Конспект ООД
по развитию речи в старшей группе «Придумывание рассказа «Как Сережа нашел щенка»
Цель: повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Образовательная: научить детей составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя; формировать целенаправленность и вариативность мышления; развивать связную речь, слуховую память, уметь подбирать прилагательные к существительному, глаголы действия и уметь определять родовую принадлежность существительных, обогащать лексический словарь.( О/о «Речевое развитие»). Познакомить детей с особенностями поведения собак, щенят; расширить представления о морских обитателях через игровую деятельность
( О/о «Познавательное развитие»).
Развивающая: развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание рассказа; активизировать употребление в речи сложных предложений при рассказывании в ситуации письменной речи;
Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением,воспитывать гуманное отношение к животным. ( О/о «Социально-коммуниктаивное развитие»).
Совершенствовать развитие мелкой и крупной моторики у детей. (О/о «Физическое развитие»)
Пособия и материалы: игрушка щенок, картины сюжетные « Как мальчик нашел щенка», мяч, предметные картинки, чудесный мешочек, игрушка «Золотая рыбка».
Методы и приемы:
Практические: сюрпризный момент, дидактические игры , подвижная игра «Сом»,
Наглядные: показ сюжетных картин, предметные картинки, показ игрушки щенка.
Словесные: речевые игры ««Вопрос-ответ», «Укрась слово», «Назови действие», беседа, рассказ, указания, пояснение, оценка.
Логика образовательной деятельности
1. Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы станем сегодня писателями. Но сначала давайте с вами поиграем и отгадаем загадку(воспитатель загадывает загадку про щенка).
-А у нас во дворе он живет в конуре
У него баранкой хвост
Любопытный черный нос
Ушки острые флажком
Сторожит хозяйский дом
Лаем будет как звонок
Познакомьтесь, наш щенок! ( Показ щенка)
2. Ребята, какие вы знаете клички собак? Дидактическая игра «Придумай клику щенку» (дети перечисляют клички и объясняют, почему их так называют).
3. Речевая игра игра с мячом «Укрась слово». Щенок какой? (дети перечисляют прилагательные).
4. Речевая игра «Назови действие». Дети перечисляют, что щенок умеет делать.
5. А сейчас, ребята, мы с вами будем придумывать рассказ о том, как Сережа нашел щенка, но будем рассказывать по плану.
– Все рассказы начинаются – Однажды….
-Как Сережа пошел и гулять и как он увидел щенка
– Каким был щенок? Опишите его.
– Что было дальше? Куда он его принес?
-Как он ухаживал за щенком?
-Как они играли и как дружили?
-Я буду записывать ваши рассказы, а вы будете писателями и расскажите свой рассказ по плану.Придумайте свою интересную историю про щенка и мальчика.
6. Дети по очереди рассказывают рассказ, воспитатель записывает их.
7. – Молодцы ! Все справились. Эти рассказы мы напечатаем и повесим в приемной, а родители прочитают и выберут, какой им больше понравился.
8. Сюрпризный момент (в красивом мешочке лежит золотая рыбка). -Ребята, чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадку: В воде она живет, нет клюва- а клюет!
– Как вы думаете. Кто это?
Дети говорят: рыбка, а воспитатель достает из мешочка золотую рыбку.
«И она предлагает нам с вами поиграть в подвижную игру: «Сом».
– Но у рыбки есть еще игра для нас.
9. Речевая игра: «Вопрос-ответ»
Хвост у рыбы чей?
Плавники чьи?
Чешуя чья?
Глазки чьи?
Жир у рыбы чей?
Суп из рыбы как называется?
Человек, который ловит рыбу, как называется?
10. Игра «Назови ласково».
Рыба, икра, сом, река, лягушка,хвост,вода,улитка.
11. Дидактическая игра: Три линейки (на столе разложены картинки, где дети должны сориентироваться на окончании слов при определении родовой принадлежности существительных).
Слева кладем картинки, где существительное обозначает – один, справа- одна, в середине- одно.
12. Рефлексия. – Что было интересным на нашем занятии? Что нового вы узнали? Чей рассказ вам больше всего понравился?
– Спасибо, ребята, вы сегодня молодцы!
Рассказы, придуманные детьми старшей группы
« Как Сережа нашел щенка»
( по итогам образовательной деятельности по развитию речи )
« Однажды Сережа пошел гулять в парк и увидел под лавкой маленького щенка. Он был пушистый, черный. У него были маленькие ушки, глазки были ласковые. Он был такой милый, но очень сильно дрожал и хвостик его дрожал от холода. Сереже стало так жалко его, что он решил взять его домой. ( Айнишан С.)
Придя домой, он показл щенка маме и попросил разрешения у них оставить его дома. «Ведь он такой маленький, замерзший и у него должен быть хозяин, чтобы заботиться о нем.» Сережа с мамой покупали щенка и Сережа показал ему место, где он будет кушать, где будет спать в коробке, ходить в лоток. ( Вика Круч)
Сережа учил щенка прыгать, бегать за косточкой, за мячиком, выполнять команды. Щенок был шустрый, добрый, ласковый и они с Сережей долго и верно дружили». ( Маргарита Соколова)
******************************************************************************
« Однажды Сережа гулял на детской площадке. Была зима. Сережа увидел под скамейкой маленького рыженького щенка. Лапки у него от холода даже примерзли к снегу. Он посмотрел ласково и боязливо на Сережу, и он решил его взять домой. Глазки у щенка были голубые. Щенок боялся Сережу, но когда он его согрел, тот лизнул его в щеку. ( Маша Копшаева)
Сережа попросил маму оставить щенка. Мама согласилась, но если только ты сам будешь за ним ухаживать. Когда щенок проснулся, Сережа его покормил, с мамой его покупали, и мальчик стал играть с ним в мяч. ( Артем Коршунов)
Щенок очень любил стоять на задних лапах, как зайчик и выполнял все его команды. Сережа очень порлюбил своего маленького друга». ( Вика Кабанихина)
******************************************************************************
« Однажды Сережа пошел гулять и нашел под кустом щенка. Щенок был маленький. Сереже стало жалко щенка, и он взял его домой. ( Артем Кажаев).
Родителей дома не было, и Сережа сам его помыл в ванной под душем, покормил его и показал, где он будут спать в коробке. Мальчик назваал его Игрулька, потому что все малыши любят играть. Когда пришли родители, они разрешили взять щенка, но с условием, если Сережа будет за ним ухаживать, гулять и играть. Когда щенок проснулся, они пошли в Сережину комнату и стали играть. Щенок ловил палочку и приносил ее Сереже. Когда щенок подрос, они с Сережей стали друзьями и мальтчик учил его выполнять команды – лежать, сидеть, идти рядом». ( Аня Агапова)
Сочинение по серии картинок и готовому плану 2 класс
Цель: совершенствовать умения составлять текст с учетом развития событий действия, озаглавливать текст и записывать его.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по серии картинок и готовому плану 2 класс»
Составь рассказ из трёх частей по плану.
1. Мальчик находит щенка.
2. У щенка Трезора появился дом.
3. Трезор выручает хозяина из беды.
Озаглавь свой рассказ и напиши. Каждую часть начинай писать с красной строки.
(упр. 368 с. 83 из учебника Т.Г. Рамзаевой 2 часть 2 класс)
Однажды Юра на улице нашёл щенка. Он взял его к себе домой.
Мальчик назвал щенка Трезором. Для маленького друга он построил дом – конуру. Они очень подружились. Скоро Трезор вырос.
Однажды Юра катался на лодке и перевернулся. Он стал тонуть. Трезор выручил своего хозяина из беды. (Собака спасла своего товарища.)
Тема: Сочинение по серии картинок и готовому плану.
Цель: совершенствовать умения составлять текст с учетом развития событий действия, озаглавливать текст и записывать его, используя красную строку.
Оборудование: карточки- памятка «Как обдумать свой текст?», сюжетные картинки на каждой парте, черновики
Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться составлять рассказ по сюжетным картинкам и записывать его в тетрадь. Будем сочинять. Каждое произведение написанное писателем – это его сочинение. Но сочинениями называются не только произведения писателей. В школе принято называть сочинениями то, что создают, сочиняют ученики.
Написанные вами рассказы, письма, размышления – это ваши сочинения.
2. Подготовительная беседа.
— Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
-Как оно появилось у вас дома?
-Кто ухаживает за ним?
-Любите ли вы своё животное? В чём проявляется эта любовь?
-Любит ли вас ваше животное? Из чего это видно?
Какую пользу приносит вам ваше животное?
3.Работа по картинкам.
— Рассмотрите картинки. О чём будет наш рассказ? (Как мальчик нашел щенка и стал о нём заботится.)
— Сколько картинок? Столько частей и будет в нашем рассказе.
— Как на письме отделяем каждую часть? (каждую часть записываем с красной строки)
3а. Знакомство с памяткой «Как обдумать свой текст?» ( у каждого на парте)
-Внимательно рассмотрите первую картинку.
-Как вы думаете, почему мальчик обратил внимание на щенка?
-Почему он решил, что щенок бездомный? (Щенок скулил, плакал, шёл за мальчиком)
— Составьте несколько предложений по этой картинке. Мальчику дайте имя.
-Рассмотрите вторую картинку.
-Как дальше развивались события? Как бы вы поступили, увидев бездомного, маленького, плачущего щенка? (Мальчик накормил его, сделал ему конуру, приласкал его.) Доска: жалобно, будка, конура
— Составьте несколько предложений по этой картинке.
-Как вы думаете, что испытывал щенок после того, как мальчик накормил его, оставил жить у себя, сделал конуру ему? (Благодарность, дружелюбие)
— Рассмотрите третью картинку. Что такое страшное произошло однажды? (Мальчик катался на лодке. Лодка перевернулась, мальчик стал тонуть. Собака спасла мальчика.)
-Как вы думаете, почему собака бросилась на помощь мальчику?
— Любая ли собака может прийти на помощь человеку? (Потому что мальчик с собакой были друзьями. Собака кинулась спасать своего товарища)
—Составьте рассказ по этой картинке используя готовый план.
Дети читают план на доске, обсуждают каждый пункт.
— Можно ли по-другому озаглавить ту или иную часть рассказа?
-Обращаю ваше внимание на то, что у собаки должна быть кличка. В данном случае автор учебника назвал его Трезор.
— Внимательно прочитайте третий пункт плана. Почему автор называет мальчика хозяином? Что это значит?
— Попробуйте составить рассказ по плану, использую опорные слова, с учетом развития действия:
увидел, накормил, смастерил, поплыли, перевернулись, стал тонуть, выбрались на берег.
— Порядок действий не должен быть нарушен. События в тексте развивались в определённом порядке. И в тексте это надо отразить.
-Какова же главная мысль текста? (Четвероногий друг приходит на помощь в трудную минуту.)
— Как можно озаглавить наш текст? (Друзья. Верный друг спешит на помощь.)
-Какой по виду текст у нас получился? (повествования, здесь рассказывается об одном случае)
5. Написание сочинения.
-Каждая часть должна начинаться с красной строки. При построении рассказа нужно строить предложения грамотно, связывать предложения между собой. Потому что, своим построением оно еще должно помогать читателю понимать развитие мысли.
-При построении предложений не должно быть повторов.
— Каким словом можно заменить слово ЩЕНОК? (собака, Трезор, маленький друг)
-Имя мальчика? (мальчик, он)
-Как не испортить свой текст ошибками?(нужно проверять написанное, использовать слова для справок)
Источник
Возвращаясь из школы Сережа вдруг услышал слабый писк в кустах. Мальчик подошел по ближе, отодвинут веточки кустов и увидел там маленького щенка. Щенок скрутился в клубочек, он замерз, поэтому и скулил тихонько.
Сереже стало очень жалко маленького щенка, он взял его на руки и отнес домой.
Школьник обогрел, накормил маленького питомца и стал придумывать ему разные имена. Сережа решил назвать его Дружком. Сначала Дружок с опаской относился к Сереже, прижимал уши, прислушивался к каждому шороху. Потом привык и стал уже играть с мальчиком.
Вечером пришли родители с работы. И увидя дома маленького щенка не очень обрадовались. Ведь за ним надо ухаживать, выгуливать, а дома ни кого нет, все на работе, а Сережа в школе.
Решили отвезти Дружка в деревню к бабушке, а Сережа будет приезжать в гости. Теперь Дружок вырос и стал большой овчаркой. Он охраняет бабушкин двор от чужих людей. А когда мальчик приезжает в гости играется с ним.
Наверное стоит назвать это рассказ “Трезор” по имени главного героя.
I
Однажды Егор шел по улице и вдруг увидел под забором маленького щенка. Щенок с такой надеждой посмотрел на Егора, что сердце мальчика сжалось и он решил обязательно взять его домой.
-Трезор, – позвал Егор и щенок весело завилял хвостом – он поверил, что нашел себе хозяина и был очень рад.
II
Егор отнес Трезора домой и первым делом накормил его. Потом он стал делать Трезору будку, потому что папа сказал, что этот щенок вырастит большим и его нельзя держать в доме. Также папа сказал, что раз щенка взял Егор, то мальчик сам должен позаботиться о доме для Трезора. Егор не расстроился, а взял и сколотил из досок большую и просторную будку – на вырост.
С тех пор Егор и Трезор стали неразлучны.
III
А однажды Трезор спас Егору жизнь, Когда мальчик катался на лодке вместе с Трезором, лодка налетела на корягу и перевернулась. Егор упал в воду и обязательно утонул бы в своей теплой одежде, но подросший Трезор подставил ему спину и буквально вытащил хозяина на берег. Как все были рады, что Егор когда-то взял маленького щенка!
Находка. Рассказ мальчика
Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит.
Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобней стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно.
Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в черпак и подставил щенку. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать.
С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка.
Находка жила у нас долго и очень любила меня.
Из старинного букваря для народных школ.
• 1. Почему рассказ называется «Находка»? Какое значение имеет слово находка в заглавии рассказа: то, что нашли, или это кличка собаки?
• 2. Мальчик принёс щенка домой. Хорошо ли он поступил? Что могло бы случиться со щенком, если бы его не подобрали?
• 3. Прочитай начало рассказа. Какие слова и выражения говорят, что мальчик жалеет щенка?
4. Какие ты знаешь клички собак? Расскажи какую-нибудь историю про собаку.