Ребенок пропускает гласные при письме как это исправить

Здравствуйте, сегодня поговорим о пропусках букв учениками начальной школы.

Замечу, что пропуски бывают с 1 класса и по 4 класс. Чтобы исправить проблему, надо “знать её в лицо”. Проанализируйте тетради своего ребёнка, и вы увидите, что пропускают дети чаще всего гласные.

Действительно, прочитать-то и понять слово можно почти без гласных букв . ПРДМТ-предмет, УЧНК-ученик, ЯБЛК-яблоко и т.д. Это и мешает детям увидеть ошибку. Они читают слово правильно, а оно написано неправильно. Невнимательность? Да, Логопедические нарушения-да.

Ваш ребёнок пропускает буквы при письме? Это можно предотвратить .

Как исправить? Как этого не допустить?

В 80-е годы прошлого века (!) была широко известна педагог новатор, Учитель начальных классов, Софья Николаевна Лысенкова. В чем было её новаторство? Она создала методику опережающего обучения. Почитайте о ней, это интересный подход, который , к сожалению, сейчас незаслуженно забыт. Почитайте её книгу “Когда легко учиться”.

Один из её методических приёмов, который я сейчас пропагандирую-предотвращение пропусков букв при письме. Пользовалась я этим приёмом на уроках и советовала его родителям лет 40, что работала в школе. И каждый раз- с огромной благодарностью Софье Николаевне.

В чем суть этого приёма, которым легко исправить и предотвратить пропуск букв?

Элементарно просто. Ребёнок должен комментировать, то есть проговаривать вслух ВСЁ, что он делает и пишет, в том числе на доске на уроке, в том числе и на математике. Но особым способом, о котором чуть ниже.

Почему проговаривание- “ведение”, как называла его Софья Николаевна, даёт отличные результаты , если оно вошло в привычку?

Вот вы проверяли своего ребёнка, кто он в большей степени-визуал, аудиал или кинестетик? И я не проверяла своих детей и внуков, а уж детей в классе- и тем более. Поэтому мы не знаем, как он лучше понимает и запоминает- зрительно, на слух или механически. Поэтому у малышей надо использовать все три вида восприятия, какой надо, тот и сработает.

Ребёнок просто читает вслух слово, да ещё и пальчиком следит-уже видит, слышит, ощупывает, и во рту у ребёнка идет механическое движение.Всё одновременно причём.

А если и пишет с проговариванием в 1 классе, а во 2-3-4 классе ещё и с объяснением орфограмм, то добавляется осознанное движение рукой, которому даёт команду мозг и речь. А также улучшается внимание и самоконтроль.

Покажу на примере суть лысенковского проговаривания, как это должен делать ребёнок в 1-2 классе.

1. Читаю: КАКТУС.

2. Пишу: КА-гласная буква А, К-замочек, ТУ-гласная буква У, С-замочек.

(Одиночные согласные, конечно же, он называет звуками !! Согласные в составе открытого слога НИКАК не выделяет, читает слог и называет гласную букву.Одновременно с чтением пишет то, что говорит)

1. Читаю: ВОДА. Можно ошибиться и написать ВАДА. Безударная гласная бука О. Проверочное слово-ВОДНЫЙ, значит напишу ВОДА.

2. Пишу ВО-гласная буква О, ДА-гласная буква А.

1. Читаю: КНИГА.

2. Пишу: К, пишу НИ-гласная буква И, ГА-гласная буква А.

Потренируйтесь с ребёнком писать с проговариванием гласных и называнием согласных “замочек”, если они замыкают открытый слог, поделайте это в системе и большинство ошибок , даже логопедических, уйдут сами собой.

Кстати, при таком способе проговаривания ребёнок перестанет путать гласные и согласные, что очень важно при изучении многих орфограмм в дальнейшем.

Удачи вам и лёгкой плодотворной работы с вашими любимыми детками!

Комментируйте, ставьте палец вверх, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал, если статья понравилась.

Учителя говорят: примерно у 27% учеников наблюдается дисграфия.

Учителя говорят: примерно у 27% учеников наблюдается дисграфия. Под этим термином понимают ошибки, допускаемые при письме, в том числе пропуск определенных букв. Взрослый человек пишет без труда, навыки письма у него автоматизированы. А ребенку порой трудно справиться с такой задачей.

Письмо – сложная, многоуровневая разновидность языковой деятельности. Когда мы пишем, задействуется несколько типов анализаторов: речевой, слуховой, зрительный, двигательный. Если у ребенка хорошо развита речь, он редко допускает грамматические ошибки.

УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИИ: РАБОТА НАД ВОСПРИЯТИЕМ СЛОВ

Задача педагога – научить детей различать и группировать звуки. Ребенок должен знать, как обозначают звуки в общем речевом потоке. Тогда он сможет развить письменную речь. Для правильного написания слов надо прислушиваться к звукам. Дети должны уметь выделять их из речи. Немаловажно научить узнавать последовательность звуков. Ребенок должен осознавать, что каждая буква имеет свой звук.

Следует развивать ассоциации. Учитель может попросить прорисовать буквы в воздухе. Чтобы написать предложение без ошибок, надо проговорить его по слогам, выстроить в собственных мыслях. В этом случае также важно запомнить порядок слов.

Слуховое различие звуков развито не у всех. Некоторые дети неправильно произносят слова, потому что их трудно научить анализировать звуки. Такие школьники и дошкольники не могут быстро овладеть письмом. Еще под термином «Дисграфия» понимают расстройство письменной речи, вызванное распространенными ошибками. Если родители обнаруживают признаки этого явления у детей, стоит обратиться к логопеду.

А можно попытаться решить проблему самостоятельно. Чтобы обучить дошкольника письму, надо проанализировать его проблему и принять меры. Самое распространенное проявление дисграфии – пропуск букв. Например, вместо слова «собака» ребенок пишет «сбака», вместо «кошка» – «кшка», вместо «ложка» – «лжка».

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ?

Есть много причин такого явления.

1. У некоторых детей не сформировано внимание, они часто отвлекаются. Гиперактивность – возможная причина проблемы. Дошкольники часто не контролируют свое поведение, они неспособны концентрироваться на чем-либо, периодически отвлекаются. Ребенок всегда должен быть собранным и ему следует развивать внимание.

2. Недостаточная развитость звукового анализатора, из-за которой дошкольник не может определить последовательность букв, посчитать количество слогов и звуков в предложениях. Он не может составить слово из букв или предложение из слов, не может определить количество звуков. Чтобы ребенок мог самостоятельно написать слово, вначале он должен представить его в уме (причем не только образ, но и буквы). К примеру слово «нога» состоит из 4 звуков. Чтобы школьнику было проще понять это, надо попросить его пропеть слово.

3. Плохое произношение звуков, неспособность различать их – еще одна причина дисграфии. Если дети не произносят звуки, соответственно они не могут обозначить их на листе бумаги. Это причина пропуска букв в словах. Неспособность различать слоги – следующая причина дисграфии. Некоторые слова кажутся детям непонятными. Слова «экскурсовод», «баскетбол», «акваланг» имеют сложную грамматическую структуру, из-за чего школьник не может определить последовательность звуков. В результате возникают трудности с анализом слов, ребенок пропускает определенные буквы и даже слоги.

4. Дети часто пропускают буквы в словах, с которыми незнакомым. Слабые навыки языкового анализа проявляются пропуском гласных или согласных букв в конце. Решить проблему помогают специальные упражнения.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДИСГРАФИЮ: НЕСЛОЖНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Школьнику нужно повторить каждое из представленных слов и объяснить их значение. Пример: чернослив, шляпа, мост, пират, сумерки (в идеале каждое слово сопровождается иллюстрацией). Упражнение поможет выработать визуальное восприятие. Для развития памяти надо менять число слов, их падеж. Игра слов поможет развить навыки письма.

Упражнение 2. Задача ученика – понять слова, которые взаимосвязаны, произнести их громко и внятно. Учитель убирает второе слово в каждой паре. Ориентируясь на первое, ребенок называет второе слово. Примеры: рыба – сом, цветок – роза, море – медуза.

Упражнение 3. Следует попробовать задание на улучшение фонематического восприятия. Учитель называет слово, выговаривает звуки, ученик повторяет слова по звукам, после чего показывает каждый звук на пальцах и проговаривает его, записывает каждый звук и обозначает цифрами, затем произносит слово целиком. Таким способом нужно разобрать много слов.

Упражнение 4. Учитель прохлопывает количество звуков, ребенок проделывает то же самое, подсчитывает звуки, затем называет слово целиком. Надо определить место звука в названном слове, обозначив его цифрой.

Упражнение 5. Учитель произносит слово, ребенок внимательно слушает гласные звуки. Школьник получает задание «поколдовать» над звуками. Например, «а» превратить в «о» или «е» в «и». После этого произнести слова, которые получились, изменения зафиксировать у себя в памяти. Благодаря такому упражнению ребенок запомнит звуки.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Это, скорее, игра, она называется «Перебрасывание мяча». Педагог называет слово по буквам, на каждый звук бросает мяч школьнику, ребенок повторяет звуки и бросает мячик обратно. В завершении игры школьник подкидывает мяч и называет слово целиком. Его задача – обозначать звуки, сопоставлять слова, выделенные из звукового фона. Затем нужно по порядку произносить слова, после чего проговаривать номера звуков.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Оно называется «Превращение слов». Взрослый называет слова, ребенок внимательно слушает. Задача школьника – хорошенько подумать и подобрать похожие. Например слово «пена» можно превратить в «пенал», «каску» в «краску», имя «Ася» в имя «Вася».

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Надо научить дошкольника определять количество звуков. Лучше начинать с простых слов и переходить к более сложным. Слово «кот» взрослый произносит по звукам, ребенок понимает, что в этом слове 3 буквы и 3 звука.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Это игра «Посчитай буквы». Школьник называет каждую букву по номеру в слове. Взрослый диктует по 2 слова, например «сом» и «кот». Задача ребенка – назвать третью букву. Можно усложнить задачу и продиктовать по 2 слова из 4 букв, например «слон» и «крот». С помощью упражнения, школьник научиться мысленно воспроизводить и правильно писать слова, также он запомнит их лексические значения.

Представленные упражнения также направлены на развитие концентрации внимания. Если школьник будет проделывать их регулярно, сможет научиться удерживать буквенную структуру слов у себя в мыслях.

Для полноценного овладения языком дети должны чувствовать образы слов. Следует знать, что некоторые слова однокоренные. Чаще всего ученики пропускают буквы, когда не знают, что обозначают данные слова.

Еще одна возможная причина – неразвитость концентрации внимания. Таким образом, школьник не может определить, что именно неправильно написано в слове. А, возможно, у ребенка настолько развито воображение, что когда он слышит слова, сразу рисует их образы у себя в мыслях. Тогда не возникает символического, буквенного обозначения предмета (понятия, явления).

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1

Помогут упражнения, позволяющие сформировать образ слов. Взрослый называет 2 слова, например «арбуз» и «кот». Оба пишутся в столбик, напротив каждой буквы обозначается характеристика предмета (животного). А – алый, Р – растущий в поле, Б – большой, У – укатишь его домой, З – зеленая кожица. Слово «кот»: К – красивый, О – очень добрый, Т – теплый.

Чтобы упражнения дали хорошие результаты, надо попросить ребенка отчетливо проговаривать слова. Благодаря простым заданиям, школьник выучит звуковую и грамматическую структуру слов, научиться правильно расставлять ударения, а также выделять окончания.

Упражнение 2

Следующая игра называется «Письмо». Взрослый диктует короткие предложения. Ребенку нужно выделить из слов гласные и согласные. В первом случае вместо гласных надо ставить черточки, во втором – вместо согласных. Благодаря такому упражнению школьник лучше поймет роль гласных и согласных звуков. Он станет более внимательным, избирательным в письменной речи. Вначале надо разбирать простые предложения, затем переходить к более сложным.

Упражнение 3

Следующая игра называется «Робот». Школьник выступает в качестве такового. Взрослый является конструктором, он пишет слова не полностью, воспроизводит либо середину, либо начало, либо концовку, пропущенную часть обозначает чертами.

Конструктор будет как бы испытывать робота – диктовать ему слова. Задача ребенка – включить воображение, дописать слова до конца. Если у него это не получится, пусть допишет только 2 последние буквы. После такой игры школьнику будет проще писать слова, он не станет пропускать буквы в начале и конце слов.

Упражнение 4

Следующее увлекательное упражнение называется «Словесные цепочки». Надо поставить цепочки слов так, чтобы последний слог оказался первым. Арбуз – бузина – народ – один – иностранец и т. д. Такое упражнение учит мыслить логически, с его помощью можно развить воображение.

Простые приемы помогут улучшить языковое развитие ребенка. Представленные упражнения увлекательные, полезные, подходят как для школьников, так и для дошкольников. Не сомневайтесь, ребенку они понравятся! Интересные игры позволят устранить элементы дисграфии, в том числе пропуск букв и целых слогов.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать

Учитель снова и снова делает замечание о том, что ребенок невнимательный, рекомендует дома больше писать под диктовку. Ответственные родители стараются помочь своему школьнику. Но нелепые ошибки повторяются снова и снова, а вместо успехов в улучшении письменной речи получают слезы ребенка от неудач, отрицательное отношение к письму, проблемы с самооценкой у ребенка и потерю мотивации к процессу письма.

Мальчик пишет

Чаще всего такая проблема в полной мере проявляется, когда ребенок идет во 2 класс. Хотя ошибки можно заметить уже в последней четверти первого класса. Когда дети, изучив азы письменной речи, переходят к упражнениям, которые требуют большей скорости письма.

К огромному сожалению, школьные логопеды зачастую не используют нейропсихологический подход к анализу трудностей обучения в школе. И не  ставят диагноз «дисграфия» при подобных трудностях. А значит ребенок не получает должную помощь и проблема перерастает в дизорфоргафи.

А подобные трудности в последние годы все чаще и чаще встречаются у детей, у которых в целом нет проблем с развитием психических функций, у детей с высоким уровнем интеллекта.  Например, родители сталкиваются с тем, что ребенок «не может сконцентрироваться на выполнении задания», «считает ворон на уроке», «додумывает слова при чтении».

И вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть такие трудности педагоги и логопеды  дают совет родителям больше писать, больше читать, лучше воспитывать и построже относиться к выполнению домашних заданий.

Почему ребенок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

  • Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

Важно: Родителям важно знать, что  для поддержания работоспособности, детям дошкольного и младшего школьного возраста очень важна мотивация. Поскольку зоны мозга отвечающие за волу сформированы не окончательно, ребенку должна быть интересна деятельность, для поддержания должного уровня внимания. Другими словами ребенку гораздо труднее, чем взрослому делать что-либо, тогда когда «надо», но не интересно.

  • Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).

Маленький мальчик не хочет делать уроки

  • Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
  • Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • Серийная организация движений.
  • Программирование и контроль акта письма.

За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Учительница занимается с девочкой в классе

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

—       Ребенок пропускает буквы (слоги)  или их элементы, или наоборот вставляет лишние.

—       Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.

—       Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»

—       Пишет слитно слова.

—       Забывает поставить точку в конце предложения.

(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)

Учимся не пропускать буквы

Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.

Мальчик у школьной доски

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений).  ⠀

  1. «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀
  2. «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀
  3. «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
  4. «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀
  5. «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
  6. «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
  7. «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.
  8. «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀
  9. «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей)  в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
  10. «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.
  11. Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25.  Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно,  Приложение каждый  раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
  12. «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.

Мама делает уроки с ребенком

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Ольга Шумская

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Причиной таких ошибок является недостаточное развитие фонематического слуха у ребенка ещё в дошкольном возрасте. Ребенку во время не объяснили, что в слове есть звуки, и звуки эти разные. Ещё до школы, детей учат самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Если Ваш ребенок уже школьник, то ему нужно объяснить,что буквы- это знаки, которые обозначают определенные звуки, и, если мы в слове пропустим какую-нибудь букву, то это уже будет не слово. Пусть во время письма озвучивает (можно про себя)каждую написанную букву : для проверки- получится ли слово, которое он пишет (или он пропустил какой-то звук в слове, все ли звуки на месте). А дома упражняйте его во время письма громко произносить (комментировать) что он пишет, то есть озвучивать все звуки в словах.

Для развития фонематического слуха, чаще читайте книжки вслух.Можно проводить различные игры со звучащими словами: “Какой звук потерялся?”- произносите знакомые ребенку стихи, например, “Зайку …росила хозяйка”, ребенок должен восстановить пропущенный звук в слове; игра “Короткие и длинные слова”- показать ребенку, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах, разное их количество: есть короткие слова -мало звуков, есть длинные – много звуков. Здесь можно использовать разрезные схемы обозначающие звуки из Азбуки: каждый звук обозначаете на столе выкладыванием квадратика определенного цвета (красные гласные, синие согласные, зеленые- мягкие согласные).

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму – это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что
– недостаточно развит фонематический слух,
– слабо развито внимание,
-низкий уровень самоконтроля.
К счастью, все эти проблемы успешно решаются. Разберемся в каждой из них подробнее.

Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.

Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ ц] и путает буквы их обозначающие.
При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы.
Упражнения при пропуске букв из-за нарушения фонематического слуха.
1)”Подсчет звуков в слове.”
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.

Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, “Развивающие игры для развития фонематического слуха”.
А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа.
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные .

Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.

Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.

Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.

Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.

2)«Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
– Какой по счету звук [б] в слове рыба?
– Назови третий по счету звук в слове рыба.

Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.

Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

Упражнения:
1)«Найди ошибку»
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.

Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.

Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:

2)«Сравнение правильного и неправильного слова»

Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.

Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.

3)«Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например:анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.
Это малая часть того, что Вы можете сделать.Пробуйте, занимайтесь и все получится.

Добавить комментарий