Вспомни, зачем необходимо составлять план произведения.
основное содержание
запомнить
пересказать
последовательность событий
Что нужно сделать, чтобы составить план произведения?
смысловые части
озаглавить
разделить
опорные слова
главные мысли
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 2) Климанова. страница 30. Номер №1
Решение
Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту, не упуская главное и не путая последовательность событий.
Чтобы составить план к рассказу, нужно:
• вначале внимательно его прочитать. нужно определиться с главной мыслью произведения, т.е. с его идеей;
• далее следует сформулировать в нескольких предложениях саму идею рассказа;
• нужно выразить главную идею одним предложением;
• в дальнейшем нужно мысленно разделить рассказ на отдельные смысловые части;
• затем, каждую такую часть нужно озаглавить.
На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.
Определение
План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют “скелетом” произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.
Виды плана
Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.
Тип | Особенности | Пример |
Тезисный | Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов. |
|
Назывной | Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных. |
|
Вопросный | Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание. |
|
Опорная схема | Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста. |
|
Комбинированный | Объединяет несколько типов. |
|
Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.
Простые и сложные планы
Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.
А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:
Простой план | Сложный план |
1) Жизнь Золушки в новой семье. 2) Подготовка мачехи и сестёр к балу. 3) Появление феи-крёстной. 4) Золушка во дворце. Встреча с принцем. 5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 6) Принц в поисках Золушки. 7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца. |
1) Жизнь Золушки в новой семье.
2) Подготовка к балу.
3) Появление феи-крёстной… и т. д. |
Учимся составлять план текста на примере сказки
На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки “Гадкий утёнок” Г. Х. Андерсена.
1. Внимательно прочитайте материал.
2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.
Пример:
“Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади”.
3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.
4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.
Пример:
“Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец”.
5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.
Примеры:
- “Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком”.
- “Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками”.
- “Встреча с охотниками” и т. д.
6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.
Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.
Анализ плана
Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?
- Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто “Гадкий утёнок” вам ни о чём не скажет).
- Длина. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
- Пропорциональность. Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
- Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
- Последовательность. Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
- Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
- Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками (“Из-за… случилось…, что привело к…”).
Лучшая проверка — дать плану “отдохнуть” пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.
Полезные советы
Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.
- Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
- Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
- Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
- Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
- Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.
Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.
План рассказа Почему
План к рассказу Почему 2 класс, как сделать?
План рассказа Почему Осеева 2 класс, как составить?
План к рассказу Почему Осеева, что писать?
План к рассказу Почему 2 класс литературное, как сделать?
Как составить план пересказа рассказа Почему?
Как составить план к рассказу Почему 2 класс?
Рассказ Осеевой «Почему?» — это история о мальчике, которому пришлось отвечать за свой проступок. Ребенок разбил чашку умершего отца, но смалодушничал, и переложил вину на песика Бума. В результате тот был наказан выдворением во двор, а мальчик тяжело переживал наказание безвинного друга.
В финале рассказа ребенок переживает муки совести, осознает свою вину, и признается маме во вранье и в совершении проступка. Мама рада, что к осознанию вины её сын пришел самостоятельно, и возвращает несчастного пса в помещение.
Представляю свой план к рассказу:
- Падение мальчика со стула.
- Отцовская чашка разлетается на черепки.
- Мальчик обвиняет в произошедшем Бума.
- Мама в виде наказания отправляет собаку во двор.
- Страдания безвинного Бума.
- Мальчик сочувствует скулящему псу.
- Угрызения совести и осознание вины.
- Признание вины.
- Возвращение мокрого Бума домой.
- Герои ищут ответы на вопрос «Почему?».
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
-Irinka-
[281K]
2 года назад
Мне очень понравился рассказ Осеева «Почему». В рассказе главным героем является мальчик. Мальчик случайно разбил чашку, но побоялся признаться маме. Вместо этого он сваливает свою вину на пса Бума. Мама с горяча выгнала Бума на улицу. Главный герой сильно переживает из-за своего поступка, его мучает совесть из-за того, что пёс был наказан не заслуженно.
Составим план к рассказу:
- Веселье.
- Память о папе разбита.
- Бум незаслуженно наказан.
- Чувство вины, совесть проснулась.
- Признание в своём поступке.
- «Почему?»
Ниже приведу ещё один план к рассказу, возможно он вам пригодится.
Рассказ учит доброте, умению признавать свои проступки и брать свою вину на себя.
astra-555
[252K]
2 года назад
Рассказ Валентины Осеевой “Почему?” – это трогательная история о мальчике, который обманул маму. Разбив папину чашку, он свалил всё на собаку. Чашка была дорога как память о погибшем отце. Мама наказала Бума, выгнав его на улицу, а мальчика долго мучала совесть.
Автору удалось тонко передать переживания мальчика, его жалость к собаке и облегчение от признания своей вины.
План рассказа поможет восстановить последовательность событий и подготовиться к краткому пересказу.
1). Разбитая чашка.
2). Обман.
3). Наказание для Бума.
4). Угрызения совести.
5). Ночной дождь.
6). Признание и прощение.
7). У каждого своё “Почему?”
Бархатные лапки
[382K]
2 года назад
В рассказе “Почему” идет речь о мальчике, который побоялся признаться маме, что это он разбил чашку. Вместо этого оно указал на песика, которого мама выгнала во двор. Мальчик весь день мучился из-за этого и лишь когда пошел дождь все-таки признался маме. Собаку наконец-то впустили в дом, но каждый из героев еще долго не мог уснуть в ту ночь.
Составим план по этому рассказу:
- Мальчик и Бум.
- Разбитая чашка.
- Незаслуженное наказание.
- Бум на улице.
- Переживания мальчика.
- Вечерняя непогода.
- Сильный ветер и дождь.
- Мальчик не выдерживает и признается в содеянном.
- Бум снова в доме.
- У всех свое “почему”.
Рассказ на самом деле очень поучительный, он учит нас не врать и брать ответственность за свои проступки.
Алмазный британец
[14.4K]
5 часов назад
Вспомним перед составлением плана краткое содержание рассказа. Мальчик, раскачиваясь на стуле, вдруг роняет чашку со стола в столовой. На шум разбитой посуды прибегает мама и расстраивается. Чашка была мужа, а его нет в живых. Мальчик всю вину сваливает на собаку, и мама наказывает Бума. Когда начался дождь, мальчик признался, и мама собаку простила. У всех свое “почему?”.
Составим к произведению такой план:
- Мальчик сильно раскачивался на стуле и разбил папину чашку;
- Прибежала мама и стала сына спрашивать о содеянном;
- Мальчик свалил вину на собаку Бума;
- Мама наказала собаку;
- Сильные укоры совести за свою ложь;
- Признание маме;
- Бум снова в доме;
- Почему?
Знаете ответ?
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.
Составление плана — неотъемлемая часть создания устного или письменного текста.
Даже когда человек не пишет плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства выдвигаемых автором мыслей и идей. Иногда план не требует своего обязательного оформления, а является лишь необходимым внутренним этапом работы над текстом. Однако существуют жанры, в которых он является составной частью текста: в учебнике, в курсовой или дипломной работе, в диссертации и т.д. – он, безусловно, необходим..
Умение составить хороший план — качество человека, владеющего своей речью.
Виды планов
Простой план
Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.
Сложный план
Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.
Тезисный план
План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление, ограничен временем. Десятиминутное выступление требует использования простого плана, полуторачасовое — сложного. В набросках десятиминутного выступления не может быть более трех причин или более трех следствий — иначе речь трудно воспринимается слушателями.
Порядок составления плана и ошибки
Работа над ним предполагает следующие этапы:
- осмысление темы;
- наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
- составление простого плана (перечень тем );
- составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
- редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
- окончательное оформление.
При его составлении обычно допускают следующие ошибки:
- несоответствие плана теме;
- пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);
- пункты взаимоисключают друг друга;
- пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации);
- нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
- отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.
Наша презентация по этой теме:
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Русский язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.