В Ростовской области ежей много. Змей много и ежей хватает. Поэтому, когда я приехала на Донскую землю, ахнула при виде тех и других. Ежи меня, конечно, больше заинтересовали. А вот Лизу заинтересовали больше змеи. Ей нравятся пресмыкающиеся и земноводные вроде змей, ящериц и лягушек. Так у нас дома появилась ящерица Мармеладка.
Но разговор сегодня пойдёт о ежах.
Вчера с мужем ходили на речку полюбоваться Доном и услышали: кто-то в кустах копошится. Муж клещей не боится, поэтому залез в самую чащобу. А вылез с фотографией и видеороликом на телефоне. “Это еж, я его сфотографировал”, – гордо сказал наш папа и ткнул мне в нос телефон. Действительно, на видеозаписи был небольшой ёжик, с рыжими иголками на голове, колючий, словно кактус. Видеозапись можно посмотреть по ссылке https://dzen.ru/video/watch/645b139238dd9a31bcd577f6?share_to=link
Муж погладил его без рукавицы. Пашка вообще всякую живность любит, особенно ежей.
Потом мы встретили на даче другого ежа. Взрослого, крупного, он пришёл подчищать кошачьи миски. Наша бабушка объяснила, что это дачный ёж. Что-то вроде домашнего питомца. Вскоре к нему присоединился второй ежик – Незнакомец. И они начали фыркать и драться за миску с куриными косточками.
Мы их решили помирить, подкинув еще косточек. Но забияки не успокаивались, пока дачный ёж не прогнал Незнакомца.
На сражение прибежали посмотреть Лиза, Миша и Никита.
Им жалко стало вояку, который проиграл битву. Решили, что тот плохо пообедал, и у него не хватило силёнок.
Дети так заинтересовались этими милыми клубочками с иголками, что попросили рассказать об их повадках и вкусовых пристрастиях.
Хорошо, что на дачке у нас лежала книжка Майи Кучерской “Я ёж” с иллюстрациями Людмилы Пипченко.
Майя Кучерская – писатель, критик. Ее книги переведены на многие языки в Европе и Америке.
Вот что Майя говорит о ёжиках:
“Однажды я написала сказку о православном ёжике. Кто-то над ней смеялся, кто-то плакал, а в одном театре ее даже запретили показывать, чтобы зрители не запутались, что же им делать – плакать или хохотать? С тех пор я люблю ёжиков, но не сказочных, а настоящих, лесных. Мне нравится, что хотя ёжики и маленькие, они бесстрашны: не боятся ни змей, ни ядов ни темноты”.
Повествование в книге ведётся от лица ежика, который недавно родился, живет с мамой и братьями, питается маминым молоком и пока еще не успел обзавестись зубками.
С братьями они всё время толкаются, пыхтят, свистят и копошатся.
У новорожденного ёжика колючки мягкие и белые, зато со временем становятся твёрже и темнеют. Автор пишет, что когда малыш вырастет, станет ростом с высокий подберезовик, а в длину как небольшой пенёк- 30 сантиметров.
Дети удивились, когда узнали, что ежи довольно быстро бегают, спасаясь от врагов, а также умеют плавать.
У них прекрасное обоняние и чуткий слух. Всё это помогает ежам выживать в дикой природе.
Но больше всего Лизу, Мишу и Никиту поразило то, что ежи не едят яблоки, и им нельзя давать коровье молоко. Взрослые ёжики питаются лягушками, змеями, ящерицами, крупными жуками, улитками, червями, птичьими яйцами, жёлудями, орехами. Вообщем-то ежи – хищники. За ночь они могут съесть более 100 насекомых!
Фактов о ежах в книге очень много, некоторые из них стали для нас настоящим открытием. Ежей мы часто встречаем на даче и теперь знаем о них всё. Ну или почти всё!)
А если вы вместе с нами хотите исследовать природу и читать интересные детские книжки, подписывайтесь на “Лимончиков”. С нами не соскучитесь!
Короткие рассказы Льва Николаевича Толстого, сочинённые им специально для обучения детей чтению, широко применяются в обучающей литературе. Тексты имеют интересное содержание.
Единственная загвоздка – некоторые слова будут современным детям непонятны. Их надо обязательно объяснить. А ещё лучше -— сидеть рядом, слушать чтение и задавать вопросы по прочитанному, объясняя непонятное.
Короткие рассказы для детей
Собака и тень
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Настина кукла
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.
Дети и ёж
Нашли дети ежа на траве.
— Бери его, Вася, на руки.
— Мне колко.
— Ну, клади шапку на землю, а я скачу его в шапку.
Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.
Конь
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
— Дай мне, мой конь.
— Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.
Варя и чиж
У Вари чижу был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу.
— «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
Лев, медведь и лисица
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Две крысы
Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть, но видят – летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить.
Нести? — не схватишь; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её на хвост, и как на санях стащили яйцо под пол.
Баба и курица (быль)
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое нестись будет. Так и сделала. Но курица зажирела и вовсе перестала нестись.
Весна
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
Трус
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.
Лев и мышь (Басня)
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».
Волк и старуха
Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни услыхал – в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
— Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошёл дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика.
Вот пришла ночь, он всё ждёт и слышит – старуха опять приговаривает:
— Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьём его.
Волк подумал: «Видно, тут говорят одно, а делают другое», – и пошёл прочь от деревни.
Собака, львица и щенок
В одном зоопарке собака долго воспитывала молодую львицу. Львица выросла, но всегда слушалась собаку. И когда у собаки однажды появился маленький щенок, львица ежедневно помогала собаке. Она обычно смотрела за щенком, учила его. Если щенок убегал, львица всегда находила его и переносила на место.
Волк и собака
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
— Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
—- Люди нам дают.
— Верно вы трудную службу людям служите?
— Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
— Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
— Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки не шее шерсть стёрта. Он сказал:
— А что это у тебя, собака? Отчего?
—- Да так, – сказала собака.
—- Да что так?
—- Да так от цепи. Днём я ведь на цепи сижу. Так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
—- Ну, так прощай, собака, – сказал волк. – Не пойду к людям служить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
***
У Розки были щенки во дворе на сене.
Розка ушла.
Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла.
После нашла щенка и выла возле печки.
Дети сняли щенка и дали Розке.
И Розка снесла щенка во рту на место.
***
Птица свила себе гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю.
— Гляди, Вася, три птички!
Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.
Источник “Хрестоматия для маленьких” М. 1987
Рассказ Георгия Скребицкого Колючая семейка учит ребят любви к животным, наблюдательности. Дети узнают много интересного о повадках забавных лесных зверят – ежиков. Однажды ребята нашли в лесу ежиную семейку. Ежиху завернули в платок, а ежат понесли домой прямо в руках. Поселили ежей в чулане, принесли для них кусочки мяса и молоко в блюдцах. Дети наблюдали, как ежиха-мама наелась, а потом стала кормить своих малышей. Потихоньку ежата перестали бояться людей, а когда немного подросли, начали уничтожать огородных вредителей. В конце лета ежики неожиданно исчезли. Остался один Малышка, который был совершенно ручным. А когда пропал и он, дети сильно расстроились. Только зимой обнаружилось, что Малышка сделал себе гнездо из старой шляпы и уснул в нем до весны.
По всей вырубке пахнет земляникой и мёдом от белых мохнатых цветов и горячей смолой от высоких сосен.
Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.
Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок.
А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не ушёл бы из леса!
Пришли ребятишки на вырубку за земляникой. Она возле старых пней, возле кочек растёт.
Подойдёшь к пеньку — а около него краснеют спелые, крупные ягоды.
Такую ягоду надо сорвать осторожно: чуть покрепче в пальцах сожмёшь — она раздавится и так вкусно запахнет, что нет сил удержаться, чтобы не положить её в рот.
Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает в кружечку ягоды.
Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то.
Коля не испугался, раздвинул кусты да как закричит:
— Смотрите, кого я нашёл!
Со всех сторон в один миг сбежались ребята, и Марья Ивановна тоже подошла.
Она взяла веточку и потрогала ею лежащий в траве серый клубочек. А тот засопел, зафыркал, ещё туже свернулся.
— Это ёжик, — сказала Марья Ивановна. — Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись!
Она расстелила платок. Коля Зайцев уже хотел закатать туда ежа — смотрит, а в траве ещё такие же серые клубочки лежат, только совсем маленькие.
— Ежата! — обрадовались дети. — Марья Ивановна, мы ежиху с ежатами нашли!
Ежиху осторожно завязали в платок. Она была большая, тяжёлая. Её понесла Марья Ивановна, а ежат — по очереди сами ребята.
Ёжики были совсем маленькие — не больше ребячьего кулачка. Иголки у них торчали редкие и не так больно кололись. Но всё же ежата, когда их брали на руки, свёртывались в клубочек и сердито пыхтели.
Придя домой, ребятишки нарвали побольше травы, настелили в угол чулана и положили туда пойманных зверьков.
Ежата сразу же развернулись и, неуклюже цепляясь лапками за стебли травы, разгуливали возле матери. Зато ежиха и не думала разворачиваться, только сердито фыркала и даже подскакивала, если до неё дотрагивались.
Марья Ивановна с Любочкой сходили в кухню, принесли оттуда нарезанное кусочками сырое мясо и положили его возле ежихи. Потом налили в блюдце молока и поставили на пол рядом с мясом.
— Отойдём в сторонку, посмотрим, как они будут завтракать, — сказала Марья Ивановна.
Ждать пришлось недолго. Минуты через две-три ежиха заворочалась — наверно, почуяла мясо. Она осторожно развернулась; из-под колючек показалась остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Носик задвигался, вынюхивая запах мяса. Затем из-под колючек показалась лапка с коготками. Ежиха быстро сделала к мясу шаг, другой, зафыркала, схватила кусочек и начала жадно есть.
Ежата подбежали к матери. Они неумело пытались тоже есть мясо, но ежиха сердито отталкивала их носом от еды.
— Ишь какая жадина! — сказала Любочка. — Сама ест, а детям не даёт.
Марья Ивановна погрозила Любе пальцем, чтобы та замолчала.
Управившись с мясом, ежиха подбежала к молоку и принялась лакать, громко фыркая и пыхтя. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.
Дети подошли поближе, присели на корточки, чтобы лучше разглядеть её. Но ежиха, занятая едой, больше не обращала на них никакого внимания; а ежата всё суетились на том же месте, где прежде лежало мясо. Они нюхали пол и даже лизали его. Потом подбежали к блюдцу с молоком и стали совать в него свои носики. Им, видно, очень, хотелось есть, но лакать они ещё не умели.
И вдруг самый бойкий из ежат забрался в блюдце и начал топтаться, мешая матери пить.
Тут ежиха сердито засопела и так поддала ежонка носом, что он шариком выкатился из блюдца.
— У, противная! — заволновалась Любочка. — Как же нам ежат-то покормить?
— Подождите, подождите! Посмотрим, что дальше будет, — сказала Марья Ивановна.
Наконец ежиха наелась, отошла от блюдца и принялась, как кошка, себя вылизывать. Сперва вылизала животик, а потом и бока. При этом она так вывернула набок мордочку, что чуть совсем не перекувырнулась. Ребята рассмеялись.
Закончив умываться, ежиха встряхнулась, почесала бок задней лапкой и не спеша отправилась в угол, на траву.
— Ну вот, наелась, почистилась и спать пошла, а дети голодные! — возмутились ребята.
Тем временем ежиха забралась в уголок на подстилку, но не свернулась, как прежде, в клубочек, а, наоборот, разлеглась на боку, выставив мягкий, покрытый шёрсткой животик.
Тут все три ежонка подбежали к матери и, пристроившись возле неё, принялись сосать молоко. А ежиха лежала на боку, будто маленькая свинка, и тихо, добродушно похрюкивала.
Ребята обрадовались:
— Она хорошая, она совсем не жадная!
А Марья Ивановна сказала:
— Ну, теперь всё в порядке: колючая семейка отлично у нас приживётся.
Прошло несколько дней, с тех пор как ребята принесли из леса ежей. Зверьки постепенно освоились, бегали по всему чулану и совсем перестали бояться людей. Наоборот, они быстро привыкли к тому, что дети всегда приносили им какое-нибудь угощение, и, едва заслышав за дверью шаги ребят, спешили навстречу. Ежата понемногу начали сами брать еду. И даже осторожная ежиха и та перестала дичиться людей: позволяла себя погладить, не сворачивалась в колючий клубок, а, наоборот, опускала иголки, плотно прижимая их к телу, и становилась совсем гладенькая.
Ребята кормили ёжиков молоком, супом, мочёным хлебом, кашей, сырым и варёным мясом… Зверьки всё ели очень охотно.
Марья Ивановна рассказала, что на воле ежи ловят жуков, гусениц и улиток.
— Они у нас в огороде есть! — закричали ребята. — Капусту и огурцы портят.
— Давайте устроим в огороде охотничий уголок для ёжиков, — предложила Марья Ивановна. — Правда, ежи больше любят ночью охотиться… ну, не беда — они и днём тоже дремать не будут.
С тех пор каждый день ребята выносили в огород всю ежиную семейку — поохотиться за гусеницами и слизняками.
Ёжики оказались очень хорошими охотниками. Скоро в огороде ловить было больше некого.
И тогда Марья Ивановна придумала занятную игру в прятки. Она прятала на землю под листья кусочки мяса, а ёжики ловко вынюхивали их и находили.
— Видите, какое хорошее у зверьков чутьё, говорила Марья Ивановна: — оно им помогает еду отыскивать. Иной раз бывает так, что добычу увидеть нельзя, а учуять можно. Вот тут-то хороший нос зверьку и понадобится.
Но вот что однажды случилось. Проходя как-то мимо чулана, дети услышали там возню и писк. Они заглянули в чулан, да так и ахнули.
В дальнем углу чулана, злобно оскалив зубы, сидела большая серая крыса, а ежиха, вся ощетинившись, храбро на неё нападала. Крыса пыталась укусить ежиху своими острыми зубами, но та быстро прятала мордочку, выставляя колючки. Наконец ежиха всё-таки изловчилась, схватила крысу зубами и задушила её.
Ребята со всех ног понеслись к Марье Ивановне.
— Ежиха крысу заела, огромную, страшную! — наперебой кричали они.
— Это ещё что! — выслушав ребят, ответила Марья Ивановна. — Если бы вашей ежихе попалась не крыса, а ядовитая змея, гадюка, она бы и с ней тоже справилась.
— Вот это зверь! — изумились ребята.
Они были очень довольны, что приручили и держат таких зверей, которым даже ядовитые змеи и те не страшны.
Это случилось утром. Коля первым вошёл в чулан.
— Ёжики, ёжики! — поманил он.
Но ни один из зверьков не выбежал на этот зов.
— Наверно, в сено зарылись и спят.
И, присев в уголок на корточки, Коля стал ворошить лежащее в углу сено.
Но зверьков и там не оказалось. Ребята обыскали весь чулан: нигде нет.
Побежали на двор, в сад, обшарили все кустики, все канавки. Ежи будто сквозь землю провалились.
Марья Ивановна тоже помогала искать. Сходили даже в соседний лесок и там пошарили под кустами. Да разве в лесу ежей разыщешь!
Огорчённые и усталые, после безуспешных поисков ребята вернулись домой. Подошли к террасе… и вдруг — даже глазам своим не поверили — видят: по ступенькам деловито разгуливает самый маленький из ежей. Его ребята ещё раньше прозвали Малышкой. Наверно, он отстал от других беглецов, а может, непросто не захотел уходить в лес.
— Молодец! Вот это молодец! — обрадовались ребята.
Пусть из четырёх ёжиков теперь остался только один, но зато ведь он сам, добровольно, вернулся домой.
Ребятишки взяли Малышку на руки и до самого вечера не переставали его угощать и ласкать.
Спокойной ночи
Наступила глубокая осень. Деревья стояли голые, без листьев. Земля подмёрзла, и в воздухе уже изредка летали первые снежинки.
Дети давно переехали с дачи в город и привезли с собой ёжика.
Малышка сделался совсем ручным. Он бегал за всеми по дому, по двору и никуда не уходил.
Но вот однажды, придя утром в детский сад, ребята не нашли ежа; он не прибежал даже к завтраку, хотя в это время ему всегда доставалось что-нибудь вкусное. Его нигде не могли разыскать.
— Неужели он убежал на улицу? — горевали ребята.
Но делать было нечего. Самый хороший ёжик тоже пропал.
На другой день и ещё на другой Малышка не возвращался, его уже и искать перестали. Постепенно дети начали забывать про ежа.
А тут ещё нежданно-негаданно явилась зима.
Как-то с утра небо покрыли тучи, повисли над самой землёй, тяжёлые, низкие, и вдруг крупными хлопьями посыпался на землю первый снег. В один миг всё кругом стало бело и чисто, и в воздухе так хорошо запахло зимой.
Ребята спешно принялись за дела. Вместе с Марьей Ивановной доставали из кладовки санки, осматривали их, приводили в порядок. Где верёвочка оторвалась, где гвоздик выскочил — всё нужно было заранее приладить.
— А то с горы покатитесь, а санки-то и развалятся, — говорила Марья Ивановна.
Коля Зайцев вытащил из угла кладовки знакомую ребятам соломенную шляпу — её прошлой зимой надевали на голову деду-снеговику.
— Какая тяжёлая! — сказал Коля и стал выбрасывать из шляпы какие-то бумажки, тряпки. — Ой, укололся! — Коля отдёрнул руку.
А из шляпы выпало что-то серое, круглое, как мяч.
— Ёжик! Малышка! — закричали ребята, поднимая с пола ежа.
Но он не развернулся, не зафыркал, а был совершенно неподвижен, будто твёрдый, колючий шар.
— Умер, — сказал кто-то из ребят. — С голоду умер. Залез в кладовку, а вылезти не смог.
— Нет, он от холода умер! — заплакала Люба. — Бедненький, даже в шляпу, в тряпьё забрался!
— Марья Ивановна, Марья Ивановна, мы Малышку нашли! — закричали ребята. — Только он от голода и холода умер.
Марья Ивановна взяла в руки ежа.
— И вовсе не умер, а просто спит, — сказала она. — Устроил себе гнездо из тряпок, да и заснул. На воле ежи всегда осенью засыпают и спят всю зиму до самой весны. Давайте нашего Малышку положим обратно в его гнёздышко и оставим в покое.
— А он почует, когда весна придёт? — спросил Коля.
— Почует! Конечно, почует, — ответила Марья Ивановна.
Ребята были очень рады, что их ёжик наконец-то нашёлся.
— Пусть себе спит, — говорили они, укладывая зверька обратно в шляпу. — Спокойной ночи, Малышка! Спи себе до весны.
И поставили шляпу с ежом обратно в угол кладовки.
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы
по серии сюжетных картин с использованием технологий ТРИЗ
Воспитатель: Мирошникова А.М.
Тема занятия:
«Дети нашли ежа».
Цель: составление рассказа по
серии картин.
Задачи:
Обучающие:
–
Формировать умения определять линию
развития объектов, составлять творческие рассказы (4-5 предложений) по серии
сюжетных картин;
– Формировать представление об однонаправленности времени,
-формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы,
проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам, закреплять
произношение звука «ж»;
–
Закреплять последовательное называние
действий героя по линии развития сюжета;
Развивающие:
– Развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук;
– Развивать навыки использования приемов типового фантазирования;
Воспитывающие:
– Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Методы
и приемы: «Системный оператор» (пятиэкранка),
игры: «Подзорная труба», «Кто самый внимательный», «Угадай время», «Было – не
было?», «Что было – что будет?», прием «фантазирования», прием «Дорисуй».
Образовательная среда:
–
предметно – практическая среда: серия
сюжетных картинок «Дети нашли ежа», еж и лиса (игрушки), альбомные листы с
контурным изображением ежа, простые карандаши, дополнительные картины (лиса,
машина, шляпа, ежата и др.).
– характер общения: совместно –
индивидуальная форма работы.
Ход занятия:
Вводно-мотивационная часть:
Воспитатель предлагает детям погулять по лесу и ведет их в уголок,
изображающий лесную опушку.
-Смотрите, кто это? (Ежик).
-Какой он? (Серый, колючий).
(Дотрагивается до ежа, и резко одергивает).
-Ой, и правда, колючий! (Предлагает детям потрогать его).
-Что еще колючее вы знаете? (елка, щетка, иголка).
-Кто знает загадку про ежика? (Дети называют ранее выученные
загадки).
-Давайте познакомимся с ежиком! И расскажем о нем.
Метод ТРИЗ «Системный оператор» (пятиэкранка) – по машине времени.
Вопросы:
-Кто это?
-Что он умеет делать?
-Из каких частей состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть
помогает выполнять «главное дело» объекта?
-Где находится (живет) еж? Кто его друзья? (кто еще живет в лесу?)
-Каким был еж раньше? Откуда он появился?
-Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть
сейчас?
-умел ли он выполнять свое главное дело?
-Как изменится еж, когда вырастет7Какие новые «дела» у него
появятся?
-Что нужно, чтобы это произошло?
– Расскажи нам, как ты здесь оказался?
ЕЖ (воспитатель от имени ежа):
– Здравствуйте! Я лучше покажу вам картинки, а вы попробуйте
догадаться, что со мной произошло.
На мольберт выставляются картинки из серии «Дети нашли ежа»
Игра с «подзорной трубой» – «Кто самый внимательный» – обучать
детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине
(дробление, выявление главных объектов).
«Угадай время» – учить определять на картине части суток, время
года (название времени года, частей суток, признаки для данного времени,
изображенные на картине).
«Было – не было?» – учить подбирать глаголы прошедшего, настоящего
и будущего времени к предложенному. – Что делал ежик? Куда он пошел? Зачем дети
пришли в лес?
«Что было, что будет»- учить детей представлять прошлое и будущее
объекта и составлять связный рассказ (предложить прокатиться по машине времени
и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем).
Основная часть:
Воспитатель: Послушайте, что произошло с ежиком.
Пошли дети в лес. Там под кустом они нашли ежика. Положили его в
шапку и принесли домой. Дома они напоили ежа молоком. Потом отнесли обратно в
лес.
Вопросы по картине:
– Куда пошли дети?
-Где они нашли ежа?
-Почему они положили ежа в шапку?
– Куда дети принесли ежа?
– Чем его угостили?
– Куда отнесли ежа?
Еж: Так и было. Я хочу
рассказать об этом дома своим ежатам, да боюсь, что-то забыть и перепутать.
Помогите мне. Пусть каждый из вас расскажет о том, что со мной случилось, а я
постараюсь запомнить.
Детям раздаются конверты с опорными картинками. Предлагается
внимательно их рассмотреть и разложить на столе так, чтобы получился рассказ о
том, как дети нашли ежа.
Еж проверяет, как дети справились с заданием.
Дети рассказывают рассказы индивидуально.
Воспитатель: Показывает детям картинку с изображением лисы и
говорит:
-Угадайте, что было дальше? – прием «фантазирования»
Дети придумывают конец истории. (Например: Еж увидел лису и
свернулся в колючий клубок. Лиса дотронулась до него лапкой, укололась и
убежала.)
Еж объясняет, что он всегда так спасается от лисы и других
опасностей.
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в ежей и напугаем лису. А вот и
она (игрушка). Сожмите пальцы обеих рук в один большой кулак – это наш еж.
Теперь поднимите все пальцы вверх – это его колючие иголки.
Пошевелите ими и повторяйте за мной:
-жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
-жи -жи – жи – еж, иголки покажи. (2-3 раза) Покажите, как еж
сворачивается в клубочек – пригните голову к коленям и обхватите их руками.
(Прячет лису). Испугалась лиса, убежала. А ежик снова развернулся, потянулся.
Покажите, как он сворачивался. (2 раза).
Приемы фантазирования – продолжение рассказа.
Еж просит остальных детей повторить рассказ (по очереди), каждый
раз показывает новую картинку (например, машину, шляпку и др.)
Дети придумывают варианты ответов.
Заключительная часть:
Ёж: Спасибо вам. Я все запомнил, и смогу рассказать ежатам, что
со мной случилось. А теперь мне пора домой, в лес.
Дети прощаются с ежом, возвращаются в детский сад.
«Дорисуй»
Воспитатель: Давайте нарисуем портрет ежика на память о нашей
встрече. (Раздает альбомные листы с контурным изображение ежа. (Задание:
штрихами сверху вниз нарисовать иголки)
доброго вечера. помогите найти текст сказки толстого “как дети нашли ежа” буду очень благодарна.
Диана Казакова
Ученик
(205),
на голосовании
6 лет назад
Голосование за лучший ответ
BERGENIA
Оракул
(65629)
6 лет назад
Нашли дети ежа на траве.
— Бери его. Вася, на руки.
— Мне колко.
— Ну клади шапку на землю; а я скачу его в шапку. Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.