Классификация ошибок по русскому языку.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Классификация ошибок (условные обозначения)
Личные окончания глаголов
О чем эта статья:
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
- I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
- II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
- Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
- Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
- Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
- отличать личные формы глагола от других;
- уметь ставить глагол в неопределенную форму;
- знать глаголы-исключения;
- уметь определять тип спряжения;
- помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Ем
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Памятка «Работа над орфографическими ошибками»
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
- Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
5. Парные согласные в корне слова.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
7. Правописание приставки, суффикса.
8. Разделительный Ъ и Ь.
9. Раздельное написание предлогов со словами.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
1. На выбор букв для обозначения звука:
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)ря(д/т)
су(б/п)
гла(з/с)к(о/а)за
р(е/и)ка
тр(а/о)вап(а/о)ет
з(о/а)вет
ст(о/а)ит
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
источники:
http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
http://urok.1sept.ru/articles/610106
Цели: развитие умения анализировать и
исправлять допущенные ошибки, учить
распознавать орфограммы, объяснять написание
слов, обобщение знаний о правописании падежных
окончаний имен существительных.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Сообщение общих результатов диктанта
– Ребята, мы писали диктант. Cегодня выполним
работу над ошибками, допущенными в тексте.
Некоторые получили за диктант ,,5’’. Они
молодцы, на уроке будут моими помощниками, а для
всех – консультантами. В конце урока помогут всем
справляться с самостоятельной работой. А пока у
них трудное индивидуальное задание, которое они
выполнят и получат за него оценку.
– Есть ребята, получившие ,,4’’ за диктант.
Встаньте, они тоже молодцы, хотя допустили ошибки
в работе. А ребятам, которые получили
удовлетворительные и неудовлетворительные
оценки, надо быть сегодня очень внимательными,
запоминать то, о чем будем говорить, что
повторять.
– Поднимите руки, кто своей работой доволен.
– Кто недоволен? Можешь объяснить, почему?
– Я вас заранее разделила на 5 групп:
1-консультанты
2-красные
3-желтые
4-зеленые
5-группа особого внимания
3. Работа над ошибками
– Девиз нашего урока:
“Думай, как сделать!” (дети хором),
“А я вместе с вами!” (учитель)
– Консультанты, приступайте к своей работе по
карточкам.
– Чтобы начать работу, мы должны определить тему
диктанта. Прочитайте предложение, вставьте
пропущенные буквы, определите орфограммы.
(На) л. сной елк. по. вились хл. пушк. , игрушк. ,
цеп. . (У доски 1 ученик работает)
– Каких орфограмм больше?
– Какова тема диктанта?
– Продолжай работать самостоятельно по плану:
1. Подчеркни главные члены предложения.
2. Чем оно осложнено?
3. Укажи падежи им. сущ.
4. Дай характеристику предложению.
– Мы вместе с группой “красных” будем работать
над этой орфограммой.
(дети комментируют, вставляют окончания, все
слушают и пишут)
к веточк. -1скл. , Д. п. (к земле)
от веточк. -1cкл. , Р. п. (от земли)
о хлеб. -2cкл. , П. п. (о дворе)
около лошад. -3скл. , Р. п. (около сети)
по опушк. -1скл. , Д. п. (по земле)
у ел. -3скл. , Р. п. (у сети)
– Как правильно написать падежные окончания
имен существительных? (ВЫВОД)
– Домашнее задание для,,красных’’: с этими
словами составить предложения, правильно
написав окончания.
– Вернемся к предложению, послушаем как
выполнил работу ученик. (Его оценивание)
– Ребята, каких еще много орфограмм встретилось
в предложении? (Проверяемая безударная гласная в
корне слова. )
– Работает группа “желтых”, пользуясь памяткой
на доске. Как будем работать?
(Дети объясняют написание безударной гласной, а
группа номер 5 работает по индивидуальной
карточке, где есть ответы и проверочные слова. )
-. . . ………… – хл(а,о)пушка
-. . . ………. . . – по(е,я)вились
-. . . ………. . –пот(и,я)нулись
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – з(а,о)лотые
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – нар(я,и)жать
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – п(а,о)утинка
– Какое слово лишнее? Почему?
– Как правильно написать слова с проверяемой
безударной в корне слов? (ВЫВОД)
– Домашнее задание для “желтых”: записать 10
слов на это правило, обязательно записывая
проверочное слово.
4. ФИЗМИНУТКА
– Что мы будем делать со словарными словами?
– Как их легче запомнить?
– Словарные слова будем “оживлять” или
составлять необычные связи между ними.
– Например, ГОРОХ или РАКЕТА. Что представляете,
когда это видите?
– Группа “зеленых” заранее подготовила
несколько словарных слов, все напишут под
диктовку, а затем у 2 ребят по выбору возьмут
тетради на проверку, я перепроверю. Самопроверка
по карточкам со словарными словами, дети сами
ставят себе оценку. Домашнее задание:” оживить”
несколько словарных слов, используя словарь. (в
это время группа номер 5 работает за доской с
индивидуальным заданием – вставить подходящие
по смыслу предлоги)
слезть c крыши полезный д л я здоровья автобус б е з кондуктора отрывок и з рассказа смеяться н а д клоуном
– Какие предлоги употребили?
– Какое слово получилось по вертикали?
– Какая орфограмма в этом слове?
– Где она находится? Назови проверочное слово.
– Какое правило еще повторили? (Написание
предлогов со словами)
– Как пишутся предлоги со словами? (ВЫВОД)
– Домашнее задание для группы: написать 10
словосочетаний, где слова употребляются с
предлогами. Предлоги подчеркнуть.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
– Сейчас предстоит вам написать текст, вставляя
пропущенные буквы. Как бы вы справились с
работой? Почему?
– Работать будете самостоятельно, при
затруднении поднимите руку, к вам подойдут
помощники-консультанты.
– Прочитайте текст.
П. лярные совы ж. вут (в) тундр. . В н. чной тишин.
прол. тают они (над) сн. гами. Кормом птиц . вляются
мыш. .
– Записать текст, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть их. Затем возьмите карточку,
отметьте последовательно вставленные буквы и вы
получите результат своей работы. Начинайте с
выделенной буквы. (При правильном выполнении,
получится -5)
– Для тех, кто справился, сделайте карточку ”Мои
ошибки”: запишите слова с пропущенной буквой, а с
обратной стороны запишите нужную букву. — Для
консультантов домашнее задание: мини-сочинение
на тему”Снежинка”.
6. Итог
– Заполните карточку:
Я работал с————— настроением.
Я———- доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда————–.
Стал лучше справляться с ———————-.
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке
рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного. - Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
1. Перенос слов.
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова.
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса.
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь.
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами.
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи:
1. На выбор букв для обозначения звука:
Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:
(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).
Грамматические зарядки:
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
2. | Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) |
ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) |
к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва |
п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда. - Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва. - Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров? - Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ. - Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками.
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
обозначь ударение. - Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу. - Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение. - Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
всех словах выдели корень. - Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс. - Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже. - Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже. - Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Тема урока: Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний
прилагательных м.р. и ср.р.
Цели урока: 1. Закрепить навык работы над ошибками у учащихся.
2. Корригировать познавательную активность учащихся.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: «Лестница успеха», «Пьедестал оценок», презентация, ребусы,
кроссворды, загадки, индивидуальные карточки для домашней работы,
индивидуальные задания для Жукова Максима.
Ход урока.
I. Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок русского языка.
Послушайте диалог.
— Опять ты делаешь ошибки?
Когда ты их исправишь, Рыбкин?
— А как без них я обойдусь?
Ведь на ошибках я учусь.
Учитель. О чем идет речь в этом диалоге? (Какое слово повторялось в диалоге?)
Часто в жизни мы слышим такие слова: «На ошибках учатся».
Подумайте, что они означают.
Совершая в жизни ошибки, люди стараются их исправить и извлечь из этого урок, чтобы в дальнейшем не совершать этих ошибок.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы учимся выполнять работу над ошибками и закрепляем правописание изученных орфограмм. А поможет нам в этом Лестница успеха.
1. Сообщение о результатах письменной работы.
На прошлом уроке русского языка мы писали диктант «Утро в сосновом лесу». В целом класс хорошо справился с этой работой. Мне понравились работы следующих учащихся………………….., ……………….. .
2. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
На какие же правила было допущено наибольшее количество ошибок?
К доске пойдет Леша Окунев, с красной строки запиши:
Русский Какое правило следует применить при записи этого слова?
Выберите его из таблицы (на партах у каждого ученика лежит папка).
Паша Павлючков пойдет к доске.
Раннее Какая орфограмма находится в этом слове?( Тоже двойная
согласная).
Правописание слов с двойной согласной вы должны запомнить, а помогут вам в этом ребусы.
3. Выполнение упражнений на закрепление данного правила.
Лестница успеха: 1-я ступенька. Ребусы.
В этих словах спрятались двойные согласные, попробуйте отгадать какие?
А а Ге адий Анна, Алла, Геннадий
Запишите слова. Вам они о чем-нибудь говорят? Да из этих имен состоит имя и отчество вашего классного руководителя. Алла Геннадьевна.
На 2-й ступеньке вас ожидает: кроссворд.
Этот кроссворд необычный, в нем прячутся слова с двойной согласной.
1. Название нашей Родины.
2. Небольшое художественное произведение.
3. Человек, едущий в каком-либо транспорте.
4. Язык, на котором ты говоришь.
5. Работник кассы.
3
2 |
4 |
|||
1 |
5 |
|||
С |
||||
С |
С |
С |
||
С |
С |
С |
С |
|
С |
С |
|||
А теперь запишите эти слова по памяти, с новой красной строки.
Проверьте себя. Подчеркните двойную согласную.
III. Физминутка.
IV. Закрепление.
1.Коллективный анализ ошибок.
Ребята, подумайте, какое слово здесь лишнее и почему? Поставьте к словам вопросы.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? к какой части речи относятся?
К имени существительному.
А слово русский относится к имени прилагательному.
В диктанте также были допущены ошибки на следующее правило:
Окончания прилагательных м.и ср. рода.
Вика русскому лесу Какое окончание ты напишешь ?
Паша легкого синего тумана Почему?
Сейран у огромного дерева Почему я дала прилагательное с сущ.?
Вова в сосновом лесу Как проверить окончание имени
прилагательного?
Давайте еще раз повторим вопросы прилагательных м. и ср. рода.
2.Игра «Ответ – вопрос».
В этой игре я называю имя прилагательное, а вы подбираете к нему вопрос.
Я отвечу — заводским, если спросишь ты — каким?
Я отвечу — удалому. если спросишь ты – какому?
Я отвечу – неплохой, если спросишь ты – какой?
Расскажу я о смешном, если спросишь – о каком?
Я отвечу – золотова, если спросишь ты — какова?
Почему у меня не оказалось такого вопроса? Какой вопрос остался?-какого?
Говорим: какова?
Пишем: какого?
Перед вами падежные вопросы прилагательных м. и ср. рода (на доске). Помогите вопросам найти свои окончания( окончания расположены по стенам класса.)
Эти вопросы помогут вам правильно писать окончания имен прилагательных м. и ср. рода.
3-я ступенька: Выберите ответ.
Из какого крана нельзя напиться воды? Из какого ключа нельзя напиться?
из подъемного из водопроводного родникового замочного
Какие окончания у имен прилагательных вы написали? Почему?
А теперь мы поднимемся на 4-ю ступеньку.«Отгадайте загадки».
Маленьк… роста я, И……………….
Тоненькая, острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Из горяч… колодца
Через нос водица льется. Ч……………….
Летит орлица по син… небу,
крылья распластала,
Солнышко застлала. Т……………….
Плотник остр… долотом
строит дом с одним окном. Д……………….
Индивидуальное задание: Жукову Максиму.
«Буквы потерялись» иг…а, ту…а, чайни…, …ятел
Всем учащимся записать последнюю загадку.
Ребята, проверьте правильно ли Максим написал слова-отгадки.
5-я ступенька: Найдите и исправьте речевую ошибку.
Чтобы грамотного человеком стать, надо правила и орфограммы знать.
Поставьте вопрос от имени существительного: человеком (каким?)………………..
Как вы понимаете это выражение? Что оно означает?
Какие орфограммы здесь встретились? Запишите, подчеркните эти орфограммы.
V. Домашнее задание: индивидуальные карточки.
VI. Итог урока. Ребята, вы сегодня успешно поработали на уроке.
Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?
Какое задание было для вас самым интересным?
Вы поднялись сегодня на уроке по лестнице успеха и вас ожидает пьедестал оценок.
5
4 3
Оцените свою деятельность на уроке – расположите свою фотографию на пьедестале.
Я хочу вам пожелать дальнейших успехов в изучении русского языка и ,чтобы вы не боялись учиться на ошибках
Классификация ошибок по русскому языку.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Классификация ошибок (условные обозначения)
Личные окончания глаголов
О чем эта статья:
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
- I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
- II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
- Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
- Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
- Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
- отличать личные формы глагола от других;
- уметь ставить глагол в неопределенную форму;
- знать глаголы-исключения;
- уметь определять тип спряжения;
- помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Ем
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Памятка «Работа над орфографическими ошибками»
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
- Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
5. Парные согласные в корне слова.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
7. Правописание приставки, суффикса.
8. Разделительный Ъ и Ь.
9. Раздельное написание предлогов со словами.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
1. На выбор букв для обозначения звука:
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)ря(д/т)
су(б/п)
гла(з/с)к(о/а)за
р(е/и)ка
тр(а/о)вап(а/о)ет
з(о/а)вет
ст(о/а)ит
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
источники:
http://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
http://urok.1sept.ru/articles/610106
Русский язык
Урок №68
Учитель: Лобанова А. Н.
Дата: 15.12
Тема:
Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний
имен существительных
Класс: 4
Цели по содержанию:
обучающие: познакомить
с правилом подбора проверочных слов (для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь») и формировать навык правописания безударных
падежных окончаний имен существительных;
развивающие:
способствовать развитию орфографической зоркости;
воспитательные: содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые результаты:
предметные:
Познакомятся с
правилом подбора проверочных слов: для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь»; научатся правильно писать безударные
падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен
существительных; выделять падежные окончания; выполнять звуко-буквенный разбор
слова, морфологический разбор слова; делить слова на группы по виду орфограмм
личностные:
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный
интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской
деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных
национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в
процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого
языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке
метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры
действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе
с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
познавательные:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: учебник,
карточки с заданиями
Ход
урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
||
I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной |
Проводит – – Лес |
Выполняют
|
||
Работа |
Организует – Вот Будит Красный, Это (См. – – |
Записывают Подбирают |
||
II. |
Задает – – |
Обсуждают |
||
III. Воспроизведение и коррекция |
Организует Проводит – В Кисти листьев. На – – В – |
Выводят – – Исправляют – |
||
Тестовое |
||||
Работа по (упражне- ние |
– – – |
Списывают, Выполняют Индивидуальная |
||
IV. Повторение и анализ основных Работа по (упражнение |
Задает – – – |
Применяют Записывают Индивидуальная |
||
V. |
Работа – – |
Работают |
||
VI. |
Организация – – – – – – – |
Отвечают Продолжают • • • • • |
||
Домашнее задание |
Приложение
Организация
начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на
урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и
трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать
учителя, воспринимать материал урока).
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Работа над словами с непроверяемым
написанием
ПЕТУХ – 1. Домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным
гребешком на голове и красной бородкой. 2. Перен. О задорном человеке, забияке.
В отдельных районах нашей страны ПЕТУХА называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова ПЕТУХ,
ПЕВЕНЬ, ПЕВУН русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют ПЕТУХА за его
любовь к пению. ПЕТУХ – ПЕТЬ, ПЕВЕНЬ = «поющая птица», «любящая петь».
Однокоренные слова: петушок, петушиный петуший, петушиться.
Предложения:
На избушке, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков – красные
головки, крылышки золотые.
Рано утром поёт петушок.
Приложение
Работа
по учебнику
Упражнение 238.
Лучше жить в теснот (1 скл., П. п.), чем в обид (1 скл., П. п.). При
солнышк
(2 скл., П. п.) тепло, при матер (3 скл., П. п.) добро. Кошк (1 скл., Д. п.) –
игрушки, а мышк (1 скл., Д. п.) – слёзки. Без букваря и
грамматики не учатся и математик (1 скл., Д. п.). Три вещи проверяются в трёх
случаях: стойкость в опасност (3 скл., П. п.), мудрость в гнев (2 скл., П. п.),
дружба в нужде. По капельк (1 скл., Д. п.) – море, по былинк (1 скл., Д. п.) –
стог.
Жить [жыт’] – 1 слог.
ж – [ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и – [ы] – гласный, ударный;
т – [т’]
– согласный, глухой парный, мягкий парный;
ь – [ ]
–––––––––––––––––––––––––––
4 буквы, 3 звука.
(Без) букваря – сущ., без чего?, н. ф. –
букварь, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., Р. п., второстепенный член.
Упражнение 239.
Смеяться от радост (Р. п., 3 скл.), рисовать в тетрад (П. п., 3
скл.), подъехать к деревн(Д. п., 1 скл.), написать о тёт Ир (П. п., 1 скл.),
закричать от бол (Р. п., 3 скл.), побывать в Сибир (П. п., 3 скл.),
работать на компьютер (П. п., 2 скл.), приехать к бабушк Сон (Д. п., 1 скл.), идти
по тропинк
(Д. п., 1 скл.), взять с ладон (Р. п., 3 скл.), плыть по Волг (Д. п., 1 скл.).
Упражнение 240.
В зёрнышк (2 скл., П. п.), в корн (2 скл., П. п.), в сказк (1 скл., П.
п.), на топол (2 скл., П. п.), на яблон (1 скл., П. п.), о
товарищ
(2 скл., П. п.), дать яблон (1 скл., Д. п.), дать сказк (1 скл., Д. п.).
Без сказк (1 скл., Р. п.), без яблон (1 скл., Р. п.), без
жизн (3
скл., Р. п.), без скатерт (3 скл., Р. п.), по жизн (3 скл., П. п.), по
скатерт
(3 скл., Д. п.), о жизн (3 скл., Д. п.), о скатерт (3 скл., П. п.).
Самостоятельная
работа
6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное
«вещь» употреблено в форме:
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
При поддержке банка Tinkoff я написала 3 статьи с тестами по самым-самым лёгким правилам, вызывающим больше всего затруднений у взрослых. Проверите себя?
Теория
Типы склонений имён существительных
1. Первое склонение: мама, дядя;
2. Второе склонение: класс, окно, солнце;
3. Третье склонение: ночь, тень;
4. Разносклоняемые: знамя, пламя, имя, вымя, племя, стремя, темя, время, бремя, семя + путь;
5. Несклоняемые: метро, кино, пари;
6. Как прилагательные: ванная, столовая.
Правописание окончаний глаголов
Нельзя прыгать на батуте на каблуках, а плавать в кроссовках. Окончание – это обувь слова. Вот оно пришло в предложение, где требуются «каблуки», следовательно, выбираем определённое окончание. А в другом предложении выбираем «кроссовки» – другое окончание. Знать спряжения глагола и склонения имён существительных – это правильно выбирать обувь под конкретную ситуацию.
Упражнение
Тест не из лёгких. Состоит из 25 вопросов.
Тесты на другие “детские” ошибки:
Партнёрский материал
Карта Tinkoff Junior для детей до 14 лет – это снятие денег без комиссии в любом банкомате, беспроцентный перевод средств на карту, счёт-копилка с доходом 4% годовых, удобное мобильное приложение и квесты с возможностью заработать. Но самое приятное – это бесплатное обслуживание не только этой карты, но и родительской. Все подробности по ссылке: специальное предложение по карте Tinkoff Junior.