#1
DragonXXI
- Студенты
- 87 сообщений
Абитуриент
Отправлено 22 April 2008 – 09:59
Методисты и студенты, которые распологают данными по учебным планам! Просьба выложить план или перечень юнит с кодом дисциплины на определенный семестр. Выкладывайте всю информацию о юнитах определенного факультета и семестра.
Пример:
Семестр 6 курс 3 – менеджмент.
Маркетинг – 0028
Управление персоналом – 0027
Хозяйственное право – 0073
где маркетинг – название предмета, а 0028 – код дисциплины.
Пожалуйста не ленитесь взять юниты прошлого года или семестра и написать код и название дисциплины.
Всем помогающим – респект и уважение!
Мой ICQ 475-012-182
Сообщение отредактировал DragonXXI: 22 April 2008 – 13:41
- Наверх
#2
DragonXXI
DragonXXI
- Студенты
- 87 сообщений
Абитуриент
Отправлено 22 April 2008 – 13:39
6 семестр 3 курс – менеджмент.
Физ-ра – 0352
Маркетинг – 0028
Бух. учет, анализ и аудит – 0008
Исследование систем управления – 0053
Управление персоналом – 0027
Хозяйственное право – 0073
Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы – 0521
Основы стандартизации сертификации и методологии – 0331
Бюджетная система РФ – 1263
Логистика – 0040
Финансовый менеджмент – 0035
8 семестр 4 курс – менеджмент.
Государственное и муниципальное управление – 1831
Управление качеством – 0472
Сообщение отредактировал DragonXXI: 22 April 2008 – 13:39
- Наверх
#3
knopkasuper
Отправлено 23 April 2008 – 21:17
Юриспруденция 7 семестр
Физ-ра 0352
ИППУ 0066
Трудовое право 0075
УПП 1395
Криминалистика 0079
Прокурорский надзор 0475
РПП 0078
Проблемы общей теории гос-ва и права 2005
Налоговое право 0606
Адворатура РФ 0475
Сообщение отредактировал knopkasuper: 23 April 2008 – 21:20
- Наверх
#4
knopkasuper
Отправлено 23 April 2008 – 21:27
Юриспруденция 4 семестр
Английский яз 0762
Конституционное право 0074
КП ЗС 0081
гражданское право 0069
административное право 0068
уголовное право 1394
международное право 0070
муниципальное право 0526
коммерческое право 0474
физ-ра 0352
- Наверх
#5
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 12:53
Информатика и ВТ 4 семестр:
английский – 0762.07.02 0762.08.02
Вычислительная математика – 1001.01.01 1001.02.01
Технология программирования – 0641.01.03 0641.02.03 0641.03.03
Физика – 0619.05.03 0619.06.03 0619.07.03 0619.08.03
Экономика – 0030.01.01 0030.02.01 0030.03.01
электротехника и электроника – 0646.01.03 0646.02.03
Физическая культура – 0352.04.02
Сообщение отредактировал Trojan: 14 May 2008 – 12:54
- Наверх
#6
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 13:03
Информатика и ВТ 3 семестр:
Английский язык – 0762.05.02 0762.06.02
история – 0994.01.01 0994.02.01
Культурология – 0006.01.06
Мат.анализ – 1357.09.03 1357.10.03 1357.11.03 1357.12.03
Математическая логика и теория алгоритмов – 1000.01.01 1000.02.01
ПЯВУ – 0640.05 (+ Курсовая)
Физика – 0619.03.03 0619.04.03
Философия – 0005.01.05 0005.02.05
- Наверх
#7
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 14:35
Информатика и ВТ 1 семестр:
Алгебра и геометрия – 1532.01.03 1532.02.03 1532.03.03
Англ яз – 0762.01.02 0762.02.02
Информатика – 1533.01.01 1533.02.01 1533.03.01 1533.04.01
Мат анализ – 1357.01.03 1357.02.03 1357.03.03 1357.04.03
ПЯВУ – 0640.01.01 0640.02.01
- Наверх
#8
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 14:50
Информатика и ВТ 2 семестр:
Мат анализ – 1357.05.03 1357.06.03 1357.07.03 1357.08.03
Алгебра и геометрия – 1532.04.03
Компьютерный практикум – 1178.01.01 1178.02.01 1178.03.01 1178.04.02
ПЯВУ – 0640.03.01 0640.04.01
Англ яз – 0762.03.02 0762.04.02
Физика – 0619.01.03 0619.02.03
Дискретная математика – 0670.01.01 0670.02.01
- Наверх
#9
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 15:12
Информатика и ВТ 1 семестр (УСКОРЕННИКИ):
алгебра и геометрия – 1532.01.03 1532.02.03 1532.03.03
Английский язык – 0762.01.02 0762.02.02
Безопасность жизнедеятельности – 0193.01.01 0193.02.01
Информатика – 1533.01.01 1533.02.01 1533.03.01 1533.04.01
Математический анализ – 1357.01.03 1357.02.03 1357.03.03
Правоведение – 1344.01.01
Стилистика рус. яз и культ. речи0942.01.01 0942.02.01 0942.03.01
русский и культура речи – 1343.01.01 1343.02.01 1343.03.01
Философия – 0005.01.05 0005.02.05
- Наверх
#10
Trojan
Отправлено 14 May 2008 – 15:22
Информатика и ВТ 2 семестр (УСКОРЕННИКИ):
Английский язык – 0762.03.02 0762.04.02
Дискретная математика – 0670.01.01 0670.02.01
Организация ЭВМ и систем – 0648.01.01 0648.02.01 0648.03.01
Технология программирования – 0641.01.03 0641.02.03 0641.03.03
Физика – 0619.01.03 0619.02.03 0619.03.03
Отечественная история – 0994.01.01 0994.02.01
ПЯВУ – 0640.01.01 0640.02.01
Комп. практикум 1178.01.01 1178.02.01 1178.03.01 1178.04.01
Мат анализ – 1357.05.03 1357.06.03 1357.07.03 1357.08.03
Алгебра и геометрия – 1532.04.03
- Наверх
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
- ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Планирование учебного процесса
2.1.1 Учебный процесс организуется в соответствии с индивидуальным учебным планом по выбранной обучающимся образовательной программе.
Учебный план включает перечень учебных дисциплин, форм и сроков отчетности, распределение дисциплин по семестрам и курсам. Все дисциплины учебного плана подразделяются на обязательные дисциплины (базовая часть) и дисциплины по выбору (вариативная часть).
Учебный процесс выстраивается по модульному принципу, который предусматривает разделение каждой учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Объем каждого модуля равен зачетной единице (крéдиту) и рассчитан на усвоение в среднем за 36 академических часов (по 45 минут).
2.1.2 Ровеб-технология предусматривает, что каждый обучающийся самостоятельно с помощью интеллектуального робота «Комбат» составляет индивидуальный учебный план на весь период обучения с возможностью корректировки сроков обучения. На основании этого учебного плана в автоматическом режиме для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план на семестр (семестровый учебный план). Далее обучающийся также с помощью робота самостоятельно составляет индивидуальное расписание занятий, в наибольшей степени соответствующее индивидуальным предпочтениям обучающегося.
Таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория с точной привязкой учебных занятий к индивидуальному учебному плану без возможности незаконного вмешательства извне и изменения образовательной траектории без желания обучающегося. К каждому занятию в автоматическом режиме привязывается набор электронных учебных и научных ресурсов, которые обучающийся должен в обязательном порядке освоить в процессе обучения, чтобы получить гарантированный объем знаний.
2.1.3 Порядок прохождения электронных занятий контролируется автоматически интеллектуальным роботом «Каскад» на основе индивидуального учебного плана обучающегося.
Для каждого уровня и объема аттестаций разработаны эталоны достижений, необходимых для допуска к аттестации следующего уровня на основе автоматизированного сопоставления полученных обучающимся результатов аттестаций с эталоном.
Все учебные материалы и задания по модулям/дисциплинам хранятся на серверах и доступны обучающимся через специальный сайт «Личная студия».
III. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Виды занятий
По каждому модулю дисциплины индивидуального учебного плана предусмотрены следующие виды занятий:
3.1.1 Письменные творческие работы
Выполнение письменных работ (реферат, эссе, отчет по практике, электронная письменная предзащита, научно-исследовательская работа и др. направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
- умение логически стройно, точно и ясно излагать письменную речь, аргументировано обосновывать получаемые результаты;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (в том числе при работе с информацией в глобальных компьютерных сетях);
- умение аргументировано обосновывать самостоятельно принимаемые и предлагаемые к реализации решения, использовать полученные знания на практике;
- способность к творческому мышлению, умение отстаивать свою точку зрения;
- владение навыками исследовательской деятельности.
Письменные работы оцениваются научно-педагогическими работниками с использованием интеллектуального робота контроля оригинальности и профессионализма (ИР «КОП»), что ускоряет процесс проверки, позволяет увеличить количество выполняемых письменных работ, обеспечивает качество проверки и ее объективность, позволяет устанавливать уровень самостоятельности выполнения работ, их профессионализм.
При положительной оценке работа получает оценку «зачтено». При оценке два балла она с оценкой «не зачтено» возвращается на доработку.
Письменные работы хранятся в электронном досье обучающегося в ИС «Луч», а также в «Личной студии».
3.1.1.1 Реферат-исследование региональный – выбирается для дисциплин, обладающих свойством конкретности и не обладающих свойствами полемичности и алгоритмичности.
Цель реферата-исследования – оказание помощи конкретному поселению, или группе граждан, или социальному развитию, определенную на основании анализа статистики, анкетирования, интервью, изучению положительного или отрицательного опыта. Количество альтернативных тем (заданий) для одного модуля (дисциплины) должно быть не менее корня квадратного из наибольшего количества обучающихся, изучающих данный раздел (дисциплину) указывающих одинаковый предпочтительный район своего проживания.
Пример: Исследуйте методами анкетирования, интервью (форму анкеты и вопросы интервью Вы должны разработать сами) и сбора статистики (методы сбора и обработки статистики Вы должны разработать сами) банковское обслуживание в регионе Вашего проживания. Разработайте предложения по улучшению банковского обслуживания и сопоставьте предлагаемые Вами меры с практикой банковского обслуживания в Вашем регионе. Объем реферата 4-8 стр. по 1800 знаков на странице. Приложите использованные Вами формы анкет, вопросы интервью и методику обработки данных.
3.1.1.2 Реферат-исследование производственный – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойством конкретности и не обладающих свойствами полемичности и алгоритмичности.
Цель реферата-исследования – извлечь пользу для конкретного производства, завода, предприятия, определенную на основании анализа статистики, анкетирования, интервью, изучения положительного или отрицательного опыта. Количество альтернативных тем (заданий) для одного модуля (дисциплины) должно быть не менее корня квадратного из наибольшего количества обучающихся, изучающих данный раздел (дисциплину) указывающих одинаковое предприятие, завод.
Пример: Исследуйте методами анкетирования, интервью (форму анкеты и вопросы интервью Вы должны разработать сами) и сбора статистики (методы сбора и обработки статистики Вы должны разработать сами) проблему консультации с потенциальным работодателем, в котором опишите свое представление о будущей профессии, роде деятельности, должностных обязанностях, необходимых компетенциях, уровне заработка, предполагаемом карьерном росте, общественном престиже, использовании творческого потенциала, необходимой активности и самостоятельности. Объем отчета 4-8 страниц по 1800 знаков на странице.
3.1.1.3 Реферат – задание – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойством конкретности и не обладающих свойствами полемичности и алгоритмичности.
Цель реферата-задания – формулировка конкретной темы реферата по определенному направлению.
Пример: Выполните учебное задание в виде формулировки конкретной темы реферата по одному из важных направлений социального развития в регионе проживания обучающегося – будущего автора реферата. В тексте учебного задания обоснуйте, почему это направление Вы считаете важным, определите критерии, по которым автор реферата будет оценивать решаемую им проблему, а также цели, задачи и желаемые результаты предлагаемых им мероприятий и изменения хозяйственной практики. Объем текста учебного задания не 4-8 страниц по 1800 знаков на странице.
3.1.1.4 Реферат-эссе – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойствами конкретности и полемичности и не обладающих свойствами алгоритмичности. В качестве темы выбирается актуальная проблема, широко обсуждаемая в социуме и, как правило, позволяющая высказать обучающемуся свое оригинальное суждение.
Пример: Политика государства в сфере образования.
3.1.1.5 Реферат–рецензия – выбирается для разделов (дисциплин) с любыми свойствами с помощью отбора актуальных рецензируемых материалов. При хорошо работающей системе поиска материалов для рецензий количество альтернативных заданий не регламентируется.
Пример: Напишите реферат-рецензию на статью…В реферате должны быть отражены основные цели автора, утверждения и их обоснования. Проведите поиск и ознакомьтесь с дополнительной литературой. Выразите свое мнение по поводу утверждений автора и обоснуйте его. Объем реферата в 4-8 стр. по 1800 знаков на странице.
Пример: Напишите реферат-рецензию на статью…Сформулируйте основные утверждения автора. Приведите собственные примеры для утверждения автора, положительные для тех, с которыми Вы согласны, отрицательные для тех, с которыми Вы не согласны.
3.1.1.6 Реферат-персональный – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойствами конкретности и не обладающих свойствами алгоритмичности и полемичности.
Цель – выявление положительных качеств персоны в вашем регионе путем сбора информации и проведения интервью с выбранной персоной. (Личностные качества, действия, советы и др.)
Пример: Исследуйте методами анкетирования или интервью (форму анкеты и вопросы интервью Вы должны разработать сами) личность выдающегося деятеля региона вашего проживания, в настоящее время оказывающего значительное влияние на общество. Определите, в чем причины его успеха, какими качествами и компетенциями надо обладать для достижения такого успеха. Объем реферата 4-8 стр. по 1800 знаков на странице. Приложите использованные Вами формы анкет, вопросы интервью и методику обработки данных.
3.1.1.7 Реферат – по выявлению компетенций – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойствами конкретности и не обладающих свойствами алгоритмичности и полемичности.
Цель реферата – выявление компетенций, которыми должен обладать будущий работник, занимающий определенную должность в определенной сфере деятельности, работа выполняется путем сбора информации у работодателя и у сотрудников учреждения или предприятия.
(Интервью об определенных должностях; что надо уметь делать, чтобы занимать определенную должность).
Пример: Выполните учебное задание в виде исследования методами анкетирования или интервью (форму анкеты и вопросы интервью Вы должны разработать сами) с потенциальным работодателем, на тему какими компетенциями должен обладать будущий менеджер по управлению персонала, сотрудник отдела кадров.
3.1.1.8 Реферат – презентация – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойствами конкретности и полемичности и не обладающих свойствами алгоритмичности. В качестве темы выбирается утверждения из юниты.
Цель реферата-презентации – научиться выражать свои мысли по изученному материалу.
Пример: Выполните учебное задание в виде реферата с презентацией в формате Power Point на тему «Почему надо поступать учиться на данное направление». Объем реферата 5-6 страниц. Объем презентации не менее 10 слайдов.
3.1.1.9 Реферат – примеры – выбирается для разделов (дисциплин) обладающих свойствами конкретности и полемичности и не обладающих свойствами алгоритмичности. В качестве темы выбираются утверждения из Юниты.
(Пять утверждений по два примера).
Пример: Приведите по 2 примера к понятиям «Конституционная монархия», «Тоталитаризм» и т.д. Дайте определение понятиям данного реферата, укажите содержание, структуру и взаимосвязь понятий.
3.1.1.10 Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы междисциплинарного характера с элементами научного анализа, являющаяся одним из видов промежуточной аттестации, отражающая приобретенные обучающимся теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.
Курсовая работа должна носить междисциплинарный характер. Темы курсовых работ близки к регламентированным ФГОСами компетенциям и профессиональным задачам с обязательной конкретикой по географическим, социальным и др. признакам.
Курсовые работы, предусмотренные учебными планами, выполняются по разработанным темам и методическим указаниям, в электронном виде в стандартном шаблоне, который доступен обучающемуся в «Личной студии». Заполненный электронный шаблон курсовой работы и проверки обучающийся загружает самостоятельно через «Личную студию».
Проверка курсовой работы проводится научно-педагогическими работниками с помощью ИР «КОП», сформированный аттестационный лист сохраняется в ИИС «Луч» на центральном сервере и доступен для просмотра в «Личной студии», как и сама работа.
3.1.1.11 Практика (учебная, производственная, в том числе преддипломная) – вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Сроки проведения практик устанавливаются в соответствии с учебным планом Практики могут осуществляться непрерывно или дискретно, путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям).
Выбор места практики осуществляется обучающимся самостоятельно по месту нахождения. Дистанционный контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием осуществляет руководитель практики, назначаемый из числа профессорско-преподавательского состава.
Отчеты по практике выполняются в соответствии с разработанными методическими указаниями и программами проведения каждого вида практики. Обучающийся размещает отчет по практике в электронном виде в «Личной студии» и отправляет для проверки. Проверка отчета по практике проводится преподавателями соответствующей предметной области. Сформированный аттестационный лист с результатами оценки по практике сохраняется в ИИС «Луч» на центральном сервере и доступен для просмотра в «Личной студии».
3.1.1.12 Научно-исследовательская работа магистрантов – проведение научно-исследовательских работ для магистрантов под руководством высококвалифицированных специалистов в научной и предметной области.
Научно-исследовательские работы (НИР) магистранта направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и являются, как правило, основой будущей магистерской диссертации обучающихся. Руководитель магистерской диссертации определяется в начале обучения и в его задачу входит систематическое научное сопровождение исследований магистранта. Отчет о НИР магистранта – научно-технический документ, описывающий состояние научно-технической проблемы и результаты научного исследования. Обучающийся размещает отчет по НИР в электронном виде через «Личную студию» и отправляет его для проверки.
3.1.1.13 Штудирование – вид занятия, в процессе которого обучающийся изучает текстовые и иные источники и составляет по заданной теме конспект в электронном виде. Цель занятия – усвоение знаний в виде новых понятий, их структурирование, классификация, овладение новыми терминами, создание личной библиотеки конспектов, личной библиографии.
Учебные и научные материалы для штудирования размещены в Интегральной учебной библиотеке (далее – Интуб), которая обеспечивает доступ обучающимся к основной и дополнительной учебной и научной литературе, учебным материалам, периодическим и справочным изданиям. Виртуальный читальный зал Интуба содержит учебные и научные библиотечные ресурсы российских федеральных образовательных порталов и других библиотечных систем. Все ресурсы Интуб систематизированы по фондам, типам, релевантности, коду и названию дисциплины, образовательной программе, и каждый ресурс имеет уникальное библиографическое описание.
Вход в Интуб персонализирован, т.е. на сайт Интуб обучающийся может войти только по логину и паролю через «Личную студию».
Задачи занятия:
- выбрать из Интуба для штудирования текстовые и иные учебные материалы, руководствуясь собственными потребностями и индексами релевантности;
- составить конспект изученных учебных материалов;
- составить глоссарий профессиональных и иных терминов;
- составить логическую схему основных понятий и связей между ними (при необходимости);
- составить библиографию проштудированных источников.
Занятие считается пройденным после выполнения обучающимся всех видов заданий. Обучающийся может выполнять данное занятие неограниченное число раз до тех пор, пока им не будут освоены новые понятия. В случае неполного выполнения занятия программа в автоматическом режиме осуществляет возврат обучающегося к выполнению задания, которое не выполнено.
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2 Устные творческие работы
3.1.2.1 Тезаурусный тренинг – интерактивное учебное занятие, цель которого – развитие понятийно-терминологического арсенала обучающегося, представленного совокупностью наиболее часто употребляемых сложных общекультурных и профессиональных терминов. При этом под развитием подразумевается знание обучающимся терминов и их определений и свободное владение ими – умение правильно произносить и использовать в устной и письменной речи.
Задачи занятия: предоставить обучающемуся возможность усвоить за время занятия требуемое количество терминов, выбранных ему компьютером из базы знаний «Тезаурус», имея в виду:
- научиться правильному произношению каждого термина;
- понять и закрепить в памяти смысловое содержание каждого термина;
- для каждого термина придумать и предъявить роботу пример правильного использования данного термина в речи. (Пример должен быть в виде связного предложения, состоящего из не менее, чем трех слов).
Занятие «Тезаурусный тренинг» считается выполненным, если обучающийся записал по две звуковые дорожки на каждое изученное понятие. Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.2 Вебинар – коллективное обсуждение проблем по определенной теме, организованное при помощи веб-технологий в режиме реального времени.
Вебинар выбирается для разделов (дисциплин), обладающих свойством полемичности и не обладающих свойствами конкретности и алгоритмичности. В качестве тем выбираются актуальные проблемы, широко обсуждаемые в социуме и, как правило, имеющие два примерно равных по силе доводов варианта решений. Количество альтернативных тем должно быть не менее корня квадратного из количества обучающихся, изучающих данный раздел (дисциплину). Для разделов (дисциплин) общенаучного цикла, а также гуманитарного, социального и экономического цикла количество альтернативных тем может быть уменьшено в 2-5 раз.
Пример: Нужна ли России демократия?
Цель учебного занятия – развитие у участников вебинара навыков выработки и отстаивания своей точки зрения, закрепление профессиональных знаний и развитие навыков социализации в профессиональной среде. Каждый участник вебинара должен принять участие в обсуждении проблем, предусмотренных программой дискуссии и решить при этом следующие задачи:
- озвучить собственную точку зрения на обсуждаемую проблему и свое отношение к позициям других выступающих;
- продемонстрировать умение эффективно использовать время, предоставленное для выступления.
Участник вебинара, выступивший четыре раза (по два по каждой проблеме), за занятие получает оценку «зачтено».
3.1.2.3 Учебное экспертирование письменной работы – занятие, цель которого – научить обучающегося, выступающего в роли эксперта, критическому анализу и объективному оцениванию письменных работ, выполненных другими обучающимися.
Задачи учебного занятия: прочитать, проанализировать предоставленные письменные работы и объективно оценить качество каждой из них.
Аттестация занятия «Учебное экспертирование письменной работы» производится по результатам заполнения экспертом бланка «Студенческая экспертная оценка письменной работы» по всем экспертируемым работам. Оценка «зачтено» ставится при условии, если проверенные им работы оценены по всем по всем критериям и его оценки объективны, что определяется проверяющим по психологическим и статистическим критериям. Если эти условия не выполнены, эксперт получает за данное учебное занятие оценку «не зачтено».
Студенческие экспертные оценки хранятся на сервере и доступны для просмотра на сайте «Личная студия» в разделе «Выполнение творческих работ». Студенческие экспертные оценки, которые обучающийся составлял на работы других обучающихся, доступны в разделе «Портфолио» на сайте «Личная студия» в разделе «Экспертные оценки».
3.1.2.4 Занятия с обучающими роботами профтьюторов, тренирующих профессиональные умения; симуляционных тьюторов, тренирующих профессиональные навыки.
3.1.2.5 Устный доклад – вид учебного занятия, в котором обучающийся излагает выполненное им исследование на заданную тему.
Устный доклад выбирается для разделов (дисциплин), не имеющих свойств полемичности, конкретности и алгоритмичности, посвященных усвоению обучающимися установившихся понятий и закономерностей, то есть не имеющих также свойства актуальности. Важно, чтобы темы (задания) были достаточно мелкими, что позволит их разнообразить. Количество альтернативных тем (заданий) должно быть не менее корня квадратного из общего количества обучающихся, изучающих данный раздел (дисциплину). Для модулей (дисциплин) общенаучного цикла, также гуманитарного, социального и экономического цикла количество альтернативных тем (заданий) может быть уменьшено в 2-5 раз.
Пример: Виды и особенности нарушения памяти у человека.
Цель устного доклада – научить обучающегося:
- умению правильно и свободно держать себя перед большой аудиторией, видео- и телекамерами;
- грамотному и четкому изложению темы доклада, умению укладываться в отведенное для доклада время и правильно распределять его;
- свободному владению речью без засоряющих выражений;
- хорошим манерам, естественному поведению, раскованности, навыкам свободного общения с большой аудиторией.
Задачи занятия:
Обучающийся должен подготовить, записать и выложить в Интернет устное выступление по заданной теме, предоставить доступ к выступлению для проведения его учебного экспертирования.
Занятие «Устный доклад» считается выполненным, если обучающийся записал устный доклад длительностью до 10 минут и загрузил ссылку на это выступление на сайт «Личная студия».
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.6 Учебное экспертирование устного доклада – формирование и развитие у обучающихся умений критического анализа и объективного оценивания явлений гуманитарной и профессиональной культуры, в том числе – качество устного доклада.
Задачи занятия:
- обучение методике многокритериального оценивания творческой работы устного доклада;
- формирование навыков и умений критического оценивания рецензируемой работы и выставления оценки по каждому критерию;
- развитие у обучающегося мотивации к самооценке при выполнении творческих работ.
Занятие «Учебное экспертирование устного доклада» по учебной дисциплине доступно для обучающегося после того, как он выполнит учебное занятие «Устный доклад».
Учебное занятие проводится с помощью компьютерного средства обучения «Учебное экспертирование устного доклада», в котором обучающемуся на экспертное оценивание предоставляется запись пяти докладчиков, выбираемые случайным образом из базы проведенных устных докладов.
Занятие «Учебное экспертирование устного доклада» считается выполненным в том случае, если бланк «Экспертная оценка устных выступлений» заполнен по всем критериям и если объективность его оценок будет подтверждена и статистическими методами.
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.7 Вебколлоквиум используется для представления научно-исследовательской работы, в основном, магистрантов и аспирантов. Темы научно-исследовательских работ должны быть, как правило, конкретны, они выбираются и согласовываются научными руководителями.
3.1.2.8 Алгоритмический тренинг (тренинг по решению задач) выбирается для разделов (дисциплин), имеющих свойство алгоритмичности. Количество задач, решаемых на одном занятии, должно быть достаточным для выработки у обучающихся умения решать задачи данного типа. База задач одного типа должна не менее, чем в 10 раз превышать их число на одном занятии. Отбор задач для конкретного занятия производится методом случайного выбора компьютерной программой.
3.1.2.9 Ситуационный анализ (тренинг по разбору ситуаций) выбирается для разделов (дисциплин), имеющих свойство алгоритмичности. Все подходы к определению количества ситуаций аналогичны подходам к решении задач.
Пример: Правовое регулирование брака. Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным. Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?
3.1.2.10 Коллегиальный экзамен может применяться для дисциплин с любыми свойства, но для дисциплин, имеющих свойство алгоритмичности, он должен включать контрольное решение типовых задач, разбор типовых ситуаций и др. Для коллегиальных экзаменов должна быть подготовлена программа экзамена, как правило, состоящая из перечня дидактических единиц, опираясь на который, экзаменатор задает вопросы в любом порядке.
3.1.2.11 Бланк-тренинг – предоставляются текст задания с недостающими фрагментами и варианты фрагментов.
Цель бланк-тренинга – за отведенное на занятие время дополнить текст задания недостающими фрагментами.
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.12 Глоссарный тренинг – в занятии используются задания на установление парного соответствия.
Цель глоссарного тренинга – за отведенное на занятие время усвоить и закрепить понятия глоссария в тренинговом режиме, пройти контрольное тестирование по пройденному материалу.
При работе в тренинговом режиме используется метод доведения ответа до правильного, позволяющий добиться основной цели занятия: запоминание обучающимся словаря профессиональных терминов в рамках данного модуля.
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.13 Логическая схема – составной компонент аудиторного занятия «Мониторинг работы с текстами (МРТ)», которое проводится в соответствии с семестровым учебным планом, и его прохождение должно быть обязательным в процессе обучения.
Цель занятия «Логическая схема» – мониторинг выполнения одного из разделов задания в рабочем учебнике по модулю – разработки логической схемы базы знаний. Составление логических схем необходимо обучающемуся для того, чтобы осмыслить, обобщить и систематизировать информационные материалы, приведенные в рабочем учебнике.
Работу с КСО «Логическая схема» можно пройти только после изучения содержания материалов занятия «Штудировании» (рабочего учебника, других материалов по теме модуля дисциплины), просмотра слайд-лекций.
Выполненное занятие оценивается как «зачтено».
3.1.2.14 Модульное тестирование – проводится по каждому учебному модулю дисциплины, является завершающим этапом изучения модуля учебной дисциплины.
К КСО «Модульное тестирование» обучающийся допускается после успешного прохождения всех предыдущих контрольных процедур по модулю.
Цель модульного тестирования – выявление подготовки обучающегося для допуска к зачету по дисциплине или к предэкзаменационному тестированию, если дисциплина завершается экзаменом.
По результатам экзамена выставляется оценка по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), по следующим критериям:
- 91-100% правильных ответов – «отлично»;
- 71-90% правильных ответов – «хорошо»;
- 51-70% правильных ответов – «удовлетворительно»;
- 50% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».
Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа.
Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий.
Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор.
В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.
План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза.
Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС.
Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.
Новый базовый учебный план составляют, если:
- готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
- открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
- изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше