В личностной диагностике применяются идеографические методы, к ним относятся репертуарные личностные методики. Автор методик Джордж Келли назвал их репертуарными решетками, потому что при диагностировании получается матрица, которую заполняет психодиагност или испытуемый. В столбиках расположены объекты, которые оценивает испытуемый. Объектами могут быть разнообразные предметы, явления, отношения. Все, что представляет интерес для психолога и кажется, на его взгляд, существенным для выявления свойств, оценок человека. Строки матрицы являются конструктами — шкалами, по которым определяется отношение человека к окружающему миру. Каждый элемент оценивается по отдельному конструкту.
Суть метода репертуарных решеток
Метод репертуарных решеток заключается в том, что в решетку группируются элементы по определенным правилам. В результате из элементов образуется область исследования, все они связаны единым образом, примерно, как репертуар ролей в пьесе. В самых первых исследованиях Келли элементы выражались именно в виде репертуара ролей, на место которых испытуемый мысленно определял своих знакомых людей.
Ролевой метод личностных решеток помогает выстроить индивидуальные шкалы оценки, в которых человек выражает свое отношение к миру, оценивая конструкты. Это дает возможность психологу — диагносту оценить, насколько тесна связь между конструктами, определить ее направленность, выявить главные параметры, которые лежат в основе конкретных оценок (глубинные конструкты). Психолог выстраивает общую систему конструктов, которая необходима при описании оценок и отношений человека. Эта методика хороша тем, что к данным, полученным от одного человека, можно применить методы, которые используются для анализа групповых данных.
Данная методика — это вид диагностического интервью, которое проводится по строгим правилам.
Методика гибкая, получаемые сведения качественные, их много, поэтому при помощи метода репертуарных решеток можно решать широкий круг психологических задач, которые находятся в области психологического консультирования, в системе образования, в профориентации.
Уникальный человеческий опыт реконструируется, определяется система показателей, помогающая в оценке окружающего мира, происходящих событий, в прогнозировании будущих ситуаций. Если элементами решетки являются люди, то конструкты — это отражение личностных качеств человека, его отношение к окружающим его людям и к самому себе. Грамотное использование методики позволяет выявить представления человека о себе, об окружении, выстроить иерархию личностных качеств человека в отношении окружающего мира.
Келли считает, система конструктов помогает человеку осуществлять контроль над событиями и адаптироваться к ситуации. Своей задачей исследователь ставил выделить, реконструировать уникальные системы представлений индивидов, чтобы познать своеобразие личности каждого. Как правило, данная методика применяется вместе с другими методами диагностирования: личностными опросниками, проективными техниками. Тогда в одном исследовании объединяются стандартизированные методики и идиографические описания.
Теория Келли
Метод репертуарных решеток — способ реализации теории Келли, которую он выдвинул в 1950-е гг. Дж. Келли утверждал, что цель психологии не в изучении процессов переработки данных, поступающих из внешнего контура, а в объяснении внутреннего целостного образа мира человека, который он выстраивает мысленно.
Конструкт — основное понятие теории, биполярный признак, противопоставленные понятия. Например, добрый-злой, умный-глупый, учитель-ученик.
Келли дал важные характеристики конструкту. Объединение в конструкте двух функций: обобщения и противопоставления. Объединяя элементы по одному полюсу конструкта, одновременно признается отсутствие у них противоположного полюса конструкта. Например, если человек считается злым, мы не ждем от него проявления доброты. Еще одной важной характеристикой конструкта является наличие диапазона пригодности. Возможности конструкта ограничиваются определенным количеством элементов. Например, конструкт «старый-новый» может быть использован для описания вещи, но не может применяться для описания планеты. Конструкт «простой-составной» может использоваться при описании чисел, но не пригоден для описания живописных картин.
Однако, одни и те же элементы можно характеризовать при помощи разных конструктов, поэтому важным является выявление собственных, индивидуальных показателей человека, по которым идет восприятие элементов. Тогда будут получены гарантированно точные и психологически значимые результаты. Если навязывать человеку существующие оценочные шкалы, можно получить экспериментальные артефакты, которые не имеют отношения к характеристикам конкретного индивида. Поэтому еще один смысл диапазона пригодности связан с необходимостью выявления индивидуальных шкал.
Оценивание не обязательно может быть осуществлено через противопоставление, хотя конструкт и является биполярным. Конструкт — это дробная шкала, на которой распределяется каждый элемент в диапазоне его пригодности. Не следует представлять конструкты как изолированные образования в сознании человека, все они взаимосвязаны и имеют взаимодействие, образуя системы. В связи с тем, что конструкты объединяются, они приобретают новые системные качества. В системе отношения устанавливаются вертикально и горизонтально. Горизонтальная взаимосвязь — это взаимосвязь между конструктами одного уровня, вертикальная — между конструктами разных уровней. Существуют еще отношения между подсистемами конструктов. Чтобы выявить типы взаимодействия конструктов используют специально разработанные способы и техники построения репертуарных решеток.
Техника построения репертуарных решеток
Любое построение решетки начинается с выбора элементов. Элементы — это область, в которой работает психолог. Они подбираются с учетом охвата всего исследуемого пространства. Например, анализ межличностных отношений человека требует в качестве элементов внести всех окружающих его людей разных типов отношений. Если исследуется отношение ученика к учебным предметам, то элементами будут все школьные предметы. Все элементы должны находиться в диапазоне пригодности конструктов, которые выявляются. Если исследуется проявление интереса к различным профессиям, то элементами будут профессии, другие виды деятельности здесь не уместны.
После подбора элементов, выявляются конструкты. Здесь необходимо остановиться на методе триад, предложенном Келли. Испытуемому предлагаются элементы, выписанные на карточках (карточная форма метода триад). Поэтапно человек получает три карточки с элементами. Он должен назвать качество, которое было бы сходным с двумя элементами и отличаться от третьего из предложенных. Ответ фиксируется и определяется как полюс конструкта (полюс сходства). Далее человек должен назвать, в чем состоит отличие третьего элемента от приведенного им качества. Ответ является противоположным полюсом конструкта. Затем человек оценивает другие элементы, не вошедшие в триаду, и называет те, которые обладают названным им качеством.
Психолог может предъявить столько триад элементов, сколько ему необходимо для проведения исследований.
Табличная форма выявления конструктов представляет собой столбики, куда занесены элементы. В каждой строке особо отмечены триады. Поэтапно вопросы задаются в отношении триады каждой строки, так же как и в карточной форме. Выявленный полюс конструкта заносится в конце каждой строки, а у элементов, объединенных в триаду, по выявленному качеству ставится знак, у третьего элемента ничего не ставится. Затем определяется противоположный полюс конструкта, также записывается в конце строки. Наконец оцениваются другие элементы, и значками отмечаются, обладающие выявленным качеством.
Рисунок 1. Таблица выявления конструктов
Метод триад — не единственный способ выявления противоположного полюса. Психолог Эптинг выяснил, что явные контрасты могут быть выявлены тогда, когда испытуемого просят прямо назвать полюс, который противоположен полюсу сходства. То есть используют не три, а два элемента. Метод диад упрощен, поэтому его можно использовать при проведении исследований, в которых участвуют дети или люди с отставанием умственного развития.
Конструкты, которые выявляются должны удовлетворять требованиям, предложенным Келли:
- проницаемость. Возможность оценки не только тех элементов, которые выявлены, но и других, использующихся в диагностике, элементов;
- отражение субъективных представлений и оценок, независимо от того являются они правильными или нет;
- понятность;
- необходимость определения сразу двух полюсов, так как толкование одних и тех же понятий может быть разным. Например, слово «равнодушный» одни люди толкуют как «безразличный», другие — как «безэмоциональный». Соответственно противоположным полюсом для первого понятия будет «отзывчивый», для другого — «эмоциональный».
При диагностике возможны такие случаи, когда называются конструкты, которые по характеру исследования не подходят. Например, психолог хочет сопоставить ролевые персонажи по личностным качествам, а испытуемый называет признаки поверхностного плана (они в одинаковых рубашках, они работали в одном цехе), неопределенные признаки (с ним сложно договориться), избыточные признаки (они похожи,потому что китайцы). Тогда психолог просит назвать еще какую-нибудь важную черту.
Конструкты анализируются не только качественно, но и количественно. Качественный анализ — это содержательная сторона конструктов, их распределение по признакам и задачам исследования. Для количественного анализа применяются вычислительные методы: вычисление корреляций между разными конструктами, подсчет баллов совпадений, определение расстояния между элементами и конструктами.
Часто репертуарные решетки Келли были несимметричными из-за того, что испытуемый оценивал элементы с помощью одного полюса.
На смену пришел другой метод — метод ранговых решеток. Его предложила Филлида Салмон. Конструкты вписываются в отдельные карточки, имеющие свой номер на лицевой стороне. Каждый элемент тоже заносится в отдельную карточку с номером на обратной стороне. Карточки с элементами раскладываются на столе перед испытуемым. Далее ему предлагается карточка с конструктом под № 1. Человек должен назвать или показать элемент, более всего соответствующий предъявленному конструкту. Карточка с названным элементом откладывается. Следующий этап — те же действия. Убирается еще одна карточка. Процедура повторяется, пока на столе не останется одна карточка. Произведено ранжирование карточек с элементами по конструкту № 1, результаты размещаются в таблице:
Рисунок 2. Порядковые номера выбора элементов по каждому конструкту
Эта таблица преобразуется, получается следующая таблица, где каждый элемент проранжирован по каждому конструкту. Находим в первой таблице порядковый номер первого элемента по первому конструкту — 5. Значит его ранг равен пяти, записываем его на пересечении первого столбика и первой строки во второй таблице. Второй элемент — 11, записываем на пересечении первого столбика и второй строки и т. д. В результате мы получаем матрицу с элементами, имеющими ранг по каждому конструкту. Далее можно вычислить коэффициент ранговой корреляции между каждой парой конструктов.
Рисунок 3. Ранги элементов по каждому конструкту
Существуют и иные способы выявления конструктов: метод пирамид, лестницы, самохарактеризации. При анализе используются методы компьютерной обработки.
Репертуарные методики применяют относительно недавно. Они являются эффективными средствами при проведении личностной диагностики. В нашей стране репертуарные методики применял М.Ю.Кондратьев при исследовании процесса вхождения подростка в группу. Он подготавливал карточки. Их количество было равно количеству членов группы. На каждой карточке записывалась одна фамилия. Ученый использовал метод триад. Именно при помощи этого метода можно понять, на каком этапе адаптации находится диагностируемый ребенок.
У метода есть свои сторонники и противники в разных сферах практической психологии. Следует подчеркнуть, что этот метод будет полезен профессионалу, хорошо владеющему им.
Лекция + практическое занятие
МЕТОДЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ГЛУБИННЫХ ЗНАНИЙ из памяти эксперта
Метод репертуарных решеток (метод Дж. Келли) и его применение для выявления конструктов
Конструкт – это некоторый признак или свойство, по которому два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов.
Репертуарная решетка (РР) теоретически представляет собой матрицу.
Каждому столбцу РР соответствует определенная группа объектов (элементов): люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета.
Строки РР соответствуют т.н. конструктам.
Ограничения вид репертуарных решеток:
–строки могут быть разной длины,
–отсутствующие значения свойств нулями не заменяются.
Метод репертуарных решеток (метод Дж. Келли) и его применение для выявления конструктов
Факторы |
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
Близость |
Хорошее |
Безопас |
Зоны |
Упр |
(понятия |
оборудо |
последова |
обращени |
ность |
склад- |
ав. |
|||
ПО) |
|||||||||
вание |
тельных |
е рабочих |
ия |
мате |
|||||
Конструктор |
|||||||||
1 |
1 |
0 |
1 |
уч-ов |
0 |
0 |
0 |
р-и |
|
Воздействие на |
1 |
0 |
|||||||
поток |
|||||||||
(влияет / нет) |
|||||||||
Ранг фактора |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
(важный / нет) |
Следующие конструкты…..
Конструкт (Воздействие на поток) имеет два полюса:
•влияет на поток (+1)
•не влияет на поток (0)
При использовании двухполюсных конструктов мы получаем бинарную шкалу для оценки свойств объектов.
Репертуарная решетка в этом случае будет бинарной матрицей
Метод репертуарных решеток (метод Дж. Келли) и его применение для выявления конструктов
Репертуарная решетка при оценки конструктов по 5-ти бальной шкале
Факторы |
Ф1 |
Ф2 |
Ф3 |
Ф4 |
Близость |
Хорошее |
Безопас |
Зоны |
Упр |
(понятия |
оборудо |
последова |
обращени |
ность |
склад- |
ав. |
|||
ПО) |
|||||||||
вание |
тельных |
е рабочих |
ия |
мате |
|||||
Конструктор |
|||||||||
3 |
3 |
1 |
2 |
уч-ов |
0 |
1 |
1 |
р-и |
|
Воздействие на |
3 |
1 |
|||||||
поток |
|||||||||
Ранг фактора |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
0 |
3 |
С помощью репертуарных решеток
Аналитик создает рейтинговые шкалы, позволяющие отражать мнение Эксперта о силе связей между отдельными понятиями предметной области
Автоматизированные системы для построения репертуарных решеток
ПЛЭНЕТ (PLANET). ИТС (ETS).
КИТТЕН
Пример репертуарной решетки (1-2-3- 4-5) для оценки персонала организации
Анализ репертуарных решеток
Выявляются претенденты с наибольшими оценками общего рейтинга
Сравнение
распределений
оценок свойств
для претендентов с наибольшим общим рейтингом
Анализ репертуарных решеток
Следовательно, делается вывод, что существует причинно-следственная связь, вида:
L1 <=>L13 |
Умный => высокий общий рейтинг |
L1 =>L13 |
|
L4 <=>L13 |
Высокий общий рейтинг |
=> Требует |
L13=> L4 |
небольшого внимания |
|||
L6 <=>L13 |
Надежный => высокий общий рейтинг |
L6 =>L13 |
|
L9 <=>L13 |
Инициативный => высокий общий рейтинг |
L9 =>L13 |
|
L10 <=>L13 |
Высокий общий рейтинг => Созидательный |
L13=> L10 |
|
L12 <=>L13 |
Профессионал => Высокий общий рейтинг |
L12 =>L13 |
Аналогичным путем устанавливаются зависимости вида: (R1, R4,R5,R6,R8,R9,R10) R13
Т.е. бестолковый, нуждающийся в опеке, не увлекающийся, не надежный, …обычно получает низкий общий рейтинг.
Для анализа РР найдем коэффициенты корреляции между конструкторами
Создаем гипотезы о возможных взаимосвязей первого конструкта с другими
конструкт |
конструкт |
R по М1 |
|
L10 |
(Созидательный) |
0.8879 |
|
L13 |
(Высокий общий рейтинг) |
0,8365 |
|
L1 (умный) |
L9 (Инициативный) |
0,8363 |
|
L12(Профессионал) |
0,7293 |
||
L3(Новый человек) |
0,7223 |
||
L5(Увлекающийся) |
0,7485 |
||
L4(Требует небольшого внимания) |
0,699 |
||
L6(Надежный) |
0,5703 |
Для большей надежности расчеты повторяются для выборки, в которую входят только сотрудники с высоким рейтингом (с суммой баллов не ниже 40)
M_5=R(по матрице содержащей только служащих с суммарными баллами от 51 до 40) |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
1 |
1.0000 |
0.6124 |
0.1336 |
0.7289 |
0.3001 |
0.7741 |
-0.4308 |
-0.4055 |
0.8750 |
0.4082 |
-0.5847 |
0.1336 |
0.8018 |
2 |
0.6124 |
1.0000 |
0.4001 |
0.9569 |
0.8402 |
0.6621 |
-0.5360 |
-0.1605 |
0.7485 |
0.3889 |
-0.7873 |
-0.3273 |
0.4001 |
3 |
0.1336 |
0.4001 |
1.0000 |
0.4125 |
0.6417 |
0.6699 |
-0.7566 |
-0.2758 |
-0.1336 |
-0.2182 -0.5922 -0.0714 |
0.2857 |
||
4 |
0.7289 |
0.9569 |
0.4125 |
1.0000 |
0.8529 |
0.8092 |
-0.6966 |
-0.4299 |
0.7717 |
0.2100 |
-0.9077 |
-0.0458 |
0.6417 |
5 |
0.3001 |
0.8402 |
0.6417 |
0.8529 |
1.0000 |
0.6827 |
-0.8022 |
-0.4299 |
0.3430 |
-0.1400 |
-0.9077 |
-0.0458 |
0.4125 |
6 |
0.7741 |
0.6621 |
0.6699 |
0.8092 |
0.6827 |
1.0000 |
-0.8893 |
-0.6739 |
0.5160 |
-0.0602 |
-0.8893 |
0.2758 |
0.8669 |
7 |
-0.4308 |
-0.5360 |
-0.7566 |
-0.6966 |
-0.8022 |
-0.8893 |
1.0000 |
0.7985 |
-0.1846 |
0.4523 |
0.9242 |
-0.4277 |
-0.7566 |
8 |
-0.4055 |
-0.1605 -0.2758 -0.4299 -0.4299 |
-0.6739 |
0.7985 |
1.0000 |
-0.1474 |
0.6621 |
0.7078 |
-0.8669 |
-0.8669 |
|||
9 |
0.8750 |
0.7485 |
-0.1336 |
0.7717 |
0.3430 |
0.5160 |
-0.1846 |
-0.1474 |
1.0000 |
0.6124 |
-0.4924 |
-0.1336 |
0.5345 |
10 |
0.4082 |
0.3889 |
-0.2182 |
0.2100 |
-0.1400 |
-0.0602 |
0.4523 |
0.6621 |
0.6124 |
1.0000 |
0.2010 |
-0.7638 |
-0.2182 |
11 |
-0.5847 |
-0.7873 |
-0.5922 |
-0.9077 |
-0.9077 |
-0.8893 |
0.9242 |
0.7078 |
-0.4924 |
0.2010 |
1.0000 |
-0.2632 |
-0.7566 |
12 |
0.1336 |
-0.3273 -0.0714 -0.0458 -0.0458 |
0.2758 |
-0.4277 |
-0.8669 |
-0.1336 |
-0.7638 |
-0.2632 |
1.0000 |
0.6429 |
|||
13 |
0.8018 |
0.4001 |
0.2857 |
0.6417 |
0.4125 |
0.8669 |
-0.7566 |
-0.8669 |
0.5345 |
-0.2182 |
-0.7566 |
0.6429 |
1.0000 |
Создаем гипотезы о возможных взаимосвязей первого конструкта с другими
конструкт |
конструкт |
R по М1 |
R по М5 |
|
L10 |
(Созидательный) |
0.8879 |
0,4082 |
|
L13 |
(Высокий общий рейтинг) |
0,8365 |
0,8018 |
|
L1 (умный) |
L9 (Инициативный) |
0,8363 |
0,8750 |
|
L12(Профессионал) |
0,7293 |
0,1336 |
||
L3(Новый человек) |
0,7223 |
0,1336 |
||
L5(Увлекающийся) |
0,7485 |
0,3001 |
||
L4(Требует небольшого внимания) |
0,699 |
0.7289 |
||
L6(Надежный) |
0,5703 |
0.7741 |
Таким образом, получили набор правил, отмечающих связи первого конструкта на положительной полуоси:
L1 |
L9 |
R1 (бестолковый) R9 (Нуждается в подталкивании) |
|
L1 |
L10 |
||
R1 (бестолковый) R10 (Не созидательный) |
|||
L10 L1 |
|||
R1 (бестолковый) R4(Требует опеки) |
|||
L1 |
L4 |
||
R1 (бестолковый) R6(Не так надежен ). |
|||
L1 |
L6 |
||
Аналогично получаем набор правил, отмечающих связи первого конструкта на отрицательной полуоси:
M_6=R(по матрице содержащей только служащих с суммарными баллами меньше 40) |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||||
1 |
1.0000 |
-0.2795 |
0.8242 |
-0.2988 |
0.5976 |
-0.8385 -0.4385 |
0.7500 |
0.2500 |
0.7500 |
0.2988 |
0 |
0 |
||||
2 |
-0.2795 |
1.0000 |
-0.5898 |
-0.1336 |
0.5345 |
-0.2500 |
0.9316 |
0.2795 |
0.2795 |
0.2795 |
-0.1336 |
0.6124 |
0.1021 |
|||
3 |
0.8242 |
-0.5898 |
1.0000 |
-0.5123 |
0.0788 |
-0.5898 |
-0.6940 |
0.3297 |
-0.1648 |
0.3297 |
0.0788 |
-0.0602 |
-0.3612 |
|||
4 |
-0.2988 |
-0.1336 |
-0.5123 |
1.0000 |
-0.0714 |
0.5345 |
-0.1572 |
-0.2988 |
0 -0.2988 -0.0714 |
-0.2182 |
0.3273 |
|||||
5 |
0.5976 |
0.5345 |
0.0788 |
-0.0714 |
1.0000 |
-0.8018 |
0.3669 |
0.8964 |
0.5976 |
0.8964 |
0.2857 |
0.3273 |
0.3273 |
|||
6 |
-0.8385 |
-0.2500 |
-0.5898 |
0.5345 |
-0.8018 |
1.0000 |
-0.0490 |
-0.8385 -0.2795 -0.8385 -0.1336 -0.4082 |
0.1021 |
|||||||
7 |
-0.4385 |
0.9316 |
-0.6940 -0.1572 |
0.3669 |
-0.0490 |
1.0000 |
0.2193 |
0.4385 |
0.2193 |
0.1048 |
0.3203 |
0.3203 |
||||
8 |
0.7500 |
0.2795 |
0.3297 |
-0.2988 |
0.8964 |
-0.8385 |
0.2193 |
1.0000 |
0.7500 |
1.0000 |
0.5976 |
0 |
0.4564 |
|||
9 |
0.2500 |
0.2795 |
-0.1648 |
0 |
0.5976 |
-0.2795 |
0.4385 |
0.7500 |
1.0000 |
0.7500 |
0.8964 |
-0.4564 |
0.9129 |
|||
10 |
0.7500 |
0.2795 |
0.3297 |
-0.2988 |
0.8964 |
-0.8385 |
0.2193 |
1.0000 |
0.7500 |
1.0000 |
0.5976 |
0 |
0.4564 |
|||
11 |
0.2988 |
-0.1336 |
0.0788 |
-0.0714 |
0.2857 |
-0.1336 |
0.1048 |
0.5976 |
0.8964 |
0.5976 |
1.0000 |
-0.7638 |
0.8729 |
|||
12 |
0 |
0.6124 -0.0602 -0.2182 |
0.3273 |
-0.4082 |
0.3203 |
0 -0.4564 |
0 -0.7638 |
1.0000 -0.6667 |
||||||||
13 |
0 |
0.1021 -0.3612 |
0.3273 |
0.3273 |
0.1021 |
0.3203 |
0.4564 |
0.9129 |
0.4564 |
0.8729 |
-0.6667 |
1.0000 |
Посыл |
Заклю |
Импликация (правило) |
истин |
неопреде |
ка |
чение |
ность |
ленность |
|
L1 |
L9 |
Умный – инициативный |
||
L9 |
L13 |
Инициативный – ВОР (высокий общий рейтинг) |
||
L10 |
L8 |
Созидательный – идейный |
||
L1 |
L10 |
Умный – Созидательный |
||
L10 |
L9 |
Созидательный – – инициативный |
||
L10 |
L1 |
Созидательный – Умный |
||
L6 |
L13 |
Надежный – ВОР |
||
L4 |
L5 |
Требует небольшого внимания – увлекающийся |
||
L4 |
L9 |
Требует небольшого внимания – инициативный |
||
L12 |
L9 |
Профессионал – инициативный |
||
L13 |
L4 |
ВОР – Требует небольшого внимания |
||
L13 |
L5 |
ВОР – увлекающийся |
||
L13 |
L9 |
ВОР – инициативный |
||
L1 |
L3 |
Умный – новый человек |
||
R9 |
R1 |
Требует подталкивания – бестолковый |
||
R9 |
R13 |
Требует подталкивания –НОБ (низкий общий рейтинг) |
||
R8 |
R10 |
Безразличный – не созидатель |
||
R10 |
R1 |
не созидатель – бестолковый |
||
R10 |
R9 |
не созидатель – Требует подталкивания |
||
R9 |
R10 |
Требует подталкивания – не созидатель |
||
R1 |
R10 |
Бестолковый- не созидатель |
||
R12 |
R13 |
Не профессионал – НОБ |
||
R13 |
R12 |
НОБ – Не профессионал |
||
R13 |
R6 |
НОБ – не так надежен |
||
R6 |
R13 |
Не так надежен – НОБ |
||
R5 |
R4 |
Малоувлекающийся – требует опеки |
||
R9 |
R4 |
Требует подталкивания –требует опеки |
||
R9 |
R12 |
Требует подталкивания – Не профессионал |
||
R13 |
R4 |
НОБ – требует опеки |
||
R5 |
R13 |
Малоувлекающийся –НОБ |
||
R13 |
R9 |
НОБ – Требует подталкивания |
||
R6 |
R4 |
Не так надежен – требует опеки |
||
R4 |
R13 |
требует опеки – НОБ |
||
R1 |
R6 |
Бестолковый – Не так надежен |
Дальнейший анализ знаний эксперта должен быть направлен на
определение
(уточнение)
параметров
истинности и
неопределенности
правил
Соседние файлы в папке Экзамен
- #
- #
- #
- #
Метод Репертуарные решетки
Метод репертуарные решетки, пожалуй, самый интересный инструмент в сборе информации для моделирования компетенций. Он же и самый трудоемкий. Но, информация, которую мы получаем в результате использования этого метода, весьма информативна. Обращаю Ваше внимание – это метод структурированного интервью, выясняющий ключевые характеристики для эффективного выполнения работ. Данному методу мы обучаем на своих семинарах.
Не будем долго писать об истории данного метода (это именно те решетки, которые предложил американский психолог Джордж Келли), а перейдем к практической части использования данной методологии в моделировании компетенций.
Мы используем репертуарные решетки для сравнения сотрудников, которые работают вместе, чтобы определить качества, способствующие успеху в работе.
Наиболее успешным метод можно считать при использовании у среднего уровня менеджмента. По мере рассмотрения более высоких должностей, готовность респондента проводить анализ становится проблемой.
Время проведения данного исследования до двух часов. В практике мы часто встречали ситуацию, когда респондент просил продолжить процедуру во время следующей встречи. Это возможно — главное, чтобы эта встреча состоялась как можно раньше. Мы обычно вторую сессию стараемся проводить на следующий день. Качество результата от этого не страдало.
Данный метод можно комбинировать с методом критических инцидентов.
Подготовка к проведению интервью в методе Репертуарные решетки
Прежде всего надо определиться: кого интервьюируем. На интервью по методу репертуарные решетки мы приглашаем, как правило, руководителя. У руководителя должны находиться в подчинении не менее 6 человек, которых руководитель хорошо знает; знает то, как они выполняют работу. Идеальное количество – это 10 человек. В это количество попадают как лучшие, так и худшие.
Перед интервью мы просим руководителя создать карточки, на которых он записывает имя сотрудника и ставит цифру (ранг) сотруднику. При этом наименьший ранг (1, 2 и т.д.) получает успешный (лучший) сотрудник, а наибольший ранг будет иметь самый не успешный сотрудник.
Желательно брать 50% успешных сотрудников и 50% неуспешных сотрудников. Успешность или не успешность определяет сам менеджер по критериям (его субъективная оценка), которые он выбрал сам.
Заранее необходимо подготовить бланки для регистрации результатов.
Методика проведения интервью
При проведении метода репертуарные решетки мы чаще всего берем в сравнение пару успешных сотрудников и одного из группы не успешных сотрудников. Затем задаем вопрос: чем эти два сотрудника похожи друг на друга в способах выполнения работы (достижения результата) и чем третий отличается от них по этому качеству. (например: пара успешных всегда выполняет работу в установленные сроки, а третий — постоянно задерживает/срывает сроки выполнения задачи). При этом мы спрашиваем о приведенном отличии в сравнении: оно повышает качество (эффективность) выполнения работы или является нежелательным вариантом выполнения задач. Интересен тот факт, что иногда «лучшие» похожи друг на друга не лучшим вариантом выполнения работ. Ставим соответствующую пометку в протоколе. При этом мы получаем через вопросы, как положительное поведение, так и отрицательное (неэффективное). Полученные результаты заносим в подготовленную форму.
Конструкты (в нашем контексте – это описание разницы в поведении), которые мы получаем в ходе интервью — это будущие поведенческие индикаторы для компетенций.
Для того, чтобы не повторяться в вариантах сравнения, мы обычно помечаем галочкой в таблице тех сотрудников, кто похож; и крестиком того сотрудника, которого противопоставляем.
В таблице «К» это — D (дискриминанта) = Σ успешных сотрудников — Σ неуспешных.
В следующем выборе мы можем взять двух неуспешных сотрудников и сравнить их с успешным сотрудником и т.д. Если респондент затрудняется, то мы можем поменять компоновку выбора. Нам важно найти ту комбинацию, в которой мы можем получить информацию. Если с трудом формируются конструкты, то можно компоновать в произвольном порядке (не обязательно успешных с успешными).
После выделения разницы в поведении (конструкта) в методике репертуарные решетки необходимо провести ранжирование от наиболее успешных к наименее успешным по данному признаку (ранжирование проводится сразу после выявления признака (качества)). Если в исследовании 10 человек для формирования конструкта, то ранжирование проходит от одного до семи (семь – максимальное количество рангов!). Если у Вас меньше 10 человек (можно брать в исследование только четное количество человек, то следующее количество – 8 человек).
Правило ранжирования, при использовании метода репертуарные решетки, которое мы используем: количество рангов должно быть n-2, где n это количество человек, взятых в исследование. Т.е., например, у нас 8 человек, то тогда количество рангов 6. Если 6 человек, то количество рангов 4. Еще раз обращаем внимание, что брать в исследование менее 6 человек не корректно. Лучше отказаться от проведения репертуарных решеток. НО, максимальное количество рангов – 7 (при 10 участниках исследования). Наилучший вариант для проведения репертуарной решетки – 10 человек.
Ранжированные оценки заносим в таблицу. Таким образом получается, что по каждому признаку (качеству) у нас есть ряд оценок, который представляет собой ранжирование сотрудников по выделенному признаку (качеству). Важно (!): не больше 2-х человек на один ранг и должны встречаться все используемые ранги! Если вернуться к нашему примеру по выполнению работ в установленные сроки, то мы просим проранжировать всех 10 сотрудников (если их 10) (по рассматриваемому признаку (качеству) — 7 наивысший ранг и 1 наименьший ранг), соблюдая выше описанные принципы.
В таблице желтым цветом помечены успешные сотрудники (их 50%).
Процедура составления конструктов идет до тех пор, пока респондент будет в состоянии составлять конструкты. Важно, чтобы не было повторений в конструктах. Обычно, в нашей практике, респондент может легко определить 20 – 22 конструктов. Ограничений нет. Чем больше, тем лучше.
Ранги нам нужны для расчета дискриминанты. Вообще, дискриминация – это использование оценок в рамках решетки, чтобы идентифицировать ключевые конструкты. Дискриминанта рассчитывается как разница между суммой рангов успешных и суммой рангов неуспешных. Дискриминанта показывает насколько хорошо дифференцируется признак. Чем выше результирующая разница, тем лучше дискриминация. Для определения высоких дискриминант в рамах отдельной решетки используют термин средняя дискриминация. Средняя дискриминация — это сумма дискриминаций всех конструктов в решетке деленное на число конструктов. Конструктам, показывающим дискриминацию выше средней, дается более высокий приоритет.
D1 (дискриминанта 1) = Σ успешных сотрудников — Σ неуспешных сотрудников.
D͞ (средняя дискриминанта) = ΣD/N где N – количество дискриминант.
В нашей практике мы встречались с очень низкой средней дискриминацией. Это говорит о том, что среди этих сотрудников нет устойчивых паттернов поведения, детерминирующих успешность в работе. Тогда на выходе получается просто модель описания действий сотрудников, а не модель компетенций, связанных с успешностью работы.
Репертуарные решетки. Дискриминационный анализ
Центральной точкой анализа (пересечение оси «Y» и оси «X» является средняя дискриминация). По каждому конструкту отмечаем:
- по оси «Y» откладываем суммы худших по конструкту;
- по оси «X» откладываем суммы лучших по конструкту.
На пересечении появляется точка, которую обозначаем кодом. Чем дальше точка от центра, тем лучше дифференцируется конструкт, и он является рабочим. Как правило, все точки (конструкты) будут располагаться в зоне, где сумма лучших выше средней дискриминанты. Наибольший интерес представляют точки (конструкты), которые находятся в зоне наилучшей дифференциации (сумма худших ниже средней дискриминанты, а сумма лучших выше точки средней дискриминанты).
Визуально можно увидеть еще одну особенность: близко стоящие точки (конструкты) могут образовывать одну компетенцию, а описание конструкта соответствовать индикатору компетенции (смотри рисунок выше).
После проведенного анализа мы получаем хороший материал, для дальнейшего формирования компетенций. Важно помнить, что из данного структурированного интервью мы не получим саму модель компетенций! Метод репертуарные решетки дает конструкты. Конструкты – это некоторые убеждения людей с определенной долей субъективизма. Именно конструкты лягут в основу поведенческих индикаторов и затем они в совокупности составят компетенции. А компетенции лягут в основу модели компетенций.
В следующей статье мы расскажем, как собирать саму модель компетенций из полученного материала.
Автор предпочел инкогнито
и
Психолог, гештальт-терапевт. Консультирует с 2015 года
Рассмотрим суть метода репертуарных решеток Келли на примере матрицы исследования межличностных отношений.
Исходные параметры для теста
Для проведения теста по методу репертуарных решеток Келли испытуемому предлагают двенадцать так называемых ролевых персонажей. Например «Я», «через 10 лет», «Мать», «Отец», «Друг», «Подруга», «Супруг», «Брат», «Сестра», «Человек, вызывающий неприятные чувства», «Тот, кому сочувствуешь», «Человек, оказавший сильное положительное влияние на жизнь» (аналог «Учителя», «Гуру»), «Нелюбимый политик». Для каждого конкретного испытуемого подбираются наиболее подходящие аналоги. Например, если человек не имеет брата или сестры (или обоих), то можно заменить на близкого родственника (родственницу). Эти персонажи располагаются в таблице по горизонтали.
Оценка по методу репертуарной решетки
Затем формируют тройки из этих людей таким образом, чтобы каждый персонаж встречался как минимум два раза во всей решетке. В ячейках матрицы обозначают этих людей кружочками. Слева по вертикали пишут положительные качества, справа — отрицательные. Качества должны объединять двоих людей из тройки, третий должен отличаться от них. К примеру, «Мать» и «Отец» — добрые, «Нелюбимый политик» — злой. В ячейках персонажей, по которым проводится сравнение, необходимо, чтобы испытуемый выставлял оценки качеств. Для положительных: 1 — сильно выраженное, 2 — среднее, 3 — слабое. Для отрицательных: 7 — сильное, 6 — среднее, 5 — слабое.
Если человек затрудняется оценить степень выраженности той или иной характеристики, он может поставить 4 балла, однако нужно следить, чтобы эта оценка использовалась как можно реже. Записываемые конструкты должны иметь четкую характеристику, эмоциональную окраску. Недопустимо применение не конкретизированных составляющих типа «привлекательный» — «непривлекательный». В этом случае исследователь должен уточнить, что подразумевается под этими словами.
Получение результатов
Результаты исследования по методу репертуарной решетки подсчитываются с помощью компьютерных программ и могут рассказать о многом. В частности, о том, как человек оценивает самого себя; какие внутренние конфликты существуют в семье; насколько перспективным он видит свое будущее и т.д.
В зависимости от направления исследования, меняется список «персонажей» или каких-либо других образов, однако суть остается той же — выставление оценок и качеств в сформированной матрице. Метод ТРР довольно сложен, но при этом он практически самый информативный. Главное в исследованиях с использование репертуарных решеток, чтобы человек, которого изучают, был не против глубинного изучения его психики и понимал цели и задачи, которые преследуются исследователем.
Особенности репертуарных тестов и техника репертуарных решеток Дж. Келли
В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения. При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают. Подобные диагностические задачи решают медицинские психологи и психотерапевты, оказывая помощь пациентам с нервозами и психопатиями.
Важным приложением техники репертуарных решеток является политические технологии и маркетинг. Особенно на начальном этапе исследования, когда исследователь еще четко не представляет установки обследуемых в отношении интересующей его реальности. Например если неясно, какие суждения имеют избиратели в отношении того или иного политического лидера. Репертуарный тест как раз и позволяет установить индивидуальные, уникальные конструкты, с помощью которых человек отражает окружающую его действительность.
К сожалению репертуарные методики пока не получили широкого распространения. Во-первых, при расчет количественных показателей по репертуарной решетке используются сложные математические процедуры, слишком трудоемкие для ручного использования. Поэтому удобно применять лишь тот репертуарный тест, который имеет компьютерную версию. Во-вторых, интерпретация математических процедур (корреляционный, факторный анализ и др.) требует от психолога определенных знаний. Это часто отпугивает психологов от применения репертуарных тестов.
1. Теория личных конструктов Дж. Келли
Понятие конструкта. Основным понятием в теории личности Дж. Келли является понятие «конструкт». Вот что пишет о конструктах Дж. Келли: «Человек смотрит на мир через прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать к тем реалиям, из которых состоит мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла. Для любого человека даже плохая подгонка своих шаблонов к реальности полезнее их полного отсутствия. Будем называть эти шаблоны, применяемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть, способы истолкования мира. Это они дают возможность человеку, да и более низкоорганизованным животным тоже, выстраивать лично поведения – будь она точно сформулированной или обязательно отыгрываемой выраженной словесно или совершенно безмолвной, согласующейся или расходящейся с другими мнениями поведения, разумно аргументированной или прочувствованной нутром» [Келли Дж.,2000, с. 18].
Название теории личности, предложенной Дж. Келли («personal construct theory» с английского языка на русский переводят двумя способами: «теория личных конструктов» и «теория личностных конструктов». В первом переводе акцент делается на том, что конструкты принадлежат конкретному человеку, ему лично. Во втором переводе подразумевается, что конструкт сформирован человеком как системное личностное свойство. Лучше использовать первый перевод («теория личных конструктов»), так как он выглядит более ясным и однозначным.
Человек проявляет себя в конструкте как целостное существо, но через конструкт может проявляться и второстепенный фрагмент ума или души человека. Конструкт не обязательно отражает психологическое свойство, это может быть физический признак («мало весит – много весит»), а также высказывание относительно объектов, не наделенных психикой, например, товаров из магазина.
Конструкты имеют биполярную природу (например: «плохой – хороший»). С их помощью человек упорядочивает окружающую его действительность, познает ее, выражает к ней отношение, планирует действия и проверяет их успешность. Конструкты могут иметь вербальный, словесный, или невербальный вид, могут осознаваться в большой или меньшей степени. Каждый человек обладает собственной уникальной системой конструктов. Эта индивидуальная система конструктов, отличаясь стабильностью, в то же время находится в постоянном движении, она как бы живет, дышит.
Теория личности и диагностическая техника. В теории личности Дж. Келли рассматриваются системы конструктов людей, изучаются общие и уникальные свойства этих систем, их структурные динамические и другие особенности для нормативной категории людей и при различных психических отклонениях. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Как подчеркивал автор техника репертуарных решеток – это не столько перечень методик, сколько именно диагностический метод. В соответствии с ним психолог использует уже имеющиеся методики, или разрабатывает и применяет новые. Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, называются по-разному: репертуарные тесты, репертуарные методики, тесты ролевых конструктов и т.д. Чаще перечисленные названия используются как синонимы.
В теории личности Дж. Келли большое внимание уделяется тому, каким образом можно через систему конструктов можно оказать человеку психологическую помощь, способствовать саморазвитию его личности и повышению профессиональной успешности. Дж. Келли предложил психотерапевтический подход, названный им «терапией фиксированной роли».
Дж. Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. Такой линии придерживались и его ближайшие последователи. Считалось, что правильно применять репертуарные методики может лишь тот психолог, который досконально разобрался в теории личных конструктов и стал ее приверженцем. Однако со временем связь между теорией личности и методом репертуарного тестирования стала ослабевать. Сегодня репертуарные методики активно применяют представители различных психологических школ. Психодиагностические процедуры способы обработки и интерпретации тест – результатов от этого только обогатились. Конечно, не пострадала и сама теория личных конструктов Дж. Келли.
Существует точка зрения, что технику репертуарных решеток целесообразно рассматривать в категориях экспериментальной психосемантики. Основанием для этого служит сходство концептуальных положений и методов количественного анализа данных. Репертуарные тесты имеют сходные черты с другими проективными методиками, использующими принцип субъективного шкалирования: семантический дифференциал Ч. Осгуда , Q-классификация В. Стефенсена, полярные профили (вербальные методики); цветовой тест отношений (невербальные методики).
Однако практика показывает, что изучение теории личных конструктов способствует более глубокому освоению техники репертуарных решеток. Более понятной становится терминология метода и теоретический контекст, в котором она возникла. Богатый психотерапевтический опыт Дж. Келли учит тому, как правильно сочетать диагностическую и консультативную деятельность.
Философская позиция Дж. Келли. Если в теории конструктов Дж. Келли основным понятием является понятие конструкта, то основу его философских представлений о человеке составляет взгляд на него как на «человека-исследователя». Этот исследователь живет и «в перспективе столетий», и «в мерцающем свете мимолетных мгновений». С одной стороны – это абстракция человеческого рода, с другой стороны – образ конкретного человека, который продвигается вперед в познавательном отношении, или стоит на месте, если его познавательная активность невысокая.
2. Характеристика метода
Техника репертуарных решеток (ТРР) берет свое начало от теста Дж. Келли (1954). Репертуарные решетки относятся к разряду неформализованных вербальных психодиагностических методик, использующих принцип субъективного шкалирования. Применительно к общению, с помощью ТРР изучаются отношения личности в семье, в формальной и неформальной сфере общения, особенности самооценки и ценностные предпочтения, коммуникативная компетентность, творческие проявления.
ТРР находит свое применение как в научных исследованиях, так и на практике, медицинскими и социальными психологами при диагностике и психотерапии больных, в семейных консультациях, при подготовке руководителей, в группах социально-психологического тренинга.
Опыт использования ТРР свидетельствует о следующем:
Техника сочетает в себе достоинства стандартизированных тестов, позволяющих сравнивать обследуемого с «нормативной» личностью, и беседы, в которой легче понять индивидуальные особенности человека. Она отличается хорошей кросс-культурной валидностью, так как стимульный материал (элементы и конструкты) выявляются в ходе самого обследования.
В ТРР хорошо совмещается психодиагностика и психологическая коррекция, направленная на повышение адекватности восприятия личностью окружающих и самой себя. Испытуемый легко включается в обследование, в основе которого лежит диалог с экспериментатором о реальных людях и ситуациях. Высказывая конструкты, испытуемый проявляет себя, самовыражается, что создает положительный эмоциональный фон.
В то же время, нужно отметить, что техника репертуарных решеток пока недостаточно популярна среди психологов и нередко считается сложной для практического использования. Такая ситуация сложилась вероятно потому, что интерпретация результатов обследования по репертуарной методике, как и по другим проективным тестам, не является полностью формализованной и требует индивидуального подхода. Кроме того, при использовании репертуарных тестов требует важно, чтобы психолог не только владел методом беседы и был знаком с математической статистикой, но также имел в своем распоряжении компьютер с соответствующим программным обеспечением. Последнее обстоятельство чаще и является сдерживающим фактором, со временем вполне преодолимым.
Процедура репертуарного тестирования. Традиционная процедура репертуарного обследования состоит из трех этапов.
1) Выявление персонажей. Обследуемому в соответствии с перечнем методики предлагается назвать персонажи (или элементы по терминологии ТРР) из числа хорошо знакомых ему людей.
2) Выявление конструктов. Для каждого персонажа нужно назвать наиболее примечательное качество, сравнивая персонаж с двумя другими (пары для сравнения задаются методикой). Для каждого качества устанавливается его антоним. Качество и антоним образуют конструкт. Конструкты, как и персонажи, не должны повторяться.
3) Оценивание персонажей по конструктам. Все персонажи оцениваются по всем конструктам в балльной шкале. В результате оценивания получается матрица с оценками, имеющая размерность «число персонажей – число конструктов».
Интерпретации подлежат конструкты и описания (или портреты) персонажей по конструктам. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В психологических портретах проявляются конфликтные области общения, в компонентах «Я образа» удовлетворенность человека собой и ориентиры для саморазвития.
Материалом для интерпретации также служат количественные показатели репертуарной решетки, которые выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно: противоречивость-сбалансированность, ригидность-пластичность, аморфность-структурированность.
Как отмечал Дж. Келли, техника репертуарных решеток – это не жесткий алгоритм и не набор раз и навсегда заданных репертуарных тестов, а психодиагностический метод. Поэтому психолог должен уметь применять именно метод и разрабатывать конкретную репертуарную методику с учетом предмета диагностики и специфики обследуемого контингента. Процедура репертуарного тестирования может варьироваться довольно широко. Различия между методиками проявляются в перечнях персонажей, способах выявления конструктов и шкалах, которые применяются при оценивании персонажей по конструктам, т. е. на всех трех этапах репертуарного тестирования.
Отдавая предпочтение той или иной разновидности процедуры, рекомендуется принимать во внимание следующее.
1) Перечень персонажей следует тщательно продумать. Желательно, чтобы число персонажей не выходило за пределы 12-30. Если число персонажей становится меньше нижней границы, тогда снижается обоснованность статистических процедур, применяемых к матрице с оценками. Превышение 30-ти персонажей чрезмерно увеличивает время обследования.
При изучении личности в общения персонажи должны затрагивать различные сферы общения (круг близких, неформальную и формальную сферу общения, «Я образы» или компоненты Я-концепции). Например, перечень персонажей для взрослого обследуемого может быть такой: мать; отец; брат/сестра; жена/муж (близкие); друг; подруга; знакомый и знакомая, которые обследуемому не нравятся (неформальная сфера); руководитель и подчиненный, которых он ценит; руководитель и подчиненный, которых он не ценит (формальная сфера); «Я сейчас»; «Я подросток»; «Я в идеале» (Я-образы).
Хорошо, если персонажи количественно сбалансированы по модальности (число «положительных» персонажей примерно равно числу «отрицательных»), возрасту, а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого.
2) Конструкты могут выявляться несколькими способами.
– Метод свободной характеристики персонажа. Если испытуемый не настроился на внимательную работу с конструктами, он склонен называть первые пришедшие в голову ассоциации, а не существенные различия между людьми. Дж. Келли полагает, что уменьшить поверхность суждений обследуемого можно, если попросить его сравнивать персонажи между собой.
– Парное сравнение персонажей.
– Сравнение персонажа с двумя другими. Этот и предыдущий способы сходны. Но последний считается психометрически более обоснованным. Он учитывает как обобщающие суждения человека о других людях (испытуемый находит общее у двух персонажей), так дифференцирующие суждения (испытуемый сравнивает персонаж с другими). Если конструкты выявляются через сравнение, важно, чтобы персонажи, которые задействованы при сравнении были подобраны правильно. Важно однородность персонажей по возрасту, модальности (т.е. они должны или нравится обследуемому, или не нравится, ценится им, или не ценится), а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого. Например, в репертуарной методике «Учащийся» при выявлении конструкта в отношении матери она сравнивается с отцом и преподавателем, которого подросток ценит.
Принимая во внимание достоинства последних двух способов выявления конструктов, их не всегда удобно применить в отношении детей. В самом деле, сравнение персонажа с двумя другими, требует достаточно развитого рефлексивного мышления. Ребенка уместнее попросить просто рассказать о персонаже, т.е. применить метод свободной характеристики.
Выявление конструктов наиболее трудный этап репертуарного тестирования. Испытуемому бывает трудно самому назвать конструкт, особенно в начале обследования, он нуждается в дополнительных пояснениях и помощи психолога. И наоборот, испытуемый называет сразу несколько конструктов и не знает на каком из них остановиться. В подобных ситуациях полезно ориентироваться на следующее.
Конструкт назван самим обследуемым. Ему при затруднениях можно помочь, но навязывать свои конструкты психолог не должен. Помогать испытуемому нужно, оживляя его ассоциации, снижая настороженность, перефразируя его вопросы, делая процедурные уточнения. Обследуемому следует объяснить, что от него не ждут логически совершенных, безукоризненных по своей психологической проницательности, «научных» конструктов. Главное, чтобы испытуемый пребывал в спокойном, достаточно сосредоточенном, но не зажатом, а искреннем и спонтанном состоянии.
Важно, чтобы психолог записал не первый названный конструкт, а наиболее примечательный для обследуемого. При этом понятен индивидуальный личностный смысл, который обследуемый вкладывает в конструкт. В конструкте испытуемый органично узнаваем, как бы живет в нем. Не следует торопиться записывать конструкт, который выражен слишком общими словами (например, «глупый – умный»). Ведь данное словосочетание разными людьми может трактоваться по-разному, причем важна именно трактовка. При выявлении конструкта психолог, таким образом, должен стремиться к единству формы и содержания в конструкте.
Иногда обследуемый формулирует конструкт очень образно, и это хорошо. Но стоящий за конструктом образ психологу должен быть понятен. Одна девушка своего молодого человека охарактеризовала так: «Грустный, как Иа-Иа». Причем данное качество, с точки зрения девушки, положительное. Это пример удачного конструкта, так как обследуемая в нем точно и понятно выразила свои отношения.
3) Для оценивания персонажей по конструктам чаще используются семи– и девятибалльные шкалы, или шкала Дембо-Рубинштейн. Семибалльная шкала уже достаточно градуированная. Предположим, имеется конструкт «пессимистичный – оптимистичный». При семибалльной шкале ему соответствуют следующие градации: «очень пессимистичный (1), пессимистичный (2), слегка пессимистичный (3), нечто среднее (4), слегка оптимистичный (5), оптимистичный (6), очень оптимистичный (7)». В повседневной жизни человек редко оценивает других с помощью большего числа градаций. Конечно, оценивание можно проводить и в стобалльной шкале. Однако, если два персонажа по некоторому качеству получили 90 и 95 баллов, то вряд за различиями в баллах стоит какой-то психологический смысл и поэтому вряд можно сказать, что измерение в этом случае выполнено с большей точностью.
При обследовании детей вполне приемлемы шкалы с меньшим числом градаций, например, трехбалльная или номинальная.
Психодиагностические показатели. Интерпретация тест-результатов по репертуарному тесту основана на качественных и количественных психодиагностических показателях. Качественные показатели основаны на экспертных умозаключениях психолога. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В оценках качеств других людей проявляются конфликтные области общения обследуемого, в компонентах «Я образа» его удовлетворенность собой и ориентиры для саморазвития.
Количественные показатели репертуарной решетки выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно противоречивость / сбалансированность, ригидность / пластичность, аморфность / структурированность.
С обзором количественных показателей можно ознакомиться по работе Ф. Франселлы и Д. Баннистер «Новый метод исследования личности». Показатели распределены авторами на группы когнитивной дифференцированности и когнитивной интеграции. Первая группа включает показатели: «интенсивность» определяется по сумме коэффициентов корреляции в решетке (Г. Келли, Д. Баннистер), «когнитивная сложность» характеристика развитости конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (Дж. Биери, Дж. Бонарус), «согласованность» основывается на коэффициентах корреляции при ретестировании (Т. Хонес) и др. Второй группе принадлежат: «экстремальность оценок» характеризуется процентом экстремальных оценок решетки (П. Салмон), «артикулированность» учитывает наличие связующих конструктов между факторами или кластерами по конструктам (Ф. Маклуф-Норрис, Х. Джоунс), «сбалансированность» характеристика психологической согласованности конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (А. Кжелдсен) и др.
В завершении следует отметить, что обследование репертуарными тестами целесообразно проводить с помощью персонального компьютера и делать это желательно по двум причинам. Во-первых, тогда легко автоматизировать статистические процедуры изучения решеток с оценками корреляционный, факторный анализ, трудно выполнимые «вручную». Можно отслеживать массив конструктов и нормативы по всей совокупности обследуемых. Во-вторых, компьютер становится своего рода беспристрастным посредником между психологом и обследуемым. Последний в меньшей степени воспринимает сказанное психологом как субъективное и больше ему доверяет (хотя данный «психотерапевтический эффект» распространяется не на все категории обследуемых).
Список литературы:
- Алешкин Н.И. Компьютерные психодиагностические программы (учебно-методическое пособие). – СПб., 2005.
- Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал: Методические рекомендации. – Л., 1983.
- Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976.
- Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Перев. с чеш. – М., 1989.
- Бодалев А. А., Столин В. В. (ред.) Общая психодиагностика. – М., 1987.
- Витцлак Г., Вулраб У., Гутке Ю. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.
- Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.
- Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
- Келли Дж. Психология личности: теория личных конструктов. – СПб., 2000.
- Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М., 1989.
- Похилько В. Н., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол. – 1984. – № 3 – С. 151-158.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. – М., 1987.