Легче говорить: три упражнения, чтобы снять голосовые зажимы
«Мне не нравится мой голос. Он глухой, низкий и невыразительный. Я говорю, а меня не слушают…» Знакомая картина? Чтобы снять голосовые зажимы, полюбить и принять свой голос, попробуйте три упражнения. После них вам станет легче говорить.
Голос открывает нас миру. Не только наши мысли, но и то, что мы чувствуем и иногда не хотели бы показывать. По нему о нас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к нам.
Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.
И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.
Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду. Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.
Почему нас не слушают?
Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить», «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?», «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю»…
Знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. «Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания», — поясняет психолог Валерия Агинская.
Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни. Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.
Почему мне не нравится мой голос?
Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. Все дело в том, что мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными.
Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.
Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать его более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.
Наш голос настолько уникален, что в течение жизни остается таким, каким дан нам природой
Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».
«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над „спасением“, освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».
Что сообщает о нас голос? Как легче говорить?
1. Интонация
Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике — обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить слова. Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.
Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.
2. Темп и ритм
Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.
Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.
Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.
3. Дикция и артикуляция
Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.
4. Громкость и высота
Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.
Позвольте себе быть заметным
Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.
Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.
Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?
Как снять голосовые зажимы
Зажим № 1. Сжатые челюсти
Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.
Зажим № 2. Сдавленная гортань
Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.
И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос.
Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой. Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.
Зажим № 3. Губы
Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он, напрягая гортань или сжимая губы.
Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»
Источник фотографий:Getty Images
Вас не слушают, когда вы выступаете публично? В ответственные моменты ваш голос садится, становится хриплым, низким или, напротив, фальшиво-высоким? Так проявляются зажимы, мешающие вам проявить себя на публике, в рабочем коллективе или при общении с друзьями.
В этом материале мы предлагаем разобраться в причинах появления проблемы. Также расскажем способы ее устранения и поделимся тремя практическими упражнениями, которые позволят получить результат уже после 2–3 тренировок.
Что такое зажимы, и почему они возникают
Голосовые зажимы бывают постоянными и временными. Проявляться они могут в хрипоте, срывах на тона разной высоты, в тонком или низком звучаниях. Они скрывают выразительность вашей речи, природную красоту тембра.
Выделяют две основные причины их появления:
-
Физические – неправильная осанка, напряжение, усталость, болезнь или период восстановления. Неумение правильно дышать, задействовать нужные мышцы тела и речевого аппарата.
-
Психологические – хронический стресс, сильное волнение, желание сделать голос красивее, выразительнее.
На физическом уровне зажимы проявляются в сжатых челюстях, напряженных губах и гортани. На уровне психологии они могут быть вызваны внутренним запретом на выражение своего мнения или эмоций.
Что делать с телом, чтобы снять зажимы
Причины появления проблемы у каждого человека свои, а решение одно – необходимо научиться расслаблять мышцы лица и гортани. Только избавившись от ненужного напряжения, речевой аппарат будет работать легко и свободно, а речь – звучать красиво и выразительно.
Эффективные способы снятия зажимов:
-
Массаж лица. Можно делать самомассаж, но лучше довериться специалисту, чтобы процедура действительно дала результат. Проработка мышц лица улучшает кровообращение и лимфоток, устраняет спазмы. Помимо расслабления, вы получите дополнительные бонусы: улучшится цвет кожи, разгладятся неглубокие морщины, подтянется овал лица.
-
Пение звука «Мммм». Для его выполнения встаньте прямо, разведите руки в стороны и пойте звук, не открывая рта. Если выполнять это упражнение правильно, вы почувствуете вибрации, идущие от головы по всему телу. Результат – снятие напряжения с мышц гортани. Благодаря этому голосовые связки не зажимаются, воздух проходит свободно. Выполняйте это упражнение несколько минут перед выходом на сцену.
-
Бег. Помогает улучшить тонус, насытить клетки кислородом, а заодно расслабить мышцы лица и диафрагмы. Но нужно помнить, что эта нагрузка противопоказана при больных суставах. Возможно, ваш врач порекомендует заменить бег плаванием.
-
Контроль осанки. Сгорбленные плечи, зажатая диафрагма, сутулость мешают проявлению сильного и красивого голоса. Поэтому мы рекомендуем следить за своей осанкой в быту и на работе, а также подобрать комплекс лечебной физкультуры, направленный на укрепление мышц спины.
-
Пение. Пойте песни от лица мужчин и женщин, экспериментируя с высотой, интонациями, тембром голоса. Копируйте пение мультипликационных персонажей, детские голоса. Так вы познакомитесь со своими природными возможностями, научитесь контролировать дыхание.
От психологических зажимов поможет избавиться психолог или психотерапевт. Во время тестирования или терапии специалист найдет внутренние причины вашей проблемы, даст индивидуальные рекомендации.
Освобождаем гортань, мышцы лица и челюсть
Первые шаги для снятия голосовых зажимов можно сделать самостоятельно. Для этого предлагаем ознакомиться с нашими рекомендациями.
Напряженные челюсти
Психологи считают, что зажим в этой области появляется из-за стремления скрыть гнев, боль или другие сильные эмоции. Такой человек идет по жизни, буквально стиснув челюсти и разговаривая сквозь зубы.
Чтобы снять напряжение на физиологическом уровне, нужно подвигать нижней челюстью вправо и влево, вверх и вниз. Для усиления эффекта создавайте сопротивление ладонями, чтобы движение давалось с усилием.
Сдавленная гортань
Представляет собой эффект кома в горле. Сопровождать его может першение, сдавленность, желание прокашляться.
Чтобы расслабить гортань, можно работать на уровне мысли – представить ком в горле как физический объект, а затем расправить его. Физиологически зажим снимает зевота и смех. Но при условии, что зевать и смеяться вы будете от души не менее пяти минут подряд.
Зажатые губы
Проблема часто возникает у людей, вынужденных искусственно улыбаться на публике или в личном общении. При этом виде зажима голос становится натянутым и неестественным.
Устранить зажатость поможет артикуляционная гимнастика. Если вы почувствовали проблему, попробуйте выполнить пару несложных упражнений.
-
Вытяните губы в трубочку и верните в исходное положение. Повторите 5–7 раз.
-
Вдохните и выдохните воздух с сомкнутыми зубами через расслабленные губы. Упражнение напоминает лошадиное фырканье. Повторите его 5–7 раз.
Могут ли зажимы находиться только в одной или сразу трех областях? Всё индивидуально, даже интенсивность напряжения в разных зонах лица может быть разной.
практическая отработка навыков
Упражнения
Для снятия голосовых зажимов мы подобрали три эффективных упражнения. Выполняйте их каждый день, и результаты не заставят себя ждать!
Ямки
Поставьте указательные пальцы на область перед ушной раковиной, где находится «вход» в ухо. Медленно открывайте рот, пока не почувствуете образовавшиеся впадины. На счет «раз» опускайте нижнюю челюсть и погружайте пальцы в ямки. На «два» – закрывайте рот, приподнимая пальцы.
Упражнение помогает расслабить челюстные зажимы.
Алфавит
Положите ладони на нижнюю челюсть и пойте согласные по порядку, соединяя их со звуком «а»: «Бааа, вааа, гаа, даа» и так далее. Произносите звуки тихо и без усилий, контролируя при этом работу речевого аппарата ладонями.
Упражнение помогает расслабить зажимы губ.
Рыбка
Откройте рот и выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Медленно переместите ее в одну сторону, затем в другую, делая плавный полукруг. После этого сядьте за стол, поставьте на него локти и подоприте ладонями подбородок. Откройте рот через сопротивление, подвигайте нижней челюстью вправо и влево.
Упражнение помогает расслабить зажимы челюсти и гортани.
Любите свой голос и мыслите позитивно
Неприятие своего голоса рождается из-за плохого знания собственного тела и его особенностей. Мы слышим себя «изнутри», поэтому записанная на аудионоситель речь кажется незнакомой и чужой.
Второй причиной нелюбви к своему голосу является неприятие себя как личности. Старания изменить свой тембр, высоту, звучание часто приводят в тупик. Организм, чувствуя насилие, сопротивляется, все усилия приводят к обратному результату.
Важно понять и принять тот факт, что ваш голос уникален. Полюбите свое звучание, работайте над его чистотой и силой. Освободитесь от лишнего напряжения, тогда вы получите удовольствие от умения свободно выступать на публике.
В заключение хотим сказать, что для устранения зажимов нужна планомерная работа. Важно подходить к проблеме комплексно: выполнять упражнения, учиться расслабляться, не накапливать в себе отрицательные эмоции. А помогут в этом преподаватели школы ораторского мастерства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! На наших занятиях вы сможете развить свое индивидуальное звучание, раскрыть красоту и силу голоса. В результате к вам будут прислушиваться не только друзья и коллеги, но и незнакомые люди во время публичных выступлений!
Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!
Если вам неудобно исполнять определенные ноты или звуки, а голос часто устает – скорее всего у вас зажимы в связках и горле.
Смотрите инструкцию как освободить голос, в этом видео:
👇👇👇
Существует упражнение, которое будет полезно выполнять даже людям, далеким от пения. Упражнение будет особенно полезным если вас когда-то учили опускать гортань и делать глубокий зевок.
Оно избавит вас от этих проблем и поможет петь и говорить свободно, своим натуральным звуком.
Простое упражнение для борьбы с зажимами – “Широкое горло”
1 – Нужно сделать вокальную маску.
Сделайте вокальную маску. Как ее сделать? Просто улыбнитесь: у вас должно появиться напряжение в скулах.
2 – Нужно вытащить язык, как собачка.
Высуньте язык далеко, словно вы превратились в собаку. Держите маску из первого действия и высовывайте язык. Если сначала не получится – посмотрите в зеркало и повторите.
3 – Подышать, как собачка.
Теперь вы должны опять на время превратиться в собаку: держите улыбку из первого действия, высовывайте язык, как во втором действии, и начинайте дышать. Представьте, что вам жарко, и вы можете регулировать теплообмен только с помощью языка (как собачки).
Вы должны быстро вдыхать и выдыхать. Почувствуйте напряжение, которое при этом появится в животе. Уже через минуту вы должны почувствовать холод в области шеи. В это время ваше горло как раз должно начать расширяться. Если во время упражнения поднимется язык, уложите его с помощью обычной ложки или ручки. Подойдут китайские палочки.
4 – Добавим артикуляцию
Теперь ко всем трем действиям можно добавить артикуляцию. Откройте челюсть широко, чтобы шея и горло расслабились. У вас появится объемный звук. Если точнее, откройте рот на ширину трех пальцев. Учтите, что чем ниже будет находиться ваша челюсть – тем эффективнее будет упражнение.
Шаг 5 – Добавим звуки.
Теперь ко всем действиям нужно добавить звуки. Используйте вокальную маску (улыбайтесь), высуньте язык, откройте широко челюсть, дышите как собака и произнесите звук «А». Нужно произносить звук громко и звонко. Чтобы все получилось, помогайте себе животом – выталкивайте им звуки.
Помните! Если вы будете делать такое упражнение регулярно, вы быстро избавитесь от зажимов в горле.
Возможно, что вас даже потянет в караоке – ведь вы обретете свободный натуральный звук, так подходящий для пения.
Как можно избавиться от ВСЕХ зажимов и петь свободно – расскажем на пробном уроке по скайпу >>>
Это самый популярный наш видео-урок на сегодняшний день.
Если вам понравилось и хотите двигаться дальше – здесь можно получить мой стартовый видео-курс вокала из 5 уроков >>>
Читайте также:
Мифы о правильном дыхании вокалиста
Узнай, какой у тебя голос – по строению лица >>>
Функциональная дисфония
Функциональная дисфония – это расстройство фонаторной функции при отсутствии анатомических изменений со стороны периферического звена голосового аппарата. Проявляется местными признаками (осиплостью голоса, болью, спазмами, першением в горле) и общеневрологическими симптомами (тревожностью, раздражительностью, апатией). Диагностическое обследование складывается из проведения ларингоскопии, стробоскопии, анализа акустических характеристик голоса, электроглоттографии. Фонопедическая коррекция функциональной дисфонии осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического лечения.
Общие сведения
Функциональные дисфонии ((ФД) – группа голосовых расстройств, в основе которых лежат дискоординационные нарушения при нормальном строении гортани. На долю ФД приходится примерно 40% всех нарушений голоса. Наиболее часто в фониатрической практике встречается гипотонусная дисфония (70-80%), значительно реже − гипертонусная (2,4%).
Гендерные и возрастные особенности распределения различных видов функциональных дисфоний различны. Так, гипертонусной дисфонией чаще страдают мужчин, гипотонусной и спастической – женщины. Мутационные дисфонии характерны для подростков. Фонастения является профессиональным заболеванием лиц голосовых профессий.
Функциональная дисфония
Причины
Главное отличие функциональной дисфонии от органической – отсутствие стойких органических изменений в системе голосообразования. Фонаторная дисфункция развивается преимущественно на фоне конституциональных, стрессогенных, гормональных, неврогенных факторов. Все причины функциональной дисфонии можно разделить на несколько групп:
- Перенапряжение голоса. Толчком к развитию гипертонусной ФД может послужить неправильная техника голосоведения: форсированная манера пения и речи, повышение голоса в шумной обстановке. Особенно нежелательны голосовые нагрузки в периоды заболеваний верхних дыхательных путей (ОРВИ, ларингита, трахеита). Гипотонусная дисфония, напротив, может сформироваться на фоне длительного молчания.
- Психогенные факторы. Изменение голоса по типу дисфонии может возникнуть в связи с психотравмирующей ситуацией, астеническим синдромом любой этиологии, тревожными расстройствами, депрессией. Эмоциональная лабильность, склонность к истерическим реакциям обычно выступают триггерами функциональной афонии.
- Эндокринные расстройства. Среди причин данной группы преобладают заболевания щитовидной железы (гипотиреоз, гипертиреоз). Функциональные нарушения голоса возможны при миастении, обусловленной патологией вилочковой железы. У подростков в период полового созревания может развиться мутационная дисфония, у женщин при климаксе – пресбифония.
- Неврологические заболевания: вегето-сосудистая дистония, болезнь Паркинсона, ЧМТ и др.
Патогенез
Механизм возникновения функциональной дисфонии связан с дискоординацией ряда процессов, обеспечивающих голосообразование: речевого дыхания, собственно фонации и артикуляции. Гипотонусная дисфония сопровождается паретичностью мышц гортани, несмыканием голосовых складок. Колебания голосовых складок слабые, неактивные, дыхательные циклы неритмичные.
При гипертонусной ФД чрезмерная голосовая нагрузка вызывает тоническое напряжение мышц лица, шеи, брюшного пресса, спастические сокращения голосовых складок. Дыхание при этом неглубокое, неравномерное, из-за напряжения диафрагмы выдох происходит толчкообразно. Голосовые связки становятся гиперемированными, отечными, при фонации «наползают» друг на друга. Со временем развивается гипертрофия вестибулярных складок.
Гипо-гипертонусная дисфония характеризуется снижением тонуса голосовых складок при повышенном тонусе вестибулярных. При этом фонация реализуется не за счет истинных, а за счет ложных (вестибулярных) складок гортани − возникает так называемый вестибулярно-складковый голос.
В основе спастической дисфонии лежит нарушение согласованной работы наружных и внутренних мышц гортани, а также дыхательной мускулатуры. Наряду со спазмом голосовых складок возникают артикуляционные судороги, сокращения лицевых и шейных мышц.
Классификация
В зависимости от состояния голосовых складок во время фонации и ларингоскопической картины функциональные дисфонии принято делить на 4 группы:
- Гипотонусные (гипокинетические, гипофункциональные) – тонус мышц гортани снижен, при фонации активность голосовых складок слабая;
- Гипертонусные (гиперкинетические, гиперфукниональные) − тонус гортанных мышц и напряжение складок повышены;
- Гипо-гипертонусные (гипо-гиперкинетические, или смешанные) – тонус истинных складок снижен, а ложных ‒ повышен;
- Спастические – неконтролируемо повышен тонус гортанных, артикуляторных мышц, дыхательной мускулатуры.
Некоторые авторы в дополнение к этим разновидностям добавляют также фонастению, мутационную дисфонию и функциональную (психогенную, истерическую) афонию.
Симптомы функциональной дисфонии
Гипертонусная дисфония
Фонация происходит с дополнительным усилием, напряжением мышц лица и шеи. Тембр становится резким, пронзительным, в голосе появляется неприятный металлический оттенок. Субъективные симптомы при гиперкинетической функциональной дисфонии сводятся к постоянным болевым ощущениям в горле, желанию откашлять скапливающуюся слизь.
Пациент отмечает, что не может произвольно изменить силу и тембр голоса. Голосовая утомляемость и периодически возникающие спазмы в горле вынуждают в скором времени прекратить разговор или пение и замолчать.
Гипотонусная дисфония
Жалобы при гипокинетической ФД сводятся к быстро наступающему голосовому утомлению. Голос становится тусклым, глухим. При разговоре отмечается придыхание, слышится хриплый призвук («песок») в голосе. При гипо-гипертонусной функциональной дисфонии голос слабый, зажатый, сдавленный.
Спастическая дисфония
Данной формой чаще страдают женщины в возрасте 40-45 лет, пережившие психотравмирующую ситуацию. Характерными акустическими признаками являются напряженный голос, постоянные непроизвольные колебания тональности и силы при произнесении одной фразы. Сами пациенты жалуются на охриплость, дополнительные призвуки при фонации, необходимость делать частые голосовые паузы. В то же время при смехе, плаче, кашле голос звучит нормально.
В тяжелых случаях речь становится беззвучной, плохо разборчивой. Во время разговора у больных возникают запинки, подергивания век, судорожные сокращения мимической и артикуляционной мускулатуры, ларингоспазмы. В неврологическом статусе нередко присутствуют апатия, тревожность, дистонические синдромы: блефароспазм, кривошея, писчий спазм.
Осложнения
Функциональные нарушения, вызывающие дисфонию, обратимы, однако в ряде случаев могут вызывать вторичные органические изменения голосового аппарата. Так, при длительном течении гиперкинетической дисфонии формируются узелки голосовых складок. При спастической дисфонии и психогенной афонии отмечаются неврологические наслоения, которые поддерживают рецидивы функциональной дисфонии.
Стойкое расстройство голосовой функции ставит коммуникативные барьеры, рождает неверие в возможность восстановления голоса. Для тех, у кого голос является профессиональным инструментом, функциональные дисфонии могут стать серьезным препятствием на пути самореализации и построения карьеры.
Диагностика
Пациенты с нарушениями голоса нуждаются во всестороннем обследовании. В первую очередь им требуется консультация отоларинголога-фониатра, по показаниям – невролога, эндокринолога. На приеме большинство пациентов жалуется на утомляемость и осиплость голоса, першение, сухость в горле, которые усиливаются при голосовой нагрузке и стрессе. Клинико-инструментальное обследование включает:
- Эндоскопию гортани. С помощью ларингоскопии выявляется отсутствие органической патологии гортани, дисфункция голосовых складок. При гипертонусной дисфонии складки отечны и плотно соприкасаются; при гипотонусной – паретичны, не смыкаются; при спастической форме выявляются судорожные сокращения мышц гортани. Ларингостробоскопия позволяет оценить частоту, амплитуду, синхронность фонаторных колебаний голосовых складок.
- Акустический анализ голоса (ААГ). При всех формах функциональных дисфоний выявляются следующие отклонения: резкое сокращение времени максимальной фонации, значительное сужение частотного диапазона, отрицательный индекс дисфонии, снижение частоты основного тона.
- Методы ЭФИ. К внегортанным методам обследования относятся электроглоттография (ЭГГ), электромиография (ЭМГ). ЭГГ регистрирует характер колебаний голосовых складок (гиперкинез, гипокинез). ЭМГ мышц гортани выявляет их спастичное или паретичное состояние. Исследования позволяют объективизировать данные эндоскопии.
- Логопедическое обследование. Больным с функциональной дисфонией показана консультация фонопеда. Специалист оценивает особенности голоса (силу, тембр, атаку звука), характер физиологического и речевого дыхания, интонационные характеристики речи. В дальнейшем эти данные ложатся в основу составления коррекционного маршрута.
Проведение дифференциальной диагностики требуется между различными формами функциональной дисфонии (гипо- и гипертонусной, спастической, гипо-гиперкинетической), а также между функциональным и органическим нарушением голоса. Для последнего характерно наличие анатомических изменений в органах голосообразования (пороков развития, воспаления, опухолей, параличей и пр.).
Лечение функциональной дисфонии
Медицинские мероприятия
Комплексная терапия функциональных дисфоний складывается из медикаментозных, физиотерапевтических мероприятий, местного лечения. Алгоритм лечения разных видов ФД разрабатывается индивидуально с учетом производящих причин. Основные составляющие:
- Лекарственная терапия. В большинстве случаев пациенты с ФД являются соматически здоровыми, поэтому лекарственная терапия назначается не всегда. При гипертонусных формах возможно назначение седативных и спазмолитических средств, при гипотонусной – витаминов группы В. С симптоматической целью могут применяться гомеопатические препараты.
- Физиотерапия. Из наружных методов воздействия при функциональной дисфонии эффективны чрезкожные электропроцедуры (электрофорез, амплипульстерапия, ДДТ), низкочастотная магнитотерапия. Из эндоларингеальных методик применяют флюктуоризацию, электростимуляцию мышц гортани на аппарате VocaSTIM. Для нормализации деятельности нервной системы проводят сеансы иглоукалывания, массаж.
- Лечебные манипуляции. С целью санации резонаторных полостей назначают лекарственные ингаляции, инстилляции в гортань лекарственных веществ, озонотерапию. Для снятия мышечных спазмов в гортани и шее могут выполняться инъекции ботулотоксина.
- Психокоррекция. Для снижения тревожности, преодоления стресса пациентам с функциональной дисфонией нередко требуется помощь психолога, психотерапевта. Проводятся аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, обучение методам релаксации.
Фонопедическая коррекция
Реабилитационные мероприятия по восстановлению голоса обязательно включают фонопедическую терапию. Функциональные тренировки голосового аппарата направлены на укрепление мышечной силы и достижение оптимального звучания голоса. Этапы работы:
- нормализация тонуса мышц гортани;
- перестройка физиологического и фонационного дыхания;
- выработка правильного механизма голосообразования;
- закрепление правильной фонации, ее введение в повседневное общение.
Из специальных методов логопедического воздействия используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, вибрационный логомассаж, фонопедические и вокальные упражнения
Прогноз и профилактика
При грамотно выстроенной лечебно-реабилитационной работе дисфонические расстройства исчезают бесследно. Однако в случае повторного действия причинного фактора они могут рецидивировать неоднократно. Восстановление голоса при длительных функциональных дисфониях у пациентов с вторичными личностными изменениями и неверием в результат лечения представляет определенную сложность. Профилактика предполагает соблюдение оптимальных голосовых нагрузок, повышение стрессоустойчивости, терапию эндокринных и нервных заболеваний.
Литература 1. Функциональные нарушения голоса в практике логопеда-фонопеда/ Родькина В.А.// Концепт. – 2019 − №12. 2. Восстановление голоса у лиц с гипотонусной дисфонией/ Барабанов Р.Е.// Педагогические науки. – 2016 − № 2. 3. К вопросу о функциональных дисфониях/ Милоченко Т.Г.// Журнал вушних, носових і горлових хвороб. – 2011 – №2. 4. Нарушения голоса/ Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006. |
Код МКБ-10 R49.0 |
Функциональная дисфония – лечение в Москве
Как научиться красиво говорить
интервью
Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»
Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.
— Можно ли поставить голос или это дается от природы?
— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.
У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.
Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.
— Что за привычки? Зажимать гортань?
— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.
Дыхательное упражнение с книгой
— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?
— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.
Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.
А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.
— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?
— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.
— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?
— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.
Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.
Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.
Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.
— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?
Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне
— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.
Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.
— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?
— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.
Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.
Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.
Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.
— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?
— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.
Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.
Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.
— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?
— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.
Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.
Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.
— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?
Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.
— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.
Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.
Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.
— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?
— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.
Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.
— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?
— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.
Интервью взял: Илья Демьянов