Ребенок ползает как лягушка как исправить

Не все виды ползания одинаково полезны, но я заметил, что об этом не задумываются особо. Пополз и ладно.

Существует только один правильный стереотип ползания — на четвереньках со скрестной работой рук и ног.

Все остальные виды помогают ребёнку перемещаться в пространстве, но не в полной мере решают те важные задачи, которые отведены ползанию природой.

Какое ползание полезно для малыша
Какое ползание полезно для малыша

Ползание – в чем польза?

  • укрепляет и готовит ноги к ходьбе, а руку к письму, развивает мелкую моторику и укрепляет мышечный корсет;
  • развивает вестибулярный аппарат;
  • развивает межполушарное взаимодействие в мозге, способствует формированию огромного количества нейронных связей, которые в дальнейшем позволят быстро принимать решения, без проблем ориентироваться на местности, совершать движения, требующие сложной координации.

Виды ползания

  1. Ползание «по-пластунски». Самый частый вариант — ребёнок не отрывает грудь и живот от пола. По сути это этап «предползания» проходят многие дети, но он не является обязательным, хотя может занять несколько месяцев. Самое главное, чтобы после ползания по-пластунски ребёнок все-таки встал и отпоползал на четвереньках не менее 2-х месяцев.
  2. Ползание назад — это тоже «предползание», в котором некоторые дети застревают и так и не переходят на этап ползания на четвереньках.
  3. Ползание прыжками, как лягушка.
  4. Ползание перекатыванием, “колбаска” (подробнее читайте тут).

Асимметричные варианты ползания:

Происходит асимметричная установка рук или ног любым образом.

  • одна рука на локте, другая на кисти;
  • одна нога сгибается в колене, другая волочится;
  • одна нога на стопу, другая на колено.

Результат один — мышцы развиваются несимметрично, чем дольше ребёнок так ползает, тем сильнее закрепляется привычный навык.

Любой из перечисленных видов “неправильного” ползания имеет место быть непродолжительное время — примерно пару недель, как этап поиска правильного варианта.

Если дольше 1-го месяца — исправляйте, навязывайте ребёнку верный стереотип ползания с помощью упражнений.

Это важно! Этому учим в моем курсе по ползанию для 6-9 месяцев.

Напишите, какие виды ползания вы видели у своего ребёнка? Собираю статистику, какой из вариантов встречается чаще всего.

Какое ползание грудничка развивает мышечную ассиметрию? Виды «неправильного» ползания

Как помочь ребенку поползти?

Важно понимать, что каждый ребенок – индивидуальность, поэтому сроки и нормативы весьма условны и используются врачами для косвенной оценки. Классическая неврология говорит о том, что малыши начинают ползать в возрасте 6-7месяцев, но практика показывает, что это может произойти и в пятимесячном, и в восьмимесячном возрасте.

Некоторые малыши в своем развитии могут пропускать этап ползания и это тоже нормально

Как помочь ребенку поползти?

Польза ползания

Во-первых, оно подготавливает организм к важному навыку – прямохождению. А, во-вторых, было доказано, что ползание активно стимулирует развитие головного мозга малыша.

Ошибки родителей

Не рекомендуется «перепрыгивать» этап ползания, ставя малыша на ноги и уча его передвигаться вертикально.

Не рекомендуется использовать специальные шлейки или ходунки.

Организм ребенка должен «дозреть» до ходьбы. В противном случае неокрепшая костно-суставная система малыша получает излишнюю нагрузку, что может негативно сказаться на формировании скелета.

Научиться ползать

В начале замотивируйте малыша. В помощь – яркие, музыкальные игрушки. В современных магазинах можно найти специальные «ползалки» – игрушки, которые начинают двигаться при прикосновении. Так, например, собачка, отодвигается от младенца и начинает лаять, призывая малыша следовать за собой. Ребенок подползает, трогает игрушку, и она удаляется вновь.

Как помочь ребенку научиться ползать

Делайте ежедневно легкий массаж и простые упражнения с малышом. Комплекс гимнастики подскажет участковый педиатр или медицинская сестра. Это позволяет укрепить мышцы и суставы и подготовить ребенка к ползанию.

Рекомендуется раз в три месяца проводить курс профессионального массажа (если у невролога или ортопеда нет других показаний).

Покажите пример: педиатры утверждают, что активнее ползают дети, с которыми ползают их родители.

Используйте специальные занятия, которые «показывают» ребенку как нужно двигаться, чтобы поползти.

Как помочь ребенку поползти?1

Упражнения, которые помогут ребенку научиться ползать

Лягушка

Малыш лежит на животике, а мама аккуратно сгибает ему ноги в коленях, разводя их в стороны, имитируя плавание лягушки. Упражнение нужно выполнять ежедневно. После того, как малыш к нему привыкнет, нужно поставить ладонь так, чтобы его ножки в нее уперлись. Ребенок начнет отталкивать – это будут первые ползающие движения.

Хождение на руках.

Чтобы укрепить плечевой пояс, на который ложится основная нагрузка при ползании, эффективно следующее упражнение.

Когда ребенок, лежа на животе, уверенно поднимает на руках не только голову, но и грудь, настает время следующего упражнения. Мама аккуратно берет и поднимает младенца за ножки и подталкивает его вперед. Рефлекторно он передвигает руки, привыкая к новому для себя движению.

Валик

Чтобы ребенок научился переставлять ручки при ползании, нужно обучить его простому упражнению. Мама кладет под грудь малыша валик (скрученную пеленку) так, чтобы живот и ноги находились на полу, а голова и руки «свисают» с валика. «Прокатывание» вперед стимулирует необходимые движения.

Информация проверена экспертом

Тиунова Елена

Ползанье – первый и самый большой этап к самостоятельному передвижению детей. По-пластунски, как лягушка или тюлень, задом или на четвереньках – все стили хороши (если ваш педиатр или ортопед тоже так считают).  Когда дети в норме начинают ползать и почему не ползать – тоже норма?

Что нужно, чтобы ребёнок начал ползать?

Казалось бы, что там надо – достал из кроватки, положил ребёнка на пол, добавил игрушек вокруг – ползи, крошка! Однако только мотивации и пространства не хватает.

Чтобы начать хоть как-то передвигаться, малыши прикладывают массу усилий. Причем не только физических, но и умственных.

Для начала надо, чтобы были уже достаточно развиты мышцы спины и плеч, шеи, рук, живота – а затем и бедер.

Зрение должно не только позволять видеть предметы, но и быть бинокулярным – чтобы фокусироваться и не промахиваться мимо цели.

Зрительно пространственное восприятие – еще одно важное условие. Без него не понять, куда двигаться, как ставить руку и когда наконец искомая игрушка (ножка стула, собачья миска) окажутся в пределах досягаемости.

Когда ребёнок учится ползать, активизируется тренировка памяти и умение ориентироваться. Он осознает и запоминает, как добираться до коврика с игрушками и огибать стол.

Во сколько дети обычно начинают ползать?

Во сколько дети обычно начинают ползать?

Эксперты Всемирной организации здравоохранения сообщают, что в среднем дети встают и передвигаются на четвереньках в 8,3 месяца, а норма – 6-11 месяцев. При этом вопросом «почему мой ребёнок не ползает» задаются в каждой двадцатой семье (а в США каждый 10-ый малыш не ползает). Там дети не осваивают этот способ передвижения, а сразу начинают ходить.

Факт!

Есть мнение, что ребёнок обязательно «должен отползать свое»: это влияет и на координацию движений, и на когнитивные способности, и на становление механики ходьбы.

Эксперты, впрочем, утверждают, что сам по себе отказ от ползания, безусловно, не является показателем задержки развития в будущем, но если он сочетается с другими проблемами в развитии ребёнка, то об этом стоит поговорить с педиатром.

Если ребёнок не начинает ползать без прочих причин – просто не хочет, то эксперты советуют учить его лазать – взбираться на диван, ставить в детской шведскую стенку, осваивать лестницу и мини-горку и т. д. Лазанье похоже на ползание аналогичной биомеханикой движения рук и ног.

Почему одни дети начинают ползать раньше других?

Для этого есть несколько причин. На некоторые мы можем влиять, на другие – нет.

  • Генетическая предрасположенность: если родители начинали ползать раньше, то и ребёнок, скорее всего, поползет по их стопам.
  • Масса тела. Стройные и мускулистые детки по вполне понятным причинам осваивают эту непростую науку раньше, чем пухлые малыши.
  • Выкладывание на животик. Вот тут уже можно сказать, что ползать ребёнка стоит готовить, как только заживет пупочная ранка и педиатр скажет – пора! 

Как показывают исследования, малыши, которые чаще бодрствуют на животе, и ползают раньше. Им приходится прикладывать больше усилий, чтобы поднимать голову и плечи, чтобы озирать окрестности, чем тем, кто проводит время на спине.

Именно с уменьшением длительности времени, проведенного на животе, американские педиатры связывают возросшее количество детей, которые отказываются ползать.

Когда в конце прошлого века вышли рекомендации укладывать малышей спать на спину, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти, родители и после сна стали оставлять детей лежать на спинке. За 15 лет количество грудничков, поздно начинающих переворачиваться и пропускающих этап ползанья, возросло в два раза.

Однако те же исследования показывают: хотя дети, которые безопасно и по правилам спят, как положено, действительно позже начинают переворачиваться, садиться и порой не спешат ползать, к 18 месяцам отлично догоняют сверстников. Врачи все равно настойчиво напоминают: выкладывайте детей на животик почаще. Это и от колик помогает, и развивает ребёнка во всех отношениях.

Как медведь и как тюлень: как ползают дети?

У человека нет программы передвижения ползком. Каждому ребёнку приходится ставить на себе массу экспериментов, прежде чем он остановится на самом эффективном способе передвижения – который подходит лично ему. И таких способов немало!

Ползаем на животе

Начало ползания – это масса стилей, которые дети осваивают еще до того, как встать (или не встать) на четвереньки. Малыш может придерживаться одного метода или комбинировать их, и это нормально.

  • По-пластунски, опираясь локти, почти ничком, чередуя руки, переваливаясь с боку на бок и не поднимая туловище от пола – самый распространенный вариант.
  • Как тюлень – при этом стиле ребёнку приходится отталкивать себя от пола обеими руками, приподнимая таким образом верхнюю часть туловища. А затем плюхаться животом на пол.
  • Как лягушонок: малыш лежит на животе, ручки не задействованы, а вот ступни отталкиваются от пола, как будто лягушка плывет.

Факт!

Забавные слипики, в которые вшиты мягкие наполнители для живота (а порой и бахрома, похожая на мягкую швабру для пола), производители выпускают специально для этой стадии ползания. И ребёнку удобнее, и пол чистый. Хотя это, конечно, больше шуточная одежда, чем необходимость.

Встаем на четвереньки

Так как ползать на животе, упираясь локтями, ступнями или стукаясь все время животом об пол – занятие не только трудоемкое, но и довольно болезненное, дети обычно весьма быстро начинают беречь живот и конечности и встают на четвереньки. Хотя от одного этапа до другого – особенно, если ребёнок начал ползать лежа довольно рано – могут пройти и месяцы. И в том, как он будет ползать, есть еще больше вариантов.

  • Классика

Ножки согнуты в коленях, руки вытянуты – ползем вперед!

  • Как крабик

Примерно то же, только включается «задняя передача»: ребёнок пятится или ползет в сторону.

  • Как медвежонок

Все, как при классическом стиле, только ноги вытянуты, а попа, соответственно, задрана вверх.  

  • Как на самокате

Опора на ручки, одна нога согнута в колене и не двигается, а вторая отталкивается от пола.

Не только на животе или на четвереньках: как еще ползают дети?

Ползать лежа тяжело и некомфортно. Чтобы встать на четвереньки, нужно развить чувство баланса и равновесия. Поэтому часть детей не столько ползают, сколько передвигаются более простыми способами.  

  • С боку на бок

Ребёнок освоил перевороты, и так перекатывается по полу – с живота на спину и снова на живот.

  • Сидя

Антропологи говорят, что такой способ передвижения – когда дети ерзают, сидя на попе, порой подталкивая себя ручками, вероятно, были заменой ползанья у наших предков до оседлого образа жизни. Потому что пространства не хватало.

Это интересно!

В современных племенах Папуа — Новой Гвинеи тоже так происходит. Охотники и собиратели, не освоившие земледелие, почти всегда (85% времени) носят детей в слингах, не кладут их на землю, пока те не научатся сидеть (и после этого тоже не часто спускают с рук). Так что шансов научиться ползать у маленьких папуасов нет – с рук сразу уходят ножками.

Как научить ребёнка ползать раньше?

Как научить ребёнка ползать раньше?

Собственно, основные советы просты – почаще выкладывайте младенца на живот, не будьте племенем охотников – спускайте его с рук на пол, когда у малыша хорошее настроение, предлагайте игрушки, за которыми надо тянуться. И не сравнивайте своего малыша со сверстниками: в вопросах ползания все индивидуально.

А вот что действительно надо сделать, так это позаботиться о безопасности грудничка.

  • Уберите все провода, закройте розетки, убедитесь, что нет свисающих веревочек, шнурков, плохо закрепленных штор.
  • Проверьте, насколько прочно стоит мебель, как закрыты дверцы, спрячьте все, что опрокидывается: торшеры, столы на одной ножке, этажерки, подставки для растений и т. д.
  • Убедитесь, что опасная бытовая химия, продукты, мелкие предметы и т. д. находятся вне досягаемости ребёнка, а на полу нет грязной обуви, придверного коврика и прочих негигиеничных вещей или мелочей, которыми можно подавиться.
  • Почаще мойте пол.

Когда пора начинать беспокоиться?

Даже если ребёнок не начал ползать ни одним из описанных стилей, он все равно входит в 10% совершенно нормальных младенцев. Из всего, что настораживает неврологов и ортопедов в позах и техниках передвижения, есть только W-поза у детей. А перемещаться по дому дети имеют право любым стилем – лишь бы двигались.

Единственный повод для беспокойства – если ребёнку скоро год, а он не просто не ползает, но и не пытается как-то передвигаться (при условии, что у него есть эта возможность). Вот в таком случае точно нужна консультация специалистов. Впрочем, ждать до 12 месяцев не обязательно: если что-то беспокоит, начинайте общаться с врачом как можно раньше.

Detection of the relevant type of locomotion in infancy: crawlers versus walkers. / Sanefuji W, Ohgami H, Hashiya K. // Infant Behav Dev. 2008 Dec 31(4)

Клинические нормы. Педиатрия / Кильдиярова Р. Р. // ГЭОТАР-Медиа 2019

Developmental continuity? Crawling, cruising, and walking. / Adolph KE, Berger SE, Leo AJ. // Dev Sci 2011 14(2)

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных – обширная группа двигательных расстройств, проявляющихся с момента рождения и характеризующихся изменением степени напряженности мышц. Встречается повышенный и сниженный мышечный тонус, а также дистония, представляющая собой чередование гипертонуса и гипотонуса. Двигательные расстройства проявляются либо чрезмерной мышечной напряженностью, либо неадекватной расслабленностью. Оба варианта сопровождаются трудностями, связанными с питанием малыша, плохим сном, беспокойством и др. Патология диагностируется клинически, на основании данных лабораторного и рентгенологического обследования. Тактика лечения определяется основным заболеванием, может включать в себя консервативные (дегидратационную терапию, антибиотикотерапию, прием миорелаксантов) и оперативные лечебные мероприятия.

Общие сведения

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных представляют собой синдром, сопутствующий многим заболеваниям, в том числе врожденным и наследственным. Двигательные расстройства, проявляющиеся с момента рождения, могут сохраняться в течение дальнейшей жизни, становиться причиной задержки умственного и физического развития, что, в свою очередь, способствует росту детской инвалидности. Именно поэтому так важна своевременная диагностика нарушения мышечного тонуса у новорожденных и лечение основной нозологии. При этом еще более значимую роль играет профилактика подобных расстройств, поскольку правильное внутриутробное развитие плода в значительной степени зависит от особенностей организма матери и условий ее жизни.

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных

Причины

Двигательные нарушения у новорожденных всегда связаны с дисфункцией на уровне центральной нервной системы (головной и спинной мозг), либо на уровне периферических нервов, идущих непосредственно к мышцам. Как правило, имеет место повреждение клеток головного мозга внутриутробно или в родах. Природа такого повреждения может быть травматической, гипоксической или инфекционной. В результате повреждения часть нейронов погибает или начинает функционировать неправильно. Кроме того, многие травмы приводят к повышению внутричерепного давления, вследствие чего часто наблюдается гипертонус.

Также встречаются наследственные и врожденные неврологические заболевания, в клинике которых имеют место не только нарушения мышечного тонуса у новорожденных, но и другие проявления. Возможны аномалии развития нервной системы, которые формируются, в том числе, и под воздействием тератогенных факторов во время беременности, например, при курении или употреблении алкоголя. Определенную роль играют имеющиеся у матери хронические заболевания, в частности сахарный диабет. В педиатрии одним из наиболее серьезных диагнозов, в клинике которого всегда присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, является детский церебральный паралич.

Симптомы

Признаки двигательной дисфункции различаются в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса. Повышенный тонус проявляется общей напряженностью ребенка, что часто может обнаружить мама малыша. Ручки пациента сжаты в кулачки, ножки поджаты к туловищу. Попытки развести ручки и ножки в стороны вызывают беспокойство и плач. Такие дети обычно плохо спят и плохо сосут грудь, часто срыгивают. Характерно положение во время сна с запрокинутой головой. В случае асимметричного гипертонуса (мышечной дистонии) напряжение мышц наблюдается только с одной стороны или локально, в конкретной области тела.

Синдром мышечной гипотонии проявляется мышечной слабостью. Степень слабости может различаться от незначительной до выраженной. Ребенок выглядит вялым и мало двигается. Ножки расслаблены, возможно их чрезмерно широкое разведение без какого-либо беспокойства со стороны пациента. Характерна поза лягушки, когда ножки ребенка разведены и согнуты в коленях, а стопы прижаты друг к другу. При выраженной мышечной гипотонии слабость распространяется также на мускулатуру лица и жизненно важных органов, что может проявляться нарушениями дыхания, сосания и глотания. Гипотонус новорожденных в пассивном положении иногда сменяется резким повышением мышечного тонуса при движениях. В этом случае говорят о мышечной дистонии.

Диагностика

Первичный осмотр педиатра дает возможность выявить признаки нарушения мышечного тонуса у новорожденных. Осмотр невролога в плановом порядке осуществляется в роддоме, специалист ставит первичный диагноз на основании клинических проявлений. Обязательно проведение рентгенографии черепа ребенку и МРТ головного мозга, что часто позволяет обнаружить кровоизлияния, опухоли, аномалии развития, которые могут являться причиной нарушения мышечного тонуса у новорожденных. При необходимости назначают генетическое картирование, поскольку причиной развития синдрома часто становятся генетические заболевания.

ЭЭГ выполняется для исключения очага патологической электрической активности в головном мозге. Анализы крови и мочи, в том числе развернутые, позволяют обнаружить различные изменения воспалительного и инфекционного характера, а также заподозрить врожденные метаболические расстройства.

С этой же целью осуществляется сбор семейного анамнеза. Примерами метаболических нарушений служат болезнь Вильсона-Коновалова, болезнь Ниманна-Пика, гомоцистинурия, синдром Ретта, лейциноз и многие другие заболевания. Нарушения мышечного тонуса у новорожденных всегда являются частью общей картины конкретной нозологии, поэтому первоочередной задачей специалистов становится постановка основного диагноза, который и определяет тактику лечения.

Лечение нарушений мышечного тонуса у новорожденных

Терапия синдрома определяется основным диагнозом. При инфекционных заболеваниях требуется назначение антибиотиков и противовирусных препаратов. Показана дегидратационная терапия с целью нормализации внутричерепного давления. После подтверждения диагноза той или иной болезни обмена проводится специфическая терапия. Во всех случаях обязательной частью лечения являются нейропротекторы. Для устранения гипертонуса используются миорелаксанты. Наряду с симптоматическим действием препараты этой группы позволяют уточнить прогноз, поскольку в случае тяжелых нарушений мышечного тонуса у новорожденных лекарственные средства становятся неэффективными. При обнаружении аномалий нервной системы, опухолей и других органических патологий показано оперативное лечение.

Прогноз и профилактика

Профилактика возможна только до рождения ребенка. Риск развития двигательных нарушений у новорожденного снижается при отказе от вредных привычек, своевременной диагностике и лечении соматических заболеваний матери, УЗИ-диагностике плода, а также планировании беременности при известном высоком риске наследственной патологии. Значительная часть заболеваний, в клинике которых присутствуют нарушения мышечного тонуса у новорожденных, имеют хроническое течение и неизбежно оказывают влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, снижая дальнейшее качество жизни пациента, поэтому прогноз остается сомнительным.

Нарушения мышечного тонуса у новорожденных – лечение в Москве

Низкий тонус (мышечная гипотония, гипотонус) встречается у новорожденных и детей старшего возраста довольно часто.

Данная патология возникает в результате усиленного или недостаточного сокращения мышечных волокон. Любые нарушения тонуса, будь то дистония, гипертонус или гипотонус – являются признаком заболеваний центральной нервной системы и головного мозга.

В каких случаях можно заподозрить у малыша гипотонус

  • Родителям стоит обратить внимание, если ребёнок лежит в позе «лягушки» с выпрямленными руками и ногами. Для новорожденных малышей свойственны поджатые ручки и ножки к телу. 
  • Проблемы с кормлением, ребёнок отказывается от груди, плохо сосёт, часто срыгивает.
  • Плохой сон, бессонница.
  • Тремор (подрагивание) подбородка и конечностей.
  • В 3-4 месяца отсутствует хватательный рефлекс, не удерживает предметы в руках.
  • Не держит голову в 3-4 месяца, не поворачивает её.
  • По достижении полугода не переворачивается и не сидит самостоятельно.
  • В 7-9 месяцев кроха не хочет ползать на четвереньках.
  • Ребёнок вялый, неэмоциональный.
  • Не ходит в возрасте полутора лет (18 месяцев).

Далее у детей старшего возраста происходит задержка крупной моторики и развития речи. Ребёнок может быстро уставать, трудно справляется с выполнением стандартных упражнений, предпочитает сидеть. Также ему бывает трудно держать спинку прямо. В последствии дети с не леченным гипотонусом могут испытывать затруднения в обучении и образования.

Установить диагноз и назначить лечение может только детский невролог.

Причины пониженного тонуса

Гипотонус – это не болезнь, а симптом какого либо неврологического нарушения.

К возможным причинам относят:

  • Очень часто данная патология встречается у недоношенных детей и детей, родившихся в положенные сроки, но с низкой массой тела (менее 3х кг). У таких деток тонкая кожа, много пушковых волос, пониженная температура тела.
  • Часто нарушение мышечного тонуса могут быть следствием осложнения во время беременности или родов.
  • Генетические синдромы и различные пороки развития: синдром Дауна, синдром Марфана, синдром Вильямса, ДЦП.
  • Вирусные и/или инфекционные заболевания новорожденного.
  • Переизбыток в организме витамина D.

Лечение при низком тонусе

Первичная форма гипотонии (врождённая форма), которая не зависит от наличия хронических заболеваний или неврологических расстройств в организме хорошо  поддаётся лечению, если своевременно обратиться к врачу-неврологу.

Лечение назначается после:

  1. Сбора анамнеза
  2. Осмотра
  3. Проведения дополнительных методов исследований (по показаниям).

При необходимости детский врач может назначить медикаментозную терапию в комплексе с другими методами.

Самым эффективным и безопасным методом лечения гипотонии является мануальная терапия в комплексе с массажем. И чем раньше будет начато лечение новорожденных детей с пониженным тонусом, тем выше результат и меньше последствий патологии.

Преимущества мануальной терапии у детей:

  1. Своевременно проведенный курс мануальной терапии позволяет стабилизировать нарушения мышечного тонуса.
  2. Профилактировать нарушения осанки в более старшем возрасте у ребёнка.
  3. Наши врачи-неврологи используют мягкие мануальные техники, атравматичные методы, исключающие рывковые движения, тракции, манипуляции.

Добавить комментарий