Сценарий как найти друзей

Классный час на тему: «Как найти друга»

Цель: Формирование
 представления о том, что такое дружба и каким должен  быть друг;
воспитание добрых качеств детей, умение
дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

Дать понятие 
настоящей  дружбы, настоящего друга

 Ознакомить с
правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать,
что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.

Учить
доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и
печали.

Воспитывать
уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Ход мероприятия.

    1.  Организационный
момент

– Добрый день,
дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний классный час
принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

– С каким
настроением вы  пришли на нашу беседу? «Просигнальте» мне, пожалуйста.  (Дети
поднимают карточку – «настроение».)

2.
Формулирование темы и цели классного часа

– Посмотрите, 
пожалуйста,  на слайд.  Кто это? (кот Леопольд)

– Скажите, о чём
он мечтал? (подружиться)

– Действительно,
кот Леопольд мечтал найти друзей. Как вы думаете,  чему будет  посвящен наш
классный час.( дружбе)

– Ребята, а с чего
начинается дружба?  (с улыбки)

– Прежде чем мы
начнём с вами беседовать, улыбнитесь друг другу

– Тема классного 
часа: «Как найти друга».

– Сегодня мы  поговорим
о том, что такое дружба, каким должен быть друг и как найти друга и не
ошибиться в нём.

– Вы сегодня
должны будете помочь найти друзей нашему коту Леопольду.

3.  «Мозговой
штурм». Работа над понятиями «дружба», «друг» , «приятель», «товарищ».

– Наша жизнь – это
дорога, которая складывается из минут, часов, дней, лет. И эту дорогу нельзя
пройти без дружбы, без друзей.

– Что такое
дружба?

– В толковом
словаре Сергея Ивановича  Ожегова дается такое определение: «Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

– Как вы понимаете
выражение «взаимное доверие»? Привязанность?

– Кто такой друг?

Друг – Человек, к-рый связан с кем-н. дружбой. 

Приятель – Близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – Человек, близкий ко-му-н. по взглядам,
деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к
кому-н. Товарищи с детства, по школе.

– Ребята, а  у
кого из вас есть настоящий друг? Почему вы считаете, что он у вас настоящий?

4. Работа над
понятием «настоящий друг»

.

– Скажите, сколько
может быть у человека друзей?

– А, может быть, 
кто-нибудь из вас знает,  как найти друга?  

– Ребята, нам
нужно помочь коту Леопольду найти друзей.

– И сначала мы
должны выяснить, каким должен быть друг.

– Перед вами  2 облачка,
на которых написаны качества человека.

Выберите только те
качества, которыми должен обладать друг.

Для этого подчеркните
их красным фломастером.

(Дети работают
в группах)

1 группа

2 группа

Скромность, зависть, настойчивость, равнодушие,  общительность,
готовность прийти на помощь в любую минуту, жадность

Доброжелательность, хвастовство, отзывчивость, злоба,
честность, трусость, верность.

 – Какие качества
вы выбрали? Зачитайте.

– Какими
качествами по-вашему мнению не должен обладать друг? Зачитайте.

– Теперь
прикрепите ваши облачка к плакату.

– Теперь,
объединив ваши качества, мы получаем следующую картину: каким должен быть
настоящий друг. Вот они все записаны на солнышке

 (СКРОМНЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ,
ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, ВСЕГДА ПРИДЁТ НА ПОМОЩЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, ВЕРНЫЙ)

– Может быть вы
ещё какие –нибудь качества бы добавили?

– Теперь я думаю с
вашей помощью кот Леопольд знает каким должен быть настоящий друг.

5. Работа
с пословицами

Очень много  придумано пословиц о дружбе.

– Прочитайте
пословицу на слайде:

«Дружба куется
годами, рушится – одним махом».

– Как вы понимаете
её смысл?

– Сейчас вам самим
предстоит составить пословицы, добавив к началу конец.

6. Работа над
составлением правил дружбы

– Все вы любите
играть в игры. Что нужно знать, чтобы игра получилась? (правила). Как вы
думаете, а в дружбе есть правила?

– Конечно есть.
Сейчас вам предстоит составить правила  дружбы.

– Сказочная
героиня вредная старуха Шапокляк предложила  Крокодилу Гене с Чебурашкой и Дяде
Фёдору с Шариком и Матроскиным свои правила дружбы.

– Вам нужно
внимательно их прочитать и если потребуется исправить, что-то убирая или
наоборот добавляя в них. (правила записаны на воздушных шариках, у каждой
команды по 3)

Правила 
ДРУЖБЫ.

Не обзывай и не
унижай своего друга.

Помогай другу в
беде.

Не обманывай
друга, будь с ним честен.

Не предавай своего
друга.

Умей признать свои
ошибки и помириться с другом.

Умей уступать
своему другу.

Правила 
ДРУЖБЫ.

 Обзывай и  унижай
своего друга.

Не помогай другу в
беде.

Обманывай друга,
будь с ним нечестен.

 Предавай своего
друга.

Не  признавай свои
ошибки и не мирись с другом.

Не уступай своему
другу.

– Молодцы, ребята.
Теперь наши герои знают,  как правильно дружить. И я думаю,  они могут стать
настоящими друзьями кота Леопольда. Прикрепите героев к плакату.

– Теперь, соединив
правила  героев, мы получаем вот такой цветок  с правилами дружбы. Давайте еще
раз прочитаем  правила дружбы. Прикрепим к плакату шарик с правилами дружбы.

7. Обсуждение
проблемных ситуаций в группах.

– А сейчас,
ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

1.Твой друг сделал
что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

2.Володя и его
друг Саша дружат ещё с детского садика. Володя решил посещать занятия
спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта.
Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься
дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.

– Можно ли купить дружбу?

– Допустим вам нужно выбрать что-то одно: или дружбу или богатство. Что
вы выберете? Почему?

– Ребята, как вы
думаете, а может ли дружба распасться?

 – По каким
причинам она может распасться?

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом,
который неверен

– Как вы понимаете
выражение бескорыстная дружба?

-Можете ли вы
привести положительные или отрицательные примеры из вашей жизни, связанные с
дружбой.

– Может ли
человеку быть стыдно за своего друга?

– А с кем или с
чем ещё можно дружить?  (с семьей, с природой)

8. Подведение
итогов. Обобщение.

– Давайте, ребята,
подведем итог нашей беседы.

– Продолжите
предложение: Настоящий друг – это тот…

– Дружба – это…

– Как найти друга?

– Прочитайте
высказывание американского президента
Бенджамина Франклина:

        «Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись
променять его».

– Как вы понимаете
его слова.

– Наш классный час
подошёл к концу. Посмотрите, ребята, вы помогли найти друзей коту Леопольду.
Надеюсь, что все вы встретите  настоящих друзей.

– А чтобы это
случилось  нужно придерживаться  правила, которое высказал  польский писатель: Игнатий
Красицкий
: «Умей быть другом — найдешь друга».

9. Рефлексия

– Дорогие ребята.
Мне было очень приятно с вами общаться.

– На память о нашем
разговоре мне хочется подарить вам памятку с советами, которые помогут вам
встретить друзей

         ШЕСТЬ
СПОСОБОВ РАСПОЛАГАТЬ K СЕБЕ ЛЮДЕЙ:

1. Проявляйте
искренний  интерес к людям.  Уделяйте внимание  тому, кто с вами разговаривает.
Это гарантирует успех

2. Чаще
улыбайтесь. Вы должны встречать людей с радостью, если хотите, чтобы они
радовались встрече с вами.

3. Помните, что
каждый человек считает своё имя наилучшим. Потому при разговоре чаще
употребляйте имя собеседника.

4.  Давайте людям
почувствовать их значительность – и  делайте

это искренне.

5. Начинайте
разговор с темы, которая интересует вашего собеседника.

6. Умейте
внимательно слушать собеседника.

Игра 
«Клубочек»
.

Дети по очереди
нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со
мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается
круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий
круг.

Положительные качества личности

Отрицательные качества личности

 чувство юмора,
оптимизм, бескорыстие, умение слушать и уступать другу, доверие,  умение
признавать свои ошибки, радость за друга

 лицемерие
(лесть),  эгоизм,

 Внеклассное мероприятие

                                                 «КАК НАЙТИ ДРУГА»

                                                                            Дружба — это золотая нить,
                                                               связывающая всех живущих в мире людей.
                                                                                                 Джон Ивлин

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

I. Ритуал приветствия.
Сейчас мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг к другу дорожки дружбы. (Дети передают клубок, приветствуя друг друга.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше?
А теперь положите паутинку на пол, а я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.

II. Творческое задание «Разговор о дружбе»
Показать детям картину К.Чюрлениса «Дружба» или прочитать ее описание, не называя автора картины и ее названия. Слайд 3.
«В ладонях человека — шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях солнце. – Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях».
Внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
• Почему солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
• От кого получил он в подарок солнце?
Придумайте название картины.
Эта картина называется «Дружба».
На что еще может быть похожа дружба (на свечу, зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).

III. Беседа.
• Что вы посоветуете человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти?
• Что нужно сделать, чтобы ваш друг детства остался вашим другом на всю жизнь?

IV. Чтение сказки «Если хочешь иметь друзей» Я. Радичкова
Не так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птицы, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалеку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева поболтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.
Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.
На доске появляется рисунок дерева без листьев.
– Кто хочет быть его другом?
– Что для этого надо сделать?
Написать на листочке свое имя, прикрепить к деревцу.
Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но все равно осталось одиноким.

V. Сценка «Ни за то ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?

– К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой

“Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!


-Да, такие отношения дружескими не назовёшь

Можно ли дружить с героями этих стихов
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, – слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: – Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: – Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу

Так каким же должен быть настоящий друг?

Продолжи фразу:
«Хороший друг – это….»

Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьем. Воробей кричал со страху.
Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева. Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось с воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.
Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории, а дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат, что тень плохая, и уйдут.
С тех пор каждый, кто шел по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью! Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.
– Кто же стал другом дерева?
– А кто еще может быть другом?

К каждой букве слова «дружба» подобрать друга.
ДРУЖБА: дед, река, учитель, журнал, бабушка, артист

VI. Упражнение «Ромашка».
Друзей у нас может быть очень много. Давайте изобразим их на лепестках ромашки разных цветов. На желтом лепестке нарисуем друзей-ровесников, одноклассников; на розовом лепестке – друга-взрослого, на голубом нарисуем друга-животное, на белом — воображаемого друга, героев мультфильмов.

Семья – первый друг. Слайд 10.
Пословицы о дружбе. Слайд 11.

  1. Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
  2. Друга ищи, (а найдёшь береги).
  3. Друг за друга стой, (выиграешь бой).
  4. Доброе братство, (лучше богатства).
  5. Друг лучше старый, (а платье новое).
  6. Старый друг – (лучше новых двух).
  7. Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).


VII. Составление законов дружбы – ДРУЖНО. Слайд 12.

VII. Упражнение на расслабление.
«Верный друг» (играет спокойная музыка, журчание ручейка, пение птиц)
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение…
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, кто очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это неважно, главное – ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 секунд.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.

VIII. Рефлексия занятия.
Что вы узнали о дружбе людей?
Что тебе надо развивать в себе, чтобы стать настоящим другом?
Посмотрите на своих одноклассников, есть ли среди них кто-то, кого вы хотели бы видеть своим другом?
Какое у вас сегодня настроение?
Что вы узнали сегодня о разных видах дружбы?
Почему важно иметь разных друзей?
Какие чувства вы испытываете сейчас?

IX. Ритуал прощания.

Ученик 1. Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

Ученик 3. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.


– Умению дружить, общаться с людьми  – надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Материал для размышления:

. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.

(Дети разыгрывают по ролям).

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

Мы во всём, во всём одинаковые, – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Да ты стала хуже…

Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ: 

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

  А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?”

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:

Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

ВОПРОС:

Почему заплакала Катя?

Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Цели классного часа:

  • Развивающие:  учащиеся должны научиться
    • высказывать своё мнение;
    • анализировать свои мнения, черты характера;
    • прогнозировать последствия поступков;
    • участвовать в коллективной деятельности;
    • акцентировать внимание на собственной личности
      с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
  • Воспитательные:  учащиеся должны
    убедиться в

    • необходимости укрепления межличностных
      отношений в группе;
    • существовании  влияния друзей друг на друга;
    • необходимости уметь различать дурное влияние
      друзей от положительного;
    • том, что сильная личность ценит в дружбе именно
      возможность помочь другому человеку, быть
      полезным для него.

Задачи классного часа:

  • Поговорить о дружбе, перечислить важные для
    дружбы качества.
  • Улучшить межличностные отношения в
    деятельности группы.
  • Выявить мнения учащихся относительно темы
    классного часа.
  • Изменить позиции отдельных учащихся в системе
    межличностных отношений.
  • Развитие дружбы как условие дальнейшего
    формирования коллектива группы первого курса.
  • Провести «инвентаризацию» собственных качеств
    личности.
  • Помочь возникновению продуктивных обратных
    связей.
  • Мотивировать желание самоизменений.

Форма проведения: беседа за «круглым
столом», ролевая игра «Ищу друга».

Необходимое оборудование: магнитофон;чистые
листы бумаги;ручки, фломастеры;магниты;
магнитная доска;ноутбук; удлинитель;игрушка,
аудиокассета, диски, листочки с названиями
положительных и отрицательных качеств личности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент (4 мин)

1. Рассадка.

2. Психологический настрой на тему занятия:
карандаш, читающий мысли. Подбираются фрагменты
песен, в данном случае о дружбе. Подносим
карандаш к голове каждого учащегося и «читаем»
его  мысли!

Цель: вызвать интерес и положительные
эмоции. Активизировать учащихся, расположить их
к творческому участию.

II. Основная часть (25 мин)

Цель: реализация основной идеи классного
часа, создание особой эмоциональной атмосферы.

«Проведение упражнения «Ищу друга».

Этап № 1: Классный руководитель –
инструктор, учащиеся-слушатели:

Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих
друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и
такой друг уже у вас есть. У кого-то множество
знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них
человека, которого гордо можно было бы назвать
своим другом. А кто-то, возможно в силу
застенчивости или замкнутости чувствует себя
одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей
у него нет. Но в любом случае настоящий друг
никому не помешает.

(Видеофрагмент  из мультфильма «Чебурашка
и крокодил Гена»)

С этого момента я становлюсь редактором особой
газеты бесплатных объявлений. Она называется
«Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу
газету объявление о поиске друга.

  • В этом объявлении нет ограничений на количество
    слов или размеры букв.
  • Принимается любая форма.
  • Вы можете изложить весь список требований к
    кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми
    он должен обладать, а можете нарисовать его
    портрет.
  • Можете рассказать о себе.
  • Листы подписывать не надо.

Одним словом, делайте объявление таким, каким
пожелаете. Следует помнить, что объявлений о
поиске друзей будет много и вам надо
позаботиться, чтобы именно ваше привлекло
внимание. Возьмите листы бумаги, ручки,
фломастеры – творите! Время на подготовку – 10
минут.

Этап №2: Написание и оформление
объявлений.

Этап № 3: Вывешиваем объявления на доску с
помощью магнитов, т.е. помещаем объявления в
газету.

Этап № 4: Инструкция по работе с
объявлениями, инструктор – классный
руководитель:

  • Встаём с места, подходим к объявлениям.
  • Молча читаем объявления.
  • Нарисовать кружок на том объявлении, которое
    привлекло ваше внимание, и он готов связаться с
    его подателем.

Этап № 5: Анализ объявлений – организация
дискуссии:

  • Классный руководитель зачитывает объявления,
    получившие наибольшее количество откликов.
  • Вопрос: «Чем характеризуются эти объявления,
    получившие наибольшее число заинтересованных
    ответов?»
  • Вопрос классного руководителя: «Что есть во
    всех интересных  объявлениях?
  • Предполагаемый ответ: Перечислены
    требования,  предъявляемые к будущему другу.
    Самое главное: в объявлениях ищут друга,
    который должен что-то давать, и ничего не
    предлагают взамен.

Этап № 6: Обсуждение человеческих качеств,
важных для подлинной дружбы. Этот этап
выполняется при условии, что классный час
вписывается в отведённые рамки.

Готовясь к нашей встрече,  Вы ответили на
вопросы анкеты и постарались определить, какие
качества личности для Вас являются значимыми и
какие оцениваются Вами как отрицательные. На
столе разложены листочки с названиями положительных
и отрицательных качеств личности
с точки зрения истинной дружбы.

Деятельность учащихся:

  • выйти к доске по очереди;
  • выбрать листочек;
  • поместить листок на доску с помощью магнита в
    разряд «Отрицательные качества друга» или
    «Положительные качества друга».

Положительные качества
личности

Отрицательные качества
личности

доброта, честность, ум, смелость, сила,
трудолюбие, чувство юмора, щедрость,
аккуратность, преданность, оптимизм,
целеустремленность, мужество, умение держать
слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и
уступать другу, доверие, уважение,
конструктивная критика, терпимость,
обязательность, умение признавать свои ошибки,
терпение, несёт ответственность за друга,
волнение, переживание, радость за друга, умение
давать полезные советы, умение оказывать помощь,
поддержка в хорошем деле
злоба, лицемерие (лесть), лень,
хвастовство, жадность, зависть, трусость,
неряшливость, эгоизм, нецензурная брань,
подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки
над своим товарищем,
отрицательное влияние на друзей, поддержка в
озорстве и хулиганстве

Вопросы к учащимся, стоящим у доски:

  • Чем отличается друг от знакомого или приятеля?
  • Твоему другу не нравится, что ты куришь. Сможешь
    ли ты не курить в его присутствии?
  • Образуйте глагол от слова «Дружба».
  • Как Вы считаете, наша группа – дружная?
  • Можно ли считать другом человека, который
    говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с
    нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?»
  • Можно спасти друга от дурных привычек и
    пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?

III. Подведение итогов (10-11 минут)

Цель: систематизация полученного
опыта. 

Дружба – понятие неабстрактное, а
конкретное. Для нашей группы попробуем
предложить в общий «котёл дружбы» наши
пожелания, качества, которые помогут нашей
группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания
могут быть самыми разными: можно пожелать денег,
счастья, понимания, здоровья, хороших оценок,
улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и
т. д. Все учащиеся вместе с классным
руководителем садятся в круг и, передавая из рук
в руки настоящий котелок, предлагают что-то от
себя в котелок дружбы группы.

Подводит итог классный руководитель:

Мне от жизни немного надо.
Дать урок, чтобы душу согреть
И звенящую песнь листопада,
И мальчишек галдящую рать.
Надо мне, чтоб мои ребята
Созидали дома и дворцы.
Знали, помнили год 45,
Как страну защищали бойцы.
Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.
Я – учитель, мне многое надо!
И чего там душою кривить,
Ваше счастье мне будет наградой,
Для того мне так хочется жить.

Тема: Умей дружить. Как найти друга?

Задачи:

– выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; – дать понятие дружбы; – научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; – ознакомить с правилами дружбы; 
– учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали; 
– воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.

Ожидаемые результаты:

– формирование дружного коллектива.

Подготовительная работа: чтение произведений о дружбе, поиск пословиц и поговорок, выставка рисунков «Я и мои друзья».

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук и хорошее настроение друг другу.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (из кинофильма «По секрету всему свету»)

Учитель:

– Вы догадались, о теме нашего урока сегодня?

И сегодня на уроке мы будем размышлять над следующими вопросами:

 Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг?

Выскажите свои предположения.

Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

III. Совместное открытие нового знания.

1.Знакомство с понятиями «дружба», «друг», «приятель».

– Ребята, давайте разберёмся что такое «дружба», кто такой «друг» и «приятель».

– Мы связаны в жизни с разными людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к нам назвать друзьями? (Нет)

– Как мы можем их назвать? (Приятели)

– Если мы связаны совместной деятельностью (занятием), у нас общие интересы, симпатия, мы близки по деятельности, то нас можно назвать приятелями.

(Приятель – человек, близкий кому-либо по взглядам, занятиям, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)

– А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья? (Да)

– Почему?

– А кто такой «друг», как вы понимаете?

 Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.

– Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. С друзьями не скучно!

– А что такое дружба?

 Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)

2.Работа над рассказом «С кем дружить?». О.В.Буцень

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со старой школой, особенно с подружкой Валей. В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Все присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты еще ни с кем не дружишь?

– Нет, – отвечала Нюра.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавала, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ирка – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

– Не волнуйся, – ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

а) Учитель читает рассказ.

б) – Посоветуйте Нюре, как бы вы поступили?

3. Проблемная ситуация. Учебный диалог. (Разбор ситуаций в группах)

Каждая группа учащихся получает проблемную ситуацию, составляют советы, как правильно нужно поступить.

Работа учащихся с ситуациями:

1группа. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

2 группа. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил “3”. Вова засмеялся: “Тоже мне отличник! Так тебе и надо!”

3 группа. Алёша опрокинул компот на платье Милы. “Дурак”, — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.

Составление советов к проблемным ситуациям.

1.Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

2.Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

3.Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.

4.Физкультминутка под музыку

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод.

Ножками потопаем

Ручками похлопаем

Плечиком подвигаем

А потом попрыгаем!

5. Работа с памяткой «Правила дружбы»

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

 Существует много законов о дружбе. Но это – основные.

6. Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.

– Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера. И сейчас мы с вами попробуем вырастить цветок Дружбы «цветик – семицветик». Перед вами лепестки, на которых написаны различные качества. Выберите только те, которые должны быть у настоящего друга. Вспомните, о чем мы говорили, это поможет вам сделать правильный выбор. (Учитель показывает лепестки, на которых написаны различные качества (обидчивый, драчливый, ответственный, честный, справедливый, жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, помогает в случае необходимости). Ученики выбирают только те, которые должны быть у настоящего друга, и прикрепляют их на доску).

-Посмотрите, какой красивый цветок Дружбы «цветик – семицветик» у нас получился!

ІV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с деформированными предложениями – составление пословиц из частей (работа в группах).

– Ребята, мы с вами при подготовке нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

  • Друзья познаются в беде.

  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  • Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

  • Друг спорит, а враг поддакивает.

2.Музыкальная викторина.

Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним эти песенки и попробуем отгадать из каких мультипликационных фильмов

  • С голубого ручейка начинается река, 
    Ну а дружба начинается с улыбки.( «Крошка енот»)

  • Я иду и пою обо всём хорошем. 
    И улыбку свою я дарю прохожим. (« Приключения кота Леопольда»)

  • Тем, кто дружен, не страшны тревоги! 
    Нам любые дороги дороги!(«Бременские музыканты»)

  • Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно.( “День рождения Леопольда”)

  • Хорошо под небесами, 
    Словно в лодке с парусами, 
    Вместе с верными друзьями 
    Плыть куда глаза глядят. 
    По дороге с облаками, 
    По дороге с облаками 
    Очень нравится, когда мы 
    Возвращаемся назад. («По дороге с облаками»)

  • Хорошо бродить по свету
    С карамелькой за шекою
    А еще одну для друга
    Взять в кармашек про запас. ( “Фунтик”)

3. Игра «Кто с кем дружит?»

Учитель: А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

«Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).

4.Работа с рисунками «Я и мои друзья».

В ходе подготовки к уроку вы рисовали рисунки на тему «Я и мои друзья». Они находятся на выставке. На перемене мы их все посмотрим.

– С кем вы себя нарисовали? Какие ваши друзья? Какими качествами они обладают?

V. Подведение итогов урока.

 Итак, ребята, что же такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? А кого приятелем? Каким должен быть настоящий друг?

Если мы хотим иметь друзей, мы должны знать, что дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»

Классный час в 1»Г» классе

подготовила и провела

учитель нач. классов

Синицына И.В.

КАКНАЙТИ ДРУГА

Дружбаэто золотая нить,

свя­зывающая всех живущих в мире людей.

Джон Ивлин

Творческое задание «Разговор о дружбе»

Посмотрите на картину К.Чюрлениса «Дружба» или прочитайте ее описание, не называя автора кар­тины и ее названия.

«В ладонях человека — шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кромешной мгле найдешь пра­вильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях солнце. Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях».

Ответьте на вопросы:

Куда и откуда несет человек сияющий солнеч­ный шар?

Почему солнце не сжигает и не ослепляет чело­века, а дает ему силу и спокойствие?

От кого получил он в подарок солнце?

Придумать название картины. ( Все варианты названий запишутся на доске, ска­жите детям, что эта картина называется «Дружба».

На что еще может быть похожа друж­ба (на свечу, зеркало, цветок, звезду, солнечный луч).

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Что вы посоветуете человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти? Что нужно сделать, чтобы ваш друг детства ос­тался вашим другом на всю жизнь?

Хотели бы вы иметь сто друзей?

Если бы вы встретили человека, у которого сто друзей, о чем бы вы его спросили?

Послушайте сказку:

«Если хочешь иметь друзей»

И .Радичков

Не так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птицы, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалеку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева по­болтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.

Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти куда глаза гля­дят. Но деревья не могут ходить, они не могут убе­жать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.

Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но все равно осталось одиноким.

Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за во­робьем. Воробей кричал со страху.

Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева. Дерево было довольно. Всю ночь оно шепта­лось с воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.

Однажды возле дерева остановилась телега. Возни­ца распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздрем­нуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории, а де­рево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди ре­шат, что тень плохая, и уйдут.

С тех пор каждый, кто шел по дороге, останавли­вался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью! Так у дерева появи­лись друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь дру­зей, нужно укрывать их своей тенью.

Вопросы и задания к сказке:

Как вы думаете, что произошло бы с этим дере­вом, если бы не случай с воробьем? Чему этот слу­чай научил дерево?

Изменился ли внешний облик дерева, когда оно стало помогать людям?

Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень плохо, и становилось легче тогда, когда вы помогали другим?

Как вы думаете, много ли друзей появилось у де­рева, когда оно стало помогать людям? Расскажи­те о друзьях дерева.

Много ли друзей у вас?

Сочиняем сказку «Лесные друзья»

Представьте, что вы отдыхаете под тенью дерева, и оно рассказывает вам сказки о лесных друзьях. За­пишите одну из них.

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте пословицу: «Дерево сильно корнями, а человекдрузьями.»

Нарисуйте себя в виде дере­ва, а всех своих друзей в виде корней этого дерева.

Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный, и почему.

Игра «Помощь друга»

Напишите на листочке свою мечту. Учитель собирает листочки, сворачивает их, складывает в общую коробку и предлагает детям по очереди вытащить один из листочков. Дети должны подумать, как настоящий друг может помочь чьей – то мечте исполниться, написать (или нарисовать) об этом на обратной стороне листочка.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/18757-klassnyj-chas-kak-najti-druga

Добавить комментарий