Ребенок единоличник как исправить

Многие родители озабочены вопросом нездорового детского эгоизма. И неспроста! Эта проблема, к сожалению, актуальна и злободневна. Чтобы понять это, достаточно оглянуться вокруг и увидеть, сколько детей терроризируют своих родителей в новом эгоистическом порыве, как сильно подростки озабочены только своей особой и, наконец, какое количество бабушек и дедушек остаются под конец жизни в полном одиночестве. Повзрослевшим чадам некогда проявлять заботу о близких, ведь их интересы всегда на первом месте! Бороться с детским эгоизмом можно и нужно. Самое главное — понять, на чем следует делать акцент в процессе воспитания, и как исправить неблагоприятную действительность, пока это еще возможно.

Причины детского эгоизма

Здесь пойдет речь о крайнем проявлении эгоизма, когда жажда удовлетворять свои желания и потребности становится выше, чем что бы то ни было. Начать стоит с того, что до 3-летнего возраста любое проявление эгоизма считается абсолютно нормальным. Таким образом ребёнок просто стремится утвердиться, проявить свое «Я», удовлетворить важные психологические потребности.

Проблема детской эгоцентричности заключается не столько в самих детях, сколько в неправильной организации родителями воспитательного процесса. При воспитании своего чада взрослые порой поступают не совсем правильно, потакая каждому капризу маленького баловня. Мама и папа излишне захваливают и изнеживают малыша, и в итоге у него начинает проявляться четко выраженное равнодушие к потребностям окружающих наряду с непоколебимой уверенностью в том, что все в этом мире создано исключительно для его комфорта. Это и есть крайний эгоизм.

Из числа прочих факторов, способных взрастить в ребёнке эгоцентризм, можно выделить следующие:

  • Родительская гиперопека.

Тотальный контроль и излишнее проявление заботы со стороны родителей не дает чаду нормально развиваться. В подобных случаях мама и папа из лучших побуждений стремятся делать за малыша абсолютно все, перенимая на себя ответственность за любые его действия. Растущий в таких условиях ребёнок становится безынициативным, перестает проявлять самостоятельность. Со временем он усвоит установку, что все ему должны и обязаны. А это прямой путь к развращенному эго.

  • Негативный пример окружения.

Негативный пример малышу способны подавать не только друзья и родственники. Это могут быть и источники информации: интернет, ТВ, мультипликационные фильмы с демонстрацией неправильных жизненных установок.

  • Жертвенность родителей.

В подобных случаях дети растут в атмосфере слепой родительской любви, когда взрослые стремятся отдавать им все самое лучшее, в ущерб себе. Чем активнее родителями практикуется такое поведение, тем эгоистичнее становится их ребёнок.

  • Плохие взаимоотношения ребёнка с родителями.

Когда у малыша нарушен контакт с самыми близкими людьми, он не чувствует защищенности. Тревожность и внутреннее напряжение с каждым днем возрастают, и в конечном итоге чадо замыкается в себе, стараясь отгородиться от агрессивных воздействий окружающего мира. Здесь эгоизм — наиболее подходящий способ выжить.

  • Поощрение хорошего поведения подарками.

Родители задаривают малыша гостинцами, когда его поведение соответствует их ожиданиям (стал усерднее учиться, перестал нарушать родительские запреты и т. п.), в результате чего у него созревает четкая схема: «я буду хорошим, когда мне это выгодно».

Если из послушного малыша ребёнок вдруг превратился в настоящего эгоиста, родителям необходимо остановиться и пересмотреть обстановку, в которой растет чадо, а также сменить тактику воспитания.

В помощь родителям: показывайте личный позитивный пример

В помощь родителям: показывайте личный позитивный пример

Начинать преобразование воспитательного процесса родителям следует с корректировки собственного поведения. Дети (особенно дошкольного возраста) прицельно точно копируют поведение взрослых членов семьи, перенимая их повадки. Стоит задуматься, подаете ли вы действительно положительный пример своему крохе, или же нездоровый эгоизм присущ и вам? Займитесь самоанализом и действуйте, исходя из имеющихся обстоятельств.

Безусловная любовь к детям

Каждому ребёнку должно хватать родительской любви не «за что-то», а просто так. У безусловной любви нет причин, она беспочвенна. Обычно этим бесценным чувством одаривают своих малышей мамы. Важно, чтобы чадо получало достаточное количество объятий, поцелуев, заботы каждый день. Даже простой любящий взгляд способен изменить многое. Дети, которым не хватает родительского тепла, включают режим «эгоист» и стремятся заполучить внимание своих близких всеми доступными способами, пусть и не самыми удачными. Далее все идет по накатанной: они просто берут то, что хотят, не заботясь о чувствах других, стремясь заполнить тем самым внутреннюю пустоту.

Подчеркивайте важность добрых дел

Делайте маленькие хорошие дела вместе: постройте скворечник, покормите бродячую кошку, помогите бабушке подняться по ступенькам. Ребёнок должен почувствовать наслаждение от совершения добрых бескорыстных поступков, от радости, которую можно подарить людям.

Дайте малышу возможность накапливать свой опыт

Дайте малышу возможность накапливать свой опыт

Для правильного становления личности очень важен собственный негативный опыт. Лебезящие перед карапузом взрослые лишают его этого. И зря! Дайте своему малышу почувствовать негативную сторону своего неправильного поведения. Не вымыл за собой тарелку — при следующей трапезе предложите поесть из грязной. Не собрал портфель — получил «неуд» за отсутствие тетради. Допуская ошибки и анализируя их, ребёнок учится отслеживать причинно-следственные связи и извлекает важные уроки, необходимые для самосовершенствования.

Избегайте «семейно-денежных» отношений

Некоторые родители наивно полагают, что денежное вознаграждение как стимул интереса к учебе или домашним делам идет только на пользу — все как во взрослой жизни! Но это не так. Скорее, ребёнок станет относиться ко взрослым как к кошельку, и будет стараться получать выгоду от каждого своего действия. Не стройте систему поощрений на деньгах.

Внимательно подбирайте мультики и фильмы для ребёнка

Избирайте для детского просмотра только добрые, позитивные картины, где хорошо видно положительных и отрицательных героев. Обратите внимание, какие качества присущи каждому из них. При совместном просмотре фильма можно подчеркивать, как отвратительно себя повел злой персонаж в той или иной ситуации, и как все хорошо сложилось у добряка, просто потому что он заботливый и помогает друзьям.

Настаивайте на посильной помощи по дому

У чада должны быть свои обязанности: вытирать пыль в своей комнате, пылесосить, мыть за собой посуду. Некоторые мамы считают, что детство на то и детство, чтобы отдыхать. Но это мнение ошибочно. Разумеется, у ребёнка должен быть отдых и достаточно времени для развлечений. Однако важно прививать крохе самостоятельность и ответственность каждый день, поощряя его достижения, и тогда эгоизму места не будет.

Не обсуждайте с малышом других детей

Не обсуждайте с малышом других детей

Никогда не акцентируйте внимание ребёнка на поведение других ребятишек и не сравнивайте его с ними. Разговоры в духе: «Какой-то он глупый, не то что ты» запоминаются крохой и искажают его восприятие действительности. Карапуз будет относиться к другим свысока, ощущать свое превосходство. У высокомерных детей друзей обычно очень мало, а те товарищи, которые все же имеются, часто обижаются на них или даже периодически поколачивают за заносчивость. Кроме того, такое отношение к окружающим может укорениться в психике ребёнка, и он будет испытывать трудности при выстраивании взаимоотношений со сверстниками даже будучи уже взрослым.

Не переусердствуйте!

Важно уметь отделять норму от патологии. Нормальное эго обязательно присутствует в каждом человеке, помогая определять и защищать свои границы, добиваться благ этого мира, быть счастливым. Временные всплески эгоизма случаются в период возрастных кризисов, что является вполне нормальным. Если вас тревожит состояние крохи, но вы не уверены, стоит ли волноваться, обратитесь за консультацией к детскому психологу, который даст необходимые рекомендации.

Слово «эгоист» в бытовом понимании наделено негативным оттенком. Но в психологии здравая доля эгоизма считается не только допустимой, но и обязательной. Это атрибут человека как личности: в норме любой действует, исходя из собственных интересов и в свою пользу. Важное отличие здорового и нездорового эгоизма — учет интересов других людей.

Речь далее пойдет как раз о нездоровом эгоизме, когда ребенок пренебрегает интересами и потребностями других в угоду себе. Если вовремя не скорректировать такое поведение, оно станет основой личности и сделать не выйдет уже ничего.

Когда говорят о нездоровом эгоизме у молодого поколения

До определенного момента, примерно до 3-4 лет, личность мало заметна и скорее стереотипна. Пока что человек формируется, встречаются некоторые зачатки характера, но не более того. В этот период обнаружить признаки эгоизма трудно. Да и смысла в этом мало: в первые три года жизни ребенок еще не способен усвоить нормы поведения, моральные категории и ценности. Все это ему только предстоит изучить и «впитать». В ранний период он эгоист по природе, но злого умысла тут нет. Это нормально.

После 4-х лет признаки становятся очевидными, если присмотреться.

  • Склонность к манипуляциям

Типичная черта. На этапе, примерно, до 6-7 лет, сознательно манипулировать эгоист не может. Он действует интуитивно, на подсознательном уровне. Пока — это простейшие действия: надавить на жалость, «столкнуть лбами» и т. д. Постепенно приходит осознание: я делаю X, родители делают Y, и я получаю то, чего хочу. Начинается осознание тех действий, которые и привели к положительному результату. Если ничего не сделать, манипуляции войдут в привычку. Эгоист будет пользоваться ими как основным способом взаимодействия с людьми. Хуже от этого в будущем станет ему самому.

  • Ребенок эгоист учитывает только свои интересы

Здоровый эгоист действует в собственных интересах с оглядкой на интересы других. Это нормально. Ребенок, который зациклен на себе, видит только собственные интересы.

  • Зацикленность на себе

«Я» как центр и мера всего. У детей эта черта приобретает гипертрофированные формы. Если взрослый может скрываться под личиной, маскировать или сдерживать свои порывы и настоящие помыслы, дети в ранние, да и в более поздние годы, на такое не способны. Можно обнаружить странные суждения в стиле «меня ругают, значит не любят» или «ты не купил(а) мне что-то, значит ты меня не любишь». Нездоровый эгоизм и зацикленность на себе выражаются в потребительском отношении ко всему и всем. «Я люблю папу больше чем маму, потому что он покупает мне игрушки». И так далее. Все отношение к миру строится через пользу для себя. Причем критерием «пользы» считается удовольствие.

  • Ощущение собственной значимости и исключительности

Формирующаяся личность рассуждает так: «Я отберу лопатку у того мальчика, потому что так правильно». Но когда так же действуют в отношении самого  эгоиста, он ощущает огромную несправедливость. Может пытаться восстановить ее самыми жесткими способами. Лезет в драку. Вариантов много.

  • Сын или дочь воспринимают родителей только как инструменты

Такое же поведение распространяется на всех людей без исключения. Ни о какой любви, привязанности речи не идет. Инструмент нужен тогда, когда в нем есть потребность для решения какой-либо задачи. В самом простом случае ребенок-эгоист не проявляет никакого интереса к родителям или другим людям. Не пытается с ними взаимодействовать ровно до того момента, пока от них что-то не понадобится. Тогда в ход идут манипуляции: давить на жалость, льстить, «брать измором» и пр.

У людей постарше, 7-8 лет и далее, в ход идет шантаж. В примитивных случаях сын или дочь пытаются надавить на родителя, «сломать» его. Если мать или отец придерживаются мягких методов воспитания, чаще всего это удается.

Ещё признаки:

  • Человек не уважает никого. Не учитывает чувства родителей и людей вокруг, не пытается помочь, безразличен к чужим проблемам.
  • Ребенок капризный, эмоционально неуравновешенный. Это тоже заметно с ранних лет.
  • Несмотря на то, что характер только-только формируется, уже заметны негативные черты: обидчивость, склонность к вспышкам гнева, плаксивость, истеричность. Вполне стойкие и развитые. Вполне может быть, что это элемент манипуляции. Искусственные эмоции. Но редко какой ребенок способен так искусно притворяться. Этот вопрос лучше обсудить с детским психологом.

Если ребенок эгоист, это заметно практически сразу. Выводы можно делать с трех лет. Плюс-минус. Лучше всего проконсультироваться с грамотным детским психологом. Он оценит ситуацию и даст рекомендации на подступах, пока проблема не разрослась.

Почему ребенок растет эгоистом

Причины формирования детского эгоизма — это взрослые и их поступки. Как ни странно, ребенка эгоистом делает окружение. В первую очередь те люди, которые  находятся рядом с самого рождения – отец и мать. Реже старшее поколение — дедушки, бабушки.

Здесь можно возразить. Ведь существует теория, согласно которой человек не рождается чистым листом. Он уже несет в себе определенные склонности и привычки. Это действительно так, но роль врожденных качеств преувеличивать не стоит. Все привычки и черты можно искоренить. Это вопрос воспитания. Потому причину нужно искать во взрослых. Что именно может привести к проблемам.

Чрезмерная опека

Когда буквально душат заботой. Решают, что и когда можно делать. Опека действительно нужна, но в меру. В противном случае, начинаются проблемы и перекосы личности. Теряется воля, утрачивается способность самостоятельно проявлять инициативу. Возникает парадоксальная ситуация: эгоист может быть царем и богом в семье, предметом обожания родителей. Но он совершенно не знает, что делать за пределами естественных, комфортных условий. Психического здоровья такие диссонансы не добавляют. Потому чрезмерно опекаемые дети склонны к расстройствам личности. В основном нарциссического или пассивно-агрессивного плана. Возможно зависимое расстройство, которое полностью строится на притворстве и паразитировании на других.

Слепая «любовь»

Отличается от гиперопеки по смыслу и существу. Чрезмерно опекающие родители могут и не любить свое чадо. В этом же случае молодому человеку явно дают понять, что он — смысл жизни для отца или, чаще, матери. Такая болезненная, аномальная сама по себе ситуация вызывает перекос в сознании. Человек привыкает к обожанию и требует того же от всего мира. Как правило, ничего хорошего это не сулит. Встреча с реальностью приводит к сильному диссонансу между тем, что в семье, и что за пределами родного дома. Это может отрезвить, но гораздо чаще приводит к психическим проблемам и озлобленности.

Недостаточное внимание к своему чаду

Диаметрально противоположная ситуация. Родители уделяют своим детям недостаточно внимания. Нарушается базовая потребность: в безопасности и принятии. Отсюда попытки привлечь внимание, получить то, чего недодали вызывающим поведением. Далеко не всегда речь идет о настоящем эгоизме. Это может быть защитная реакция на негативное отношение близких людей. Вопрос также лучше обсудить с психологом.

Негативный пример

Эгоцентричный родитель, зацикленный на себе вряд ли может воспитать кого-то, кроме эгоиста. Ребенок, особенно в первые несколько лет жизни активно усваивает модели поведения. Больше всего привычек он перенимает от ближайшего окружения. От родителей, бабушек и дедушек. Редко, когда происходит наоборот. К 6 годам контуры личности примерно готовы. Но пока еще можно повлиять на ситуацию. Если же воспитание в негативном ключе продолжается, родители сами никого не уважают и не считаются с интересами других, все останется по-прежнему и только сильнее закрепится в характере потомства.

Постоянные ссоры в семье

Как и недостаток внимания, подрывают базовые потребности в безопасности. В этом случае возможны два сценария.

Первый — ребенок начнет требовать то, чего ему не дают любыми способами. В ход пойдут манипуляции и капризы. Это защитная реакция. Но если такой паттерн поведения повторяется регулярно, он входит в привычку. Становится частью личности. По-другому взаимодействовать с миром такие люди просто не умеют. Формируются лица с нарциссическим расстройством личности. Его можно скорректировать под контролем врача. Даже во взрослые годы.

Второй возможный сценарий тоже защитный. Но компенсация другая — уход в себя, полное безразличие к людям, стремление не выделяться. Так формируются лица с шизоидным расстройством личности. Оно практически не лечится. Одна и та же ситуация провоцирует разные варианты развития событий. Вероятность того или иного сценария зависит от врожденной предрасположенности.

Искусственное развитие негативных черт характера

Поощрение правильной модели поведения деньгами, подарками. Если действовать так постоянно, ничем хорошим закончиться это не может.

Воздействие внешнего окружения

Роль этого фактора серьезно преувеличена. Считать виновниками компьютер, интернет и телевидение как минимум странно. Дети вполне способны расставить приоритеты. Куда важнее как действуют родители, чем какие-то вымышленные персонажи и виртуальные люди. По крайней мере, это справедливо в первые 5-8 лет жизни. Затем все зависит от того, что родители заложили в свое чадо и какое воспитание к этому моменту оно получило.

Ревность

Особенно сильно эгоизм проявляется, когда в семье рождается брат или сестра. То же самое касается появления приемного ребенка. И даже в большей мере, поскольку времени на адаптацию может и не быть. Например, когда усыновляют/удочеряют не новорожденного и разница в возрасте минимальна. Это может стать толчком к акцентуации нарциссических черт.

Если ребенок эгоист, причины нужно искать в самих себе. Психику детей калечат взрослые. Они же прививают негативные черты.

Как перевоспитать эгоиста, можно ли это вообще сделать

Наиболее эффективно искоренить проблему можно до 6-7 лет. Дальше сделать это куда труднее. Поскольку «костяк» личности уже сформировался. Крайний период — это 12-13 лет.

Лучше всего работать под контролем грамотного детского психолога, который направит усилия в нужное русло. Эффект наступит быстрее. Основных методов коррекции поведения несколько.

  • Дисциплина

Чтобы перевоспитать ребенка эгоиста, нужно привить ему дисциплину. Как правило, эгоизм ходит рука об руку с ленью и безволием. Это нужно искоренять и как можно быстрее. На первых порах придется заставлять делать то, чего делать совсем не хочется. Убирать игрушки, мыть руки, самостоятельно есть, делать уроки. Постепенно дисциплина войдет в привычку. Важно проявлять настойчивость и не опускать руки.

  • Волевое воздействие

Родитель обязан научиться говорить «нет». Как бы тяжело это не казалось. Проявляя слабоволие и податливость, мать или отец теряют уважение своего чада. Конечно, впадать в крайности тоже не нужно. Уместно проявлять волю только в принципиально важных случаях. Покупать или нет что-либо, делать ли так, как хочет ребенок и пр. Но совершенно не стоит отказывать в том, что важно для жизни или удовлетворения важных потребностей. В пище, безопасности и т. д.

  • Адекватная оценка способностей и личности

Нельзя перехваливать, но и не хвалить тоже запрещено. Важно найти золотую середину.

  • Исключите неадекватные способы проявления любви и привязанности

Не нужно показывать сыну или дочери, что вы отдаете им последнее. Или, тем более что вы кладете свою жизнь на алтарь. Это вызовет неадекватную реакцию. Ребенок рассудит: раз ради меня идут на такие жертвы, видимо я очень важный. Раз я такой важный, все должны делать то же самое.

  • Нужно больше общаться с сыном или дочерью

Причем так, чтобы выводить на полноценный разговор. Задавайте вопросы, которые не предполагают односложного ответа. Нужно интересоваться жизнью ребенка, принимать активное участие в беседе. Выражать собственное мнение. Стараться избегать негатива, принижения других людей.

  • Не лишним будет использовать специальные методы

Хорошо себя зарекомендовала сказкотерапия. Бороться с эгоизмом подобным методом нужно под контролем психолога. В неправильных руках, этот способ лишь усугубит ситуацию. В основе методики лежит восприятие художественного материала. В этом случае — сказки. Через ассоциации себя с героем истории молодой человек учится правильному поведению. Делает верные выводы и усваивает нормы через конкретные и наглядные примеры.

  • Преодолеть детский эгоизм на начальных стадиях можно посредством пет-терапии

Достаточно завести домашнее животное. Простое в уходе. Подойдут черепахи, морские свинки и пр. Нужно доверить уход за новым жильцом ребенку. Эгоисты не способны заботиться ни о ком. Порой даже о самих себе. Потому такая мера поможет развить ответственность. Научит думать о других. Сначала на примере животных, затем волей-неволей после какого-то времени человек начнет экстраполировать такое отношение на всех остальных.

  • Необходимо минимизировать информационный шум

В обычных условиях телевизионные программы мало влияют на поведение. Если есть правильный пример родителей и старшего поколения родственников. Но эгоисту передачи с искаженными моделями поведения людей, неподходящие игры могут навредить. Действовать нужно «по всем фронтам». Помимо внутреннего окружения, меняют и внешнее. Важно следить, что ребенок смотрит и во что он играет. Предлагать полезные с точки зрения терапии программы, фильмы и мультфильмы, игры.

Рекомендации по воспитанию прямо основаны на рассмотренном ранее вопросе: почему дети вырастают эгоистами. Если исключить все негативные факторы и начать коррекцию как можно раньше, шансы переломить ситуацию высокие.

Как не вырастить эгоиста

Чтобы не допустить такого сценария, нужно придерживаться простых советов:

  1. Опекать нужно в меру. Дайте достаточно простора для инициативы по годам. К 2-3 годам дети вполне могут самостоятельно есть, убирать некоторые игрушки. По мере взросления, поручайте ему посильные задачи. Прибраться в доме, сходить в магазин, в чем-то помочь. Обязательно хвалите ребенка. Если редко хвалить, может развиться эгоизм как защитная реакция на недостаточное внимание. Но не перестарайтесь.
  2. Не стесняйтесь проявлять привязанность. В ранние годы, важен телесный и эмоциональный контакт. Если этого недостаточно, почти гарантированно возникнут проблемы в поведении.
  3. Не поддавайтесь на манипуляции. Фиксируйте их вербально. Объясняйте, что так делать нельзя. Обязательно говорите почему. В ранние годы пытаться говорить о каких-то абстрактных вещах не стоит. Объясняйте конкретно. Лучше апеллировать к чувствам «мне неприятно, что ты делаешь это» или «меня это расстраивает». Предложите ребенку встать на чужое место. В стиле «А если с тобой поступят так».
  4. Не ссорьтесь при ребенке с другими. Демонстрируйте, как нужно относиться к другим на своем примере. Если нужно выяснить отношения — делайте это подальше от глаз сына или дочери. Желательно вообще избегать конфликтов. Воспитывая кого-то, вы одновременно воспитываете себя. Если избавиться от собственных негативных черт, показывать правильный пример будет куда проще.
  5. Умейте действовать жестко и решительно. Наказание — крайняя мера воспитания. Но порой другим способом отрезвить свое чадо не выходит. Ни в коем случае не прибегайте к насилию. Действуйте мягко, но настойчиво. Подойдут методы ограничения с четким разъяснением, за что и почему. Не стоит давить властью, это работает прямо обратным образом. В ответ вы получите только злобу или же сломаете еще не сформировавшуюся психику.

Особенно важно придерживаться этих рекомендаций, если ребенок в семье один. Риски в этом случае особенно высоки.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

13.10.16

Рекомендации поведенческого аналитика, эксперта Фонда «Выход», доктора Стефани Петерсон

stephanie

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Эти рекомендации скорее можно назвать «профилактикой» поведенческих проблем. Следуя этим советам, родители могут изначально предотвратить развитие проблемного поведения.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

В современном мире дети буквально рождаются с планшетом в руках, и это одна из причин, почему проблемы с концентрацией внимания стали скорее правилом, чем исключением.
Неусидчивость, рассеянность, неисполнительность, чрезвычайная лень и невозможность сосредоточиться на одном объекте – с такими жалобами молодые родители все чаще приходят к психологам и нейропсихологам в специализированные центры развития. 

Возможные психические причины возникновения проблем с концентрацией у детей

Первые признакипроблем с концентрацией внимания у ребенка могут  проявляться в виде
нарушения социальной активности. Ребенок становится либо довольно замкнутым, либо, напротив, излишне гиперактивным.
Чаще всего первая симптоматика,  на которую стоит обратить внимание родителям, появляется в возрасте от четырех до девяти лет, но может возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность и нарушение фокусировки внимания.

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения:

1)    Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.

2)    Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.

3)    Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности. Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется – важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его.
Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях. Сосредоточенность – уже концентрация.

4) Отсутствие мотивации. Очень важно внедрять мотивацию в жизнь ребенка и максимально применять ее в разных обстоятельствах, но не прибегать к денежным эквивалентам награждения. Иначе получится, что Вы «торгуетесь» с ребенком. В качестве мотиватора можно использовать объект (например, игрушку). 

Как развить концентрацию у ребенка?


1. Понаблюдайте за поведением ребенка.
Как он играет, что входит в его интересы. Это сугубо индивидуальный вопрос, и у каждого ребенка могут быть свои «самые любимые» развлечения. Сделайте упор на том, что ему нравится и где он успешен, и развивайте ребенка в этом направлении.
2. Важно сохранять терпение, внимательно выслушивать и не повышать тон. Выстраивайте конструктивные диалоги с ребенком.
3. Грамотно планируйте тайм-менеджмент. В течение дня у ребенка должно быть время как для отдыха/развлечений, так и для полезных занятий.
4. Постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Например, на рабочем месте не должно быть электронных гаджетов, если они не нужны для выполнения задания. На рабочем месте должен быть четкий порядок.
5. Уменьшите экранное времяпрепровождение ребенка. В дошкольном возрасте ребенок может проводить за «голубым» экраном не более 60 минут в день.

6. Мотивируйте и завлекайте, используйте интерактивные, игровые подходы к решению различных задач. Сделайте «полезное» интересным для ребенка.

7. Введите полезные привычки (утренняя гимнастика, наличие витаминов и минеральных веществ в рационе ребенка, прогулки на свежем воздухе и т.п.)
8. Обратитесь к детскому нейропсихологу, который проведет диагностику и составит индивидуальную программу по развитию функций внимания, в частности, концентрации.

Важная роль нейропсихолога в решении проблем с концентрацией внимания

Детский нейропсихолог – это клинический психолог, специалист, работающий непосредственно с функциями мозга ребенка, выявляя сильные стороны и воздействуя на слабые. Нейропсихолог работает с детьми при помощи различных методик, например, сенсомоторной коррекции и сенсорной интеграции, подбирая в каждом случае индивидуальную программу коррекционно-развивающих занятий. Применяя данные методы, специалист может эффективно справиться с различными трудностями и особенностями в функционировании нервной системы и мозговыми процессами, в том числе с проблемами с концентрацией внимания.

Добавить комментарий