Ротацизм это как исправить

Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].

Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.

Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].

Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.

Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.

Ротацизм в логопедии

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].

Раньше это явление называли картавостью.

При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.

Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Виды и формы ротацизма

В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.

Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.

Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.

Увулярный ротацизм

В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.

Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.

Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.

Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.

Велярный ротацизм

При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.

Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.

Боковой ротацизм

Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.

Щечный ротацизм

Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.

В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.

Одноударный ротацизм

В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.

Вместо Р получается английский D.

Двугубный ротацизм

При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.

Вместо Р слышится ПРР.

Носовой ротацизм

Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.

Гортанный ротацизм

Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.

Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.

Виды ротацизма Таблица

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая  ринолалия.

Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

  1. Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
  3. Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
  4. Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Методы коррекции ротацизма

Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.

Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.

Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.

Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.

Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.

Но это уже назначение должен делать, например, невролог.

Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.

Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.

Подготовительный этап

Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].

Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.

Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.

Звуковые файлы можно включать многократно.

Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.

Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.

Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.

На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].

Проведение артикуляционной гимнастики способствует:

  • выработке подъёма языка вверх;
  • активизировать кончик языка;
  • научиться вибрировать языком;
  • растягивать подъязычную связку.

Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.

Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.

Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.

Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].

Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.

И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.

Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.

Упражнения подготовительного этапа

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.

Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.

Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.

Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.

Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.

Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка.

Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».

Темп увеличивается медленно и постепенно.

Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.

По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.

Постановочный этап

Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.

Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.

Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:

  • подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
  • исходить из опорных звуков Д и Ж;
  • многократное «тд», «дж»;
  • артикуляционные упражнения;
  • механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.

В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).

На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.

Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.

Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам.
    В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная.
    При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
  2. Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.

Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.

При смешанном способе:

  1. Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
  2. Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
  3. Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
  4. Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.

Автоматизация

Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.

Речевой материал подбирается в следующей последовательности:

  • слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
  • слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
  • словосочетания;
  • предложения;
  • чистоговорки.

Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.

Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.

В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.

Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.

Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.

Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.

В слогах

Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.

Но разнообразить задания возможно.

Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.

Простое повторение быстро надоедает.

Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.

Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.

Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.

Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.

Дре-дре-дре – караси живут в ведре.

В словах

  1. Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
  2. Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
  3. Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…

В словосочетаниях

Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.

Из них тоже можно составлять рифмовочки.

Озорной воробей,
Комара ты не бей.

Пора печь пирог,
Не забудь про творог.

Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:

  1. На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
  2. На грядке выросла большая-пребольшая… — румяная Репа.
  3. Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).

В предложениях

В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.

Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.

Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.

Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.

Или вот такие стишки:

Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.

Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.

Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.

Дифференциация

Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.

Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.

Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.

Можно задавать вопросы для наводки:

Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)

Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.

Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.

Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.

Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Согласно утверждениям логопедов, произношение звука [р] является самым сложным для речевого аппарата ребенка. Причем трудности вызывает как твердый, так и мягкий звук. Без помощи специалистов ребенок не может самостоятельно корректировать звукопроизношение, поэтому проблема неправильного выговаривания звука [р] остается на всю жизнь.

Что такое ротацизм?

Логопедическое определением «ротацизм» – это не что иное, как картавость или неправильное произношение звука [р]. В данном случае неправильное, значит, несоответствующее фонетическим правилам русского языка. В русской речи звук [р] характеризуется полноценным, раскатистым произношением, которое формируется при вибрации языка. Искажение проявляется двугубным, щечным или более горловым произношением.

Появление звуков в речи ребенка проходит постепенно. Звук [р] формируется примерно к 4-5 годам. Статистика говорит о том, у детей дошкольного возраста ротацизм диагностируется в 26% случаев обращения к логопеду. У больных со стертой формой дизартрии в 43-54% регистрируется сопутствующая картавость.

Причины картавости

Все факторы, влияющие на появление картавости, разделяют на несколько групп:

  • механические — укороченная языковая уздечка, аномальный прикус, механические повреждения челюстно-лицевого отдела, недостаточный тонус язычной мускулатуры;
  • функциональные — искажение взрослыми звуков при общении с ребенком, пребывание в иноязычной среде, двуязычное воспитание в семье, проблемы со слухом, неправильная артикуляция, педагогическая запущенность;
  • наследственные — особенности строения нижней челюсти, редкое расположение зубов в ряду.

Симптомы разных типов ротацизма

В специализированной литературе описано не менее 30 различных вариантов нарушений произношения звука [р]. Характер звуковых расстройств напрямую связан с типом патологии:

  1. При увулярном ротацизме [р] отличается грассирующим звучанием. Во время речи наблюдается дрожание маленького небного язычка.
  2. Велярная картавость характеризуется грубым рокотом. Звук [р] приобретает более горловое произношение. Наблюдается вибрация всего края мягкого нёба.
  3. Гортанная форма — похожа на велярную, но отличается более приглушенным звучанием.
  4. Боковой тип формируется при дрожании боковых сторон языка. При произношении звука слышится что-то похожее на [рль].
  5. При щечном ротацизме во время речи воздух проходит в пространстве между щеками и боковыми поверхностями языка. Щечное дрожание провоцирует присоединение к голосу шума.
  6. Одноударный или проторный ротацизм характеризуется произношением звука, похожего на английский звук [d]. Во время речи язык ребенка находится в правильной позиции, но отсутствует необходимая вибрация.
  7. Ротацизм двугубного типа выражается вибрацией губ при неподвижном языке. Из-за произношения звука, похожего на [прр], его называют кучерским.
  8. Носовая форма характеризуется произношением звука, похожего на [нг]. Во время разговора наблюдается выход воздуха через нос, без включения кончика языка в механизм артикуляции.

Диагностика

Поставить диагноз «Ротацизм» и установить его форму может только опытный логопед. Обязательно проведение комплексной оценки речевого статуса. Во время консультации выясняются особенности анамнеза, тип языкового статуса в семье (двуязычное, моноязычное общение).

При осмотре логопед оценивает состояние и анатомические особенности полости рта.

Врач осматривает мягкое и твердое нёбо, язык, губы, зубы, смыкание зубных рядов. Обязателен анализ тонуса мускулатуры, который развивается в результате парезов мимических или язычных мышц, неравномерного напряжения.

Логопед просит ребенка произносить определенные слова и изучает степень артикуляционной подвижности. Во время речи оценивается темп, точность произношения, умение переключать и фиксировать артикуляционные позиции. Устанавливается объем словарного запаса, способность к чтению, письму.

В комплекс диагностических мероприятий входит изучение фонематического слуха. Это позволяет выявить факт сенсорной или моторной несостоятельности, установить вторичные слуховые расстройства.

При необходимости назначаются дополнительные обследования:

  • стоматологическое с телерентгенографией, в ряде случаев требуются диагностические слепки зубных рядов;
  • неврологическая консультация;
  • МРТ головного мозга;
  • электронейромиография.

Лечение картавости

Родителям следует знать, что процесс коррекции картавости довольно сложный и долгий, поэтому необходимо набраться терпения и подготовить ребенка. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит звуки, немедленно обращайтесь к логопеду. Ротацизм быстрее и легче поддается коррекции в младшем возрасте (4-5 лет). Чем старше ребенок, тем труднее исправить дефект речи.

В Центре восстановительной медицины в Набережных Челнах опытные логопеды и неврологи успешно осуществляют коррекцию любого типа картавости. О специалистах, практикующих в Центре, читайте здесь cvmmed.ru.

Главный метод исправления нарушений звукопроизношения — логопедические занятия. На основании данных комплексной диагностики составляется индивидуальная программа, в которую входят инновационные методики:

  • логопедическое тейпирование — необходимо для восстановления нормального тонуса язычной и мимической мускулатуры, которая участвует в артикуляции речи, стимуляции физиологически оптимальной вибрации нёба, языка, щек, подробно о методе можно узнать по ссылке логопедическое тейпирование;
  • логомассаж — необходим для воздействия на щеки, губы, нёбо и язык с целью стимуляции кровообращения, тонуса мышечных волокон, восстановления речевой моторики. В курс входит несколько видов мануального воздействия, о которых читайте здесь логомассаж ;
  • логопедическая коррекция — состоит из специальных дыхательных и речевых упражнений, которые направлены на проработку опорных звуков, постановку звукосочетаний. Некоторые артикуляционные упражнения проходят с механическим пособием, применением постановочного зонда или зондозаменителя. Подробная информация о методе здесь логопедическая коррекция.

Специалисты клиники являются хорошими психологами, которые находят подход к каждому ребенку, создают на занятиях благоприятную, доверительную атмосферу. Это очень важно для детей с особенностями психоэмоционального, неврологического развития. Полноценная самокоррекция речевых расстройств невозможна. Логопеды Центра обучают специальным навыкам артикуляционной гимнастики, которые в дальнейшем могут применяться дома.

Цены на услуги Центра восстановительной медицины в Набережных Челнах можно узнать в открытом прайсе прайс. Не медлите, звоните по телефонам +7 (8552) 91-05-85, +7 (953) 482-66-62 и записывайтесь на консультацию к лучшим логопедам!

Картавое произношение или ротацизм – речевое нарушение, которое часто встречается у детей и взрослых. Дефект проявляется в неправильном произнесении звука “р”. В потоке речи “рычащий” согласный может искажаться, заменяться другими фонемами (“коробка” – “ковобка”, рука – “лука”) или вовсе отсутствовать (“рыба”- “ыба”, “рост” – “ост”).

Причины и особенности

Звук “р” (“рь”) считается одним из самых сложных для артикуляции. Чтобы его выговаривать, нужно иметь хорошо развитые лёгкие и мышцы языка. Вот основные причины возникновения ротацизма:

  • аномалии языка и зубочелюстной системы;
  • нарушение фонематического слуха;
  • слаборазвитый артикуляционный аппарат;
  • наследственная предрасположенность;
  • подражание неверному произношению.
  • Многие малыши картавят до 5-6 лет, пока артикуляционный аппарат находится в состоянии формирования, а потом радуют маму и папу правильным звукопроизношением. К сожалению, так происходит не у всех – кто-то всю жизнь разговаривает с “французским акцентом”.

Специфичная манера говорения выделяет картавящего человека и может восприниматься окружающими как милая особенность, в которой есть что-то детское и трогательное. Но нельзя отрицать, что ротацизм приносит много неудобств. Во-первых, картавый выговор бывает непросто разобрать – к нему нужно привыкать, приноравливая слух к пропадающему или искажённому звуку “р”. Восприятие речи затрудняется и коммуникация серьёзно “провисает”. Во-вторых, даже если картавинка вызывает у слушателей умиление, не факт, что сам говорящий мечтал произвести именно такое впечатление. В первую очередь это касается делового общения, когда хочется выглядеть презентабельно и звучать уверенно, а не вызывать ассоциации с милым ребёнком. Наконец, многие люди стесняются своего неправильного произношения и чувствуют себя неловко, когда дело доходит до публичных выступлений.

Эффективный метод коррекции

Если для вас картавость – не изюминка, подчёркивающая индивидуальность, а проблема, которая мешает свободно общаться, её можно и нужно оставить в прошлом. Ротацизм успешно исправляется в любом возрасте, надо только правильно подобрать методику коррекции и упорно работать над постановкой заветного “р”: выполнять логопедические упражнения, делать массаж языка и дыхательную гимнастику. Но помимо анатомо-физиологической стороны проблема имеет ещё и психологический аспект, которому необходимо уделить внимание – снять внутренние зажимы, тревожность и неуверенность.

Специалисты ораторской школы “The Performance Club” знают, как исправить картавость у взрослого, убрать скованность и поставить чёткую речь. Базовый курс “Психофизика лидера” поможет распрощаться с надоевшим дефектом раз и навсегда – вы будете говорить чисто, правильно и красиво. Публичные выступления перестанут быть тяжким испытанием и начнут приносить радость. Занятия проводят опытные педагоги по технике речи – преподаватели топовых театральных вузов.

Программа курса включает эффективные упражнения на укрепление дыхательного аппарата, постановку правильной артикуляции и выразительного звучного голоса. Под чутким руководством наших мастеров вы не только скорректируете картавость и улучшите дикцию, но и разовьёте естественный артистизм, а также овладеете тонкостями статусной коммуникации. “Психофизика лидера” даёт много ценных навыков для личностного роста и достижения успеха в бизнесе.

Артикуляционная гимнастика

Обладатели “французского” произношения часто задаются вопросом: как исправить картавость самостоятельно? Можем порекомендовать следующие упражнения.

  • Широко откройте рот и поглаживайте нёбо языком не менее 10 раз.
  • Откройте рот, высуньте язык и поглаживайте им нижнюю губу, стараясь одновременно произнести звук “р”.
  • Растяните губы в широкой улыбке. Кончиком языка делайте плавные движения вдоль внутренней стороны верхних зубов – вправо и влево, будто чистите зубки щёточкой.
  • Сложите язычок желобком и произнесите звук “ф”. Следите за тем, чтобы струя воздуха прошла прямо по желобку.
  • Медленно и отчетливо произнесите слоги “тэ”, “лэ” и дэ”. Каждый – по 10 раз.
  • Дотроньтесь кончиком языка до верхних альвеол и постарайтесь также неторопливо и четко 10 раз проговорить по очереди “тэ”, “лэ”, дэ”. Затем слейте слоги в сплошное “тэлэдэ” и повторите этот набор звуков 15 раз.
  • Произнесите слова, в которых есть буква “р” (“рожь”, “рис”, “ромашка”, “красивый”, “круто”) тем же способом, что предыдущие слоги – сначала обычно, затем с языком, касающимся внутренней стороны верхних десён.

Завершите артикуляционную зарядку произнесением чистоговорок с “непокорным” звуком. Вот несколько вариантов:

  1. “Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла. Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла”.
  2. “Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке”.
  3. “Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет”.
  4. “Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла”.
  5. “Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали”.
  6. “На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова”.
  7. “В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду – Ядра в вёдра, выдру в тундру”.

Повторяйте эти фразы 4-5 раз. Начинайте с медленного чтения, проговаривая каждое слово как можно чётче, и постепенно наращивайте темп. Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по три подхода. Упорно работая над оттачиванием дикции, вы научитесь правильно произносить сложный звук “р”.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Борисова А.Е.

1

Моругина В.В.

1


1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнером о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь часто затрудняет взаимоотношения с окружающими и накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. К сожалению, количество детей с нарушениями звукопроизношения в современном мире увеличивается. Для коррекции звукопроизношения у детей требуется грамотно подобранный материал, который должен быть систематизирован. В основе работы лежит подбор и систематизация практического материала по коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста. Данная статья отражает основные этапы логопедического воздействия по коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста: артикуляционная гимнастика (цель – выработка активности языка и правильности его положения), постановка (цель – выработка правильности вибрации, звучания или чистоты) и автоматизация звука.

ротацизм

речевое нарушение

коррекция

1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

4. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.

5. Беркун А., Ухабова С. Куклы в работе учителя – логопеда / А. Беркун, С. Ухабова// Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 82–88.

6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Под ред. Н.С. Жуковой. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

Овладение чистой речь, является важным пунктом для формирования полноценной личности человека. Если это происходит своевременно, то человеку будет проще социализироваться в обществе, выражать свои мысли, находить общий язык с людьми. Но, когда возникают трудности в формировании правильной речи, то происходят сложности во взаимоотношениях с окружающими, это может не благотворно влиять на психологическое, эмоциональное состояние человека. Для ребенка недостаток речи может привести к неуспеваемости, неуверенности в себе и своих силах. Неправильное произношение звуков будет беспокоить больше, в особенности подростков, что может привести к трудностям, касающихся выбора профессии, круга общения и личной жизни.

К сожалению, тенденция нарушения звукопроизношения у детей в современном мире растет. Причины данного нарушения разнообразны, зачастую они являются результатом, того что родители не подходят внимательно и серьезно к тому, что их дети неправильно произносят звуки. Свидетельством этим упущениям, является наличие дефекта, как у маленьких, так и взрослых детей. Особенно частым дефектом, который замечают окружающие, является неправильное произношение звука «Р» [1; 2].

Для коррекции звукопроизношения у детей требуется грамотно подобранный материал, который будет систематизирован и применен на практике. Так же важно соблюдать этапы коррекции, чтобы они шли друг за другом и не пропускались.

Чтобы начинать коррекцию, необходимо понять какой вид ротацизма у ребенка:

– ребенок совсем не использует эти звуки, то есть отсутствие его, например: корова – коова, рука – ука;

– происходит замена данных звуков, например: [р –р’] (корова – корёва, рука – рюка) ,[р – л] (рука – лука, рыба – лыба), [р – д] (рука – дука, рама – дама), [р -в] (рука – вука, паровоз – павовоз), [р – ы] (рука – ыука, рыба – ыыба); [р – й] (рука – йюка, рыба – йиба); [р – г] (рука – гука, паровоз – паговоз), [р –л’] (рука – люка);

– одноударное произношение, т.е. у ребенка правильная артикуляция, но сама вибрация образуется только один раз или отсутствует совсем. Данное произношение похоже на звук [д], также ребенку трудно сделать непрерывное рычание;

– боковое произношение. Процесс происходит таким образом, что вибрация образуется боковой частью языка. Чаще это происходит, если у ребенка имеются анатомические проблемы в ротовой полости. Может сочетать звуки, такие как [р] и [л’] – [рл’];

– щёчное произношение – образование звука происходит с помощью боковой части языка и щек, т.е. струя воздуха, которую выдыхает ребенок, проходит между щекой и краем языка, тем самым создавая вибрацию щек;

– межзубное произношение, когда ребенок произносит слово, то язык помещает в межзубное пространство;

– лабиодентальные произношение, образование звука происходит между нижней губой и верхними зубами, также наоборот;

– гортанное произношение. Может быть вызвано расщеплением неба, и звукообразование происходит, когда сомкнуты голосовые связки [3];

– назальное произношение, процесс вибрации происходит за счет задней части неба и глотки. Может быть вызвано тем, что у ребенка укороченное мягкое небо;

– глоточное произношение, звук получатся хриплый, по причине того, что воздушная струя проходит через корень языка и задней стенки глотки;

– гнусавое произношение, при данном произношении звук получается хриплый, так как воздушная струя проходит через нос;

– велярное произношение, при данном дефекте корень языка находится близко к небу и когда струя воздуха проходит, то получается вибрация неба, и тем самым звукообразование получается неправильным.

После определения вида, нужно переходить к поэтапной коррекции. С этой целью был составлен и апробирован комплекс коррекционных мероприятий, направленный на коррекцию звуков [р] и [р’].

Данный комплекс включает в себя три этапа: 1) подготовительный; 2) постановка звука; 3) закрепление звука.

На первом этапе проводится артикуляционная гимнастика, с целью, чтобы язык стал более активный и выработать его нужное положение и движение. При выборе упражнений для гимнастики, принималось во внимание, какие органы участвуют в образовании звуков [р] и [р’]. Цель данных упражнения, заключается в том, чтобы выработать правильное движение и положение органов артикуляционного аппарата, также научить ребенка выполнять простые движение и переходить на более сложные, для того чтобы выработать правильное произношение звуков [р] и [р’]. Проводя артикуляционную гимнастику, соблюдались определенные условия: во-первых, использовать игровые приемы и, заранее проговаривать, что сейчас будем делать; во-вторых, логопед демонстрирует, как правильно выполнять упражнение; в-третьих, на определенной стадии ребенок сам, выполняет упражнения, а логопед контролирует выполнение.

Выполняя упражнения, обращалось внимание на его качество, также для каждого ребенка подбирался индивидуальный комплекс. Например, для первого ребенка, у которого выявили межзубное произношение звука [р], были предложены такие упражнения как: «Грибок», «Гармошка», «Чашечка», «Индюк», «Автомат», «Маляр», «Качели». Эти задания помогают выработать подъем языка, растянуть подъязычную уздечку, уметь держать язык в поднятом состоянии, развивать вибрацию языка, особенно кончик. Данные упражнения давались ребенку сложно, «Грибок» удерживал на счет до четырех, «Гармошка», «Качели», «Маляр» выполнял плавно, мог менять темп от медленного к быстрому, также «Чашечка» была трудна в исполнении, не мог долго удерживать, боковые части языка.

У следующего ребенка, было выявлено, что при произношении происходит замена звука и ему были предложены, такие упражнения как: «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабанщик», «Чашечка». Данные упражнения, помогают научить ребенка поднимать язык, также растянуть подъязычную уздечку, умение удерживать язык. Ребенку эти упражнения были известны, поэтому он справился со всеми, только в упражнении «Качели» была сильно подвижна нижняя челюсть.

Данные упражнения были выбраны, для того чтобы выработать чистоту, точность, плавность, темп, силу при переходе от одного упражнения к другому. Под точностью движения речевых органов, подразумевается правильное выполнения конечного результата, обращая внимание на местоположение и форму органа. Плавность движения заключается в том, что происходит без толчков и без дрожания органов, также движение должно происходить без дополнительных движений других органов. Контроль за скорость движения, контролировался при помощи отстукивания рукой, постепенно ускоряя его, в дальнейшем темп становится произвольным. Конечность устойчивого результата является, то, что выработанное положение задерживается надолго и без изменений, переход с одного движения на другое должно происходить плавно и в быстром темпе.

Гимнастика проводилась по принципу от простого упражнения к сложному, также были паузы между упражнениями, для того чтобы оно выполнялась правильно и запомнилась лучше для ребенка. Вначале упражнения проводились перед зеркалом, затем зеркало убиралось и, в дальнейшем ребенок сам выполнял задания, опираясь на собственные ощущения. Также при выполнении артикуляционной гимнастики использовался принцип наглядности, то есть использовались карточки, на которых был образ называемого упражнения. Проводя гимнастику, соблюдался принцип системности, то есть упражнения проводились путем повторов, но под контролем, чтобы артикуляционный аппарат не утомлялся. Также соблюдался принцип индивидуальности, контролировалась дозировка упражнений и они были индивидуальны для каждого ребенка. Например, для ребенка, у которого было выявлено межзубное произношение, упражнения были направлены на поднятия языка и растягивания подъязычной связки, для другого ребенка задания были направлены на выработку вибрации кончика языка.

Следующий этап, это постановка звука, он является важным, так как на нем мы получаем правильное вибрирование, звучание или даже сразу чистый звук, а далее уже происходит закрепление полученного результата. Для этого этапа используются различные способы. Например: приемы, разработанные А.И. Богомоловой [4]. Постановка происходила с помощью упражнения «Моторчик» используя механическую помощь. Когда ребенок произносил звук [д] упирая кончик языка к верхнему небу, в этот момент под кончик языка подводиться указательный палец, и совершаются колебательные движения из стороны в сторону, получается рокочущий звук. Также можно использовать зонд, на конце которого шарик, если самостоятельно у ребенка не получается, при этом даются указания, чтобы через некоторое время ребенок мог сам выполнять задание, итогом этого становится то, что через несколько дней рука привыкает, и не соскальзывает палец. Язык раскачивался одновременно с пальцем, и создается звук похожий на «дл». Можно сказать ребенку, что язык это молоток и им он забивает гвоздик, молоток должен быть стойкий и бить в указанное место. Добившись вибрации кончика с механической помощью, удлиняя процесс, ребенок продолжал с механической помощью, а потом продолжал без нее и спустя время помощь уже не требуется.

Третий этап – это автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи. При автоматизации звуков [р] и [р’] в слогах, словах, фразах и речи используются материалы, различные альбомы, карточки. Коррекция начинается с прямых слогов, потом проговаривание обратных слов, и сложные упражнения где находится два звука [р] в слове. Чтобы дети не теряли интерес, упражнения проходят в игровой форме.

Поскольку в процессе автоматизации стояла также задача по формированию словаря, то для достижения использовались различные игровые упражнения, такие как: «Цепочка», «Закончи слово», «Придумай рифму», «Скажи наоборот». Так проделывалась работа по формированию грамматического строя речи, использовались игровые упражнения, такие как: «Составь предложения по картинке», «Пересчитай предметы». Для формирования связной речи применяли упражнения и игры, в которых нужно было инсценировать диалог по лицам.

Благодаря этим материалам, был активизирован словарь детей, произвольный и по отдельным лексическим темам. Задания, направленные на словообразование с заданным звуком, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, также развивали умение составлять рассказ, чтобы он был связный и последовательный. Для этого использовалась такие упражнения, такие как «Что выросло на грядке?», «Расскажи что видишь во дворе» [5; 6; 7]. Таким образом, в процессе коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста, использовалась артикуляционная гимнастика, которая способствовала выработки нужного положения и движения языка. Далее, использовались способы для постановки звуков (автор – А.И. Богомолова), чтобы добиться вибрации. На заключительном этапе была осуществлена автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках и фразовой речи, для этого использовали игровые упражнения, которые способствовали формированию словаря, грамматического строя речи, и связной речи. Данные этапы способствовали получения вибрации и правильного звукопроизношения.

Подводя итог, можно констатировать следующее: соблюдая все необходимые этапы и подобрав актуальные материалы, можно способствовать коррегированию такой проблемы как ротацизм. Звук автоматизируется и входит в самостоятельную речь ребенка.


Библиографическая ссылка

Борисова А.Е., Моругина В.В. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ РОТАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1.
– С. 57-60;

URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1918 (дата обращения: 18.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Причины ротацизма и параротацизма

Неспособность правильного воспроизведения «р» может быть обусловлена физическими аномалиями речевого аппарата, неврологическими нарушениями и другими причинами:

  1. Анатомические отклонения языка: раздвоенный кончик, слишком большой (макроглоссия) или маленький язык (микроглоссия). Наиболее просто устраняется такая особенность языка, как короткая подъязычная уздечка.
  2. Аномалии ротовой полости: узкое высокое нёбо, нёбные расщелины, открытый боковой прикус и т. п.
  3. Слабость мышц, участвующих в артикуляции, недостаточно сильная струя воздуха, выдыхаемого при произношении.
  4. Отсутствие навыков правильной артикуляции.
  5. Недостаточно развитый фонематический слух, когда ребенок не может отличить верное произношение от неверного.
  6. Дизартрия — речевые расстройства, вызванные неврологическими нарушениями.
  7. Подражание членам семьи, имеющим проблемы с правильным произношением. Нередко это случается в двуязычных семьях.

Ротацизм и параротацизм могут быть проявлением мономорфной или полиморфной дислалии, в таких случаях они сравнительно легко поддаются коррекции. Если же они являются частью более серьезных речевых нарушений — алалии, дизартрии, ринолалии, то для коррекции параротацизма и ротацизма требуется более длительное лечение.

Классификация

В зависимости от особенностей воспроизведения «р» и «рь», а также от причин имеющихся отклонений, различают до 30 видов ротацизма и параротацизма. Наиболее распространенными из них являются:

  1. Велярный ротацизм. Вместо кончика языка, который должен вибрировать при произношении «р», дрожит мягкое нёбо. Это вызывает горловой звук «р», исправить его у детей для логопеда не представляет больших трудностей.
  2. Увулярный ротацизм. Вибрации совершает нёбный язычок, в результате чего возникает грассирование.
  3. Щечный. Колебания совершает внутренняя поверхность одной из щек.
  4. Боковой. Колеблются одновременно обе боковые поверхности языка, звучание напоминает «рль».
  5. Носовой. Воздушный поток выпускается носом, вместо «р» слышится нечто подобное «нг».
  6. Двугубный. Поток воздуха вызывает колебания губ, извлекаемый звук напоминает «прр».
  7. Одноударный. Постановка языка правильная, но колебания кончика отсутствуют. В результате звучание напоминает английское «d».

Обычно, если пациент не может правильно произносить «р», то это распространяется и на его мягкую пару. Но бывает, что произносить мягкое «р» удается, а твердое — нет. Обратное случается редко. Виды параротацизма определяют по тому, каким звуком заменяются «р» или «рь». Это могут быть «л», «г», «д», «й», «в» и их мягкие варианты.

Коррекция произношения

Нередко перед логопедической работой требуется произвести операцию по рассечению подъязычной уздечки. Ее выполняют, когда при открытом рте ребенок не может кончиком языка дотянуться до нёба. Альтернативой является специальная логопедическая гимнастика, направленная на растяжение уздечки, но этот способ потребует длительных занятий.

После того как этот анатомический дефект устранен, приступают к подготовительному этапу. В этот период ребенку назначают артикуляционную и дыхательную гимнастику для заучивания правильной позиции органов артикуляции и создания сильной направленной струи воздуха. Занятия должны проводиться не только со специалистами нашего Центра, но и дома под наблюдением взрослых.

Следующий этап занятий по коррекции ротацизма — постановка звука. Он включает в себя артикуляционные упражнения, использование специальных механических приспособлений, позволяющих исправить горловое «р» путем вызывания принудительной вибрации кончика языка. После достижения цели этого этапа переходят к закреплению полученного навыка и доведению его до автоматизма.

Программа логопедических занятий предусматривает постепенное усложнение речевых упражнений — от произнесения слогов до разучивания стихов и скороговорок с большим количеством «р» и «рь». Продолжительность занятий зависит от характера речевых нарушений и заинтересованности родителей. При дислалии обычно бывает достаточно двух-трех месяцев, а если ротацизм вызван неврологическими нарушениями, то на его коррекцию может потребоваться несколько лет.

Стоимость диагностики логопеда-дефектолога 3800 рублей 1400 рублей *

* акция действует с понедельника по пятницу!

Отзывы о нас от профессионалов медицинского сообщества

Отзыв от Д.М.Н. наук, заслуженного врача Р.Ф, директора Института остеопатии, профессора Д.Е. Мохова

Комплексный подход к реабилитации и лечению, разработанный в сети клиник “Нейроспектр”, основан на лучших международных практиках и опыте, а также получил поддержку от квалифицированных специалистов на федеральном уровне в РФ, таких как Д.Е. Мохов, заслуженный врач Российской Федерации, президент Российской остеопатической ассоциации, и T.T. Батышева, директор научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ, профессор и заслуженный врач России. Благодаря использованию современных технологий и методик, в клиниках “Нейроспектр” успешно проводится реабилитация детей с любым видом неврологических заболеваний, проблемами развития и задержкой речи.

Д.Е. Мохов

Доктор медицинских наук,
Профессор,
Заслуженный врач Российской Федерации,
Президент Российской остеопатической ассоциации (РОсА)

Ознакомиться

Е.Г. Сологубов

Доктор медицинских наук,
Профессор,
Заслуженный врач Российской Федерации

Ознакомиться

T.T. Батышева

Директор Научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ,
Главный внештатный детский специалист Минздрава РФ по медицинской реабилитации,
Главный внештатный детский специалист ДЗМ по неврологии,
Заведующая кафедрой неврологии, физической, реабилитационной медицины и психологии детского возраста ФНМО МИ РУДН

Ознакомиться

Добавить комментарий