Ребенок пишет как слышит как исправить

Ученики начальных классов часто пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. В чём причины таких нарушений? Как их устранить? Об этом наш разговор с методистом по инклюзивному образованию управления образования района Натальей Галичевой.

— Наталья Михайловна, насколько серьёзна эта проблема?

— Нарушения речи, письма у детей называются дисграфией. Проблема эта очень серьёзная и должна стать важной темой для обсуждения среди родителей. Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает дисграфия. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что основанием для развития проблем письменной речи является наследственность.
Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.

— У каждого речевого или письменного нарушения свои причины?

— Конечно. Стоит отметить, что существует несколько видов дисграфии — акустический, моторный, оптический.
Акустическая форма появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.
Моторная проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы дисграфии.
Оптический вид дисграфии проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого нарушения является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников — важная проблема в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому особое внимание.
Определив виды дисграфии (могут быть и смешанные формы) у младших школьников, можно найти правильные пути коррекции.

Ольга Силияна, с. Каратабан: 
— Наша дочь Арина не выговаривала букву «р», шепелявила. Чтобы исправить эти речевые нарушения, мы обратились к помощи логопеда. И хорошо, что сделали это вовремя — накануне перехода в подготовительную группу.
В результате трёхмесячных занятий (август, сентябрь, октябрь) Арина научилась произносить звуки правильно. Каких только упражнений не проводила с дочерью логопед! Мы и скороговорки говорили, и картинки раскрашивали, очень много занятий было посвящено разминке язычка. Логопед (а ею была Наталья Галичева) заставляла нас трудиться и трудиться! Давала много домашних заданий, которые мы старательно выполняли. И добились результата!
В сентябре прошлого года Арина пошла в первый класс. Трудно даже представить, сколько было бы проблем, не займись мы вовремя исправлением речевых нарушений. Это ведь сказывается на качестве письма, чтения. Я очень благодарна Наталье Михайловне и советую всем родителям внимательнее относиться к данной проблеме, обязательно обращаться к помощи специалистов, самим прилагать как можно больше усилий, чтобы научить ребёнка говорить правильно.

Больше пишем, говорим, анализируем

Наталья Галичева, методист по инклюзивному образованию: 
— Что следует делать родителям, дети которых страдают дисграфией? Как бороться с нарушениями письма и речи у младших школьников? Вот несколько советов.

Первые четыре шага
Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага. Первый из них — диагностика, в ходе которой следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы. На втором этапе необходимо уделить внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. С этапа коррекции начинается непосредственное устранение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель — исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения. И на последнем, четвёртом, этапе следует проверить все результаты, дать родителям последние рекомендации.

Способы коррекции
Предлагаю несколько действенных способов коррекции заболевания.
Первое упражнение называется «Модель слова». Ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
В ходе способа Эббигауза школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать всё слово полностью.
Третье упражнение связано с анализом звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
При четвёртом упражнении — исправление погрешностей — каждый ребёнок получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника — исправить это и переписать слова в правильном варианте.

«Однажды в летнем лагере мой прелятей покозал
мне этотоке фокус у он тоже не раскрыл мне секрет
этова фокуса и я подумал неможет быть что болше
некто незнает этово трюка в лагере и я прибегнул
к хитрости я подходи ко всем мялчекам в нашем
лагере и говорил я знаю такой трюк береш манетку
и стураю ее в руку».
Перед вами отрывок из изложения ученика 6-го
класса Никиты С. Знакомо? Что делать с таким
ребенком? Два предмета «не даются» Никите –
русский язык и английский. Содержание текстов
естественно-научного характера худо-бедно он
пересказывает. С математикой тоже справляется.
Почему же мальчик так пишет?
Специалисты диагностируют дефект Никиты как
дислексию (или дизлексию), дисграфию (или
дизграфию) и дизорфографию. Что же это такое?
Письменная речь состоит из двух видов речевой
деятельности – письма и чтения. Дисграфия и
дислексия – неспособность (или затрудненность)
овладения письмом и чтением при сохранном
интеллекте и физическом слухе. Чаще всего
дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка
одновременно, но иногда они могут встречаться
изолированно.
В современной логопедии существует несколько
подходов к классификации дисграфий и дислексий.
Общепринятой классификации нет, и на практике
логопеды придерживаются различных взглядов на
причины дефектов письма и чтения и проблем их
освоения, чаще всего ориентируясь на работы тех
специалистов, которые принадлежат к той же
научной школе, что и они.

Фонематическая дислексия и
дисграфия

Наиболее часто встречается фонематическая
дислексия и дисграфия (по традиционной
терминологии – акустическая). Ее описывают под
разными названиями практически все авторы. Детям
с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой
состав слова. Они плохо ориентированы в звучании
слов, звуки речи путаются, сливаются между собой
в словах, и сами слова нередко сливаются друг с
другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для
правильного письма необходимы тонкая слуховая
дифференциация звуков, анализ всех акустических
смыслоразличительных признаков звука.
Проявляется фонематическая дисграфия на письме
в заменах букв, соответствующих фонетически
близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему
говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка»
пишется как «четка», слова «копия» и «копья»
звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка –
замена гласных даже в ударном положении. Что-то
ребенок понимает точно, а что-то – очень
приблизительно. Возникают трудности и при
усвоении правил правописания, так как ребенок не
слышит всех изменений звука при грамматическом
изменении слов, не делает необходимых обобщений
и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при
чтении: дети путают буквы, пропускают согласные
при стечении, переставляют слоги, читают по
догадке.

Оптическая дислексия и дисграфия

Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная
по другой терминологии) обусловлена
неустойчивостью зрительных впечатлений и
представлений. Чтобы научиться читать и писать,
необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис.
Буква отличается от любого другого рисунка
прежде всего своей условностью, она никак не
связана по смыслу с тем звуком, который
обозначает. В истории человечества буквы имеют
такое большое значение, что в мозге, в его левом
полушарии, есть специальная область, отвечающая
за букву. Нарушение буквенного гнозиса,
пространственных представлений проявляется в
трудностях усвоения букв, их заменах и
искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и
взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (з – э,
р – ь), буквы, отличающиеся дополнительными
элементами (л – д, з – в), буквы, состоящие из
одинаковых, но различно расположенных в
пространстве элементов (н – п – и,
т – г). Дети, которым трудно запомнить букву
зрительно, могут перевернуть букву, пропустить
или добавить лишний крючок. К оптическим
дисграфиям относятся и зеркальные перевороты
букв. Зеркальное письмо чаще встречается у
левшей, которые могут прочитать, написать и
скопировать букву, цифру или слово равновероятно
в любом направлении.
Кинетическая (моторная)
дислексия и дисграфия

Как самостоятельную эту форму нарушения
письменной речи выделяют не все авторы. Однако
многие отмечают нарушения движений глаз в
процессе чтения (окуломоторную дислексию).
Неподвижный взгляд практически не воспринимает
сложное по структуре изображение. Всякое сложное
восприятие осуществляется с помощью активных,
поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы
на букву, со слова на слово, со строки на строку
имеет свои закономерности. Детям не всегда
удается овладеть ими беспрепятственно.
Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена
определенными требованиями к движению руки; если
они не соблюдаются, возникают характерные
трудности движения руки во время письма.

Дизорфография

По поводу правомерности отнесения
дизорфографии к дисграфии тоже нет единства
мнений. В настоящее время это наименее изученная
категория нарушений письма. Считается, что при
дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на
орфограммы, на странице он может допустить от 15
до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где
именно нужно применить хорошо известное ему
правило, не может обнаружить ошибку и тем более
ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а
применить не может». Обнаружение орфограмм и
решение орфографической задачи требуют владения
морфологическим анализом слов, достаточного
лексического запаса, способности выбирать
необходимые проверочные слова по формальным
грамматическим признакам. Трудности в овладении
орфографическими умениями отмечаются не только
в начальный период обучения, но и в средних и
старших классах. Наиболее частыми являются
ошибки на правила, которые изучаются в начальной
школе. Особый род дизорфографии представляет
собой стойкая неспособность овладеть
синтаксическими правилами на письме, т.е.
пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно
нуждаются в логопедической помощи. Без нее они
часто оказываются в числе неуспевающих по всем
предметам.

Вторичная (неспецифическая)
дислексия и дисграфия

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к.
обусловлены нарушением одной из базисных для
письменной речи предпосылок. Отличительной
особенностью вторичных нарушений чтения и
письма является отсутствие специфических
предпосылок к ним. Такие дети легко
дифференцируют фонемы, ориентируются в
звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные
зрительные изображения, у них нет ограничений в
движениях. В возникновении вторичных дислексий и
дисграфий существенную роль играют дефицит
произвольной концентрации, переключения и
распределения внимания. Плохая слухо-речевая
память мешает запомнить прочитанный или
диктуемый текст и правильно воспроизвести его.
Особое значение имеет темп деятельности во время
письма и чтения. Дети, которые по каким-либо
причинам не успевают писать и читать в заданном
темпе, торопясь выполнить задание, делают самые
разнообразные ошибки. Можно подумать, что у них
присутствуют все виды дислексий и дисграфий
сразу. Однако при снижении темпа эти дети
достаточно хорошо читают и пишут.
Итак, специалисты советуют передать детей с
такими нарушениями логопедам и психологам, чтобы
те помогли избавиться от столь серьезных
нарушений, причем рекомендуется начать
коррекционные занятия как можно раньше – в
дошкольном или младшем школьном возрасте.
Однако не в каждой школе есть логопедическая
служба. И начинаются мучения ребенка, родителей и
учителей. Зачастую учителя начинают обвинять
дитя в лености, небрежности, невнимательности.
Заканчиваются такие истории крайне печально.
Может ли учитель русского языка помочь такому
ребенку? Несомненно, если вооружится теми же
методиками, которыми владеет логопед, а также
добавит к ним собственные находки в области
обучения грамотному письму.
С чего начать? С диагностики особенностей
нарушения письменной речи у каждого конкретного
ребенка. До анализа письменной речи желательно
познакомиться с документами на каждого ученика:
успеваемость по предметам, педагогическая и
психологическая характеристика, социальная
характеристика семьи, медицинская карта. Вот,
например, Максим З., ученик 6-го класса. Учится у
нас с 3-го класса. На первый взгляд
интеллектуально развитый ребенок, очень
общительный, открытый. Психологи не ставят ему
диагноз ЗПР (задержка психического развития),
однако не отрицают наличия у него таких
нарушений, как дисграфия, дислексия и
дизорфография. Семья у Максима достаточно
благополучная, есть два старших брата. Однако из
беседы с мамой Максима выясняется, что роды были
трудными, мальчик болезненный, с гормональными
нарушениями. Речь Максима торопливая, часто
нечеткая. Для того чтобы выговорить многосложное
слово, ему надо приложить усилия, повторить слово
несколько раз, по слогам. Есть трудности при
письменном пересказе текста: нет логических
связей между событиями, хотя устно пересказывает
правильно, сюжет рассказа понимает. На письме
сливает предлоги со словами, может пропускать
буквы, добавлять лишние слоги (признаки
дисграфии); стойко не умеет писать безударные
гласные, как проверяемые, так и не проверяемые
ударением; нередко не видит сомнительных и
непроизносимых согласных. При изучении
пространственно-временных представлений
Максима выяснилось, что пространственные
представления у него достаточно сформированы, а
вот с временными сложнее. Максим не может
перечислить названия всех месяцев ни подряд, ни
вразбивку; не называет правильно летние, осенние,
зимние и весенние месяцы.
Фонематический слух у ребенка развит, он
правильно повторяет отдельные звуки и слоги;
читает достаточно выразительно, без затруднений.
Очевидно, у Максима вторичная дисграфия и
дизорфография. В процессе занятий в течение года
ребенок стал допускать гораздо меньше ошибок;
запоминает и правильно пишет словарные слова;
дифференцирует части речи; правильно производит
морфемный анализ слова.
Гораздо труднее идет процесс коррекции у
ребенка, который написал то изложение, отрывок из
которого мы дали в начале статьи. У него стойкая
первичная дисграфия: путает буквы д – б; и– у; не
дописывает буквы в словах или пропускает слоги и
буквы (торговце…, подходи…, отрывал вместо
открывал, распувать вместо распутывать); путает
слова: слово голубовато может услышать и
записать как далековато. При написании слов с
традиционным принципом орфографии пишет так, как
слышит: этова, другова; часто не дифференцирует
части речи, вследствие чего стойко не видит
неопределенную форму глагола и форму 3-го лица
настоящего времени: открываеца, показываца.
Типичными признаками дизорфографии является
неумение видеть безударную гласную и проверять
ее путем подбора проверочного слова; неумение
проверить сомнительную и непроизносимую
согласную. Каковы же причины столь сложных
нарушений у Никиты? Видимо, здесь присутствуют
как проблемы речевого развития (общее
недоразвитие речи, фонетико-фонематическое
недоразвитие речи), так и снижение слухо-речевой
памяти, невозможность следовать цепочке
последовательных действий в результате
различной патологии беременности и родов.
Владислав Брагинский, детский психоневролог,
кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, в
статье «Почему не каждому дается грамота?»
отмечает:
«Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза
чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов
школьников страдают дислексией. Существует
генетическая предрасположенность к наличию
этого изъяна, так как это расстройство
наблюдается у нескольких членов в отдельных
семьях. Нарушение чтения чаще становится
очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со
временем компенсируется, но в ряде случаев
остается и в более старшем возрасте… Можно ли
эффективно помочь детям с дислексией и
дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам
овладеть чтением и письмом, если они будут
настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы
занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков –
тренировка речевого слуха и буквенного зрения».
Если такие нарушения, как дислексия и дисграфия,
следует исправлять на занятиях с логопедом, то
дизорфографию исправить по силам учителю
русского языка. Прежде всего следует отграничить
дисграфические ошибки от дизорфографических.
Так, если Никита С. путает д – б, и – у, а Вика Ш. –
ц – ч, то такие ошибки не учитываются при оценке,
хотя и указывается на них. Если дети не
дифференцируют и другие пары звуков
(акустическая дисграфия – замена букв,
соответствующих фонетически близким звукам: б –
п; в – ф; д – т; ж – ш; с – ш; з – ж; ч – щ; ч – ть; ц –
т; ц – с и др.), можно порекомендовать занятия с
помощью пособия Е.П. Фуреевой, Е.В. Шипиловой, О.В.
Филиппова «Нарушения речи у школьников» (Р/Д:
Феникс, 2006). Дополнительно к таким занятиям при
различении букв д – б (д – крючок внизу, б –
палочка наверху) тренируемся так: сидя или стоя
поднимаем руку при написании буквы б, опускаем –
при написании д. Различение ц – ч можно
производить с помощью образа: цепь (петелька
внизу) – чайка (крылышко наверху); еще один прием
– рука складывается ковшиком, при произнесении ц
большой палец сближается с остальными, при
произнесении ч – сдвигается к центру ладони.
Для предупреждения нарушений в пропуске букв,
слогов применяем разнообразные фонематические
игры. Кстати, игровой момент на начальном этапе
должен быть основным. Если говорим ребенку:
«Давай поиграем», – сразу меняется
психологическая установка. Устоявшийся стресс
при письме, сопровождающий работу ребенка,
снимается. Что это за игры? Например, «Убери одну
фонему». Задание: из каждого слова выньте по
одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось
новое слово. Я начинаю: горсть – гость;
продолжайте: полк, всласть, краска, склон, экран,
беда, тепло.
«Добавь фонему». Задание: к каждому слову
добавьте одну фонему, чтобы получилось новое
слово, например, шар – шарф; продолжайте: рубка,
дар, стол, клад, лапа, усы, укус. «Замени фонему».
Задание: замените одну согласную фонему другой,
чтобы получилось новое слово, например, корж –
морж; продолжайте: ногти, булка, лапка, зубы,
киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет,
полено, рамочка, дочка, палка, чашка.
Помогают развивать внимание к буквенному
составу слова метаграммы, анаграммы и логогрифы.
В метаграммах загаданное слово узнается с
помощью замены одного звука другим. Вот
несколько метаграмм.

Мне недолго измениться:
С с – я рыба, с ф – я птица. (Сазан – фазан.)

Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:
Я с у – далекая планета,
А с и – я в Азии страна. (Уран – Иран.)

С ч – летаю над волною,
С л – не дам волкам покою,
С м – рубашка-безрукавка,
С з – скачу в лесу по травке,
С г – меня крепи к детали
Из железа или стали. (Чайка – лайка – майка –
зайка – гайка.)

В анаграммах слова разгадываются путем
перестановки звуков или букв.

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (Карп – парк.)

В логогрифах загаданное слово узнается путем
прибавления или отбрасывания звука или слога.

Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет. (Ноша – юноша.)

 (Игры приведены по книге И.Р. Калмыковой
«Таинственный мир звуков». Ярославль: Академия
развития, 1998.)

Часто у детей с нарушениями письма не выработан
навык постановки ударения в слове, нет чувства
ритмической модели. Для того чтобы выработать
этот навык, пользуемся материалами из
«Орфографической тетради» (см.: Столбунова С.В.
Орфографическая тетрадь. Для 5–9-х классов. Ч. 1.
Ярославль: НОУ «Гуманитарный колледж», 2006.)

Правила произношения гласных звуков (орф. № 1)

С правилом произношения гласных звуков тесно
связаны ошибки, которые можно допустить при
написании гласных в слабой позиции: а/о; и/е; я.
Следовательно, необходимо ясно видеть эти слабые
позиции, для чего нужно научиться мгновенно
ставить ударение. Итак, первое упражнение –
ставим ударение и определяем слабые позиции.

Образец: плохо’й; подсне’жник.

А теперь – сами: сосновый, березовый, начало,
пятачок, лесной, примириться, показалось,
наслаждение, зимовать, грибники, удивительный,
травянистый, перемещается, развевается,
затаились, погостить, приближаться.

Отрабатываем ритмическую модель каждого слова
так: прохлопываем слово в ладоши, выделяя ударный
слог более громким хлопком; отстукиваем ритм
слова карандашом; становимся в круг, хором
проговариваем слово, водящий – ударный слог – в
момент звучания ударного слога делает шаг
вперед.

Для работы со словарными словами, для
запоминания которых требуется произвольное
внимание, выясняем этимологию (происхождение)
слов.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с
непроверяемыми орфограммами путем обращения к
их этимологии.

Ход игры

Задание: найдите все слова на букву к,
заимствованные из французского, немецкого,
турецкого и русского языков. Сравните их
произношение и правописание, например:
французские кабина, кабинет, комод (что значит
«удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от
греческого слова kalopodium, что значит «деревянный
башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха),
турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка,
камыш (а – ы) – «тростник»; русские канарейка (от
названия Канарских островов) образовано с
помощью русского суффикса -ейк(а), коряга,
образовано от слова кора (корень) с помощью
суффикса -яг(а). Побеждает та команда (тот ученик),
которая (который) нашла больше слов и правильно
их написала.
Материал для работы: этимологический словарь.
Далее (на этапе отработки навыка) проводятся игры
по типу: найди нужную безударную букву.

Игра «Найди слог с нужной гласной»

Цель: отработка правописания
словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых
буквы о или а в одинаковых первых слогах
находятся в слабой позиции, разрезаются на части,
например: ка- бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона,
ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны,
ма-ндарины; мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому
игроку выдаются разрезанные части слов (5–10
слов). Задание: как можно быстрее и правильнее
«собрать» эти слова и выложить их на парте.

Игра «Орфографическое лото»

Описание игры. Заготавливаются
карточки со словами, в которых пропущены буквы в
слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв
раздается участникам игры. Каждое слово имеет
свой номер. Ведущий вынимает номера и объявляет
их. Участники игры закрывают буквами пропущенные
места. Побеждает тот, кто первый правильно
закроет все пропуски.

Примеры карточек.

11 к_рпич
8 б_тарея
7 г_рань
13 г_рох         5 б_тон
10 в_трина
6 г_рбарий
9 г_рчица

С помощью тематических групп слов проводим
ассоциативные беседы, разворачивающие детям
кусочек картины мира. Допустим, беседуем о
театре. На доске представлены слова: партер,
амфитеатр, балкон, сцена, занавес, актер, артист,
театр. Из этимологии слова партер (буквально «на
земле») выясняем, что самые первые представления
происходили на улице, на площади, под открытым
небом. Театры (дети часто вставляют в этом слове
лишнюю букву о) стали строить гораздо позже.
Говорим о том, что родиной первого театра на Руси
стал город Ярославль (основатель – Федор Волков).
Почти все слова в этом списке греческого
происхождения, так как первые театральные
действа начались именно в Греции. И только слово
занавес русского происхождения, родственное
обыкновенной занавеске, которую мы видим на
нашем окне.
После такой работы дети допускают гораздо меньше
ошибок в словарных написаниях.

Ошибки нарушения письменной речи?

Прежде чем говорить о помощи, давайте, не
вдаваясь особенно в специфическую терминологию,
попробуем разобраться, что такое письменная
речь. Как она формируется, и что этому мешает?
Дислексия и дисграфия, а именно так называются
нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно
часто встречаются у учащихся массовых школ и
являются большим препятствием в овладении
грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении
грамматики родного языка. При отсутствии
своевременной помощи к 6–7-му классу количество
специфических ошибок может уменьшиться, но
возрасти во много раз количество
орфографических ошибок. Часто у учеников
среднего звена диагностируется дизорфография в
чистом виде или с элементами дисграфии. Чтобы
понять механизмы возникновения этих нарушений,
необходимо разобраться, что управляет
процессами чтения и письма, куда собираются все
ниточки, по которым идет команда делать то или
другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В
нем участвуют четыре анализатора:

  1. Речедвигательный, который помогает
    осуществлять артикулирование, то есть наше
    произношение.
  2. Речеслуховой, который помогает произвести
    отбор нужной фонемы (звука).
  3. Зрительный, который подбирает соответствующую
    графему (букву).
  4. Двигательный, с помощью которого
    осуществляется перевод графемы в кинему
    (совокупность определенных движений,
    необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки происходят в
теменно-затылочно-височной областях головного
мозга и окончательно формируются на 10–11-м году
жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения,
программирования – этот уровень, как и контроль,
обеспечивается лобными долями коры головного
мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что
процесс письма и чтения является многоуровневым,
и только при согласованной работе всех
анализаторов, при сохранности определенных
структур головного мозга будет обеспечено
успешное овладение письменной речью (письмом и
чтением). Тогда, когда работа какого-то
анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на
помощь приходят сложные системы обучения,
разработанные в дефектологии и успешно
применяемые. Они используют компенсаторные
возможности других анализаторов. В тех же
случаях, когда недостаточность анализаторов
носит не такой глобальный характер, на помощь
приходят другие методики коррекционного
обучения. Кроме того, во многом могут помочь и
родителя ученика, и его учитель.

Каковы же ошибки, которые должны вас
насторожить? Существует несколько видов
нарушений письма и чтения, каждому виду
соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по
оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у и т.д.
(строчные)

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения.
Отсутствие каких-то звуков или замена одних
звуков на другие в устной речи часто отражаются и
на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит:
сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному
сходству, что происходит при нарушении
фонематического восприятия. При этой форме
дисграфии особенно тяжело детям дается письмо
под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю;
согласные р-л, й-л; парные звонкие/глухие
согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ
смешиваются как между собой, так и с другими
фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки),
сыплята (цыплята).

4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло
читает в дошкольном возрасте, а это при
недостаточной сформированности фонетической
стороны речи и фонематического восприятия может
привести к ошибкам на письме: пропуск букв и
слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки “застревания”
(персеверации): За зомом росла мамина. (За домом
росла малина),

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка
передавать на письме мягкость согласных: сольить
(солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное –
приставок также является одним из проявлений
дисграфии.

8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями
письма, могут не держать строчку, игнорировать
точку в конце предложения, заглавную букву.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или “надо просто учить лучше”, как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — “лучше учить”. А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо “дом” пишет “дон” или “том”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: “Девочка спряталсь вдубло”. Ему продиктовали фразу: “Белочка спряталась в дупло”. На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что “плохо учатся”. Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из “Матрицы”, тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”. И пишет вместо “рома” — “лома”, вместо “порох” — “полох”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать “кошун” вместо “коршун”.

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, “крабочки” — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Маша бежал”, “синяя пальто”).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что “разделалась” с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, “подтягивать”, тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт – только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета “вылавливаю” умные мысли и идеи на тему “КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка”, обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД “Литера”, “ГНОМ И Д” и др.
“Юным умникам и умницам” О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) – тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать – это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, коррекция


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Практикующий дефектолог Алена Хромова рассказывает, как распознать «тревожные звоночки» дисграфии, в чем причина этого нарушения и как его можно исправить.

Дисграфия — это нарушение письма, при котором у ребенка наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Например, он путает или не дописывает буквы, пропускает слова в предложении, добавляет лишние «закорючки». По статистике, дисграфия наблюдается более чем у 50 процентов младших школьников и приблизительно у 30 процентов учеников средней школы. Рука об руку с этой проблемой идет дислексия — затруднение с распознаванием текста при чтении.

Причины

Условно все причины дисграфии можно разделить на две большие группы:

  • органические — например, недоразвитие или поражение головного мозга, тяжелое течение беременности и родовые травмы, воспалительные, инфекционные и соматические заболевания;
  • социально-психологические — например, билингвизм в семье, нечеткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте или иностранному языку. Дисграфией часто страдают дети, которые учатся писать на неродном для себя языке. Иногда нарушения письма возникают у детей, пишущих левой рукой или переученных с левой руки на правую, хотя в последние годы такое практикуется редко. 

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Симптомы

Распознать дисграфию неспециалисту сложно. Часто ее путают с неразборчивым почерком или незнанием норм русского языка. Если ребенок неправильно пишет, это еще не диагноз. Но однотипные и повторяющиеся ошибки должны насторожить педагога. Проблемы с письмом у дисграфика довольно типичны.

  • Меняет буквы на похожие.
    Буквы могут быть похожи по виду или звучанию: «М» и «Л», «С» и «З», «И» и «М» и так далее.
     
  • Дописывает лишние крючки в буквах или не дописывает необходимые.
    «И» может превратиться в «Ш», «Л» — в «А». Ребенок выдумывает совершенно новые буквы, которых не существует в русском алфавите.
     
  • Слепляет или разделяет слова там, где это не требуется.
    В тетради дисграфика можно увидеть, например, «потомучто», «кош ечка».
     
  • Отзеркаливает буквы.
    То есть пишет их в другом направлении. Чаще всего страдают гласные «Я» и «Э».
     
  • Неправильно изменяет слово или изобретает его заново.
    Например, пишет «облакастый» вместо «облачный».
     
  • Пропускает или переставляет буквы, слоги или целые слова в предложениях.
    Например, «погса» вместо «сапог».
     
  • Пишет неразборчиво.
    Самый неоднозначный симптом, который может сигнализировать и о нарушениях письма, и о неправильно подобранной ручке, и о несформированном захвате. Поэтому делать заключение на основании только неразборчивого письма нельзя. Стоит использовать этот аргумент лишь как дополнение к более явным признакам.

Диагностика 

Диагностикой дисграфии занимается логопед. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрение на дисграфию, он проводит целый ряд исследований:

  • анализирует письменные работы ребенка на наличие типичных и повторяющихся ошибок;
  • изучает общее речевое развитие;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, моторику, определяет ведущую руку;
  • наблюдает, насколько верно ребенок произносит звуки, различает ли их на слух, может ли разделить слова на слоги;
  • оценивает уровень словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • дает задания на списывание, письмо под диктовку, умение составить описание по картинке, навыки чтения.

Все эти показатели оцениваются комплексно. Например, ребенок может делать ошибки на письме, но при этом у него хорошо сформирована речь, он без проблем составляет короткие описания и общается с логопедом. Тогда для уточнения диагноза его направляют к врачам: неврологу, офтальмологу, психиатру или сурдологу — специалисту по слуху. Причина ошибок может быть самой парадоксальной, поэтому обследование не повредит.

Коррекция 

Дисграфию, как и любое нарушение, может исправить только специалист. Не стоит надеяться, что «само наладится», и пускать процесс на самотек. Чем раньше распознать нарушение и квалифицированно помочь ребенку, тем проще будет забыть о проблеме навсегда. 

Если форма дисграфии легкая, можно обойтись несколькими занятиями с логопедом. При тяжелой могут потребоваться годы работы. 

Иногда у ребенка выявляется аграфия — полная неспособность к письму. Тогда скорректировать нарушение становится невозможно. Но адаптироваться и жить полноценно вполне реально, и в этом тоже поможет логопед.

Коррекции нарушения у ребенка или нескольких детей в классе способствуют специальные игры, которые можно применять на уроках или давать в качестве домашнего задания. Вот только некоторые из них:

  • Графический диктант по клеточкам

Педагог называет ребенку последовательность, которая должна сложиться в определенный рисунок: «Одна клетка вниз, две клетки вправо, три клетки вниз». В итоге получается, например, заяц. Эта игра формирует у детей умения, необходимые для подготовки руки к письму, развивает мелкую моторику и координацию движений, дает основы пространственного мышления.

  • Лабиринты

По назначению игра в лабиринты похожа на предыдущую. Задача — довести героя из точки А в точку Б. Начинать можно с простых лабиринтов, где только одна дорожка, постепенно переходить к нескольким переплетенным путям. Лабиринты учат детей мыслить логически и сосредотачиваться. 

  • Хлопушка

Ребенку нужно услышать загаданный звук в слове и хлопнуть. Например, звук «а» в словах: «слон», «курица», «петух», «единорог», «олень», «лиса», «собака», «орел». Упражнение развивает фонематический слух и внимание.

  • Сыщики

Нужно найти «спрятанные» буквы или предметы, где спрятан загаданный звук. Например: «Найди все звуки И на улице». Ребенок называет машИну, таксИ, сИнИцу, зданИя, качелИ. Игра, как и предыдущая, направлена на формирование фонематического слуха.

  • Сюжетные картинки 

Задача игры — составить осмысленный сюжетный рассказ: что было в начале, в середине и в конце. Например, «Мальчик шел по улице, споткнулся и упал». Ребенку нужно отследить и логично описать причинно-следственную связь: что за чем следует. Выстраивая сюжет, ребенок развивает речь и расширяет словарный запас.

  • Закорючки

Из различных закорючек требуется собрать письменные или печатные буквы. Сами закорючки при этом могут быть нарисованы, вырезаны из картона, слеплены из пластилина или отрезаны от веревки. Это хорошее упражнение на умение идти от частного к целому, обращать внимание на детали и правила написания букв.

Для профилактики дисграфии логопеды рекомендуют отказаться от изучения второго языка в раннем возрасте, больше разговаривать с ребенком, следить за его речью, так как любое нарушение проще предотвратить, чем скорректировать.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Добавить комментарий