредит.
Изучите информацию, которая есть о враче в интернете. Есть ли у него сайт? Есть ли отзывы? Рекомендуют ли его на профильных форумах? Если среди ваших знакомых есть врачи, слышали ли они о нем? Есть ли в доступе фото и видеоматериалы с этим специалистом?
6. Профессиональное сообщество
Для врачей вообще и в особенности врачей-психотерапевтов остро стоит вопрос о профессиональной этике. Ее отличие от закона в том, что за несоблюдением закона следует наказание. А этика — это внутренний распорядок, за который нет внешнего наказания. Значит, нечистые на руку специалисты могут не нарушать законов, но безнаказанно нарушать этический кодекс профессионального сообщества, к которому принадлежат. Если у вас возникают сомнения, свяжитесь с ассоциацией или сообществом и уточните информацию о специалисте.
7. Ничего личного
Если вы уже начали работать с психотерапевтом, помните, что он не имеет права устанавливать с вами какие-либо отношения кроме профессиональных, просить об услугах и тем более применять к вам эмоциональное, физическое или сексуальное насилие!
Вы сталкивались с недобросовестными специалистами? Каким критериям они не соответствовали?
Путь в профессию психотерапевт: приобретения и потери
Елена Бурцева
«Что делают молоденькие девочки, чтобы стать взрослыми психотерапевтами? »- спрашивает юная студентка Института Гештальт-терапии и Консультирования.
«Стареют…»- с грустной иронией отвечает ей тренер — женщина постарше.
А если без иронии — мне показалось интересным и полезным попытаться представить в целом тот путь, который приходится пройти, чтобы из начинающего превратиться во взрослого психотерапевта-профессионала.
Довольно часто молодые психотерапевты сталкиваются с недоверием клиента, связанным с их возрастом. Действительно, может ли молодой человек стать эффективным в этой профессии? Насколько возраст влияет на успешность психотерапевта? Было бы заманчиво демократически ответить: «нет, не влияет, был бы человек хороший». Однако, если прислушаться к клиентской части внутри себя , то оказывается – влияет , и даже существенно влияет. Конечно, имеется в виду не биологический возраст, а уровень зрелости человека, которому доверяешь свою душевную смуту, степень взрослости его личности, его жизненный опыт.
Когда оглядываешься на собственный путь в профессию, то несмотря на высокую ценность приобретений, видишь не усыпанную розами широкую дорогу к светлому терапевтическому будущему, а довольно извилистую ухабистую тропинку, пролегающую сквозь сомнения, разочарования к радостям творчества и неожиданных открытий.
Мне представляется, что на пути своего становления человек, овладевающий профессией психотерапевта, проходит определенные стадии развития. Они сопровождаются вполне специфическими задачами, особенностями восприятия психотерапии и жизни, а также своего места в профессии. Подсмотрев структуру социально-психологического онтогенеза у Эрика Эриксона, я решила позаимствовать его форму. Наполнив ее своим содержанием, я попыталась описать путь, который проходит специалист, овладевающий профессией психотерапии. Понятно, что описание мое довольно субъективно, что любая схематизация живого процесса выхолащивает часть его содержания. Реальность гораздо многообразнее схемы . Находящиеся на одной и той же стадии люди могут выполнять различные задачи и мучиться разными сомнениями. И наоборот, некоторые вопросы и задачи являются сквозными –их трудно привязать к определенной фазе развития. Они по-разному преломляются на разных этапах и зависят от личного и профессионального состояния терапевта. Однако, опора на формальную логику может помочь ассимилировать приобретенный опыт и лучше понять свое место в профессии, как и место профессии в собственной жизни.
Итак, описание пути в профессию психотерапевта может выглядеть следующим образом:
Стадия первая. Младенчество в психотерапии.В начале своего пути обучающийся психотерапевт, как младенец, пробует психотерапевтическую среду на надежность и ненадежность. Он как бы приглядывается к профессии и решает для себя: в принципе, что может дать мне эта профессия, мое ли это или совсем чужое. В это время с помощью участия в терапии (преимущественно в роли клиента) производится проверка профессии на результативность и надежность. Переживания начинающего колеблются от бурного восторга и ощущения чуда от всего происходящего до полного разочарования и уверенности в том, что здесь только «пудрят людям мозги». Опасения связаны с недоверием к собственным способностям и к возможностям самой профессии. Перспектива выйти один на один с клиентом и отвечать за то, что будет происходить, пугает основательно.
Если человеку на этом этапе удается поверить в профессию, в ее полезность для себя и других, он переходит на следующую стадию, полный оптимизма , энергии и надежды Он намеревается если не стать профессионалом самому, то хотя бы использовать терапию для собственного роста. Если же недоверие его высоко, он либо сходит с пути, либо несет с собой сомнения первого этапа дальше.
Стадия вторая. Первые самостоятельные шаги
На этой стадии профессия примеряется к самому себе. Обучаемый прикидывает, хватит ли ему собственных ресурсов , чтобы быть терапевтом. Опасения на этой стадии могут быть связаны с неуверенностью в собственных возможностях, с тем, что «я никогда не смогу как другие (обучаемые, тренер) ».
Если в это время на вопрос «Гожусь ли я в психотерапевты?» обучаемый отвечает «Да», он с ощущением автономии переходит на следующую стадию. Если же у него остаются сомнения, то возможно он и дальше будет двигаться в профессии с чувством, что у него нет права занимать в ней собственное место.
Стадия третья. Игры в психотерапию
Здесь с помощью упражнений человек начинает испытывать свои возможности в профессии, как бы нащупывать в поле терапевтической деятельности свои собственные границы, проверять пределы самостоятельности. В это время идет поиск ответа на вопрос: «Как много я могу себе позволить, чтобы не разрушить себя или своего клиента?». Актуальным становится страх навредить клиенту своими самостоятельными «неловкими» действиями.
Если обучающемуся терапевту удается почувствовать границы самостоятельности в профессиональной деятельности и опираться на них, если он получает удовольствие от проявления инициативы, если убеждается в том, что она может быть полезна для клиента, что за нее не бьют по рукам, то можно двигаться дальше со способностью к инициативе в психотерапии, с верой в право на собственные действия и ошибки, которые можно исправить. Основное приобретаемое умение этого периода– способность ставить самостоятельные цели и добиваться их. В случае неблагоприятного прохождения этой фазы проявление инициативы и в дальнейшем будет сопровождаться привкусом вины.
Стадия четвертая. Систематический труд и его оценка
На этой стадии оцениваются собственные способности в области психотерапии с помощью сравнения их со способностями других обучающихся и получения супервизии от тренеров. Самое главное в это время – быть не хуже других. Основной запрос к тренерам: «Оцените мою работу».
В случае , если поддержки из поля достаточно, и внешнее одобрение удается получить, страх быть плохим психотерапевтом смягчается, появляется ощущение собственной компетентности. Растет готовность много и систематически трудиться, пробуя свои силы. В противном случае остается неуверенность в себе как в хорошем профессионале, и необходимость демонстрировать свой труд вызывает тревогу и опасения отрицательной оценки.
Стадия пятая. Индивидуализация и появление профессионального стиля
На этой стадии важна уже не оценка извне, а зарождающееся изнутри чувство собственной индивидуальности. «Каков я как терапевт? В чем мой индивидуальный стиль?» – вот основные вопросы обучающихся. В этот период растет ощущение принадлежности к определенной школе психотерапии. Начинают интересовать вопросы соотношения собственной профессиональной школы с другими подходами. На первый план выступает анализ сходства и различия в собственном стиле и стиле коллег и тренеров. Приходит понимание, что механического, даже абсолютно тождественного воспроизведения того, чему тебя учили, недостаточно для того, чтобы стать специалистом. Что в работе необходимо опираться на свое «родное» индивидуальное, даже если оно рассматривается как слабость и считалось помехой на предыдущих стадиях обучения.
Опасения этого периода связаны с отсутствием чувства принадлежности к какой –либо профессиональной группе, с одной стороны, либо с ощущением слабости собственной индивидуальности для того, чтобы выделяться из референтной группы. Актуализируются страхи либо быть таким, как все, либо отличаться, но оставаться в одиночестве в профессиональном сообществе.
Стадия шестая. Профессиональное сотрудничество
Только что обретенный и осознанный индивидуальный стиль на первых порах достаточно неустойчив. Он легко изменяется под воздействием извне. Поэтому на этой стадии профессионального развития происходит испытание собственных сил сближением с коллегами. Это попытки сотрудничества по «взрослым правилам», первые пробы котерапии. Сложность на этой фазе может представлять чувство, что при слишком тесной близости приходится жертвовать своей только что обретенной свободой иметь собственную индивидуальность. И тогда изоляция может казаться спасительной для ее сохранения. В это время разрываются или преобразуются старые привычные связи в сообществе и налаживаются новые
В случае благополучного прохождения этой фазы развития терапевт обретает уверенность в своей способности к профессиональному сотрудничеству, а также свободу и гибкость во взаимоотношениях с коллегами. Если сотрудничество не складывается –он выбирает путь профессионала-одиночки со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Стадия седьмая. Профессиональное совершенствование и специализация
Эта стадия – рабочая, производственная. Идеи взаимоотношений уходят на задний план, уступая место более глубоким и опирающимся на профессиональную реальность размышлениям о ценности и значении психотерапии для себя и своих клиентов. Встают вопросы оптимальной организации своего труда, переосмысливаются профессиональные возможности, выбираются специальные области, в которых предполагается повышение компетентности
Сомнения на этой стадии могут быть связаны с истощением творческих ресурсов, с усталостью от монотонности происходящего, с невостребованностью накопленного в профессиональной деятельности опыта или со столкновеним с ограничениями возможностей психотерапевтической помощи. Если кризис разрешается положительно, если удовольствие от работы компенсирует вкладываемые в нее усилия, то растет производительноть и способность к творчеству, если же нет – возникает профессиональный застой, сопровождаемый падением энергии и депрессивной симптоматикой.
Стадия восьмая. Осмысление профессии и наставничество
Эта стадия последняя из описываемых, но не окончательная. Понятно, что в реальной жизни нет
замкнутых циклов, что развитие происходит по спирали, что конечная фаза одного цикла опыта может быть начальной следующего. Эта стадия, когда уже накоплен большой профессиональный опыт, который можно вкладывать в профессиональное творчество или передавать следующим поколениям обучающихся психотерапевтов. На этой стадии заново переосмысливается выбор профессии. Если профессиональная жизнь кажется наполненной, опыт интегрируется в ощущение целостности, появляется мудрость и терпение в отношении коллег и последователей. В противном случае может возникать чувство безысходности и тщетности вложенных усилий
Цикл замыкается. Ищутся ресурсы и новые виды деятельности внутри профессии, в освоении которых проходятся сходные вышеописанным этапы. Либо человек выбирает новую профессию для самореализации.
Идея об этапности в профессиональном развитии легла в основу мастерской под названием «Взросление психотерапевта: путь в профессию». Структура ее проста: участники должны были найти свое место в предлагаемой модели профессионального развития психотерапевта и объединиться в группы, соответствующие каждому отдельному этапу. Внутри группы необходимо было обсудить основные задачи этапа и выделить вопросы и сомнения, связанные с профессией. Затем в большом кругу обсуждались результаты внутригрупповых дискуссий. После этого было организовано взаимодействие между участниками, относящими себя к смежным этапам. В основном это были вопросы и пожелания от «младших» к «старшим» и советы, воспоминания и наставления от опытных к начинающим.
Форма, выбранная для этой работы, позволила участникам объемно и целостно представить профессиональный путь, более реально определить свое место в профессии. Стало легче понять, какие задачи развития остались недовыполненными, какие этапы оказались пропущенными. Обмен вопросами и сомнениями внутри малых групп помог их членам почувствовать взаимную поддержку и повысил надежду на их разрешение. Открытый обмен информацией между группами разного уровня для начинающих психотерапевтов оказывается полезным тем , что делает их представления о профессии более реалистичными. Старшим воспоминания о пройденном пути помогают почувствовать ценность вложенных усилий и дают второе дыхание и силы для дальнейшего творческого роста. Очень любопытно, что важным оказался порядок, в котором малые группы делились своими профессиональными тревогами и сомнениями на общем круге. В случае, когда он соответствовал реальному поступательному движению в профессии от младенчества к зрелости, обмен шел легко и не вызывал сопротивления участников. Когда же я однажды попробовала изменить этот порядок на обратный от «старших» к «младшим» ( при этом группа состояла в основном из начинающих психотерапевтов) – получился неожиданный эффект . Достаточно искренние , с моей точки зрения, предъявление опытными психотерапевтами в группе своих профессиональных проблем (сомнений в правильности выбора профессии, потери смысла психотерапевтической деятельности, снижения мотивации к творчеству) было воспринято начинающими участниками группы как снобизм и заносчивость и вызвало у них недоверие, обиду и раздражение. В передаче «Моя семья» был выдвинут для телевизионной дискуссии вопрос: «Должны ли родители рассказывать своим детям откровенно о проблемах взрослой жизни?» Такой же вопрос я задала себе ,наблюдая реакцию новичков. Реальное будущее, которое было представлено «старшими» в довольно пессимистическом свете , как бы слишком резко «обрушилось на голову» начинающим. Оно, очевидно, оказалось чрезмерно далеким от их идеальных представлений для того, чтобы быть воспринятым с пониманием. Для поддержания своей жизненности и права на собственное видение профессиональных перспектив «младшим» приходилось либо обижаться, либо высказывать недоверие, либо обесценивать, т.е. любым способом уничтожать то, что им предлагали «старшие». Такой феномен напомнил о том, что знакомство с реалиями профессии лучше осуществлять постепенно с учетом особенностей стадии, на которой находятся обучаемые, и их готовности к восприятию нового опыта. В случае игнорирования этого явления, усилия тренера могут быть вложены напрасно – обучаемые будут просто аннигилировать то, что не готовы воспринимать.
Итак, исходно идея представить цикл профессионального становления психотерапевта поделенным на этапы родилась как иллюстрация пути в профессию. Она позволила представить фазы взросления психотерапевтов более целостно и объемно, а также явилась опорой для осознания реального места терапевта в психотерапевтическом сообществе. Проверка идеи на практике помогла увидеть возможности ее использования для более адекватного построении я и проведения обучения психотерапевтов.
Особенностью лечения психических расстройств является то, что не всегда от них можно избавиться исключительно медикаментозным путем. Зачастую они требуют тщательной работы над собой, осознания их причин, глубокой аналитической деятельности. В этом случае на помощь приходит психотерапевт – специалист, помогающий докопаться до истинных причин такого состояния и успешно справиться с ним.
Кто такой психотерапевт
Психотерапевтом называют специалиста, восстанавливающего психическое равновесие человека с помощью психотерапии, то есть посредством различных методов, главным инструментом которых является беседа.
Психотерапевтической практикой имеет право заниматься человек с высшим образованием в области медицины или психологии, который, к тому же, обязательно должен пройти специальное обучение выбранному направлению психотерапии. Кратковременные, месячные курсы дают повод задуматься о квалификации такого специалиста. Как правило, обучение должно длиться не менее года. При этом психотерапевт обязан иметь определенное количество клиентских часов, то есть сам проходить психотерапевтическую консультацию в своей области и установленное количество часов врачебной практики. Обязательно наличие соответствующей лицензии, подтверждающей право на данную деятельность.
Все эти правила обеспечивают легальность работы такого специалиста. Каждый пациент имеет право потребовать у него предоставление подобной информации в документальном виде.
В отличие от психолога, психотерапевт обладает полномочием ставить диагноз и назначать лечение. Как и психиатр, он имеет право, наряду с психотерапией, проводить и медикаментозное лечение.
Полномочия
Специалист данного профиля помогает в реабилитации больных с тяжелыми психическими расстройствами. Конечно, острый период болезни купирует психиатр с помощью медикаментозных средств, но в дальнейшем консультации психотерапевта помогают таким людям:
- снизить проявление негативных и позитивных симптомов психозов;
- повысить самооценку;
- организовать правильное отношение к лечению, убедить больного принимать психотропные препараты;
- улучшить социальные навыки;
- повысить стрессоустойчивость;
- снизить тревожность, страх.
Как правило, консультации психотерапевта назначает лечащий врач-психиатр больного. Специалист поможет совладать с такими заболеваниями, как шизофрения и другие виды психозов, биполярное расстройство, деменция и т.д.
Психотерапевт также занимается лечением психических расстройств легкой и средней тяжести. К таковым, например, относят депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство, невроз, панические атаки, тревожные расстройства. Специалист подобного рода помогает избавиться от зависимостей.
На прием к психотерапевту стоит записаться в следующих случаях:
- апатия, отсутствие стремления к деятельности. Все время хочется спать, встать утром с кровати становится все сложнее. Даже элементарные действия даются с трудом;
- хроническая усталость, снижение работоспособности;
- смена фона настроения. Человек теряет интерес к вещам, ранее привлекающих его внимание, минимизирует общение с окружающими, становится нелюдимым, замкнутым;
- резкая полярная смена настроения — от упаднического до сверхприподнятого;
- снижение самооценки;
- появление новых, нетипичных телесных ощущений;
- частые эмоциональные всплески, плаксивость, агрессивность либо раздражительность;
- проблемы со сном;
- рассеянность внимания;
- беспричинные приступы паники, могут случаться и ночью;
- переедание или полное отсутствие аппетита;
- самотравмирование, суицидальные мысли и попытки;
- навязчивость определенных мыслей и действий.
К психотерапевту также обращаются люди и без диагноза, когда они находятся в сложных жизненных обстоятельствах, у них появляется ощущение тупика, из которого нет выхода. Человек не может обрести душевное равновесие, и понимает, что самому ему не справиться.
Но в таких случаях не стоит думать, что врач даст вам конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации. Психотерапевт – это не советчик. Это специалист, который поможет вам лучше узнать себя, раскрыть для вас то, о чем вы раньше не имели понятия, расскажет вам об иных моделях поведения. И вы, опираясь на новые знания, сможете сами найти ответы на интересующие вас вопросы и принять правильное решение.
Как говорит Райан Хоуэс, профессор в области психологии, вы обращаетесь к психотерапевту не за тем, чтобы отдать ему власть над вами, а для обретения власти над собой.
Как попасть на прием к психотерапевту
В основном психотерапевтическая помощь является платной. Если вы решаете обратиться за такой услугой в поликлинику, то, скорее всего, вас направят к психиатру.
Бесплатные услуги психотерапевта показаны больным психиатрических стационаров. В этом случае их лечащий врач по необходимости назначает курс психотерапии, в этом случае пациент проходит его при больнице.
Еще один вариант получить помощь психотерапевта бесплатно – обратиться в соответствующий институт. За учреждениями, обучающими психотерапии, закрепляют бесплатные программы по оказанию такой помощи. Но ваша встреча со специалистом будет проходить не наедине: за его работой будут наблюдать студенты, но политика конфиденциальности сохранится.
Государство также организует бесплатные центры психологической помощи для детей, подростков, женщин и семей.
В большинстве же случаев, если вы желаете самостоятельно обратиться к психотерапевту, такую поддержку вы можете получить у частного специалиста. Для этого сто́ит позвонить в психотерапевтическую клинику и записаться на прием.
Высококвалифицированные специалисты такого профиля принимают, к примеру, в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре.
Достаточное количество людей откладывает свой поход к специалисту, даже если нуждается в нем, из-за цены вопроса. В среднем, стоимость 1 сеанса психотерапии составляет 2000 рублей, в отдельных случаях она достигает 6000 рублей. Так, избавление от различных фобий, длящееся около 10 сеансов, обойдется клиенту от 20 до 60 000 рублей.
Такая цена обусловлена несколькими факторами. Психотерапевт – это специалист, прошедший длительное и дорогостоящее обучение. Он делится с клиентами своим профессионализмом, опытом и знаниями. К тому же, чтобы поддерживать уровень своей квалификации, специалист должен систематически посещать платные курсы, семинары, конференции. Поэтому плата за его труды является соответствующей. Она выводит отношения клиента и психотерапевта на другой уровень, настаивая на решительности и серьезности намерений обоих лиц.
На приеме у врача
Чтобы психотерапия прошла удачно и принесла плоды, очень важно найти правильного специалиста. То есть такого, который подойдет именно вам. Даже если вы обратитесь к высококвалифицированному, первоклассному, самому известному в городе психотерапевту, не факт, что он сможет вам помочь.
Для плодотворной работы между психотерапевтом и клиентом должны установиться доверительные, особые отношения. Клиент должен чувствовать, что его уважают, понимают и принимают таким, каков он есть.
В связи с этим стоит уяснить, что психотерапия – это не односторонний процесс. Некоторые полагают, что, придя на сеанс, от них больше ничего не требуется, что терапевт заглянет им прямо в душу, расскажет все как есть и исцелит навсегда.
Но дело в том, что это не экстрасенс, и если клиент принимает пассивную позицию, то вряд ли что-то из этого выйдет. Он тоже должен прилагать усилия и работать над собой.
Звучит немного парадоксально: как можно полностью довериться человеку, которого видишь впервые в жизни? Поэтому работа начинается со знакомства психотерапевта и пациента. Специалист расспрашивает о жизни своего подопечного, его интересах и т.д. Такое знакомство может растянуться на 3 сеанса.
Как уже говорилось, важно, чтобы человек чувствовал себя комфортно, работая с тем или иным специалистом, мог раскрыться перед ним, рассказать самое сокровенное. Если такого не происходит, то клиент вправе сменить врача.
Психотерапевт также вправе отказаться от своего пациента, если он понимает, что в данной ситуации не сможет помочь. Но при этом он посоветует кого-то из своих коллег.
Печально, когда на пути человека к светлому будущему попадаются шарлатаны. Таких можно распознать по некоторым признакам:
- фразы типа «так это нормально, у всех бывает», «время лечит», «скоро пройдет»;
- дает конкретные советы для решения той или иной ситуации;
- обещает скорое излечение;
- на вопрос о том, по какому методу работает, говорит, что у него своя методика;
- дает оценку вашим действиям, критикует.
Квалифицированный психотерапевт не дает советов, не подталкивает к какому-либо решению, не оценивает поступки. Он помогает человеку понять свои проблемы, проанализировать их и самому найти выход из сложившейся ситуации.
На первой встрече между клиентом и врачом заключается своего рода контракт – устная договоренность о нюансах проведения терапии. Обговаривается количество сеансов (как минимум десять), сколько раз в неделю будут происходить встречи (обычно они происходят с периодичностью 2 раза в неделю, и нет смысла встречаться реже, чтобы не нарушить процесс). Более частые консультации устанавливают при острой потребности.
Как работает психотерапевт
Методы работы психотерапевта зависят от того, представителем какой школы он является.
- Психоанализ. Психоаналитик работает с бессознательным человека. Он помогает ему понять свои бессознательные установки, которые мешают в жизни. Специалист осуществляет этот процесс при помощи специальных методик, например, свободных ассоциаций. Пациент проговаривает все мысли, которые роятся у него в голове, а специалист анализирует их и пытается найти подводные камни.
- Аналитическая психология. Психотерапевт работает с клиентом посредством символов, образов, ассоциаций.
- Психодрама. Врач с клиентом обыгрывают ситуацию, в ходе чего человек получает возможность совершить те действия, которые он не может сделать в реальной жизни, пережить эмоции, противостоять личностным конфликтам.
- Гештальт-терапия. Врач помогает осознать человеку собственное «Я» и жить в согласии с собой.
- Экзистенциальная терапия. В процессе беседы к клиенту приходит понимание своих жизненных позиций, он учится быть в гармонии с жизнью, несмотря на все неурядицы.
- Нейролингвистическое программирование. Пациента обучают определенным стратегиям поведения, в ходе которых он анализирует прошлые поступки и учится вырабатывать новые правила поведения.
Существует еще много направлений, в которых работает психотерапевт:
- Когнитивно-поведенческая терапия;
- транзактный анализ;
- эриксоновский гипноз;
- клиент-центрированная терапия;
- телесно-ориентированная терапия и т.д.
Каждое из этих направлений подразумевает использование определенного способа воздействия на клиента.
Главный инструмент психотерапевта – это беседа. Она выполняет сразу несколько функций.
С ее помощью психотерапевт устанавливает контакт со своим подопечным, собирает сведения и проводит диагностику. Нередко люди обращаются к специалисту со своим, четко сформулированным пониманием проблемы. Задача врача — во время беседы и сбора анамнеза выяснить их и объяснить человеку реальное положение вещей.
Психотерапевтическая беседа позволяет оценивать успешность проведения терапии и подытожить ее результат.
Все это – общие аспекты, которые дают возможность осуществлять беседу при любом виде психотерапии. Но в ряде направлений она является главным методом психотерапевтического воздействия. К таковым, например, относят психоанализ и клиент-центрированную терапию.
Гипноз – еще один метод воздействия психотерапевта, который подавляет волю клиента и увеличивает степень его внушаемости. С его помощью можно избавить человека от фобии, наладить сон, снять тревожность. Но, в большинстве случаев, он устраняет симптомы, а не причину, из-за чего область его применения достаточно ограничена.
Кодирование также представляет собой способ внушения, который позволяет психотерапевту избавлять человека от всякого рода зависимостей.
Среди других способов воздействия врача на личность пациента выделяют НЛП, ролевые игры, танец, арт-терапию и т.д.
Психотерапевт может работать с разными категориями клиентов. Так, выделяют индивидуального терапевта, который работает с одним клиентом, а также группового и семейного.
Групповой психотерапевт, как несложно догадаться, работает с целой группой клиентов. При этом на сеансах он может выступать в разных ролях. Самые распространенные из них – это:
- лидер, когда терапевт доминирует над участниками процесса. Направляет их, дает оценку поступкам, выражает поддержку или критикует;
- аналитик – пассивная позиция. На первый взгляд, терапевт находится в стороне и позволяет группе вести себя и говорить то, что хочется. В ходе процесса он анализирует все сказанное каждым участником, а затем объясняет им их подсознательные мотивы. На последующих сеансах участники уже сами включаются в такой анализ. Определяют, что стоит обсудить, а что – нет;
- эксперт направляет группу в нужное русло, время от времени подсказывает, что нужно делать, разворачивает разговор в нужном направлении. Он предлагает обыграть какую-либо ситуацию, подталкивает пассивных участников к действию.
Считается, что для психотерапевтической практики более эффективны те специалисты, которые, так или иначе, вмешиваются в жизнь группы.
Семейный психотерапевт оказывает поддержку парам, которые живут в зарегистрированном либо гражданском браке, а также корректирует отношения между родителями и детьми.
Этический аспект
Есть общеустановленные и узаконенные правила, которые обязан поддерживать в своей работе психотерапевт.
Главные из них – это, конечно, конфиденциальность. Терапевт не имеет права выносить за пределы кабинета сказанное клиентом. Исключения составляют случаи признания в совершении убийства или в существовании угрозы для чьей-либо жизни. Если же конфиденциальность была нарушена без причины, клиент имеет право обратиться в суд.
К слову: опытный специалист, если вы встретите его в публичном месте, никогда не поздоровается с вами первым. И своим видом никак не покажет, что вы знакомы. Он ответит вам только в том случае, если вы первым вступите с ним в контакт.
К другим правилам поведения психотерапевта относят уважение личности подопечного и его прав, непредвзятое отношение к процессу. Здесь же принципы компетентности, то есть повышение своего профессионализма и использование в своей работе исключительно научно обоснованных методов, честности и ответственности.