Пунктуационный разбор предложения как составить схему

На чтение 11 мин Просмотров 3 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023

Содержание

  1. Порядок пунктуационного анализа текста, предложения
  2. Пунктуационный анализ предложения
  3. Общий порядок разбора текста с пояснениями
  4. Как делается, знаки препинания
  5. Примеры пунктуационного разбора
  6. Пунктуационный разбор

Порядок пунктуационного анализа текста, предложения

Пунктуационный анализ предложения

Пунктуация, как раздел лингвистики, важный и сложный свод правил. Недостаточно расставлять запятые «интуитивно». Пунктуация опирается на синтаксическое строение предложения.

Пунктуация — раздел науки, который изучает порядок использования и правила расстановки знаков препинания, систематизирует знаки препинания.

Общий порядок разбора текста с пояснениями

Чтобы выполнить анализ предложения по расстановке знаков препинания, необходимо отличать простые предложения от сложных, сложные союзные от бессоюзных предложений, знать, какие необходимо использовать знаки препинания в них. Надо уметь определять однородные члены предложения, иметь понятие о частях речи.

Для разбора текста необходимо иметь багаж знаний, знать правила синтаксиса и пунктуации русского языка, быть знакомым с теорией пунктуации.

Как делается, знаки препинания

Анализ пунктуации предложения включает в себя либо самостоятельную работу по расстановке знаков препинания, либо объяснение, почему использован тот или иной знак препинания. При объяснении использования знаков препинания прописывается то правило, на которое опирается ученик. Предложение и его грамматические основы часто изображаются схематически.

Помните, что объектами такого исследования служат знаки препинания и внутри, и в конце предложения.

Какие знаки препинания использовать?

  1. В конце предложения используется точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Использование того или иного знака объясняется целью предложения и интонацией.
  2. Внутри предложения могут быть использованы запятая, двоеточие, тире, кавычки, точка с запятой, скобки.

Обычно знаки препинания используют:

  • для выделения однородных членов предложения;
  • на стыке простых предложений в составе сложного;
  • в прямой речи, диалоге, цитировании;
  • при обособленных членах предложения;
  • в сравнительных оборотах;
  • при обобщающем слове и др.

Примеры пунктуационного разбора

Разберем пунктуацию и проведем пунктуационный анализ на примере отрывка из рассказа В.М. Шукшина «Чередниченко и цирк».

Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой. Он полюбил ее. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой — разошлись. [. ]

Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком. Или, на худой конец, директором совхоза.

Пример разбора.

1. Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой.

В сложноподчиненном предложении образа действия две грамматические основы. Придаточное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами предложения. Предложение повествовательное, в конце используется знак препинания «точка».

Первая запятая стоит перед союзом «как» на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного предложения.

Вторая запятая использована перед деепричастным оборотом «наблюдая за гибкой, смелой циркачкой». Он всегда обособляется с двух сторон, в данном случае запятая одна, так как деепричастный оборот стоит в конце предложения перед точкой.

Третья запятая используется между однородными прилагательными: циркачки (какой?) гибкой, смелой.

Простое повествовательное предложение, в конце предложения ставим точку.

3. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, использован союз «хоть», простые предложения в составе сложного выделяются запятой. В конце повествовательного предложения ставим точку.

4. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой — разошлись.

Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

Между первой и второй грамматической основой перед союзом «но» ставим запятую. Между второй и третьей используется знак препинания «тире». Так как третья часть предложения следует из второй, можно использовать союзы «так что» или «поэтому» (что-то такое получилось у них с женой, поэтому разошлись).

5. Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком.

Это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Главная часть осложнена однородными сказуемыми (был, знал). Предложение повествовательное, в конце использована точка.

Первая запятая стоит между однородными сказуемыми (был, знал).

Вторая запятая используется перед союзом что, отделяет придаточное изъяснительное.

Третья запятая используется также перед придаточной частью, придаточное определительное вводится с помощью союза «где».

6. Или, на худой конец, директором совхоза.

В простом предложении использована вводная конструкция «на худой конец», конструкция выделяется парными запятыми, так как стоит в середине предложения. Предложение повествовательное, в конце ставим точку.

Источник

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5)

Схема пунктуационного разбора предложения

  1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образцы пунктуационного разбора предложения
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).
Грамматические основы:

  1. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
  2. который (=бегун) привязывает
  3. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение
Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное
Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.
Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).
Грамматические основы:

  • Я слышал – грамматическая основа главного предложения
  • Гайдар чистил и ругал
  • ручка отвалилась

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

Я слышал – главное предложение
Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное
За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом
Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Грамматические основы:

  1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
  2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
  3. очки спадают
  4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)
Грамматические основы:

пари заключается – грамматическая основа главного предложения

Объяснение знаков препинания

  1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
  1. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:

Пари заключается в том – главное предложение
Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/
При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное
При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное
Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное
Исполнить что? То, /что я вам скажу/ — четвертое придаточное
Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное
Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ — в обоих случаях смысл теряется)
3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

В составе сложного предложения нет осложненных простых.
Примечание:
Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
— если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:
Он ушёл и не сказал куда.

Образцы анализа:
1. Чтобы быть хорошим преподавателем, 1
1 2 нужно любить то, 2 2 3 что преподаёшь, 3 3 2 и любить тех, 4 2 4 кому преподаёшь (В. Ключевский).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предло-
жение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения;
это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 – запятая выделяет 1-е придаточное П (первой запятой нет,
так как совпадает с началом предложения);
2 и 3 – запятые выделяют 2-е придаточное П;
4 – запятая выделяет 3-е придаточное П (второй запятой нет,
так как совпадает с концом предложения);

2. В любви, 1 /как и в грамматике/, 2 смысл зависит от окончания (Г. Ландау).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 — запятая выделяет обособленное обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом.

3. Французский символизм, 1 /родоначальник всего символизма как школы/, 2 выдвинул на передний план чисто литературные задачи, 3 свободный стих, 4 более своеобразный и зыбкий слог, 5 метафору, 6 /вознесенную превыше всего/, 7 и пресловутую «теорию относительности» (Н. Гумилев).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 – запятые выделяют обособленное определение – приложение, стоящее после определяемого слова.
3, 4, 5 – запятые разделяют однородные дополнения, связанные без союзов.
6 и 7 – запятые выделяют обособленное опреде ление, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
какой? что за? какую?

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией

Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
Тест на тему Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
Тест на тему Запятая на стыке союзов

Тест на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Тест на тему Сложные предложения с разными видами связи

Тест на тему Употребление знаков препинания

Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом как.

Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом и.

Диктант по пунктуации

Тест на тему СПП без запятой

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Перечень пунктограмм«, «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного,
  • синтаксического,
  • графического.

Что значит и как делать пунктуационный разбор предложенияПунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование,
  • вопрос,
  • восклицание,
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

  • ? !,
  • ? …,
  • ! …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными местоимениями: это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны:

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида,
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
  2. В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
  • уточняющие члены,
  • выделение сравнений и оборотов,
  • конструкции с союзом «как»,
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей,
  • подчинительная,
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

Что значит и как делать пунктуационный разбор предложения[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Что значит и как делать пунктуационный разбор предложенияНачало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Что значит и как делать пунктуационный разбор предложенияПримеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

Анализ:

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

5 – выделение деепричастия.

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Пунктуационный разбор простого предложения?

Пунктуационный разбор сложного предложения?

Пунктуационный разбор, это значит необходимо объяснить пунктограмму: сделать графически и анализ.

Разбор простого предложения состоит из следующих действий:

  1. пронумеровать знаки препинания.
  2. Назвать и обяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное, …)
  3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Пуктационный разбор сложно предложения отличается тем, что нужно объяснить связь и подчинение двух и более предложений и определить их тип, остальные пунктуации объясняются по правилам простого предложения.

система выбрала этот ответ лучшим

Точно в цель
[110K]

3 года назад 

Пунктуационный разбор – это значит, что нам нужно объяснить все знаки препинания. То есть почему и зачем мы расставили их именно в таком порядке.

Сначала мы должны выделить основу предложения – то есть основную мысль. Основы может быть одна или их может быть две – от этого зависит, простое это предложение или сложное.

Далее мы должны объяснить, почему были поставлены запятые – например, мы знаем, что слово “будто”, “вряд ли”, “небось” и так далее обособляются запятыми с двух сторон.

Затем мы должны объяснить, почему точка стоит именно в этом месте. Далее, вы должны объяснить, почему стоит точка, а например, не восклицательный или вопросительный знак.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, вначале определим, простое оно или сложное. Если предложение простое (одна грамматическая основа), выясним, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Если предложение повествовательное, невосклицательное, в конце его ставится завершающий пунктуационный знак – точка, например:

Солнце село за море.

Это пунктограмма номер 1.

Далее определяем, осложнено ли предложение однородным членами, обособленными членами, междометиями или вводными словами. По порядку, с начала предложения, пронумеруем все знаки препинания или отсутствие знаков между однородными членами предложения, соединенных одиночным сочинительным или разделительным союзом, например:

Вечернее багровое солнце скатилось за гору,(2) поросшую сосняком, (3) и (4) на прощанье озарило огнем стекла домов.(1)

Объясняем все знаки препинания.

В сложном предложении выделяем грамматические основы и определяем тип предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.

Объясняем постановку знаков препинания, например:

Вскоре местность изменилась:(2) показались холмы,(3) сплошь поросшие лесом.(1)

Это бессоюзное предложение, вторая часть поясняет содержание первой, поэтому ставится двоеточие. Схема предложения:

[ ]: [ ].

Объясняем знаки препинания в каждом простом предложении, составляющем сложное.

Снежн­аяЗим­а
[189K]

3 года назад 

Пунктуационный разбор предложения подразумевает анализ предложения с целью объяснить расстановку знаков препинания. Ученик должен не только верно расставить знаки препинания в предложении, но и объяснить, почему они расставлены, какова их роль и значение. Он должен суметь объяснить все пунктограммы, обосновать расстановку знаков препинания или их отсутствие.

Для начала нужно понять, является ли предложение простым или сложным. Выделить грамматическую основу, определить, сколько их в данном предложении. Простое оно, сложноподчиненное или сложносочиненное. Это будет влиять на расстановку знаков препинания.

Также анализируем знак препинания в конце предложения. Является ли оно повествовательным, вопросительным или восклицательным?

Определяем, осложнено ли предложение вводными оборотами, требующими обособления.

Ксарф­акс
[156K]

6 лет назад 

Сначала нужно определить, какой знак препинания будет в конце предложения – то есть нужно понять, какое оно будет по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Дальше нужно определить расстановку знаков препинания на уровне осложнённого предложения – то есть выявить признак, по которому это предложение осложнено. Например, осложнено обращением, осложнено причастным/деепричастным оборотом, также предложение может быть сложным и др. Для каждого типа осложнённого предложения будут особые правила пунктуации.

Наконец, нужно определить расстановку знаков на уровне простого предложения – то есть определить, присутствуют в нём оба главных члена или есть только один член.

Татья­на Нег
[77.6K]

8 лет назад 

Порядок пунктуационного разбора простого предложения.

Найти грамматическую основу предложения. Посмотреть, не осложнено ли чем-нибудь предложение. Предложение может быть осложнено: однородными членами, обращением, прямой речью, деепричастным, причастным, сравнительным оборотами, уточнением, определением или приложением, обособленным дополнением или обстоятельством. Нужно еще посмотреть, не ставится ли между подлежащим и сказуемым тире. Если нашли что-то из этого, то надо объяснить, ставятся ли какие-нибудь знаки препинания при этом.

Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.

Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания между частями. Затем выполнить пунктуационный разбор каждой из частей сложного предложения (см. порядок пунктуационного разбора простого предложения).

Корне­тОбол­енски­й
[160K]

3 года назад 

Пунктуационный разбор предложения надо начинать с конца:

  • посмотреть, какой знак препинания завершает предложение (это может быть точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки или их сочетание), объяснить постановку этого знака.
  • выяснить, простое предложение или сложное
  • для сложного предложения пояснить, какого оно типа (сложноподчинённое или сложносочинённое, или бессоюзное)
  • выяснить, осложнено ли предложение вводными словами, обращениями,причастн­ыми и деепричастными оборотами, второстепенными членами
  • выделить грамматическую основу (найти подлежащее, сказуемое) или основы, их может быть несколько.

Сначала подумайте, что стоит в конце предложения точка или вопрос.

Будет ли это предложение повествовательным, а может оно вопросительное или восклицательное.

Далее выделите знаки между частями сложного предложения. Объясните все запятые.

Приведу несколько примеров для наглядности.

morel­juba
[62.5K]

6 лет назад 

Пунктуационный разбор напрямую связан с расстановкой пунктуации и с определением типа конкретного предложения.

Сначала определиться простое или сложное перед вами предложение.

Если от вас требуется провести пунктуационный разбор предложения, то я советую вам придерживаться вот этой схемы при таком разборе:

Хелен­очка
[61.9K]

8 лет назад 

Пунктуационный разбор – это объяснение всех знаков препинания. Начинать его следует с выявления основы предложения. Если основа одна, значит, это простое предложение. Смотрим, есть ли в этом предложении члены, которые требуют обособления.

Если предложение сложное, разбираем каждую часть отдельно.

Лукер­ья Желез­ная
[123K]

8 лет назад 

Пунктуационный разбор – это анализ расстановки всех знаков препинания в предложении. Следует не только грамотно записать предложение, но и определить, где и почему должен стоять тот или иной знак. А для того сначала нужно определить, сколько грамматических основ в предложении (Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. Иногда бывает, что в основе только подлежащее или только сказуемое. Поэтому следует знать, чем, какой частью речи может быть выражен главный член предложения).Еще нужно видеть, какая связь в данном предложении(союзная, бессоюзная).Каким образом подчиняются придаточные предложения к главному, при помощи союзов, союзных слов или при помощи бессоюзной связи.

При пунктуационном разборе определяется тип предложения( простое или сложное, если сложное, то какое- сложносочиненное или сложноподчиненное, или бессоюзное сложное), какое предложение по цели высказывания( повествовательное, вопросительное, восклицательное)- т.е объясняется, почему в конце предложения стоит тот или иной знак. Указывается количество простых предложений в составе сложного (ставятся цифры), выполняется графическая схема данного предложения.

Знаете ответ?

Пунктуационный
разбор предложения.

Схема
пунктуационного разбора предложения.

1. Назвать и
объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак,
восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

2. Назвать и
объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между
простыми предложениями в составе сложного).

3. Назвать и
объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец
пунктуационного разбора предложения.

В приключениях
барона Мюнхаузена участвует бегун, который, чтобы не бегать очень быстро,
привязывает к ногам пудовые гири. (Солоухин)

Грамматические
основы:

1. бегун участвует
– грамматическая основа главного предложения

2. который
(=бегун) привязывает

3. не бегать
(главный член односоставного безличного предложения)

Объяснение знаков
препинания

1. Точка в конце
предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное,
невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2. Знаки
препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое
предложение с двумя придаточными:

В приключениях
барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение

Бегун какой?
Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное

Привязывает с
какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное

1 — запятая
отделяет придаточное от главного;

2 и 3 — запятые
выделяют придаточное внутри придаточного.

Пунктуационный разбор


Пунктуационный разбор

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 715.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 715.

В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора. Материал может помочь при подготовке к уроку русского языка в средних классах.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Значение

Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.

Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.

Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.

Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.

При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.

Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.

Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.

Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.

Структура

Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:

  • Пронумеровать все знаки препинания.
  • Объяснить правило постановки или непостановки знака препинания.
  • Указать функцию, которую выполняет знак препинания.

Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.

Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.

Примеры

Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.

Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)

1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.

2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)

1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.

3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:

Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице.(4)

1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.

2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.

Заключение

Что мы узнали?

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Саша Михайленко

    4/5

  • Дарья Кочеткова

    5/5

  • Анастасия Бронивец

    5/5

  • Ольга Репина

    5/5

  • Наташа Матросова

    4/5

  • Стас Кот

    4/5

  • Егор Мурзин

    5/5

  • Вадим Егоров

    3/5

  • Мария Кузьмина

    4/5

  • Аманкул Ахметова

    4/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 715.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий