Ребенок не может найти друзей как помочь

Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.

Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.

Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.

Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.

Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).

К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:

низкую самооценку;

недостаточно развитые социальные навыки;

стеснительность;

нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;

антисоциальное поведение и агрессию.

Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.

В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.

Соберите информацию

Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.

Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.

Отделите собственные эмоции

Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.

Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.

Определите потребности ребенка

Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.

У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.

Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.

Запишите его в кружок по интересам

Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.

Поддержите комфортный формат социализации

Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.

Подтяните навыки коммуникации

Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.

Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.

Научите ребенка быть собой

Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.

Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.

Объясните ценность дружбы

Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.

Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.

Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.

Укрепите свои отношения с ребенком

Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.

Не спешите с суждениями

Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.


Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.

CHIPS JOURNAL в VK

Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.


Дебора Макнамара

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Источник: Macnamara.ca

Фото: rawpixel.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Период взросления – один из самых сложных в жизни человека. Смена ценностей, приоритетов, поиск своего места в обществе – лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются подростки. Поддержка и крепкое дружеское плечо в этот период важны как никогда. Но куда сложнее все происходит, если у подростка нет друзей.

Причины подросткового одиночества

Множество тинейджеров сталкиваются с проблемами в коммуникации. Отчасти это происходит из детства, когда ребенок не смог адаптироваться к коллективу в детском саду или начальной школе. Но бывает, что общительный и веселый малыш вырастает в замкнутого и угрюмого тинейджера.

Родители сначала радуются, что подросток сидит дома и не шатается по улицам, а потом начинают бить тревогу, когда понимают, что состояние одиночества переходит в патологическую депрессию.

Чтобы помочь подростку найти друзей, важно узнать ответ на вопрос, что является причиной замкнутости.

Все идет из головы

Тип личности играет особую роль. Подросток – интроверт, склонный к рефлексии, может подсознательно минимизировать общение с окружающими.

ВАЖНО: психолог поможет направить взгляд на внешний мир и начать более свободно общаться со сверстниками.

Просто у всех разные интересы

В основе крепкой дружбы часто лежат общие интересы. Поэтому когда подросток увлечен чем-то нестандартным или тем, что не находит отклика у окружения, он может остаться один на один со своим хобби.

хобби и одиночество.jpg

Выход – найти товарищей по увлечению, а возможно и человека с абсолютно другими целями и стремлениями. Главное – проявлять живой интерес к миру и не замыкаться только на своих желаниях.

Те, кто нас окружают

В подростковом возрасте окружение способно заменить семью.

Если тинейджер попал в среду, которая априори его не принимает, одиночество – закономерно

Самое опасное – стать жертвой агрессии. 

Совет психолога – не складывается общение в школе, постарайся найти друзей в кружках и секциях по твоим интересам или среди соседей по дому.

Под лежачий камень

Иногда подросток горячо мечтает научиться дружить, но ничего для этого не делает – отстраняется от общения со сверстниками, не проявляет инициативу.

Причиной такого поведения может быть:

  • недовольство своим внешним видом;
  • неудачная влюбленность;
  • стеснение;
  • завышенные требования к окружающим.

ВАЖНО: дружеские посиделки дома – интересный вариант укрепить отношения. Когда ребенок хочет пригласить домой пару-тройку товарищей, не препятствуйте или даже сами предложите это.

Необходимый шаг на пути преодоления одиночества в переходном возрасте – помочь тинейджеру понять и исправить ошибки в отношениях с другими людьми.

Строим отношения с окружающими

В период взросления дети сверх эмоционально реагируют на слова окружающих и сильно переживают, как выглядят в глазах общества.

Единственно верный способ избежать переживаний и обид тинейджеры видят в излишней агрессии и намеренном отстранении от людей.

Если у подростка нет друзей, нужно объяснить, как правильно выстраивать отношения с окружающими.

Те, кто ближе всего

Семья должна стать островом спокойствия, заботы и тепла для подростка. Родители должны быть примером здоровых взаимоотношений. Тогда ребенок сможет довериться и поделиться любой проблемой.

А есть ли близкие друзья

В более раннем возрасте дети легко заводят друзей. Но в переходном возрасте общение может прерваться по разным причинам.

Роль близких – показать ребенку ценность настоящей дружбы. Сделать это нужно ненавязчиво – за просмотром подходящего кинофильма, телепередачи, обсуждая ролик в социальной сети или прочитанную книгу.

Кто достоин уважения

Хорошо, если у тинейджера есть человек, который вызывает искреннее уважение и является авторитетом.

Иногда тот, кем восхищается ребенок, непонятен и неприемлем для старшего поколения. Нужно проявить гибкость и попытаться поговорить на эту тему. Результат вас может удивить.

Да это просто приятели

Когда тинейджер – популярная личность среди сверстников, это не значит, что ему не может быть одиноко.

окружение играет важную роль.jpg

Чтобы понять, какие отношения у ребенка превалируют, попросите его сделать тест:

«Возьми лист бумаги и запиши два списка – имена твоих настоящих друзей и тех, кого считаешь приятелями или знакомыми. Посмотри, кого больше и почему». 

Если первый список окажется пуст – повод серьезно задуматься о смене или расширении окружения.

Явно плохая компания

Страх быть отвергнутым и одиноким приводит тинейджера к нездоровым отношениям и плохой компании. Но ему кажется, что это лучше, чем быть одному.

В такой «дружбе» может быть и физическое насилие, и злоупотребление алкоголем и сигаретами, и издевательство над другими.

Помочь могут доверительные отношения в семье и откровенные беседы, в ходе которых ребенку нужно объяснить, что он сам может стать жертвой и эмоционального, и физического насилия.

Найти настоящих друзей – нелегкая задача для гиперэмоционального тинейджера.

Важную роль здесь играют умение налаживать новые социальные связи.

Как подростку стать активней в социуме

Главное – не бояться проявлять инициативу. Родители должны попытаться донести до повзрослевшего ребенка, как важно уметь делать первый шаг.

Открытость к общению – залог новых социальных связей

Преодолеть стеснение и начать общение первым может быть для подростка крайне сложно.

Здесь важны такие предпосылки, как:

  • Раннее приучение к самостоятельности – самостоятельные дети более уверенно справляются с проблемами в общении, чем те, кто под постоянной опекой взрослых.
  • Научить быть индивидуальностью – это особенно важно, когда тинейджер постоянно меняет имидж, пытаясь подстроиться под окружающую среду.
  • Адекватная оценка внешнего вида – привлекательная внешность значительно повышает самооценку, поэтому тинейджеру важно помочь подобрать модный образ. 

Особенно важна доброжелательная обстановка в семье, чтобы ребенок наглядно видел положительные стороны общения с окружающими.

Несколько рекомендаций и советов помогут выбрать тинейджеру правильное направление по налаживанию отношений с окружающими.

Старый друг лучше новых двух

Вновь напомните подростку о ценности настоящей дружбы. Пусть он попробует разыскать друзей из прошлого.

Предложите ему:

  • подумать и вспомнить, кто был по-настоящему близок раньше;
  • поразмышлять, почему прекратились эти взаимоотношения;
  • вспомнить, где и как можно найти этого человека, как с ним связаться;
  • придумать повод и возобновить знакомство.

Иногда достаточно сделать телефонный звонок, чтобы старая дружба разгорелась с новой силой. 

Не забываем и о тех, кто сейчас рядом

Обычно в окружении каждого подростка есть ребята, с которыми он бы хотел общаться, но в силу разных причин не может сделать этого.

Предложите подумать, как можно познакомиться и начать общение.

Возможные варианты:

  • подсесть к ребятам за столик в школьный столовой;
  • подойти и спросить, что задано на сегодня по любому из школьных предметов – вариант подойдет для одноклассников, в остальных случаях можно заговорить о знакомых, узнать, кто и где учится и т.д.
  • предложить вместе пойти домой после школы или секции.

Всего одна успешная попытка завести разговор способна сильно повысить уверенность подростка в себе и изменить отношение к людям.

Как еще можно расширить круг общения

Переходный возраст – время поиска себя. Новые интересы и увлечения – прекрасный повод найти новых друзей и расширить социальные связи.

общение с друзьями.jpg

Языковая школа, курсы по вокалу или игре на гитаре, новая спортивная команда – вот лишь несколько вариантов, где можно встретить интересных людей и обрести настоящую дружбу.

Оптимальный вариант для того, чтобы тинейджер прокачал коммуникативные навыки – поездка в лагерь. Там дети оказываются на длительное время среди сверстников, учатся общаться друг с другом и решать возникающие проблемы.

Лагеря SportZania понравятся даже тем, кто еще ни разу не уезжал надолго из дома.

Комфортабельные номера, необычные тематические развлечения и профессиональные наставники – далеко не весь перечень преимуществ отдыха в SportZania.

Множество групповых игр и занятий дадут возможность каждому ребенку раскрыть индивидуальные таланты и приобрести навыки командной работы и коллективного общения. Все это – залог крепких дружеских отношений и успехов в будущем.

Побывав в развивающих лагерях SportZania, подросток оценит радость общения, найдет настоящих друзей и больше не столкнется с проблемой одиночества.

Друзья — наша опора. Они помогают человеку справляться с трудностями, познавать себя.

Люди стремятся к общению с единомышленниками с детства. Однако некоторым детям сложно завести друзей, сблизиться со сверстниками в коллективе. Почему так происходит и как это исправить?

Почему у ребенка нет друзей?

Хорошо развитые коммуникативные навыки — ценное сокровище, которое не раз выручает нас в жизни. Учиться общению нужно с детства, поэтому тревога родителей, чьи дети предпочитают одиночество, вполне понятна.

Вот основные причины, объясняющие, почему малыш проводит время без друзей.

  1. Ребенок не привык идти на компромисс. Ему тяжело осознать, что на свете существуют люди с иными точками зрения. Малыш не умеет договариваться, слишком настойчиво отстаивает собственные интересы.
  2. Сосредоточен на внутреннем мире. Дружба требует отзывчивости и внимательности к окружающим: если ребенок не участвует в разговоре, не запоминает детали жизни собеседника, ничего удивительного, что друзей у него мало.
  3. Ребенок не умеет начинать разговор. Иногда в детском коллективе нужно проявлять инициативу, быть активным, чтобы собрать вокруг себя будущих друзей. Неформальным лидерам это удается с легкостью, но если ребенок не обладает лидерскими качествами, вполне можно научиться находить новых приятелей.
  4. Малыш никак не проявляет индивидуальность, не занимается самопрезентацией в группе. Друзья притягиваются, когда видят наши сильные стороны, потому что могут предположить сферу общих интересов.
  5. Есть особенности психики, мешающие выстраивать долговременные взаимоотношения. Например, причиной может стать повышенная стеснительность, агрессия. В этом случае нужно работать с детским психологом.
  6. Физические особенности, к сожалению, тоже влияют на общение. Дети настороженно относятся к человеку, не похожему на большинство.
  7. Ребенок никак не может найти друзей? Возможно, он немного старше или младше остальных членов группы. В детском возрасте незначительная для зрелых людей разница в возрасте (1-1,5 года) может стать критической.
  8. Возможно, одногруппники или одноклассники однажды обидели ребенка, и он замкнулся в себе, чтобы это не повторилось.

Конечно, дружба детей (особенно дошкольников) и дружба взрослых людей — явления, которые сильно отличаются друг от друга. Малыши вкладывают в слова «Я дружу с ним (с ней)» иной смысл.

Для детей эта фраза означает начало игры, кратковременного сотрудничества, хорошего отношения. Не стоит требовать от ребенка дружбы с ровесниками «как у взрослых» — с регулярным общением и постоянными связями. Достаточно слаженных игр, взаимопомощи, вежливости.

ребенок без друзей

Дружить по-настоящему дети начинают в старших группах детского сада и в начальной школе. В ваших силах подсказать малышу, как вести себя, чтобы найти друзей и правильно взаимодействовать с ними.

Качества, которые помогут ребенку стать хорошим другом

Расскажите детям, какие черты характера и поведения помогают быстро влиться в любой коллектив.

1. Умение быть частью группы

Яркие индивидуалисты всегда немного неуютно чувствуют себя среди людей, которые уже привыкли слаженно общаться: например, если ребенок-интроверт переходит в новую школу, ему вдвойне тяжело.

Полезно ставить себя на место окружающих, учиться с первого взгляда понимать, что их интересует, чем можно помочь.

2. Развитая речь

Слабые навыки ведения диалога сыграют против вашего ребенка. Если малыш мало разговаривает дома, не привык пересказывать и сочинять истории, вести монолог, то ему с трудом будут даваться реплики в начале знакомства.

Разговорчивые дети быстро находят приятелей в коллективе, умеют договариваться, отстаивать свое мнение.

3. Способность просить прощения

Хороший друг понимает, когда причинил вам боль, умеет извиниться за совершенный поступок. Это делает отношения более доверительными, надежными.

Готовность признать свои ошибки — тяжелая часть процесса коммуникации. Требуется критическое мышление, здоровая самооценка, умение посмотреть на себя со стороны. Взрослые люди учатся этому в течение всей жизни, но начинать нужно в раннем детстве.

4. Понимание

Ребенку, желающему завести друзей, нужно знать, что такое эмпатия. Дети не любят общаться с нелюдимыми, странными сверстниками. Любое отличие (во внешности, социальном статусе семьи, достатке родителей) может стать поводом для насмешек, избегания.

Человек, способный общаться с абсолютно разными людьми, всегда будет в окружении приятелей и друзей.

5. Вежливость

Правила этикета никто не отменял. Дети тоже замечают вежливое отношение к себе, делают выводы о личности человека, с которым разговаривают.

Важны не только формулы речевого этикета (приветствия, поздравления и др.) Ключевую роль играет деликатность: понимание, когда нужно поддержать друга, оставить в покое, защитить.

6. Умение быть активным слушателем

Никто не захочет беседовать с человеком, который сконцентрирован лишь на личных проблемах. Мы неосознанно тянемся к людям, способным выслушать, понять, дать совет.

Быть активным слушателем — запоминать детали разговора, реагировать на происходящее, показывать заинтересованность: «Ты рассказывала, что вчера читала книжку. Она тебе понравилась?» Подобное поведение — половина успеха на пути к удачному диалогу, а там и до дружбы недалеко.

7. Работа с эмоциями и настроением

Несдержанность, излишняя эмоциональность могут привести к отсутствию друзей: иногда человеку сложно понять, что конкретно он ощущает, и чувства выплескиваются наружу в виде гнева, разговора на повышенных тонах.

Дети не владеют спектром эмоций в совершенстве: им предстоит научиться самоконтролю, рефлексии, адекватной оценке личности. Малыш, не умеющий регулировать эмоции, может выглядеть чересчур агрессивным, взбалмошным. Необходимо работать над собой, чтобы производить хорошее впечатление.

ребенок играет с друзьями

Можно сделать вывод, что прижиться в коллективе помогает эмоциональный интеллект. Это способность распознавать оттенки эмоций окружающих, предугадывать поступки, заранее распознавать намерения.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка благотворно действует на его психику:

  1. Усиливает чувство безопасности. Мозг человека любит, когда будущее можно спрогнозировать.
  2. Закладывает фундамент самооценки. Ребенок понимает, насколько многогранными могут быть чувства людей, учится отделять их от собственных мыслей о себе.
  3. Эмоциональная стабильность. Потерпев неудачу, столкнувшись с предательством, ребенок не будет погружаться в пучину новых, неизведанных эмоций. Он будет знаком с основными шаблонами поведения, свойственными его характеру, и сможет выяснить, как вернуть равновесие.

Учиться эмоциональному интеллекту можно с детства: ребенок будет лучше адаптироваться в незнакомой обстановке, понимать социальные роли. Родители должны помогать малышу развивать этот навык.

Считается, что у женщин эмоциональный интеллект развит лучше. Это обусловлено не биологическими, а социальными факторами: девочек учат прислушиваться к своим и чужим чувствам с ранних лет. Развить эмоциональный интеллект мальчика тоже возможно.

Вот рекомендации, которые помогут в этом преуспеть.

Как помочь ребенку найти друзей

Дети рождаются открытыми внешнему миру: младенцы учатся наблюдать, внимательно смотрят на взрослого, который с ними разговаривает. Эмоциональный интеллект развивается параллельно с мозгом и телом малыша.

детская дружба

Физические нюансы дарят ребенку новые переживания, а органы чувств помогают сделать палитру эмоций более разнообразной: боль в животе вызывает злость или страх, одиночество — панику, лица родителей — радость и т. д.

Чем старше ребенок, тем сложнее система чувств. Малышу сложно справиться, требуется помощь родителей. Что вы можете сделать?

Наблюдайте и сопереживайте

Ребенку тяжело говорить о чувствах вслух, поскольку он их не понимает. Попробуйте метод отзеркаливания. Озвучьте эмоцию, которую, по вашему мнению, испытывает малыш. «Ты сегодня угрюмый. Расстроен из-за вчерашней ссоры с друзьями?», «Кажется, ты волнуешься. Завтра сложный день?»

Небольшие подсказки от родителей помогут ребенку создать внутреннюю классификацию ощущений. Со временем дети начинают самостоятельно определять, что их волнует.

Говорите от своего имени

Ребенку нужно знать о вашем состоянии. Делитесь с ним: «Сегодня я устал(а)»; «У меня нет настроения гулять сегодня, давай перенесем на следующий день?»

Малыш привыкнет, что у родителей тоже есть заботы и проблемы, и научится прислушиваться к ним. Вывалить негатив на детей не стоит, но рассказывать о базовых эмоциях необходимо.

Проводите причинно-следственные связи

Описывая личный опыт, старайтесь связывать эмоцию и причину ее возникновения. Например: «Меня расстроило, что ты сломала эту вещь. С ней связаны приятные воспоминания»; «Жаль, что ты солгал. Мы доверяли тебе».

Объяснение упрощает ребенку задачу: он получает возможность рационализировать родительские эмоции, сделать их понятными, простыми.

Обсуждайте чувства в кругу семьи

Часто общение между детьми и родителями ограничивается сухими репликами о школе, бытовых вещах: «Не забудь сделать домашнее задание», «Помой посуду». Разговоры по душам — редкость.

Создайте новую семейную традицию: можно обсуждать случившееся за неделю и проговаривать чувства. Такая практика сближает членов семьи, учит прислушиваться друг к другу.

Тренируйте речевые навыки

Как было указано выше, хорошо развитая речь — ключ к легкому и продуктивному общению. Поэтому уделяйте внимание речи ребенка: она поможет ему завести друзей, найти общий язык с учителями или воспитателями, непременно выручит во взрослой жизни.

Читайте книги по ролям, развивайте артистичность, ставьте с малышом домашние спектакли. Если времени мало, пробуйте импровизацию: придумайте несколько ситуаций и спонтанно разыграйте их. К примеру, «Разговор на перемене», «Знакомство с одноклассниками». Некоторые фразы будут полезны: ребенок сможет применить их на практике.

Что еще поможет вашему ребенку найти друзей в коллективе?

  1. Порекомендуйте малышу чаще демонстрировать сферу интересов: заниматься тем, что искренне привлекает. Например, можно купить школьные принадлежности с любимыми персонажами мультфильмов, чтобы у других детей был повод начать разговор.
  2. Если ребенок — новичок в классе или группе детского сада, приготовьте его к тому, что дети станут спрашивать ребенка об увлечениях, семье, обстоятельствах жизни. Есть смысл заранее приготовить удачные ответы на общие вопросы, чтобы не растеряться в ответственный момент.
  3. Учите малыша быть открытым, дружелюбным человеком, говорить искренние комплименты, хвалить приятелей за хорошие поступки. Людям приятно, когда замечают их сильные стороны.
  4. Расскажите малышу, что просить помощи при необходимости — не стыдно. Даже полезно: возникает лишний повод завязать разговор с ребятами, обменяться интересным опытом.
  5. Учите детей занимать проактивную позицию в любой ситуации: в семье, школе. Если ребенку не хватает чего-то, можно попробовать создать это самостоятельно: собрать компанию друзей, организовать мероприятие с помощью учителя, запланировать обсуждение книги.
  6. Не стоит игнорировать приятелей после окончания учебного дня: пусть дети поддерживают общение в социальных сетях, онлайн-играх, ходят в гости друг к другу. Общение вне школьных стен делает дружбу крепче.

Не давите на ребенка, если малыш не торопится заводить друзей или довольствуется одним приятелем. У людей разный склад характера: кто-то нуждается в ежедневном общении, а другим достаточно одного близкого собеседника.

Развитие эмоционального интеллекта поможет взаимодействовать и с группой в целом, и в беседе один на один. Даже застенчивые дети, научившись общаться, быстро заводят друзей и становятся душой коллектива.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Отношения занимают значительную часть жизни человека. Они способны влиять на настроение. Если в этой сфере все хорошо, мы чувствуем себя более счастливыми. Если все не так гладко, это удручает. Мы нуждаемся в друзьях и родных, людях, которые нас поддерживают и которым мы небезразличны. Такие отношения укрепляют наше эмоциональное здоровье, но, к сожалению, иногда разобраться в них бывает довольно сложно. Делимся с вами отрывком про отношения из книги «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль». Прочитайте и обсудите ее вместе с подростком и предложите ему выполнить практические задания. Это поможет найти новых друзей и укрепить текущие связи.

Подумай об отношениях с другими людьми

Отношения играют в нашей жизни крайне важную роль. Без них человек чувствует себя обособленным и ненужным, ему не с кем поделиться болью и успехами. Все это может привести к острому чувству тоски и одиночества.

Посмотри на перечисленные ниже категории и подумай, кто именно в твоей жизни играет указанные роли. Запиши имена этих людей. Кого-то можно записать сразу в несколько групп — просто постарайся выполнить упражнение как можно тщательнее, чтобы точно понять, над какими сферами отношений нужно поработать.

Родные

Ты близок с кем-то из родственников? Есть ли среди них те, кому тебе комфортно довериться, кто понимает тебя, на кого ты всегда можешь положиться? Это не обязательно кровные родственники — сюда можно включить и тех, кого ты просто считаешь родными людьми.

Близкие друзья

У тебя есть лучший друг или несколько друзей, которые тебя не бросят и на которых можно рассчитывать? Они не обязательно должны быть сверстниками: можно воспринимать таким образом кого-то, кто старше или младше тебя. Важно знать, что ты им небезразличен, что они придут на помощь в трудную минуту.


Источник

Люди, которых ты уважаешь

Есть ли в твоей жизни человек, которого ты искренне уважаешь и считаешь хорошим примером для подражания и который при этом поддерживает тебя и уважительно к тебе относится? Это может быть учитель, тренер, общественный активист, человек из церковного прихода и так далее.

Приятели

Бывает, что с некоторыми знакомыми ты общаешься, но не считаешь их по-настоящему близкими друзьями и не стал бы делиться с ними чем-то личным. С ними бывает весело проводить время, но нельзя считать их настоящими, надежными друзьями, которым можно довериться.

Нездоровые отношения

Можешь ли ты назвать отношения, которые каким-то образом тебе вредят? Например, человек раньше был хорошим другом, но потом начал совершать поступки, которые тебе не нравятся, и ты не знаешь, как теперь быть. Или, может быть, ты хочешь сблизиться с человеком, но он не очень хорошо к тебе относится. Подумай о любых связях, которые кажутся тебе вредными или не приносят удовлетворения. Перечисли имена этих людей.

Теперь проанализируй, каким тебе показалось это упражнение. Выполнять его было трудно или относительно легко? Вызвало ли оно у тебя какие-то эмоции? Посмотри на заполненные категории. Что это говорит о твоих текущих отношениях? Например, достаточно ли их у тебя? Доволен ли ты ими? Нужно ли тебе найти больше людей в каких-то сферах жизни? Может быть, приятелей у тебя много, но по-настоящему близких друзей не хватает. Может быть, каким-то отношениям надо уделить больше внимания, чтобы они снова стали здоровыми и приносили удовлетворение. Напиши все, что тебе приходит в голову по этому поводу.

Как увеличить число социальных связей

Может быть, ты замечал, что в период эмоционального обострения ты отстраняешься, отгораживаешься от друзей и других людей, которым ты важен. Или бывает, что ты чувствуешь сильный гнев и выражаешь его неправильно (например, срываешься на друзей), и с тобой из-за этого меньше хотят общаться. Эффект будет тем же самым: ты обособишься, чаще будешь проводить время в одиночестве, в твоей жизни будет меньше общения. Как быть, если ты чувствуешь, что тебе не хватает социальных взаимодействий?

Во-первых, можно попробовать возродить дружбу, которая у тебя была раньше. Возможно, ты поссорился или перестал общаться с хорошим товарищем и ваши отношения прервались. Если они были для тебя важны и ты жалеешь, что все так кончилось, можно попробовать связаться с ним. Учти, что он не обязательно будет в этом заинтересован и отношения между вами могут не стать такими, как раньше, однако если ты хочешь их перезагрузить — стоит попробовать.

Во-вторых, надо подумать, можно ли превратить свои нынешние отношения в нечто большее. Так поступил Карлос.

История Карлоса

Карлос каждое лето играл в футбол. Многие игроки из его команды ходили в ту же школу, что и он. Ребята всегда были приветливы друг с другом, но никогда не проводили время вместе. Карлос решил, что это надо изменить. Однажды вместо того, чтобы пообедать в одиночестве, как он обычно поступал, он отыскал в столовой двух ребят из команды и спросил, можно ли к ним присоединиться. Потом это повторилось еще не раз — они, видимо, были рады пообщаться с Карлосом. Вскоре они стали вместе возвращаться домой и обнаружили общие интересы помимо футбола. Со временем эти парни стали друзьями Карлоса.


Источник

В-третьих, стоит подумать о том, как познакомиться с новыми людьми. Эта мысль может казаться пугающей, особенно если новые знакомства вызывают у тебя тревогу, но помни, что здоровые отношения — отличный способ увеличить число положительных эмоций, так что это очень важно.

Заведи как можно больше социальных связей

Выполняя это упражнение, ты поработаешь над тем, чтобы отношений в твоей жизни стало больше (мы только что поговорили о том, как этого добиться), и поразмыслишь, что еще можно улучшить в этой сфере. Выполни упражнение, даже если считаешь, что друзей у тебя достаточно: дружбы много не бывает!

Разожги угасшую дружбу

  • Во-первых, подумай о тех, с кем ты дружил в прошлом, а потом по каким-то причинам перестал. Запиши имена, которые тебе приходят в голову.
  • Выбери одно имя и подумай, как восстановить контакт с этим человеком. Это может быть легко сделать, если он по-прежнему ходит с тобой в одну школу или у тебя есть его номер телефона. Но что, если он переехал и ты точно не знаешь, где он сейчас? Подумай и напиши, как вы можете связаться (например, можно поискать его в социальной сети).
  • Затем подумай, что сказать, когда ты с свяжешься с этим человеком. Надо ли разрядить атмосферу, если между вами произошла размолвка? Может быть, ты постоянно сердился и срывался и он от этого устал? В таком случае, возможно, придется объяснить, что ты признал проблему и поработал над ее решением. Может быть, потребуется извиниться. А возможно, ты слишком поддаешься тревоге и из-за этого исключил из своей жизни многих людей. Следует ли тебе объяснять это другу, чтобы он понял, что это вряд ли случится снова? Напиши варианты того, что ты можешь сказать.
  • Разумеется, следующий шаг — это связаться с этим человеком и посмотреть, можно ли восстановить дружбу. Помни, что отношения, скорее всего, будут не теми, что раньше, особенно поначалу. Дружба не появляется в одночасье, так что наберись терпения.

Развивай текущие отношения

  • Теперь подумай о своих нынешних знакомых, с которыми ты хочешь сблизиться. Может быть, как Карлос, ты занимаешься спортом и хочешь подружиться с кем-нибудь из товарищей по команде. Или, может быть, ты подрабатываешь или заниматься волонтерством и хочешь познакомиться поближе с кем-то из коллег. Запиши их имена и другие соображения по этому поводу.
  • Как развить эту дружбу? (Например, можно предложить провести вместе перерыв или сесть вместе за обедом.)

Подумай, как можно познакомиться с новыми людьми

А теперь по-настоящему трудная задача: придумай, как познакомиться с совершенно новыми людьми. Ниже перечислено несколько идей — добавь к ним свои.

  • Вступить в школьный клуб
  • Записаться на курсы испанского языка
  • Примкнуть к молодежной организации
  • Устроиться волонтером в приют для животных или благотворительную столовую
  • Пройти отбор в школьную спортивную команду


Источник

Многих пугает сама мысль о том, что надо познакомиться с новыми людьми. Но не забывай, что отношения — неотъемлемая часть жизни. Если тебе страшно, подумай: может быть, стоит заняться проблемой вместе с кем-то еще. Возможно, у тебя есть друг, который находится в аналогичной ситуации, и вам будет проще поработать над развитием отношений сообща.

Бывает полезно вспомнить о временах, когда отношений у тебя было больше — тебе было кому позвонить и поболтать, ты знал, что у кого-то всегда найдется для тебя время, было с кем просто пойти погулять. Вспомни, как это приятно, когда тебя понимают и принимают, когда ты член группы (пусть и небольшой), когда ты нравишься другим.

Человек — социальное существо и нуждается в отношениях, поэтому, как бы трудно ни было, необходимо найти способ удовлетворить эту потребность.

Больше интересного ищите в книге «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль»

Обложка: unsplash.com

Добавить комментарий