Практически каждый ребёнок иногда путает буквы при чтении. Эта внешне безобидная на первый взгляд проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.
Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в рассеянности и лени. Но проблема намного глубже.
Проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой вереницу непростых последствий.
Невнимательность или реальная проблема?
Прежде чем волноваться, необходимо определить, связано это с невнимательностью, болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.
Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).
Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.
Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.
Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.
Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:
- Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
- Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
- Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
- Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.
Если вы заметили подобные проблемы, рекомендую обратиться за консультацией к логопеду. Он проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, логопед расскажет про все способы решения проблемы.
Причины путания букв
Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:
- Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
- Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
- Зрительный — определяет нужную букву.
- Двигательный — определяет, как правильно написать букву.
Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.
Особенно трудно учиться читать детям, у которых проблемы с произнесением и различением близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами, вследствие чего ребёнок не знает, как правильно произносится проблемный звук. Учить малыша с таким нарушением читать и писать следует после формирования правильного звукопроизношения.
Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.
На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).
Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.
Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.
Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте.
Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом ребёнок отличается нормальным умственным развитием. В будущем он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.
Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери выражая протест.
Если у ребёнка проблемы с концентрацией, при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.
Корректирующие упражнения
Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию.
Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.
В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.
Вот пример некоторых упражнений, которые я рекомендую родителям выполнять с ребёнком самостоятельно:
- При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
- Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
- Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
- Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
- Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
- Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
- Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.
Для того чтобы занятия были результативными, важно помнить несколько правил:
- Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
- Нельзя открыто проверять скорость чтения. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
- Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
- Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.
Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением логопеда коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.
В этой статье:
- Дислексия или почему ребенок плохо читает
- Причины дислексии
- Виды дислексии
- В каком возрасте возможна диагностика дислексии
- Что делать, если ребенок плохо читает
Чтение – необходимый навык для ребенка. От умения читать напрямую зависит успеваемость в школе. Без этого навыка невозможно усвоить растущий объем информации по школьным предметам. Но иногда у детей возникают сложности с восприятием и воспроизведением текста. Почему ребенок не понимает, что читает, и как помочь справиться с проблемой плохого чтения?
Дислексия или почему ребенок плохо читает
Причин для медленного чтения много. Например, неправильный подход к обучению. Ребенок может не успеть усвоить материал, из-за этого неправильно воспроизводит текст: не умеет разбивать слово на слоги или наоборот, не научился складывать слоги в целые слова. Играет роль и словарный запас. Когда в тексте много незнакомых слов, ребенок путается и запинается.
Почему ребенок не понимает, что читает? Возможно, у него проблемы с концентрацией внимания. В таком случае страдает не только скорость и качество воспроизведения текста. Рассеянные дети забывают, о чем прочитали в начале абзаца и не могут пересказать прочитанное.
Но что делать, если у ребенка не получается хорошо читать даже при соблюдении рекомендаций? В современной литературе заболевание, при котором ребенок плохо читает, называется дислексия. Простыми словами, дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения и письма. При этом такие дети обладают интеллектом и способностью к обучению не ниже, чем у сверстников, и у них нет нарушения слуха или зрения.
Симптомы дислексии – стойкие ошибки в чтении, которые не удается исправить:
- ребенок плохо читает по слогам, меняет их местами или воспроизводит наоборот;
- путается в буквах, пропускает или добавляет лишние;
- искажает произношение слов;
- не читает норму слов в соответствии с его возрастом;
- отказывается от чтения вслух;
- видит одно, но произносит другое;
- не замечает границы предложений;
- не понимает прочитанного и не может пересказать текст.
Причины дислексии
Точная причина дислексии до сих пор неизвестна. Считается, что эта особенность передается по наследству: у 49% детей родители имеют такую же проблему. Исследования головного мозга показали, что участки, отвечающие за чтение, у дислексиков работают иначе. К тому же, у них нарушено созревание некоторых отделов ЦНС.
Помимо генетического фактора, есть и другие факторы риска, которые провоцируют трудности с чтением:
- Особенности течения беременности.
Инфекционные болезни, анемия, курение, употребление алкогольных напитков в период вынашивания ребенка, а также преждевременные или тяжелые роды могут привести к гипоксии у малыша. Под действием неблагоприятных факторов в его организм поступает недостаточное количество кислорода, а следовательно, нарушается формирование головного мозга. - Тяжелые болезни, серьезные инфекционные заболевания и травмы головы.
Возможны ситуации, когда школьник неплохо овладел навыком чтения, но после удара головой вдруг появились проблемы. Почему ребенок стал читать хуже после травмы? Дело в повреждении участков мозга, ответственных за навык чтения. - Билингвизм.
В семье, где постоянно используют два языка, детям непросто обучиться чтению. - Педагогическая запущенность.
Недостаточное воспитание и плохая подготовка к образовательному процессу приводят к тому, что школьник с трудом справляется с заданиями. Это происходит потому, что у него не сформирован навык обучения и отсутствует мотивация, которую должны прививать взрослые. В результате ребенок плохо читает и в 1, и во 2, и в 3 классе. - Синдром госпитализма.
Дети, лишенные общения с близкими людьми и родителями из-за нахождения в больнице или в детском доме, отстают в психофизиологическом развитии. - Слишком высокая нагрузка.
Сюда же можно отнести раннее начало обучения чтению или слишком высокий темп, который детскому мозгу сложно воспринять и усвоить.
Впервые внимание на проблему обращают учителя начальной школы или внимательные родители. Для диагностики дислексии обращаются к логопеду-дефектологу или психоневрологу.
Виды дислексии
Выделяют 6 видов расстройства чтения, в зависимости от того, какой механизм нарушен.
- Фонематическая.
Эта форма дислексии встречается чаще остальных, особенно у детей в начальных классах. Дети путают звуки, схожие по звучанию, читают побуквенно, искажают слоги – меняют буквы местами, пропускают или добавляют новые. Например, вместо «ток» школьник с фонематической дислексией произнесет «кот». Если ребенок плохо читает в 8–9 лет, возможно у него именно эта особенность. - Семантическая.
Такую форму по-другому называют механическим чтением. Ребенок может хорошо прочитать текст, но не поймет прочитанное. То есть он знает, что означает каждое слово, но смысл всего предложения ему осознать сложно. - Аграмматическая.
Предполагает неправильное прочтение слов – ребенок не читает окончания слов или неправильно использует падежи, времена и форму. Например: «зеленый трава», «голубая небо». При этом ошибки возникают не только при чтении, но и в устной речи. - Мнестическая.
При мнестической дислексии ребенок не может соотнести зрительную форму буквы с ее произношением. То есть при чтении он меняет одни буквы на другие. Во время диагностики у специалиста обнаруживают сложности в воспроизведении звукового ряда, замену их порядка или сокращение количества. - Оптическая.
Возникает у детей с нарушением пространственно-зрительных представлений. Ребенок путает буквы, похожие по написанию, например, Л-Д или В-З. Помимо этого, дети с оптической дислексией видят слова зеркально или соскакивают с одной строчки на другую - Тактильная.
Форма дислексии у слабовидящих детей, которые читают с помощью азбуки Брайля. Наблюдается соскальзывание со строк и неверное восприятие букв.
В каком возрасте возможна диагностика дислексии
Заметить тревожные признаки можно еще в раннем детстве:
- речь развивается медленнее, чем у сверстников;
- плохо повторяет за взрослым некоторые звуки;
- страдает мелкая моторика, например, есть сложности с завязыванием шнурков;
- не запоминает надписи, которые встречаются часто;
- при обучении чтению искажает слова;
- не читает книги вслух;
- путается во времени и временах года.
Точно знать о дислексии до того, как ребенок пошел в школу, нельзя. Он только учится читать и писать, поэтому совершенно нормально ошибаться и путаться в буквах. Проблему диагностируют после 7 лет.
Как родителям распознать дислексию? Если у ребенка при чтении ошибки неспецифичны и возникают от случая к случаю, то, скорее всего, они связаны с переутомлением или невнимательностью. При дислексии проблемы с чтением типичные и наблюдаются постоянно.
Диагноз ставят после полного логопедического обследования. Оценивают устную речь ребенка, его навык чтения и письма. У родителей выясняют подробности развития малыша, обращают внимание на мелкую моторику и формирование речевого аппарата. С помощью специалиста ребенок выполняет задания для измерения скорости чтения и проверки понимания прочитанного.
Что делать, если ребенок плохо читает
Проблемы с чтением успешно поддаются коррекции. Чем раньше заметили проблему и начали заниматься, тем больше шансов побороть дислексию. С детьми занимаются несколько специалистов – психологи, логопеды и психоневрологи. Многое зависит и от родителей.
Самостоятельно можно сделать вот что:
- не ругайте и не наказывайте за ошибки – помогите малышу поверить в себя и помогайте преодолеть трудности;
- вместе выполняйте разработанные задания для ребенка, который плохо читает – поиск слов в буквенных рядах, закрашивание определенных букв и другие, которые рекомендовал специалист;
- не игнорируйте физическую активность – регулярное выполнение упражнений стимулирует работу головного мозга;
- тренируйте чтение – лучше использовать книгу, написанную доступным языком, например, букварь для дошкольников.
Детям с дислексией вполне по силам научиться читать правильно, если регулярно заниматься. Кому-то для этого понадобятся годы тренировок, а кто-то справится и за несколько месяцев. Для помощи детям с расстройствами учебных навыков специалисты могут рекомендовать Тенотен детский. Это мягкий противотревожный препарат, который помогает справляться со специфическими расстройствами развития учебных навыков, в том числе с нарушением чтения.
Благодаря ноотропному действию ученику легче справляться с учебной нагрузкой в школе. Средство мягко нормализует процесс обучения. Благодаря этому ребенок остается собранным и внимательным.
Тенотен для детей (Тенотен детский) имеет высокий профиль безопасности, который доказан клиническими исследованиями. Препарат выпускается в таблетках для рассасывания, поэтому его не нужно запивать водой. Согласно инструкции, не рекомендовано применение средства за 2 часа до сна. Для получения заметных результатов необходим курсовой прием препарата.
Перед приемом Тенотен детский необходимо проконсультироваться со специалистом. Дислексия – это не приговор, а небольшая особенность ребенка, с которой можно справиться. Проблемы с чтением вызывают трудности во взрослой жизни, поэтому лучше избавиться от них в детском возрасте.
Осознала почему тащат детей с дислексией к логопедам. Любимый канал запостил статью от логопеда-дефектолога. Суть дислексии логопеды сводят к произношению, но не понимают вообще что есть на самом деле дислексия. Напишу про статью в конце.
Текст опять у меня получился очень длинным, но если вам правда интересна эта тема и вы подозреваете дислексию у вашего ребёнка, то найдите время прочитать до конца.
В статье я пишу что такое дислексия и дисграфия. Как обучать ребёнка, если ребёнок дислексик. Ничего сложного или чего-то чем не может справится любящий родитель. Всего лишь понимание особенности и чуточку больше терпения.
Разбираемся в корне проблемы
Дислексия — это неспособность мозга переводить символы (в данном случае буквы) в устную речь. Обычный человек легко может букву перевести в звук, для дислексика это очень сложная задача. Причём часто “про себя” читают дислексики вполне сносно (а некоторые даже очень хорошо). Сбой случается именно в проговаривании.
От чтения (тем более вслух) у дислексиков начинаются сильные головные боли.
Что делает мозг при чтении: видим символы (буквы), переводим их в звуки мысленно, далее складываем слово из звуков, произносим в слух готовое слово.
У дислексика на любом из этапов может идти сбой. У некоторых каждое действие вызывает затруднение. Дислексия бывает разной степени тяжести. В самом лёгком варианте “рыбка”. Всё понимает, но сказать не может. Однако я встречала и тех кто реально не может распознать текст. Бывает в некоторых тяжёлых случаях: буквы сливаются и смешиваются.
Часто дислексики угадывают слово. Вот тут как раз и случается смена окончаний, на что так обожают ссылаться логопеды. Вот только логопеды уверены в неправильном произношении, а на деле дислексики просто хитрят. Ну, не можешь раз пройти, то перепрыгни. Чем и занят мозг дислексика постоянно.
В интернете дислексиков выручают иконки и значки. Создатели социальных сетей и сайтов давно знают об этой проблеме. В США уже лет 30 как изучили проблему дислексии и поняли механизм. Больше того, обратили на пользу общества эти знания. Иконки и цветные пометки около слов, чёткое разграничение текста и опять же выделение цветом, чёткий печатный шрифт, который читается быстро на интуитивном уровне.
Я лично не понимаю часто прописной текст. Некоторые слова для меня не читаемые вообще. Например слово “миллиметр” прописью для меня выглядит как лапша быстрого приготовления. Все буквы сливаются в массу завитушек.
Дисграфия — это неспособность мозга перевести устную речь в текст. Да, дисграфику очень сложно даже свои мысли записать. Буквы путаются и меняются местами ещё на этапе “в голове”. Меня исправляет компьютер 🙁 Каким чудом я сдавала школьные диктанты? Ну, тогда учителя были лояльнее или мне так везло. Троечку натягивали как могли.
Сложнее с прописными буквами. Ведь получается что сам же свои писульки прочесть не можешь. Мне давно отчим помог. Я пишу часть букв печатно. Дочка моя никак не может перебороть установку из школы на запрет печатных букв. Да, учителя ЗАПРЕЩАЮТ писать печатными буквами, даже если ребёнок явно не может писать прописью.
Дисграфия тоже бывает разной. Я только путаю местами буквы или делают орфографические ошибки в словах и пунктуация, но мой брат долго писал “жЫ” и “шЫ” и не мог понять что не так. Его мозг никак не хотел принять написание звука отличное от того как “слышит”.
У моей дочери дисграфия в лёгкой форме. Ошибок нет (интуитивная грамотность), но вот почерк не просто ужасный, а вообще не читаемый. Буквы и цифры напоминают пьяных пауков с частичной ампутацией. Она и сама прочитать потом не может. Уговариваю перейти на печатные буквы и писать карандашом.
Да, кстати, карандаш и гелевая ручка вполне могут помочь сделать почерк более разборчивым. Во всяком случае опыт многих дислексиков говорит о том что хуже точно не будет 😉 Пробуйте 😉
Вы подозреваете что у вашего ребёнка дислексия?
Мой ребёнок ДИСЛЕКСИК… что делать?
Итак, с вашим ребёнком ВСЁ В ПОРЯДКЕ! Лечить не надо, надо научить жить в таком вот теле. К тому же не забывайте, что когда природа отнимает в одном месте, в другом природа даст вдвойне 😉
У дислексиков УНИКАЛЬНЫЙ мозг! Мы мыслим иначе, но если не начинать внушать, что это уродство, а учить пользоваться вот таким мозгом, то ОБЕЩАЮ плюсы найдёте!
Я например вижу больше цветовых оттенков, чем обычные люди. Узнала случайно. Для меня же это норма! 😂🙈 Я думала все так видят.
Я легко научилась понимать на интуитивном уровне алгоритмы сайтов. Конечно базу знаний подвела под это и экспериментировала долго, но как факт. Я быстро понимаю так же “где чЁ лежит” на сайтах. Впечатление что изначально все интуитивные интерфейсы были созданы для дислексиков дислексиками. 😂😜
Тут с дочкой нашли учителя по математике. Я ВИЖУ ЧТО ОН ДИСЛЕКСИК! Он и объясняет иначе. Мы с дочкой быстро понимаем что он там наворотил. Часто дислексика выдаёт утаскивание текста по кривой. Ну, не может дислексик без дополнительных усилий писать “по линеечке”, если той линеечки нет. 😂 Ещё размер букв может быть разным.
…а что бы потом не путать части “записулек”, дислексики интуитивно отделяют части кривого текста линиями. (все!) 😂😜 Мы иначе потом не видим что написано и не отличаем один кусок текста от другого.
Вот немного шуточных картинок. Первый скрин — это учитель наш любимый по математике.
Ещё немножечко про дислексиков и их суперспособности 😎
Кстати!!! У меня братишка хоть и писал “жЫ” и “шЫ”, но при этом легко в уме считает сколько будет стоить 273 грамма колбасы по 285р. Ага, в магазине вечно ошибки в ценниках находит. Я его спрашиваю “КАК?”, а он так удивился. “ТЫ ЧТО НЕ МОЖЕШЬ ПОСЧИТАТЬ??? Это же так просто!” 😂🙈
Знаю что есть те кто сразу объёмно видит. Т.е. посчитать объём например какой-то ёмкости — пфу! И мне такие: “ТЫ ЧЁ? Не посчитала?”.
Так же мне рассказали о мальчике, который может смотреть сразу несколько видео. К тому же обладает феноменальной наблюдательностью и был случай, когда он видел грабителя, только несколько секунд, но дал полное описание внешности и велосипеда на котором грабитель проезжал мимо него. При этом учителя ругают мальчика за плохую память и множество ошибок в текстах. Мальчик не может выучить стихотворение. Видимо его мозг помечает “не важно” и сразу выкидывает информацию.
В тяжёлых формах дислексии, тексты не может мозг обработать вообще. Там буквально слова переворачиваются и буквы путаются местами. У некоторых текст изгибается или прыгает.
У меня всё же легче, но например если мне пишут сообщение транслитерацией латинскими буквами, то я ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮ! Латинский алфавит для меня не читаемый.
Однако я сейчас (уже много лет) работаю на международном рынке и пишу много текстов на английском. Конечно не сама, а через переводчик. НО ЭТО НЕ ВАЖНО! Меня понимают! Я спокойно веду бизнес-переписку и даже дружу с людьми из разных стран.
МЫ В НОВОМ МИРЕ!!!
У НАС ЕСТЬ БЛАГА!
…главное уметь ими пользоваться и научить ребёнка.
Пожалуйста начинайте внушать ребёнку (и осознайте сами) ВАШ РЕБЁНОК НОРМАЛЬНЫЙ, но с некоторой особенностью. С этим можно жить!
Как быть с чтением?
Короче, фишка НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ читать, а подсовывать интересные книжки. Пусть читает про себя. Так легче! Если будет интересно, то практика наработается даже если читает не в слух.
Подходят ЛЮБЫЕ тексты. Хоть посты из интернета пусть читает. Это как качать мышцы. Нужно именно навык читки нарабатывать. Не важно что читать!
1. не заставлять
2. заинтересовывать интересностями
3. не в слух, а про себя
4. не требовать пересказа.
Кстати, с пересказом беда. Это нарабатываем через описание (не важно чего) Это мы отдельно прокачиваем навыки. Навык говорения.
Я тут на дочке всё эксперименты ставлю (в хорошем смысле). Прошу что-то описать или при разговоре наводящие вопросы задаю так что бы “да/нет” было не ответить, а пришлось бы проговорить своб мысль. Это не дислексия, это война с подростком 😉 Почему-то это относят к дислексии, но в переходном возрасте, это вполне нормальная стадия “захлопнуться в домике и молчать”. Готовьте валерьянку, будем наших устриц вытаскивать из раковин.
Я не встречала дислексиков с плохой памятью. С логикой вообще всегда полный порядок. Стихи… я с 4 до 13 лет работала “Снегурочкой” и целые сценарии выучивала наизусть. С дочкой учили только стихи методом читки, но на слух (актёры научили меня).
Брату было тяжелее. Его именно заставляли учить через чтение. Конечно ничего не получалось. Мама и бабушка не понимали суть проблемы и усугубили её. Всё же меня отчим выручал, но когда брат пошёл в школу, отчим с нами уже не жил.
А моя дочка стихи учила и болтала, как говорить начала. Я сильно не упиралась. Мы же в садик не ходили, а бабушки у нас лояльные. В начальной школе проблем со стихами не было вообще, но без меня она не может выучить стих до сих пор. Не считаю это какой-то бедой. Главное что бы ребёнок понимал СМЫСЛ стихотворения. Логически увязал слова в разумный текст у себя в голове.
Если просто заучить, то не выйдет. Даже стихи мы учили через смысл. Иначе не цеплялось. Т.е. ОСМЫСЛИТ если и поймёт, то запомнит!
У дислексиков мозги и так перегружены. Мозг сразу вышвыривает всю информацию, которую не может осмыслить и применить.
Да, запомнить определение (заучить само слово) дислексики не могут, но отлично перескажут смысл и ещё докажут и пояснят… при этом само слово могут забыть 😂🙈 (но помнят где подглядеть).
НЕ ЗУБРИТЕ, а пусть осмысливает и добивайтесь понимания. Поверьте — работает!
Задачи и уравнения — через понимание. А как иначе? С ними даже легче 😜👍 Правда у дочки образное мышление слабое. Вот развиваем только на СО. В школе она выкручивалась как-то сама. У меня натренировано образное мышление через книги и тренинги у психологов во взрослом возрасте.
Если вам интереснее подробнее, то пишите в комментариях. Я напишу пару упражнений на наработку образного мышления, по которым сама училась.
(про книги) Дислексикам читать больно, но если сильно интересно, то затягивает. Меня отчим (молодец большой) “подсадил” на книги. Каким-то чудом сумел найти интересные для меня по сюжету книги (это конец 80-х начало 90-х). Не знаю где он их добывал для меня. Читала я запоями.
Память у дислексиков очень избирательная? У меня весь хлам (что мозг хламом считает) выкидывает тут же. Т.е. я точно помню какие клиенты какой заказ делали, близко ли мы общались, но имена часто не помню вообще. (важные заучиваю через ассоциации)
Детских воспоминаний нет, только опять же забавные смешные истории (мои, брата, моей дочки, моих животных, моей бабули, моей мамы), но они как бы всплывают к случаю. Если меня спросить просто вспомнить, то будет пустой лист.
Знания по работе — намертво. Порой тем знаниям больше 20 лет (в училище чему учили мастера). Видимо их мой мозг помечал как важные.
А что такое хорошая память в общем смысле?
У меня сестра такую фигню помнит, что порой думаю зачем она вообще это запомнила. Ну, хлам ведь полный! Не понимаю зачем вот помнить какое-то совершенно не значительное событие, которые случилось когда ей было 5 лет. Есть ли в том смысл?
Как учить дислексиков?
Самое главное — ПОНИМАНИЕ!
Нужно вложить в голову мысль о полезности этой информации. Если такую “пометку” не сделать в мозге, то мозг сразу будет избавляться от любой “лишней” информации. Вы мне можете не верить, но я заучивала вес своей дочки при рождении. В нашем обществе стыдно не знать вес своего ребёнка… …а мой мозг усиленно помечал эту информацию как “хлам” и вышвыривал.
Так что первое с чего начинаем, это стараемся объяснить ребёнку зачем всё это нужно. Возможно придётся объяснять раз 10, а может и 100.
НЕ ПСИХУЙТЕ!
Поймите, у нас, дислексиков, так работает мозг. Если нет понимания необходимости информации. Если дальше эту информацию не используют, то мозг её выкидывает. ВСЕГДА!
Так что в идеале нужно бы хотя бы какое-то количество раз применить. Например выучили (заучили) какое-то правило или формулу. Если не прорешать (не применить) хотя бы пару раз сразу, то даю гарантию, мозг пометит “хлам” и сотрёт данные. Надо как бы доказать мозгам пользу. Возможно потребуется время.
(про опасность репетиторов на постоянной основе)
Кстати, я всё никак не могла понять, почему мне 2 раза в жизни нанимали репетиторов буквально на пару уроков каждого, и спустя считайте 30 лет, у меня те уроки в памяти. А много кто жалуется, что репетиторы бесполезны. Дитя с репетитором делает всё супер, а на следующий урок — пустая голова.
А ЗАЧЕМ НАПРЯГАТЬСЯ?
Мозги моментально осознают, что КОСТЫЛЬ БУДЕТ ВСЕГДА! Ага, раз всегда, то смысла в перегрузках нет 😉 Особенно когда репетиторы постоянно помогают делать домашку и прочее. Мозгам вообще прекрасно! А что бы нет-то? Вышел от репетитора и обнулился. Потом будет затык — придёшь тебе ещё раз всё расскажут и за тебя сделают.
Мозги не считают нужным себя утруждать. Ведь идёт установка что помощник ВСЕГДА РЯДОМ будет и в случае чего, то за шиворот дотащит. В таких установках нет ничего полезного и правильного (кроме прокорма любимого учителя).
Что делать? ЗАСТАВЛЯТЬ учиться самостоятельно! А репетитор — это костыль, когда ногу сломал. Пару раз опереться, получить пинок, а дальше “сами, миленький, САМ!!!”
Второй этап — визуализация!
Дислексики отлично понимают схемы и разные логичные таблицы. Только не путайте с запоминанием. Даже не надейтесь что таблицу или схему ваш ребёнок выучит или потом сможет нарисовать сам.
НЕ ЗАПОМНИТ! НЕ ВЫУЧИТ!
Так зачем нужны таблицы и схемы? Это будет типа якоря для памяти. Таблицу должен рисовать сам ребёнок. Выделить цветом или пометки сделать своей рукой. Т.е. заставляем перерабатывать информацию мозг и укладывать в голове в “папочки” с пометками. Да, мозг тут же забудет что там и где там. Однако, если таблицу дать и слегка напомнить, то мозг начинает копаться в информации и найдёт “те папочки”.
схема работы мозга при составлении таблицы или схемы:
— перерабатываем информацию
— делим по смыслу на блоки
— записываем/рисуем — это через моторику ещё раз идёт запоминание, т.к. что бы зарисовать, мозгу придётся напрячься и переработать информацию ещё раз.
Вот смотрите табличка:
Такую табличку/схему ребёнок ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ САМ! Тогда мозги сделают пометки и есть шанс (не гарантия, но всё же), что мозг сразу не станет избавляться от этой информации. Возможно к теме придётся вернутся раз 5-10. А может быть сразу мозг нормально усвоит. Тут всё сложно и нужна практика и тренировки. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ!!!
Третий этап и это основа — ОБУЧАЕМСЯ НА СЛУХ!
Как же я завидую современным детям. В моём детстве аудио-книги — это была привилегия слабовидящих. Сейчас ВСЯ школьная программа есть в аудио и видео формате. Все учебники начитаны!
Больше того, вся школьная программа уже давно выложена в интернете с подачей от разных учителей. Т.е. переработанная и отработанная на их учениках. Если ваш ребёнок не понимает подачу одного учителя, то это сейчас не проблема. Просто нужно пойти и найти другого учителя.
(ссылку на свою хомячью заначку дала в конце статьи)
Что делать с иностранными языками?
А вот тут беда… начинаем с того что латинский алфавит дислексики русские вообще не понимают (так же например для жителя США кириллица будет нечитаемая). Можно долго упираться, но смыла не будет. Единственный шанс — изучать разговорную речь. И то не факт что будет успешно и это.
Опять про полезность и нужность информации. Если дитя будет резаться в интернете в команде англоязычных, то базовые слова будут точно!
Опять отсылка к особенности мозга дислексика: То что нужно, то помним крепко, то что не используется — хлам! Мозг выбросит!
Я много лет работаю на международном рынке. Веду магазин и страницу на фейсбуке на английском языке, но исключительно при помощи переводчиков-онлайн. Для меня всё так же тексты латинскими буками — это мешанина закорючек, а речь на английском языке — напевы ветра в лесу. Я НЕ ПОНИМАЮ СМЫЛ пока не заведу текст в автоперевод.
Что делать? А ничего! Примите как факт и придумайте способ выкрутится до трояка в аттестате. Мы с дочкой пока такой способ не придумали. Мне в своё время учителя “нарисовали” “3” и отстали от меня.
Давайте успокоимся и прекратим пытки.
Хотя… если дислексика перевезти в другую страну, то конечно он заговорит на новом языке. Писать конечно грамотно не научится, но общаться сможет на уровне “джамшута из раши”. Если вы замыслили великие планы по обучению дитя-дислексика в другой стране, то можете уже сейчас выдохнуть и забыть об этой провальной затее.
_______________________________
Очень много вопросов от родителей. Так что выношу копиркой прямо отдельно и давайте разбираться.
_________________________________
Елена (мама ребёнка с ОФИЦИАЛЬНЫМ диагнозом дислексия)
наоборот фигня в голове держится. А вот даже месяцы запомнить никак 🙁 мы учили только буквы полгода… как вспомню – трясет. И рисовали, и лепили их. И бестолку. И память очень кратковременная. Сегодня выучил – завтра забыл. Словарные слова в голове не задерживаются. И так во всем. И хоть с бубном пляши – результат очень слабый. Читать кстати сыну не сложно. Читает коряво, но бегло и никаких проблем или головных болей. Видите, как по-разному все бывает. А вот если ему показать три картинки, убрать и попросить сказать, что было – в лучшем случае вспомнит пару. Если картинок штук пять – вообще кошмар. И так с половиной стандартных тестов у нейропсихолога 🙁
____________________________
Есть у меня предположение, что дислексию поставили как диагноз на основании именно ошибочности взглядов в нашей конкретной стране. Возможно упущенное СДВГ присутствует, а значит нужно корректировать именно медикаментозно. СДВГ + дислексия — адская смесь, которая не даёт мозгу правильно обрабатывать информацию.
_________________________
Елена, 😂🙈 так его мозг просто помечал “ерунда” и выкидывал нафиг 🙈 Зато если мозг понимает начерта это нужно, то реально крепко в голове сидеть будет. У вас ещё с сыном диссонанс что есть важно, а что ерунда. Его мозги выкидывают не то что нужно.
Просто ради прикола спросите о том чем он интересуется. Уверяю Вас, он вспомнит! Конечно если захочет ответить 😉 они ж, блин, подростки 🙈😎
Про картинки и нейропсихологов.
Вот Вы сами-то понимаете зачем мозгу такую фигню помнить? Про чтение удивительно! Хотя… у моей дочки откуда-то грамотность. Интуитивно чувствует как слова нао писать. Правила помнит и легко ориентируется. Даже не знала что телефон и комп черкаются красным, если ошибка. Не поверила. Давай проверять.
Так что мозги у дислексиков та ещё обезьяна с гранатой. Будут делать только то что посчитают нужным. А уж что там мозгам нужное, мы не угадаем.
________________
Стихи:
Сначала читаем ребёнку стих. Вместе осмысливаем, рассуждаем. Вникаем в смысл новых/трудных слов. И только потом учим!
Учим по методу читки (как актёры огромные сценарии заучивают)
Вы читаете 2 строчки — дитё повторяет попугаем
далее 2 строчки — повторяем
Делать надо в темпе. (это важно)
Далее вы читаете по 4 строчки — дитё повторяет
(держим темп)
Так несколько раз.
Отдыхаем.
Ещё раз обсуждаем текст. Пусть выскажет свои мысли. Осмысливаем сюжет подробно.
Теперь в спокойном темпе с выражением читайте ребёнку по 4 строчки.
Ребёнок повторяет за вами по 4 строчки с выражением.
Полчаса-час и вбито намертво…. сдаст — мозг стих выкинет 😂🙈 Даже не ожидайте, что ребёнок вспомнит это стихотворение через даже через 2-4 дня после того как его сдаст. Мозг сразу пометит “временный файл. Удалить позже”.
_____________________
Елена (мама ребёнка с ОФИЦИАЛЬНЫМ диагнозом дислексия)
Леана Коновалова, а точно дислексия у Вас и дочки? Грамотность у дислексика- фантастика. Не видела такого ни разу. Да и у Вас очень правильная речь. Это не характерно для дислексии. И еще момент – дислексики часто не воспринимают рифму как рифму. Ну для них выучить стих – это как инструкцию к холодильнику выучить. У вас этого ничего нет. Мой сын за мной 2 строки стиха ни за что не повторит хоть после какой подготовки. 🙂 Проверяю это третий год 🙂 в темпе не повторит тем более, темп для дислексика – просто убийство. Наоборот, все медленно и печально 🙂 А Вы это все опытным путем вывели или специалисты рекомендовали? А диагноз в каком возрасте дочке поставили? У нас два друга-дислексика. У них все примерно как и у нас. У одного получше все, у второго еще хуже. Но у всех картина похожая… память, плохое чтение, много ошибок. Один мальчик не может текст даже списать 🙁
____________________________
Это опять вопрос от той же мамы, которой официально поставили ребёнку диагноз “дислексия”, при этом ребёнок бегло читает, но имеет другие проблемы в обучении. Врачей, которые ставят диагнозы подобным образом хочется минимум лишить права заниматься медициной и тем более с детьми!
Опять же тут вполне возможна лёгкая дислексия наложенная на СДВГ, а значит концентрация внимания стремится к нулю. А раз нет концентрации, то мозг в состоянии шейкера. В этом состоянии информация не усваивается ни у кого. Даже если здорового обычного человека ввести в состояние шейкера, то он не способен будет ответить на элементарный вопрос.
___________________________________
Елена, спасибо за похвалу, но:
1. меня исправляет компьютер (буквы и слоги путаю адски) Если бы я скинула Вам без коррекции от компьютера, то Вы бы пришли в ужас 😂🙈
2. сложные слова заучиваю и заставляю мозги помечать как “ВАЖНОЕ!”
3. есть предположение у меня, у дочки получилось лучше грамотность, потому что я учила читать иначе, чем принято и запретила вмешиваться в процесс. Учитель наша меня поддержала.
4. стихи и я и дочка получается с года учили. У нас в семье как-то это принято. Само получилось.
5. диагноза ни у меня ни у дочки официального нет, т.к. схватили за хвост интуитивно и вовремя. Отчим случайно понял, как со мной сладить. Я, помня о том как меня учил отчим, применила на дочке.
В мои времена об этом не думали. Я сама случайно узнала из американского сериала для подростков. Там у девочки такая проблема была. Героиня сериала училась “на слух”.
С дочкой было и без дислексии куча проблем. К тому же есть предположение о том что дислексия — это генетическое или травма в родах. У дочки в кучу было всё. Генетика от меня (у моего брата форма тяжелее и им никто не занимался)
У нас вообще в стране как-то странно относятся к дислексикам. Всего-то и надо понять, направить и не пытаться перекроить.
У нас и к СДВГ тоже странное отношение. Лечат уже тогда, когда реально поздно. Я успела не довести у дочки до СДВГ. Ведь сначала ребёнок не может спать, потом гиперактивность, потом СДВГ со всеми вытекающими.
Ещё в период новорожденности сестра начала бить панику и уже в 2 месяца мы начали курс лечения у невропатолога. Плюс с 1,5 лет (могу ошибаться, возраст не помню) работа с психологом, который специализируется на детях с СДВГ. К школе дочь была почти в норме. Хотя до сих пор “икается” чем-нибудь очень весёлым нам, но я успеваю подскочить и купировать.
(К дислексии)
Мозги — та же “мышца”. Нужно ими работать, а дислексикам работать нужно ещё больше… …а это ещё и больно, но тут как спорт для инвалидов. Не сделаешь — пропадёшь!
Кстати, есть новые исследования нашей учёной (область мозга). Простите не помню имя. Она нашла закономерность между качанием и стимуляцией мозга. Качели, занятия спортом, танцы — помогают мозгу лучше работать.
Пишет, что дети часто в первом-втором классе качаются на стуле — это они интуитивно “пинают” свои мозги. Так что да, я разрешаю дочери качаться. Сейчас у неё тесты (аттестация по СО) я прошу её периодически покачиваться на стуле, во время теста. Пока стесняется. Не привыкла что ругать не будут. (На СО за такое не ругают)
________________________
Ещё вопрос от мамы ребёнка дислексика:
(как раз про статью, ссылка внизу)
Леана Коновалова, заинтересовал Ваш ответ, мой ребенок похож на дислексика, сразу скажу, не обследовались, в 3 классе сейчас, ходит в худ. школу, есть успехи, понимает на лету математику, учит стихи после трех-четырех прочтений наизусть, но русский хромает так, что просто держись, тройка не заслужена, не может применять правила, не различает глагол и существительное, подлежащее и сказуемое (не держит правило в голове), практически в каждом слове лишний мягкий знак… типа “дожьдь”, “зверьек”, английский это отдельная тема, помнит слова, не может собрать предложение…. примеров куча
______________________
Здравствуйте. Поймите, ему просто не интересно 😉
Дело в том что у дислексиков перегружен мозг. Он у нас обнуляется часто (да, я тоже дислексик). Всё что мозг помечает “не важное” выбрасывается сразу 🙁
Дислексия дружит с дисграфией. Буквы на “одну морду” особенно прописные. Часто местами путаем и не видим разницы. Например прописью для меня сочетание букв “миллиметр” — мешанина. Буквально вижу вместо прописных букв, лапшу быстрого приготовления 😂🙈
В интернете или печатный текст проще. Печатные буквы проще читаются. Писать на компьютере — компьютер правит (красным черкается).
Английский… ох… я латинские буквы вообще не отличаю никакие 🙁 нужные слова часто запоминаю как картинку. При этом уже более 5 лет продаю по всему миру свои товары и всю переписку веду на английском. Конечно пишу по-русски в переводчик и копиркой отправляю тексты.
Если дислексику интересно и есть понимание “нужная информация”, то мозг наоборот крепко схватит и схомячит.
(про запоминание)
А вот тут тонкость:
Надо научить мозг ставить пометки, как на компьютере подписываете папки и файлы. Что-то мозг упорно будет выкидывать, но надо относиться спокойно.
Как я теперь (после этой статьи) понимаю… …В РОССИИ НЕ ЗНАЮТ ЧТО ТАКОЕ ДИСЛЕКСИЯ!!!
НЕ УМЕЮТ (и не хотят) понимать и разбираться.
Однако просто осознайте:
ДИСЛЕКСИКИ УМНЫЕ!
…но есть некоторые особенности работы мозга. Жить можно! Надо просто научить ребёнка (и родителям осознать) жить с такими особенностями.
Кстати, у дислексиков часто интересные способности.
Я (дислексия и дисграфия средненькая, бывает хуже) вижу больше цветов, чем обычный человек. Понимаю алгоритмы сайтов на интуитивном уровне. Легко ориентируюсь в большом потоке информации (например сейчас пишу вам, смотрю кино и у меня висят несколько рабочих вкладок).
Мой брат (сильнее дислексия, дисграфия ужасающие) может в уме посчитать сколько будет стоить 273 грамма колбасы по 372р. Удивляется что другие не могут. Говорит “ТЫ ЧТО! ЭТО ПРОСТО!!!”
Моего брата ещё в 15 лет (он очень крупный) взяли работать в охрану в магазин, потому что он феноменально вычислял ВСЕХ воришек. Быстро и безошибочно вычислял в толпе и точно знал что и как собираются украсть. Научиться ему было не откуда. Тем более к 15 годам.
Не так давно мне написала мама одного мальчика-дислексика (средняя степень, как у меня, ничего фатального). Он может быстро обрабатывать сразу несколько видео. Т.е. ему легко смотреть сразу 2-3 ролика и он не упустит ни одной детали.
Больше того, у него феноменальная наблюдательность. Мама его описала случай, как у мальчика украли рюкзак мужчина, который проезжал мимо на велосипеде. Мальчик в полиции дал точно описание мужчины и велосипеда.
Моя дочь дислексик в лёгкой форме. Дисграфии нет. Особенных супер-талантов пока не нашли.
Хотя понимаете в чём штука, я не знала что видеть СТОЛЬКО цветов ненормально. Брат не знал что считать десятичные дроби в уме могут не все, а тот мальчик не понимает что у него какая-то особенная память.
Если не внушать ребёнку что с ним что-то не так, а наоборот помогать, то ДИСЛЕКСИЯ — ну, как некоторая особенность. Да, неудобно, но приловчиться можно.
______________________________________________
И наконец к той самой статье от логопеда-дефектолога, а так же общее всплывшее на дзене мракобесие:
Я В ШОКЕ!!! Это вот на дзене ищут. Коррекция дислексии? Поймите одно, если у вашего ребёнка дислексия, то корректировать НЕВОЗМОЖНО! Мы же не пытаемся заставить видеть слепых детей, но учим их жить с их особенностью. Мы не пытаемся заставить бегать ребёнка без ног, но ищем удобные протезы и учим пользоваться этими протезами.
Дислексики — это слепые в стране зрячих! Нам и так безумно сложно и часто стыдно. Дисграфиков постоянно стыдят, а дислексиков считают тупыми. Общество в России не толерантно. Наше общество в плену страхов и комплексов. Если ты имеешь особенность, то ты сразу получаешь кучу ярлыков… …и хорошо если не насмешек и издевательств.
ЛЕЧЕНИЯ НЕТ!
НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ!!!
Надо понять и помочь приспособится!
ДИСЛЕКСИЯ — ЭТО НЕ БОЛЕЗНЬ!!! Это просто особенность мозга в обработке информации. С этим можно прекрасно жить!
То что на вас и ваших детях пытаются заработать, думаю объяснять не стоит. Обещание от логопедов о коррекции дислексии — это ЕРЕСЬ! Это как если бы гениколог вправлял вам вывих. Будет примерно такой же результат. Дислексика не нужно учить звукам! Дислексика надо учить понимать!!! Слова долны быть привязаны к визуальным образам внятным и понятным по возрасту.
Если ваш малыш имеет проблемы с речью (именно навык говорения пострадал и к дислексии отношения не имеет никакого), то речью пусть и занимаются. Дислексию это не вылечит и никак не поможет. Потому что дислексия это совсем другое!
Так что там про статью?
Я долго собиралась написать эту статью, но не понимала почему так упорно все про логопедов говорят. Вот только сегодня поняла с какого перепуга тащат детей к логопедам-дефектологам. …от незнания и заблуждений!
Статья от логопеда, которая типа знает. Вот по факту, то что описано от дислексии так же далеко, как если бы ткнули в глаз, а пластырь прикладывать к коленке. Статья про какую-то болезнь, но с дислексией не имеет ничего общего!
Там статья полна заблуждений. Ещё раз повторюсь, дислексию в России не просто не изучают, но и откровенно заблуждаются. Чем больше опрашиваю людей (родителей и логопедов), тем больше убеждаюсь в полной безграмотности не только общества в целом. Но и тех кто занимается проблемой дислексии.
Я не осознавала масштабы проблемы, пока не прочитала эту ересь. Я никак не могла понять ЗАЧЕМ тащат дислексиков к логопедам. В чём смысл? Дислексикам сложно распознавать именно буквы. Мозг не может переработать текст и устную речь. Так причём тут логопеды… ….поняла… ВОТ потому что ТАКИЕ деб**лы занимаются проблемой дислексии…
Ужас ситуации заключается в том, что ЭТО ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ! Т.е. простите, детей не просто не помогают, но и усугубляют проблему. Дислексикам и так не просто, а если дислексия отягощена дополнительно ещё чем-то и вместо реальной помощи, ребёнок получает…
Дислексия часто “дружит” с СДВГ и аутизмом. Чистой дислексии почти не бывает. Всегда есть что-то ещё до букета. В разных пропорциях, но от этого не легче.
Обещания ВЫЛЕЧИТЬ дислексию — это не более чем рекламный ход продажников. Дислексия — это особенность обработки информации мозгом. Дислексия — это мышление образами, а не словами или терминами. Лечить дислексию у логопеда… …ох, повторюсь… ну, это, простите, как вывих у гинеколога лечить…
Статья получилась очень длинной. Я постаралась записать сразу все мысли и раскрыть проблему полностью. Не вижу смысла растягивать информацию на несколько статей.
Большое спасибо что прочитали. Надеюсь информация в статье помогла вам.
Можно ли ребёнку учиться не в школе? ДА! (ссылки на уроки) Ссылка на статью со большим количество ссылок на уроки по школьной программе. Статья обновляется мной постоянно.
10.09.2019 19:16
Примерное время чтения: 6 минут
11261
Болезнь гениев. Как понять, что у ребёнка дислексия и что с этим делать?
Еженедельник “Аргументы и Факты” № 37. АиФ-Прикамье 11/09/2019
Хорошо, если в доме будет много книг, еще лучше, если эти книги будут с картинками, так как дислексики лучше воспринимают визуальную информацию. Но «давить» на детей, заставляя много читать, ни в коем случае нельзя. АиФ
Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен и Владимир Маяковский: что может объединять таких разных людей, кроме того, что все они несомненно талантливы? Оказывается, нечто общее у них есть. Удивительно, но все они – дислексики. Как понять, что ваш ребёнок дислексик и что с этим делать? Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».
Мы читали, мы писали…
Немало знаменитых, учёных, писателей, поэтов, актёров всю свою жизнь боролись с трудностями в овладении, казалось бы, простыми навыками: чтением, письмом, счётом. Именно поэтому дислексию часто называют болезнью гениев. Учитель начальных классов пермской гимназии №1 и психолог общественной организации «Многодетные Пермского края» Инна Юзюк говорит, что это заболевание действительно порой даёт больше, чем забирает, с лихвой компенсируя проблемы другими талантами. Человек может всю жизнь плохо читать и при этом быть отличным оратором, прекрасно рисовать и так далее.
– Такие дети очень старательные, так как для овладения элементарным навыком им нужно прилагать больше усилий. Они внимательно читают книги, так как им не с первого раза удаётся понять, о чём они, – говорит Инна Юзюк. – Постоянное преодоление трудностей помогает им стать ответственными и успешными, когда они вырастают. И всё же без помощи взрослых добиться успеха им непросто. Главная ответственность лежит, конечно же, на родителях. Если ребёнок никак не может выучить буквы, испытывает большие трудности в чтении, не может понять самый простой текст и пересказать его, то это уже повод для беспокойства. Ещё один признак возможной дислексии – неправильная постановка руки при письме, когда ребёнок держит ручку, выкручивая руку, как будто кто-то заставляет его писать именно таким, неудобным образом.
Дислексики часто знают, как пишется то или иное слово, но всё равно допускают в нём ошибки. Такие дети даже в написании своего имени могут ошибаться. Они могут переставлять буквы в словах местами, приставки к словам писать отдельно. Ещё одна их особенность – они не читают слово, а «додумывают» его по первым буквам. Например, если дислексик прочитал две первые буквы – «мо», он может решить, что перед ним слово «молоко». Если родили заметили у ребёнка трудности в овладении чтением и письмом, им стоит обратиться к логопеду, дефектологу или психологу, чтобы исключить или подтвердить диагноз. Чем раньше, тем лучше.
Чем раньше, тем лучше
Инна Юзюк советует родителям вовремя заметить проблему, чтобы выбрать подходящего учителя и рассказать ему об особенности маленького ученика.
– Лучше диагностировать дислексию ещё до поступления в школу (это не так сложно, так как читать и писать сейчас учат рано). В этом случае советую отдать в класс, где меньше учеников, но если это невозможно, то выбрать не школу, а учителя – он должен быть спокойным и внимательным. Если педагог активный и быстро говорит, то малышу будет сложно сосредоточиться на учёбе. Таких детей желательно усаживать на первые парты, чтобы они не отвлекались. К доске тоже лучше вызывать первыми – это поможет им не смущаться. Ошибки отмечать не красной, а зелёной пастой.
Родителям психолог рекомендует не поощрять длительный просмотр телевизора. Хорошо, если в доме будет много книг, еще лучше, если эти книги будут с картинками, так как дислексики лучше воспринимают визуальную информацию. Но «давить» на детей, заставляя много читать, ни в коем случае нельзя. Результат будет обратным. Полезнее вдохновлять малышей, читая им.
К сожалению, о дислексии в нашей стране знают ещё очень мало. Несмотря на то, что по статистике в России она есть у каждого десятого ребёнка. Пока учителя, сверстники или даже собственные родители нередко воспринимают таких детей как безграмотных и неумелых. В результате малыши с дислексией постепенно «закрываются» в себе, у них начинаются проблемы с самооценкой, они не хотят ходить в школу. Чтобы взрослые больше узнали о дислексии, в Пермском крае создали проект «Такой же, как все», партнёром которого стала общественная организация «Многодетные пермского края». Семинары для учителей, «круглый стол», видеролик «А вдруг он гений?» расскажут педагогам и родителям о том, что такое дислексия, как вдохновить «особенного» малыша учиться и раскрыть все его таланты.
Проект «Такой же как все» реализуется АНО «Мастерская социальных проектов» и является победителем XXI городского конкурса социально-значимых проектов «Город-это мы».
Признаки дислексии:
- Ребёнок испытывает трудности в чтении и понимании текста
- Ему трудно его перессказать
- Он может путать буквы, переставляя их местами, писать приставки отдельно от слов
- Знает как пишется его имя, но всё равно может написать его неправильно
- Держит ручку неудобно
Рекомендации для родителей:
- Чем раньше заметите проблемы ребёнка в овладении чтением, письмо или счётом, тем лучше.
- Чтобы диагностировать заболевание, необходимо обратиться к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.
- Для детей-дислексиков лучше выбирать учителя, а не школу. Лучше, чтобы учитель был спокойным и внимательным.
- Стоит ограничить просмотр телевизора
- Лучше выбирать книжки с картиками
- Стоит чаще читать своему ребёнку
Рекомендации для учителей:
- Детей-дислексиков лучше усаживать на первые парты
- Проявлять терпение и внимание, так как им нужно время, чтобы обдумать ответ
- Спрашивать первыми, чтобы они не боялись отвечать после других учеников
- Задания проверять лучше зелёной пастой, а не красной
Смотрите также:
- «Мама, я не узнаю буквы». Как школьники справляются с дислексией →
- Первоклассный стресс, или В школу вместе с мамой →
- Почему после 9 класса дети уходят из школы? →
Также вам может быть интересно
-
«Как мама Эйнштейна, справкам не верю». Как быть, если у ребёнка дислексия -
Научить счастью. Как молодой учитель увлёк школьников своим предметом -
В первый пошёл! Как подготовить ребёнка к школе? -
В Прикамье отец успешно сдал ЕГЭ вместе с дочерью -
Сделай сам. Как занятия робототехникой учат детей самостоятельности
Эту особенность мозга называют словесной слепотой или болезнью гениев. Дислексия – это частичная невозможность понимания слов, букв, трудность при восприятии базовых навыков грамотности. В мире каждый десятый человек сталкивается с таким феноменом разума. Насколько отличается их жизнь от жизни обычных людей? Как распознать у себя или ребенка признаки дислексии, с какими трудностями придется столкнуться?
Содержание
- Что такое дислексия
- Симптомы дислексии
- Виды дислексии
- Как выявить и оценить дислексию
- Методы коррекции дислексии
- Упражнения для коррекции дислексии у школьников
- Профилактика дислексии
- Советы учителю
- Советы родителям
Что такое дислексия
Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.
Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди.
Выражается она в разных формах, основные из которых:
- сложности с навыком чтения;
- проблемы с навыком письма;
- трудности с грамматикой;
- периодическое нарушение моторики и координации;
- слабая концентрация внимания.
Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.
В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.
Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:
- обладают активным правым полушарием головного мозга;
- имеют различие в весе полушарий;
- большинство пережили родовые травмы;
- пережили травму головы;
- перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
- в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.
Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.
Симптомы дислексии
Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.
Для дошкольников:
- проблемы в общении;
- поздняя речь;
- неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
- с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
- беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
- трудности с основными принципами написания букв и чтения.
В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.
Явные признаки появляются к 5 классу школы:
- меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
- переставляет буквы, слоги, когда читает;
- не понимает того, что только прочитал;
- путает цифры и знаки арифметики;
- плохо запоминает простые понятия;
- не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
- поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
- информацию воспринимает медленно;
- координация нарушена.
Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.
Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.
«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»Дженнифер Энистон, источник: Instagram.
Виды дислексии
Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.
Типология особенности в проявлениях:
- Тактильная. Встречается у незрячих, в процессе чтения пальцами по Брайлю, они перескакивают с одной строки на другую, возвращаются назад или читают в обратном порядке.
- Мнестическая. Сложности в понимании речи, обращенной к дислексику. Невозможность полноценного восприятия информации на слух.
- Семантическая. Не понимает сути прочитанного, при этом навыком чтения может обладать в совершенстве.
- Аграмматическая. Неправильная постановка слов, ошибки в окончаниях, произносит род, времена неправильно («белый лошадь», «я хочу сходил в магазин»);
- Оптическая. Когда дислексик читает, его глаза перескакивают со строчки на строчку, двигаются в обратном направлении, мозг одинаково воспринимает буквы похожие по написанию (например, «м», «ш», «и»).
- Акустическая. Часто можно встретить у учеников начальных классов, когда слова заменяются похожими по звучанию или слоги переставляют местами (например, кот-крот-торт-тот, сосна-насос).
Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.
Как выявить и оценить дислексию
Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:
- попросить найти какую-либо букву в тексте;
- озвучить сочетание букв;
- вырезать букву из бумаги;
- обвести картинку по контуру;
- попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.
Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.
После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.
Методы коррекции дислексии
Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.
Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально.
Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:
- Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
- Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
- Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
- Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
- Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
- Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.
В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.
Упражнения для коррекции дислексии у школьников
Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально.
Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:
- Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
- Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
- Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
- Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
- Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
- На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
- Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
- Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).
Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.
Профилактика дислексии
Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.
Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.
Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.
Советы учителю
Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию.
Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:
- набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
- посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
- первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
- не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.
Советы родителям
Для родителей важно:
- поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
- развивать его сильные стороны;
- развивать зрительно-пространственные функции;
- не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
- лепить, рисовать, вырезать буквы;
- больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
- в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
- проговаривайте скороговорки, учите стихи;
- делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- тщательно выбирать учителя;
- пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).
Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.