Ранее учтенные земельные участки как найти

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:

– земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (до 1 марта 2008 г.);

– земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ);

– земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”;

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г. об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244 “Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности”, утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее – ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 “О едином государственном учете земельного фонда СССР” с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 “О порядке ведения государственного земельного кадастра” было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельнокадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие “имущественный комплекс”, а применялись такие понятия как “землепользование” – в настоящее время земельный участок и “домовладение”.

Понятие “домовладение” определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее – Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Ранее учтенный земельный участок — это надел, поставленный на учет до 01.03.2008 года. Подобный статус недвижимости появился одновременно с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Начиная с этого момента, сведения обо всех объектах недвижимости должны быть включены в единый Госреестр. До этого сведения были разрознены, значились в базах разных ведомств, что становилось причиной множества проблем. В разных источниках одна и та же территория могла иметь разные статусы, предназначение, владельцев.

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»?

Абсолютно всем земельным наделам в стране присвоен какой-либо статус вне зависимости от разрешенной категории использования. Он может значиться, как:

  • учтенный;
  • ранее учтенный;
  • архивный;
  • временный.

Статус участка «ранее учтенный» означает, что он существовал к 2008 году. Его присвоили всем наделам при создании Кадастра. По мере уточнения и систематизации данных объекты недвижимости переводят в статус «учтенный». Этот процесс длительный и сложный, так как по многим владениям информация отсутствует полностью или частично.

Многие не знают, нужно ли межевать ранее учтенный земельный участок и переводить его в другой статус. Часть собственников полагает, что раз за прошедшие годы потребность в этом не возникла, то и далее это делать не придется. Но не стоит исключать возможность продажи, дарения, передачи по наследству. Провести любую сделку без уточнения данных не получится.

Чем отличается «ранее учтенный участок» от «учтенного»

Единый Госреестр включает сведения абсолютно обо всех объектах недвижимости в стране. Применительно к земельным участкам в Реестре должна содержаться следующая информация:

  1. Адрес размещения.
  2. ФИО собственника.
  3. Документ — основание для получения права собственности.
  4. Дата постановки на учет.
  5. Категория земель, разрешенный вид использования.
  6. Кадастровая стоимость: всего надела и квадратного метра.

Если какого-либо из перечисленных пунктов в выписке из ЕГРН нет, можно понять, что участок значится в статусе «ранее учтенный». У гражданина на руках есть документы, подтверждающие право владения, но в базах данных государства они не значатся.

Необходимо отметить, что в разряд ранее учтенных земельных участков по 218 ФЗ могут попасть наделы:

  • приобретенные у других граждан;
  • взятые в долгосрочную аренду, в том числе с правом выкупа;
  • переданные в пожизненное владение или пользование с правом наследования и т. д.

Основные проблемы у владельцев или арендаторов возникают из-за отсутствия сведений о границах и межевании. В предшествующие годы эту процедуру проводили с большими погрешностями. Отсутствовали поворотные точки и GPS-маячки. Теперь же собственникам для решения проблемы необходимо заново проводить межевание и передавать информацию в Росреестр.

Как узнать статус земельного участка

Для получения нужных данных необязательно занимать очередь в МФЦ или непосредственно Кадастровую палату. Проверить информацию можно на Публичной кадастровой карте. Достаточно указать кадастровый номер объекта недвижимости или его адрес, чтобы получить информацию из перечня ранее учтенных земельных участков. Здесь же можно:

  • запросить выписку из ЕГРН;
  • проверить данные о владельце;
  • заказать отчет о характеристиках участка и т. д.

Необходимые данные будут высланы на указанный в заявке электронный адрес в течение 2-3 дней. Документ, заверенный электронной подписью, принимают к рассмотрению все государственные структуры.

Как изменить статус с «ранее учтенного» на «учтенный»

Чтобы узаконить ранее учтенный земельный участок, необходимо обратиться в регистрационную палату с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие право собственности:

  • свидетельство;
  • договоры купли-продажи, дарения;
  • постановление о приватизации;
  • акты о передаче надела в безвозмездное пользование и т. д.

На что нужно обратить внимание

Ситуация с корректировкой статуса может существенно осложниться, если в отношении участка границы не установлены вообще, либо носят очень приблизительный характер. Если это так, владельцу необходимо обратиться в организацию, оказывающую услуги по межеванию. Обязательное условие — наличие допуска СРО. Без него готовый межевой план не примут к рассмотрению.

Процедура уточнения границ ранее учтенного земельного участка предполагает обязательный выезд кадастровых инженеров на объект. Они проверяют и выносят в натуру границы надела с учетом примыкающих территорий. По окончании полевых работ кадастровые инженеры проводят камеральную обработку полученных данных.

Результат их работы — межевой план и акт совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками. Только после этого информацию можно вносить в Росреестр.

Но и после этого владельцу надела могут отказать в изменении статуса на «учтенный». Наиболее частные причины:

  1. Границы соседних участков пересекаются.
  2. В реестре не значатся данные не только об этом конкретном наделе, но и о соседних. Отсутствует возможность точно установить границы.
  3. Замеры показали, что часть участка по документам принадлежит государству.

Любая из перечисленных ситуаций может быть следствием неверно проведенных замеров или иных неточностей в базах данных разных ведомств. Для исправления кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка владельцу придется обращаться в комитет по управлению имуществом муниципалитета или иную структуру с аналогичными функциями. Если и после этого границы не будут установлены, нужно подавать заявление в суд.

Можно ли продать надел с подобным статусом? Формально да. Но для регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок в Росреестр необходимо предоставить:

  1. Паспорта продавца и покупателя.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Согласие супруга/супруги, подписанное в присутствии нотариуса.
  4. Выписку из ЕГРН, межевой и технические планы участка.

С получением последних документов и возникнут проблемы. Соответственно, проводить межевание и устанавливать границы все равно придется. Не обойтись без него и при снятии с учета ранее учтенного земельного участка, например, при разделении на несколько или объединении с другим.

Заключение

Если участок приобретен, образован, передан в пользование до 2008 года, ему при организации Росреестра автоматически присвоен статус «ранее учтенный». Для его изменения на «учтенный» необходимо предоставить в Кадастровую палату документы, подтверждающие право собственности. Если границы надела не установлены, нужно проводить межевание. Без этого продажа или раздел ранее учтенного земельного участка невозможны.

С 29 июля у органов МСУ поселений, муниципальных и городских округов, а также внутригородских районов появится новое полномочие. Они должны будут выявлять на своих территориях правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять сведения о них для внесения в ЕГРН (Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ). Речь идет о правообладателях, которые отвечают двум критериям.

1. Имеющиеся у правообладателя правоустанавливающие документы на объект были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, то есть не позднее 31 января 1998 года.

2. Права на объект не зарегистрированы в ЕГРН.

Предлагаем алгоритм из семи шагов. Следуйте ему, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На заметку

Какую проблему решит новый закон

Цель нового закона — решить проблему с объектами, права на которые возникли до появления нынешней системы государственной регистрации прав на недвижимость. В большинстве случаев владельцы такого имущества обзавелись им либо в 90-е годы, либо в тот период, когда права на объекты капитального строительства удостоверяли БТИ. Права на многие из этих объектов до сих пор не зарегистрированы в реестре. В результате местные и региональные бюджеты недополучают средства в виде платежей по налогу на имущество.

Шаг 1. Поднимите документы, где могут быть сведения о правообладателях

Информация о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости может быть в документах, которые находятся в муниципальных архивах. Также посмотрите распоряжения уполномоченного органа МСУ, осуществляющего мероприятия по выявлению правообладателей.

Шаг 2. Направьте запросы в органы государственной власти и организации

Если сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости найти не удалось, направьте запросы:

  • в органы государственной власти;
  • в бюро технической инвентаризации. Именно эти организации занимались учетом и регистрацией прав на объекты недвижимости до конца 1997 года;
  • нотариусам.

Какую информацию можно запросить, посмотрите в таблице 1 ниже.

Ожидайте ответа в течение 15 дней. Отсчет этого срока начинается со дня, когда орган или нотариус получил запрос.

Таблица 1. Какую информацию запросить в госорганах, организациях и у нотариуса
Куда направить запрос 
Какую информацию запросить 
В МВД либо его территориальный орган
О первичной выдаче и (или) замене российского паспорта, выданного правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, об адресе регистрации правообладателя по месту жительства и (или) по месту пребывания, о дате и месте его рождения
В ПФР
СНИЛС
В ФНС (оператору ФГИС «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния»)
1. О возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, перемене его имени. 
2. О государственной регистрации правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В территориальный орган ФНС
О ранее учтенных объектах недвижимости и об их правообладателях
Нотариусу по месту открытия наследства
О лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате его наследования после смерти правообладателя
Шаг 3. Опубликуйте сообщения о порядке предоставления сведений о правообладателях

Опубликуйте сообщения о том, как можно предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Соблюдайте порядок, установленный для официального опубликования муниципальных правовых актов. Информацию в сообщении адресуйте не только правообладателю, но и любому заинтересованному лицу. Сообщения можно также разместить:

  • на официальном сайте уполномоченного органа МСУ муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости;
  • информационных щитах в самом населенном пункте либо за его пределами, в зависимости от того, где находятся ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме сведений о правообладателях заинтересованное лицо должно сообщить в уполномоченный орган МСУ:

  • свой почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • свой СНИЛС.
Шаг 4. Подготовьте проект решения

Если удалось установить владельца недвижимости, подготовьте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Что указать в этом документе, посмотрите в таблице 2 ниже.

Не подготавливайте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости в двух случаях.

1. В ответ на запросы вы получили противоречивую информацию о правообладателе.

2. Здание, сооружение или объект незавершенного строительства прекратили свое существование.

Таблица 2. Что указать в проекте решения о выявлении правообладателя
Что указать в проекте решения
Пояснение
Кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН
Если номера нет, укажите вид, назначение, площадь, адрес или местоположение объекта
Информацию о правообладателе — физическом лице
Укажите Ф. И. О., дату и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания
Информацию о правообладателе — юридическом лице
Укажите полное наименование, ИНН, основной государственный регистрационный номер
Информацию о подтверждающих документах
Документы должны подтверждать, что выявленное лицо — правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости. Укажите реквизиты документов, если они есть
Результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства
Результаты осмотра должны подтверждать, что на момент проведения мероприятия по выявлению правообладателей объект не прекратил свое существование. Акт осмотра приложите к проекту решения

На заметку

Как снять с учета объект, прекративший свое существование

Если ранее учтенный объект, сведения о котором внесены в ЕГРН, прекратил свое существование, обратитесь в Росреестр с заявлением о снятии этой недвижимости с государственного кадастрового учета. Акт обследования Росреестр не потребует. Достаточно приложить к заявлению акт осмотра объекта. Не позднее чем за 30 дней до подачи заявления уполномоченный орган МСУ обязан предупредить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя объекта недвижимости. Отправьте ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо вручите извещение лично и попросите расписаться в получении.

Шаг 5. Опубликуйте сведения об объекте и направьте проект решения правообладателю

В течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта разместите на официальном сайте муниципального образования сведения об объекте недвижимости. Укажите его кадастровый номер. Если выявленный правообладатель — физическое лицо, укажите его Ф. И. О. Если юридическое — полное наименование, ИНН и основной государственный регистрационный номер.

В тот же пятидневный срок направьте проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Вручите его лично под расписку или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Физлицу заказное письмо направьте по адресу регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Юрлицу — по адресу в пределах местонахождения. В сопроводительном письме укажите срок, в течение которого адресат может представить возражения относительно сведений о правообладателе объекта.

На заметку:Если правообладатель сообщил адрес электронной почты, можно использовать его

Принимайте возражения, которые оформлены письменно на бумаге или в виде электронного документа. Сам предполагаемый правообладатель, его представитель или иное заинтересованное лицо может представить в уполномоченный орган МСУ:

  • сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
  • документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости.

Срок представления возражений — 30 дней со дня, когда лицо получило проект вашего решения.

Шаг 6. Примите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости

На заметку: Заявление выявленного правообладателя о внесении в ЕГРН данной записи не потребуется

Когда предполагаемый правообладатель получит проект, подождите 45 дней. Если за это время вам не представят возражения, можно принять решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Если возражения поступили, не принимайте решение. В течение одного года вы вправе обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе. Если суд вынесет решение в вашу пользу, запись внесут в реестр.

Шаг 7. Направьте сведения в Росреестр, а копию решения — правообладателю

После того как вы приняли решение о выявлении правообладателя, в течение пяти рабочих дней нужно:

  • подать заявление в Росреестр;
  • направить копию решения правообладателю.

Заявление в Росреестр. Направьте одно из двух заявлений. Если в ЕГРН уже есть сведения об объекте и не хватает только информации о правообладателе, подайте заявление о внесении сведений о правообладателе. Если информации о самом объекте в реестре тоже нет, подайте заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и его правообладателе. Любое из этих заявлений направьте в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К заявлению приложите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы со сведениями, полученными по запросам.

Росреестр внесет в ЕГРН сведения на основании вашего заявления. Их наличие в ЕГРН не препятствует государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости. Если эти права будут зарегистрированы, Росреестр исключит данные сведения из ЕГРН.

Копия решения для правообладателя. Можете направить ее по почте или вручить лично, взяв расписку в получении. Если высылаете решение по электронной почте, подпишите документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

На заметку

Как провести комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка

Орган МСУ вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ (ККР) в отношении ранее учтенного земельного участка, чтобы уточнить его границы. Обратитесь от имени правообладателя участка в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Доверенность не потребуется. Но уведомить правообладателя необходимо. Если он возражает, ККР выполнить нельзя.

По результатам государственного кадастрового учета получите выписку из ЕГРН. Затем в течение 20 дней передайте ее правообладателю ранее учтенного земельного участка. Либо направьте ему выписку по обычной или электронной почте.

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

СУТЬ: наполнение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в целях вовлечения их в гражданский оборот. Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты недвижимости, права на которые возникли до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) с 31.01.1998 г.

На территории Новосибирской области органы местного самоуправления (далее – уполномоченные органы) наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в случаях:

– если правоустанавливающие документы на объекты оформлены до даты вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ;

– если права на объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРН.

Последовательность действий уполномоченных органов по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости определена в статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Уполномоченные органы самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д.

Ответ на запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения такого запроса.

Извещают граждан и юридических лиц о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.

2 этап: Сопоставление содержащихся в перечнях сведений (в разумный срок, желательно не более чем 30 календарных дней):

– с имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления архивной документацией;

– данными похозяйственных книг;

– документами, полученными от иных органов, организаций;

– сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

3 этап: Создание комиссии. Размещение уведомлений о проведении осмотра объектов недвижимости. Акт осмотра.

Распорядительным актом (постановлением уполномоченного органа) создается комиссия в составе не менее 3-х представителей и определяется таким актом председатель комиссии.

Размещаются уведомления о проведении осмотра (осмотров) объекта (объектов) недвижимости с указанием даты проведения осмотра (осмотров) и периода времени, в течение которого будет проводиться такой осмотр. Указанное уведомление может также быть размещено или опубликовано в иных источниках или средствах массовой информации.

Проведение осмотра (здания, сооружения, помещения, ОНС), оформляется Актом осмотра с целью подтверждения, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости эти объекты не прекратили свое существование.

В ходе проведения осмотра необходимо осуществлять фотофиксацию объектов с указанием места и даты съемки. Материалы фотофиксации прилагаются к Акту осмотра.

Если ранее учтенный объект – земельный участок, то осмотр земельного участка не проводится, кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проводятся.

4 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю: размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя (необходимо разместить в течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта).

По итогам мероприятий и сбора информации уполномоченный орган готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Федеральный закон № 218-ФЗ.

В течение 30 дней со дня получения проекта решения могут быть представлены возражения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

– если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

– если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

5 этап: Уполномоченный орган принимается решение о выявлении правообладателя, если в течение 45 дней не поступят возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения.

6 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя уполномоченный орган:

– направляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в порядке статьи 69.1 Федерального закона № 218-ФЗ;

– вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.

Контакты администрации Новосибирского района Новосибирской области: 630007, г.Новосибирск, ул.Коммунистическая, д.33а, тел.: 3734672, e-mail: arhetektura@ngs.ru

  • 23 �������� 2022

    Как определить, что Ваша недвижимость относится к ранее учтенным объектам недвижимости?

    На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ, ведется работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (читайте нашу статью «Право собственности зарегистрируют без вас»)

    Многим уже известно, а кто-то еще не сталкивался с данной темой, поэтому расскажем Вам, что такое ранее учтённые объекты недвижимости.

    В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” ранее учтенными объектами недвижимости признаются объекты:

    1. права, на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (до 31.01.1998) и государственный кадастровый учет которых не был осуществлен;
    2. поставленные на технический или государственный кадастровый учет до 01.03.2008 года, но права, на которые не зарегистрированы в ЕГРН (все земельные участки, которые были отмежеваны до 01.03.2008 года по правилам, действующего на тот момент Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре»);
    3. учет которых не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом государственной регистрации прав.

    Если у Вас на руках есть такие документы как:

    ·         свидетельство о праве собственности на землю старого образца;

    ·         выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок;

    ·         государственный акт, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

    ·         решение уполномоченного органа (организации) о предоставлении земельного участка;

    ·         договор аренды земельного участка, срок которого не истек,

    знайте – они подтверждают право на ранее учтенные объекты недвижимости.

    Если документ у Вас есть, а в ЕГРН сведения об объекте отсутствуют, то для внесения сведений любое лицо может подать заявление в орган кадастрового учета, и в установленные сроки они будут внесены в ЕГРН. Важно, что процедура бесплатна и госпошлина за нее не взымается.

    Как узнать имеются ли в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости?

    Сведения можно получить на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» или в разделе «Публичная кадастровая карта». В графе статус сведений будет указано «ранее учтенный».  Отметим, что данная информация предоставляется бесплатно.

    В случае, если заявление Вы подали, а объект все-таки уже содержится в ЕГРН, Вам будет выдан отказ в осуществлении государственного кадастрового учета, в котором будет содержаться кадастровый номер Вашего ранее учтенного объекта недвижимости.

    После этого мы рекомендовали бы проверить все сведения на наличие/отсутствие технических ошибок, так как встречаются случаи, когда сведения отображаются некорректно. В случае, если они были обнаружены – можно подать заявление на исправление таких ошибок в ЕГРН.

    рисунок 1.png

Добавить комментарий