Дисграфия у ребёнка. Советы родителям.
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили “натянутые” тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз “дисграфия”. По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
- Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
- Пропуск букв.
- Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
- Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
- Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
- Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
- Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).
И, наконец, “неаккуратность” в тетради:
- Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
- “Съезжает” со строчек к концу предложения.
- Переносит слова неправильно.
- Часто не делает пробелов между словами.
- Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
- Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
- Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
- Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
- После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили “натянутые” тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз “дисграфия”. По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Как научиться писать без ошибок?
Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как определить дисграфию у ребёнка?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
- Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
- Пропуск букв.
- Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
- Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
- Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
- Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
- Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).
- Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
- “Съезжает” со строчек к концу предложения.
- Переносит слова неправильно.
- Часто не делает пробелов между словами.
- Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
И, наконец, “неаккуратность” в тетради:
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
- Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
- Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
- Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
- Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
- После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза – это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно – все твердят – ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает – наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.
2015-07-09, Dhelenn
Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе , дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка… Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет… ,сейчас он во втором классе , русский твёрдая 3…А причина 35 человек в классе , всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием , ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз
2011-12-17, Добрый день!
Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!
2017-11-04, Inna47
Бороться с дисграфией сложно, но можно и нужно,
если бы еще учителя -как специалисты, хоть немножко помогали её вовремя обнаружить и знали ЧТО подсказать….
Из опыта борьбы с дисграфией, 1-4 части ДНЕВНИКА
[ссылка-1]
2013-05-21, Лариса111
Боже мой! Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность – вещи разные. Вначале разработают интенсивную школьную программу, набитую правилами и исключениями, а потом удивляются, что грамотно не пишут. Так ведь не учили же этому!
2011-11-03, Эгоистка
Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла “Письма из сказки. Обучение с увлечением”. Наберите поиском, очень полезная штука!
2013-10-19, Швабрмания
Ну хоть какие-то советы, хорошая статья
2011-11-20, Taika
Всего 8 отзывов Прочитать все отзывы.
Содержание
- Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать
- Почему ребенок пропускает буквы?
- Учимся не пропускать буквы
- Как научить ребёнка писать без ошибок?
- Может быть, у ребёнка дисграфия?
- Как определить дисграфию у ребёнка?
- Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
- Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками
- Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?
- Диагностика дисграфии
- Лечение дисграфии
- Коротко о главном: что такое дисграфия
- Пять видов дисграфии
- 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
- 2. Акустическая форма дисграфии
- 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- 4. Аграмматическая дисграфия
- 5. Оптическая дисграфия
- Предупреждён — почти вооружён
- Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем
- Что такое дисграфия?
- Существуют разные виды дисграфии:
- Симптомы заболевания
- Рекомендации педагогам если ребенок пропускает буквы
Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать
Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику. Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.
Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.
К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.
А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта. Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».
И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.
Почему ребенок пропускает буквы?
Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.
Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:
Важно: Родителям важно знать, что для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация. Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания. Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.
За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.
Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:
— Ребенок пропускает буквы (слоги) или их элементы, или наоборот вставляет лишние.
— Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.
— Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»
— Пишет слитно слова.
— Забывает поставить точку в конце предложения.
(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)
Учимся не пропускать буквы
Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.
Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений). ⠀
Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!
Источник
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Может быть, у ребёнка дисграфия?
Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз «дисграфия». По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Как научиться писать без ошибок?
Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как определить дисграфию у ребёнка?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение «Образ слова».
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение «Шифровка».
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
Источник
Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками
Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?
Яна Полей логопед высшей категории
Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?
Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.
Диагностика дисграфии
По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.
Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.
Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.
А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.
Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.
Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.
Лечение дисграфии
Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.
Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.
Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.
Коротко о главном: что такое дисграфия
Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.
Пять видов дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.
Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
2. Акустическая форма дисграфии
Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
4. Аграмматическая дисграфия
Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).
5. Оптическая дисграфия
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Предупреждён — почти вооружён
Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:
Источник
Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем
Все чаще детям ставят диагноз под названием «дисграфия». И сейчас эта проблема очень актуальна. Что означает этот диагноз, как проявляется и как справиться с этой проблемой?
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это нарушение письменной речи. То есть, ребенок испытывает значительные трудности с письмом. Появление этого нарушения связано с тем, что некоторые психические функции у ребенка еще не сформированы. Школьник может знать все правила орфографии, но при этом делать ошибки в написании слов.
Проявляется заболевание обычно в младшем школьном возрасте. Чаще всего, во втором классе уже заметны проявления дисграфии.
Существуют разные виды дисграфии:
• оптическая – возникает при нарушении зрительного и пространственного анализа. Каждая буква состоит из палочек, овалов и других элементов. Если зрительное восприятие у ребенка нарушено, он не понимает разницы, которая существует между буквами. Естественно, он не может их правильно писать;
• аграмматическая – эта форма может быть вызвана недоразвитием грамматического строя речи. Дети пишут с ошибками, несмотря на все правила грамматики;
• акустическая – выражается в замене букв на другие, близкие по звучанию. Например, букву «ж» заменяют буквой «з»;
• артикуляторно-акустическая – нарушено произношение звуков, поэтому и слова дети пишут неправильно. В этом случае необходимо уделять внимание произношению;
• моторная – встречается очень часто. Выражается она в следующем: ребенок не дописывает буквы в словах, меняет местами слоги, предлоги пишет слитно, а приставки отдельно.
Симптомы заболевания
Симптомы дисграфии разнообразны. Ребенок может:
• пропускать буквы в слове;
• не дописывать слова до конца;
• путать парные буквы;
• переставлять местами слоги;
• слитно писать разные слова;
• дописывать лишнюю букву;
• пропускать слова в предложениях;
• не ставить точки в конце предложений;
• правильно произносить, но неправильно записывать.
При дисграфии ребенок часто делает одни и те же ошибки, даже зная правила. Это характерная отличительная черта. Кроме того, почерк обычно некрасивый и неразборчивый. Диктанты писать такому ребенку очень трудно, и делает он это медленно.
В целом такие дети развиты так же, как и их сверстники. Однако могут быть и другие сопутствующие патологии: слуха, речи, зрения.
Причины появления дисграфии
Почему возникает эта проблема? Есть несколько факторов риска:
• леворукость;
• двуязычные семьи;
• нарушение памяти и внимания;
• перинатальные проблемы;
• раннее изучение иностранного языка;
• наследственная предрасположенность;
• травмы и инфекции, которые имели место в раннем возрасте;
• раннее обучение буквам.
Кроме того, на возникновение этого заболевания могут влиять авторитарное воспитание, неврологические проблемы, чрезмерное увлечение компьютером, просмотр программ по телевизору в раннем возрасте.
Как изменить ситуацию?
Полностью убрать дисграфию вряд ли удастся. Однако если начать лечение в раннем возрасте, можно добиться значительных успехов. Работать надо комплексно: ребенок должен заниматься и у логопеда, и дома. Заниматься надо регулярно – практически каждый день.
Вот упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:
• писать короткие диктанты – по нескольку предложений;
• подчеркивать в тексте определенную букву, например, только букву «а»;
• придумывать слова, которые начинаются на определенную букву;
• обводить определенную букву карандашом;
• писать слова, проговаривая все буквы.
Сначала надо прорабатывать одну букву, а когда будут успехи, браться за другую. Потом необходимо прорабатывать парные буквы. То есть, работать с парой. Например, буквы «а-о» или «б-п». В этом случае надо выделять буквы разным цветом (а – красным, о – зеленым).
Учтите, что каждой буквой заниматься придется долго – несколько недель или месяцев. Возможно, надо будет возвращаться к ней снова через некоторое время.
Необходимо прорабатывать и знаки препинания, в том числе, точки. При дисграфии дети часто сливают предложения. Поэтому потребуется тексты, в которых не выделены предложения. Это задание должен выполнить ребенок: поставить точки и написать предложение с большой буквы.
Кроме этих упражнений очень помогает развитие мелкой моторики – лепка, рисование, бисер и другие похожие занятия. Они развивают мозг. Полезно разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Эти интересные и полезные занятия можно найти в детских журналах.
Необходимо настроиться на длительную работу, чаще хвалить ребенка за любые, даже небольшие успехи, меньше ругать за ошибки. Нужно иметь в виду, что ребенок не виноват в возникшей проблеме, ведь это не лень, а нарушение в организме. Следовательно, контролировать ситуацию школьник не может. Поэтому любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте по мере возможностей.
Источник
Рекомендации педагогам если ребенок пропускает буквы
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Как помочь ребенку с дисграфией
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
1. Сначала вычленить нужный звук из слова.
2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.
3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.
4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.
5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.
Письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).
И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.
Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».
На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Источник
Содержание
- Рекомендации для родителей
- Как отличить рассеянность ребенка от дисграфии?
- Как правильно садиться за парту для письма?
- Проверяйте домашнее задание
- Разработайте алгоритм
- Создавайте образовательные плакаты
- Учите школьника понимать правила
- Учите правила в стихотворениях
- Превратите учение в игру
- Как научить ребенка писать под диктовку
- Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать
Рекомендации для родителей
О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:
- Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
- Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
- Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор – акцентируйте на правильном написании трудных слов.
Самое важное правило – не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Татьяны Васильевны. Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.
Как отличить рассеянность ребенка от дисграфии?
Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:
- Пропускает одни и те же буквы в словах.
- В ударных слогах допускает ошибки с написанием гласных.
- В словах меняет слоги местами.
- Не дописывает слова или же придумывает лишние окончания.
- Некоторые буквы прописывает по несколько раз.
- Пишет не буквы, а их зеркальное отражение.
- Пропускает мягкий и твердый знаки.
- Пишет, не обращая внимания на линию.
- Регулярно выходит за поля.
- Забывает о заглавных буках и не понимает, где ставит точки.
- Не разбирается, как переносить слова.
Как правильно садиться за парту для письма?
Для достижения желаемого результата важна каждая деталь. Как научить ребенка писать грамотно без ошибок и с чего начинать обучение? Правильно сидеть за своим рабочим местом – первый шаг к освоению грамоты:
- Научите ребенка сидеть ровно и не наклонять спину назад, в сторону.
- Между грудной клеткой и краем стола должен свободно проходить детский кулачок, но большим расстояние не должно быть.
- Рука, которой пишет малыш, может находиться только на поверхности парты.
- Голову можно немного наклонять.
- Угол сгибания колен – только прямой.
- Нижний уголок тетради обращать по направлению к центру груди под углом 45 градусов.
Проверяйте домашнее задание
Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.
Разработайте алгоритм
Алгоритм — это последовательность действий, которая за определенное конечное количество шагов приводит к нужному результату.
До того, как ребенок начинает учиться писать, у него нет вообще никакой программы с точки зрения орфограмм.
Итак, он научился писать, и у него появляется первая программа — когда я пишу, я просто пишу те буквы, которые слышу (т.к. когда мы учим малыша писать, мы всегда произносим/диктуем слова четко).
Иногда бывает так, что эта первая дорожка, как асфальтированная дорога — самая прочная и широкая нейронная дорожка в его голове, а остальные, которые появляются позже — они такие тоненькие, что по ним сигнал не идет. Т.е. когда ребенку дали новую программу “ЖИ, ШИ — пиши с буквой И” — у него все равно «выстреливает» асфальтированная дорога/программа «как слышу, так и пишу».
Это надо знать и принимать во внимание, если у ребенка есть проблемы с запоминанием правил. Ребенок с врожденной орфографической зоркостью легко и просто запоминает новый алгоритм и также легко его применяет.
Хороший способ — разработать с ребенком программу-алгоритм «Написание гласных Е-Ё-О после шипящих и Ц в существительных и прилагательных»
Создавайте образовательные плакаты
Этот способ широко используют и рекомендуют в школе.
В чем плюс плаката (особенно, нарисованного самостоятельно)? При составлении такого плаката задействованы все виды восприятия, и ребенок сам (или с вашей помощью) систематизирует информацию. С покупным плакатом ситуация хуже — если просто купить и повесить его на стену, он так и будет там просто висеть.
Но есть и минус — когда ты постоянно видишь перед глазами подсказку, в голове ничего не откладывается — глаз “замыливается”.
В школах, если в кабинете есть такие плакаты, то на время контрольных работ они закрываются. В своей учительской практике, когда мне достался 4 класс из 17 самых слабых учеников параллели, я сняла все эти плакаты и сделала вместо них «парту знаний», на которой были написаны все правила по русскому и математике, все словарные слова и т. д. И это сработало на “Ура”.
Вы можете сделать подобный плакат для своих — взять лист ватмана и на маленьких карточках (не слишком мелких, чтобы можно было прочитать легко!) написать все основные правила.
Важно, при работе с образовательными плакатами в первый раз, объяснить и показать ребенку, как искать нужную информацию: если словарное слово, то его ищем здесь, если таблица умножения — здесь и т. д.
У моего старшего сына подобный уголок знаний в виде таблицы умножения был на кухне (максимально удаленная комната от детской). И пока он ходил туда-сюда за подсказками, он запомнил всю таблицу.
Как еще сделать плакат? Нарисуйте четырех человечков: девочка — приставка (накрыта зонтиком, потому что пошел дождь и девочка — потому что переменчивая), корень — мальчик с улыбкой (почему с улыбкой — спросите у детей), грустный мальчик — суффикс (почему он грустный?) и окончание — мальчик с большой коробкой с подарком внутри, и он пришел в гости (но приходит не всегда).
А еще первые три ребенка стоят на какой-нибудь подставке (платформе и т.д) — это основа слова.
Вот вам и образовательный плакат!
И если у ребенка есть трудности с последовательностью выделения частей слова «приставка-корень-суффикс-окончание» — то эта проблема в данном плакате решена. Такой плакат может быть растущим — т.е. когда добавляется информация или правила по каждой части слова — мы добавляем ее туда же.
Приставки можно нарисовать в виде цветочка с 6 лепестками или 6-конечной звездочки и на каждом лепестке (лучике) выделить разным цветом орфограммы приставок (оТ, наД, поД, в, с, оБ). И сразу будет видно, например, что приставки «з» не бывает.
Либо создать «Цветик-семицветик» с правилами об использовании приставок «пре-» и «при-»
Учите школьника понимать правила
Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении.
Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.
Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены.
Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.
Язык подобен пирамиде. Каждый его кирпичик имеет своё место. Без любой составляющей конструкция рассыпается. Орфография стоит на двух китах: часть речи и часть слова, а дальше уже — выбор правила. Невозможно написать верно, опираясь лишь на звучание слова: СМЕШОН и ЛИШЕН, прЕбывать на даче и прИбывать на дачу, выкачЕнная бочка и выкачАнная нефть.
Учите правила в стихотворениях
Если после корня — «А»,
В корне будет «И» всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер — вытирай.
Или, например, такое:
Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!
© Юрий Басин
Такие стихотворения позволяют ребенку «оживить» правило, нарисовав его в голове в картинках. Я не вижу смысла учить стихотворения на каждое правило, но если ваш ребенок допускает ошибки и «просто выучить правило» — не помогает, то вы можете выбрать любой из предложенных способов и использовать тот, который подойдет. И, возможно, если до этого ребенок систематически ошибался, на этот раз он легко запомнит трудное для него правило.
Превратите учение в игру
Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.
Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе.
Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены, готовиться к сдаче ЦТ. Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!
Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
- Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
- Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
- Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
- Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
- После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
Как научить ребенка писать под диктовку
Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.
Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).
Алгоритм применения методики таков:
Сначала проводится небольшая подготовка:
- Ребенок читает текст диктанта
- Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
- Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам
Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.
После подготовки переходите к диктанту:
- Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
- Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
- По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное
Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.
Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.
Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать
Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:
- Объяснить маленькому ученику, что самое главное – не спешить.
- Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
- Не списывать.
- При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
- Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
- Несколько раз повторно прочитать свою работу.
- Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
- Не ругать за плохие оценки.
- Хвалить даже за незначительные успехи.
- Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый – главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
- Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
- Следить за внимательностью ребенка – пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
- Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
- Попробовать писать зрительные диктанты.
- Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
- Не перегружать ребенка.
- Развивать моторику рук.
- Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.
Источники
- https://FB.ru/article/353022/kak-nauchit-pisat-rebenka-bez-oshibok-za-korotkiy-srok
- https://adukar.by/news/kak-nauchit-rebyonka-pisat-bez-oshibok-sovety-prepodavatelya-adukar
- https://gladtolearn.ru/blog/10-sposobov-zapomnit-orfogrammu-chtoby-nauchit-rebenka-gramotno-pisat/
- https://www.7ya.ru/article/Kak-nauchit-rebenka-pisat-bez-oshibok/
- https://4brain.ru/kidwrite/gramota.php
Как
помочь ребенку с дисграфией
При дисграфии ребёнок,
как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо,
но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое
возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать
ребёнок, чтобы писать без ошибок?
1. Сначала вычленить нужный звук
из слова.
2. Потом вспомнить, какой буквой этот
звук обозначается.
3. Затем представить, как же
эта буква выглядит, как её элементы располагаются
в пространстве.
4. После этого мозг «даёт
команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.
5. Параллельно школьник должен
вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить
на письме.
Как видно, письмо – это сложный
процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то
этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать
с ошибками.
Письму мы должны учить мозг,
и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов!!!
Как же понять, есть ли
у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику
в тетрадку. О наличии
дисграфии говорят следующие
типы ошибок:
1. Ошибки в ударных слогах,
например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв.
Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов.
Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной
и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з»,
цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую
сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко
встречающихся букв ( «ъ» и «э»).
И, наконец, «неаккуратность»
в тетради:
8. Ребёнок «не замечает» поля
и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек
к концу предложения.
10. Переносит слова как попало
11. Часто не делает пробелов
между словами.
12. Не замечает конца предложения,
не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой
буквы.
Как можно помочь ребёнку
с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений,
которые используют логопеды и в которые родители могут
поиграть дома со своими детьми:
1. Если ребёнок
пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или
его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му,
чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм
в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий
этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв
в слове.
2. Если ребёнок
не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и просите ребенка
назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова.
Или на третью от конца. Или на ту букву, которую
надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль –
на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например,
животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок
делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый
мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить
очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться
предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза,
а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая
все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные
случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…
Он их увязывает в голове
в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой
мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая
придуманный им сюжет, написать все эти слова.
Затем – самопроверка: даёте
ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить,
верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание:
так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно
какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову
на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде
двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок
плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».
На доске пишется алфавит, каждой букве
соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек
и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном
слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст
записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять,
о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок
не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего
на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например,
рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет
локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются
запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё
движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен
это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то
из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается,
отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п.
Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед
аудиторией.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
§ Пусть ребёнок как следует
наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований
показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому
языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила
даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх
нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать
свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит
в основе грамотного письма.
§ Почаще гуляйте с ребёнком.
Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается
его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного
обучения.
§ Отдайте ребёнка в спортивную
секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции,
развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.
А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
§ Занятие музыкой, в частности
игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает
взаимодействие обоих полушарий мозга.
§ После школы почаще массируйте
ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это в комплексе и по отдельности
нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости
в школе.
Где живёт чтение?
Многие родители начинают готовить ребенка
к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы
научить дочь или сына читать.
А некоторые ставят и сверхзадачу
– научить ребенка читать как можно раньше, хорошо
бы в четыре года, в пять лет.
Почему же для одних детей чтение
– развлечение, а для других – тяжкий труд?
Что заставляет ребенка сопротивляться
чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?
Известно, что ребенок избегает
тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения
и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально
и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.
Что-то внутри ребенка не позволяет ему легко
справляться с чтением.
Умственные способности? Воля? Характер?
Воспитание?
А может, надо погрузиться в мозг?
Ведь на ранних этапах развития именно
он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль
в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные
навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.
Что нужно ребенку, чтобы овладеть чтением?
Родителям нередко кажется,
что для этого достаточно выучить буквы.
Но буквы некоторые дети знают
уже в два с половиной года, однако эти значки
несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, –
это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет
букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б]
в слове «бочка».
Чтобы научиться читать, сначала надо
научиться слышать и хорошо различать звуки речи.
Маленький ребенок, слыша и произнося
слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который
может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).
Родители часто замечают, что ребенок
плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.
Мало кому приходит в голову,
что именно так он и слышит – его фонематический слух
еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача»,
а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах
еще не вычленяет).
На первоначальных этапах обучения ребенку
необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением
– чтение вслух.